Родословная Рюриковичей. Рюриковичи княжеский, великокняжеский и царский и позднее королевский род на Древней Руси, идущий от потомков
Скачать 0.83 Mb.
|
Культура Руси в 12 векеИстоки и основы культуры Древней Руси в 12 векеВ 12 веке культура Руси находилась все еще на своей ранней стадии развития и представляла собой довольно сложный синтез двух религиозных систем, которые пытались вытеснить друг друга – христианства, которое было принято немногим больше века назад и, несмотря на огромную поддержку государства все еще не могло полностью завоевать умы людей, и язычества, которое никак не хотело уходить и было основой уклада и жизни многих племен, вошедших в состав Руси несколько веков назад. Процесс духовных и культурных изменений, связанных с принятием христианства, шел не очень быстро – во многих сферах человеческой деятельности все еще очень сильно было выражено влияние язычества, что вполне естественно, так как последнее служило культурной основой много веков. Важно отметить, что язычество не уступало место христианству во многом благодаря тому, что племена, которые его исповедовали, не были варварами (как думали многие соседние государства), напротив, они имели свою развитую культуру, язык, письменность, изменить которую было очень непросто. В результате, в этот период наряду с христианскими мотивами в творчестве проглядывали и языческие мотивы – мотивы природы, уважение к земле, к животным и птицам – что особенно ярко прослеживалось в различных ремеслах. Таким образом, культура разделилась на христианскую, к ней относилась иконопись, зодчество, и языческую – народные ремесла. Двоеверие просуществовало достаточно долго для того, чтобы породить новый тип культуры, соединяющий в себе самые разные мировоззренческие позиции. В крупных городах культура все чаще представляла собой христианский взгляд на мир, строилось огромное количество церквей, монастырей, на фресках изображались библейские мотивы. В то же время в более мелких поселениях можно было встретить редкие ремесла, которыми люди занимались несколько веков и которые представляли собой торжество языческого видения мира. Существовали регионы, где христианство не проявлялось никак, а люди продолжали жить по старому укладу. Особенности культуры 12 векаОднако следует отметить, что, несмотря на двоеверие, христианство все прочнее входило в повседневную жизнь и дало огромнейший толчок к развитию культуры в Древней Руси. Боле всего христианство повлияло на архитектуру, живопись и литературу. Начавшийся в 11 веке процесс насаждения грамотности получил новый виток, стало появляться все больше образованных людей, что не могло не отразиться на культуре и стало наиболее заметно в литературе. Культура Руси в 12 веке вслед за христианством переняла многие традиции из Византии и Греции. Основной принцип культуры этих стран заключался в том, чтобы показать человеку всю бренность его земного существования и обратить его взгляд на духовное развитие, духовную сферу в целом. Все чаще художники стали изображать сцены из библии или просто картины, которые по их мнению относились к духовной сфере жизни, и все реже можно было увидеть на полотнах изображения обыденной жизни человека. Образы потеряли связь с реальностью и стали все более эфемерными – предпочтение отдавали священному, непостижимому, божественному. Акцент в культуре в 12 веке сместился от внимания к человеку, как существу из крови и плоти к божественному духу, заключенному в каждом. Архитектура 12 векаЗодчество и иконопись стали основными отраслями культуры, в которых было наиболее заметно влияние Византии и Греции, так как именно они были тесно связаны с религией и, в частности, христианством. От Византии Древняя Русь переняла традицию строить храмы купольно-крестовой формы, первым из которых стал Софийский собор в Киеве (он имел 13 куполов), а затем был возведен Собор Святой Софии в Новгороде и другие, более мелкие храмы. К середине 12 века зодчество Руси начинает потихоньку отходить от византийских традиций и принимать собственные черты, в частности, большую помпезность и богатое убранство. Связано это было с развитием феодализма – каждый феодал стремился выделиться и строил на своей земле храм, который украшал как можно богаче для того, чтобы показать свое благосостояние соседям. Архитектура стала помпезной, яркой, изощренной, что совершенно не свойственно храмам в Греции и Византии. Примером таких храмов стали церковь Покрова на Нерли, Успенский Собор во Владимире (украшен особой системой арок, которые придает ему легкость и ажурность, что в последствие было перенято другими сооружениями). Живопись и иконопись в 12 векеИзобразительное искусство также развивалось под влиянием христианства. Все больше художники стали обращаться к созданию церковных фресок и мозаик, стала появляться русская школа иконописи со своими традициями и принципами, зародились первые мастера в этом жанре. Ярким примером изобразительного искусства того периода можно назвать мозаику Богоматери в Софийском Соборе в Киеве. Иконопись становится русской – стали появляться русские мастера, которые заняли место греков и византийцев, которых раньше нанимали для создания икон. Русские мастера постепенно перестают копировать технику и сюжеты своих зарубежных учителей и создают что-то собственное, отличающееся от традиционной греческой и византийской иконы. В этот период появляются работы, ставшие известными на весь мир. Литература в 12 векеЛитература развивается не такими быстрыми темпами, как другие отрасли искусства, однако в этот период происходит важный толчок к ее дальнейшему процветанию. В основном в 12 веке занимались переводами различных религиозных греческих трактатов и летописей, однако вскоре появляется и собственная летопись – Повесть Временных Лет. После ее появления в литературе происходит огромный прорыв, появляются многочисленные жития святых, автобиографические записи, написанные уже самими русскими мастерами. В этот же период появляется «Слово о Полку Игореве» - произведение, которое считается основой всей русской художественной литературы. История создания Повести временных лет Повесть временных лет – древнерусская летопись, созданная монахом Нестором в начале 12 века. Повесть представляет собой крупное сочинение, которое описывает события, происходящие на Руси начиная с прихода первых славян и заканчивая 12 веком. Сама летопись не является цельным повествованием, она включает в себя:
История создания Повести временных лет До появления повести временных лет, на Руси существовали другие сборники сочинений и исторические записки, составляли которые, в основном, монахи. Однако все эти записи носили локальный характер и не могли представить полную историю жизни Руси. Идея же создания единой летописи принадлежит монаху Нестору, жившему и работавшему в Киево-Печерском монастыре на стыке 11 и 12 веков. Среди ученых существуют некоторые расхождения по поводу истории написания повести. Согласно основной общепринятой теории, летопись была написана Нестором в Киеве. В основу первоначальной редакции легли ранние исторические записи, легенды, фольклорные рассказы, поучения и записи монахов. После написания, Нестор и другие монахи несколько раз перерабатывали летопись, а позднее сам автор добавил в нее христианскую идеологию, и уже эта редакция считалась окончательной. Что касается даты создания летописи, то ученые называют две даты – 1037 год и 1110. Летопись, составленная Нестором, считается первой русской летописью, а ее автор – первым летописцем. К сожалению, до наших дней не дошло древних редакций, самый ранний вариант, который существует сегодня, датируется 14 веком. Жанр и идея повести временных лет Основной целью и идеей создания повести было желание изложить последовательно всю историю Руси, начиная от библейских времен, а затем постепенно дополнять летопись, кропотливо описывая все происходящие события. Что касается жанра, то современные ученые полагают, что летопись нельзя назвать чисто историческим или чисто художественным жанром, так как в ней присутствуют элементы и того и другого. Поскольку Повесть временных лет несколько раз переписывалась и дополнялась, то ее жанр – открытый, о чем говорят порой не согласующиеся друг с другом по стилю части. Повесть временных лет отличалась тем, что события, рассказанные в ней, не истолковывались, а просто пересказывались максимально бесстрастно. Задача летописца – передать все то, что происходило, но не делать выводов. Однако стоит понимать, что летопись создавалась с точки зрения христианской идеологии, поэтому и носит соответствующий характер. Помимо исторического значения, летопись также была юридическим документом, так как содержала некоторые своды законов и наставления великих князей (например, поучение Владимира Мономаха) Содержание Повести временных лет Повесть можно условно разделить на три части. В самом начале рассказывается о библейских временах (русские считались потомками Иафета), о происхождении славян, о призвании варяг для княжения, о становлении династии Рюриковичей, о Крещении Руси и становлении государства. Основную часть составляют описания жизни князей (Олега, Владимира, Ольги,Ярослава Мудрого и других), описания жизни святых, а также истории о завоеваниях и великих русских героях (Никита Кожемяка и другие). Заключительная часть посвящена описанию многочисленных походов, войн и сражений. Также в ней содержатся княжеские некрологи. Значение Повести временных лет Повесть временных лет стала первым письменным документом, в котором была систематически изложена история Руси, становление ее как государства. Именно эта летопись в дальнейшем легла в основу всех исторических документов и сказаний, именно из нее черпали и черпают свои знания современные историки. Кроме того, летопись, имея открытый жанр, также стала литературным и культурным памятником русской письменности. |