Диплом. Русская православная церковь санктпетербургская православная духовная академия кафедра церковнопрактических дисциплин
Скачать 0.58 Mb.
|
Заключение. Работу можно было озаглавить «Пути и ошибки русского священства», но так уж сложилось в нашей Церкви, что каждый священник исполняет духовнические обязанности. Только что рукоположенного пресвитера отправляют принимать исповедь, а это уже чисто духовническая функция. Как было сказано выше, в глубокий Досинодальный период духовное усыновление происходило именно через исповедь. Сегодня вряд ли кто-то из прихожан будет напрашиваться к новопоставленному иерею в духовные чада, да и новопоставленный иерей, если он адекватный, не будет набирать себе покаянную семью, но, тем не менее, функции духовника у нас исполняет каждый священник. Исключения бывают лишь в некоторых монастырях, где мирян исповедует учинённый на это послушание священномонах, поэтому в России слова священник и духовный отец практически синонимы. В данной работе мы попытались рассмотреть не столько пути и ошибки русского священства, сколько пути и ошибки русских священников, связанных с их духовнической деятельностью, поэтому работу я назвал «Пути и ошибки русского духовничества». Разбирая проблемы русского духовничества в разные периоды истории нашей Церкви, мы увидели, что некоторые из них, как например, недостаточная нравственная высота, были присущи многим священнослужителям во все времена. Другие проблемы, как, например, малограмотность духовенства, были присущи в определённый, Досинодальный период истории РПЦ. Впоследствии эта проблема была изжита, но, при острой нехватки кадров в конце XX и начале XXI века всплывала вновь. Третьи проблемы возникали лишь в определённый период истории. К таким проблемам можно отнести схоластическое отношение к таинствам и требам в Синодальный период, а также младостарчество, особенно обострившееся в постсоветское время. Некоторые ошибки духовничества возникали под давлением внешних обстоятельств, также и ошибки духовников влияли на процессы в русском обществе. В Досинодальный период – неограниченная власть духовника, неумение грамотно пользоваться которой – духовно расшатало русское общество, многих привело к обрядоверию, а некоторых представителей высшего сословия к вольнодумству и презрению отеческой веры. Синодальный период – замкнувший духовенство на самом себе и подчинивший Церковь под государственную машину – вызвал у многих священников отношение к Церкви как к государственной службе, развил у них протестантское отношение к таинствам, а в народе вообще формальное отношение к ним. В советское время многие из-за страха перед властью, уходили в обновленческий раскол, становились осведомителями КГБ, а то и вовсе отрекались от Христа. Если бы русское духовничество вело грамотную покаянную дисциплину, то, кто знает, может быть, и не было бы ни Синодального периода, ни революции 1917 года. Не зря же Господь говорит: «Жатвы много, а делателей мало» (Мф. IX:37). И под делателями жатвы Господь, как я понимаю, имеет в виду не количество священников, что их мало, а истинных пастырей, которые могут грамотно упасти народ Божий в Царство Небесное. На одноштатных приходах Русской Церкви священник всегда является негласным духовником своих прихожан, он знает их жизнь, немощи, проблемы и быт, так же как и прихожане знают его быт, проблемы и немощи. Всё пастырство и духовничество можно разделить на три типа. Счастливы прихожане того храма, в котором приход становится духовной семьёй, глава которой Христос, в котором священнослужитель становится отцом для пасомых и грамотно ведёт их ко Христу. Это первый тип пастыря – пастырь добрый, по подобию Христа, готовый душу свою положить за овец. Хуже – когда священник становится не отцом, а сухим администратором своего прихода, и там, где необходимо применить гибкость души, он применяет лишь мёртвую букву канона, безо всякого сострадания и человеколюбия.126 Такие священники чаще всего не становятся одним целым со своим приходом, они, в основном, разделяют «себя» и «приход», не мыслят себя одним целым со своей паствой, и чаще всего основные заботы у них не о словесном стаде, а о чём-то другом, в основном о материальном. Это второй тип пастыря – наёмник. И третий – самый худший вид пастырства, и самый плачевный для прихода – когда священнослужитель закрывает собой Христа, когда ведёт Божий народ не ко Христу, а к себе, говорит и действует от себя. Такой тип пастыря называется «волк в овечьей шкуре», он явно похищает овец у Христова стада. Русская пословица гласит: «каков поп, таков и приход». И действительно, если у священника нет мира в душе, то не будет мира и на всём его приходе, на всём что его окружает. Если священнослужитель сам духовно расшатан и не собран, то таков же будет и его приход. Если пастырь будет иметь внутренний мир в своей душе, то мир будет и на его приходе. Не зря преподобный Серафим Саровский сказал: «Стяжи дух мирен, и тогда тысячи вокруг тебя спасутся». Поэтому, каждый, кто призван к духовническому служению, просто обязан постоянно работать над собой, над своей душой, согревая в себе этот Божий дар, дар любви, данный ему в залог при совершении над ним таинства Священства, должен помнить, что через хиротонию Господь вручает ему самое дорогое – Свою паству. Настоящий духовник будет и сам духовно расти, и выращивать своих духовных чад, чтобы впоследствии они не как слепые, за каждым, порой, глупым вопросом, бежали к нему, но чтобы сами, духовно выросши, могли духовно ориентироваться. Главная заповедь врача – «Не навреди». Такая же главная заповедь должна быть у каждого, кто совершает духовнические дела. Только неопытный врач может навредить тленному телу, а неопытный духовник бессмертной душе. Эту работу я хочу посвятить своему духовному отцу, протоиерею Георгию П., ныне здравствующему и несущему послушание в одной из епархий на Урале, а завершить её словами Христа: «молитеся убо Господину жатвы, яко да изведет дeлатели на жатву свою». (Мф. IX: 38) Будем же молиться Господину жатвы – Пастыреначальнику Христу, чтобы Он по милосердию Своему явил в мир больше добрых делателй, добрых пастырей Своего словесного стада. Примечания. [1] В наше время такая генеральная исповедь проводится лишь перед совершением таинства Священства. [2] Если сравнить с современным положением игумена в монастырях, то сейчас Игумен монастыря - должность исключительно административная, а послушание братского духовника несёт учинённый опытный иеромонах. До недавнего времени возведение в сан игумена было наградой и в него возводились даже приходские иеромонахи, сейчас же в игуменство возводятся исключительно настоятели монастырей. [3] Очень много недостатков русского духовенства приводится в книге Е. Грекулова «Нравы русского духовенства» [ СПб, 2011 Издательство: Nevzorov Haute Ecole] с предисловием современного врага РПЦ А. Н. Невзорова. Я принципиально не привожу выдержки из этой книги, так как это исследование однобокое, составлено лишь за тем, чтобы очернить русское духовенство и всю Русскую Церковь. Оно и понятно: впервые труд увидел свет в 1928 г. и писался, скорее всего, на заказ новой власти, а А. Н. Невзоров никогда не упускал возможности бросить камень в РПЦ. [4] Тот же протопоп Аввакум делает грубейшую догматическую ошибку, именуя Святую Троице не «Единосущной», а «трисущной». См. стр. 7 [5] В древности было распространено мнение, что покаяние имеет цену лишь для тех, кто совершает его на своих ногах. [6] Достаточно вспомнить священномученика патриарха Ермогена, замученного поляками в кремле, с грамоты которого началось народное ополчение К. Минина и Д. Пожарского; преподобного Авраамия Палицына, сыгравшего немалую роль в одолении смуты; русские монастыри, материально помогавшие государству. [7] Все предпосылки благоприятствовали созданию симфонии Церкви и государства в начале XVII века. Патриарх Филарет был отцом первого русского царя Михаила из рода Романовых. [8]По словам Л. П. Рущинского, русский человек готов был лучше умереть, чем нарушить пост. [Рущинский Л. П. «Религиозный быт русских по сведениям иностранных писателей XVI и XVII веков», М. 1871, стр.285] [9] Вот как описывает нравственную перемену в высшем обществе прот. В. Цыпин: «Перемена обычаев» влекла за собой катастрофическое падение нравов, презрение к родной старине, к народному благочестию, которое стало восприниматься при «просвещенном» дворе как проявление невежества и дикости, а за всем этим следовала если и не прямая измена вере отцов, то равнодушие к ней. В России впервые появились тогда вольнодумцы. В своих забавах вельможные «афеисты» порой не останавливались и перед кощунственными выходками. Князь Хованский в одном из своих поместий устроил пир, сам напился до бесчувствия, а гости ради потехи обрядили его как мертвеца, уложили в гроб, отнесли в церковь и совершили над мертвецки пьяным князем богохульное «отпевание». Наутро причетники обнаружили в храме пред алтарем гроб, в котором лежал непроспавшийся после пьянки живой человек. Мало того, после своей грязной пирушки бражники дерзнули осквернить церковные сосуды. [Цыпин В. протоиерей, «История Русской Церкви, Синодальный период», Сергиев Посад, 2004 г., стр. 30] [10] Не думаю, что император Пётр I был изначально против патриаршества. Нужно учесть некоторые предпосылки отмены патриаршества, а именно: 1) драма патриарха Никона была семейной драмой царя Алексей Михайловича – отца императора Пётр I, и он это хорошо понимал. 2) Патриарх Адриан умирает в 1700году, а Священный Синод создаётся лишь в 1721. Скорее всего, император просто не нашёл подходящего кандидата на патриарший престол, а затем, чтобы было легче управлять и контролировать церковь, создал Духовную коллегию – Священный Синод – на подобии министерства духовных дел, подобно другим коллегиям подвластным императору. Даже присяга архиереев звучала так: «Исповедую же с клятвою крайнего судию Духовной сей Коллегии быти самого Всероссийского монарха государя нашего всемилостивейшего» [Духовный регламент», СПб, 1721, стр. 2], что было против канонов и унизительно для иерархии. [11] «Но, надо признать, что интересы государственного тягла приходов, большей частью в селах, совпадавших с тягловыми общинами, диктовали им нежелание отдавать кого-либо на службу церкви из своей крестьянской братии. По круговой поруке тягла за убывшего человека, все должны были отбывать лежащие на общине повинности. Таким образом, естественно, что и прихожане-общинники обращались, в случае искания себе кандидата на церковные должности, к тем же семьям духовенства, привыкая видеть в них как бы прирожденных кандидатов на священство». [По кн. Карташов А. В. «Очерки по истории Русской церкви», в 2-х томах, Т. II, стр. 326] [12] К сожалению, не могу найти источник, в нём описано, как один высокопоставленный военный чиновник Российской империи пришёл в храм и спросил: «где тут у вас Причастие дают? Мне нужно причаститься, так как этого требует закон» [13] На пример, солдат в отставке часто шёл доживать в монастырь не принимая пострига. Источники: Алмазов А.И. «Избранные произведения», «Тайная исповедь в Православной Восточной Церкви», Одесса, 1894 г. – Т. III – 410 с. Бычков А.Ф. «Описание славянских и русских рукописных сборников Императорской Публичной библиотеки», СПб, тип. Императорской АН, 1878 – 200 с. Вестник ОГУ №1 (120) январь 2011 «Духовный регламент», Спб, 1721 «Донесение о Московии Иоанна Перштейна, посла императора Максимилиана при московском дворе в 1575 году», пер. М. Д. Бутурлина М. 1876 – 125 с. ЖМП. 1960. № 2 «Житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия чудотворца и похвальное ему слово», написанное учеником его Епифанием Премудрым в XV веке». Памятники древней письменности и искусства. (СПб. 1885). Переиздано - ТСЛ. 2005 – 227с. Зверинский В. В. «Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи», Т. I, СПб, 1890 – 256 с. И. Т. Посошков, «Книга о скудости и богатстве. Завещание отеческое», // РОССПЭН, М., 2010 «Историческое описание Соловецкого монастыря», Ч. I и II, М., 1836 – 437 с. Книга Паломник. «Сказание мест святых во Цареграде Антония, Архиепископа Новгородского в 1200 г». Ред. и предисл. М. Лопарева. // М. «Палестинский сборник», 1899 – 273с. «Время Ивана Грозного XVI век» сост. М. Колыванова. М., ОЛМА Медиа Групп, 2010 – 140 с. Князь Андрей Михайлович Курбский «История о великом князе Московском» М., УРАО, 2001 – 164 с. «Материалы для истории раскола за первое время его существования» под ред. Н. Субботина в 9-и томах. Т. VII,- М., Братство святого Петра Митрополита, 1874-1894 – 458 с. Нечаева М. Ю. «Монастыри в системе регуляции общественной и хозяйственной жизни Урало-Сибирского региона (1721-1764)» Диссертация кандидата исторических наук, Екатеринбург, 1994 – 538 с. «Памятники древнерусской церковно-учительной литературы» под ред. А.И. Пономарева Вып. 1, изд. журнала «Странник», СПб.: Тип. С. Добродеева, 1894 – 197 с. «Памятники литературы Древней Руси. XIII век.» Дмитриева Л.А., Лихачева Д.С. М, «Художественная литература», 1981 – 616 с. «Патерик Печерский или Отечник» Киево-Печерская Успенская Лавра, 2007 – 289 с. Плигузов А. И. «Русский феодальный архив XIV – первой трети XVI веков», М., Институт истории АН СССР, 1986-1989, - 942с. «Полное собрание русских летописей», Петроград, 1921 г. Т. XXIV - 244 с. «Полное собрание законов Российской империи c 1649 года» СПб, 1830 г. Типография второго отделения собственной его императорского величества канцелярии, Т. V – 780 c. «Полное собрание законов Российской империи c 1649 года» СПб, 1830 г. Типография второго отделения собственной его императорского величества канцелярии, Т. VI – 815 c. «Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи», СПб, 1912 – Т. V – 638 c. «Правила поместных Соборов Святой Православной Церкви с толкованиями Епископа Никодима (Милоша)», // Издание исправленное и дополненное, 2004, Свято-Троицкая Православная Миссия. Ростиславов Д. «Опыт, исследования об имуществах и доходах наших монастырей», СПб, 1876 «Сборник библиотеки графа Уварова», М., 1905 – 666 с. «Сборник князя Хилкова», СПб, 1879 – 879 с. Смирнов С. И. Древнерусский духовник», М., Синодальная типография, 1913 – 290с. «Собрание государственных грамот и договоров», М., 1819, Т. II – 288 с. изд. Д. Е. Кожанчикова СПб, 1863 г. Стоглав», Спб, тип. Императорской АН, 1863г., - 312с. Шахматов А. А. «Разыскания о древнейших русских летописных сводах, СПб, 1908 Список литературы: Алмазов А.И. «Избранные произведения в XV томах», // Типография А. П. Лопухина, Спб, 1912 Аничков Е. В. «Язычество и древняя Русь» изд. ИНДРИК М. 2003 – 398 с. Варнава (Беляев) Епископ «Основы искусства святости». Н-Новгород, Издание братства во имя святого князя Александра Невского,1998 – Т. II, - 314 c. «Глинская мозаика». Воспоминания паломников о Глинской пустыни (1942-1961). М., 1997. Голубинский Е. «История Русской Церкви». М., Университетская тип., 1901 – Т. I, – 958 c. Голубинский Е. «История Русской Церкви». М., Университетская тип., 1900 – Т. II, – 919 c. Дамаскин (Орловский), иеромонах, «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия», Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 1996. Ильин В., «Преподобный Серафим Саровский», – Париж, 1930 Иоанн (Кологривов), иеромонах, «Очерки по истории русской святости», Брюссель, // Жизнь с Богом, 1961 Каптерев Н. Ф. «Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов», М., 1887 – 175 с. «Карагандинский старец преподобный Севастиан». М., 1998. Карташов А. В. «Очерки по истории Русской церкви» в 2-х томах. М., 1997 Ключевский В. О. «Древнерусские жития святых как исторический источник», М, изд. «Наука», 1989 – 465 с. Концевич И. М. «Стяжание Духа Святаго в Путях Древней Руси», М., изд. «Посад», 1994 – 166 с. Крохова В. «Дивный батюшка», // Московское подворье Свято-Троице-Сергиевой лавры, 2002 Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский «История русской церкви» М., 1994-1996, Т. VIII – 183 c. Мякотин В.А. «Протопоп Аввакум. Биографический очерк», Петроград, Тип. «ЗАДРУГА»,1917 – 48 с. «Петербургский батюшка. Жизнь, служение, творчество протоиерея Владимира Шамонина» // Отчий дом, М., 1996 Поселянин Е. «Идеалы христианской жизни». М. 1994 Романов Б. А. «Люди и нравы древней Руси» М-Л, изд. «Наука»,1966 – 239 с. Рущинский Л. П. «Религиозный быт русских по сведениям иностранных писателей XVI и XVII веков», М. 1871 – 335 с. Святитель Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Иоанна. // «Сибирская благозвонница», 2010 Семевский В. И. «Сельский священник во второй половине XVIII в», М. 1873 – 541 с. Соловьёв С. М. «История России с древнейших времён», изд. в 6 кн, XXIX-и томах. Кн.3, Т. XI, Спб, 1909 – 1580с. Соколов В. священник. «Младостарчество и православная традиция», //Паломник, М, 2005 г. «Сочинения Ивана Посошкова», М., 1842 – 317 с. «Сочинения святого Димитрия, митр. Ростовского» М. Синодальная типография, 1848 – Т. I – 522 c. «Сочинения святого Димитрия, митр. Ростовского» М. Синодальная типография, 1848 – Т. I I – 694 c. Софроний (Сахаров), иеромонах, «Старец Силуан» // Коломна: Свято Троицкий Ново Голутвин монастырь, 1999 Федотов Г. П. «Собрание сочинений». М., «МАРТИС», 2004 – Т. XIII – 255 c. Цыпин В. протоиерей, «История Русской Церкви, Синодальный период» Сергиев Посад, 2004 – 236 с. Цыпин В. протоиерей, «Их страданиями очистится Русь», М., 1996. Шкаровский М. В. «Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве». (Государственно-церковные отношения в 1939-1964 годах). М., 1999 Приложение № 1 Алгоритм.
Приложение №2 Письма архим. Нафанаила (Поспелова) 1 Цит. по Смирнов С. И. «Древнерусский духовник», М. Синодальная тип., 1913 стр. 17 2 «Книга Паломник. Сказание мест святых во Цареграде Антония, Архиепископа Новгородского, в 1200 г. / Ред. и предисл. X. М. Лопарева.», М. 1899, стр. 80 3 Плигузов А. И. «Русский феодальный архив XIV – первой трети XVI веков», М., Институт истории АН СССР, 1986-1989, Стр. 329 4 «Стоглав», СПб, тип. Императорской АН, 1863г., стр. 65 5 «Патерик Печерский или Отечник» Киево-Печерская Успенская Лавра, 2007, стр. 77 6 «Житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия чудотворца и похвальное ему слово», написанное учеником его Епифанием Премудрым в XV веке». СПб, 1885 Переиздано - ТСЛ. 2005 стр. 31 7 «Стоглав», СПб, тип. Императорской АН, 1863г стр. 65 8 Цит. по Смирнов С. И. «Древнерусский духовник», М. Синодальная тип., 1913 стр.135 9 Соловьёв С. М. «История России с древнейших времён». Кн.3, Т. XI, СПб, 1909, стр. 135 10 «Стоглав», СПб, тип. Императорской АН, 1863г. стр. 75 11 Бычков А.Ф. «Описание славянских и русских рукописных сборников Императорской Публичной библиотеки», СПб, тип. Императорской АН, 1878 г., стр. 84 12 Там же, стр. 85 13 По кн. Смирнов С. И. «Древнерусский духовник», М.,Синодальная тип., 1913 стр. 165 14 Ключевский В. О. «Древнерусские жития святых как исторический источник», М, изд. «Наука», 1989, стр. 265 15 Там же, стр. 270 16 «Поучение епископа Илии» по кн. Б. А. Романов «Люди и нравы древней Руси», М-Л, 1966 г., стр.177 17 «Памятники древнерусской церковно-учительной литературы» под ред. А.И. Пономарева Вып. 1, изд. журнала «Странник», СПб.: Тип. С. Добродеева, 1894. Стр. 127 18 Епископ Варнава (Беляев) «Основы искусства святости» в 4-х томах. Т. II, Н-Новгород, 1998, стр. 77 19 «Поучение епископа Илии» по кн. Б. А. Романов «Люди и нравы древней Руси», М-Л, 1966 г.,, стр. 185 20 Там же. 21 «Донесение о Московии Иоанна Перштейна, посла императора Максимилиана при московском дворе в 1575 году», пер. М. Д. Бутурлина М. 1876, стр. 42 22 «Материалы для истории раскола за первое время его существования» под ред. Н. Субботина в 9-и томах. Т. VII,- М., Братство святого Петра Митрополита, 1874-1894, стр. 94 23 Плигузов А. И. «Русский феодальный архив XIV – первой трети XVI веков», М., Институт истории АН СССР, 1986-1989, Стр. 335 24 Там же, стр. 25 По книге Зверинский В.В. «Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи», изд. в 3-х томах Т. 1, СПб, 1890, стр. 3 26 По книге Е. Голубинский. «История Русской Церкви», изд. в 2-х томах Т. I, М., 1901 г., стр. 787 27 Там же 28 «Патерик Печерский или Отечник» Киево-Печерская Успенская Лавра, 2007, стр. 115 29 Там же, стр. 111 30 Цит. по Смирнов С. И. «Древнерусский духовник», М. Синодальная тип., 1913, стр. 37 31 Цит. по Смирнов С. И. «Древнерусский духовник», М. Синодальная тип., 1913, стр. 64 32 В. А. Мякотин «Протопоп Аввакум. Его жизнь и деятельность» Петроград, 1917, стр. 19 33 «Время Ивана Грозного XVI век» сост. М. Колыванова. М., ОЛМА Медиа Групп, 2010, стр. 128 34 Там же. 35 Цит. по Смирнов С. И. «Древнерусский духовник», М. Синодальная тип., 1913, стр. 98 36 Дмитриева Л.А., Лихачева Д.С. «Памятники литературы Древней Руси. XIII век», М, 1981г., Стр. 34 37 Там же, стр. 37 38 «Житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия чудотворца и похвальное ему слово», написанное учеником его Епифанием Премудрым в XV веке». СПб, 1885 Переиздано - ТСЛ. 2005 стр. 165 39 Духовная грамота вел. кн. Симеона Иоанновича о бытии по смерти его всему движимому и недвижимому собственному и купленному имению за княгинею его Мариею Александровною – писана 1353 г. «Собрание государственных грамот и договоров», в 3-х томах, Т. I, М., 1813 г., Стр. 38 40 Е. Голубинский. «История Русской Церкви», в 2-х томах Т. II, М., 1901 г., стр. 205-206 41 Смирнов С. И. «Древнерусский духовник», М. Синодальная тип., 1913, стр. 182 42 По книге Смирнов С. И. «Древнерусский духовник», М. Синодальная тип., 1913, стр. 152 43 «Сборник князя Хилкова», СПб, 1879 г., стр. 298 44 Л. П. Рущинский «Религиозный быт русских по сведениям иностранных писателей XVI и XVII веков», М., 1871 г., стр. 152 45 Ростиславов Д. «Опыт, исследования об имуществах и доходах наших монастырей», СПб, 1876 г. стр. 40-41 46 «Историческое описание Соловецкого монастыря» в 3-х частях, Ч. I и II, М., 1836 г., стр. 277. 47 «Полное собрание русских летописей» в 43-х томах, Т. XXIV, Петроград, 1921 г., стр. 123 48 Князь Андрей Михайлович Курбский «История о великом князе Московском» М., УРАО, 2001, стр. 83 49 «Стоглав», СПб, тип. Императорской АН, 1863г., стр. 51 50 «Собрание государственных грамот и договоров», в 4-х томах, Т. II, М., 1819, стр. 56 51 По книге митр. Макария (Булгакова) «История Русской Церкви», в 10-и томах, Т. VII, стр. 125 52 По книге Смирнов С. И. «Древнерусский духовник», М. Синодальная тип., 1913, стр. 184. 53 По книге Смирнов С. И. «Древнерусский духовник», М. Синодальная тип., 1913, стр. 185 54 «Сочинения святого Димитрия, митр. Ростовского», в 5- и томах, Т. I, М., Синодальная тип., 1848 г., стр. 158 55 Аничков Е. В. «Язычество и древняя Русь», М., 2003 г. стр. 301 56 Алмазов А.И. «Избранные произведения», «Тайная исповедь в Православной Восточной Церкви», в 3-х томах, Т. III, Одесса, 1894 г., стр. 235 57 Смирнов С. И. «Древнерусский духовник», М. Синодальная тип., 1913, стр. 187 58 Каптерев Н. Ф. «Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов», М., 1887 г., стр. 171-175 59 Смирнов С. И. «Древнерусский духовник», М. Синодальная тип., 1913, стр. 138 60 Алмазов А.И. «Избранные произведения», «Тайная исповедь в Православной Восточной Церкви», в 3-х томах, Т. III, Одесса, 1894 г., стр. 268 61 «Сочинения Ивана Посошкова», М., 1842г., стр. 314 62 «Сборник библиотеки графа Уварова», М., 1905 г., стр. 252 63 «Сборник библиотеки графа Уварова», М., 1905 г., стр. 370 64 Алмазов А.И. «Избранные произведения», «Тайная исповедь в Православной Восточной Церкви», в 3-х томах, Т. III, Одесса, 1894 г., стр. 267 65 Там же. 66 «Полное собрание законов Российской империи с 1649 года» в 50-и томах, Т. V, СПб, 1830 г., стр. 341 67 По кн. Цыпин В. протоиер., «История Русской Церкви, Синодальный период» Сергиев посад, 2004 г., стр. 22 68 Там же 69 Там же, стр. 23 70 «Сочинения святого Димитрия, митр. Ростовского» в 5-и томах, Т. II, М., 1848 г., стр. 184 71 Концевич И.М. «Стяжание Духа Святаго в Путях Древней Руси», М., 1994 г., стр. 150 72 «Полное собрание законов Российской империи с 1649 года» в 50-и томах, Т. VI, № 4052, СПб, 1830 г., стр. 738 73 Там же, № 4012, стр. 685 74 Там же. 75 Там же, № 3718, стр. 339-342 76 Там же. 77 «Полное собрание законов Российской империи с 1649 года» в 50-и томах, Т. V, № 2921, СПб, 1830 г., стр. 164 78 «Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи» в 9-и томах, Т. V, №1473, стр. 375 79 Семевский В.И. «Сельский священник во второй половине XVIII в», М., 1873 г., стр. 215 80 «Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи» в 9-и томах, Т. V, №1483, стр. 383 81 Там же, №1889, стр. 560 82 Там же, №1795, стр. 470 83 По труду Нечаева М. Ю. «Монастыри в системе регуляции общественной и хозяйственной жизни Урало-Сибирского региона (1721-1764)», Диссертация кандидата исторических наук, Екатеринбург, 1994г., стр. 190 84 Цыпин В. протоиер., «История Русской Церкви, Синодальный период» Сергиев посад, 2004 г., стр. 71 85 Федотов Г. П. «Собрание сочинений» в 12-и томах»., т. VIII, М., 2004 г. стр. 190 86 По книге Цыпин В. протоиер., «История Русской Церкви, Синодальный период» Сергиев посад, 2004 г., стр. 112 87 Там же. 88 В. Крохова «Дивный батюшка», стр. 6 89 Е. Поселянин. «Идеалы христианской жизни». Стр. 132 90 По книге В. Цыпин «История Русской Церкви», стр. 129 91 [Электронный ресурс]. — Электрон. ст. — Режим доступа: http://www.pravmir.ru/svyatoj-ioann-kronshtadskij-nuzhno-lyubit-cheloveka-i-v-grexe-ego-i-v-pozore-ego/#ixzz3ObapnQ4D 92 Там же. 93 Например, Валаамский монастырь освобождается от пошлины на импорт/экспорт 94 Руденская Т.В. «Русское старчество как духовный феномен Православия» Академия славянской культуры, М. ВЕСТНИК ОГУ №1 (120)/январь`2011 95 Ильин В. «Преподобный Серафим Саровский». Стр. 102 96 Иеромонах Софроний (Сахаров). «Старец Силуан». Стр. 20 97 Там же, стр. 37 98 Там же, стр.15 99 Руденская Т.В. «Русское старчество как духовный феномен Православия» Академия славянской культуры, М. ВЕСТНИК ОГУ №1 (120)/январь`2011 100 Кологривов Иоанн, иеромонах. «Очерки по истории русской святости», стр. 13 101 В советское время для многих людей, находящихся порой за 1000 км от ближайшего действующего храма, единственной возможностью не только получить духовное наставление, но исповедаться будет именно письмо. См. ниже. 102 Дамаскин (Орловский), иеромонах. «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия». Жизнеописания и материалы к ним. Кн. 2, стр. 100 103 По книге «Их страданиями очистится Русь». М., 1996, стр.178 104 В последствии, в годах 50-70х, некоторые духовники, особенно из монашествующих, будут иметь огромные покаянные семьи, чьи чада будут проживать на территории всего СССР, и духовное руководство, а порой и исповедь будут осуществляться ими через письма. 105 «Петербургский батюшка. Жизнь, служение, творчество протоиерея Владимира Шамонина», стр.27-28 106 «Глинская мозаика». Воспоминания паломников о Глинской пустыни (1942-1961), стр. 106-107. 107 Там же. 108 «Карагандинский старец преподобный Севастиан», стр. 223 109 ЖМП. 1960. N 2, стр. 27. 110 Шкаровский М. В. «Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве». (Государственно-церковные отношения в 1939-1964 годах), стр. 370 111 Стереотип, что в церковь ходят лишь одни бабки, к сожилению, сохраняется до сих пор. 112 По опросам, проводимым в конце 1990-х – начале 2000-х гг. на вопрос: «Кому Вы больше доверяете: правительству или Церкви?» - большинство людей выбрало второй ответ. 113 Конституция РФ гл. II, статья 28 114 По понятным причинам я не привожу имён правящих 115 Сейчас, слава Богу, острой нехватки кадров нет, хотя проблема полностью не решена, а добрых, истинных пастырей никогда не хватало. 116 Приведу два примера: 1) как-то раз на приходе 30000 города встречали Пасху без священника, естественно все песнопения кроме Евхаристических пел хор, вдруг незадолго до полуночи кто-то заявил, что часы переведены на весеннее время и пасху нужно встречать не в 00:00, а 01:00, что и сделали. 2) Перед Пасхой приехал командированный священник, объявил что будет совершаться Соборование (которое никогда раньше в том городе не проводилось и которого никто никогда не проходил) также объявил, что необходимо сделать 7 стручков для помазания, так от усердия сотрудники храма каждому соборующемуся по 7 палочек настрогали, а соборовалось более 100 человек. Сейчас в этом городе даже образована архиерейская кафедра. 117 Святитель Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Иоанна, стр. 231 118 См. приложение №1 119 [Электронный ресурс]. — Электрон. ст. — Режим доступа: ttps://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%EB%E0%E4%EE%F1%F2%E0%F0%F7%E5%F1%F2%E2%EE 120 Свящ. Владимир Соколов. «Младостарчество и православная традиция», стр. 120 121 Правила поместных Соборов Святой Православной Церкви с толкованиями Епископа Никодима (Милоша). Правило 3, стр. 52122 Свящ. Владимир Соколов. «Младостарчество и православная традиция», стр. 120 123 Там же. 124 По книге Свящ. Владимир Соколов. «Младостарчество и православная традиция», стр. 160 125 Там же. 126 Помню один случай: настоятель, делая замечание сотруднице своего храма за какой-то проступок, сказал ей: «как христианин я тебя прощаю, но как администратор, я тебя должен наказать». |