Санктпетербургский национальный
Скачать 0.75 Mb.
|
§ 3. Изучение общества на микроуровне Социальная общность — такое объединение людей (природное или социальное), которое характеризуется общим признаком, достаточно прочными социальными связями, общим типом поведения и мировоззрения. Общности бывают массовые и групповые. Примеры массовых общностей — различные обще- ственные движения и объединения. Наиболее яркий пример мас- совых общностей — толпа. Этот феномен исследовали Г. Тард в своей работе «Толпа и публика» и Г. Лебон в исследовании «О поведении толпы». Видное место в общественной жизни занимают этниче- ские общности, которые могут быть представлены различными социальными образованиями: племенем, народностью, нацией. Массовые общности отличаются единым мировоззрением участ- ников, иногда исключающим индивидуальность. К групповым общностям относятся социальные группы и организации. Социальная группа — определенная совокуп- ность людей, имеющих общие природные и социальные призна- ки, объединенных общими интересами, ценностями, нормами и традициями. Характеристики социальных групп: 1) устойчивое взаимодействие, которое способствует прочно- сти и стабильности их существования; 2) высокая степень сплоченности; 3) однородность состава, то есть наличие каких-либо призна- ков, присущих всем индивидам, входящим в группу; 4) вхождение в более широкие общности в качестве структур- ных элементов. Группы делятся на первичные и вторичные; малые, средние и большие; формальные и неформальные; а также референтные. Первичная группа — социальная общность, отличающая- ся высоким уровнем эмоциональной близости и социальной со- лидарности. Вторичная социальная группа — социальная общность, социальная связь и взаимодействие в которой носит обезличен- ный, утилитарный и функциональный характер. 41 Внутренняя группа — общность, с которой индивид себя идентифицирует и к которой принадлежит. Внешняя группа — общность, с которой индивид себя не идентифицирует и к кото- рой не принадлежит. Формальная группа — объединение, основанное на офи- циальных документах: юридических нормах, уставах, правилах, инструкциях и т.д. Неформальная группа —стихийно складывающаяся общность, не имеющая особых документов, регламентирующих ее функционирование. Формируется на основе общих интересов и устремлений, объединяющих людей в устойчивые образования. Малая социальная группа — такое объединение людей, в котором все члены находятся в непосредственном контакте друг с другом, обычно насчитывают от двух до нескольких десятков человек. Средняя социальная группа — сравнительно устойчивые общности людей, объединенные профессиональными интересами или относительной территориальной близостью. Большая социальная группа — устойчивая совокупность значительного количества людей, действующих совместно в со- циально значимых ситуациях в масштабах страны или государ- ственных объединений. Референтная группа — реальная или воображаемая со- циальная общность, с которой индивиды соотносят себя как с эталоном, на нормы, мнения, ценности которой они ориентиру- ются в своем поведении и самооценке. Систематическое и целенаправленное взаимодействие групп объединяет их в социальную организацию. Таким образом, социальная система — это целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи и отношения. 42 Лекция 6 Социальная стратификация и социальные изменения § 1. Понятие стратификации Социальная стратификация — это расслоение общества, общественное неравенство по принципу разницы в доходах, профессии, доступе к власти, образованию, престижу и т.п. Это постоянное определение статусов и ролей в общественной сис- теме. (Социальный статус — это совокупность ролей). Это рас- положение индивидов и групп по горизонтальным слоям, или стратам, на основе неравенства. Для сравнения: социальная структура общества опреде- ляется сферами деятельности (экономической, политической, культурной и социальной), а социальная стратификация форми- руется распределением общественного богатства и других благ. § 2. Теории социальной стратификации 1) Европейские теории а) Теория классов и классовой борьбы К. Маркса В любом обществе есть два основных противоборствую- щих класса — это эксплуататоры, собственники на средства про- изводства, и эксплуатируемые. Критерий определения общест- венных классов — собственность на средства производства. Та- ким образом, основной принцип общественного расслоения — экономическое неравенство, которое предопределяет и полити- ческое, и культурное, и социальное неравенство. б) Социальная градация в теории М. Вебера 43 Многомерный подход к стратификации определяется тремя основными принципами: 1) класс — определяется экономическим положением; 2) социальный статус — престижем в общественном мне- нии; 3) власть — партией, к которой человек принадлежит или поддерживает. Эти три измерения взаимосвязаны, поддерживают друг друга, но могут не совпадать (олигарх в тюрьме). Однако взаимо- связь между ними очевидна, обычно действует, например, акку- муляция (накопление) богатства – власти – престижа. в) Теория «среднего класса» Р. Дарендорфа В основе социальной стратификации — политическое понятие «авторитет», которое характеризует власть и борьбу ме- жду социальными группами за власть. Управляющие: 1) управляющие собственники 2) управляющие несобственники (бюрократы – управленцы) Средний класс Участвуют в потреблении и распределении общественного бо- гатства — сфера обслуживания, образования, здравоохранения Управляемые 1) высококвалифицированные рабочие 2) низкоквалифицированные рабочие Управляющие и управляемые участвуют в производстве общественного богатства, а не только в потреблении и распреде- лении. г) Социальная стратификация в теориях постиндустри- ального общества. Французский социолог А. Турен считал, что в информа- ционном постиндустриальном обществе господствующее поло- жение занимают те, кто имеет доступ к наибольшему количеству информации. Рис. 7. Теория «среднего класса» Р. Дарендорфа 44 2) Американские теории а) Теория социальной стратификации П. Сорокина Объяснял социальное неравенство с помощью модели многомерного социального пространства. Использовал четыре основных принципа стратификации: 1) доход — измеряется в деньгах, которые получает ин- дивид или семья за определенный период; 2) власть — количеством людей, на которых распростра- няется принимаемое вами решение; 3) образование — количеством успешных лет обучения; 4)престиж — уважение статуса, сложившееся в общест- венном мнении. б) Теория Л. Уорнера Социальная стратификация определяется по четырем па- раметрам: доход, престиж профессии, образование, этническая принадлежность. в) Теория Б. Барбера Определял стратификацию по шести показателям: 1) престиж, профессия, власть и могущество; 2) уровень дохода; 3) уровень образования; 4) степень религиозности; 5) положение родственников; 6) этническая принадлежность. г) Функционалистские теории стратификации Нормальное функционирование общества возможно бла- годаря реализации различных ролей и их адекватному исполне- нию. Роли различаются по степени их социальной важности. Т. Парсонс, Р. Мертон, К. Девис, У. Мур. 45 § 3. Системы социальной стратификации 1) Исторически известные системы стратификации Рабство — экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, выражающаяся в полном бесправии и крайней степени неравенства. Причины рабства : 1) долговое обязательство — когда че- ловек, не могущий оплатить долги, попадал в рабство к своему кредитору; 2) нарушение законов — когда казнь убийцы или гра- бителя заменяли на рабство, таким образом компенсируя семье пострадавшего материальный ущерб; 3) захват в плен во время военных действий. Условия рабства: в некоторых странах рабство было вре- менным, прекращалось с выплатой долга; в Древнем Риме и кре- постной России можно было выкупить свободу у хозяина; в Древней Мексике дети рабов считались свободными; в Древнем Израиле освобождали рабов каждые 50 лет. Классическое рабст- во означало полное бесправие. Патриархальное рабство наделяло раба правами младшего члена семьи. Рабство — это закрытая система стратификации, т.к. из- менение социального положения внутри данной системы крайне затруднено. Каста — социальная группа (страта), к которой человек принадлежит по принципу рождения в определенной семье. В кастовых обществах сохраняются границы между кастами, здесь практикуется эндогамия — браки в рамках собственной группы, и существует запрет на межгрупповые браки. Самый яркий пример кастовой системы — индийское общество, где касты просуществовали три тысячи лет и только в 1949 году были отменены законодательно. Четыре основные кас- ты подразделяются на тысячи специализированных подкаст, оп- ределяя профессию людей в них. Высшая каста — брахманы — предполагает профессию священнослужителя и ученого, низшая — хариджане, неприкасаемые — занимаются тяжелым физиче- ским трудом. До недавнего времени Южно-Африканская респуб- лика была примером кастового общества, где социальное поло- жение напрямую зависело от принадлежности к определенной расе. 46 Каста — также закрытая система стратификации, т.к. ин- дивид не может выйти за пределы своей группы, независимо от личных качеств. Клан — род или родственная группа, связанная хозяйст- венными и общественными узами. Клановая система характерна для традиционных аграрных обществ. Клан — обширная соци- альная сеть родственников, нечто вроде разветвленной семьи. Принадлежность к клану является пожизненной, однако, в отли- чие от каст, допускается экзогамия, т.е. браки между различными кланами. Клановая систем более открытая по сравнению с преды- дущими. Класс — большая социальная группа людей, занимающая определенное место в системе общественного труда и имеющая свой способ получения дохода. Классовое общество — пример открытой системы стра- тификации. 2) Социальная стратификация современных обществ В развитых странах открытая система стратификации и давно сформирован «средний класс». Однако 80% богатств со- временного мира принадлежат 10% населения. В Российском обществе существует значительный имущественный разрыв ме- жду богатыми и основной частью населения. Согласно гипотезе, выдвинутой академиком РАН Т.И. Заславской, российское общество состоит из четырех соци- альных слоев: верхнего, среднего, базового и нижнего, а также десоциализированного «социального дна». Верхний слой — пра- вящие элитные и субэлитные группы (около 0,5%). Средний — зародыш среднего класса в западном понимании (около 6,5%). Базовый социальный слой составляет 2/3 россиян, а остальное население — нижний, наиболее бедный слой и десоциализиро- ванное дно. 47 § 4. Социальная мобильность В системе стратификации индивиды или группы могут перемещаться с одного уровня (слоя) на другой. Данный процесс называется социальная мобильность. Формы социальной мобильности: Вертикальная мобильность — изменение положения ин- дивида, которое вызывает повышение или понижение его соци- ального статуса. Горизонтальная мобильность — изменение социального положения, которое не приводит к повышению или понижению социального статуса. Различают также мобильность между поколениями и мо- бильность в пределах одного поколения. Межпоколенная мобильность (интергенерационная) — определяется сравнением социального статуса родителей и их детей в приблизительно одинаковом возрасте. Исследования по- казывают, что большинство россиян в каждом поколении пере- мещаются хотя бы немного вверх или вниз в классовой иерархии. Внутрипоколенная мобильность (интрагенерационная) — предполагает сравнение социального статуса личности в течение продолжительного времени. Согласно исследованиям, мобиль- ность большинства россиян носит ограниченный характер. Не- большие перемещения являются нормой, значительные измене- ния социального статуса — исключение. § 5. Природа социального неравенства В общественной мысли сложились две точки зрения на природу социального неравенства: 1) социальное неравенство можно преодолеть, социаль- ная гармония достигается на высшем уровне развития общества. (Точка зрения марксизма, народничества). 2) Социальное равенство недостижимо, оно противоре- чит общественным интересам. (Точка зрения органицизма, на- пример, Г. Спенсера, структурного функционализма, например, Т. Парсонса). 48 Лекция 7 Социальные институты § 1. Понятие социального института Понятие «институт», (т.е. установление, учреждение) бы- ло заимствовано социологией из юриспуденции, где оно характе- ризовало комплекс юридических норм, регулирующих отноше- ния в определенной сфере. Примеры институтов в юридической науке – наследование, брак, собственность. В социологии поня- тие институт приобрело более широкое значение как особый вид устойчивых социальных связей и различных организационных форм. Понятие «социальный институт» встречается в социоло- гии с момента ее возникновения. О. Конт изучал основные социальные институты (семью, государство, религию) с точки зрения их включения в социаль- ную интеграцию и выполняемых при этом функций. Институ- циональный подход следовал из самого позитивного метода, ко- гда изучался механизм обеспечения солидарности и согласия. Социальная статика О.Конта предполагала, что социальные ин- ституты взаимосвязаны, и любое социальное явление надо объ- яснять общими закономерностями во взаимодействии с другими явлениями. Г. Спенсер определяющими факторами в развитии ин- ститутов общества считал борьбу за существование с соседними обществами и с окружающей природной средой. Задача выжива- ния общественного организма в условиях эволюции, усложнение его структур порождают необходимость формирования особого регулятивного института. «В государстве, как и в живом теле, неизбежно возникает регулирующая система… При формирова- 49 нии более прочного сообщества и появляются высшие центры регулирования и подчиненные центры.» (Spenser H. First princi- ples. N.Y., 1898, p. 46). Соответственно социальный организм со- стоит из трех главных систем: регулятивной, производительной и распределительной. Г.Спенсер различал следующие виды соци- альных институтов: – институты родства (брак, семья); – регулирующие (институты государства, права, морали, рели- гии, политики); – экономические институты (распределительные). Таким образом, социальный институт определяется как выполняющая определенные функции устойчивая структура со- циальных взаимодействий. Э .Дюркгеймсчитал социальные институты важнейшим средством самореализации человека. Он высказывался за созда- ние особых институтов поддержания солидарности в условиях разделения труда — профессиональных корпораций. Корпора- циями Э.Дюркгейм называл институты типа профессиональных союзов, включающих работодателей и работников. К. Маркстакже рассматривал ряд социальных институ- тов, например, частной собственности, разделения труда, родо- вого строя и т.п. Он определял социальные институты как исто- рически сложившиеся, обусловленные экономическими отноше- ниями формы организации и регулирования социальной деятель- ности. М. Вебер считал, что социальные институты должны «изучаться социологией в той форме, в какой они становятся значимыми для отдельных индивидов, в какой последние реаль- но ориентируются на них в своих действиях». (История социоло- гии в Западной Европе и США. М.,1993, с.180). М. Вебер считал социальный институт рационально упо- рядоченным союзом, в основе которого – проектирование воз- можных целей и ожидание определенного поведения других. Он подчеркивал важность тех институциональных связей, которые обеспечивают социализацию людей и порядок в обществе. Осо- бенность общества как «рационально упорядоченного союза» в том, что институты первичны по отношению к личности, то есть 50 во многие институты социализируют человека автоматически. Например, власть обеспечивает порядок без спроса. Л. Уорд (Ward L.F.)рассматривал социальные институты как продукт скорее психической, чем какой-либо еще деятельно- сти. «Социальные силы – это те же психические силы, но дейст- вующие в коллективном сознании людей». (Ward L.F. The physic factors of civilizations. Boston, 1893, p.123). Представитель бихевиоризма Дж .Хоманс дает такое оп- ределение социальных институтов: «Социальные институты – это относительно устойчивые модели социального поведения, на поддержание которых направлены действия многих людей». (Homans G.S. The sociological relevance of behaviorism // Behav- ioral sociology. Ed. R.Burgess, D. Bus-hell. N.Y., 1969, p.6). Таким образом, в социологии есть множество трактовок понятия «социальный институт». На их основе можно дать сле- дующее обобщающее определение. Социальный институт – это целесообразная устойчивая форма организации социальной деятельности и социальных отношений. Таким образом, институционализация —это процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей. § 2. Основные виды социальных институтов и их функции Классификацию социальных институтов можно произве- сти по разным признакам: I. По их функциональным качествам, предназначению определяются следующие виды институтов: 1. Экономические институты — собственность, обмен, деньги, банки, хозяйственные объединения, то есть вся совокуп- ность производства и распределения общественного богатства. 2. Политические институты — государство, партии и общественные организации, преследующие политические цели, направленные на установление и поддержание определенной формы политической власти. Их взаимодействие составляет по- литическую систему данного общества. 51 3. Институты родства, брака и семьи. Их задачи — воспроизводство общества, социализация индивидов, поддержа- ние и защита культурных и социальных ценностей. 4. Институты духовной сферы. К ним относятся такие ин- ституты, как образование, культура, СМИ, мораль, религия и т.д. Их виды: а) нормативно-ориентирующие (этика, мораль, нравственная ар- гументация); б) нормативно-санкционирующие (нормы, правила и предписа- ния, закрепленные в юридических и административных актах); в) церемониально-символические (регулируют повседневные кон- такты). II. По характеру организации социальные институты делятся на: 1. Формальные институты, деятельность которых основа- на на юридически закрепленных нормах (государство, армия и др.). 2. Неформальные институты, деятельность которых ре- гулируется неформальными нормами и правилами, не закреп- ленными юридически (нормы общения, традиции и др.). Функции социальных институтов 1. Функция закрепления и воспроизводства социальных отношений. Любой институт имеет систему правил и норм, оп- ределяющих поведение своих членов и порядок их деятельности. 2. Регулятивная функция — действие социальных инсти- тутов обеспечивает регулирование взаимоотношений между чле- нами общества. 3. Интегративная функция предполагает сплочение и мо- билизацию социальных групп. 4. Транслирующая функция предполагает передачу соци- ального опыта. 5. Коммуникативная функция предполагает распростра- нение информации. |