Учебник Информатика. Базовый курс. Симонович С.В.. С. В. Симоновичаинформатикабазовый курс2е издание
Скачать 17.96 Mb.
|
Объект Окружность й Обводка, толщина в пунктах До операции После операции Заливка, тип До операции После операции Особенности CorelDraw Векторный графический редактор CorelDraw канадской фирмы Corel Corporation получил известность благодаря широким возможностям, наличию огромных биб- лиотек готовых изображений, мощной встроенной системе обучения и подсказок. Некоторые средства CorelDraw не имеют аналогов в других векторных редакторах и делают его уникальным продуктом. Тесная интеграция CorelDraw с пакетом обра- ботки растровой графики Corel PhotoPaint и программой верстки Corel Ventura создать законченную систему подготовки электронных и поли- публикаций. Интерфейс CorelDraw выполнен в традициях, ставших стандартом де-факто для приложений в операционной системе Windows. Окно программы имеет стандартные элементы: рабочее поле, строку заголовка, строку меню, строку состояния, панель инструментов, другие панели, состав которых может определять пользователь, полосы прокрутки и прочее. Однако интерфейс CorelDraw имеет и свои особенно- сти, отличающие его от других программ. Во-первых, конфигурация интерфейса может быть настроена аналогично другим популярным графическим пакетам, например Adobe Illustrator или Macromedia FreeHand. есть пользователь, привыкший к работе в среде этих редакторов, при переходе к CorelDraw может остаться в рамках уже интерфейса. Во-вторых, начиная с восьмой версии появился особый тип элементов управле- ния — Dockers, или стыкуемые палитры. Такие палитры обладают свойством «при- клеиваться» при перетаскивании мышью к одной из сторон рабочего поля или друг к другу с образованием вкладок. Заголовок окна палитры содержит закрывающую и сворачивающую кнопки. Удобство применения стыкуемых палитр заключается в том, что при их сворачивании (раскрытии) автоматически изменяется рабочего поля и пользователю нет необходимости вручную масштабировать вид изображения, что требуется в других программах. На палитрах размещены эле- менты управления соответствующими операциями или свойствами объекта. 450 Глава Векторный редактор CorelDraw Панель Линейки Панель Строка Панель Панель инструментов / операций меню свойств палитр Строка / Корешки состояния страниц документа прокрутки Рис. Рабочее окно векторного редактора CorelDraw Интересными особенностями обладает панель свойств (Property Состав ее элементов управления динамически меняется в зависимости от типа выбранного объекта. То есть при выборе текста на панели свойств появляются элементы управ- ления свойствами текста, при выборе линии — элементы управления свойствами линии и т. д. Состав элементов управления на панели свойств для каждого типа объектов также может быть изменен пользователем по своему усмотрению. В отличие от Adobe Illustrator, программа CorelDraw умеет многостра- ничными документами, то есть каждая страница является отдельным объектом. Заметным преимуществом редактора CorelDraw является поддержка русского языка (в том числе проверка орфографии) в текстовых объектах. К сожалению, альной локализации интерфейса программы для России не существует. Элементы управления Панель инструментов Основные средства создания и редактирования объектов размещены на Панели инструментов (Toolbar). Ряд инструментов имеет альтернативные варианты, что опознается наличию раскрывающей кнопки (черный треугольник) в правом Элементы управления Перетаскивая палитру альтернативных инструментов за корешок, ее можно превратить в отдельную палитру Для открытия альтернативного набора инструментов надо щелкнуть мышью на инструменте О наличии альтернативного набора инструментов свидетельствует маленькая треугольная стрелка на кнопке инструмента Палитры инструментов Outline и Fill снабжены командными кнопками, открывающими доступ к диалоговым окнам Рис. 16.2. Панель инструментов CorelDraw нижнем углу значка. Раскрыв панель альтернативного выбора инструментов, ее можно перетащить за корешок на Рабочее поле, превратив тем самым в самостоя- тельную палитру (Flyout). Далее приведен полный перечень инструментов CorelDraw версии Инструмент Pick (Выбор) позволяет выбирать объекты, изменять их раз- меры, вращать или искажать их форму. Инструмент Shape (Формы) предназначен для изменения формы объектов путем выборки опорных точек и редактирования их свойств. Инструмент Knife (Нож) позволяет разделить замкнутый контур на отдель- ные объекты с границами, совпадающими с траекторией разреза. Инструментом Eraser (Ластик) удаляют часть объекта в области действия лас- тика, в том числе сегменты контура и внутренние области замкнутого контура. 4 5 2 Глава Векторный редактор CorelDraw Инструмент Smudge brush (Смещение) позволяет искажать форму контура в соответствии с траекторией пятна кисти. Инструмент Brush (Загрубить) вносит случайные искажения («вы- бросы») в траекторию контура, попавшего в область действия кисти. Инструмент Free transform (Свободное преобразование) позволяет масшта- бировать, вращать и перекашивать объект путем протягивания мыши. Инструмент Zoom (Масштаб) предназначен для выбора масштаба просмотра объектов на Рабочем поле. Инструмент Hand (Рука) предназначен для перемещения изображения доку- мента в окне Рабочего поля. Инструмент Freehand (Свободное рисование) позволяет создавать контур произвольной формы, сегменты которого образуются автоматически. Инструмент Bezier (Кривая Безье) служит для рисования кривых Безье путем расстановки опорных точек и определения их свойств в зависимости от манипуляций с мышью. Инструмент Artistic Media (Средства художественного рисования) на самом деле содержит несколько средств: Brush (Кисть), Sprayer (Распылитель), Calligraphic (Каллиграфическое перо), Pressure (Перо с нажимом). Выбор конкретного средства осуществляют (в отличие от других инструментов) на панели свойств. Инструмент (Перо) служит для рисования кривых Безье. Отличается от рассмотренного ранее инструмента Bezier тем, что очередной сегмент отображается на экране в интерактивном режиме, что облегчает создание сложных контуров. Инструмент Polyline (Комбинированная линия) обладает свойствами как пера так и средства свободного рисования (Freehand). Прямые отрезки создают щелчками мыши в опорных точках, а криволинейные сегменты — протягиванием мыши. Инструмент 3 Curve Point (Кривая по трем точкам) позволяет создавать сег- менты, опорные точки которых определяются протягиванием мыши между ними. Кривизна сегмента устанавливается перемещением указателя при от- пущенной левой кнопке мыши. Завершается операция щелчком после дос- тижения требуемой формы сегмента. Инструмент Interactive Connector (Интерактивные соединения) предназна- чен для рисования соединительных линий в схемах. Инструмент Dimension (Измерения) служит для полуавтоматического созда- ния размерных линий, в том числе выносных, и для обозначения угловых величин. В обозначениях величин русский язык не поддерживается. Инструмент Rectangle (Прямоугольник) позволяет рисовать прямоугольни- ки и квадраты методом протягивания. 16.2. Элементы управления - 4 5 3 Инструмент 3 Point Rectangle (Прямоугольник трем точкам) по способу работы схож с рассмотренным ранее инструментом 3 Curve Point. Протяги- ванием мыши определяют длину и направление одной из сторон прямо- угольника. Отпустив кнопку и перемещая указатель, задают длину других сторон фигуры. Щелчком мыши завершают операцию. Инструмент Ellipse (Эллипс) служит для рисования эллипсов и окружно- стей. Инструмент 3 Point Ellipse (Эллипс по трем точкам) предназначен для созда- ния эллипса методом, аналогичным рассмотренным ранее для подобных инструментов. Инструмент Polygon (Многоугольник) служит для рисования многоуголь- ников и звезд с заданным числом углов (лучей). Инструмент Graph Paper (Миллиметровка) позволяет создавать прямоуголь- ники, разбитые на заданное число столбцов и строк. Инструмент Spiral (Спираль) служит для рисования линейных и логариф- мических спиралей. Инструмент Shapes (Фигуры) предназначен для создания раз- личных форм и включает наборы Base (Основные), Arrow (Стрелки), Flowchart (Блок-схемы), Star (Звезды), Callout (Вы- носки). Инструмент Text (Текст) позволяет работать в двух режимах. При протяги- вании мыши образуется прямоугольная область, рассматриваемая как тек- стовый блок (Paragraph Text). При щелчке мышью текст размещается не- посредственно в поле документа (Artistic Text). Инструмент Interactive Blend (Смешивание) является интерактивным и тре- бует наличия в документе хотя бы двух объектов. При протягивании инст- румента Blend от одного объекта к другому между ними возникают промежу- точные формы, определяемые параметрами, которые заданы на панели свойств. Инструмент Interactive Contour (Контур) также является интерактивным. При воздействии на объект создаются копии его контура в соответствии с параметрами, заданными на Панели Интерактивный инструмент Interactive Distortion (Искажения) позволяет деформировать форму объекта методом протягивания мыши. Интерактивный инструмент Interactive Envelope (Огибающая) предназначен для изменения формы объекта в соответствии с формой описанной вокруг него фигуры. Интерактивный инструмент Interactive Extrusion (Экструзия) позволяет со- здавать иллюзию глубины (объемности) объекта за счет «выдавливания» в перспективу. Интерактивный инструмент Interactive Drop Shadow (Тени) предназначен для создания эффекта тени, отбрасываемой объектом. 4 5 4 Глава Векторный редактор CorelDraw Интерактивный инструмент Interactive Transparency (Прозрачность) служит для создания различных эффектов прозрачности объекта. Инструмент Eyedropper (Пипетка) позволяет выбрать цвет заполнения по образцу цвета имеющегося в документе объекта. Инструмент (Сплошная заливка) применяют после инструмента Пипетка для заполнения объектов цветом на основе образца. Инструмент Outline (Контур) служит для задания свойств линий. Помимо набора стандартных значений толщин линий, он имеет кнопки доступа к диалоговым окнам настройки свойств: Outline Pen Dialog (Свойства контура) и Outline Color Dialog (Цвет контура). В соответствующих диалоговых окнах Outline Pen и Outline Color содер- жатся элементы управления все- ми свойствами контура, которые доступны в программе CorelDraw. Fill (Заливка) служит для задания свойств заполнения объектов. Он содержит кнопки доступа к диалоговым окнам для настройки свойств различных типов заполнения: Fill Color Dialog (Заливка сплошным цветом), Fountain Fill Dialog (Заливка градиентом), Pattern Fill Dialog (За- полнение узором), Texture Fill Dialog (Запол- нение текстурой) и PostScript Fill Dialog (За- полнение узором PostScript). Интерактивный инструмент Fill (Заливка) предоставляет доступ к тем же средствам настройки свойств заполнения, что и рассмотренный выше инструмент Fill, но в интерактивном режиме — посредством манипу- ляций мышью и элементами управления на панели свойств. Интерактивный инструмент Interactive Mesh Fill (Сетка деформации) по спо- собу действия подобен рассмотренному выше инструменту Envelope (Огиба- ющая). Кроме изменения формы объекта, он позволяет деформировать запол- нение в соответствии с параметрами сетки деформации, привязанной к объекту. Панель свойств После выбора любого инструмента панель свойств отображает его свойства и предо- ставляет набор элементов, позволяющих управлять параметрами инструмента или свойствами объекта. В связи с этим состав элементов управления на панели свойств динамически меняется в зависимости от выбранного инструмента и объекта. Если не выбран ни один объект, на панели свойств присутствуют элементы управ- ления параметрами текущей страницы: • раскрывающийся список Type/Size (Тип/Формат бумаги) для выбора стан- дартного или пользовательского формата страницы; • счетчики Width and Height (Высота и ширина бумаги) для установки высоты и ширины страницы; • кнопки Portrait (Книжная) и Landscape (Альбомная) для ориентации страницы; 16.2. Элементы управления 4 5 5 • кнопки переключения параметров текущей страницы, принятых по умолча- нию для всех публикаций или только для текущего документа; • раскрывающийся список Drawing Units (Единицы измерения) для выбора еди- ниц измерения; • счетчик Nudge Offset (Перемещение клавишами курсора) для задания стандарт- ной величины смещения узлов; • счетчики Duplicate Distance (Расстояние до копии) для установки величины смещения дубликата объекта по осям х, • кнопки Snap to Grid (Привязка к сетке), Snap to Guidelines (Привязка к направля- ющим) и Snap to Object (Привязка к объектам) для включения режимов вырав- нивания по опорным точкам, направляющим линиям или выбранному объекту соответственно; • кнопка для включения режима полного отображения объекта при его переме- щении или трансформации Draw Complex Objects when Moving or Transforming (Отображать объекты при перемещении); • кнопка включения режима Treat As Filled (Считать заполненным); • кнопка открытия диалогового окна Options (Параметры) для настройки пара- метров программы. Рис. 16.3. Пример динамического изменения элементов управления Панели свойств: ни один объект не выбран; Б — выбран объект «прямоугольник» Динамическое изменение состава элементов на панели свойств проис- ходит при выборе соответствующего инструмента. Если к объекту уже был приме- нен какой-либо инструмент, повлиявший на его свойства, этот факт отображается в строке состояния. Например, объект, подвергшийся воздействию инструмента Interactive Contour (Контур), в строке состояния отображается как Contour Group (Группа Контур). Если вновь выбрать такой объект инструментом Interactive Contour (Контур), то можно изменить любые свойства ранее созданного контура. Такой механизм действует и применительно к другим инструментам. Строка меню Некоторые инструментальные средства CorelDraw доступны только из меню, если не менял заданную по умолчанию конфигурацию в окне Options (Параметры). В частности, к ним относятся: • средства обработки растровых объектов, сосредоточенные в меню Bitmaps (Ра- стровые изображения); 4 5 6 Глава Векторный редактор CorelDraw • средства Adjust (Изменить), Transform (Преобразовать), Correction (Корректиро- вать), Add Perspective (Добавить перспективу), Power Clip Rollover (Перекат), входящие в состав меню Effects (Эффекты); • средства управления параметрами отображения из меню View (Вид); • инструмент Break Apart (Разбить объект) из меню Arrange (Упорядочить); • средство записи сценариев (Visual Basic) из меню Tools (Сервис). Часть инструментальных средств и элементов управления можно открыть в стыку- емых палитрах. Однако принятая по умолчанию конфигурация интерфейса прин- ципиального значения не имеет — пользователь всегда имеет возможность соста- вить по своему усмотрению любые конфигурации панелей инструментов, меню и прочих элементов интерфейса. Специальные средства CorelDraw О программе CorelDraw традиционно сложилось представление как о мощном и удобном средстве создания рекламных материалов, логотипов, иллюстративной и художественной графики. Действительно, именно в этих областях программа имеет самое широкое распространение. Однако не следует забывать о некоторых возмож- ностях программы, превращающих ее в эффективное средство разработки инже- нерной и научной документации. С помощью CorelDraw можно создавать точные машиностроительные и архитектурные чертежи, строить графики, иллюстрировать учебные материалы. Для целей точного позиционирования объектов относительно рабочего листа и друг друга, управления проектом в целом и его отдельными эле- служат специальные средства CorelDraw. Диалоговое окно Align and Distribute (Выровнять и распределить) открывается после щелчка на одноименной строке в меню Arrange (Упорядочить). На вкладке Align (Выравнивание) предлагаются средства выравнивания объектов относительно цен- тра или страницы, а также относительно других объектов или опорных точек направляющей сетки. На вкладке Distribute (Распределение) задают равномерное распределение объектов относительно других объектов или страницы документа. Управление выравниванием и распределением, в сочетании с возможностью явно задавать размеры и положение объектов на Панели свойств, позволяет выполнять чертежи с точностью до третьего знака после запятой, что вполне достаточно для подавляющего большинства инженерных задач. Очень удобно использовать в работе стыкуемые палитры. Их полный список при- веден в меню Window • Dockers (Окно • Палитры). Пользователь сам выбирает те палитры, которые следует отобразить в текущий момент. Открывают окно палитры щелчком на ее закладке, а закрывают щелчком на кнопке Collapse Docker (Свернуть палитру), представляющей собой сдвоенные треугольники в левом верхнем углу окна палитры. Удаляют палитру щелчком на кнопке Close Active Docker (Закрыть активную палитру). Любую палитру можно вывести в отдельное окно, перетащив за корешок в область рабочего поля. 16.4. Пример использования средства выравнивания и распределения для конфигурирования группы объектов Рис. 16.5. Пример использования менеджера объектов и менеджера сведений об объектах при создании сложного проекта 4 5 8 Глава Векторный редактор CorelDraw При разработке сложных проектов, когда число объектов в документе превышает несколько тысяч, особую важность приобретает использование двух специфиче- ских палитр: Object Manager (Диспетчер объектов) и Object Data (Сведения об объектах). Стыкуемая палитра Object Manager (Диспетчер объектов) является мощным сред- ством управления положением объектов и контроля над их свойствами. Ее откры- вают из меню Tools • Object Manager (Сервис • Диспетчер объектов). В этой палитре представлено послойное расположение всех объектов с указанием их названий и свойств. Переход к любому объекту означает его автоматическую выборку с дина- мическим изменением элементов управления на панели свойств. Дополнительные возможности по управлению сложными проектами предостав- ляет стыкуемая палитра Object Data (Сведения об объектах), где любому объекту можно присвоить собственное имя, назначить поля для его характеристик (напри- мер, используемых материалов, стоимости работы и прочего). В целом средства управления проектом и объектами позволяют создать сложные многоуровневые документы и организовать совместную работу по их разработке. |