С мудростью, проницательностью и юмором доктор Обри Анделин
Скачать 1.64 Mb.
|
3. Справедливость при исполнении наказаний. Справедливость заключается в том, чтобы исполнять все положенные наказания. Давайте рассмотрим обстоятельства. Предположим, ребенок не слушался или обидел другого ребенка. Что должен сделать отец, чтобы поступить справедливо? Во-первых, возьми себя в руки. Человек в состоянии эмоционального расстройства не способен восстанавливать справедливость. Твоя лидерская позиция отца или, возможно, работодателя вынуждает тебя высказывать суждения, в которые ты эмоционально вовлечен. Ты должен контролировать себя. Во-вторых, собери факты. Выясни, понимал ли ребенок то, что от него ожидалось. Человеку легко может показаться, что он ясно изложил свою точку зрения, но с точки зрения другого человека, особенно ребенка, его объяснение могло быть совсем непонятным. При этом возникает проблема, и потребуется терпение, чтобы прояснить ситуацию и убедиться в том, что ребенок понял указания в отношении того, что от него ожидается. В-третьих, будь уверен в том, что у тебя нет никакого лицеприятия или предубеждения по отношению к обидчику. Возможно, ты имеешь дело с ребенком, который ничего не понимает или часто ведет себя неуклюже. В нашей системе правосудия уделяется большое внимание тому, чтобы люди, назначаемые на должность присяжных, не имели бы личной заинтересованности. Отцу важно помнить об этом. В-четвертых, будь справедлив в своих ожиданиях и не требуй того, что превышает возможности ребенка. Если одеть маленького ребенка в парадно-выходную одежду и позволить ему выйти во двор после дождя, нельзя ожидать, что он не наступит в лужу. С какими бы проблемами мы ни сталкивались — с мелкими или с имеющими далеко идущие серьезные последствия, — процедура всегда одна и та же. Мужчина должен изучить факты, освободиться от предубеждений и определить, справедливы ли его ожидания. Особенно имея дело с ребенком, не ожидай от него поведения, превышающего возможности, соответствующие его возрасту. Не ожидай лучшего поведения, чем то, которое ты мог бы ожидать от себя самого. Наказанием может быть строгий выговор либо отказ в какой-либо привилегии. Ты можешь назначить сверхурочную работу, дополнительную ответственность или в некоторых случаях применить физическое наказание, так как иногда оно необходимо для воспитания непослушных и дерзких детей. Но независимо от вида наказания справедливость требует, чтобы нарушитель заплатил за содеянное. Если ребенок что-то украл, даже если украденная вещь не имеет значительной ценности, надо потребовать, чтобы он вернул или возместил ее, и сделать ему выговор за нарушение серьезного принципа. Если ребенок виновен в общественном правонарушении, за которое закон предусматривает наказание, он должен понести его в полной мере. Родители не должны вмешиваться и пытаться оградить его от наказания или идти на какой-либо компромисс со справедливостью. При необходимости наказания или строгого выговора важно, чтобы за ними следовали проявления любви и доброты по отношению к нарушителю. Если это ребенок, он должен знать, что ты не противник и не враг, желающий нанести ему вред, что твоей мотивацией являются любовь и забота о его благополучии. Объясни ему принцип справедливости и то, что ты морально обязан действовать по закону и при необходимости наказывать. Этот принцип применим и во взаимоотношениях начальника с подчиненными. Некоторые мужчины при исполнении наказания слишком жестки и безжалостны. Часто это происходит по причине бесконтрольного гнева, который отрицательно сказывается на способности делать правильные суждения. Наказание, производимое во время вспышки гнева, часто бывает страшным и жестоким. Это подрывает доверие, которое дети должны испытывать к своему лидеру и защитнику. Но бывают периоды, когда мужчина, не теряя самообладания, проявляет излишнюю строгость, считая, что ребенок научится, если только получит такое жестокое наказание, которого никогда не забудет. Наказывая детей, будь предельно осторожен. Наказание никогда не должно превышать проступок или то, что ребенок заслуживает, иначе оно будет воспринято как болезненная несправедливость. Даже маленький ребенок имеет острое чувство справедливости. В своей повести «Большие надежды» Чарльз Диккенс описывает проницательное наблюдение чувств детей в отношении несправедливости: «В маленьком мире, в котором существуют дети, кто бы их ни воспитывал, ничто не воспринимается с такой чувствительностью, как несправедливость. Ребенок может подвергнуться всего одной несправедливости, но он мал, и его мир мал, и в его масштабах его игрушечная лошадка не уступает по размерам ирландскому скакуну». Большинство мужчин в воспитании детей склоняются к мягкости ; а не к твердости. Иногда это можно увидеть и на работе, где мужчина считает, что он слишком занят, чтобы добиваться полной справедливости. Возможно, ему трудно выяснять факты или он боится потерять благорасположение. Если подчиненный ленив или работает непроизводительно, начальнику может показаться, что корректировать его слишком трудно и что лучше его вежливо уволить, чем пытаться дисциплинировать. Мужчина, который мог бы стать более эффективным и продуктивным работником, лишается возможности обучения, которое могло бы стать для него бесценным. По причине любви или нежности мужчина может быть слишком мягок в отношениях со своими детьми. Из-за этих эмоций ошибки ребенка остаются без должного внимания. Когда ребенок вступает в конфликт с другими детьми, он обычно оказывается невиновным в глазах своего отца. В школе существует тенденция винить учителя или другого ребенка. Если такой отец и признает проступок своего ребенка, он может проигнорировать его, или ребенок отделается минимальным наказанием. Такая мягкость может нанести ребенку неисправимый вред, оставив его неподготовленным к жесткой жизни в будущем, в котором общество будет поступать с ним по справедливости в менее благоприятных обстоятельствах. Это право ребенка — быть наказанным по справедливости за свои поступки тем человеком, который его любит. Возможно, некоторые оправдывают мягкость, называя ее милосердием. Не понимая этого принципа, они считают, что в наказании должны быть снисходительны или вообще забыть про него. Это может быть правильным, если ошибка совершена в невинности или если нарушитель искренне кается, признает свою ошибку и просит прощения. Но часто это не так. Обычно приводятся оправдания своих действий и высказываются обвинения в отношении других. Если нарушитель не смирится и не покается, справедливость должна помочь ему в этом. Милосердие не должно обкрадывать справедливость. Существуют многие нарушения, за которые человек должен испытать возмездие даже на фоне искреннего покаяния. Очевидно, что глава семьи должен хорошо понять этот принцип, чтобы принимать справедливые решения. Ниже приведено краткое руководство по назначению справедливого наказания: 1. Убедись в том, что виновный понимал, чего от него ожидали. 2. Выясни все факты, связанные с нарушением. 3. Освободись от лицеприятия и предубеждений по отношению к виновному. 4. Убедись в том, что твои ожидания не превышали справедливого уровня. 5. Выработай честное суждение и назначь наказание в соответствии с ним. 6. Если наказание должно быть тяжелым или строгим, по его завершении прояви доброту, любовь и объясни, что твоей целью было восстановление справедливости для его же блага. Мы видим, что справедливость подвергается испытаниям, особенно в семьях. Именно здесь дети учатся прежде всего на своем личном опыте. Если отец справедлив, это принесет им пользу, если же он несправедлив, это причинит им вред. У детей обостренное чувство справедливости, поэтому они так чувствительны к тому, насколько честно к ним относятся. Мужчина, в котором сочетаются твердость и честность, будет хорошо служить своей семье и завоюет ее любовь. 6. Самоотверженность В мужчине с детства существует естественная тенденция к эгоизму. Мы наблюдаем эту черту характера даже у малышей, которые отбирают друг у друга вещи без малейшего зазрения совести или плачут, добиваясь своего, не беспокоясь от том, какие неудобства это причиняет другим. Не стоит жаловаться на подобное поведение малышей. Дети имеют тенденцию вырастать из этого эгоцентризма частично благодаря влиянию родителей, но в основном исходя из собственного опыта. Вскоре они понимают, что должны избавиться от эгоцентризма, если хотят уживаться с другими людьми. Проблема в том, что большинство людей избавляются от эгоцентризма ровно на столько, сколько им необходимо для сосуществования с другими. Они не растут выше этой точки, так как у них нет причины, которая бы вынудила их расти выше. Они не пришли к осознанию того, что эгоизм — это серьезный дефект характера, который нужно преодолевать. Они не осознают, что быть истинно самоотверженным — это цель, к которой нам всем надо стремиться. Дело в том, что духовный рост прямо пропорционален нашей самоотверженности. Для эгоиста духовный рост невозможен. Самоотверженность переносит фокус жизни человека на других. Это противоречит нашей естественной тенденции, поэтому причиняет нам боль. Если мы растем и становимся все более самоотверженными, мы растем в духе. Если же мы сохраняем свой эгоцентризм, духовного роста нет. Самоотверженность и духовный рост Самоотверженность — это готовность отказаться от собственного комфорта или преимущества ради кого-то другого. В истинно самоотверженном поступке всегда присутствует элемент пожертвования. Это означает отказаться от некоторого удовольствия, комфорта, материальных ценностей или приложить некоторые усилия, пойти на риск или неудобства или отклониться от собственного пути ради кого-то. Есть некоторые поступки, называемые самоотверженными, которые на самом деле таковыми не являются, например, отдать что-то ненужное, сделать что-то не требующее почти никаких усилий или совершить почти незаметное денежное пожертвование. Это поступки доброты, но не самоотверженности, так как они не требуют жертвы. Чтобы быть самоотверженным, надо избавиться от эгоцентризма. Нам надо научиться меньше думать о себе, собственном комфорте, удобстве и преимуществах и больше думать о других. Это подлинное преобразование духа, и оно не имеет никакого отношения к поверхностному действию. Как мир мужчины побуждает его к эгоизму Мир мужчины — это тот мир, который побуждает к эгоизму и культивирует его. Он постоянно сталкивается с обязанностями по материальному обеспечению своей семьи. Запросы постоянно растут и не являются полностью предсказуемыми. Несмотря на тщательное планирование бюджета, над мужчиной постоянно довлеет нужда в деньгах. Доля его времени, посвящаемого зарабатыванию денег, растет, и этот приоритет может быть настолько сильным, что станет искажать его видение. Единственный путь решения этой проблемы — избегать жизненных стандартов, из-за которых возникают слишком большие запросы. Должно оставаться место для духовного роста. Жесткая конкуренция, существующая в мире бизнеса, также стимулирует эгоизм. Кажется, что девиз «каждый сам за себя» стал единственным возможным путем. При наличии давления и стимула стремиться к удовлетворению только своих собственных интересов требуется огромная интеллектуальная честность, чтобы решить, что эгоистично, а что — нет, в предпринимательских отношениях. Я наблюдал недостаток честности в мужчине, который объяснял схему успешной продажи земельных участков группе будущих продавцов. Находясь на вершине энтузиазма, он описывал то, как они продали землю, купленную всего по 300 долларов за акр, по высокой цене в четыре тысячи долларов за акр. Кто-то сделал предположение, что, возможно, сделка имела слишком большой крен в их пользу и в ней проявлялось недостаточно внимания к покупателю и его возможности извлечь выгоду из покупки. Он ответил: «Очевидно, это лучше для нас, чем для них». Если мы хотим быть честными, нам следует добиваться равенства партнеров в бизнесе, принимая во внимание расходы, риски и усилия каждого вкладчика. Не обязательно, чтобы доходы обеих сторон в точности совпадали, так как, возможно, их вклады тоже различаются. Но доходы каждой стороны должны быть соизмеримы с ее вкладом. Это не только принцип честности — это и принцип успеха. Иногда мы слышим о законодателях, которые считают своей обязанностью обеспечить особые преимущества сообществу, представителями которого они являются, несмотря на то, что это приводит к недостаткам в других сообществах. Ратуя за улучшение экономики вообще, они могут настаивать на продолжении проекта в своем районе, который на самом деле может и не быть достаточно производительным, чтобы оправдывать свое существование. В то же самое время они будут противостоять такому же проекту в другом районе, благосостоянием которого они не сильно озабочены. Такое отношение является лицемерным, так как человек не применяет к себе тех же критериев, которые он применяет к другим. В этом лицемерии мы находим семена многих наших общественных проблем. Мужчина, который эгоистично думает о путях улучшения своей позиции, может подвергнуться сильному искушению использовать для этого любые средства, независимо от их законности и этичности. Таким образом эгоизм приводит его к другим видам зла. Его личность становится ограниченной, происходит сужение мировоззрения, снижающее его возможность быть эффективным. Забавно, что в своем эгоистичном порыве к личному преимуществу мужчина приводит в действие силы, которые снижают его способность достижения цели. Эгоистичный мужчина развивает в себе черты, которые ведут к поражению, тогда как самоотверженный мужчина применяет принципы, ведущие к успеху. Если мужчина хочет быть успешным лидером в своей семье, важно чтобы он руководил ею самоотверженно. Если же он не проявляет самоотверженности, его семья будет следовать за ним только из обязанности. Самоотверженный лидер вызывает доверие в людях, которых он ведет за собой. Мужчина должен самоотверженно отдавать свое время на благо семьи. Он может рассудить так: я заработал на жизнь — мои обязанности исполнены. Возможно, он считает, что имеет оправдание, чтобы тратить остаток времени на собственные интересы и удовольствия. В таком случае семья редко видит его, разве что за ужином и когда ему необходимо быть дома. Быть истинно самоотверженным — значит отдавать, и не только материальные ценности, но и время, и энергию. Это принцип следующей данной нам заповеди: «Потерявший душу свою ради Меня сбережет ее». 7. Моральная смелость Моральная смелость — это смелость делать то, что правильно с моральной точки зрения, или следовать верным принципам, несмотря на риск последствий. Обычно последствия бывают следующими: 1. Потеря денег или возможности их приобретения. 2. Потеря престижа или известности. 3. Критицизм или унижение. 4. Потеря друзей. 5. Потеря преимущества или позиции. 6. Телесные повреждения. Одна из наиболее частых потребностей в моральной смелости возникает, когда мы встаем перед возможностью потерять деньги, если поступим правильно. В качестве примера можно привести табачную промышленность. Существуют неоспоримые свидетельства того, что ее продукция вызывает зависимость и несет болезни и преждевременную смерть миллионам. Данные правительства показывают, что за 1993 год убытки, возникшие по вине курения, составили 50 миллиардов долларов. Можно предположить, что эта информация заставит людей, вовлеченных в этот бизнес, покинуть его, невзирая на личные последствия. Вместо этого применяются слабые оправдания и лицемерные аргументы. Страх потери прибыли делает честность невозможной. Мера характера человека и его честности выносится на публичное обозрение. Тот факт, что курильщики — свободные люди и никто их не принуждает к потреблению табака, является слабым аргументом и вряд ли может служить оправданием наносимого урона. Алкогольная промышленность несет разрушения, которые хуже смерти, — деградацию и духовный упадок миллионов. Производители алкоголя очень хорошо знают об этом зле. Организация «Анонимные алкоголики» служит напоминанием об усилиях, предпринимаемых другими людьми для устранения вреда, наносимого алкоголем. Однако ради денег люди, работающие в данных отраслях промышленности, подталкивают других к употреблению своей продукции. То же самое можно сказать об азартных играх, о казино, о производителях порнографической литературы, непристойных фильмов и о любой другой промышленности, разрушительно действующей на человеческое общество. Что можно сказать о людях, доходы которых образуются за счет производства и сбыта этой вредоносной продукции? «В какой момент наступает моя личная ответственность за причиняемое людям зло?» — может спросить кто-либо из них. «Являюсь ли я настолько маленькой частичкой огромной системы, что моя индивидуальная ответственность потеряна?» В этот момент моральная смелость может потребоваться в большей степени, чем в первом случае, где очевидно прямое деструктивное воздействие. Представьте себе на момент, какой эффект был бы, если бы работники этих отраслей промышленности обрели моральную смелость уволиться со своей работы. Подобная массовая демонстрация высокой морали могла бы революционизировать нравственный характер общества. Поэтому винить следует не только самих производителей вредоносной продукции. Ответственность лежит на каждом вовлеченном в ее распространение. Должно быть, люди, вовлеченные в эти отрасли промышленности, испытывают чувство вины, так как многие из них стараются снискать уважение общества акциями благотворительности, например, учреждая стипендии. К сожалению, многие штаты легализовали лотереи, которые высасывают миллионы долларов из карманов легковерных людей под предлогом, что часть средств направляется на народное образование. (Разве цель образования не помощь людям в приобретении твердых моральных ценностей и привычек?) Моральная смелость необходима в политической жизни. Можно предположить, что политики должны хорошо знать конституцию, так как она является основой для осуществления любой законодательной деятельности. Это прекрасный документ, разработанный с целью защиты интересов каждого гражданина, с особым упором на защиту меньшинств. Однако многим политикам не хватает моральной смелости, чтобы встать на защиту этих принципов, если это ставит под угрозу их престиж или должность. Человеку требуется моральная смелость, чтобы защищать определенный принцип, если его друзья обижены такой позицией. Если твой сосед владеет кинотеатром, в котором показывают аморальные фильмы, может быть, удобнее попросить кого-то другого начать действия, направленные на исправление зла. Нелегко запомнить, что человеку каждое мгновение следует быть на стороне правды. Это напоминает о случае, произошедшем с Авраамом Линкольном, когда один из друзей сказал ему, что Господь наверняка на его стороне. Мудрый Линкольн ответил: «Мне важнее, чтобы я был на Его стороне, чем чтобы Он был на моей». Вдохновляющие примеры моральной смелости содержатся в Писании. Мы читаем в 39-й главе Бытия о том, как Иосиф был продан в рабство в Египет, как он заслужил благорасположение Потифара, который поручил ему управление своим имением и делами. Жена Потифара пыталась соблазнить Иосифа. Однако он не поддался соблазну и убежал от нее, но она успела сорвать с него халат, который затем использовала в качестве улики. В результате Иосиф оказался в тюрьме. Несмотря на эту ужасную несправедливость, он остался верным и со временем смог не только обрести свободу, но и стать правителем Египта, вторым после фараона. Мы все подвергаемся большим и малым испытаниям нашей моральной смелости, нашей преданности правому делу перед лицом сильного желания или давления, подталкивающего к компромиссу. |