Санктпетербургский национальный
Скачать 0.75 Mb.
|
§ 3. Развитие культуры в ХХ веке В конце 19 – начале 20 века происходит изменение об- щественно-экономических условий. Традиционное общество сменяется индустриальным. Это сопровождается разрушением векового бытового уклада, урбанизацией, переходом от сословий к классам, ослаблением религиозности. Ф.Ницше провозглашает «Бог умер», и эта фраза точно отражает распад традиционного мировоззрения. В 1918 году издается работа О.Шпенглера «Закат Европы», которая обосновывает упадок европейской культуры. Если сознание традиционного человека определялось тремя ко- ординатами — Бог, мир, человек, то в индустриальную эпоху человек оказался наедине с миром, и это противостояние без по- средника оказалось довольно жестоким. В период декаданса в конце 19–начале 20 века по Европе прокатилась эпидемия само- убийств, люди болезненно переживали разрушение традицион- ных форм общественной жизни. Эпоха модерна искала новые формы искусства, стали особенно популярны темы смерти, рево- люции, агрессии. Изменения социальные повлекли за собой не только политические революции, но и культурный сдвиг. В 1909 году итальянский поэт-футурист Т.Маринетти, опубликовал в Париже программный манифест, где были воспеты символы но- вого века — Энергия, Скорость, Война. Утратив такую коорди- нату мировоззрения, как Бог, человек эпохи модерна утратил привычный смысл бытия — стремление к духовному росту, и стал искать свободу. Поиски творческого самовыражения в 20 веке велись двумя способами: в культуре принцип абсурда про- тивостоял принципу реализма. Примером развития первого 79 принципа стали такие направления, как символизм, футуризм в поэзии, авангардизм — импрессионизм, экспрессионизм, абст- ракционизм в живописи и т.д. Нерациональные, нереалистичные формы искусства вызывают у зрителя индивидуальные ассоциа- ции, подчеркивая его свободу, делая его соавтором художествен- ного произведения. Бегство от принципа реализма дает художни- ку и зрителю индивидуальную свободу, создание собственной, новой реальности. Символично, что «Черный квадрат» К. Малевича на первой выставке был вывешен в «красном углу», как икона, отрицая прежние идеалы и предполагая поиски новых. Д. Белл в теории постиндустриального общества называл такую культуру «враждебной» рациональной организации общества. Искусство в 20 веке было не только упадническим. На съезде писателей М. Горький провозгласил основные идеи реа- листического искусства: критический реализм показывает соци- альные противоречия, а социалистический реализм — методы политической борьбы за социальную справедливость. Однако реалистическое искусство стало методом идеологического кон- троля сознания в тоталитарных режимах (Советском Союзе, фа- шистской Германии). Провозглашая свободу и стремясь к ней, оно само было несвободным. Таким образом, если традицион- ная культура развивалась в противостоянии духовного, иде- ального и телесного, материального, то культура индустри- ального и постиндустриального общества вырастала из про- тиворечий между несвободным рациональным реализмом и ищущим свободу абсурдом. Б) Социология культуры франкфуртской школы неомар- ксизма. Идеология неомарксизма оказала значительное влияние на западноевропейскую, а затем и американскую культуру ХХ века, особенную популярность приобретя в 60-е годы. Важней- шее произведение данного направления — «Диалектика Просве- щения» М. Хоркхаймера и Т. Адорно было создано в 1944 году в США. Впервые эта книга была опубликована в 1947 году в Ам- стердаме. (Близкие идеи, изложенные в книге Т. Адорно «Фило- софия музыки», были использованы Т.Манном в романе «Доктор Фауст».) 80 Продолжив традицию О.Шпенглера, издавшего свою ра- боту «Закат Европы» после I Мировой войны (1918 г.), авторы «Диалектики Просвещения» говорили о «конце» европейской культуры на исходе II Мировой войны, о «смерти» культуры «буржуазного Просвещения». Носительницей этой культуры бы- ла индивидуальность, а в ХХ веке, по мнению авторов, индиви- дуальность исчезает. В век сверхмощных государств, глобальных войн, лагерей массового уничтожения, индустриального «произ- водства сознания» и организованных массовых психозов неомар- ксисты вынуждены признать окончательное поражение культуры и гибель индивидуальности. Место позитивного Абсолюта занял в сознании людей негативный Абсолют, то есть вместо стремле- ния к положительным идеалам, характерного для культуры Про- свещения, провозглашалось бегство от негативных. Символ нега- тивного Абсолюта — Освенцим — высшее, предельное, абсо- лютно достоверное воплощение всего отрицательного в ХХ веке. Олицетворение нового варварства — не только фашизм, но и вся позднекапиталистическая эпоха. Капитализм изначально харак- теризовался стремлением к фашизму, имел такое качество, как «фашизоидность». Разгром гитлеровской Германии не устраняет проблемы, потому что в позднекапиталистическая эпоха — это период торжества насилия и тоталитаризма. Индустрия культу- ры, «производство сознания» — не просто замена древней мифо- логии, средневековой религии и культурной метафизики Нового Времени, не просто новая форма эксплуататорской идеологии и духовное пособничество угнетению. Опасность в том, что куль- тура теперь связана с новейшей техникой, идеология сплавлена с технологией, превращена в научное средство манипуляции соз- нанием и поведением масс. В работе «Негативная диалектика» Т.Адорно развивались аналогичные идеи. Эксплуататорское от- ношение к природе и человеку, то есть «принцип буржуазности», породил капитализм и тоталитаризм. Таким образом, для преодоления насильственных тен- денций позднекапиталистической эпохи, приведшей к пора- жению индивида и культуры, с точки зрения неомарксизма, необходимо ограничивать буржуазный принцип эксплуата- ции. 81 В 2009 году Университет стал победителем многоэтапного конкурса, в результате которого определены 12 ведущих университетов России, которым присвоена категория «Национальный исследовательский уни- верситет». Министерством образования и науки Российской Федерации была утверждена программа его развития на 2009–2018 годы. В 2011 году Университет получил наименование «Санкт-Петербургский на- циональный исследовательский университет информационных техно- логий, механики и оптики» Научно-образовательный центр «Экономико-гуманитарные технологии в научно-технической области» Научно-образовательный центр «Экономико-гуманитарные технологии в научно-технической области» был создан как междисциплинарное научно-образовательное подразделе- ние на базе 4-х факультетов: магистерский корпоративный факультет; гуманитарный факультет; факультет компью- терных технологий и управления; факультет точной меха- ники и технологий. 82 Лариса Борисовна Черноскутова СОЦИОЛОГИЯ Учебное пособие В авторской редакции Редакционно-издательский отдел НИУ ИТМО Зав. РИО Н.Ф. Гусарова Лицензия ИД № 00408 от 05.11.99 Подписано к печати 06.04.2012 Заказ № 2467 Тираж 100 экз. Отпечатано на ризографе |