Главная страница
Навигация по странице:

  • По уровню применения

  • По ориентации на личностные структуры

  • По преобладающему методу

  • Технология развивающих игр Б.П.Никитина

  • Составление игровых технологий

  • Этап анализа, обсуждения и оценки

  • Селевко. ПСиТ. Селевко. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии Учебное пособие. М. Народное образование, 1998. 256 с


    Скачать 4.33 Mb.
    НазваниеСелевко Г. К. Современные образовательные технологии Учебное пособие. М. Народное образование, 1998. 256 с
    АнкорСелевко. ПСиТ.doc
    Дата15.05.2017
    Размер4.33 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаСелевко. ПСиТ.doc
    ТипДокументы
    #7594
    страница16 из 46
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   46

    V. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся


    Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.

    Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.

    Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

    К таким технологиям можно отнести игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативные технологии, систему В.Ф.Шаталова, Е.Н.Ильина, НА. Зайцева, А.А. Окунева5.1. Игровые технологии


    Человеческая культура возникла и развертывается в игре, как игра.

    Й.Хейзинга

    Игровая деятельность

    Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

    По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

    В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

    -   развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

    -   коммуникативную: освоение диалектики общения;

    -   самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

    -   игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

    -   диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

    -   функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

    -   межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

    - социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

    Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):

    •       свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

    •       творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);

    , Р.Г.Хазанкина, К.В.Маховой и другие.

    •       эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);

    •       наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

    В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

    В структуру игры как процесса входят:

    а) роли, взятые на себя играющими;

    б) игровые действия как средство реализации этих ролей;

    в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

    г) реальные отношения между играющими;

    д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.

    Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреактивными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

    Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

    -   в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

    -   как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

    -   в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

    -   как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», КТД и др.).

    Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

    В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

    Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

    Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

    Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр (рис. 4).

    В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

    По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

    а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

    б) познавательные, воспитательные, развивающие;

    в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

    г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

    Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.

    И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

    Классификационные параметры игровых технологий

    По уровню применения: все уровни. По философской основе: приспосабливающаяся. По основному фактору развития: психогенные.

    По концепции усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторные + гештальт + суггестия.

    По ориентации на личностные структуры: ЗУН + СУД + СУМ + СЭН +

    сдп.

    По характеру содержания: все виды + проникающие.

    По типу управления: все виды - от системы консультаций до программной.

    По организационным формам: все формы.

    По подходу к ребенку: свободное воспитание.

    По преобладающему методу: развивающие, поисковые, творческие.

    По направлению модернизации: активизация.

    По категории обучаемых: массовая, все категории.





    Рис. 4 Классификация педагогических игр

    Спектр целевых ориентации

    •   Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

    •   Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности .

    •   Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

    • Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

    Концептуальные основы игровых технологий

    •   Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.

    •   Игра - форма психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности (Д.Н.Узнадзе).

    •   Игра - пространство "внутренней социализации" ребенка, средство усвоения социальных установок (Л.С.Выготский).

    •   Игра - свобода личности в воображении, "иллюзорная реализация нереализуемых интересов" (А.Н.Леонтъев).

    •   Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.

    •   Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.

    •   В возрастной периодизации детей (Д.Б.Эльконин) особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольного возраста.

    Особенности игровых технологий

    Все следующие за дошкольным возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст - учебная деятельность, средний -общественно полезная, старший школьный возраст - учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс

    Игровые технологии в дошкольном периоде

    Ролевой игрой ребенок овладевает к третьему году жизни, знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений, открывает у себя наличие переживаний и начинает ориентироваться в них.

    У ребенка формируется воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение.

    В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья.

    Технология развивающих игр Б.П.Никитина

    Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.

    Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т.д. В своих книгах Никитин предлагает развивающие игры с кубами, узорами, рамками и вкладышами Монтессори, уникубом, планами и картами, квадратами, наборами «Угадай-ка», таблицами сотни, «точечками», «часами», термометром, кирпичиками, кубиками, конструкторами. Дети играют с мячами, веревками, резинками, камушками, орехами, пробками, пуговицами, палками и т.д. и т.п. Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр, и они напрямую связаны с интеллектом.

    Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

    Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда двух-трех летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости). Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются, в основном, только исполнительские черты в ребенке.

    Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверять точность выполнения задания.

    В развивающих играх - в этом и заключается их главная особенность - удалось объединить один из основных принципов обучения от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей. Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:

    •   развивающие игры могут дать «пишу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста;

    •   их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей;

    •   поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно;

    •   развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.

    Игровые технологии в младшем школьном возрасте

    Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками, появляются неимитационные игры.

    В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане.

    Ребята действуют по игровым правилам (так, в случае ролевых игр - по логике разыгрываемой роли, в имитационно-моделирующих играх наряду с ролевой позицией действуют «правила» имитируемой реальности). Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.

    Итоги игры выступают в двойном плане - как игровой и как учебно-познавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, ее соотношения с реальностью. Важнейшая роль в данной модели принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия. В арсенале педагогики начальной школы содержатся игры, способствующие обогащению и закреплению у детей бытового словаря, связной речи; игры, направленные на развитие числовых представлений, обучение счету, и игры, развивающие память, внимание, наблюдательность, укрепляющие волю.

    Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематическое их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

    Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основном содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого учителя начальной школы.

    В отечественной педагогике имеется ряд таких игровых технологий («Сам Самыч» В.В.Репкина, «Мумми-тролли» томских авторов, персонажи «Волшебника Изумрудного города», «Приключений Буратино» и т.д.), встроенных в основное содержание обучения.

    Методика обучения детей теории музыки В.В.Кирюшина. Эта методика основана на соответствии каждому музыкальному понятию одушевленного персонажа (октава - жирафа, терция - сестрица, диссонанс - злой волшебник и т.п.). Все герои испытывают различные приключения, в которых проявляются их сущностные признаки и качества. Вместе с героями дети с трехлетнего возраста незаметно для себя усваивают самые сложные музыкальные понятия и умения, понятия ритма, тональности, начала гармонии.

    Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте

    В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр.

    Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.

    Деловые игры

    Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

    В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психои социодрама.

    Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального лица, установление связи игры с содержанием учебного предмета.

    Литература

    1. Азаров Ю.П. Игра и труд. - М., 1973.

    2.    Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. -М., 1979.

    3.    Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М., 1987.

    4.    Баев ИМ. Играем на уроках русского языка. - М., 1989.

    5.    Берн Э. Игры, в которые играют люди. - М., 1988.

    6.    Газман О.С. и др. В школу - с игрой. - М., 1991.

    7.    Добринская Е.И., Соколов Э.В. Свободное время и развитие личности. - Л., 1983.

    8.    Журавлев А.П. Языковые игры на компьютере. - М., 1988.

    9.    Занъко С.Ф. и др. Игра и ученье. - М., 1992.

    10.  Игры - обучение, тренинг, досуг... / Под ред. В.В.Петрусинского. - М., 1994.

    11.      Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М., 1990.

    12.      Кэрролл Л. Логическая игра. - М., 1991.

    13.      Макаренко А.С. Некоторые выводы из педагогического опыта. Соч. т.У. - М., 1958.

    14.      Минкин Е.М. От игры к знаниям. - М., 1983.

    15.      Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. - М., 1990.

    16.     Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. - М.: РПА, 1996.

    17.     Самоукина Н.В. Организационно-обучаюшие игры в образовании. - М.: Народное образование, 1996.

    18.     Спивакоаский А.С. Игра - это серьезно. - М., 1981.

    19.     Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроках английского языка. - М, 1981.

    20.     Удовольствие - в игре. - М.

    21.     Хейзинга И. В тени завтрашнего дня. - М., 1992.

    22.     Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. - М., 1994.

    23.     Шмаков С.А. Культура - досуг - ребенок. - М., 1994.

    24.     ЭлъконинД.Б. Психология игры. - М., 1979.

    25.  Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника. - М., 1974.
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   46


    написать администратору сайта