Санктпетербургский национальный
Скачать 0.75 Mb.
|
§ 3. Государство как социальный институт С античных времен до настоящего времени существуют две основные точки зрения на природу государства: 1. Государство — организация, действующая от имени и во благо всего общества. Этого мнения придерживались, напри- мер, Аристотель, Т. Гоббс, Дж. Локк. 2. Государство — организация, защищающая интересы правящих групп. Концепцию эксплуататорской формы государ- ства обосновывали А. Смит, К. Маркс, М. Вебер. Основные признаки государства: 1. Наличие территории и населения; 2. разделение власти по административно-территориальному признаку, наличие органов общественного управления; 3. суверенитет, то есть неделимость и неотъемлемость власти; 4. взимание налогов. Основные функции государства 1. Внешние функции: защита суверенитета и интересов государст- ва за его пределами во всех сферах международных отношений. 2. Внутренние функции: административно-правовое регулирова- ние деятельности экономических, политических и других соци- альных институтов, а также выполнение правоохранительной, образовательной, идеологической функций, функций социальной защиты и т.п. § 4. Семья как социальный институт Семью можно охарактеризовать как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Первоначальную основу се- мейных отношений составляет брак. Брак — это исторически меняющаяся форма гендерных отношений, посредством которой общество упорядочивает и устанавливает супружеские права и обязанности. Как правило, семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку объединяет не только супругов и их детей, но и других родственников. Следо- вательно, семью необходимо рассматривать не как социальную 53 (брачную) группу, а как социальный институт, то есть систему социальных связей и отношений, выполняющую определенные функции. Основные этапы развития семьи: 1. вступление в брак – образование семьи; 2. начало деторождения – рождение первого ребенка; 3. окончание деторождения — рождение последнего ребенка; 4. «пустое гнездо» — самоопределение последнего ребенка, то есть вступление в брак и экономическая независимость. 5. прекращение существования семьи — смерть одного из супругов. Очевидно, что жизнь каждой семьи индивидуальна, и совпадение жизненного цикла семьи с вышеуказанной схемой характерно для традиционных обществ, в условиях индустриаль- ного и постиндустриального общества институт семьи значи- тельно трансформировался. Типы семейной организации: I. В зависимости от формы брака выделяются моногамная и полигамная семьи. 1. Моногамная семья предусматривает существование брачной пары. 2. Полигамная семья предполагает, что или муж имеет право на нескольких жен (полигиния), или жена имеет право на несколь- ких мужей (полиандрия). II. В зависимости от структуры родственных связей вы- деляются простой или сложный тип семьи. 1. Простая, или нуклеарная семья имеет в основе одну брачную пару, возможно, с детьми. 2. Сложная, или расширенная семья образуется, когда взрослые дети вступают в брак, и на основе общего быта существует два или более поколений. Функции семьи 1. Основная функция семьи — репродуктивная, то есть биологи- ческое воспроизводство населения в общественном плане и удо- влетворение потребности в детях в личном эмоциональном плане. 2. Воспитательная — социализация следующего поколения, то есть культурное воспроизводство общества. 3. Хозяйственно-бытовая — поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами общества. 54 4. Экономическая — создание доходов семьи, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества. 5. Первичного социального контроля — поддержание ответст- венности и обязательств во внешних сферах жизнедеятельности членов семьи, а также внутри семьи. 6. Эмоциональная — получение психологической защиты и эмо- циональной поддержки в семье. 7. Социально-статусная — предоставление определенного со- циального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры, выполнение определенных социальных ролей члена- ми семьи. Обобщая вышеизложенный материал, необходимо отме- тить, что в индустриальном и постиндустриальном обществах семья трансформируется, приспосабливаясь к современным ус- ловиям, что ведет к установлению новых социальных ролей, сти- ранию гендерных различий в разделении труда, трансформации демографического поведения и сокращению рождаемости. 55 Лекция 8 Личность и общество § 1. Человек как индивид, индивидуальность, личность Человек как часть природы и общества имеет различные смысловые характеристики, определяющие его от общего к осо- бенному. Индивид — отдельный человек, единица человеческого рода, воплощающий характерные признаки целого. Индивидуальность —означает особенное, неповторимое, самобытное, отличающее конкретного человека от других, вклю- чающее как унаследованные, так и выработанные физические и психологические особенности. Личность — устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного об- щества. § 2. Структура личности А) Биологическая. Человек как представитель своего био- логического вида и как звено в эволюции рассматривался многи- ми учеными, но одно из самых интересных объяснений социаль- ной природы человека с точки зрения биологических процессов изложено в концепции французского палеонтолога, антрополога и богослова о. Пьера Тейара-де-Шардена. Его книга «Феномен человека» объясняет эволюцию как движение от биосферы к но- осфере, то есть сфере разума. Движущими силами эволюции признаются два вида энергии: физическая энергия, которая по- степенно накапливает изменения, и психическая энергия, совер- 56 шающая революционные скачки в развитии. Первичной и основ- ной является психическая энергия, то есть эволюция реализуется как будто осмысленно, в соответствии с заложенными в ней за- кономерностями. Технический и научный прогресс тут провоз- глашается продолжением биологической эволюции, что родст- венно традициям русского космизма. Таким образом, основная роль человека в процессе эволюции биосферы — развитие позна- вательных способностей, научных и культурных знаний. В дан- ной модели взаимоотношений человека и среды его обитания заложены основы инвайроментальной социологии — социологии окружающей среды. Б) Психологическая структура личности. Существуют различные точки зрения на то, какие элементы психологической структуры личности определяют стиль поведения человека в об- ществе. В качестве примера можно рассмотреть концепции З. Фрейда и Ст. Гроффа. Психоаналитическая теория З.Фрейда объясняет психику человека как многоуровневую структуру. Сфера бессознатель- ного(«оно») вмещает в себяинстинкты, которые не всегда четко и однозначно расшифровываются на уровне разумной, рацио- нальной сферы («эго», «я»), и в то же время требования общест- венной системы четко отражены в такой личностной сфере, как супер-эго («сверх-я»). У ребенка супер-эго тождественно семей- ному контролю, у взрослого же человека супер-эго является важ- ной частью самосознания. Таким образом, сфера разума находит- ся под давлением общественных ожиданий с одной стороны и инстинктов с другой. В сфере бессознательного происходит вза- имодействие двух основных инстинктов: инстинкта жизни, то есть творческого, созидательного начала, в том числе сексуаль- ности, и инстинкта смерти, то есть всего разрушительного и не- гативного в психике. Такую многослойную личностную структу- ру трудно приспособить к общественному взаимодействию. Вос- питание в любом случае будет складываться из нанесенных оп- ределенным образом психологических травм, важно правильно их наносить. Удачно социализированные люди подобны деревь- ям, образующим спланированные аллеи или ландшафтные ком- позиции, а неудачно социализированные неизбежно выпадают из общей концепции парка. 57 Если концепция З. Фрейда объясняла навыки социализа- ции воспитанием в раннем детстве, то американский ученый Ст. Грофф утверждал, что психологическая структура личности формируется к моменту рождения. Четыре основные матрицы сознания, сформированные за пренатальный период (период вы- нашивания ребенка) и три периода родов, будут определять мо- тивацию социального поведения человека. Таким образом, в процессе воспитания можно дать ребенку навыки социального взаимодействия, принятые формы общения, но не направление социального развития, так как его программа уже сформулиро- вана к моменту прихода человека в мир. Например, в случае, ко- гда беременность матери была благополучна в медицинском и социальном плане, ребенок впоследствии будет чувствовать себя гармонично в общественном окружении. На этом ощущении за- щищенности в индивидуальном сознании и общественной куль- туре создаются образы рая, ему приписываются символы сада, зеленый, голубой и золотые цвета. В случае неблагополучной беременности ребенок может воспринимать среду обитания и социальное окружение как враждебные и опасные. В) Социологическая структура личности и ее элементы: 1. Деятельность по производству материальных и духовных цен- ностей, а также образ, уровень, стиль и качество жизни — цен- тральное, сущностное звено структуры личности. 2. Объективные социальные потребности личности определяют ее поведение. 3. Способности к творческой деятельности, знания, навыки яв- ляются важным элементом структуры личности и предопределя- ются наследственностью, темпераментом и социальной средой. 4. Степень овладения культурными ценностями, то есть духов- ный мир личности. 5. Нравственные нормы, принципы и убеждения. § 3. Социализация личности. Основные факторы социализации. Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, присущих данному обществу и группе, их системе 58 ценностей, норм, установок. Социализация включает в себя две противоположные тенденции: с одной стороны, унификацию, то есть стремление индивида быть как все, овладение принятыми способами общения и деятельности, с другой, индивидуализа- цию, то есть стремление индивида к формированию своего «Я», к выработке оригинальных способов социальной активности. Отечественный социолог И.С. Кон утверждал, что со- циализация примерно тот же процесс, что и воспитание. Однако человек в течение всей своей жизни оказывается в новых соци- альных условиях, к которым надо адаптироваться. Таким обра- зом, воспитание завершается, когда у индивида появляется спо- собность к самостоятельной социализации, и он становится лич- ностью. Признаком сформировавшейся личности считается по- явление политических, религиозных или других идейных убеж- дений. Американские социологи Дж. Адельсон и Т. Ламберт, изучавшие особенности политической социализации молодежи, в результате исследований сделали следующий вывод: способ- ность к идеологическому мышлению не фиксируется ни в дет- ском, ни в подростковом возрасте. Соответственно разным ста- диям воспитания, формирующим навыки самостоятельной со- циализации, можно выделить следующие факторы социализации: 1. Семья — основная сфера первичной социализации личности. В результате деформации семьи в современном инду- стриальном и постиндустриальном обществе роль семьи в про- цессе социализации уменьшается, а роль других социальных ин- ститутов (детских воспитательных учреждений, школ, ВУЗов) возрастает. Следствием этого процесса становится прогресси- рующая утрата родительского авторитета. Когда время контакта родителей с детьми уменьшается, и на воспитание детей остается «свободное от работы время», авторитет разделяется между ро- дителями и социализирующими инстанциями. 2. «Отношения равенства» — включение в «группы рав- ных» (приятелей, друзей) одной возрастной группы. 3. Обучение в школе является необходимым моментом воспитания, так как индивидуальное обучение не дает тех навы- ков социализации, которые приобретаются в коллективе. 4. Средства массовой информации. 59 5. Труд. Существенным моментом социализации лично- сти является умение самостоятельно обеспечивать свои экономи- ческие потребности. 6. Организация. Завершающим фактором социализации является приобретение личных идеологических установок – об- щественно-политических, религиозных, этических, культурных и включение в соответствующие им социальные институты. Это могут быть молодежные объединения, церковь, спортивные клу- бы, политические партии, общественные организации, даже «ту- совки» — в зависимости от усвоенных ценностей. § 4. Социализация личности. Агенты и институты социализации. Первичная и вторичная социализация. Агенты и институты социализации — конкретные люди и социальные организации, ответственные за обучение культур- ным нормам и освоение социальных ролей. Агентами первичной социализации выступает ближай- шее окружение человека — родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, родственники, друзья семьи, няни, сверстники, учите- ля, врачи. Первичная социализация человека является сферой межличностных отношений. Агенты вторичной социализации — те, кто находится за кругом ближайшего общения человека — представители администрации школы, ВУЗа, армии, церкви, по- литических партий и т.д. Таким образом, вторичная социализа- ция проявляется в сфере социальных отношений человека. § 5. Социализация личности. Десоциализация и ресоциализация. Десоциализация — социальная деградация личности. С этим процессом связано такое понятие, как маргинал — человек, утративший социальные навыки одной группы или социальной реальности и не сумевший приобрести социальные навыки дру- гой группы или реальности. 60 Ресоциализация — формирование новой, более высокой интегрирующей системы ценностей. 61 Лекция 9 Девиантное поведение § 1. Понятие девиации Усвоение социальных норм происходит в процессе со- циализации. Отклонение от общепринятых норм называется в социологии девиантным поведением. Социальные нормы бывают двух основных видов: фор- мальные, то есть зафиксированные в конституции, уголовном праве и других законах, соблюдение которых гарантируется го- сударством; неформальные, соблюдение которых не гарантиру- ется правовыми актами государства, они закреплены традиция- ми, обычаями, этикетом, представлениями о приличиях. Исходя из этого деления, девиантное поведение также бывает двух видов: 1) делинквентное, или противоправное поведение — нарушение формальных норм; 2) собственно девиантное поведение —нарушение неформаль- ных норм. По степени устойчивости отклонения девиантное пове- дение характеризуется следующим образом: 3) первичная девиация — случай, когда нарушение норм не вос- принимается ближайшим социальным окружением человека как серьезное отклонение, и девиант все еще социализирован в свою первичную группу. 4) вторичная девиация — ситуация, когда нарушения уже не прощаются, и окружающая социальная группа или официальные организации официально признают человека девиантом и опре- деленным образом реагируют на его действия. По количеству участников нарушения различаются: 62 1) индивидуальная девиация, то есть отклонение от норм поведе- ния одного человека; 2) групповая девиация, то есть коллективное нарушение норм определенной социальной группой, создавшей свою субкультуру и конфликтующей с обществом в целом. По социальным последствиям определяются: 1) отрицательная девиация, например, асоциальное, деструк- тивное, противоправное поведение; 2) положительная девиация, например, активная творческая деятельность, научные изыскания. По характеру причин девиантное поведение определяет- ся как: 1) социальная патология, то есть результат личного, нравствен- ного выбора человека; 2) явная или скрытая психопатия, то есть отклонения в психи- ческом здоровье. Психическое нездоровье и девиация не связаны напрямую, так как больные бывают приспособлены к нормам и требованиям социальной среды, а девианты часто не имеют пси- хических отклонений. Психопатическое девиантное поведение встречается у психически здоровых людей с психологическими нарушениями, то есть с какими-то акцентами в характере. На- пример, астеники — это социально слабые люди, не умеющие преуспевать. Шизоиды – люди, склонные к преувеличению, хва- стовству, такого рода лживости, когда они уже сами верят в ре- альность, созданную их воображением. Эпилептоиды — болез- ненно честолюбивые, тщеславные, чрезмерно властные люди. По форме девиантное поведение проявляется как: 1) поступок, то есть одномоментное действие; 2) деятельность, то есть постоянное занятие; 3) образ жизни, когда девиация охватывает все сферы деятель- ности человека или группы. Обобщая характеристику понятия девиации, можно при- вести определение петербургского социолога Я.В. Гелинского: девиантное поведение — поступок, действие человека, не соот- ветствующее фактически сложившимся в данном обществе нор- мам и ожиданиям. 63 § 2. Причины девиантного поведения Существуют различные точки зрения, объясняющие при- чины девиантного поведения. 1. Биологическая концепция объясняет причины девиант- ного поведения пороками физического развития человека. Осно- ватель данной концепции — Чезаре Ламброзо (1835-1909), изу- чавший физиологические характеристики представителей пре- ступного мира и «социального дна». Причины отклоняющегося поведения он усматривал в биологических недостатках. По ре- зультатам наблюдений он составил описание «врожденного пре- ступника»: приросшие мочки ушей, сплющенный нос, массивная нижняя челюсть. Ламброзо также отметил, что мужская девиация больше женской как минимум в 3-4 раза. Данная концепция не безупречна, так как не объясняет причин появления преступни- ков с приятной внешностью. Психолог Уильям Шелдон также утверждал, что физиологическое строение человека предопреде- ляет особенности его социального поведения. 2. Психологическая концепция находит различные объяс- нения девиантного поведения: умственные дефекты, дегенера- тивность, психопатия, слабоумие. З.Фрейд также создал портрет «врожденного преступника», сформулировав его психологиче- ское описание. В психике склонного к отклонениям человека страсть к разрушению и чувство вины противостоят подсозна- тельному желанию быть наказанным. Именно поэтому на месте преступления часто остаются следы, позволяющие впоследствии вычислить и поймать преступника. В современной психологии девиация рассматривается в двух основных категориях: 1. Аутоагрессия, то есть саморазрушение, действия в ущерб личностным интересам, влекущие за собой асоциальные последствия. Примерами являются самоубийство, проституция, наркомания, алкоголизм. 2. Агрессия, то есть насильственные действия, не причи- няющие вреда их автору. Примерами в данном случае служат гомосексуализм, наркомания, преступления против личности. 3. Социологическая концепция видит причины откло- няющегося поведения в общественных условиях. 64 Э. Дюркгейм охарактеризовал такое явление, как соци- альная аномия — состояние общества, при котором прежние нормы утратили свое значение, а новые еще не успели сформи- роваться. Необходимо искать сплачивающие факторы в процессе ресоциализации, например, стабилизирующую роль традицион- ных религий. Когда жизненный опыт людей перестает соответст- вовать нормам общества, их поведение становится девиантным. Р. Мертон утверждал, что девиация — это результат про- тиворечия между целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения. Я. Гелинский видел причины девиантного поведения в социальной неустроенности. Когда общество переживает силь- ные кризисы, девиация усиливается. Возникает вопрос: может ли девиация укорениться в кризисном обществе и преобразоваться в социальный институт? Это возможно, если девиация выполняет функцию сохранения и прогресса социальной системы. (Пример — возникновение института дворянства в период раннего сред- невековья). Однако такая девиация, как преступность, не может преобразоваться в социальный институт даже в обществах с вы- соким уровнем криминализации, так как не способствует про- грессу общества. С другой стороны, может ли социальный ин- ститут стать девиантным? Такое возможно, если происходит персонификация социальных институтов или подмена функций других институтов. Персонификация социального института — такое состояние, когда социальный институт начинает выполнять не потребности всего общества в целом, а только какого-то слоя или класса. Например, институт бюрократии, который должен выполнять функции управления, часто начинает служить интере- сам коррумпированных чиновников. 4. Культурологическая концепция объясняет девиацию как несоответствие норм культуры нижнего слоя населения ожи- даниям господствующего слоя. Н. Смелзер охарактеризовал дан- ную тенденцию как «теорию наклеивания ярлыков". Определе- ние девиантного поведения зависит от оценки влиятельных групп (представителей власти, интеллигенции, врачей, юристов и т.п.). Право, юридические нормы — это возведенная в закон воля господствующего класса. 65 5. Политологическая концепциявидит причины девиант- ного поведения в социальных противоречиях. Например, мар- ксизм считает, что причины нарушений коренятся в неблагопри- ятном общественном устройстве. Если устранить социальную несправедливость, то пропадет и девиация. 6. Ситуационная концепцияуделяет внимание не общест- венным причинам, а личностным мотивам девиации. Еще Ф.М. Достоевский утверждал, что преступность зависит не толь- ко от внешних обстоятельств, но и от нравственного выбора че- ловека. Американский социолог Ф. Знанецкий проводил ситуа- ционный анализ групп риска, потенциально подверженным де- виациям. Например, отклоняющее поведение может усиливаться в группе работников, уволенных с производства. При этом часть из них будет социально деградировать, а другая часть постарает- ся ресоциализироваться, то есть найти другую работу или осво- ить новую, более востребованную профессию. Таким образом, в данной концепции девиация признается результатам индивиду- ального выбора. |