Санктпетербургский национальный
Скачать 0.75 Mb.
|
§ 3. Социальный контроль Социальный контроль — совокупность средств воздейст- вия со стороны общества на девиантное поведение с целью его устранения или сведения к минимуму. Русский социолог Л.И. Петражицкий (1867-1931), раз- мышляя о способах социального контроля, охарактеризовал его основные элементы: - социальный инстинкт, с которым связана наклонность человека без раздумья следовать некоторым общим правилам действия; - позитивное моральное расположение, чувство долга; - боязнь внешнего принуждения, наказания; - напоминание о божественной власти. Необходимые условия действия способов социального контроля: эффективность законов, успешность системы воспита- ния и высокий уровень личной и общественной религиозности. 66 В социологии определяются следующие формы социаль- ного контроля: 1. институциональный контроль, осуществляемый на формаль- ном уровне; 2. публичный контроль, проявляющийся на неформальном уров- не; 3. нравственный самоконтроль через усвоенные ценности и пра- вила поведения. Методы социального контроля, применяемые и на фор- мальном, и на неформальном уровне: 1) негативные санкции (принуждение, наказание, репрессивные меры); 2) позитивные санкции (награждение, поощрение); 3) сдерживающие методы социального контроля, то есть преду- преждение, профилактика девиаций. Говоря о методах социального контроля, необходимо рассмотреть роль семьи в предотвращении девиаций. Г.М. Миньковский предложил классификацию семей в зависимо- сти от их воспитательного потенциала: - воспитательно-сильная; - воспитательно-устойчивая; - воспитательно-неустойчивая; - воспитательно-слабая с утратой контактов с детьми и контроля над ними; - воспитательно-слабая с постоянно конфликтной атмосферой; - маргинальная с алкогольной и сексуальной деморализацией; - склонная к правонарушениям, преступная; - психически отягощенная. Пять последних типов семей составляют 10-15% и счи- таются неблагополучными, искаженно формируют личность ре- бенка, его ценностные ориентации и механизмы самоконтроля. Еще 15-20% семей по разным причинам (плохое здоровье, недос- таток образования, педагогической культуры, значительной за- груженности на работе) не в состоянии правильно воспитывать детей. В обществе присутствует примерно постоянный уровень девиаций, и в процентном отношении он примерно равен коли- честву неблагополучных семей. 67 Лекция 10 Методика проведения социологических исследований Для понимания существа социальных процессов необхо- димо иметь достоверную информацию. Её источник — социоло- гические исследования, то есть изучение социальной действи- тельности, рассчитанное на получение теоретического знания и практическое решение социальных проблем. § 1. Виды социологических исследований По уровню получаемого знания об обществе социологи- ческие исследования делятся на: 1. теоретические исследования, цель которых — разработка тео- рий, выявление основных тенденций развития общества; 2. эмпирические исследования, то есть сбор и обобщение соци- альных фактов посредством прямой или косвенной регистрации свершившихся событий. По функциональному предназначению, целям и задачам исследования определяются: 1. фундаментальные исследования, которые направлены на со- вершенствование теории и методологии; 2. прикладные исследования, направленные на практическое ре- шение социальных проблем. Социальная проблема — это проти- воречие между потребностями и интересами людей и невозмож- ностью их реализации в конкретной общественной ситуации. В зависимости от конкретных задач социологические ис- следования делятся на: 1. разведывательные (пробные, «пилотажные») — целью кото- рых является получение оперативной социальной информации, изучению подвергается небольшая группа респондентов, может 68 проверяться также качество разработанного инструментария или эффективность выбранного метода; 2. описательные — цель которых — получение сведений цело- стного характера об изучаемом явлении. Результат — общая кар- тина состояния объекта. Здесь ставится задача целостного вос- приятия социальной проблемы, но не глубокого проникновения в ее сущность; 3. аналитические — цель которых — выявление причин соци- альных противоречий, характера и способа разрешения социаль- ных проблем. § 2. Этапы социологических исследований В социологическом исследовании определяют два основ- ных этапа: подготовительный и основной. 1. Подготовительный этап — это разработка программы исследования; 2. Основной этап — это: 1) сбор первичной социологической информации (полевой этап); 2) обработка полученных данных; 3) анализ и обобщение полученной информации; 4) подготовка отчета о результатах исследования. Программа социологического исследования — это изло- жение основных принципов, теории и методологии исследова- ния, его процедуры и организации. Структура программы: а) ме- тодологический раздел; б) методический раздел; в) организаци- онный раздел. I. Методологический раздел включает: 1. Формулирование проблемной ситуации и научной проблемы. Научная проблема должна более или менее точно от- ражать социальную ситуацию, социальное противоречие, кото- рое возникает в процессе функционирования и развития соци- альных систем, то есть необходимо точное определение сферы того, что должно быть изучено. На данном этапе составления программы также изучается научная литература по данному во- просу. 69 2. Определение целей и задач исследования. Цель указывает, на решение какой проблемы и на получение какого результата ориентируется данное исследование. Задачи конкре- тизируют цель и способы ее достижения. 3. Определение объекта и предмета исследования. Объектом исследования могут быть различные общности людей, их деятельность, организованная посредством социальных ин- ститутов. Предмет исследования — та сторона объекта, которая непосредственно подлежит изучению. Например, условия, в ко- торых осуществляется социальная деятельность. При определе- нии объекта и предмета исследования проводятся следующие теоретические процедуры: А) Системный анализ объекта исследования. Гипотетиче- ская модель предмета исследования выстраивается в зависимости от того, изучается ли объект как часть целого (тогда предпочте- ние отдается изучению внешних связей) или изучается объект как целое, состоящее из частей (изучаются внутренние связи). Б) Теоретическая и эмпирическая интерпретация поня- тий. Содержание понятия подвергается теоретической интерпре- тации (то есть определению) и эмпирической интерпретации (то есть сопоставлению с другими понятиями). Интерпретация ука- зывает, по каким направлениям следует собирать информацию. В) Операционализация понятий. Операционализация пе- реводит понятия в показатели (например, количество случаев на 1000 населения), показатели в индексы (например, единицы из- мерения — % или типы шкал). В социологическом исследовании используются три основных типа шкал: 1) ранговая порядковая шкала — с помощью ранговой порядковой шкалы измеряется большинство социальных явле- ний. Позиции шкалы представляют собой ранги, где первый предпочтительнее (интенсивнее, значимее), чем второй, второй, чем третий и т.д. Здесь невозможно вывести среднего показателя; 2) интервальная шкала измеряет небольшое количество свойств и признаков, которые можно выразить числом: возраст, стаж работы, учебы. Позиции по шкале могут устанавливаться с равными и неравными интервалами; 70 3) номинальная шкала измеряет объективные признаки. Например, «К какой социальной группе Вы себя относите (сту- дент, рабочий, служащий и т.п.)?» При операционализации переменные переводятся в ин- дексы (выбирается техника конструирования индекса), и произ- водится оценка индекса, то есть его расчет на надежность и обоснованность. Г) Выдвижение и проверка гипотез. Гипотеза — это на- учно обоснованное предположение о структуре социальных объ- ектов, о характере элементов и их связях и функциях. Научная гипотеза может быть сформулирована в результате предвари- тельного анализа изучаемого объекта. В ходе социологического исследования эмпирически обосновывается истинность или лож- ность гипотезы. По степени обоснованности гипотезы делятся на: – первичные, которые выдвигаются до полевого исследования, так называемые гипотезы-основания; – вторичные, которые выдвигаются после проведения исследо- вания, так называемые гипотезы-следствия. По структуре гипотезы делятся на: – описательные, которые выдвигают предположения о фактах, относящихся к проблеме; – объяснительные — выстраивают предположения о причинно- следственных связях объекта; – прогностические — обосновывают предположения о возмож- ном варианте развития событий, о перспективе изменений и про- цессов. II. Методический раздел программы включает: 1.Разработку стратегического плана исследования. В за- висимости от исследовательской стратегии определяются или А) поисковый план исследования, когда нет ясного представления о проблеме или объекте исследования; Б) экспериментальный план, цель которого установить причин- но-следственные связи социальных процессов объекта. 2. Выбор исследовательской стратегии. В социологиче- ском исследовании могут применяться разные стратегии: 71 А) Монографическое исследование — изучение какого-либо со- циального явления или процесса на одном объекте, взятом в ка- честве представителя целого класса подобных объектов; Б) Сравнительные исследования в зависимости от стратегии раз- деляются на территориальные и временные. Временные сравнительные исследования в зависимости от изучаемого объекта разделяются на: 1) панельные исследования, которые изучают изменения во времени одних и тех же объектов, принадлежащих некоторой совокупности (индивидов, семей и т.п.); 2) трендовые (или повторные) исследования изучают из- менения данной социальной группы как определенной целостно- сти (необязательно тех же индивидов). Трендовые исследования также бывают двух видов: а) когортные исследования изучают более специфические совокупности (когорты) людей в течение определенного времени. Например, если изучается группа лю- дей, родившихся в один год, то данная возрастная группа остает- ся постоянной во время повторных исследований; б) историче- ские исследования изучают определенную возрастную группу, которая обследуется через определенные периоды, при этом ко- горты и время исследования меняются. 3. Обоснование и формирование выборки. Выборка — процедура отбора определенного количества наблюдений из всех возможных, в результате которой выводы делаются обо всем множестве наблюдений. Выборку, которая представительно предсказывает структуру всей изучаемой совокупности, называ- ют репрезентативной. По методике обоснования определяют два основных вида выборки: А) случайная, когда каждый элемент общей совокупно- сти имеет равную вероятность попасть в совокупность выбороч- ную. Основные приемы случайной выборки: 1) отбор по принци- пу лотереи; 2) отбор с помощью случайных чисел; 3) системати- ческий отбор, в основу которого положен какой-то интервал, ве- личина которого определяется по формуле К=Г/В, 72 где Г — генеральная совокупность, В — выборочная совокуп- ность. Например, из 1500 студентов факультета опрашивается 150. Тогда интервал составит 1500/150=10. Выборка будет десятипроцентной. Б) стратифицированная (типическая) — выборка произ- водится с учетом удельного веса каждой группы опрашиваемых в общей совокупности. III. Организационный раздел программы Устанавливает хронологическую последовательность не- обходимых работ при сборе первичного материала — массива данных. § 3. Методы и формы социологических исследований В социологических исследованиях применяются четыре основные формы исследования: анализ документов, наблюдение, эксперимент и социологический опрос. 1. Анализ документов. С точки зрения социологии «доку- мент» — это любой материальный носитель информации о явле- ниях объективной и субъективной действительности. Методы анализа документов: 1) традиционные, неформализованные, ко- гда выясняется достоверность документального источника, вы- яснение условий, целей и причин создания документа, установ- ление авторства; 2) формализованные, например, контент- анализ, целью которого может быть подсчет изучаемых характе- ристик текста. 2. Наблюдение — направленное, систематическое, непо- средственное прослеживание, фиксирование и регистрация соци- ально значимых фактов, явлений и процессов. Методы наблюдения: 1) по стратегии проведения различают а) стандартизированную технику наблюдения — когда предва- рительно детально разработан список событий и признаков, ко- торые необходимо наблюдать; 73 б) нестандартизированное или неструктурированное наблюде- ние, когда определены только общие направления исследования. 2) по источнику наблюдения, то есть местонахождению исследователя определяют а) включенное наблюдение, когда исследователь входит в соци- альную среду и изнутри анализирует процессы; б) невключенное наблюдение, когда ситуация изучается социоло- гом со стороны. 3. Эксперимент — наблюдение при определенных усло- виях, поставленных целенаправленно. 4. Социологический опрос проходит в форме вопросно- ответного диалога исследователя и респондента. Методы проведения: 1) интервьюирование — устный оп- рос. Имеет две формы: а) формализованное, когда применяются заранее сформулированные вопросы и варианты ответов; б) сво- бодное, когда ведется беседа по проблеме. 2) анкетирование — письменный опрос. Структура анкеты: I. Вводная часть — содержит непосредственное обращение к респонденту, излагает цели, задачи и значение исследования. II. Основная часть содержит вопросы. Классификация во- просов: А) по форме различают открытые вопросы, которые дают респонденту возможность самостоятельно сформулировать ответ, и закрытые вопросы, где в наличии готовые варианты от- ветов. Б) по содержанию различают: – основные вопросы, касающиеся непосредственно темы иссле- дования; – фильтрующие, разделяющие респондентов на тех, кого касает- ся тема исследования, и тех, кого она не затрагивает. Например, если на вопрос «Занимаетесь ли Вы спортом?» респондент отве- чает «нет», а исследование посвящено спорту, то на дальнейшие вопросы он не отвечает, а при обработке результатов относится к той части, которую спорт не затрагивает; – контрольные вопросы (проверочные к основным), сформули- рованные по-другому основные вопросы, используются для вы- явления искренности и добросовестности респондентов. Если 74 контрольный вопрос не пройден, анкета не учитывается при обобщении данных. Сюда же относятся вопросы-ловушки, кото- рые могут не затрагивать основную тему исследования, но также проверять искренность респондентов. III. Важная часть анкеты – так называемая «паспортичка», выясняет социально-демографические характеристики респон- дентов: пол, возраст, семейное положение, образование и т.п. 75 Лекция 11 Социология культуры § 1. Понятие культуры Можно дать два разных определений культуры: I. Культура — все неприродное. Человек — единственное существо, которое сознательно трансформирует материю. С точ- ки зрения экологии все технологически производимое является отбросом, а с точки зрения культуры это может быть и произве- дением искусства, и мусором, в зависимости от придаваемых значений. Таким образом, культура — это сумма смыслов, кото- рые человек вкладывает в свою деятельность. II. Культура — совокупность вербальных значений и за- претов. Это сфера контроля человеческого сознания, притом сфера динамичная. Иногда люди «культурные», иногда в них преобладают инстинкты. Таким образом, культура — это процесс регулирования созидательного и разрушительного в человеке. Ф.Ницше указывал два начала в культуре: дионисийское (мисте- рийное, разрушительное) и аполлоническое (гармоничное, сози- дательное). § 2. Основные характеристики культуры А) В самом понятии «культура» заложено слово «культ». Во всей предыдущей истории значимые в жизни события и по- вседневная деятельность людей регламентировались религией. В настоящее время большая часть человечества подчиняется рели- гиозным предписаниям. В более закрытых обществах соблюде- ние религиозных норм жестко контролируется, в более открытых 76 к ним относятся формально или не выполняют вообще. (Напри- мер, согласно социологическим исследованиям 83% россиян — православные, только 4% соблюдают посты и все положенные ритуалы). Исторически религии делятся на два основных вида: 1) Политеизм (многобожие) — язычество (преобладали в ранних периодах истории и в примитивных обществах); 2) Монотеизм (однобожие) — вера в единого Бога. В на- стоящее время преобладают монотеистические религии. Наибо- лее распространены христианство, ислам, буддизм, иудаизм. Первые три называются «мировые религии», так как распростра- няются независимо от национальности верующих. Традиционные формы вероисповедания, в течение не- скольких веков практикуемые в культуре, называются церковь. Новаторские религии на основе традиционных религий с формирующимися нормами культа называются деноминации. Замкнутые религиозные сообщества, навязывающие свою волю личности, называются сектами. Б) Культура возникает благодаря жизни определенной нации. Б 1) Признаком национальности является, прежде всего, наличие разговорного языка. Язык является носителем нацио- нального сознания и мироощущения. Например, в языках север- ных народов насчитывается до 30 слов, обозначающих оттенки и состояния снега. В некоторых языках предложения выстраива- ются по определенным грамматическим правилам. Например, в европейских языках в повествовательных предложениях подле- жащее ставится перед сказуемым, а в вопросительных наоборот. Этот отражает стремление европейских народов к рационально- сти. В славянских языках повествовательное или вопросительное предложение обозначается не порядком слов, а интонацией, что свидетельствует об эмоциональности. Эстетизм японской куль- туры проявляется и в том, что смысл слова зависит от интонации и музыкальной ноты, на которой оно было произнесено. Письменный язык отражает развитость культуры народа, так как является основой для развития науки и искусства. Языки делятся на живые и мертвые. Мертвыми языками не пользуются в быту, так как исчезли или трансформировались 77 их народы-носители. Например, латынь — язык медицины, като- лических богослужений, в средние века он был языком науки. В латыни нет четких правил произношения (например, буква «с» может произноситься как «к» и «ц» — кесарь или цезарь), пото- му что нет его этнических носителей. Древнеславянский язык существует как церковнославянский и используется в православ- ных обрядах и богослужениях. Живые языки делятся на разви- вающиеся и застывшие. Развивающиеся языки постоянно обнов- ляются. Например, носителям современного русского языка тре- буется перевод не только с древнерусского, но и с текстов 18 ве- ка. Для понимания и культурного перевода создана наука герме- невтика, которая изучает не только лингвистические особенно- сти текста, но и исторические условия его создания. Языки также делятся на вербальные (словесные) и невербальные (языки ис- кусства, жестов). Б 2) Каждый народ имеет ценности, которые отражают его мировоззрение. Они проявляются не только в языке, искусст- ве и религии, но и в традициях, и в стиле поведения. В более закрытых обществах более регламентирована жизнь людей, традиций больше, церемониально-символические институты развиты многосторонне. В более открытых обществах традиции более условны, становятся предметом этнографии. Российский историк и этнограф Л.Н. Гумилев («Этноге- нез и биосфера Земли», «От Руси до России) утверждает, что на- родность определяется не только генетически, так как народы постоянно смешиваются, преображаются. Например, скифы, нар- ты, аланы, в 4-5 веках новой эры заселявшие степи Причерномо- рья, стали предками некоторых кавказских народов. Национальность также определяется не только языком. Например, героиня А.С. Пушкина Татьяна Ларина, «русская ду- шою», «изъяснялася с трудом на языке совеем родном». Нацио- нальность определяется стилем поведения, особенностями со- циализации, которые характеризуют человека и его среду. В) Материальность, предметность культуры является ее важным признаком. Духовная жизнь народа выражается не толь- ко в идеях, но и в материальном творчестве. Даже когда культура умирает, остаются материальные предметы, свидетельствующие об ушедшем мировоззрении. Например, археолог Шлиман вос- 78 принял «Илиаду» не как миф или художественный вымысел, а как описание реальных исторических событий, и нашел г. Трою. Наличие иероглифов на древнеегипетских пирамидах позволило реконструировать древнеегипетский язык и расширить представ- ление о Древнем Египте. Необходимо подчеркнуть, что целена- правленное преобразование природной материи в культурную предметность из всех биологических видов свойственно только людям. |