Главная страница
Навигация по странице:

  • Аутокинетический феномен

  • Эффекты последействия движения

  • Кажущееся движение

  • Индуцированное движение

  • Общая психология_лекции. ОП_Семинар_2_2. Семинар восприятие пространства, движения и времени. Восприятие пространства и глубины. Восприятия времени и движения. Основная литература Общая психология в 7 т


    Скачать 1.7 Mb.
    НазваниеСеминар восприятие пространства, движения и времени. Восприятие пространства и глубины. Восприятия времени и движения. Основная литература Общая психология в 7 т
    АнкорОбщая психология_лекции
    Дата10.03.2022
    Размер1.7 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаОП_Семинар_2_2.pdf
    ТипСеминар
    #389365
    страница7 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
    6.1.7. Иллюзии восприятия движения
    Необходимость рассмотрения вопроса об иллюзиях движения обу- словлена тем, что, изучая их, становится понятнее, какие психологиче- ские механизмы включены в обычное восприятие движения и поэтому могут способствовать пониманию многих перцептивных закономерно- стей.
    Аутокинетический феномен
    Если в течение минуты наблюдать за неподвижным точечным источ- ником света в темной комнате, то можно отчетливо увидеть, что эта све- товая точка совершает хаотичные движения в пространстве. Это иллю- зорное восприятие движения получило название аутокинетического
    феномена. Как отмечал Р. Грегори, для объяснения механизмов данного феномена привлекались различные теории, но у них было одно общее — предполагалось, что что-то действительно движется (например, не- большие непрозрачные частички во внутриглазной жидкости) [37]. Дру- гая теория, принимаемая офтальмологами, допускала, что в темноте глаза не могут сохранить четкую фиксацию на источнике света, они по- стоянно отклоняются, что и является причиной аутокинеза. Однако ис- следования психологов с применением фотографиро
    228
    вания движений глаз в ходе опыта не обнаружили никакого соответствия между направлением иллюзорного движения светового пятна и движе- нием глаз. Гештальтпсихологи придавали этому феномену большое зна- чение, предполагая, что его причину нужно искать в формировании не- кой внутренней динамической перцептивной схемы.
    Точка зрения Р. Грегори, наиболее принятая в современной психоло- гии восприятия, заключается в следующем. К иллюзиям нужно подхо- дить как к ненормальной работе органов чувств: мы вправе ожидать по- явления иллюзий движения, если работа определенных механизмов зрительного анализатора нарушается. Не нужно искать реального дви- жения, причина аутокинетического движения — это сбой в системе глаз—голова. Его объяснение очень похоже на эфферентную теорию Г.
    Гельмгольца: причиной ауто- кинетического эффекта являются не дви- жения глаз, а корректирующие сигналы, предотвращающие движение глаз вследствие утомления мышц при фиксации взора.
    Для проверки своей гипотезы Р. Грегори провел простые и оригинальные опыты (рис. 95). Он просил испытуемых в течение нескольких
    Рис. 95. Круговые диаграммы, показывающие изменение направления кажущегося движения после фиксации взгляда испытуемого в одном из четырех направлений (обозначены стрелками): области, закрашенные черным, обозначают направление кажущегося движения в первые
    30 с после прекращения фиксации взора; заштрихованные области показывают направле- ние кажущегося движения в последующие 30 с [37]
    229
    секунд произвольно фиксировать свои глаза в одном из четырех направле- ний, а затем опять следить за светящимся пятном и сообщать, в каком направлении происходит его движение. Испытуемые, как правило, со об- щали, что свет движется в направлении, соответствующем предыдущей фик- сации глаз. Все дело в том, что «...утомленным глазным мышцам требуются необычные командные сигналы, чтобы удержать фиксацию глаз на световом пятне, но это те же самые командные сигналы, которые в обычных условиях управляют движениями глаз... Таким образом, мы видим движение, когда мышцы утомлены, хотя ни глаз, ни изображение на сетчатке не двигаются»
    [37, 116\.
    По-видимому, что-то подобное происходит в тех случаях, когда под вли- янием большой дозы алкоголя мир начинает перемещаться перед нами,
    «блуждая» в разные стороны помимо нашей воли.
    Точка зрения Грегори была подкреплена экспериментами с исполь- зованием метода частичной стабилизации изображения на сетчатке, полностью исключившего смещение ретинального изображения в ходе опыта [93]. И. Рок придерживался на этот счет иной точки зрения, пола- гая, что причина аутокинетических движений заключается в том, что в темноте мы лишаемся очень важного источника информации — измене- ния положения объекта относительно других объектов [93]. В этой ситу- ации мы имеем только один источник информации о движении объекта
    — его перемещение по сетчатке. Предполагалось, что в темноте перцеп- тивная система получает недостаточно надежную информацию о непод- вижности глаз и может оценивать их неподвижное состояние как мед- ленно меняющееся. В ситуации повышенной сенсорной неопределенно- сти это, в свою очередь, может служить сигналом о движении самого сти- мула. В данном контексте уместно вспомнить классические экспери- менты американского психолога М. Шерифа, в которых было показано индуцирующее влияние установки и группового давления на выражен- ность аутокинетического эффекта.
    Эффекты последействия движения
    Если аутокинетический эффект является следствием адаптацион- ного нарушения в работе системы глаз — голова, то адаптационные сдвиги в системе изображения — сетчатка являются причиной целого класса иллюзий движения, названных «эффектом водопада»
    1
    и связан- ных с последействием движения. О такого рода парадоксальных наруше- ниях нашего восприятия упоминали еще Аристотель (около 330 года до нашей эры) и Тит Лукреций Кар (около 56 года до нашей эры).
    1
    Название этой иллюзии дал в 1834 г. Р.Аддамс, проводивший свои наблюдения у водопадов в Шотландии.
    230

    0
    Рис. 96. Два различных варианта стимульных условий для демонстрации
    «иллюзии водопада»: слева — движущаяся лента с поперечными полосками; справа — вращающаяся спираль [37]
    Если с моста долго смотреть вниз на течение реки, стараясь не двигать глазами, то переведя глаза на берег, мы увидим его движущимся в направле- нии, противоположном движению воды. Тот факт, что механизм данной ил- люзии имеет адаптационную природу, доказывается очень просто. Попро- буйте намеренно прослеживать глазами течение воды, а затем возвращать взор обратно, тем самым предотвращая адаптацию одних и тех же частей сет- чатки. Иллюзия исчезнет. Этот нехитрый опыт подтверждает предположе- ние о том, что адаптация происходит именно в системе изображение — сет- чатка, а не глаз —голова
    1
    . Ведь вы же повторно воспроизводили последова- тельные движения глаз «вверх-вниз по течению», значит, в системе глаз —
    голова имела место адаптация, но она никак не повлияла на появление ил- люзии.
    Современные исследования показали, что длительность эффекта после- действия движения длится недолго — от 1 до 15 с и зависит от целого ряда стимульных условий.
    Интересный эффект дает опыт с вращающейся спиралью (рис. 96). При ее вращении она кажется расширяющейся или сжимающейся в зависимости от направления вращения. Если на нее посмотреть 20 — 30 с, стараясь не от- водить взора от центра, а затем остановить, то она будет казаться сужаю- щейся или расширяющейся в противоположном направлении. Эффект адап- тационного последействия имеет весьма любопытную и парадоксальную особенность: спираль кажется расширяющейся, но одновременно мы четко видим, что ее размер не меняется! Иллюзор
    1
    Можно без труда воспроизвести «иллюзию водопада» на экране компьютера. Нари- суйте на экране около 1 000 толстых черных линий шириной в половину экрана, а затем, пользуясь клавишей «прокрутки», в течение 1 мин непрерывно перемещайте полученный квази-текст вниз.
    231
    ное восприятие движения, таким образом, не вписывается в логику обычного перцептивного опыта. Тем не менее этому эффекту можно дать вполне раци- ональное объяснение: по-видимому, скорость движения объекта и его распо- ложение кодируются различными нейронными механизмами, и в данном случае мы имеем классический пример так называемой селективной адапта- ции нейронов, детектирующих скорость движения спирали.
    Исследования «иллюзии водопада» показали, что она не возникает в том случае, если движущийся объект закрывает все поле зрения и дви- жется в виде сплошного поля, т.е. его проекция заполняет всю поверх- ность сетчатки. Эффект выражен только при относительном движении, когда изображение движется по одной части сетчатки, смещаясь относи- тельно других ее частей. По-ви- димому, адаптация касается нейронной системы, фиксирующей относительные перемещения, т.е. детекторов скорости движения, а не детекторов положения. Современные данные позволяют предположить, что адаптация может происходить как на уровне первичных детекторов движения сетчатки, так и на уровне кор- тикальных нейронных структур [201].
    Кажущееся движение
    Ряд перцептивных феноменов связан с инерцией нашего зрения, т.е. с его ограниченной способностью отображать быстрые изменения в оп- тической стимуляции. Один из самых известных феноменов состоит в том, что если на некотором расстоянии друг от друга последовательно предъявлять два световых пятна (например, одно — слева, а другое — справа), то при определенном межстимульном интервале мы увидим, что один стимул движется в сторону другого. Этот перцептивный эффект получил разные названия: кажущегося движения, стробоскопического
    движения, бета-движения или фи-феномена. Другой пример инерцион- ности нашего зрительного восприятия — это эффект кинематографа и те- левидения, когда вместо последовательности дискретных кадров мы ви- дим на экране непрерывное движение. Таким образом, наше зрительное восприятие способно преобразовывать ряд дискретных событий в непре- рывное видимое движение, иначе говоря, создавать иллюзию движения.
    Интенсивное изучение фи-феномена проводил один из основателей гештальтпсихологии М.Вертгаймер (1912). Он подчеркивал, что эта ил- люзия движения явно выходит за пределы того, что дано глазу непосред- ственно, и поэтому служит примером организующей деятельности нашего восприятия. Экспериментальная установка по изучению стробо- скопического движения выглядит следующим образом: имеются два ма- лоинерционных источника
    232
    света (например, два светодиода или газоразрядные лампочки), распо- ложенные на небольшом расстоянии друг от друга, которые могут вклю- чаться последовательно; регулируется длительность экспозиции каж- дого источника и величина межстимульного интервала (рис. 97). Было установлено, что восприятие кажущегося движения главным образом за- висит от соотношения этих двух параметров, поэтому реально в экспери- ментах регулируют их сумму (длительность стимула + межстимульный интервал), этот параметр получил название асинхронии включения сти-
    мула или АВС. Кроме того, оказалось, что выраженность стробоскопиче- ского движения зависит от площади, яркости стимулов и расстояния между ними. Детальные исследования восприятия кажущегося движе- ния обнаружили целый ряд перцептивных феноменов, четко связанных с величиной АВС. Поскольку разные исследователи использовали раз- ные физические параметры стимуляции, то и числовые данные в лите- ратуре приводятся неоднозначные (см. [93, 120]). Ниже мы приведем ре- зультаты исследования П.Колерса, одного из учеников М. Вертгаймера
    [56]. В его опытах использовались небольшие газоразрядные лампы.
    Длительность каждой вспышки 50 мс. Были выделены четыре фазы стробоскопического движения (указаны величины АВС).
    1. 50 — 60 мс — одновременное вспыхивание ламп.
    2. 75 — 450 мс — видимое движение. При удлинении АВС от 75 до 450 мс одновременное вспыхивание ламп заменяется иллюзией движения.
    «Испытуемому кажется, что первая лампа несколько смещается по направлению, а затем исчезает; потом появляется вторая лампа, смещен- ная в сторону первой и передвигается к тому месту, где она находится на самом деле» [56, 312]. В некотором промежутке от 200 до 400 мс наблю- датель начинает воспринимать «...оптимальное движение: ему кажется, что одна лампа плавно и непрерывно передвигается из начальной точки в конечную. Многие испытуемые сообщают, что во время этого перехода от частичных перемещений к оптимальному движению обе лампы как бы растут по направлению друг к другу и наконец сливаются» (там же).
    3. Более 450 мс — фи-феномен. При дальнейшем увеличении вре- менного интервала движение постепенно замедляется, «...иллюзия дви- жущегося объекта исчезает; у большинства наблюдателей остается лишь ощущение движения как такового — чистого движения, не связанного с каким-либо объектом, которое Вертгаймер назвал “фи-движением”» [56,
    313].
    АВС
    Рис. 97. Иллюстрация стимульной ситуации возникновения стробоскопиче- ского движения
    233

    4. 500 мс и более — поочередное вспыхивание ламп.
    В работах А. Корте (1915) были детально изучены пороги кажущегося движения, установлена их зависимость от расстояния между стимулами, межстимульным интервалов и их интенсивностью, которая получила название законы Корте.
    В заключение укажем ряд принципиальных различий между реаль- ным и кажущимся (стробоскопическим) движением (по Колерсу):
    1. При кажущемся движении нет перемещения по сетчатке.
    2. Кажущееся движение происходит в меньшем диапазоне скоростей
    (15 — 25 град./с против 0,5 — 25 у реального), оно более медленное.
    3. Реальное движение размыто при больших скоростях, кажущееся
    — при малых (фи-движение).
    4. Реальное и кажущееся движение имеют разные нервные ме ха- низмы.
    Другие исследователи предполагали, что у реального и кажу щегося движения единый нейрофизиологический механизм, что они по сути очень сходны. Так, Р. Грегори полагал, что при кажущемся стробоскопи- ческом движении на сетчатке симулируется ситуация последовательного возбуждения нейронов, очень похожая на реальное движение, и эту ил- люзию можно объяснить неточностью в работе системы изображение—
    сетчатка: в некотором ограниченном диапазоне времени [37]. Стробоско- пический феномен имеет базовый общепсихологический характер: он также выражен в слухе и осязании.
    Как и в случае со стробоскопическим движением, эффект восприятия кино заключается в том, что если последовательность кинокадров про- ецируется на киноэкран с подходящей скоростью (24 кадра в секунду)
    1
    , то у наблюдателя возникает восприятие движения. Если скорость, как в старых кинопроекторах, мала, то возникают мелькания, и движения лю- дей не кажутся на экране плавными. При заметном увеличении частоты кадров они сливаются в плохо дифференцируемое пятно. И в кинемато- графе, и в мультипликации чрезвычайно важно, чтобы соседние кадры отличались друг от друга незначительно, иначе нашей зрительной си- стеме не удается «сливать» их в одно плавное изображение.
    Индуцированное движение
    Выше мы уже упоминали о том, что Карл Дункер (1903—1940) про- водил оригинальные эксперименты для изучения влияния вос-
    1
    Современные кинопроекторы используют специальное устройство, позво ляющее показывать каждый кадр трижды, поэтому частота мельканий кадров реально составляет
    72 вспышки в секунду.
    234
    принимаемого контекста на восприятие дви- жения целевого стимула. Ему и принадлежит открытие замечательного феномена индуциро-
    ванного движения. По мнению Б.М.Величков- ского, эксперименты К. Дункера входят в де- сять самых красивых экспериментов в исто- рии психологии.
    Проблема заключается в том, что когда некий объект движется в поле зрения, он перемещается не только относительно наблю- дателя, но и относительно своего окруже- ния. Фактически в реальной жизни это все- гда и субъект-относителъное, и объект-от-
    носительное движение. С точки зрения клас- сической гештальтпсихологии это типичные перцептивные отношения фигуры и фона.
    К.Дункер
    В экспериментах К. Дункера небольшая светящаяся точка была окружена светящимся прямоугольником-рамкой (рис. 98). Вне зависимости от того, что двигалось — сама точка или окружающая ее рамка, наблюдатель воспри- нимал движение точки внутри рамки, причем если рамка смещалась вправо, то точка феноменально двигалась налево. Таким образом, был установлен интереснейший феномен: движение рамки наводит или индуцирует види- мое движение точки. С позиций гештальтпсихологии это типичные перцеп- тивные взаимодействия фигуры и фона. Объект, который окружает другой объект, становится для него фоном, превращается в систему отсчета и в этом качестве воспринимается не подвижным. Напротив, окруженный объект вос- принимается как фигура, связанная с данной системой отсчета и движуща- яся внутри нее.
    Хороший пример индуцированного движения в обычной жизни — это иллюзорное движение луны в разрывах облаков, движущихся по небу. Об- лака в данном случае служат системой отсчета — фоном, на котором и отно- сительно которого «движется» неподвижная луна. Аналогичный пример —
    «иллюзия плывущей ветки»: если посреди течения реки торчит кончик ветки, то мы отчетливо видим движущимся именно его, а не воду.
    Рис. 98. Пример иллюзорного индуцирован- ного движения точки внутри прямоуголь- ной рамки: сплошная стрелка обозначает направление ре- ального движения рамки; пунктирная — види- мого движения точки внутри рамки
    235

    Рис. 99. Пример иллюзорного индуци- рованного движения точки внутри пря- моугольной и круглой рамки: сплошная стрелка обозначает направление реального движения рамок; пунктирные — видимого движения прямоугольной рамки внутри круглой рамки и точки внутри пря- моугольной [22]
    В опытах Г.Уоллаха, продолжившего линию исследований К.Дун- кера, было наглядно показано, что на иллюзорное движение объекта ре- шающее влияние оказывает именно его непосредственное окружение
    [22]. Он усложнил дункеровскую стимульную парадигму и ввел еще одну рамку — круглую (рис. 99). В его экспериментах осуществлялось индуци- рующее движение сразу двух рамок — круглой и прямоугольной (см. направление стрелок на рис. 99). Скорости обоих движений были подо- браны так, что они были ниже порога восприятия углового смещения.
    Реально круг движется вниз, а прямоугольник — вправо, это приводит к тому, что прямоугольник смещается вверх и вправо относительно круга.
    Индуцированное движение, воспринимаемое наблюдателем, полностью соответствует ожидаемым результатам — реальным и феноменальным перемещениям рамок: испытуемому кажется, что: 1) прямоугольник дви- жется по диагонали — вверх и вправо; 2) точка движется по горизонтали влево. Замечательный результат данного опыта заключается в том, что феноменальное движение точки обусловлено движением ее непосред- ственно окружения — прямоугольника, а не круга. В свою очередь вос- принимаемое движение круга есть сумма его реального движения вправо и наведенного феноменального движения вверх. Г. Уоллах под- черкивал: «Наведенное движение точки относительно прямоугольника в основе своей определяется тем, что точка лежит внутри прямоуголь- ника. Перемещение окруженного объекта относительно окружающего не подвержено никакому влиянию вторичного смещения этого послед- него относительно какого-либо третьего объекта или относительно наблюдателя» [22, 304\.
    Феномен индицированного движения, открытый К. Дункером, имеет большое значение, выходящее за рамки общей психологии. По-види- мому, это частный случай проявления более общей закономерности, по- скольку описывает поведение человека, индуцируемое влиянием непо- средственного окружения вообще [26]. Например, данные социальных психологов подтверждают вывод о
    236
    том, что влияние группы индуцирует динамику индивидуального пове- дения ее членов, а динамика малой группы индуцируемо влиянием боль- шой группы.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта