Главная страница
Навигация по странице:

  • Пример. Рисование топографической карты

  • Четвертый этап

  • Практическое Упражнение Настройка CorelDraw мин

  • Упражнение Построение графика зависимости крутящего момента двигателя от числа оборотов мин

  • Учебник Информатика. Базовый курс. Симонович С.В.. С. В. Симоновичаинформатикабазовый курс2е издание


    Скачать 17.96 Mb.
    НазваниеС. В. Симоновичаинформатикабазовый курс2е издание
    АнкорУчебник Информатика. Базовый курс. Симонович С.В..pdf
    Дата28.01.2017
    Размер17.96 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаУчебник Информатика. Базовый курс. Симонович С.В..pdf
    ТипКнига
    #56
    КатегорияИнформатика. Вычислительная техника
    страница60 из 76
    1   ...   56   57   58   59   60   61   62   63   ...   76
    475
    Контейнер
    Рис.
    Пример использования контейнера
    В стыкуемой палитре Object Manager (Диспетчер объектов) щелчком правой кнопки мыши необходимо выбрать имя объекта-вложения и перетаскиванием перемес- тить его поверх имени объекта-контейнера. После отпускания кнопки мыши по- является всплывающее меню, в котором надо выбрать пункт PowerClip Inside (По- местить в контейнер).
    Для редактирования вложенного объекта необходимо выбрать его имя щелчком правой кнопки мыши в стыкуемой палитре Object Manager (Диспетчер объектов) и в открывшемся всплывающем меню выбрать пункт Edit Content (Редактировать содержимое). Редактируемый объект для удобства можно перемещать в пределах рабочего поля. По завершении редактирования следует вновь щелкнуть правой кнопкой мыши на имени объекта и в открывшемся всплывающем меню выбрать пункт Finish Editing This Level (Завершить редактирование).
    Извлечение содержимого контейнера происходит по той же методике, только в меню необходимо выбрать пункт Extract Content (Извлечь содержимое).
    мое контейнера извлекается только целиком.
    Пример. Рисование топографической карты
    В качестве образца выбрана топографическая карта района юго-западнее Прохо- ровки, где в июле 1943 года происходили ожесточенные танковые бои между немец- кими и советскими войсками. Топографическая съемка района для данной карты проведена в 1946 году и поэтому более адекватно отражает состояние местности в военный период, чем современные карты.
    Первый этап
    До начала работы необходимо определить размер бумаги для создаваемого мента. Технологически удобным вариантом является совпадающий с разме- ром карты. В этом случае легче переносить в документ данные с оригинала. Однако лист карты превышает по формату что приводит к проблемам при выводе на печать и публикации в электронном виде. Более универсальным фор- матом является А4, поэтому при создании нового документа в программе CorelDraw
    в раскрывающемся списке Paper Type/Size (Тип и размер бумаги) выбираем строку А4.

    476 Глава
    Векторный редактор CorelDraw
    Каждая топографическая карта имеет координатную сетку, облегчающую привязку к местности. Для точного позиционирования элементов карты надо воспроизвести такую сетку в документе. Для этого создаем прямоугольник, соответствующий размеру карты, и разбиваем его на нужное число ячеек, например, с помощью инстру- мента Graph Paper (Миллиметровка).
    Важнейшей задачей, решение которой определяет успех всего проекта, является точное воспроизведение карты высот. Основой здесь служат высотные горизонтали,
    проставленные на исходном листе. Создание карты высот возможно различными способами, например:
    прорисовка высотных горизонталей вручную;
    • трассировка сканированного изображения исходной карты;
    • преобразование сканированного изображения в растровую карту высот в про-
    Adobe Photoshop.
    В нашем примере использован метод ручной прорисовки высотных горизонталей как наиболее простой и доступный. Для начала определяем по карте шкалу высот,
    то есть число высотных горизонталей. В нашем примере высотные горизонтали расположены в диапазоне от 160 до 240 метров с шагом 20 метров. Вспомогатель- ные горизонтали имеют шаг 10 метров.
    Вспомним, что в документе CorelDraw все объекты распределены по высоте отно- сительно базового слоя (Layer 1). Таким образом, надо определить такую очеред- ность рисования горизонталей, чтобы предыдущий объект не перекрывал текущий.
    Этому требованию отвечает метод рисования сверху вниз, от самой высотной го- ризонтали к нижележащим.
    Для рисования выбираем инструмент Freehand (Свободное рисование), на панели свойств устанавливаем движок Freehand Smoothing (Сглаживание) в положение 75,
    в раскрывающемся списке Outline Width (Толщина контура) выбираем значение
    0,176
    палитре цветов щелчком правой кнопкой мыши выбираем цвет контура —
    отдельно для каждой горизонтали высот (например, 240 м — красный, 220 м —
    зеленый и т. д.). Последовательно прорисовываем все горизонтали высот. Обра- щаем внимание, что каждый контур горизонтали высот должен быть замкнутым.
    Затем группируем горизонтали одной высоты. Для этого в менеджере объектов
    (Object Manager) проводим выборку кривых одного цвета и даем команду
    Arrange • Group (Упорядочить • Группировать). После создания группы выбираем ее в менеджере объектов, щелчком правой кнопкой мыши открываем контекстное меню,
    выбираем пункт Rename (Переименовать) и вводим «говорящее» имя для группы,
    например «высота 240».
    После создания групп, объединяющих горизонтали одной высоты, присваиваем объектам группы одинаковый цвет заполнения. Для этого удобно воспользоваться средством Uniform Fill (Однородная заливка). В диалоговом окне открываем вкладку
    Mixer (Микшер). В раскрывающемся списке Model (Цветовая модель) выбираем цветовую модель, например CMYK (если документ предполагается печатать). В рас- крывающемся списке Hues (Цветовой тон) выбираем форму представления, напри-

    Пример. Рисование топографической карты
    477
    Рис. 16.16. Использование средства Uniform Fill
    мер Pentagon (Пятиугольник). В раскрывающемся списке Variation (Варианты)
    выбираем вариант градации оттенков цвета, например Lighter (По светлоте). В пред- ставленной ниже палитре щелчком мыши выбираем конкретный цвет для запол- нения горизонталей высот. На наш взгляд, удобно использовать оттенки зеленого цвета: чем темнее, тем меньше высота. Щелчком на кнопке завершаем операцию.
    В завершение первого этапа работы расставляем отметки командных высот, обозна- ченных на карте. Координаты отметок определяем относительно созданной нами ранее сетки.
    Некоторые из нарисованных горизонталей могут выходить за границы карты,
    поэтому надо «вписать» объекты в установленный обрезной размер. Эту задачу можно решить с помощью инструмента Knife (Нож) или операцией Trim (Вычитание).
    Второй этап
    На втором этапе работы поверх карты высот накладываются обозначения других элементов местности: реки, водоемы, болота, леса, сады, кустарник и прочие, кото- рые имеют значение в контексте задач, решаемых проектом. Привязку объектов к кар- те высот осуществляют при помощи координатной сетки.
    Реки и водоемы удобно рисовать инструментом Freehand (Свободное рисование)
    с параметром Freehand Smoothing (Сглаживание) около 100. Толщину контура вы- в соответствии с масштабом изображения на карте. Для водоемов контур должен быть замкнутым. Цвет контура и заливки замкнутых объектов подбирают согласно методике, описанной выше для карты высот. Созданные объекты данной категории объединяют в группу и присваивают ей имя, например «реки и водоемы».
    Леса удобно рисовать инструментом Bezier (Кривая Безье). Сначала проставляют опорные точки по границам лесного массива. Затем с помощью инструмента Shape добавляют при необходимости опорные точки и редактируют форму кри-

    4 7 8 Глава
    Векторный редактор CorelDraw вой, а также свойства узлов. Заполнение объектов можно выполнить либо однород- ным цветом, либо узором, созданным в соответствии с правилами оформления то- пографических карт. На наш взгляд, в прикладных задачах достаточно выделить растительность различного типа цветом. Например, хвойные леса — более темным оттенком зеленого цвета.
    В зависимости от сложности растительного покрова, можно сгруппировать одно- типные объекты, а затем создать общую группу. Например, в такой последователь-
    • лиственные леса;
    • хвойные леса;
    • лесозащитные полосы;
    • сады;
    • кустарник;
    • отдельно стоящие деревья;
    • прочие посадки.
    Каждая группа должна выделяться цветом или иным типом заполнения. По пра- вилам оформления топографических карт существуют определенные к простановке характеристик растительности; например, в лесном массиве указы- вают средние диаметр ствола, высоту деревьев и расстояние между ними. Если необходимо создать полный аналог топографической карты, придется переносить эти данные с оригинала. Для прикладных целей обычно достаточно указать границы лесных массивов и выделить их цветом.
    Третий этап
    На третьем этапе работы необходимо нарисовать дорожную сеть. Так как дороги в плане представляют собой сложное сочетание кривых и прямых линий, удобно использовать инструмент Polyline (Комбинированная линия). На панели свойств задают толщину контура (Outline Width) в соответствии с характером дорожного покрытия и масштабом карты.
    В прикладных целях дороги различного класса можно выделить разным цветом и толщиной контура. При создании точной карты необходимо следовать установ- ленным правилам оформления и обозначать соответствующими знаками элементы дорожной инфраструктуры: дорожное полотно, мосты, путепроводы, насыпи,
    выемки, тоннели и прочие.
    Железнодорожные пути обозначают либо в точном соответствии с правилами оформ- ления топографических карт, либо упрощенно, как прерывистую черно-белую линию. Такую линию можно создать по следующей методике:
    • провести инструментом Polyline (Комбинированная линия) или любым другим траекторию трассы железнодорожного полотна;
    • установить на панели свойств толщину контура (Outline Width) в соответствии с масштабом карты;

    Пример. Рисование топографической карты 4 7 9
    • щелчком правой кнопкой мыши на палитре цветов задать черный цвет контура;
    • создать дубликат контура (CTRL+D или Edit • Duplicate) и задать ему те же коор- динаты, что и оригиналу;
    • щелчком правой кнопкой мыши на палитре цветов задать белый цвет контура дубликата;
    • на панели свойств в поле Outline Width (Толщина контура) задать значение, мень- шее на 0,2-0,4 мм исходной толщины (в зависимости от масштаба карты);
    • на панели свойств в раскрывающемся списке Outline Style Selector (Выбор стиля контура) указать тот вариант прерывистой линии, который соответствует мас- штабу карты;
    • сгруппировать оригинал контура и дубликат, присвоить группе имя, например
    «железная дорога».
    К дорожной сети можно отнести и некоторые другие элементы инфраструктуры:
    линии электропередач, трубопроводы, линии связи и прочие протяженные объекты.
    Их удобно группировать по типам и целевому назначению.
    Четвертый этап
    На завершающем этапе работы необходимо нарисовать населенные пункты и дру- гие объекты инфраструктуры, которые остались неохваченными на предыдущих этапах. Также следует установить и реализовать систему текстовых обозначений.
    На топографических картах к обозначению населенных пунктов предъявляются высокие требования: на крупномасштабной карте представлено все, вплоть до отдельного сарая или колодца. В прикладных задачах такой точности, как правило,
    не требуется. В нашем примере мы ограничились обозначением границ населенных пунктов. Приемы рисования контуров и заливки цветом аналогичны тем, которые применялись для рисования лесных массивов. По окончании рисования населен- ных пунктов желательно объединить эти объекты в отдельную группу и присвоить ей название.
    Без пояснительных надписей топографическая карта выглядит малоинформатив- ной. Поэтому необходимо определиться с системой обозначений, прежде всего с ее полнотой. Оригинал топографической карты содержит сотни обозначений,
    однако в прикладных целях нам достаточно указать названия населенных пунк- тов, элементов местности и проставить отметки командных высот.
    В качестве шрифта для пояснительных надписей принято использовать начерта- ние без засечек. Для карт разработаны специальные наборы знаков, например
    Geographic Symbol, однако они не содержат знаков алфавита. Шрифт для надписей должен быть компактным, поскольку некоторые названия содержат много букв.
    В нашем примере использовался шрифт CompactC, отличающийся высокой емко- стью. На карте обозначены только отметки высот и названия населенных пунктов,
    что обусловлено малыми размерами листа. Если бы карта создавалась в реальном масштабе
    200 000, то на ней можно было разместить гораздо больше текстовой информации и обозначений. Однако для тех задач, под которые создавалась карта,

    Топографическая карта съемка г.
    Масштаб 1 : 200 000
    Рис.
    Разработка топографической карты на основе оригинала

    Первый этап. Карта высот
    Второй этап. Леса и водоемы
    Третий этап. Дорожная сеть
    Четвертый этап. Населенные пункты и местные предметы
    Рис.
    Этапы создания топографической карты

    4 8 2 Глава
    Векторный редактор принятой системы обозначений вполне достаточно. Карта, перегруженная инфор- мацией, читается с трудом и не позволяет выделить ключевые элементы.
    В завершение работы откройте менеджер объектов и проверьте, чтобы взаимное положение имеющихся в проекте групп соответствовало задачам отображения информации. Например, объекты группы «высотные горизонтали» должны нахо- диться на самом нижнем слое в проекте, в противном случае они могут закрыть другие важные элементы.
    Практическое
    Упражнение
    Настройка CorelDraw
    мин
    1.
    программу CorelDraw (Пуск • Программы • Corel Graphics Suite

    CorelDraw 11).
    2. В открывшемся окне Welcome to CorelDraw (Добро пожаловать в CorelDraw) щелк- ните на кнопке New Graphics (Создать).
    3. На панели свойств щелкните на кнопке Options (Параметры).
    4. В открывшемся окне Options (Параметры) в разделе Workspace (Рабочий про- филь) выберите
    Edit (Изменение). В разделе Duplicate
    (Поло- жение дубликата) установите на счетчиках Horizontal (По горизонтали) и Vertical
    (По вертикали) значения 5 мм. В разделе Nudge (Смещение) установите счет- чиком Nudge (Шаг смещения) значение 1 мм.
    5. Раскройте раздел Document (Документ), выберите строку General (Общие), в раскрывающемся списке Display (Отобразить) выберите строку Enhanced View
    (Качественный). Выберите строку Grid (Сетка), установите переключатель
    Spacing (Интервал), в разделе Spacing (Интервал) установите счетчиками
    Horizontal place a grid line every (По горизонтали помещать точки сетки через)
    Vertical place a line every (По вертикали помещать точки сетки через) значе- ния 5 мм. Установите флажок Show Grid (Показывать сетку).
    6. Выберите строку Styles (Стили). На вкладке Styles (Стили) в окне выберите строку Default Graphics (По умолчанию для графики), в строке Outline (Контур)
    на правом поле щелкните на кнопке Edit (Изменить). В открывшемся окне Outline
    Pen (Атрибуты контура) счетчиком Width (Толщина) установите значение 1 пункт,
    щелчком на кнопке закройте окно.
    7. На вкладке Styles (Стили) в окне выберите строку Default Artistic Text (По умол- чанию для текста). На правом поле в строке Text (Текст) щелкните на кнопке
    Edit (Изменить). В открывшемся окне Format Text (Форматирование текста) на вкладке Font (Шрифт) в разделе Font Properties (Свойства шрифта) в раскрыва- ющемся списке Font (Шрифт) выберите шрифт без засечек, например
    Счет- чиком Size (Размер) установите величину кегля 12 пунктов. Перейдите на вкладку Align (Выравнивание), в разделе Alignment (Выравнивание) установите переключатель типа выравнивания Center (По центру). Щелчком на кнопке ОК
    закройте окно.

    Практическое занятие
    483 8.
    вкладке Styles (Стили) в окне выберите строку Default Paragraph Text (По умолчанию для текстового блока) и повторите действия, изложенные в пункте 7.
    9. В окне Options (Параметры) раскройте пункт Page (Страница), перейдите на строку Size (Размер). Установите переключатели Normal Paper (Обычная бумага)
    и Portrait (Книжная). В раскрывающемся списке Paper (Бумага) выберите формат А4.
    10. Вернитесь к разделу Document (Документ). Установите флажок Save options as defaults for new documents (Сохранить параметры, как действующие по умолча- нию для новых документов) и все активизировавшиеся после этого флажки.
    Перейдите в раздел Workspace (Рабочий профиль), раскройте пункт Customize
    (Настройка), выберите строку Shortcut Keys (Клавиши вызова). На вкладке Shortcut Keys (Клавиши быстрого вызова) раскройте папку Editing
    Commands (Команды правки), которая находится внутри папки Edit Transform
    (Правка и преобразование), выберите строку Duplicate (Дублировать). Устано- вить курсор в поле Press new shortcut keys (Нажмите новые клавиши быстрого вызова) и нажмите сочетание клавиш CTRL+D.
    12. В окне Options (Параметры) перейдите на строку Toolbars (Панели инструмен- тов). В окне вкладки Toolbars (Панели инструментов) раскройте папку Align &
    Distribute (Выравнивание и распределение), которая находится внутри папки
    Arrange (Монтаж). В раскрывающемся списке Property Bar (Панели свойств)
    выберите строку Multiple Objects (Несколько объектов).
    13. Щелчком на кнопке закройте окно Options (Параметры).
    этом упражнении мы научились основным приемам настройки интерфейса программы и параметров документа, создали собственное сочетание «горячих» клавиш и эле- мент управления панели свойств, появляющийся при выборе нескольких объектов.
    Упражнение
    Построение графика зависимости крутящего
    момента двигателя от числа оборотов
    мин
    Рис. 16.19. Вариант оформления графика

    4 8 4 Глава
    Векторный редактор CorelDraw
    1. Запустите программу CorelDraw (Пуск • Программы • Corel Graphics Suite

    CorelDraw
    2. В открывшемся окне Welcome to CorelDraw (Добро пожаловать в CorelDraw) щелк- ните на кнопке New Graphics (Создать).
    3. Выберите инструмент Graph Paper (Миллиметровка), на панели свойств устано- вите значения счетчиков Graph Paper Columns and Rows (Строки и столбцы)
    20.
    4. Протягиванием создайте объект с размерами 100x100 мм.
    5. Щелчком правой кнопки мыши в палитре цветов на значении 20% Black (Серый
    20%) задайте цвет контуров объекта.
    6. Выберите инструмент Bezier (Кривая Безье). Щелчками выше левого верхнего угла, в левом нижнем углу, правее правого нижнего угла объекта при нажатой клавише CTRL создайте прямые линии, пересекающиеся под прямым углом (для осей координат). На панели свойств выберите с помощью раскрывающих кнопок
    Start Arrowhead Selector (Выбор начального наконечника) и End Arrowhead Selector
    (Выбор противоположного наконечника) окончания линии в виде стрелок.
    7. Откройте палитру Object Manager (Диспетчер объектов) командой Window •
    Dockers • Object Manager (Окно • Палитры • Диспетчер объектов). Двойным щелчком на имени линии войдите в режим редактирования объекта и измените имя на Coordinate. Таким же образом поменяйте имя второго объекта на Graph.
    8. Инструментом Pick (Выбор) выберите последовательно объекты Coordinate и
    Graph. Щелчком на кнопке Align (Выровнять и распределить) на панели свойств откройте окно Align and Distribute (Выровнять и распределить). Установите флажки
    (По верхнему краю) и Left (По левому краю).
    9. Выберите инструмент Text (Текст). Щелкните на свободном месте страницы и введите текст
    Перетащите текстовый объект к окончанию вертикальной координатной прямой. Таким же образом создайте текстовый объект «v,
    и перетащите его к окончанию горизонтальной координаты. Изменение шрифта и позиций символов выполните в окне Format Text (Форматирование текста),
    открываемом командой Text • Format Text (Текст • Форматировать текст).
    С помощью инструмента Text (Текст) поставьте в начале координат цифру 0, а под каждой пятой вертикальной линией объекта Graph числа от 1000 до 4000.
    Выровняйте эти цифры по вертикали с использованием изученных приемов.
    Так же расставьте вдоль вертикальной координаты числа от до 400 и выров- няйте их по горизонтали.
    Выберите инструмент Bezier (Кривая Безье) и щелчками мыши в точках с коор- динатами х, у (800, 40; 1200, 80; 1600, 200; 2000, 300; 2600, 400; 3000, 360; 3600,
    320) создайте линию. Эти точки являются точками отсчета. Если в вашем рас- поряжении имеются данные внешней характеристики другого двигателя,
    можно наложить их для дальнейшего сравнительного анализа.
    Выберите инструмент Shape (Формы), выберите вторую опорную точку линии,
    щелчком правой кнопки мыши откройте меню и щелкните на

    Практическое занятие
    485
    строке
    Curve (Преобразовать в кривую). Подобным образом преобразуйте остальные точки, кроме первой,
    13. Выберите предпоследнюю опорную точку кривой, щелчком правой кнопки мыши откройте контекстное меню, щелкните на строке Smooth (Сгладить узел).
    Подобным образом преобразуйте остальные точки, кроме первой и последней.
    14. Выберите самую верхнюю точку (точку максимума), щелчком правой кнопки мыши откройте контекстное меню, щелкните на строке Symmetrical (Симмет- ричный узел). Затем, воздействуя управляющие касательные, добейтесь того,
    чтобы узловая точка совпала с верхней точкой графика. Итоговый график дол- жен соответствовать представленному на рис. 16.19.
    Мы научились средствами CorelDraw создавать сложные доку- менты для иллюстрирования физических процессов.
    1   ...   56   57   58   59   60   61   62   63   ...   76


    написать администратору сайта