Главная страница

СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК. СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК_compressed. Сборник методических разработок воспитательных мероприятий и успешных практик классных руководителей по итогам проведения Единого городского Дня воспитательной работы Воспитание Воспитание Воспитание!


Скачать 1.46 Mb.
НазваниеСборник методических разработок воспитательных мероприятий и успешных практик классных руководителей по итогам проведения Единого городского Дня воспитательной работы Воспитание Воспитание Воспитание!
АнкорСБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК
Дата01.09.2022
Размер1.46 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаСБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК_compressed.pdf
ТипСборник
#658843
страница2 из 5
1   2   3   4   5
РАЗДЕЛ 2.
И
ГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ
МАСТЕР-КЛАСС ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИГРОВЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С КЛАССОМ
Лариса Анатольевна Зиновьева,
учитель начальных классов МОБУ гимназии №1
г.Сочи имени Филатовой Риммы Алексеевны,
победитель городского конкурсаклассных руководителей
и ученических коллективов (классов) общеобразовательных
организаций «Самый классный классный» в 2022 г.
Школа принимает непосредственное участие в воспитании и формиро- вании личности ребѐнка. Обучение без воспитания невозможно, и воспита- ние должно идти впереди обучения. «Воспитывает каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается», - писал В.А. Сухомлинский.
Воспитание детей – это самое сложное и трудоемкое педагогическое творчество. Каждый классный руководитель имеет свой багаж методик, при- емов и разных маленьких «хитростей, секретов», которые помогают достиг- нуть результата при минимальных усилиях.
Работа по формированию классного коллектива первостепенна и долж- на вестись систематически. Самой приемлемой формой взаимодействия с младшими школьниками по сплочению коллектива является игра. Именно в процессе игры рождается детское содружество. Использование игровых тех- нологий в системе воспитательной работы с детьми способствует развитию навыков открытого взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми, нахождению путей для взаимной поддержки, умению действовать по прави- лам (регулировать свое поведение), проявить лидерские качества.
Представляю вашему вниманию деловую игру «Необитаемый ост-
ров».
Цель
игры:
развитие интерактивного потенциала участни- ков,
формирование умений эффективно взаимодействовать в команде.
Рекомендуется проводить с детьми младшего школьного возраста (с 1 класса и старше в соответствии с воспитательными целями и задачами). Если в группе играющих больше 7 человек, необходимо игроков разбить на ко- манды.
1 этап игры. «Воздушный шар»
Цель этапа: знакомство участников, создание доверительной атмосфе- ры в группе

20
Необходимые материалы: корзина, конфеты.
- Представьте, что мы все летим на воздушном шаре. Под нами - океан.
Над нами - голубое небо. Рядом - замечательные попутчики.
Вы летите уже несколько часов и вам пора подкрепиться. По кругу пе- редается корзинка с конфетами: «Возьмите, пожалуйста, столько конфет, сколько вам хочется». Теперь я попрошу Вас представиться и сообщить о себе столько фактов, сколько каждый из вас взял конфет.
Мне и всем участникам игры было приятно познакомиться, узнать ва- ши имена, место работы, хобби и другие интересные сведения из вашей жиз- ни.
2 этап игры. «Падение»
Цель этапа: снижение эмоционального напряжения, тревожности.
Необходимые материалы: мешок для мусора
- Мы подкрепились. Но вот приближается туча. Слышны раскаты гро- ма. Большая птица клювом пробивает оболочку шара, и мы медленно падаем.
Впереди остров. Нам нужно выбросить все ненужное, чтобы долететь до ост- рова. В качестве ненужных вещей мы будем выбрасывать наши плохие при- вычки и страхи. Называйте качество и бросайте его за борт вместе с обѐрткой от конфет.
3 этап игры. «Пещера»
Цель этапа: развитие навыков коммуникации, распределение ролей в группе.
Необходимые материалы: чистые листы А4, ручки, карандаши, схема
«пещеры».
- Итак, мы попали на остров. Уже темнеет. Перед нами вход в пещеру.
Зайдем в него. Займите любое место в пещере, которое кажется наиболее комфортным для вас.
Распределите между собой обязанности, кто и за что будет отвечать.
(Примеры: разводить костѐр, ходить за дровами, добывать пищу,
готовить еду, поддерживать чистоту, охранять жилище).
*Список необходимо составить совместно, роли распределить только
с согласия участника.
4 этап. «Лианы»
Цель этапа: повышение сплоченности группы.
Необходимые материалы: воздушные шары по количеству участни- ков, стулья.
- Проведя ночь на острове, вы решили выбраться из него. Выход из пе- щеры преграждают ядовитые лианы. Вам необходимо пройти через лианы.
Вы должны встать в колонну зажав между собой шары. Ваша задача: пройти через лианы – стулья, не задев их и не уронив шары.
*В случае участия нескольких групп, рекомендуется провести соревно-
вание на самую организованную, сплоченную команду.
5 этап. «Шумовая волна»
Цель этапа: развитие самоанализа действий и поступков.

21
Вы преодолели препятствия и вышли на берег океана. Положите ша- ры перед собой. Вдалеке виден корабль. Надо подать сигнал. Предлагаю устроить шумовую волну, чтоб вас услышали. Попрошу повторить за мной хлопки (хлопки от тихого к громкому). Ура! Нас услышали. Мы - на корабле.
Возьмите шары и пройдите в «каюту разговоров». Присядьте на стулья и от- ветьте на вопросы.
1. Довольны ли вы тем, как справились с заданием?
2. Что помогло справиться с заданием, и что мешало?
3. Что потребовалось от каждого, чтобы удачи достигли все?
Уважаемые коллеги, вы сейчас участвовали в игре в роли детей. А те- перь давайте посмотрим на это с позиии классного руководителя.
Что можно узнать о каждом ребенке и о классе в целом при проигры- вании ситуаций на всех этапах игры?
1 ЭТАП – «Воздушный шар» (знакомство): хобби, интересы, друзья.
2 ЭТАП - «Падение» (снятие эмоционального напряжения): выявление детей, испытывающих негативные эмоции, тревожность (*при наличии дове-
рительных взаимоотношениях с классным руководителем).
3 ЭТАП – «Пещера» (распределение обязанностей): выявление лидера, способность и неспособность взять на себя определѐнную обязанность, уме- ние сотрудничать, принимать чужую позиции, отстаивать свою точку зрения.
4 ЭТАП – «Лианы» (взаимодействие, командообразование): умение взаимодействовать, сотрудничать, стремление к достижению общей цели.
5 ЭТАП – «Шумовая волна» (степень сплоченности, умение оценивать результат деятельности): умение достигать общей цели. «Каюта разговоров»
- это рефлексия. Дети делают выводы по участию в игре. А классный руко- водитель - определяет, с кем из детей ещѐ нужно работать по формированию коммуникативных компетенций, составляет дальнейший план работы.
В воспитательной работе мной используются различные диагностиче- ские приемы мониторинга уровня воспитанности и развития данного крите- рия у младших школьников.
Например, «Зеркало самооценки»:детямпредлагается взять из коро- бочки приготовленные заранее разноцветные цветочки на клейкой основе и прикрепить на грудь. С точки зрения психологии о многом может сказать не только выбранный цвет, но и место расположения приклеенного цветка.
Правая сторона – это лидеры, те, кто готов вести за собой, их мало ин- тересует чужое мнение. Они любой ценой достигают поставленных целей.
Эти дети могут взять на себя ответственность, на них можно положиться.
Левая сторона – ведомые, идут к цели медленно, но верно. В деле учи- тывают мнение окружающих, идут на компромисс. Умеют работать в коман- де.

22
Центр – уравновешенные люди. В них есть часть от лидеров и часть от ведомых. Могут отстаивать свою позицию, при этом учитывая мнение окру- жающих. Таких мало особенно среди детей.
С целью развития умения устанавливать и поддерживать дружеские от- ношения, осуществлять совместную деятельность я провожу игру «Шляпа».
Она стала любимой игрой детей моего класса. Данную игру можно использо- вать как на уроках, так и в рамках внеурочной деятельности.
С помощью приема«Цветные ленты»делимся на группы: классный руководитель держит в руке ленты разных цветов (по количеству групп), ко- личество лент соответствует количеству детей в классе. Ученики выбирают понравившийся цвет ленты и берутся за нее, классный руководитель разжи- мает кулак – команды сформированы.
Возьмем тему классного часа:«Животный мир».Каждая группа полу- чает шляпу соответствующего цвета, в которой лежит задание:
Зелѐная шляпа - «любовь»: обсудите в группе и ответьте на вопрос: «За что мы любим животных?» (запишите ответ).
Голубая шляпа – «забота»: обсудите в группе и ответьте на вопрос:
«Почему животные нуждаются в нашей заботе?» (запишите ответ).
Жѐлтая шляпа– «ответственность»: обсудите в группе и ответьте на вопрос: «Ты в ответе за тех, кого приручил?» (запишите ответ).
Представление групповой работы.
Учитель зачитывает строки из книги Антуана де Сент-Экзюпири «Ма- ленький принц»: «Мы всегда будем в ответе за тех, кого приручили».
Играть любят не только дети, но и взрослые. Я предлагаю вашему вни- манию игру, которую можно использовать на родительских собраниях.
Игра на сплочение коллектива родителей, создания комфортной пси- хологической обстановки на родительском собрании «4 фото – один Я».
Предварительна работа:классный руководитель проводит устное ан- кетирование детей по 4 позициям:
 любимое животное,
 любимое блюдо,
 любимое занятие (хобби),
 любимый герой/хочу стать...
После анкетирования классный руководитель подбирает фотографии в сети Интернет, создает мультимедийную презентацию / коллаж из расчета 1 слайд – 1 ребенок. Составляет словесное описание-подсказку к каждому слайду.
Ход игры:
Задача родителей – угадать, кто из ребят скрывается за четырьмя фото- графиями.
На слайдах с розовым фоном загадано имя девочки, а на голубых – мальчика.

23
Время отгадывания одного имени – 15 секунд.
Пример составления коллажа:
«Эта девочка обожает черных шпицев
и макароны. Самое любимое занятие –
рисование, любимая сказка – «Алиса в
стране чудес».
«У этого мальчика любимое живот-
ное – кот, при этом очень важно,
чтобы цвет был обязательно черный.
Пюре «Роллтон» ел бы на завтрак,
обед и ужин, а любимый вид спорта –
бокс, любимый герой – Супермен».
Классному руководителю важно из разнообразия игровых приемов и методов воспитательной деятельности выбрать те, которые послужат для максимального развития каждого ребенка, раскроют его таланты и создадут условия для духовного, умственного, физического совершенства.

24
МАСТЕР-КЛАСС ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИГРОВЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Татьяна Викторовна Ковалева,
учитель начальных классов НОШ № 85 г. Сочи
Цель мастер-класса: представление опыта работы по использованию игровых технологий для формирования коммуникативных компетенций у младших школьников.
Задачи:
- познакомить участников мастер-класса с играми коммуникативного характера из опыта собственной работы;
- содействовать формированию у педагогов представлений об ис- пользовании в воспитательной работе игровых технологий, направленных на формирование коммуникативных компетенций у обучающихся.
Оборудование: карточки с заданиями, чистые листы А4, ручки, муль- тимедийная презентация.
Ход мастер-класса:
1.
Вступительная часть
Приветствие участникам мастер-класса:
I. Ответьте (поднятием руки, кивком головы, улыбкой) на моѐ привет- ствие после той фразы, которая относится к вам:
- Здравствуйте те, кто сегодня с настроением проснулся!
- Здравствуйте те, кто способен любить!
- Здравствуйте те, кто способен творить!
- Здравствуйте те, кто способен мечтать!
- Здравствуйте те, кто любит рисовать!
- Здравствуйте те, кто приветствие другу умеет дарить!
- Здравствуйте те, кто мне улыбнулся!
II. Известно, что слово «здравствуйте» может быть произнесено с раз- ной интонацией. Попробуйте проявить свой коммуникативный и творческий потенциал использования приветствия. Повернитесь к рядом сидящему парт- неру и попробуйте поздороваться с ним с разной интонацией.
Мы с вами поздоровались и улыбнулись друг другу. Это является глав- ным мостиком к коммуникации между людьми.
- А что такое коммуникация? (ответы участников мастер-класса).
Тема моего мастер-класса: «Использование игровых технологий для
формирования коммуникативных компетенций младших школьников»

25
2.Теоретическая часть
Коммуникация – способность коммуницировать со сверстниками и взрослыми, понимание и осознание себя в процессе общения.
Коммуникация – это не просто действие, это именно взаимодействие, которое осуществляется между участниками.
Формирование коммуникативности - важное условие нормального пси- хологического развития ребенка. А также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Проблема приобщения к социуму всегда была и ныне остается одной из ведущих в процессе формирования личности ребѐн- ка.
В современном мире у детей заметно возрос интерес к соцсетям. Воз- раст детей, заводящих себе аккаунты, заметно уменьшился. Девятилетние школьники самостоятельно ведут свои странички в соцсетях, снимают и раз- мещают видео, ведут блоги. Время диктует нам новые реалии, а в них без соцсетей никуда. 10-11-летние подростки в свое свободное время предпочи- тают играть в компьютерные игры, отрицательное влияние которых на не- окрепшую психику детей не является ни для кого секретом. Сегодня я хочу поделиться с вами своим опытом проведения коммуникативных игр с учени- ками начальной школы, которые способствуют формированию умения со- трудничать, созданию атмосферы доверия, доброжелательности, свободы выбора и взаимопонимания.
В этих играх совместная деятельность детей является способом само- выражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции
«на равных», стараются учитывать особенности и интересы партнера.
Цель игр на развитие коммуникативных навыков: развитие навы- ков общения, формирование доброжелательных отношений между сверстни- ками.
Задачи:
- создание условий для положительного эмоционального настроя участников игры;
- развитие у детей способности к эмпатии (способность сопереживать, понимать и принимать чувства другого человека);
- совершенствование невербальных способов общения (мимика, панто- мимика, жесты);
- способствование сплочению детского коллектива.
«В игре ребенок живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительно жизни». К. Д.Ушинский.
Игры на развитие коммуникативных навыков универсальны, вариатив- ны и могут быть использованы в разных видах учебной и внеучебной дея- тельности (организационный момент, рефлексия урока или внеклассные за- нятия). Многие игры требуют физической активности детей, поэтому иногда играми можно заменить физминутки. В силу многообразия игр сложно опре- делить исходное основание для классификации. В каждой теории игры пред- лагаются те критерии, которые отвечают определенной концепции.

26
Сегодня я вас познакомлю с коммуникативными играми, которые по- могают мне, как классному руководителю, решить воспитательные задачи в работе с классом, главным мотивом таких игр является включение ребенка в систему социальных отношений, к ним относятся:
1. Игры, направленные на развитие эмоционального интеллекта.
2. Игры на обучение эффективным способам общения.
3. Игры на сплочение и командообразование.
Наша школа является краевой инновационной площадкой по развитию эмоционального интеллекта, поэтому я хочу начать свою практическую часть с первой группы игр.
3.
Основная часть
Игра «Мойка»
Эту игру можно использовать на разных этапах становления детского коллектива, на классных часах, переменах и во внеурочной деятельности.
Цель: развитие коммуникативных навыков и доброжелательных взаи- моотношений между детьми; развитие умения оказывать положительные знаки внимания сверстникам.
Ход игры:
- Все прекрасно понимают, для чего нам нужна мойка?
Верно, она нам нужна для того, чтобы что-то сделать чистым. Белье становится чистым, свежим после стирки. Автомобиль становится чистым после мойки.
Сейчас мы с вами сыграем в игру «Мойка». Но наша мойка вол- шебная! Она предназначена для людей. Выберем невеселого, грустного иг- рока или того, у которого сейчас плохое настроение. После «мойки» наш иг- рок обязательно станетулыбающимся и веселым, у него улучшится настрое- ние.
- Скажите, пожалуйста, а как можно поднять настроение своим близ- ким или друзьям?
Вы правы! Комплиментами и добрыми словами.
- Какие вы знаете комплименты?
Играющим необходимо встать в два параллельных ряда лицом друг к другу. Выбранный игрок проходит с одного конца между этими рядами, че- рез «мойку». Каждый стоящий в ряду произносит добрые, нежные слова или комплименты. В результате из «мойки» выходит игрок с приподнятым настроением и с улыбкой на лице. Если игроки затрудняются сказать ком- плимент, то можно пожать руку или обнять ребенка.
После игры задаю детям вопросы:
- Что-нибудь удивило тебя в этой игре?
- Сложно ли говорить приятные слова и комплименты другим детям?
Подведем итог игры. Какое настроение у главного игрока сейчас? (От- веты участников мастер-класса). Настроение улучшилось, а это самое глав- ное!
Говорить комплименты кому-то было сложно, кому-то нет, а вот дого-

27 вариваться бывает сложно. Я вам предлагаю ознакомиться с игрой «Кон-
фетная проблема», коротко объясню правила игры.
Игра «Конфетная проблема»
Данную игру желательно использовать в группе знакомых детей.
Цель: научить детей решать проблемы путем переговоров, принимать совместные обдуманные решения, отказываться от быстрого решения про- блемы в свою пользу.
Ход игры:
В этой игре каждому игроку понадобится по одной конфете, а каждой паре игроков - по ажурной салфетке.
- Сейчас мы будем играть в игру со сладостями. Чтобы получить кон- фету, вам сначала надо выбрать партнера и решить с ним одну проблему.
Сядьте друг напротив друга и посмотрите друг другу в глаза. Между вами на салфетке будет лежать конфетка, ее нельзя пока трогать. В этой игре есть одна проблема. Конфету может получить только тот, кто убедит партне- ра в острой необходимости взять эту конфету, чей партнер добровольно от- кажется от нее и отдаст конфету вам. Это правило, которое нельзя нарушать.
Сейчас вы можете начать говорить, но без согласия своего партнера конфету брать не имеете права. Если согласие получено, то конфету можно взять.
Затем я жду, когда все пары примут решение и наблюдаю, как они дей- ствуют. Одни могут сразу съесть конфету, получив его от партнера, а другие конфету делят пополам и одну половину отдают своему партнеру. Некоторые долго не могут решить проблему, кому же все-таки достанется конфета.
- А теперь я дам каждой паре еще по одной конфете. Обсудите, как вы поступите с конфетой на этот раз.
Ребята в этом случае действуют по-разному. Те дети, которые разде- лили первую конфету пополам, обычно повторяют эту «стратегию справед- ливости». Большинство детей, отдавшие конфету партнеру в первой части игры, и не получившие ни кусочка, ожидают теперь, что партнер отдаст кон- фету им. Есть дети, которые готовы отдать партнеру и вторую конфету.
Для меня эта игра является еще и диагностической, она помогает по- нять, умеют ли дети договариваться, выявить лидеров, аутсайдеров.
В воспитательной работе мне также необходимо развивать у детей умение использовать невербальные способы общения. Мы с ребятами много путешествуем, иногда, когда нет возможности передать информацию вер- бально, приходится прибегать к помощи жестикуляции. Для развития невер- бальных способов общения отлично подходят игры «Изобрази пословицу» и
«За стеклом».
Игра «Изобрази пословицу»
Эту игру можно использовать как на уроках, так и во внеурочной дея- тельности.

28
Цель: развивать умение использовать невербальные средства общения, проявлять любознательность.
Ход игры:
Ученики делятся на подгруппы и изображают с помощью жестов и ми- мики какую-либо пословицу, например: «Слово не воробей - вылетит, не
поймаешь», «Скажи им, кто твой друг, и я скажу, кто ты», «Нет друга -
ищи, а найдешь, береги».
Участники пытаются отгадать.
Вариант игры «Изобрази пословицу» - игра «Через стекло» (ее реко- мендую проводить с учениками 5-7 классов).
Игра «Через стекло»
Цель: развитие невербального интеллекта, умения понять партнера по жестам, установление доверительных отношений между детьми.
Ход игры:
Участникам предлагается «сказать» что-либо друг другу жестами, представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не про- никают звуки. Можно придумывать любые фразы, например: «Ты забыл
надеть шапку, а на улице очень холодно» или «Принеси мне стакан воды, я
хочу пить». Нужно как можно точнее сформулировать фразу, которую пере- дает партнер.
Вывод: не всегда бывает просто понять по жестам, что хочет передать собеседник. Некоторые люди используют различные жесты, чтобы выразить свое отношение к происходящему. Существуют жесты-символы, жесты – ре- гуляторы, жесты – адаптеры, с такими жестами мы знакомимся во время игр.
На этапе сплочения коллектива можно использовать игры, которые учат сообща решать задачи, способствуют созданию доверитель- ных отношений между учениками в классе, знакомят с доступными для воз- раста играющих способами проявления помощи, заботы, уважения. К таким играм относятся: «Соломинка в ручье» и «Клеевой ручеѐк», которая активно используются мной в начальной школе.
Игра «Соломинка в ручье»
Данную игру можно использовать во внеурочной деятельности на эта- пе сплочения коллектива.
Цель: развитие умения сообща решать задачи, учить доверять и по- могать партнеру по общению.
Ход игры:
Игроки выстраиваются в два ряда лицом друг к другу на расстоянии вытянутой руки. Это будут «берега ручейка».
Один из участников начинает движение между «берегов» с закрытыми глазами. Это «соломинка».

29
Дети, которые стоят в рядах, должны прикосновениями (или словами) помогать этому игроку двигаться. В конце «соломинка» становится элемен- том «берега» и следующий игрок начинает движение. Эта игра способствует развитию доверительных отношений в группе, коллективе.
Игра «Клеевой ручеѐк»
Цель: развивать умение взаимодействовать с партнерами по игре и осуществлять само- и взаимоконтроль; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.
Ход игры:
Перед игрой я провожу беседу с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия.
Ребята должны встать друг за другом и держатся за плечи или талию впередистоящего. В таком положении по указанию ведущего они преодоле- вают различные препятствия, например:
1. Подняться на стул и сойти с него.
2. Проползти под столом.
3. Обогнуть «широкое озеро».
4. Пробраться через «дремучий лес».
5. Спрятаться от диких животных.
Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга. Если «ручеек» расклеился, задание необ- ходимо выполнить сначала.
Вашему вниманию были представлены игры на сплочение, на развитие коммуникативных навыков, на установление доверительных отношений между детьми, но хочется еще вспомнить такой сложный период для всех школьников, как адаптационный период, он есть не только в 1 классе, но и в 5 и 10 классах. Ребята попали в новый коллектив, им незнакомы многие од- ноклассники, они теряются среди множества лиц, не знают, как обратиться к окружающим. Очень трудно запомнить сразу всех, школьники испытывают дискомфорт от того, что не знают, кого как зовут. Необходимо помочь детям познакомится. Для этих целей я использую несколько игр, помогающих по- знакомится ребятам и узнать поближе друг друга.
Одна из таких игр - игра «Собери рюкзак»,которуюможно использо- вать на переменах, физминутках, внеклассных мероприятиях.
Целью игры является знакомство участников игры друг с гом, преодоление скованности и напряжѐнности, повышение уровня дове- рия.
Ход игры:
Участники садятся на пол или на стулья, образуя круг.
Учитель: Представьте, что мы собрались в поход. Нам нужно всем вме- сте собрать рюкзак. Подумайте, что нужно взять нам в поход.

30
Первый путешественник называет своѐ имя и предмет, начинающийся на первую букву своего имени, который он может взять в поход (для начала
мы упрощали задание и называли просто любой предмет, подходящий для
похода). Второй повторяет имя и предмет первого, а затем называет свое имя и свой предмет, и так далее, например: «Меня зовут Катя, я иду в поход и бе- ру с собой компас». Тогда следующий игрок произносит: «Меня зовут Сере- жа, я иду в поход и беру с собой спальник, а еще Катю с компасом» и т. д.
Можно придумывать каждый раз новое место посещения. Условие: по- вторяться нельзя.
У игры много вариаций, например, «Назови себя, назови меня», «Мяч по кругу» и др.
В своей работе я также использую игры на оценивание результата сов- местных действий, развитие чувства эмпатии.
Есть в нашем классе игры-традиции. Одна из них «Волшебная ко-
робка».
Ход игры:
Такую игру можно проводить на заключительном этапе в каком-то совместном деле, проекте, в конце учебного года. Детям показываю коробоч- ку, закрытую крышкой. Трясу ее, играющие должны определить на слух, что там находится. На самом деле - это конфеты. Но они непростые.
- Как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебников и сможете пожелать всем людям, что-то такое, от чего они смогут стать радостными.
Давайте подумаем, что мы можем пожелать …
Затем проводится ритуал «До свидания» «Всем – всем, до свидания»,
играющие ставят свои кулачки в единый «столбик», затем громко говорят.
«Всем – всем, до свидания!» и убирают кулачки.
4. Рефлексия
Подводя итог выше изложенному, отметим «плюсы» и «минусы» использования игровых технологий:
- способствуют формированию коммуникативных навыков у обучаю- щихся;
- способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышле- ния;
- дают возможность детям использовать полученные знания в новой ситуации;
- способствуют объединению коллектива и формированию ответствен- ности;
- при использовании могут возникнуть проблемы с организацией обу- чающихся и с дисциплиной;
- подготовка требует больших затрат времени, нежели ее проведение;

31
- увлекаясь игровой оболочкой можно потерять воспитательное содер- жание;
- невозможность использовать на любом материале;
- сложность в оценке обучающихся.
Плюсов оказалось больше. Опыт использования игровых технологий для формирования коммуникативных компетенций имеет положительный результат. Поэтому я рекомендую педагогам использовать игровые техноло- гии как на уроках, так и во внеурочной деятельности не только в начальной школе, но и детьми старшего школьного возраста. Говорят, что «урок без игры, все равно, что щи без соли».
Будьте внимательны к своим ученикам, играйте с ними, играйте вместе с ними, учите их играть, учитесь у своих детей и радуйтесь их новым успе- хам! Благодарю за внимание.
Ссылка на презентацию мастер-класса: https://disk.yandex.ru/i/M3tW6mftwBZwIA

32
МАСТЕР-КЛАСС ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ТЕХНОЛОГИИ
КЕЙС-ИГРЫ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВНЕКЛАССНЫХ
МЕРОПРИЯТИЙ
Анжела Григорьевна Еремян,
учитель начальных классов МОБУ СОШ № № 13
г. Сочи имени Бориса Гарриевича Гагина
Цель мастер-класса: актуализация знаний педагогов по использова- нию технологии кейс-игры в воспитательной деятельности.
Задачи:
- расширить знания участников мастер-класса о технологии кейс-игры и еѐ применении в воспитательной деятельности классного руководи- теля;
- способствовать формированию навыков практической работы над кейсом.
Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, экран, кар- точки для практической работы, мультимедийная презентация по теме.
Ожидаемый результат:
участники мастер-класса получат знания
 о том, что представляет собой технология кейс-игры;
 об особенностях применения данной технологии в воспи- тательной деятельности классного руководителя;
 о том, какие воспитательные задачи решаются при исполь- зовании кейс-игр;
 о разновидностях данной технологии;
 о правилах и алгоритме разработки кейсов.
Ход мастер-класса:
1 этап. Приветствие. Вводное слово. Вхождение в тему.
Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Еремян Анжела Григо- рьевна. Я - учитель начальных классов в школы №13 им. Б.Г. Гагина, а также классный руководитель 4 класса.
Целью моей воспитательной работы вклассе является воспитание высоконравственной, образованной, творческой личности. В рамках прове- дения внеклассных мероприятий я применяю такие воспитательные техноло- гии, как: технология системного мышления; критического мышления; арт- технология; кейс-технология; игровые технологии. Использую в работе такие методы и приемы как диспут, дискуссия, конференция, конкурс, викторина, презентация, синквейн, тренинг, интеллектуальная и ролевая игра.

33
Одной из интересных современных технологий, используемых мной в воспитательной работе с классом, является интерактивная технология «кейс
– игры».
Уважаемые коллеги, скажите, пожалуйста, знакома ли вам данная
технология? Используете ли вы ее в работе?
Сегодня мы рассмотрим один из вариантов практического применения технологии кейс – игры в школе. Целесообразно использовать данную техно- логию в большинстве модулей рабочей программы, а именно: «Классное ру- ководство», «Самоуправление», «Школьный урок», «Профориентация», «Ра- бота с родителями», «Профилактика», «Курсы внеурочной деятельности».
2 этап. Теоретическая часть. Обоснование основных идей кейс-
технологии, актуальных при использовании ее в работе с детьми
Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализо- вана в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология ста- ла внедряться лишь последние 3-4 года. Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов), который способствует формированию функцио- нальной грамотности. Главное его предназначение – развивать способность находить решение проблемы и учиться работать с информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку.
Если говорить о данном методе как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.
Метод кейс – игры способствует развитию умений:
 анализировать ситуации;
 оценивать альтернативы;
 выбирать оптимальный вариант решений;
 составлять план осуществления решений.
И как результат - устойчивый навык решения практических задач
Эффективность кейс-метода заключается в следующем:
1) развитие навыков структурирования информации;
2) актуализация и критическое оценивание накопленного опыта в практике принятия решений;
3) эффективная коммуникация в процессе коллективного поиска и обоснования решения;
4) разрушение стереотипов и штампов в организации поиска верно- го решения;
5) повышение мотивации на расширение базы теоретического зна- ния для решения жизненных задач.
Виды кейсов, которые можно использовать на классных часах и вне- урочных мероприятиях:
- метод инцидентов;
- игровое проектирование;
- ситуационно ролевая игра;

34
- метод дискуссии;
- кейс – стадии.
Метод инцидентов
В центре внимания находится процесс получения информации.
Обучаемые получают кейс не в полном объеме. Сообщение может быть письменным или устным, по типу: «Случилось…» или «Произошло...».
Хотя такая форма работы требует много времени, ее можно рассматри- вать как особенно приближенную к практике, где получение информации со- ставляет существенную часть всего процесса принятия решения.
Ситуационно-ролевая игра
Цель - в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую исто- рическую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры.
Одна из разновидностей метода инсценировки — ролевая игра.
Метод дискуссии
Дискуссия — обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определѐнными правилами процедуры.
К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и меж- групповые дискуссии.
Кейс – стадии
Этот метод отличается большим объемом материала, так как помимо описания случая предоставляется и весь объем информации, которым могут пользоваться ученики.
Основной упор в работе над случаем делается на анализ и синтез про- блемы и на принятие решений. Совместными усилиями группа обучающихся анализирует представленную ситуацию, разрабатывает варианты проблем, находит их практическое решение, оценивает предложенные алгоритмы и выбирает лучший из них.
Виды кейсов по способу представления материала:
Кейс может быть представлен в виде текста, содержащего жизненную ситуацию, цитаты, проблемного вопроса, видеоролика, отрывка из литера- турного произведения, отрывка фильма и т.д.
Печатный кейс может содержать графики, таблицы, диаграммы, ил- люстрации, что делает его более наглядным.
Мультимедийный кейс– мультимедийная презентация.
Видео кейс- может содержать фильм (отрывок фильма), аудио- и ви- деоматериалы.
Требования к содержанию кейса:
1. Рассматривается конкретная ситуация, имеющая место в реальной жизни (основные случаи, факты).
2. Информация может быть представлена неполно, т.е. носить ориенти- рующий характер.

35 3. Возможно дополнение кейса данными, которые могут иметь место в действительности.
Примерная структура кейса:
1. Ситуация – случай, проблема, история из реальной жизни.
2. Контекст ситуации - хронологический, исторический, контекст ме- ста, особенности действия или участников ситуации.
3. Комментарий ситуации, представленный автором.
4. Вопросы или задания для работы с кейсом.
5. Приложения.
Кейс – это единый информационный комплекс, который, как правило, состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для ана-
лиза кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу.
3 этап. Практическая часть. Проведение кейс-игры. Знакомство с
алгоритмом проведения технологии
3.1Сегодня я хотела бы вам показать пример применения данной
технологии на классном часе в начальной школе.
1   2   3   4   5


написать администратору сайта