Политические партии России с 1905 года. Политические партии. Русское собрание
Скачать 30.36 Kb.
|
Политические партии России в 1905-1917. Русское собрание С 1900-1917 г. “Русское собрание”, монархическая организация в России, создана в Петербурге в октябре — ноябре 1900. Объединяла представителей русской интеллигенции, чиновников, духовенства и помещиков столицы. Первоначально “Русское собрание” было литературно-художественным клубом. Управлялось советом из 18 чел. (председатель — кн. Д. Голицын, затем кн. М.Х. Шаховской и др.). Численность PC начала быстро расти. Уже к к. 1901 в нем насчитывалось около 1000 членов, а к к. 1902 — ок. 1600. 26 января был официально утвержден устав. Согласно уставу целью Русского Собрания было содействие «выяснению, укреплению в общественном сознании и проведению в жизнь исконных творческих начал и бытовых особенностей Русского народа». Эта цель раскрывалась через ближайшие задачи новой организации, которыми провозглашались: «а) изучение русской и славянской народной жизни в ее настоящем и прошлом; б) разработка вопросов русской и вообще славянской словесности, художеств, народоведения, права и народного хозяйства, а также исследование всех других проявлений русской и славянской духовной и обиходной самобытности; в) охранение чистоты и правильности русской речи». Первоначально PC занималось исключительно обсуждением докладов и устройством вечеров. Первой формой деятельности были собрания по пятницам, посвященные общественно-политическим проблемам и литературные понедельники. 1906 председателем Совета PC был избран кн. М. Л. Шаховской. Руководство Собрания обновилось, и с этого времени PC значительно активизировалось, начав превращаться в полноценную политическую организацию. 28 декабря была принята программа, в основу которой была положена триада «Православие, Самодержавие и Русская Народность». Основные положения программы были такими: 1. Православие. В программе отмечалось, что «православная вера должна быть господствующей в России, как исповедуемая Царем и народом и как непреложная основа русского просвещения и народного воспитания»; «Церкви православной должна принадлежать свобода внутренней жизни и управления»; «голос Церкви должен быть выслушиваем властью во всех государственных делах»; «устройство прихода должно быть положено в основание церковного строя, Церковные Соборы должны быть возрождены на точном основании канонов». PC провозглашало, что оно «относится к старообрядцам, как к истиннорусским людям, ревностно хранящим предания родной старины, и подразумевает и их всякий раз, когда говорит о православных русских людях». 2. Самодержавие. Собрание заявляло, что «признает Царское Самодержавие совершеннейшей формой правления в России, видя в нем главный залог как исполнения Россией ее всемирно-христианского призвания, так и ее внешнего государственного могущества и внутреннего государственного единства». Программа недвусмысленно провозглашала, что «Самодержавный Царь, как верховный судья и выразитель народной совести в делах государственных, не может подлежать никакой ответственности ни перед кем, кроме Бога и истории». Программа призывала не путать Самодержавие ни с деспотизмом, ни с абсолютизмом, ибо «Самодержавие православных Государей основывается на постоянном единении Царя с народом и состоит в безусловной полноте и нераздельности верховной власти, так что неограниченность и неограничимость этой власти составляют коренной признак самого понятия Самодержавия и никакой закон не может ни присвоить ему, ни отнять у него этого признака». Единение Царя с народом предполагает необходимость общения Царя с населением, которое «всего целесообразнее может быть осуществляемо посредством центральных выборных совещательных учреждений, постоянно или периодически созываемых, или местного самоуправления, чуждого и бюрократии, и бюрократизма». 3. Русская Народность. Прежде всего, программа провозглашала, что «Россия едина и неделима, никакие «автономии» не допустимы и каждая попытка к расчленению нашей родины под каким бы то ни было видом, предлогом или названием, должна быть встречаема решительным и твердым противодействием всех правительственных и общественных сил». В окраинной политике на первое место предлагалось поставить общегосударственные интересы и готовность каждой народности служить России. Русский язык должен быть государственным во всех учреждениях. В отношении основы социального строя PC твердо стояло «за сословность, как организующее общественное начало, обеспечивающее порядок и дисциплину и неразрывно связанное с Самодержавно-монархическим строем». Однако Собрание признавало «своим идеалом такой строй, при котором все население Империи делится без остатка на сословия, достаточно гибкие и многочисленные, чтобы охватить все группы и классы населения». Наконец 24 сент. 1907 общее собрание приняло решение открыть русское национальное учебное заведение при PC с правами гимназии Министерства народного просвещения. Союз русского народа с 1905-1917г. Союз русского народа, организация черносотенцев. Создана в ноябре 1905, центр в Санкт-Петербурге, св. 500 отделов в ряде городов. Руководители: А. И. Дубровин, В. М. Пуришкевич, Н.Е. Марков. Монархическая программа содержала одновременно требования улучшить положение трудящихся, избавиться от засилья бюрократии. В 1908 из него выделился “Союз Михаила Архангела”. В 1910-1912 распался на две самостоятельные организации: "Союз русского народа" и Всероссийский дубровинский союз русского народа. Союз объединил наиболее сознательную, национально мыслящую часть русского народа — горожан, помещиков, интеллигенцию. Верховной целью Союза было развитие национального русского самосознания и прочное объединение русских людей всех сословий и состояний для общей работы на благо Отечества — России единой и неделимой. В программе Союза провозглашалось, что благо Родины — в незыблемом сохранении Православия, русского неограниченного Самодержавия и Народности. В документах Союза специально подчеркивалось, что члены Союза не отождествляют царскую власть и современный бюрократический строй, который заслонил светлую личность русского царя от народа и присвоил себе часть прав, составляющих исконную принадлежность Русской самодержавной власти. Члены “Союза” стояли на той точке зрения, что изменения действующего строя должны совершаться не путем ограничения прав царской власти в форме каких бы то ни было конституционных или учредительных собраний, а посредством создания Государственной Думы как органа, осуществляющего связь между державной волей царя и национальным сознанием народа. Причем Государственная Дума не должна пытаться ограничить верховную царскую власть, а обязана правдивым осведомлением о действительных нуждах народа и государства помогать царю — верховному законодателю — осуществлять назревшие преобразования во благо русскому народу. Для этого Государственная Дума должна быть чисто совещательной и национально русской. По земельному вопросу “Союз Русского Народа” стоял на позиции расширения крестьянского землевладения на началах неприкосновенности земельной собственности. “Союз” предлагал целый ряд мероприятий для улучшения положения крестьян, в том числе: уравнение имущественных и семейных прав крестьянского и прочих сословий, не принимая при том никаких насильственных мер ни против общины, ни против иных местных бытовых особенностей устройства крестьян; передача земли малоземельным крестьянам на выгодных для них условиях и по доступным ценам, в том числе путем покупки за счет государства у частных владельцев; увеличение помощи переселенцам для переезда на новые места; создание государственных зернохранилищ для покупки крестьянского хлеба и выдачи под него ссуд; учреждение и развитие мелкого государственного сельского кредита для поддержки мелких землевладельцев; создание условий для облегчения крестьянам приобретения скота и улучшения сельскохозяйственных орудий. По рабочему вопросу “Союз Русского Народа” стремился всеми мерами способствовать облегчению труда и улучшению быта рабочих, сокращению рабочего дня, страхованию рабочих на случай смерти, увечий, болезни и старости. “Союз” настаивал на необходимости организации Русского государственного промышленного банка с целью облегчения образования рабочих и промышленных артелей и товариществ и снабжения их дешевыми продуктами. Свою программу деятельности “Союз Русского Народа” имел в области народного хозяйства. Здесь он ставил своими задачами всеми мерами способствовать развитию русской торговли и промышленности, освобождению их от иностранной зависимости и засилья евреев и переводу в русские руки. “Союз Русского Народа” требовал введения бесплатного всеобщего народного образования, и прежде всего земледельческого, и ремесленного. Школа в России должна быть национально русской и воспитывать юношество в духе православных христианских начал: любви к Царю, Отечеству и преданности долгу. 1907/08гг.–400 тыс., 66 губерний, 2124 отделения. Союз 17 октября (октябристы) 1905-1917 имели 260 отделений численностью примерно 75 тысяч. Среди правых партий заметную роль в политической жизни страны играл "Союз 17 октября" (октябристы), принявший это название в честь царского Манифеста 17 октября 1905 г., который, как считали октябристы, знаменовал собой вступление России на путь конституционной монархии. Организационное оформление партии началось в октябре 1905 г., а завершилось на I ее съезде, состоявшемся 8 — 12 февраля 1906 г. в Москве. Это была партия крупного капитала — верхов торгово-промышленной буржуазии и помещиков-предпринимателей. Возглавил ее крупный московский домовладелец и промышленник Александр Иванович Гучков, "прирожденный политик", высокообразованный блестящий оратор и публицист. (Среди членов партии – видные земские деятели – граф П.А. Гейден, М.А. Стахович, князь Н.С. Волконский, столичные профессора, адвокаты, деятели науки и культуры – Л.Н. Бенуа, В.И. Герье, Ф.Н. Плевако, В.И. Сергеевич; издатели и журналисты – Н.Н. Перцов, А.А. Столыпин, Б.А. Суворин; представители торгово-промышленного мира и банковских кругов – Н.С. Авдаков, Э.Л. Нобель, Братья В.П. и П.П. Рябушинские; ювелир К.Г. Фаберже.) Особое внимание уделяла упрочению свободы предпринимательства и обеспечению прав частной собственности, активно поддерживала проведение столыпинской аграрной реформы (Суть столыпинской реформы состояла в том, чтобы, сохранив в неприкосновенности помещичье землевладение, разрешить аграрный кризис за счет перераспределения между крестьянами общинных крестьянских земель.). Выступала за расширение прав земского и гор. самоуправления, его распространение на всю территорию страны. Требование крестьян об увеличении надела находили вполне справедливым. Удовлетворить просьбу крестьян предполагали за счет государства в результате раздачи крестьянам через особые земельные комитеты пустующих казенных, удельных, кабинетских земель и путем «содействия покупки крестьянами земель у частных владельцев» при посредстве Крестьянского банка. Принудительное отчуждение (выкуп) помещичьих земель – крайняя мера. Были за Расширение рабочего законодательства с расширенными социальными правами; введение госуд.страхования, признание стачек, но только «на почве» их экономических, профессиональных и культурных «нужд». Необходимость «нормировки» предельной продолжительности рабочего времени и «урегулирование» сверхурочных работ (допустимо без ущерба для промышленности и торговли). Снятие правительственного контроля над промышленностью (освоение природных богатств, тарифы, ж/д, нефть). Также была Необходимость сохранения единой и неделимой России, считали нужным противодействовать «всяким предположениям, направленным прямо или косвенно к расчленению империи и к идее федерализма». Автономия может быть оставлена лишь Финляндии, «при условии сохранения государственной связи с империей». Государственное устройство октябристы представляли как конституционную монархию с Государственной думой. Они выступали за "сильную монархическую власть", но за необходимость проведения реформ, обеспечивавших свободу буржуазному предпринимательству. Свобода промышленности, торговли, приобретения собственности и охрана ее законом — главные программные требования октябристов. Выступая против неограниченного самодержавия, октябристы были и против установления парламентарного строя, как неприемлемого для России политически и исторически. Они стояли за сохранение конституционным монархом титула "самодержавный"; предусматривали введение двухпалатного "народного представительства" - Государственной думы и Государственного совета, формируемых на основе цензовых выборов прямых в городах и двухстепенных в сельской местности. Гражданские права в программе октябристов включали свободу совести и вероисповедания, неприкосновенность личности и жилища, свободу слова, собраний, союзов, передвижения. В национальном вопросе октябристы исходили из принципа сохранения "единой и неделимой России", выступая против любой формы "федерализма". Исключение они делали лишь для Финляндии, при условии ее "государственной связи с империей". Допускали культурную автономию для других народов России. КОНСТИТУЦИОННО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ (КАДЕТЫ). Предшественниками партии кадетов стали две либеральные организации – "Союз освобождения" и "Союза земцев - конституционалистов". Организационно партия оформилась в период высшего подъема революции 1905 – 1907 годов. В январе - апреле 1906 года насчитывалось уже 274 кадетских комитета, а к 1907 году свыше 300; общая численность партии в 1905 – 1907 годах колебалась в пределах 50 – 60 тыс. человек. После поражения революции 1905 – 1907 годов происходит сокращение количества местных организаций партии. В январе 1908 г. численность партии не превышала 25 – 30 тыс. человек. В 1912 – 1913 году – 10 тыс. человек. После Февральской революции 1917 года начинается процесс возрождения местных комитетов партии. Но после Октябрьской революции и разгона Учредительного собрания партия была запрещена. В кадетской партии состояла элита русской интеллигенции: преподаватели высших и средних учебных заведений, врачи, инженеры, адвокаты, писатели, деятели искусства, а также представители либерально-настроенных помещиков и буржуазии. В партии также состояли небольшое количество ремесленников, рабочих и крестьян. (Членами этой партии были видные ученые: академик В.И. Вернадский; крупнейшие специалисты в области гражданского и уголовного права - С.А. Муромцев, В.М. Гессен, С.А. Котляревский, Л.И. Петражицкий; известные историки – А.А. Корнилов, А.А. Кизеветтер, М.О. Гершензон, Ю.В. Готье; экономисты и публицисты – П.Б. Струве, А.С. Изгоев; видные земские деятели Ф.И. Родичев и И.И. Петрункевич, А.И. Шингарев; популярные адвокаты – М.М. Винавер, А.Р. Ледницкий, В.А. Маклаков.) Лидером кадетов был блестящий оратор и публицист, известный историк П.Н. Милюков. В 1894 году за участие в освободительном движении он был уволен из Московского университета и выслан в Рязань. Вернувшись в 1897 году из ссылки, он вынужден был уехать за границу, где читал лекции по русской истории в Софийском, Бостонском и Чикагском университетах. Возвратившиь в 1899 году в Россию, Милюков вновь занялся политикой и за свои резкие выступления неоднократно подвергался арестам и был вынужден снова эмигрировать. В апреле 1905 года Милюков вернулся в Россию и стал активным участником политической жизни страны. Главной целью кадеты провозгласили введение в стране демократической конституции. Неограниченная монархия, согласно их программе, должна была быть заменена парламентарным демократическим строем (кадеты обходили вопрос о том, будет ли это монархия или республика, но идеалом их была конституционная монархия английского типа). Они выступали за разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, за создание ответственного перед Государственной думой правительства, за коренную реформу местного самоуправления и суда, за всеобщее избирательное право, свободу слова, печати, собраний, союзов, за строгое соблюдение "гражданских и политических прав личности". На упорядочение буржуазных отношений была направлена и кадетская рабочая программа. Одним из её центральных пунктов было требование свободы рабочих союзов, собраний и стачек. Кадеты считали, что создание легальных рабочих союзов будет способствовать мирному урегулированию взаимоотношений между трудом и капиталом, между рабочими и предпринимателями. Также кадетская программа предусматривала введение 8-часового рабочего дня на предприятиях, сокращения сверхурочных работ для взрослых рабочих, запрещение привлекать к ним женщин и подростков, социальное страхование и охрану труда. В их программе были пункты о восстановлении государственной автономии Финляндии и Польши, но в составе России, и культурной автономии других народов. В решении аграрного вопроса кадеты полагали частичное "отчуждение" (до 60%) помещичьей земли в пользу крестьян, которую они должны были выкупить по "по справедливой оценке" (т.е. по рыночным ценам), выступали за частную земельную собственность и были решительными противниками её обобществления. Начиная с 1908 года кадетские теоретики большое внимание стали уделять разработке внешнеполитической программы, суть которой сводилась к созданию "Великой России". Кадеты выступали за последовательную внешнеполитическую ориентацию на страны западной демократии, за изменение основного направления внешнеполитического правительственного курса, мечтали об окончательном складывании "национально-территориального тела России". В целом, программа кадетов была направлена на развитие России по западному буржуазному образцу. Они мечтали создать такое "идеальное" общество, в котором не будет непреодолимых классовых конфликтов, установятся гармоничные социальные отношения, будут созданы оптимальные условия для всестороннего развития личности. Осуществления своих целей они добивались только мирными средствами – путем получения большинства в Государственной думе и проведения через неё записанных в их программе реформ. Кадетская партия не представляла единства. Впоследствии в её составе определились три направления: "левые", "правые" кадетов и центр. СОЦИАЛИСТЫ – РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ. В результате объединения ряда народнических кружков и групп в конце 1901 - начале 1902 гг. оформились в партию социалисты-революционеры (эсеры). Хотя Партия эсеров формально и заявила о своем возникновении в 1902 г., но организационно оформилась на ее 1-м учредительном съезде, состоявшемся в конце декабря 1905 г. — начале января 1906 г., на котором были приняты ее программа и Временный организационный устав. Дополнения к уставу были внесены только в 1917 году. Перед Первой российской революцией в партии было свыше 40 комитетов и групп, объединявших приблизительно 2–2,5 тыс. человек. Но уже в конце 1906 начале 1907 гг. в партии состояло более 65 тыс. человек. По своему социальному составу партия была преимущественно интеллигентской. Учащиеся, студенты, интеллигенция и служащие составляли в ней более 70%, а рабочие и крестьяне – около 28%. Печатный орган партии - газета "Революционная Россия". (Среди представителей эссеров – В. М. Чернов, разработчик программы партии; Е.К. Брешковская, Г.А. Гершуни, С.Н. Слетов (С. Нечетный), А.А. Аргунов, Н.И. Ракитников и т.д.) Высшим органом партии являлся съезд, который должен был созываться не реже одного раза в год. Но за все время существования партии состоялось всего лишь четыре съезда – два в период первой революции и два в 1917 г. Непосредственное руководство партией осуществлял Центральный комитет, в количестве 5 человек. ЦК назначал ответственного редактора Центрального печатного органа и её представителя в Международное социалистическое бюро. При ЦК создавались специальные комиссии или бюро – крестьянские, рабочее, военное, литературно-издательское, техническое и др., а также институт разъездных агентов. Устав предусматривал и такой институт как Совет партии. Он составлялся из членов ЦК, представителей областных, Московского и Петербургского комитетов. Совет созывался по мере необходимости для обсуждения и решения неотложных вопросов тактики и организационной работы.Тактика эсеров предусматривала пропаганду и агитацию, организацию стачек, бойкота и вооруженных акций — вплоть до организации вооруженных восстаний и применения индивидуального политического террора. Впрочем, террор они рассматривали как "крайнее" средство. Им занималась небольшая "Боевая группа", которая вначале насчитывала 10—15, а в ходе революции 1905— 1907 гг. — 25—30 человек. Руководили "Боевой группой" Евно Азеф и Борис Савинков. Они организовали убийства ряда крупных государственных лиц — министра народного просвещения Н. П. Боголепова (1901), министров внутренних дел Д. С. Сипягина (1902) и В. Я. Плеве (1904), генерал-губернатора Москвы великого князя Сергея Александровича (1905). Программа эсеров декларировала: свержение самодержавия и установление демократической республики, автономию областей и общин на федеративных началах, широкое применение федеративных отношений между отдельными национальностями, признание за ними безусловного права на самоопределение, введение родного языка во всех местных общественных и государственных учреждениях, всеобщее избирательное право без различия пола, религии и национальности, бесплатное образование, отделение церкви от государства и свободу вероисповедания, свободу слова, печати, собраний, стачек, неприкосновенность личности и жилища, уничтожение постоянной армии и замену ее "народной милицией", введение 8-часового рабочего дня, отмену всех налогов, "падающих на труд", но установление прогрессивного налога на доходы предпринимателей. Центральное место в эсеровской программе занимал аграрный вопрос. Эсеры требовали изъять землю из частной собственности. Но они выступали не за национализацию ее, а за "социализацию", т. е. передачу ее не государству, а в общенародное достояние. Землей, считали эсеры, должны распоряжаться общины, которые будут распределять ее в пользование по "трудовой" норме среди всех граждан республики, для которых самостоятельный труд на земле является основным источником существования. В перспективе предусматривалось обобществление земледельческого производства путем использования различных форм кооперирования земледельцев. Создание трудовых ассоциаций предполагалось не только в сфере земледелия. В этом эсеры видели создание социалистической формы хозяйства. Они выступали за сохранение крестьянской общины как основы создания общественных отношений в деревне социалистического характера. Партия переставала существовать вскоре после Октябрьской революции 1917 г. СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТЫ. Её создание было провозглашено на I съезде в Минске 1-3 марта 1898 г. Фактически несколько лет после этого партия не могла начать работу из-за арестов. Организующим ядром партии стала созданная за границей газета "Искра". Ее редакция состояла из старых марксистов, создателей Группы «Освобождение труда» и недавно эмигрировавших за границу молодых последователей Г. Плеханова В. Ленина, Ю. Мартова и др. В 1903 г. на II съезде РСДРП произошел раскол на большевиков и меньшевиков. Меньшевики: Ю.О. Мартов, П.А. Гарви, С.М., Закрецкая, А.Н. Потресов, П.Б. Аксельрод, Дан Ф.И., Чхеидзе Н.С., И.Г. Церетели, М.И. Скобелев. Большевики: В.И. Ленин, Зиновьев Г.В., Каменев. На II съезде была принята программа РСДРП, состоявшая из двух частей: программы-минимум, рассчитанной на период борьбы за свержение самодержавия, и программы-максимум (социалистическая революция, диктатура пролетариата, бестоварное плановое хозяйство, уничтожение классов). Программа-минимум предусматривала насильственное устранение самодержавия, созыв Учредительного собрания, создание в России демократической республики, предоставление всем гражданам демократических свобод, выборность судей народом, отделение церкви от государства и школы от церкви, всеобщее и обязательное бесплатное образование детей до 16 лет. Меньшевики требовали возвращения крестьянам отрезков, но с революцией 1905 г. была принята новая редакция аграрной программы, которая предусматривала конфискацию всех земель (кроме мелкого, крестьянского землевладения) и передачу их в распоряжение выбранных на демократических началах органов местного самоуправления (муниципалитетов) – «муниципализация» земли. Большевики: национализация всей земли (ликвидация частной собственности на землю и переход её в собственность государства). Также они выступали за 8-часовой рабочий день, государственное страхование по старости и болезни. Выступали за равенство всех наций и право наций на самоопределение. В отношении войны они сходились на осуждение обеих воюющих сторон, как ведущих несправедливую войну. Далее их взгляды расходились: Мартов стоял за мир без аннексий и контрибуций; Ленин выдвинул лозунг превращения войны империалистической в гражданскую. |