Диплом. Русская православная церковь санктпетербургская православная духовная академия кафедра церковнопрактических дисциплин
Скачать 0.58 Mb.
|
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ КАФЕДРА ЦЕРКОВНО-ПРАКТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН Протоиерей Алексей Николаевич Хамьянов. «Пути и ошибки русского духовничества». Выпускная квалификационная работа бакалавра Направление (033400 - Теология) Санкт-Петербург 2015 Работа выполнена на кафедре Церковно – практических дисциплин Санкт-Петербургской православной духовной академии. Научный руководитель – иерей Константин Щербак Официальный рецензент - (сан), фамилия, имя, (отчество) Работа допускается к защите Заведующий кафедрой протоиерей Владимир Хулап « » 2015 года Защита состоится « » 2015 года Оценка защиты выпускной квалификационной работы Государственной аттестационной комиссией «_____________________» Председатель ГАК ____________________/(сан), фамилия, имя, (отчество)/ Оглавление. I. Введение……………………………………………….……………………….1 II. Роль духовника в жизни русских людей в досинодальный период………..5 1. Учительная деятельность духовника………….…………..…………...6 2. Дисциплинарная деятельность духовника…………..………………...8 III. Влияние духовника на жизнь людей……………………………………….14 Влияние духовника на монастырскую жизнь……………………….14 Влияние духовника на частную жизнь………...…………………….17 Влияние духовника на общественную жизнь……………...………..19 IV. Проблемы и ошибки русского духовничества в досинодальный период..23 Недостаточная нравственная высота…………………………………23 Малограмотность……………………………………………………...29 V. Особенности духовничества в Синодальную эпоху……………………….32 1. XVIII век…………………………………………………….…………..32 2. XIX век………………………………………………………………….40 VI. Духовничество в советский период………………….……………………..48 VII. Проблемы современного духовничества………………………………….55 Кадровый голод, его решения и их последствия…………………….55 Младостарчество………………………………………………………58 VIII. Заключение…………………………………………………………………62 Источники………………………………………………………………………..66 Список литературы………………………………………………………………68 Приложения……………………………………………………………………...70 I. Введение Деятельность духовника на Руси всегда была авторитетной и оказывала огромное влияние на жизнь всего народа. Нигде больше не относились с таким уважением и почтением к человеку, облечённому в духовный сан, как в России. Слова, наставления, поучения, епитимии преподанные духовным отцом русским людям, зачастую воспринимались (да и сейчас нередко воспринимаются) не просто как добрый совет, а как незыблемый закон, прямое указание к действию, на котором упорядочивается, и строится личная, семейная, а порой и общественная жизнь. Русское духовничество своим устройством изначально отличалось от византийского. В Византийской Церкви в средние века единственными, кто мог совершать таинство Исповеди, были исключительно монахи, а впоследствии и пресвитеры, но с особым разрешением на то от епископа. Поставляемому на это служение от правящего архиерея давалась особая грамота, а также некоторый духовнический округ, включавший в себя несколько приходов, которые и окормлял специально поставленный духовник, совершая таинство Покаяния. На Руси изначально для духовничества и совершения исповеди требовалось лишь наличие священного сана и отсутствие прещения в священнодействии. Также духовниками на Руси были не только иеромонахи, но и женатые священники. В древнерусском памятнике, именуемом «Вопрошание Кирика» к новгородскому епископу Нифонту есть ответ от епископа, запрещающий духовнику исповедовать свою жену1, что говорит о том, что духовниками были люди и из белого духовенства. Новгородский архиеп. Антоний в XI веке, ещё, будучи мирянином, совершая паломничество в Константинополь, отмечал, что там «покаянных отцев бельцев не держат, но иноков старых, умеющих учити закону Господню».2 Так же не сложилось на Руси особого института духовничества, который был в Византии, но обязанности духовника возлагались на любого священнослужителя вместе с принятием иерейского сана. Доказательством тому служит архиерейское наставление новопоставленному священнику: «…А духовныя дети учи, исправляй по мере грехов, запрещай, епитимию давай, отлучай»3. Также Стоглавый собор в своих правилах вменяет всём священникам нести духовническую обязанность: «…и вы, священницы, протопопы и вси священницы … детей своих духовных всех православных христиан поучали и наказывали».4 Так же не известны на Руси образования каких-либо духовнических округов, подобных тем, которые были в Византии. В последние двадцать лет, с ростом числа верующих, у многих, если не у большинства, возникает потребность найти себе духовного руководителя. Многие по своей неопытности и духовной неграмотности, вызванными духовным вакуумом, попали в лучшем случае к таким же неопытным и духовно неграмотным священнослужителям, в худшем – к младо- или лжестарцам, не имевшим не только духовного образования и опыта, но и страдавшим огромным самомнением, гордыней, а проще говоря – прелестью, а то и просто душевнобольным людям. И как плачевный и горький результат полного доверия таким духовникам – сломанные судьбы, исковерканные жизни, психические расстройства, а ещё хуже того – разочарование в Церкви, отход от Православия или уход в одну из деструктивных сект нового религиозного движения, где с помощью американской улыбки и признаниями в любви пополняли ряды адептов. Не зря же Господь сказал в Евангелии: «если слепой ведёт слепого, то оба упадут в яму» (Мф XV: 14) В том и состоит актуальность выбранной темы, чтобы изучая пути и ошибки русского духовничества, во-первых: отследить, как в разные периоды истории нашей Церкви развивался путь русского духовничества, какие возникали проблемы и ошибки; во-вторых: помочь людям, облечённым в священный сан избежать тех ошибок, которые были совершены духовниками за всю историю Русской Православной Церкви. В данной работе мы практически не будем говорить об особенностях русского духовничества, сравнивая его с византийским или западным. Также не будем заострять особого внимания на жизни ярких представителей русского духовничества, оказавших немалое влияние на жизнь русских людей. Цель работы: исследование путей и ошибок русского духовничества по материалам и источникам. Объектом исследования будет деятельность русского духовничества во все периоды истории Русской Православной Церкви. Предмет исследования: источники и документы, их анализ и сопоставление фактов. Задачи: а) отслеживание путей русского духовничества в трёх периодах нашей Церкви: Досинодальном, Синодальном и в период Новейшей истории; б) исследование роли духовников в жизни людей, не только частной и монастырской, но и общественной; исследование их деятельности среди народа; в) исследование причин, влиявших на их деятельность в разные периоды русской истории и, конечное, г) исследование ошибок, особенностей и проблем, возникавших в духовничестве в каждом из исследуемых периодов. Основным источником по Досинодальному периоду будет исследовательский труд магистра богословия, доктора церковной истории, российского историка Церкви Смирнова Сергея Ивановича (1860 – 1916) под названием «Древнерусский духовник». В своём труде «Древнерусский духовник» С. И. Смирнов не только исследует деятельность духовников, но и подчёркивает её особенности, отличающие русское духовничество от византийского и западного, описывает влияние древнерусского духовника на общественную, частную и бытовую жизнь народа, показывает ошибки и тупики древнерусского духовничества. Его труды, такие как «Преподобный Сергий Радонежский и Троицкая лавра» его времени. — М., 1898; ; «Водокрещи» (материалы для истории крещенских обрядов в древней Руси) // «Богословский Вестник», 1900, январь; «Как служили миру подвижники древней Руси?» — Сергиев Посад, 1903, и другие очень глубоки по содержанию, скрупулёзны по своему исследованию и насквозь пропитаны духом любви к Русской Церкви и своему народу. Что же касается источников Синодального периода, то основными из них будут «Полное собрание законов Российской империи» в нескольких томах, «Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской Империи». Источниками же Новейшего времени будут постановления Священного Синода и Святейшего Патриарха Алексия II, а также частная переписка с одним недавно почившим духовником Псково-Печерского монастыря. II. Роль духовника в жизни русских людей в Досинодальный период. Русь, принявшая крещение и Православную веру при князе Владимире, практически одновременно приняла и духовничество, как неотъемлемую часть частной и общественной духовной жизни народа. Уже первые киевские князья-христиане постоянно обращались за советом к Печёрским старцам, не только в вопросах веры, но и бытового и даже государственного устройства. Так, прп. Феодосий Киево-Печерский неоднократно давал наставления киевскому князю Изяславу о Православной вере: «Если кто и спасёт свою душу, то только живя в Православной вере, ибо нет иной веры, лучшей, чём наша чистая и святая Вера Православная»5. Князь Василий Тёмный имел своим духовником прп. Мартиниана Белоезерского, князь Димитрий Донской обращался по важным вопросам к прп. Сергию Радонежскому, да и вообще, каждый христианин, каждая православная семья имела духовника, объединявшего собой несколько семей в большую «покаянную семью». Само слово «покаянный» говорит о том, что важной деятельностью древнерусского духовника было принятие исповеди, именно исповедь была тем моментом, в котором проявлялась власть духовного отца над детьми. На исповеди духовнику открывали не только свои грехи, но и всю свою жизнь в мельчайших подробностях. Духовник знал всё стороны жизни своих чад, не только духовную, но и бытовую и даже интимную. Орудием воздействия на духовных детей были не только слово увещания, наставления, совет, но и епитимия. Чада прислушивались даже к бытовым советам своего духовника. Учительная деятельность духовника. Высокое положение духовника в Досинодальный период требовало от него самого высоких умственных способностей и духовных познаний. Вот как изображается идеал духовника в одном из древних постановлений к исповеди: «священник трезвого ума, … смышлёный и разумный, часто почитающий книги святыя, … хитрый книгам, мудрый в учении книжном, наказанный в Писании»6. В древней Руси учительная деятельность духовника неразрывно была связана с его должностью. Посещая своих чад, духовник всегда старался завести с ними беседу на духовную тему. Духовники обязательно произносили свои поучения перёд исповедью и пред бракосочетанием своих духовных детей. Многие духовники писали духовные завещания своим чадам, как, например, это делал прп. Феодосий Киево-Печерский. Послания древнерусских епископов просто обязуют священников учить и наказывать своих духовных детей, то же и подтверждает и Стоглавый собор.7 Но не всем священнослужителям дозволялось иметь духовных чад и произносить поучения перёд людьми. Священник, не имевший духовных чад или малограмотный, лишался возможности поучать. «Не подобает несмысленному попови держати детей и учити пред людьми»8 - написано в одном древнерусском памятнике. Таким образом, чтобы иметь возможность давать наставления и поучения, священник в древней Руси должен был сделаться духовником, заиметь покаянную семью, а также иметь способность и желание к наставничеству. Следует отметить, что в древней Руси церковной проповеди, какая есть сейчас в нашем понимании, не было. Учительство народа было в иной форме. В храме были лишь уставные чтения, а к духовным детям применялось тайное индивидуальное руководство и поучения от духовника. Появление под влиянием образованных киевских монахов в XVII в. в Москве живой общей церковной проповеди, вызвало негодование и протест со стороны местного духовенства. Вот что приводит в своём труде «История России с древнейших времён» С. М. Соловьёв: «Никольский поп Прокофий, где ни сойдётся с Гавриловским попом Иваном, так начинает говорить ему: « – Заводите вы, ханжи ересь новую, единогласное пение да людей в церкви учить, а мы прежде людей в церкви не учивали, учивали их втайне, беса вы имате в себе, всё ханжи, и протопоп Благовещенский такой же ханжа»9. Основным инструментом по руководству к духовной жизни для верующего человека в Досинодальный период, а также для учительной деятельности древнерусского духовника – была духовная книга. Искусным считался тот духовник, кто хорошо мог ориентироваться по книгам, кто мог по ним легко найти ответ на любой житейский вопрос. Духовник с помощью книг указывал простым людям путь духовной жизни. По сему учительная деятельность духовника была практической и являлась в основном руководством в нравственной жизни людей. Поучения людей в большей части происходили из Номоканона, Книги правил и творений святых отцов, и несли в себе дисциплинарный или нравственный характер, но практически никогда не касались догматических истин, по этому, даже один из грамотнейших духовников того времени, предводитель раскола протопоп Аввакум делал грубейшую догматическую ошибку, называя Святую Троицу не «Единосущной», а «трисущной». Правила Стоглавого собора также требовали от священнослужителей грамотности, чтобы «могли церковь Божию содержати и детей своих духовных православных христиан управити могли по священным правилом»10. В сборнике XVII века говорится: «колико нуждна в научение священных и во исправление исповедающихся и потребна еже имети ю духовником, сказует в книзе Номоканоне, собранном в святей горе Афонстей, богодухновенными отцы глаголющей: яко не имеяй сих книг, не поставляеися епископ или иерей, паче же духовник».11 Там же далее говориться: «Хотяй же духовник совершеннее уразуметися и уведати каноны, да стяжет книги правил всех, си есть: книгу преподобнаго Иоанна Зонары, иже соборныя и поместныя истолкова каноны; книгу блаженнейшего Федорора Валсамона, Патриархи Антиохийскаго, иже совершеннее истолкова вся канона; Номоканон блаженнейшаго Фотия, Патриархи Константинопольскаго; книгу преподобнаго во иеромонасех Матфея, иже во составех правило разумно собрав состави; книгу правил на грани, архидиаконом Алексием составленных; Книгу Константина Саваста Арменопуля номофилакса и судии фесалоницкаго; блаженнаго Никона послания, си есть послание окружное … Сих бо стяжав и часте прочёт в духовном твоём строительсве благополучен и немятежен благодатию Христовою будеши … И да не поставлетца епископ или иерей, паче же духовный отец, аще сих книг не стяжет и от них уразумлен обретается, в лепоту бо речеся ему: врачу, исцели себе сам».12 Из этого можно сделать заключение, что основными постоянными книгами духовников, по которым они учили своих духовных чад, были книги с церковными и каноническими правилами. Таким образом, от духовника требовалось лишь знание и применение правил церковной дисциплины, что, в основном, и составляло его учебную деятельность. 2. Дисциплинарная деятельность духовника Как известно, дисциплинарная деятельность духовника проявлялась через исповедь, особенно через епитимии. Епитимии носили индивидуальный характер и рассматривались как средство для уврачевания недуга души. Епитимия была тайной и публичной, но впоследствии публичная епитимия постепенно уходит из церковной дисциплины. Можно с уверенностью сказать, что в руках древнерусского духовника была сосредоточена огромная власть, и лучшие из них, по словам С. И. Смирнова, пользовались ей в полной мере.13 Вот как описывает служение одного из древнерусских духовников преподобного Пафнутия Боровского историк В. О. Ключевский: «…совершенно чужд был человекоугодия и превозношения. Предписывая строгие заповеди, он не стеснялся высоким положением духовного сына и не смягчался приносом богатых, и требовал точного выполнения своих предписаний, но беседуя с простыми, он был снисходителен, называя их своими братиями».14 Князь Дмитровский Юрий Васильевич, брат великого князя Ивана III, рассказывал, как он шёл на исповедь к преподобному Пафнутию: «Когда иду на исповедь к отцу Пафнутию, так и ноги у мене подгибаются».15 В древнерусских поучениях есть обращение к духовным детям исповедываться каждую неделю, а духовным отцам часто звать детей на покаяние: «А покаянныя дети часто призывайте к себе и выспрашивайте, како живут. Друзии бо соромяжливы бывают, а другим диавол запрещает, а того ловя, негли быша неисправленни умерли».16 Но обыкновенно в древней Руси исповедь совершалась постом перед причастием Христовых Таин. Также духовник во время поста тщательно рассматривал жизнь каждого члена своей покаянной семьи, а именно: согласовывал требования устава о постах с силами и возможностями каждого члена семьи, давал индивидуальные правила приёма пищи, назначал количество поклонов, указывал женатым о необходимости плотского воздержания, и вообще, пристально следил за жизнью своих духовных чад. «А постныя дни духовною радостию проводим, с чистотою, страх Божий имеюще в сердцах своих, отца духовнаго послушающе, заповеди Господни храняще, да достойни и упасенни будем честными иереи» – сказано в одном древнерусском памятнике.17 Можно сделать вывод, что духовник во время поста тщательно готовил своих детей к принятию таинств и сам же совершал их для своей покаянной семьи. Духовным чадам даже запрещалось принимать таинства у другого священнослужителя. Хочется разобрать ещё один щепетильный вопрос, касающихся некоторых вопросов на исповеди. Как-то раз мне в руки попал дораскольный Требник. Изучая его чинопоследования, в чине Исповеди я наткнулся на очень странные вопросы интимного характера, типа: «Не влагал ли еси языка своего в уста жене, не был ли еси с женой сзади в передний проход, не впущал ли еси жену на себя?» и т.д. У меня сразу возникла двоякая мысль: либо народ был очень благочестив, либо очень озабочен. Понимание пришло, когда я прочитал книгу еп. Варнавы (Беляева) «Основы искусства святости». В Т. II , Глава II «Плотские страсти и их противоядия» еп. Варнава приводит воспоминания одного греческого диакона, сопровождавшего одного из восточных патриархов на Русь в XVII в. «Если случится с кем-либо из них (русских того времени. — еп. Варнава) осквернение, тот отнюдь не входит в церковь, но становится вне ее. Если муж имел сообщение с женой, то они тотчас омываются, но не входят в церковь, не прикладываются к иконам и не касаются их, как мы это видели своими глазами в Москве, у торговцев иконами, пока священник не прочтет над их головой молитву, нам неизвестную, и не благословит. Тогда они входят в церковь. Мы наблюдали это, краснея за них. В особенности накануне воскресений, бывало, что все они, придя, становились вне церкви; священники выходили к ним и читали над ними молитву, дабы они могли войти в церковь». Какое благочестие было у наших предков, не утаивающее от надзора Церкви и ее предстоятелей ни одного шага своей жизни! Какое ненасытимое желание к освящению себя после всякого поползновения и поступков, над существом которых в настоящее время никто не задумывается! Какое смирение! Да, то была воистину святая, несравненная, благочестивая, никогда уже не могущая быть восстановленной, набожная Русь!»18 В древней Руси было такое понятие, как чистое покаяние, когда кающийся называл все свои грехи, не только те, которые совершил после последней исповеди, но и те, которые ему уже были отпущены его бывшим почившим духовным отцом, рассказывал все свои проступки, совершенные им с осознанного возраста. [1] Следует отметить, что после покаяния на кающегося практически всегда налагалась епитимия. «Без опетимьи никаков грех не прощается» – сказано в одном древнерусском памятнике.19 Епитимия давалась не по тяжести греха его совершившего, а по силе кающегося, и для больных и несвободных людей она ослаблялась наполовину. «Епитимии прияти комуждо противу силе своей с разсмотрением коегождо греха».20 Здесь от духовника требовалась опытность и осторожность, чтобы не довести свое чадо до отчаяния, или наоборот, духовно его не распустить. Также при наложении епитимии требовалось учитывать многие факты, такие как совершенный грех, нравственное воспитание, положение в обществе, состояние здоровья и многое другое, поэтому часто на исповеди духовник согласовывал епитимию со своим пасомым, и только потом ее назначал. Мудрые духовники не с первого же раза давали строгое и тяжелое наказание, но постепенно, с повторением греха, увеличивали его тяжесть. Духовный отец также наблюдал за исполнением данной им епитимии. В Досинодальный период на Руси иногда практиковалась и публичная епитимия, на подобии той, что была в древней Церкви. Многие иностранные путешественники XVI –XVII веков в своих заметках оставили свидетельства о публичных епитимиях. В 1575 году посланник немецкого императора Максимилиана II Иоанн Пернштейн в своем «Донесении о Московии» писал: «Церковная епитимия налагается у них довольно часто и бывает почти столь же строга, как в Первобытной Церкви».21 Публичная епитимия, как и в древности иногда носила многоступенчатый характер. Вот какое наказание назначал протопоп Аввакум в письме к одной из своих духовных дочерей: «…ну Оленушка-сестрица, вот тебе … пирожок, кушай на здоровье, семь лет держи епитимию: три года не сообщайся с верными, два лета плачь с припадающими в притворе стоя, два лета в церкви да пребудеши без Причастия. Свещи и просвиры да не приемлет священник во алтарь от руку твоею, еюже убийство сотвори; через день, кроме субботы и недели, сухо да яждь, по тысяще на всяк день метаний твори пред Господем».22 Тот, кто подвергался публичной епитимии назывался покаяльником и должен был жить по особому уставу духовника. Самым тяжёлым публичным церковным наказанием являлось отлучение от духовника, и указание на это есть в одном из древних памятников: «непокрника в грехи впадающа от церкви отлучи, от себе отжени, дондеже обратится к тебе. А от инаго попа отгоненнаго ты не прими».23 Отгоняя от себя духовное чадо, духовник как бы говорил ему: «Да иди человече, поищи себе отца по своему хотению и по сердцу и такого потаковника, якоже хощеши, и оба зде насладитася своего хотения, в будущем же веце чужды будете добрых детелей. Мы же грешницы паче всех человек с чужими грехи не хощем погибнути…».24 Как видим, такое наказание применялось к упорным и нераскаянным грешникам, а также к тем, для кого власть и авторитет духовного отца не имел никакого значения. Отлученный от духовника так же автоматически отлучался от всего церковного общения. Постепенно к Синодальному периоду публичные епитимии сходят на нет и их применение практически прекращается. Досинодальный период явил ярких представителей духовничества, таких как преподобные Сергий Радонежский, Пафнутий Боровской, Иосиф Волоцкий, Нил Сорский, Дмитрий Прилуцкий, Павел Обнормкий, протопоп Аввакум и другие. Многие из них причислены Церковью к лику святых. Канонические правила, на основании которых действовал духовник, давали ему огромное поле для ведения пастырской деятельности. Своей дисциплинарной деятельностью духовники оказали огромное влияние на русский народ, ведя непримиримую борьбу с остатками языческих суеверий, воздействуя на нравственный внешний облик русского человека. Общение с духовником в древней Руси не носило лишь формальный характер от исповеди до исповеди, оно красной нитью проходило через личную, семейную, а порой и общественную жизнь русского человека, выстраивало жизнь в обществе, регулировало семейные и бытовые дела, искореняло безнравственность среди народа. |