С мудростью, проницательностью и юмором доктор Обри Анделин
Скачать 1.64 Mb.
|
1. Самообладание «Тот, кто правит внутри себя и управляет своими страстями, желаниями и страхами, — больше, чем царь». Джон Мильтон Фундамент благородного характера — это самообладание. Это ключ к преодолению недостатков, не позволяющих нам достичь совершенства, к которому нам заповедано стремиться (см. Мф. 5:48). Это средство, которым мы применяем истину, чтобы преодолеть слабость, победить аппетиты и страсти и обрести силу, чтобы посвятить себя выполнению долга. Цель жизни в том, чтобы стать лучшими людьми и, наконец, совершенными существами. Спаситель учил: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный». Чтобы достичь этого совершенства, мы должны обрести добродетели любви, терпения, сострадания, щедрости, преданности долгу, а также многие другие хорошие качества. Нам надо с пользой расходовать свое время, деньги и энергию. Важно, чтобы мы уважали свои тела, правильно питались, достаточно отдыхали и занимались физическими упражнениями, чтобы они могли правильно функционировать и быть подобающим жилищем для духа. Враг, или противоположная сила, постоянно влечет нас вниз и прочь от высоких целей. Склонность к злу — врожденное качество. Мы склонны быть плотскими, чувственными, ленивыми, безответственными, эгоистичными и полными страха. Чтобы избежать этих слабостей, мы должны себя контролировать. Достижение высот — постоянная борьба и преодоление. Самообладание — мотивирующая сила, ведущая вверх. Одного желания недостаточно. Знания недостаточно, приоритетов тоже. Предположим, что ты хотел бы применить знания, полученные из этой книги. У тебя есть знания, которые ты считаешь важными. У тебя есть желание и готовность, но без сильной воли многого не достигнешь. Например, ты хотел бы развить общительность, защититься от жестокой искренности, хвастовства или критицизма. Возможно, ты желаешь победить такие привычки, как обжорство, курение и пьянство. Одним знанием и пониманием этого не достичь, если не применить волю. Это единственный путь, ведущий к изменениям. Возможно, у тебя есть достойная цель, полезная для тебя самого и для других. Можешь быть уверен, что без преодоления страха, лени и эгоистичных желаний прогресса не будет. Вопрос воли выходит на первое место. В Библии есть интересный рассказ о богатом молодом человеке, который хотел знать, что ему делать, чтобы приобрести вечную жизнь. Он вел правильную жизнь, мог положительно ответить, что соблюдал законы, как был научен в юности. Иисус, зная его главную слабость — любовь к богатству, — попросил его продать имение, раздать нищим и следовать за Ним. Опечалившись, молодой человек отошел, так как привязанность к богатству была сильнее, чем его решимость изменить образ жизни. Хотя он знал, что должен отказаться от богатства, если хочет вечной жизни, однако он не смог подняться над эгоизмом и гордостью, чтобы выполнить этот совет. Его безволие встало на пути вечных благословений. В сегодняшнем мире значение самообладания занижается. Некоторые говорят, что оно подавляет эмоции и что для умственного здоровья лучше следовать естественным импульсам, чем противостоять им усилием воли. Особенно эта точка зрения применима к половой распущенности. Некоторые утверждают, что пренебрежение половыми позывами ведет к разочарованию и эмоциональной неуравновешенности. Сторонники этой ошибочной теории не осознают, что именно грех ведет к разочарованию и психическим проблемам, а не контроль над импульсами. Подчинение эмоциональных импульсов воле человека способствует росту. Цель в том, чтобы самообладание было сильнее наших естественных импульсов. Основа настоящей религии — делать то, что противоположно человеческим импульсам, — любить врагов, делать добро тем, кто тебя ненавидит, молиться за тех, кто тобой злоупотребляет. Естественная тенденция — ненавидеть наших врагов и проклинать тех, кто нас обижает. Другие учения говорят, что, хотя мы должны стремиться к добродетели, самообладание слишком трудно, и мы должны искать более легких и эффективных средств преодоления слабостей. Самообладание слишком трудно, и мудрым решением будет использовать все доступные средства его облегчения. Мы можем приобрести знание, которое поможет нам понять причину нашей слабости и легче ее преодолеть. Мы можем усвоить позитивную привычку, чтобы преодолеть негативную, или найти стимулы, награды или напоминания. Но мы должны убедиться в том, что не можем преодолеть слабости без силы воли. Как приобрести самообладание Самообладание можно приобрести следующими методами: тренировкой воли, молитвой и постом. 1. Тренировка воли. Когда человек постоянно тренирует волю маленькими шагами, повышая самоконтроль, дисциплину и сдержанность, он растет в самообладании. Тренировка воли — сознательное действие и заблаговременная подготовка, а не ожидание экстренной потребности. Когда происходит тренировка воли постоянными усилиями, маленькими шагами, мы укрепляемся. Мы получаем силу для встречи с искушением и слабостями в экстренных ситуациях, которые в противном случае могут застать нас врасплох. Существуют некоторые эффективные средства тренировки воли, например, следующие: а) Делай то, чего тебе не хочется, и делай это регулярно. Это может быть что-то неприятное, например ежедневный холодный душ или работа, которой ты обычно избегаешь. Цель — тренировка воли. Если ты полон решимости делать это, какой бы неприятной работа ни была, вскоре ты обнаружишь, что она перестала быть неприятной. Будут видны результаты успеха твоего предприятия. б) Лиши себя чего-нибудь приятного: прими решение не смотреть свою любимую телепередачу, откажись от любимого десерта, не перекусывай между едой, откажись от конфет, лимонада, кофе, курения, алкоголя и других привычек. Хотя могут быть и другие причины отказа от этих привычек, в данном случае главная цель — тренировка воли. в) Предъяви к себе определенные требования: например, ежедневно вставай рано утром, выполняй определенное количество работы за выделенный промежуток времени, занимайся физическими упражнениями каждый день в течение определенного времени, составь список обязанностей и регулярно их выполняй. Делай это осознанно, чтобы тренировать волю. г) Делай что-то трудное: поставь себе достижимую, но трудную цель. Стремление к трудной цели будет тренировать волю, тогда как достижение легкой цели ничего не дает в этом плане. Участвуй в тяжелой работе или возьми на себя большую ответственность. Особенно детям надо давать трудные задания, даже если на это нет другой причины, то именно для воспитания воли. Скажи себе: «Я делаю это дело, потому что оно трудное, и таким путем я буду сознательно преодолевать влечение плоти». 2. Молитва. Цель самообладания настолько трудна, что самостоятельное ее достижение маловероятно. Для того чтобы достаточно возвыситься, чтобы победить свои страсти, слабости и страхи или достичь высоких целей, необходим самоконтроль. Такая цель может быть достигнута только с Божьей помощью. Общество анонимных алкоголиков признает потребность в Божьей помощи в преодолении порабощающей привычки к выпивке. Они осознают тщетность своих усилий без вмешательства свыше. Они вынуждены признать свою беспомощность и зависимость от Бога, прежде чем достигнут какого-либо прогресса. Я помню, как разговаривал с человеком, который курил сорок лет и наконец преодолел свою привычку. Он вновь и вновь предпринимал попытки бросить курить, которые были безуспешны до тех пор, пока он не стал в молитве искать помощи Господа. «Тогда, — сказал он, — Бог забрал у меня желание курить». Высокие цели часто недостижимы без Божьей помощи. Это особенно верно, когда цель несет в себе высокий моральный смысл. Для ее достижения может потребоваться больше дисциплины, чем у нас есть. Но, к счастью, у нас есть источник необходимой силы. 3. Пост. Наиболее эффективное средство достижения самообладания — пост. Это религиозная практика, заключающаяся в полном воздержании от еды и питья, включая воду, на период продолжительностью не менее 24 часов. В течение этого времени мы смиряемся перед Богом в искренней молитве, ища Его помощи. Пост может практиковаться во время экстренной нужды или регулярно как средство достижения самообладания. Пост — это тип молитвы, в котором мы не только просим Бога о помощи, но и демонстрируем наше сильное желание ее получить, жертвуя своими потребностями. Пост в молитве — мощная сила в достижении божественной помощи. Когда человек готов лишить себя того, на что имеет полное право, и делает это добровольно и осознанно как свидетельство силы своей нужды в небесном благорасположении, высвобождается сила, творящая чудеса. Иисус Христос начал Свое служение с поста. Он не пытался формировать души других людей, пока Сам не достиг самообладания. Он покинул город и ушел в пустыню, где постился 40 дней и ночей. Его целью было преодолеть силу зла — добиться самообладания. Библия говорит, что Он подвергался трудным искушениям сатаны, который обещал Ему желанное для каждого человека удовлетворение. Отвергнув сатану, Он доказал, что Он способен управлять плотскими побуждениями, порабощающими людей. Его самообладание дало Ему победу над злом. Самообладание — высшая цель благородной жизни. Про Иисуса сказано, что Он положил все Себе под ноги. И Он обещал дать побеждающему венец жизни. В книге Откровение нам обещано следующее: «Побеждающему дам вкушать от дерева жизни, которое посреди рая Божия». И небесные, и земные награды ожидают тех, кто достиг самообладания. 2. Целомудрие Целомудрие означает половую чистоту или воздержание от половых отношений вне брака. Это также означает избегать любой извращенной половой деятельности в браке или самостоятельно. Нецеломудренные люди аморальны, что обычно проявляется в форме блуда, прелюбодеяния или гомосексуализма. Блуд — это половые связи неженатого человека, прелюбодеяние — внебрачные половые связи женатого мужчины или замужней женщины. Гомосексуализм — половая связь с человеком того же пола. Пагубные теории утверждают, что половая деятельность не наносит никакого вреда, если интимные отношения осуществляются между двумя достигшими согласия взрослыми людьми, получающими от этого взаимное удовлетворение. Они критикуют общество за то, что оно внушает им чувство вины. Бог наделил нас совестью. Именно совесть возмущается безнравственностью. Вина — это позитивное чувство, побуждающее поступать правильно. Когда нарушители Божьего закона призывают к общественному признанию их действий, они надеются избежать чувства вины, неизбежно возникающего у грешника. Границы дозволенного не определяются голосованием или общественным признанием. Они также не определяются преподавателями или студентами, стремящимися к оправданию на основе рациональных доводов. Последствия греха неизбежны. Зачем быть целомудренным? Первая причина в том, что это Божье повеление. Знаменитая заповедь «Не прелюбодействуй» была дана Моисею для его народа. Эта заповедь была написана на каменных скрижалях и многократно подтверждается в Писании. Мы читаем в Первом послании к Коринфянам (6:9, 10): «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют». Целомудрие стоит соблюдать не только по причинам послушания Богу но и с божественной целью предотвращения разложения личности. Если все практикуют безнравственность, это приводит цивилизацию к гибели. Половой грех наносит вред личности, но он также разрушает общество. Как половой грех разлагает человечество 1. Отвлечение и отклонение. Половой грех — это поглощающее отвлечение для человека от его работы, он заставляет его отклоняться от достижения важных целей. Сосредоточивая свои интересы и энергию на захватывающем образе жизни, он теряет перспективу что может привести его к падению. Для человека достаточно трудно оставаться на верном пути, двигаясь к цели и сосредотачиваясь на своих повседневных делах. Впадая в безнравственность, он легко сбивается с пути, ведущего к важным достижениям. 2. Конфликт в духе. Божий дух в каждом человеке стремится вести его по правильному пути. Когда человек безнравственен, он приводит себя в конфликт с Божьим духом или своей собственной совестью, что производит чувство вины. Это чувство может вызвать эмоциональное страдание или психическое заболевание. Безнравственность также губит более благородные и изысканные его черты, исходящие от хорошего духа. 3. Теряет Божий дух. В Священном Писании написано, что тот, кто смотрит на женщину с вожделением, или прелюбодействует с ней у себя в сердце, не имеет духа, но отвергает веру и будет в страхе. Божий дух необходим для того, чтобы направлять мужчину к успешной жизни, помогать ему принимать мудрые решения, составлять разумные планы и применять здравый смысл. Когда он теряет Божий дух, он остается один, и ему приходится идти на ощупь по жизненным путям, сталкиваясь с серьезными препятствиями, не находя никакого решения. Это приводит его к поражению как в семье, так и на работе. 4. Вечное наказание. Совершающие прелюбодеяние Царства Божьего не наследуют, как сказано в Первом послании к Коринфянам. Им также придется подвергнуться вечному наказанию. В первый день суда, при втором пришествии нашего Господа Христа, будет быстрое свидетельство против прелюбодеев, и они будут сожжены, как солома. (см. Мал. 3:5). Почему Бог возложил такое строгое наказание за этот определенный грех, возможно, для многих неясно, но в Своей вечной цели — осуществление вечной жизни человека — Он неуклонно следует этому принципу. 5. Падение наций. Величайшая угроза для любой страны лежит в безнравственности, и особенно в половой безнравственности. Подобно колоннам храма в городе Газа, которые Самсон столкнул с места, заставив рухнуть весь храм, безнравственность ведет к ослаблению и в конце концов к гибели всей цивилизации. Половая безнравственность стала основной причиной крушения Римской империи, Греции, Персии, Вавилона, Содома и Гоморры, а также других государств. На сегодняшний день она представляет величайшую угрозу как в Америке, так и на других континентах и превосходит все другие проблемы. Она создает большую часть других проблем. Если не по какой-либо другой причине, то хотя бы из любви к своей стране и из любви к жизни мы должны избегать безнравственности как величайшего врага человечества, иначе она лишит нас всего, что нам близко и дорого. Что делает целомудрие для мужчины Целомудрие не только помогает мужчине избегать ловушек, способных погубить его, но и приносит ему силу, как духовную, так и физическую. Человек, украшающий свою жизнь добродетелью, обеспечивает себя защитной броней, которая поможет ему выдерживать другие искушения. Он достигнет внутренней силы духа, которая поможет вести его к более совершенной жизни. Кроме того, он приобретет яркое выражение лица и целостный дух, из-за чего нечестивые люди будут чувствовать дискомфорт в его присутствии. Морально чистый человек имеет спокойствие в разуме — он не боится, что люди найдут скелет, давно спрятанный у него в шкафу, что его пути пересекутся с тем, кто сможет его шантажировать. Уча своих детей целомудрию, он сможет делать это с убеждением и силой. Мужчина, обладающий половой чистотой, продлит свою половую функциональность и здоровье. Некоторые пытаются отвергать этот факт и оправдывать безнравственность тем, что подавлять половое влечение вредно для здоровья. Это ложное учение. На самом деле все наоборот. Подавление и контроль приносят человеку силу и здоровье и продлевают половую функциональность и удовлетворение. Половые органы человека — это не мышцы, которые должны напрягаться и работать во избежание атрофии. Их функции усиливаются в условиях ограничения, тогда как распущенность ведет к слабости. Надо заметить, что одно из величайших разочарований тех, кто легко дает волю своим половым страстям, — это потеря потенции и отсутствие устойчивого удовлетворения. Это ведет к противоестественным отклонениям, которые не только не способны потушить огонь, но и еще сильнее разжигают его. Как и в случае с пьянством и другими серьезными пороками, это иногда заканчивается саморазрушением, когда человек осознает, что он пошел по пути, на котором невозможно найти желаемого удовлетворения. Следующий величайший дар после дара жизни, данный мужчине, — это возможность участвовать вместе с Богом в заселении земли. Осквернение источника жизни — это почти такой же серьезный грех, как убийство. Преодоление безнравственности Люди, попавшие в ловушку безнравственности, должны знать, что возвращение к целомудренной жизни возможно. Многие тысячи людей достигли этой цели, о чем свидетельствуют добродетельные жизни, прожитые ими. Не верьте сатанинским учениям, пытающимися убедить вас в том, что такая жизнь невозможна. Если ты совершил ошибку и встал на путь безнравственности, прими решение оставить его и идти по пути, который приведет к вечному удовлетворению. Некоторые соблазны преодолеть трудно, и для изменения модели поведения потребуется сила, данная Богом. Но безнравственная жизнь может быть изменена, а грех может быть смыт, если покаяние человека будет искренним и устойчивым. Любой другой выбор приведет к поражению и гибели души. Надо предпринять следующие шаги. 1. Признай грех. Первый шаг — признать грех и его серьезность в глазах Бога, не пытаясь оправдать совершенные поступки. Бог уже знает все обстоятельства, связанные с твоей жизнью, твои возможности и ограничения. В духе смирения прими твердое решение жить в соответствии с моральными устоями. 2. Приблизься к Богу. Приди к Богу со смирением, признавая свою вину с искренним сожалением о своем неправильном поведении и с твердым намерением избегать его в будущем. Попроси о прощении и помощи в том, чтобы вести безгрешную жизнь. |