Санктпетербургский национальный
Скачать 0.75 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, МЕХАНИКИ И ОПТИКИ Л.Б. Черноскутова СОЦИОЛОГИЯ Учебное пособие Санкт-Петербург 2012 2 Черноскутова Л.Б. Социология. Учебное пособие. СПб: НИУ ИТМО, 2012. – 82 с. Данное учебное пособие освещает основные проблемы социологии как науки, её основные парадигмы и исторические этапы развития, а также теории среднего уровня и методику прикладных социологических ис- следований. Пособие предназначено для следующих специальностей: 036401.65, 050501, 140402. 200101, 200107, 200201, 200203, 200204, 220401, 230104, 230203; направления подготовки магистров 220100.68. Рекомендовано к печати Ученым советом гуманитарного факультета НИУ ИТМО 11.03.2012, протокол номер 1. В 2009 году Университет стал победителем многоэтапного конкурса, в результате которого определены 12 ведущих университетов России, которым присвоена категория «Национальный исследовательский уни- верситет». Министерством образования и науки Российской Федерации была утверждена программа его развития на 2009–2018 годы. В 2011 году Университет получил наименование «Санкт-Петербургский на- циональный исследовательский университет информационных техно- логий, механики и оптики» Санкт-Петербургский национальный иссле- довательский университет информационных технологий, механики и оптики, 2012 Черноскутова Л.Б., 2012 3 ОГЛАВЛЕНИЕ Лекция 1. Предмет и метод социологии § 1. Объект и предмет социологии § 2. Методы социологии § 3. Структура социологии § 4. Функции социологии Лекция 2. История социологической мысли § 1. Предпосылки возникновения социологии § 2. Классическая западная социология середи- ны XIX века Лекция 3. История русской классической социологии XIX –начала XX века § 1. Периодизация русской классической со- циологии § 2. Этико-социологическое направление в русской социологии (субъективный метод) § 3. Органическое направление (консерватизм и панславизм) § 4. Экономический материализм и марксизм Лекция 4. Основные теоретические направления современной социологии Лекция 5. Общество как категория социологии § 1. Характеристика понятия «общество» § 2. Изучение общества на макроуровне § 3. Изучение общества на микроуровне Лекция 6. Социальная стратификация и социальные изменения § 1. Понятие стратификации § 2. Теории социальной стратификации § 3. Системы социальной стратификации § 4. Социальная мобильность § 5. Природа социального неравенства 5 5 7 8 9 11 11 12 20 20 22 23 25 27 30 30 30 40 42 42 42 45 47 47 4 Лекция 7. Социальные институты § 1. Понятие социального института § 2. Основные виды социальных институтов и их функции § 3. Государство как социальный институт § 4. Семья как социальный институт Лекция 8. Личность и общество § 1. Человек как индивид, индивидуальность, личность § 2. Структура личности § 3. Социализация личности. Основные факто- ры социализации § 4. Социализация личности. Агенты и инсти- туты социализации. Первичная и вторичная социализация § 5. Социализация личности. Десоциализация и ресоциализация Лекция 9. Девиантное поведение § 1. Понятие девиации § 2. Причины девиантного поведения § 3. Социальный контроль Лекция 10. Методика проведения социологических исследований § 1. Виды социологических исследований § 2. Этапы социологического исследования § 3. Методы и формы социологических иссле- дований Лекция 11. Социология культуры § 1. Понятие культуры § 2. Основные характеристики культуры § 3. Развитие культуры в ХХ веке 48 48 50 52 52 55 55 55 57 59 59 61 61 63 65 67 67 68 72 75 75 75 78 5 Лекция 1 Предмет и метод социологии § 1. Объект и предмет социологии Впервые термин «социология», что значит «учение об обществе» употребил французский ученый Огюст Конт (1798- 1857). Однако общество изучают и другие научные дисциплины, например, социальная философия, политическая экономия, ис- тория, социальная психология, демография. Следовательно, не- обходимо определить существенное отличие социологии от дан- ных дисциплин, а для этого обговорить предмет и объект социо- логии. Объект исследования науки — это часть мира, сущест- вующая независимо от нашего знания о ней. Когда данная реаль- ность характеризуется через определенные понятия любой нау- кой, объект исследования становится предметом науки. Напри- мер, физический мир становится предметом физики, когда он характеризуется через понятия гравитация, инерция и т.д. Таким образом, предмет науки — это логически взаимосвязанная сис- тема фундаментальных понятий, описывающих объект исследо- вания. Предмет социологии трактуется учеными по-разному. Основатель социологии, О.Конт, определял ее как науку о фун- даментальных законах развития общества, которое подчиняется только естественным, природным законам. С этой точки зрения историю творят не великие личности, а объективные законы. Со- циологическое учение О. Конта включает две основные части: социальную статику, которая описывает законы существования общества и социальную динамику, характеризующую законы и этапы изменения общества (то есть структуру и эволюцию обще- ства). Социология должна опираться на факты, доступные эмпи- 6 рическому наблюдению, и отказаться от «неразрешимых», мета- физических вопросов, которые нельзя подтвердить или опро- вергнуть данными опыта. Факты необходимо исследовать в рам- ках систем. Высший вид системы — общество, человечество в целом. Подчеркивая общность с естественными науками, О. Конт называл социологию «физикой социального». Другой основоположник социологии, Г. Спенсер (1820– 1903), утверждал, что социология — наука, изучающая социаль- ные группы. Таким образом, предмет социологии — процессы образования, развития, структура и функции социальной группы как продукта взаимодействия людей. Э. Дюркгейм (1858–1917) считал, что предмет социологии — «социальные факты», понимаемые как любой образ действия, способный оказывать на индивида внешнее давление и сущест- вующий независимо от него. Таким образом, социология — нау- ка о социальных институтах, их генезисе и функционировании. М. Вебер (1864–1920) характеризовал социологию как науку о социальном поведении. Элементарная частица поведения индивида в обществе — социальное действие, которое выстраи- вает систему отношений между людьми. Общество с этой точки зрения понимается как совокупность действующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению собственных целей. Авторы современных российских учебников также изла- гают различные мнения о предмете социологии. Ж.Т. Тощенко считает, что социология — наука о созна- нии и поведении людей в конкретной социально-экономической обстановке, которая обуславливает появление социально- демографических, национальных и профессиональных структур. В.А. Ядов указывает, что предмет социологии — соци- альные общности (социальные группы, социальные страты, клас- сы и др.). Г.В. Осипов предметом социологии называет социальные отношения. С его точки зрения «социальное» — это результат совместной деятельности людей, проявляющийся в их общении и взаимодействии. С.С. Фролов утверждает, что социология — наука о струк- турах общества, их элементах и условиях существования, а также о социальных процессах, протекающих в данных структурах. 7 § 2. Методы социологии Научный метод — это совокупность различных приемов, способов и средств, с помощью которых приходят к научным истинам. Методология — учение о методах научного познания. За- дача методологии — открывать, обобщать и объяснять методы научного познания. Специфика социологического метода — в сочетании тео- ретических и практических методов. I.Теоретические методы зависят от того, к какой науч- ной социологической школе относится конкретный исследова- тель. Таким образом, теоретические установки определяются ха- рактером того направления, которое используется в методологии. Исходя из этого, можно перечислить столько теоретических ме- тодов, сколько научных парадигм (истин) признано в социологии. Можно перечислить несколько примеров: 1) Позитивистское понимание метода социологии. Осно- вателями позитивизма считаются О. Конт и Э. Дюркгейм. Осо- бенность позитивистской методологии в том, что в изучение об- щества вносятся принципы естественных наук. Таким образом, само общество может основываться на научных принципах. 2) Марксистский метод исходит из признания того, что общество постоянно эволюционирует благодаря совершенство- ванию производства. Принцип экономического детерминизма (обусловленности) предполагает, что деятельность людей подчи- няется действию объективных законов развития общества, преж- де всего экономических. 3) Метод «понимающей социологии» М. Вебера, В. Дильтея утверждает, что цель исследования общественных явлений — в их понимании. Социология должна понимать смысл действий индивидов, который они сами подразумевают, поступая тем или иным образом. Следовательно, основной метод социоло- гии состоит не в объяснении, как в естественных науках, а в ин- терпретации, толковании смысла социального действия. 4) Метод структурного функционализма (Т. Парсонс, Р. Мертон) раскрывает роль отдельных элементов по отношению к структуре общества в целом и сущность выполняемых ими 8 функций. Задача структурного функционализма — поиск средств гармонизации различных структур общества, чтобы общество развивалось как стабильная система, все части которой хорошо взаимодействуют, хотя каждая и имеет свою функцию. Важным тут оказывается изучение связи между явлениями внутри системы. II. Практические методы — конкретные методы прове- дения эмпирических социологических исследований. Среди них определяются: a. Методы сбора социологических данных (опрос, наблю- дение, анализ документов, эксперимент). b. Методы обработки и обобщения социологической ин- формации. § 3. Структура социологии В научной литературе существуют различные точки зре- ния на структуру социологического знания. Например, Ж.Т. Тощенко утверждает, что структура социологического зна- ния зависит от методологического разделения общества на ос- новные сферы: экономическую, собственно социальную, полити- ческую и духовную. Следовательно, изучаемая научная дисцип- лина складывается из экономической социологии, социологии со- циальных процессов, политической социологии и социологии ду- ховной жизни. Г.В. Осипов считает, что структура социологии включает в себя методологическое знание (знание о знании), теоретиче- ское знание (знание о предмете) и методы исследования (прак- тическое применение). Большинство современных ученых придерживаются кон- цепции трех уровней социологического знания. Первый уровень — это фундаментальные общесоциоло- гические теории. Теоретическая социология близка социальной философии в анализе основных понятий социологии: общество, личность, прогресс, класс и т.п. На данном уровне изучаются общие вопросы строения и функционирования общества, про- блемы формирования социальных структур. 9 Второй уровень —прикладная социология. На этом уровне проводятся социологические исследования двух видов. Во-первых, это теоретические исследования — определение це- лей и задач исследования, объекта и предмета исследования, тео- ретическая интерпретация понятий, операционализация понятий (перевод в какие-то единицы, переменные, графики), а также вы- движение и проверка гипотез. Во-вторых, на этом уровне осуще- ствляются эмпирические исследования, подготавливается инст- рументарий исследования (например, анкеты или вопросники для интервьюирования). Теории среднего уровня (термин предложен американ- ским социологом Р.Мертоном) включают в себя теории социаль- ных институтов (социология семьи, образования, науки, религии, искусства, политики, труда и т.д.); теории социальных общно- стей (социология малых групп, организаций, слоев, классов, тер- риториальных общностей и др.); теории социальных процессов (социология процессов социального развития, процессов инте- грации и дезинтеграции общества, конфликтов, урбанизации, общественных движений и т.п.). Теории среднего уровня связаны и с теоретической, и с прикладной социологией. § 4. Функции социологии Основные функции социологии можно охарактеризовать следующим образом: 1) Гносеологическая (теоретико-познавательная) функция развивает познавательные средства науки, то есть общие и спе- циальные теории развития общества в целом и отдельных его структур. К средствам познания относятся также методы сбора первичной эмпирической информации, логические и математи- ческие приемы ее обработки, средства фиксации и объяснения фактов. Сюда же включается и критическая функция социологии, так как познание нового связано с переосмысливанием преды- дущего знания. Критическая функция дополняется оценкой изу- чаемых объектов, поэтому дополняется аксиологической (оце- ночной) функцией. 10 2) Прогностическая функция осуществляет научное пред- видение социального развития общества в целом или отдельных его звеньев и подсистем. 3) Праксеологическая функция связана с прикладной со- циологией и реализуется в практических рекомендациях, кото- рые социологи предлагают заказчикам исследования, различным управленческим или коммерческим структурам. 4) Идеологическая функция связана с тем, что социология отражает социальные интересы различных слоев общества, именно поэтому социологические теории различаются не только по моделям структуры общества, но и по политической ориента- ции авторов. В какой-то мере социология является теоретиче- ским обоснованием различных политических направлений. 11 Лекция 2 История социологической мысли § 1. Предпосылки возникновения социологии Социальное знание возникло вместе с появлением обще- ства и становлением культуры. Например, восточные и античные цивилизации более двух тысяч лет назад сформировали теорети- чески осмысленные, юридически оформленные и практически эффективные этико-политические системы социального регули- рования. Социальные теории развивались в Европе с конца 16 до середины 19 века представителями различных философских на- правлений. Например, представители концепции «естественного права» Ф. Бэкон (1561-1626), Дж. Локк (1632-1704), Т. Гоббс (1588-1679), Д. Дидро (1713-1784), Ж.-Ж. Руссо (1712-1778), Ш.-Л. Монтескье (1689-1755) обсуждали способы такого устрой- ства общества, которое защищало бы естественные неотъемле- мые права человека (на жизнь, свободу и приобретение собст- венности). Возможности построения справедливого для всех об- щества обговаривали сторонники «утопического социализма» К.-А. Сен-Симон (1760-1825), Р. Оуэн (1771-1858), Ш. Фурье (1772-1837). Концепцию сильного и эффективного государства разрабатывали И. Кант (1724-1804), Г.Ф.В. Гегель (1770-1831). В 19 веке возникла социология, которая источником знания об об- ществе провозгласила не философские идеи, а эмпирические ме- тоды. Социология первая в ряду гуманитарных наук сделала практические методы базой для теоретических обобщений. 12 § 2. Классическая западная социология середины XIX века В самом начале становления социологии как научной дисциплины в ней определилось несколько направлений: пози- тивистское, органическое, марксистское, «понимающая социо- логия», теория «социальной солидарности». 1) Позитивизм был изобретен основателем социологии О. Контом (1798-1857). Он считал, что социология отделиться от спекулятивных наук типа философии и основываться на практи- ческом знании. Основной метод позитивизма — перенесение ме- тодов естественных наук в социальные. Важнейшие работы О. Конта: 6-томный «Курс позитивной философии» (1830-1842), 4-томная «Система позитивной политики» (1851-1854). Выстраи- вая иерархию основных наук, он последовательно расположил их по мере усложнения — математика, астрономия, физика, хи- мия, биология и социология. Во главе иерархии оказалась социо- логия, которая подобно другим фундаментальным наукам долж- на описывать единые законы развития и функционирования об- щества, которые неотделимы от законов природы. О. Конт назвал основополагающие принципы социоло- гии: эмпиризм, позитивизм, физикализм. Принцип эмпиризма предполагает, что единственным ис- точником истинной науки является опыт. Принцип позитивизма утверждает, что предметом социо- логии являются только факты, а не «трансцендентальное бытие или мнимая сущность вещи». Принцип физикализма определяет, что самыми совер- шенными понятиями являются те, которые создала физика, и к ним следует сводить все научные знания. Таким образом, О. Конт стремился избавить социологию от понятий, в основе которых не лежит наблюдаемое физическое поведение людей. Методы социологии подобны принципам ис- следования естественных наук. О. Конт определил четыре метода: 1) Наблюдение — подразумевает, что социолог знает о предполагаемых событиях в социальной общности. 2) Эксперимент — проводит наблюдение при определен- ных условиях, поставленных или изменяемых специально. 13 3) Сравнительный метод — применяется для анализа со- циальной жизни различных территориальных общностей, наро- дов, живущих в одно время или для сравнения событий в одной и той же общности в нормальном и экстремальном состоянии (на- пример, в мирное время и в период войны). 4) Исторический (генетический) метод — исследует со- циальные изменения в одной и той же общности в различные ис- торические периоды. Методологически учение О. Конта разделено на социаль- ную статику и социальную динамику. Социальная статика — описывает законы существования общества. Основным элементом социальной статики выступает гармония элементов общества, основанная на солидарности. То, что противоречит закону «социальной гармонии» — классовая борьба, революция — признается незаконным и неразумным. Фундаментом общественного благополучия провозглашаются «любовь как принцип, порядок как основание и прогресс как цель». Социальная динамика наряду с общенаучными использу- ет наиболее важный метод социологии – исторический. Ее задача — описание движущих сил в развитии общества. Сюда причис- лены экономические условия, географическая среда, но самым мощным фактором, движущим общественный прогресс, провоз- глашается разум. Этапы истории связаны с развитием общест- венного сознания. Идейной основой социологической концепции О.Конта стал «закон трех стадий», согласно которому общество в своем развитии проходит три этапа: 1) Теологическая стадия — когда в обществе господ- ствуют религиозные представления. Этому этапу соответствует такая форма социально-политической организации, как военное господство. 2) Метафизическая стадия — в этот период философия играет ведущую роль в жизни общества и преобладает феодаль- ная форма управления обществом. 3) Позитивная стадия — наступает, когда позитивные, научные знания применяются к решению общественных проблем и служат основой социальной политики. Это этап расцвета про- мышленной цивилизации. 14 В целом можно сказать, что социологическое учение О.Конта стремилось найти способы построения гармоничного общества, основанного на принципах солидарности. 2) Органическое направление стремится отобразить од- нородность, сходство изменений в природе и обществе. Автор теории социальной эволюции Г. Спенсер (1820-1903) утверждал, что «невозможно понимание истин социологии без рационально- го понимания истин биологии». Его система «синтетической фи- лософии» изложена в работах «Основные начала» (1862), «Осно- вания биологии» (1864-1867), «Основания психологии» (1879- 1893), «Основания социологии» (в 3-х томах, 1876-1893); важ- ными исследованиями также являются «Социальная статика» (1850) и «Социология как предмет изучения» (1873). Базовые принципы его теории — органицизм и эволюционизм. Принцип органицизма — в анализе общественной жизни базируется на аналогии общества с биологическим организмом. Таким образом, если общество подобно гармонично развиваю- щемуся организму, который функционирует в силу взаимодейст- вия составляющих его частей, то идеальным состоянием общест- ва является равновесие, нарушение которого представляет опас- ность. К тому же общество, как и любой организм, имеет свою структуру и возраст. Аналогию нельзя сводить к тождеству. В организме часть существует ради целого, общество же существует для блага сво- их членов. Проведение аналогии между обществом и организмом предшествовало системному подходу в социологии. В естествен- ном общественном организме различаются следующие уровни: индивиды, социальные институты и общество в целом. Г.Спенсер распространил в понятийном аппарате социологии термин «социальный институт». Всего он определил шесть кате- горий институтов: домашние (семейные), обрядовые, политиче- ские, церковные, профессиональные и промышленные, посвятив их анализу большую часть «Оснований социологии». Принцип эволюционизма описывает, как общество рас- тет, увеличиваясь в размерах, и как его сложность приводит к дифференциации. Благодаря функционированию отдельных час- тей выстраивается новая структура, которая и определяет целое в его новом виде. Закон общественного развития гласит: рост 15 общества согласуется с его дифференциацией (разделением) и структуризацией (усилением и закреплением неравенства). 3) Марксистское направление основывается на принципе детерминизма, то есть обусловленности общественного развития внешними факторами, прежде всего экономическими. К. Маркс (1818-1883) в работе «К критике политической экономии» дока- зывал, что в основании общественной жизни людей лежит хозяй- ственная деятельность. Способ производства материальных благ составляет эко- номический базис общества, который определяет, как функ- ционирует идеологическая надстройка. Каждому уровню развития производительных сил соот- ветствует свой способ производства и, соответственно, своя об- Способ производства материальных благ Производительные си- лы Производственные от- ношения (обществен- ные возникающие ме- жду людьми в отно- шения, процессе) про- изводства) Средства производства Рабочая сила Орудия труда Предмет труда Рис. 1. Способ производства материальных благ 16 щественно-экономическая формация. История человечества, со- гласно марксизму, насчитывает 4 общественно-экономические формации, в каждой из которой присутствуют два основных антагонистических (противоборствующих) класса: эксплуатато- ры и эксплуатируемые. 1) В рабовладельческой ОЭФ это рабовладельцы и рабы; 2) В феодальной — феодалы и крепостные; 3) В капиталистической — буржуазия и пролетариат. 4) Смена общественно-экономических формаций происходит с помощью революций, и в ходе исторического развития, с точ- ки зрения марксизма, приведет к установлению коммунизма, при котором исчезнет эксплуатация и возрастет обществен- ное богатство. Таким образом, только первобытнообщинная и коммунистическая формация свободны от классового деле- ния общества: первобытная из-за примитивизма и отсутствия производства, коммунистическая из-за обобществления про- изводства. 4) «Понимающая» социология Г. Зиммеля (1858-1918) и М. Вебера (1864-1920) признавала своим предметом только ин- дивида, поскольку он обладает осознанием, мотивацией своих Идеологическая надстройка Право Политика Искусство Мораль Религия Наука Рис. 2. Идеологическая надстройка Общественное сознание Идеология 17 действий и рациональным поведением. В работе «Протестант- ская этика и дух капитализма» (1905) М. Вебер доказал, что су- ществует взаимосвязь между господствующей в обществе рели- гиозной моралью и экономической деятельностью. Следователь- но, разные типы религиозной веры по-разному мотивируют от- ношение людей к труду. М. Вебер доказал, что возникновение капитализма в Европе имело не только социально-экономические предпосылки, как считал К. Маркс, но и духовные истоки, среди которых важнейшая роль принадлежит религиозной этике про- тестантизма, внушавшей человеку ценность бережливого и рачи- тельного труда, что сформировало предпосылки капиталистиче- ского предпринимательства. В процессе развития европейской цивилизации усиливались рационалистические начала в разных сферах общества: экономике, науке, политике и искусстве. С точки зрения М. Вебера, сущность общества опреде- ляют индивиды, их социальное действие, которое является про- стейшей единицей социального поведения. Два основных при- знака социального действия – осмысленный характер действия и ориентация на ожидаемую реакцию других лиц. М. Вебер соста- вил следующую типологию социальных действий: 1) целерацио- нальное (направлено на достижение успеха); 2) ценностно- рациональное (стремится воплотить общественные идеалы); 3) традиционное (следует нормам, принятым в культуре); 4)аффективное (действие на уровне эмоциональной реакции). Следовательно, задача социологии — понять смысл и значение человеческих действий и соотнести их с пониманием обществен- ных ценностей. Когда эволюционирует общество, изменяется коллективное сознание, и корректируются ценности. Постоянное соотнесение социальной действительности и общественных цен- ностей описывает законы развития общества. Методологически М. Вебер придерживался неокантианства, которое для изучения общества соотносило ценности, идеальные типы с эмпирической реальностью. Таким образом, в понимании предмета социологии М. Вебер проводил критику позитивизма: в гуманитарных нау- ках метод исследования принципиально отличен от естествен- ных наук уже потому, что объект и субъект познания один и тот же — человек. 18 Представителем «понимающей социологии» был также Г. Зиммель, который предметом социологии назвал изучение «чистых форм социальности», т.е. относительно стабильных об- разований, структур социального взаимодействия, придающих обществу целостность и устойчивость. С его точки зрения, ос- новной метод социологии — историко-сравнительный, он по- зволяет определить устойчивые формы социального взаимодей- ствия людей в разные эпохи. Г. Зиммель внес крупный вклад в развитие ряда важных областей социологии — изучение социаль- ных конфликтов, феномена моды, городского образа жизни и т.д. 5) Теория общества Э. Дюркгейма (1858-1917) раскрыва- ет тему общественной солидарности и понятие «социального факта» как важнейшего предмета социологии. Основа его мето- дологии — «социологизм», то есть изучение «социального через социальное», объяснение всех социальных явлений социальной средой их существования. В работе «О разделении общественного труда» (1893) Э.Дюркгейм доказывал, что общество – самостоятельная, объек- тивно существующая, независимая от ее членов величина. Зна- чит, не индивиды определяют характер общества, а общество преобладает над ними. Что же объединяет людей в общество? С точки зрения Э. Дюркгейма, это солидарность, которая в истории человечества проявилась в двух видах: I. Механическая солидарность (солидарность по сходст- вам) свойственна слаборазвитым обществам. Ее признаки: А) Наличие репрессивного права, наказывающего за на- рушение норм. Таким образом общество охраняет себя от инако- мыслия и нетрадиционного поведения, способного разрушить единство. Б) Преобладание коллективного сознания над индивиду- альным. Когда правит общее сознание, поведение индивида стандартизировано и регламентировано. II.Органическая солидарность характерна для более про- грессивных обществ. Ее характеризуют: А) Действие рестутивного права, которое направлено не на наказание, а на защиту прав индивида. Правовые нормы каса- ются уже не только уголовного законодательства, но и сфер гра- жданского, административного, семейного права. 19 Б) Коллективное сознание видоизменено: оно содержит меньше общих чувств, а их интенсивность падает. Основа орга- нической солидарности — это разделение труда, характерное для промышленной цивилизации. Профессиональная специализация и разделение труда в индустриальном обществе предполагает массовое товарное производство, ориентированное на рынок. Работа «Правила социологического метода» (1895) по- священа теории изучения социальных фактов. Социальный факт — реальность, выраженная в определенных формах: юридиче- ских законах, нравственных установках, правилах поведения, ве- рованиях, обычаях. Признаки социального факта: – распространен на все общество; – имеет самостоятельное существование; – оказывает на индивида принудительное воздействие. Например, ссора — социальный факт, если отвечает ус- ловиям коллективности, распространенности, принудительного значения для индивида. Значит, частное проявление психической активности социальным фактом не является. Правила наблюдения социальных фактов: – необходимо четко определить объекты исследования, выделить их из хаоса социальной действительности; – необходимо избежать субъективного восприятия факта, отде- лить эмоции социолога от объекта исследования. Кроме теоретических исследований Э. Дюркгейм также занимался прикладными эмпирическими исследованиями. Таким образом, классическая социология XIX века стре- милась не только проанализировать общество, но и предложить проекты наиболее справедливого и совершенного его устройства. В 20 веке социология больше переориентировалась на решение практических задач в изучении и управлении общества. 20 Лекция 3 История русской классической социологии XIX –начала XX века. |