Главная страница
Навигация по странице:

  • Семинар № 6. Психология воображения Рубинштейн С.Л. Природа и виды воображения

  • Гельмгольц Г. Как приходят новые идеи.

  • общая психология.docx2. Семинар Психологические теории внимания и исследования по изучению внимания


    Скачать 75.37 Kb.
    НазваниеСеминар Психологические теории внимания и исследования по изучению внимания
    Дата16.11.2021
    Размер75.37 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаобщая психология.docx2.docx
    ТипСеминар
    #273518
    страница4 из 4
    1   2   3   4

    Выготский Л.С. О периоде эгоцентрической речи.

    Л. С. Выготский дает феномену эгоцентрической детской речи совсем другую, во многом противоположную интерпретацию. Его исследования привели к выводу о том, что эгоцентрическая речь очень рано начинает выполнять в деятельности ребенка чрезвычайно важную своеобразную роль. Он попытался понять, чем вызывается эгоцентрическая речь ребенка и какие причины ее порождают. Для этого в процессе эксперимента в деятельность ребенка вносился ряд затрудняющих моментов. Например, при свободном рисовании в нужную минуту у ребенка не оказывалось под рукой необходимого ему карандаша или бумаги. Эксперименты показали, что такие затруднения в детской деятельности резко повышают коэффициент эгоцентрической речи. Ребенок, оказавшись в затруднении, пытался осмыслить положение и делал это с помощью речи: «Где карандаш, мне нужен синий карандаш, а его нету. Ничего, я вместо этого нарисую красным, смочу водой, это потемнеет и будет как синее» -- рассуждал ребенок сам с собой. На основании этих результатов Л. С. Выготский предположил, что одним из факторов, вызывающим эгоцентрическую речь, являются затруднения или нарушения в гладко текущей деятельности. В такой речи ребенок с помощью слов пытался осмыслить ситуацию и спланировать свои действия. Дети старшего возраста (после семи лет) вели себя несколько иначе они всматривались, обдумывали, а затем находили выход. На вопрос, о чем он думал, ребенок давал ответы, очень близкие к высказываниям дошкольников вслух. Таким образом, можно полагать, что та же операция, которая совершается у дошкольника в открытой речи вслух, у школьника осуществляется в речи внутренней, беззвучной. Следует подчеркнуть, что Л. С. Выготский рассматривал речь как средство мышления человека. Человеческое мышление не только выражает себя в речи, но и осуществляется в ней. Мышление совершается в плане внутренней речи, которая по своей функции и по своей структуре существенно отличается от внешней. В отличие от внешней или коммуникативной речи, она не направлена на собеседника и не предполагает воздействия на него; она предельно сокращена, она опускает все, находящееся перед глазами, предикативна (то есть в ней преобладают сказуемые и предикаты), она понятна только для себя. Эгоцентрическая речь дошкольника имеет много общего с внутренней речью взрослого человека: она непонятна окружающим, сокращена, обнаруживает тенденцию к пропускам и пр. Все это, несомненно, сближает эгоцентрическую речь ребенка и внутреннюю речь взрослого. Факт исчезновения эгоцентрической речи в школьном возрасте позволяет говорить о том, что после семи лет происходит не ее отмирание, а превращение во внутреннюю речь, или уход ее вовнутрь.

    По Выготскому эгоцентрическая речь для ребёнка это самостоятельная функция. Она служит в целях умственной ориентировки, осознании трудностей и препятствий. Эта речь для себя. Она не угасает как у Пиаже, а развивается и переходит во внутреннюю речь. Внутренняя речь - это особая функция психики, она составляет переходный этап между мыслью и развернутой внешней речью. Внешняя речь есть превращение мысли в слово. Слово умирает во внутренней речи, рождая мысль. Не всегда словами можно выразить мысль, мысль не состоит из отдельных слов как речь. Прямой переход мысли в слово невозможен, поэтому не всегда понятной бывает чужая мысль. Промежуточным этапом формирования внутренней речи у ребенка Выготский считает эгоцентрическую речь. Переход осуществляется через разделение функций речи, обособление эгоцентрической речи, ее постепенное сокращение и, наконец, через превращение ее во внутреннюю речь.

    Семинар № 6. Психология воображения

    Рубинштейн С.Л. Природа и виды воображения Воображение — особый процесс, стоящий отдельно от остальных психических процессов и занимающий вместе с тем промежуточное положение между восприятием, памятью и мышлением. Специфика этого процесса состоит в том, что воображение как идеальный процесс рождает идеальное — образ, представляющий собой нечто такое, чего в реальной действительности не существует. Воображение, по-видимому, характерно только для человека, во всяком случае, нет убедительных доказательств его наличия у животных. Воображение связано с активностью организма, с происходящими в нем физиологическими процессами и с этой точки зрения мало чем отличается от других психических процессов. В то же самое время воображение является самым «психическим» из всех психических процессов человека. Это означает, что ни в чем другом, кроме воображения, столь ярко не проявляется загадочный характер человеческой психики. Воображение создаются с помощью следующих приемов:

    • вычленение из целостного образа каких-либо элемен­тов (например, представление о величине палки как сред­стве удлинить руку);

    • изменение величины воображаемых объектов (отсюда великаны, гномики и т.д.);

    • агглютинация – соединение вычлененных элементов в образы вымышленных объектов (сфинксы, кентавры и т.д.);

    • конструирование предметов в зависимости от их на­значения (топор, луноход и т.п.);

    • гиперболизация — мысленное усиление или ослабле­ние отдельных свойств объектов (хитрость лисы, трусость зайца, бессилие волка перед зайцем в мультфильме «Ну, погоди!» и т.д.);

    • перенос какого-либо свойства на другие объекты (был тише воды и ниже травы и т.п.);

    • типизация — создание нового образа в результате обобщения качеств, наблюдавшихся у ряда сходных объ­ектов (создание образов в художественной литературе: Ев­гений Онегин, Наташа Ростова и т.д.); Таким образом, воображение основано на преобра­зовании и творческом комбинировании уже имеющихся представлений, впечатлений, знаний. Самый фантастиче­ский вымысел всегда состоит из элементов, взятых из жизни из прошлого опыта.

    Виды воображения: • Непроизвольное (пассивное) – когда образы возника­ют спонтанно, помимо воли и желания человека (в снови­дениях, при чтении книг и т.д.). • Произвольное (активное) – когда образы вызываются по собственному желанию, под воздействием волевых усилий:

    а) воссоздающее – создание образов на основе лично­го опыта, текста, чертежа, карты и т.д. б) творческое – (более сложный вид воображения) – самостоятельное создание новых образов в процессе твор­ческой деятельности. • Фантазии – это образы, которым ничто или мало что соответствует в действительности. • Мечты – нацелены на будущее, это образы желае­мого будущего. грезы – мечты, которые очень слабо связаны с реаль­ностью и которые никогда не реализуются.

    Гельмгольц Г. Как приходят новые идеи.

    Я могу сравнить себя с путником, который предпринял восхождение на гору, не зная дороги; долго и с трудом взбирается он, часто вынужден возвращаться назад, ибо дальше нет прохода. То размышление, то случай открывают ему новые тропинки, они ведут его несколько далее, и, наконец, когда цель достигнута, он, к своему стыду, находит широкую дорогу, по которой мог бы подняться, если бы умел верно отыскать начало.В своих статьях я, конечно, не занимал читателя рассказом о таких блужданиях, описывая только тот проторённый путь, по которому он может теперь без труда взойти на вершину... Признаюсь, как предмет работы, мне всегда были приятнее те области, где не имеешь надобности рассчитывать на помощь случая или счастливой мысли. Но попадая довольно часто в такое неприятное положение, когда приходится ждать таких проблесков, я приобрёл некоторый опыт насчёт того, когда и где они мне являлись, - опыт, который может пригодиться другим. Эти счастливые наития нередко вторгаются в голову так тихо, что не сразу заметишь их значение, иной раз только случайность укажет впоследствии, когда и при каких обстоятельствах они приходили: появляется мысль в голове, а откуда она - не знаешь сам. Но в других случаях мысль осеняет нас внезапно, без усилия, как вдохновение. Насколько могу судить по личному опыту, она никогда не рождается в усталом мозгу и никогда за письменным столом. Каждый раз мне приходилось сперва всячески переворачивать мою задачу на все лады так, что все её изгибы и сплетения залегли прочно в голове и могли быть снова пройдены наизусть, без помощи письма.

    Дойти до этого обычно невозможно без долгой продолжительной работы. Затем, когда прошло наступившее утомление, требовался часок полной телесной свежести и чувства спокойного благосостояния - и только тогда приходили хорошие идеи. Часто... они являлись утром, при пробуждении, как замечал и Гаусс. Особенно охотно приходили они... в часы неторопливого подъема по лесистым горам, в солнечный день. Малейшее количество спиртного напитка как бы отпугивало их прочь».

     
    1   2   3   4


    написать администратору сайта