Главная страница
Навигация по странице:

  • Тема 3. Педагогическое общение. Педагогическая этика

  • Список рекомендованной литературы

  • эссе. Сборник заданий по психологии и педагогике. Психология Тема Введение в общую психологию Тестовые задания. Задание 1


    Скачать 284.5 Kb.
    НазваниеСборник заданий по психологии и педагогике. Психология Тема Введение в общую психологию Тестовые задания. Задание 1
    Анкорэссе
    Дата24.01.2022
    Размер284.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаSbornik_zadaniy_po_psihologii.doc
    ТипСборник
    #340860
    страница16 из 16
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16

    Задание 3. Дайте развернутые ответы на следующие вопросы:


      1. Как Вы представляете себе педагогику?

      2. Где Вам видится область применения педагогических знаний?

      3. Возможно ли познание без обучения и обучение без познания?

    Задание 4. Прокомментируйте отрывки:


    • «Быть достойным человеком – значит обладать добродетелями… Добродетель есть некая середина между противоположными страстями. … Избыток и недостаток присущи порочности, а обладание серединой – добродетели. … добродетель есть сознательно избираемый склад души, состоящий в обладании серединой по отношению к нам, причем определенной таким суждением, каким определит ее рассудительный человек. … недаром человек, желающий быть уважаемым за свой нрав, должен соблюдать середину во всяком движении чувств. Оттого и трудно быть достойным человеком, ведь в любом деле трудно держаться середины.» Аристотель.

    • «… Я убежден, что какие-то первые семена истин, которые присущи человеческим умам от природы и которые мы в себе заглушаем, ежедневно читая и слыша о стольких различных заблуждениях, обладали в той безыскусной и незатейливой древности такою силой, что благодаря тому самому свету ума, при посредстве которого люди видели, что следует предпочитать добродетель удовольствию, а честное – полезному, даже если они и не знали, почему это обстояло именно так, они также познали истинные идеи философии и математики, хотя и не могли еще овладеть в совершенстве самими науками.» Рене Декарт.

    • «Указать путь, каким мы приходим ко всякому знанию, достаточно для доказательства того, что оно не врождено. Некоторые считают установленным взгляд, будто в разуме есть некоторые врожденные принципы, некоторые первичные понятия, так сказать запечатленные в сознании знаки, которые душа получает при самом начале своего бытия и приносит с собою на свет. Чтобы убедить непредубежденного читателя в ложности этого предположения, достаточно лишь показать, как люди исключительно при помощи своих природных способностей, без всякого содействия со стороны врожденных запечатлений, могут достигнуть всего своего знания и прийти к достоверности без таких первоначальных понятий или принципов. Ибо, я думаю все согласятся охотно, что дерзко преджполагать врожденными идеи цветов в существе, которому Бог дол зрение.» Джон Локк.

    • «Нравственность твоя должна быть не только не запятнанной, но, как у жены Цезаря, вне подозрений. Малейшее пятнышко или изъян на ней ведут к погибели. Ничто так не унижат и не чернит, ибо, допустив их ты возбуждаешь к себе не только отвращение, но и презрение. Есть, однако, на свете негодяи на столько растленные, что стараются подорвать все представления о добре и зле; Они утверждают, что эти представления различны, в разных местах и целиком зависят от укоренившихся в иных странах обычаев и привычек; Бывают, правда, если только это вообще возможно, и еще более безответственные подлецы; я говорю о тех, кто с притворным рвением проповедует и распространяет нелепые и нечестивые взгляды, а сам ни в какой степени их не разделяет. Это треклятые лицемеры. Старайся всячески избегать подобного рода людей, ибо общение с ними бросает на человека тень и легко может опозорить всякого. Но, коль скоро ты ненароком можешь очутиться в такой компании, ни в коем случае не показывай им, - даже когда ты охвачен порывом учтивости или добродушия или разгорячен веселой пирушкой, - что ты хотя бы снисходишь к этим постыдным взглядам, не говоря уже о том, что одобряешь их или им рукоплещешь. Вместе с тем не оспаривай их и не заводи серьезных разговоров по поводу столь низких вещей; Достаточно того, что ты скажешь этим апостолам, что убежден в несерьезности того, что они говорят, что мнение твое о них гораздо лучше того, которое они себе создают, и что ты уверен, что сами они никогда не станут исполнять то, что сейчас проповедуют. Вместе с тем запомни этих людей и до конца жизни их избегай. Самое драгоценное для тебя - это твое доброе имя, и чистоту его ты должен беречь, как зеницу ока. Стоит людям только заподозрить тебя в несправедливости, злонамеренности, вероломстве, лжи и т.п., как никакие таланты и никакие знания не помогут тебе добиться их благоволения, уважения или дружбы.» Ф. Честерфилд

    • «Человек, обученный основательно, есть дерево, имеющее свой собственный корень, питающее себя собственным соком, и поэтому постоянно растущее, приносящее плоды. … Если из наших знаний исключить то, что менее необходимо, то у нас было бы в распоряжении по меньшей мере вдвое больше времени и мы затрачивали бы вдвое меньше труда. … Все нужно преподавать основательно, кратко и убедительно. Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи. Все должно вестись в неразрывной последовательности, так, чтобы все сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу для завтрашнего.» Я.А. Коменский.

    • « Будьте осмотрительны, чтобы слово не стало кнутом, который, прикасаясь к нежному телу, обжигает, оставляя на всю жизнь грубые рубцы. Слово щадит и оберегает душу подростка только тогда, когда оно правдивое и идет от души воспитателя, когда в нем нет фальши, предубежденности, желания «распечь», «пробрать». … Характерной особенностью душевного равновесия является спокойная обстановка целенаправленного труда ровные товарищеские взаимоотношения, отсутствие раздражительности. Без душевного равновесия невозможно нормально работать; Там, где нарушается это равновесие, жизнь коллектива превращается в ад.» В.А Сухомлинский.

    • «Следует передать ученику не только те или иные познания, но и развить в нем желание и способность самостоятельно, без учителя приобретать новые познания… Воспитание должно действовать не на одно увеличение запаса знаний, но и на убеждения человека. … Предметом воспитания является человек, и если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях. … Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а однообразием и односторонностью. Чем моложе возраст, тем больше требует он разнообразия деятельности. » К.Д. Ушинский.

    • «Преимущества, или привилегии, доставляемые высшим образованием, конечно, зовут к себе многих, и никакому сомнению не подлежит, что многие из жаждущих – не образования, а привилегий им доставляемых, - не в силах вынести на своих плечах ни того, что нужно для достижения этого высшего образования, ни тех общественных обязанностей, которые оно налагает на лиц, его получивших… Высшие учебные заведения должны быть доступны для всех подготовленных к восприятию тех специальностей, для которых они назначаются… Широта доступа в высшие учебные заведения, по моему крайнему разумению, вполне необходима, потому что по отношению к основной цели высших учебных заведений вполне приложимо изречение «много званых, но мало избранных» и более всего приложимо понятие о том, что между избранными будут лишь немногие.» Д.И. Менделеев.


    Тема 3. Педагогическое общение. Педагогическая этика

    Тестовые задания.

    Задание 1. Ответьте на поставленные вопросы наиболее полно:


    • В 1968г. американские ученые Розенталь и Джекобсон высказали идею о том, что у учителя в процессе преподавания складывается своеобразная оценка ученика и в дальнейшем учитель действует так, чтобы его мнение оправдало себя. Как стали называть это мнение об ученике? Какой эксперимент иллюстрирует это явление?

    • Ученые выяснили, что учителя непроизвольно стремятся обращаться к тем учащимся, которые сидят на первых партах, эти дети при прочих равных условиях оцениваются выше. Приведите другие примеры проявления учительской субъективности. Можете ли Вы предложить методику борьбы с субъективностью?

    • Н.Ф. Маслова выделяет два стиля педагогического общения: демократический и авторитарный. Охарактеризуйте эти стили. Оцените их распространение среди педагогов. Можете ли Вы назвать причины столь неравномерного использования этих стилей?

    • Педагогическое общение, как и любое другое, можно свести к двум стилям: диалогическому и монологическому. Охарактеризуйте эти стили, назовите их плюсы и минусы.

    • Что Вам известно о стратегиях улучшения усвояемости материала, воспринимаемого на слух? Охарактеризуйте стили профессионального слушания.

    • Назовите и охарактеризуйте три механизма воздействия преподавателя на студента.

    • Приведите известные Вам классификации конфликтов. Каковы предпосылки конфликта? Перечислите основные тактики поведения в конфликте, обозначьте их положительные и отрицательные стороны.

    Задание 2. Прокомментируйте отрывки:


    • «способ внушать и поддерживать в молодежи чувства гуманности заключается в том, чтобы приучить ее к вежливости в разговоре и обращении с низшими и простонародьем, особенно с прислугой. Довольно часто приходится наблюдать, что дети в семьях джентльменов говорят с домашней прислугой языком господ, властным тоном, употребляют пренебрежительные клички, как будто это люди другой, низшей расы и низшей породы. Внушается ли это высокомерие дурным примером, преимуществом положения или природным тщеславием - безразлично: его всегда следует предупреждать и искоренять и на его место внедрять мягкое, вежливое и приветливое обращение с людьми низшего ранга. Нельзя допускать, чтобы дети утрачивали уважение к человеку из-за случайностей внешнего положения. Нужно внушить им, что, чем больше им дано, тем они и должны быть добрее, сострадательнее и мягче к свои собратьям, стоящим ниже их и получившим более скудную долю в жизни.» Дж. Локк.

    • «Целью научных занятий должно быть направление ума таким образом, чтобы он мог выносить твердые и истинные суждения обо всех тех вещах, которым ему встречаются… Нужно заниматься только теми предметами, о которых наши умы очевидно способны достичь достоверного и несомненного знания… Лучше не заниматься вовсе, чем заниматься предметами настолько трудными, что, будучи не в состоянии отличить в них истинное от ложного, мы вынуждены допускать сомнительное в качестве достоверного. Ибо в этих случаях надежда на приумножение знания не так велика, как риск его убавления..» Рене Декарт.

    • «Весь успех дела будет зависеть от профессоров, и , не обинуясь, скажу что больше всего и первее всего надо позаботиться о том, чтобы подготовить таких лиц… Людей вполне благонадежных, не только любящих свою страну вообще, но и особенно преданных успешному в ней развитию науки и просвещения, по моему мнению, еще можно найти в том небольшом количестве, которое нужно для главного училища наставников.» Д.И. Менделеев.

    • «Чем меньше у учителя свободного времени, тем скорее наступит время, когда ему будет нечего отдавать воспитанникам». В.А. Сухомлинский.

    • « Искусство преподавания - не что иное, как искусство пробуждать любопытство юных душ и затем удовлетворять его. А любопытство живет лишь в счастливых. Знания, которые навязывают силой, душат разум. Для того, чтобы переварить знания, их надо проглотить с интересом.» Анатоль Франс.

    • «Главная задача преподавателя – это умение хорошо, мастерски преподавать свой предмет, доступно глубоко излагать учебную информацию, увлекать студентов потребностью знаний, возбуждать в них трудолюбие и упорство, стремление самостоятельно находить решение научных задач, развивать ширину их взглядов и гибкость мышления.» С.И. Архангельский.

    • «Надо понять, что если педагоги сами не разберутся в началах психологии, а будут ждать готовых решений от специалистов-психологов, то не будут найдены необходимые решения для совершенствования учебного процесса» К.Г. Марквардт

    Задание 3. Оцените ситуации с точки зрения педагогической этики:


    • Шаляпина дьяк выгнал из хора как не имеющего ни голоса, ни слуха.

    • Бутлерова выставляли из класса за то, что он постоянно и безуспешно «химичил». В 26 лет он стал профессором МГУ, а затем великим химиком.

    • Менделеев поступал в университет несколько раз и все время «заваливал» химию.

    • Ньютон ничем не выделялся среди своих сверстников. В Тринити-колледже, в Кембридже он тоже ничем себя не проявлял.

    • Гегель ничем не отличался ни в детстве, ни в юности. Кроме прилежания и примерного поведения за ним ничего не замечалось ни в гимназии, ни в университете. В свидетельстве об окончании университета констатировалось, что Гегель – молодой человек со здравыми суждениями, но не отличается красноречием и в философии никак себя не проявил.

    • Когда Суриков принес свои рисунки в Академию художеств, где ему сказали: «С такими рисунками тебе не то что поступать в художественную Академию, а даже мимо ходить нельзя».

    Задание 4. Оцените с точки зрения пройденного материала приведенные фрагменты:

    • «Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохи.» Сократ

    • «Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, надменна, невыдержанна, просто ужасна.» Гесиод (720 г. до н.э.)

    • «Эта молодежь растлена до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру.» 1000 лет до н.э.

    • «Наш мир достиг критической стадии, дети больше не слушаются своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далек.» Египетский жрец 2000 лет до н.э.



    Список рекомендованной литературы


    1. Н.В. Басова. Педагогика и практическая психология. «Феникс» Ростов-на-Дону 2000г

    2. Л.К. Аверченко и др. Психология и педагогика. Москва-Новосибирск. ИНФРА-М-НГАЭиУ. 2000г.

    3. Психология и педагогика. Уч. Пособие п/ред. С.А.Хмелевской. Москва. Логос 2002г.

    4. Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин Психология и педагогика в вопросах и ответах. Москва АСТ. Ростов-на-Дону «Феникс» 1999г.

    5. С.Д. Смирнов. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учебное пособие. Москва. Аспект-Пресс. 1995.

    6. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. Москва. Знание. 1979.

    7. Д.Кун. Основы психологии. Москва. «Олма-Пресс» 2002.

    8. А.П. Егидес. Лабиринты мышления. Москва. «АСТ-пресс книга» 2004.

    9. Н.В. Самоукина. Психология и педагогика профессиональной деятельности.Москва. «Экмос» 2000.
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16


    написать администратору сайта