план семинаров. Семинарских (практических) занятий и самостоятельной работы. Модуль первый. История государства и права Древнего мира Тема 1. Законы Хаммурапи. (2 ч.) Вопросы для изучения
Скачать 88.89 Kb.
|
Тема №9. Мусульманское право (2 ч.) Вопросы для изучения. 1. Источники мусульманского права. 2. Регулирование имущественных отношений. 3. Семейное и наследственное право. 4. Уголовное право и судебный процесс. Источники. Коран //Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран //Сост. О.А.Лысенко, Е.Н. Трикоз. Т.1. М., 2003. Книга о Харадже //Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Древность и Средние века //Сост. В.А. Томсинов. М., 2000. Глава о людях безнравственных //Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Древность и Средние века //Сост. В.А. Томсинов. М., 2000. Литература. Беляев Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннем средневековье. М., 1966. Воробьёв М.В. Ислам и семья. М., 1980. Садагдар М.И. Основы мусульманского права. М., 1968. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. М., 1986. Отвечая на первый вопрос, необходимо отметить конфессиональный характер мусульманского права (шариата), непосредственную связь правовых и религиозных норм. Как конфессиональное право шариат отличался от европейского канонического права тем, что он регулировал не строго очерченные сферы общественной и церковной жизни, а выступал в качестве всеохватывающей и всеобъемлющей нормативной системы. С точки зрения правоверного мусульманина, для всех вместе и для каждого в отдельности великий и милосердный Аллах являет собой всемогущую, всеблагую и всемилостивейшую силу, перед лицом которого человек не более чем песчинка. Он требует абсолютной преданности, поклонения и полного послушания, и каждому его слову все обязаны внимать и исполнять. Основным источником мусульманского права является Коран – главная священная книга мусульман, которая по учению ислама, существовала вечно и была сообщена Аллахом Мухаммеду как откровение. Необходимо рассмотреть структуру, содержание, нормативное значение Корана. К Корану с конца VII века присоединилась Сунна, состоявшая из хадисов (рассказов) из жизни Мухаммеда, о его суждениях. Дело в том, что после смерти пророка новые поколения мусульман столкнулись с множеством вопросов, для решения которых Корана оказалось недостаточно даже при крайне расширенном его толковании. Поэтому появилась необходимость в хадисах, содержащих важные нормы мусульманского права. При характеристике Сунны следует обратить внимание на её содержание и расхождения в мусульманском мире в отношении полноты признания хадисов, отметить её нормативное значение. По мере того как арабское общество развивалось, и жизнь становилась всё более сложной, выяснилось, что Коран и Сунна не дают ответы на многие вопросы. Тогда появилось ещё два источника мусульманского права: иджма – согласованное мнение наиболее авторитетных богословов и правоведов и кияс – решение судебных дел по аналогии. Иджму дополнила фетва – сборники судебных решений и комментарии наиболее крупных мусульманских законоведов. Выясните, в чём сходства и различия между иджмой и фетвой. В заключение необходимо остановиться на причинах возникновения и роли в правовом регулировании различных правовых школ, которые сохраняются и в современном мусульманском мире. При ответе на второй вопрос необходимо охарактеризовать имущественные отношения, учитывая то обстоятельство, что на их регулирование определяющее влияние оказывали религиозные воззрения. Это выражается прежде всего в классификации вещей. Вещи делились прежде всего на те, которые могут находиться в собственности мусульман, и те, которые изъяты из гражданского оборота (воздух, море, мечети и др.) Было понятие «нечистые вещи», например, вино, свинина, книги, противоречащие нормам ислама. Необходимо дать характеристику различным формам землевладения, в частности, институту вакфа. Рассматривая обязательства, следует учесть, что мусульманское право в основном регулирует обязательства из договора. Договор заключался в устной и письменной форме. Недействительными считались договоры, заключённые вследствие обмана, по ошибке. по принуждению, а также заключённые с безнравственной целью или с использованием «нечистых» и изъятых из оборота вещей. В шариате закреплялся принцип обязательности исполнения договора. Обязанность соблюдать договоры подчёркивалась в Коране и рассматривалась как священная. Мусульманское право различает такие виды договоров как договоры купли-продажи, займа, ссуды, найма, дарения, мены, поклажи, поставки, товарищества, поручения и др. Определите особенности правового регулирования отдельных видов договоров. При ответе на третий вопрос необходимо определить характер брака в мусульманском мире, условия его заключения и расторжения, права и обязанности супругов, ответственность за их нарушения, правовое положение детей. Шариат признаёт за мусульманином право иметь четырёх жён. Жена имеет право на содержание, на отдельное помещение, на выделяемое мужем имущество. Шариат в целом закреплял главенство, привилегированное положение мужа в семье. По вопросам наследования в шариате предусматривается наследование как по закону, так и по завещанию. Наследование по закону делилось на множество категорий. Определите круг наследников, распределение долей в наследственной массе, основания для исключения из числа наследников, особенности наследования долговых обязательств. Завещание было ограниченным, так как наследователь мог завещать только одну треть имущества. К тому же оно не могло быть составлено в пользу законных наследников. При подготовке четвёртого вопроса необходимо подчеркнуть, что ислам первоочередное внимание уделяет обязанностям человека перед Аллахом. Преступление рассматривалось как совершение запрещённого и наказуемого Аллахом деяния, так как по шариату все поступки и даже мысли людей предопределялись в конечном счёте волей Аллаха. Сложилась классификация правонарушений, подразделяемая на три вида: хадд, кисас, тазир. Выявите критерии, по которым они определялись. Определите цель и виды наказаний, основания для смягчения или устранения уголовной ответственности. Характеризуя судебный процесс, следует выделить органы правосудия, порядок их формирования, основания для возбуждения судебного процесса и его характер, виды доказательств, возможность обжалования и пересмотра судебного решения. Мусульманское право не знало принципиальных различий в порядке рассмотрения уголовных и гражданских дел. Определённые категории дел рассматривались только по заявлению лица, права которого нарушены. Особое внимание мусульманское право уделяло свидетельским показаниям. При этом отдавалось явное предпочтение показаниям мужчин. Процесс был публичным, судебные дела рассматривались обычно в мечети, где могли присутствовать все желающие. Тема №10. Салическая правда (2 ч.) Вопросы для изучения. 1. Общая характеристика Салической правды. 2. Правовое положение основных групп населения. 3. Гражданско-правовые нормы Салической правды. 4. Преступления и наказания по Салической правде. 5. Суд и судебный процесс по Салической правде. Источники. Салическая правда. М., 1950. Хрестоматия, указанная к теме 1. Литература. Гуревич А.Л. Проблемы генезиса феодализма в Западной Европе. М., 1970. Дряхлов В.Н. Языческие реликты в судебных обычаях франков по Салической правде //Труды Кировского филиала МГЮА. Киров. 1999. №3. Золотарёв А.Ю. Судебная система у салических франков в V-V11 вв. //Новик. Вып. 3. Воронеж. 2000. Корсунский А.Р., Гюнтер Р. Упадок и гибель Западной Римской империи и возникновение германских королевств (до середины V1 в.). М., 1984. Лебек С. Происхождение франков V-1Х вв. М., 1993. Малов В.Н. Меровинги //Вопросы истории. 2000. №6. Сутыгина О.А. К проблеме эволюции собственности и представлений о ней в варварских обществах (на основе сравнительного анализа данных Салической и Рипуарской правд) //Вестник Удмуртского университета. Ижевск. 1995. №2. Турский Г. История франков. М., 1987. Первый вопрос связан с общей характеристикой Салической правды. По мере завоевания Западной Римской империи германскими племенами происходила запись их обычаев, в результате чего появились так называемые «варварские правды», среди которых наиболее важной является Салическая правда (оригинальное название Lex Salica, Салический закон), созданная в конце V века, во времена правления короля Хлодвига. Салическая правда – не самая древняя из «варварских правд» (раньше появились Вестготская и Бургундская правды), но она по сравнению с другими представляет собой самый обширный сборник варварских законов, дошедший до нас в многочисленных списках и редакциях, что позволяет проследить эволюцию раннефеодального права на протяжении V – 1Х веков. После своего создания Салическая правда дополнялась новыми нормами, став основным источником раннего германского права, мало затронутым влиянием римского права. Это влияние проявилось в основном в варваризированной латыни, на которой она составлена, а также в исчислениях штрафов в римских денежных единицах: солидах и денариях. По структуре Салическая правда разделяется на титулы с названиями (в древнейшем списке 62, в самом последнем по времени 70), а титулы, в свою очередь, разделяются на параграфы. Некоторые из них имеют дополнения, сделанные при помощи королевских указов. Изложение норм в Салической правде в основном является казуистическим: они регулируют конкретные жизненные ситуации. При ответе на второй вопрос необходимо прежде всего показать на конкретных примерах различия в правовом статусе свободных и рабов (сервов), а также неравноправных членов франкского общества – литов и др. Особым правовым статусом отличались галло-римляне, особым было положение ближайшего окружения франкского короля (см. §5-7 титула ХL1). Отвечая на третий вопрос, следует принять во внимание, что нормы гражданского права занимают в Салической правде второстепенное место, что является следствием более примитивного, по сравнению с римским периодом, уровня экономического развития. Пахотная земля находилась в собственности общины, но землепользование было индивидуальным. Обязательственное право было неразвитым. Упоминались сделки купли-продажи, займа, мены, дарения. Немного большее внимание уделялось порядку взыскания долга и осуждения неплатёжеспособного должника. Найдите соответствующие нормы в тексте документа. Основное внимание Салическая правда уделяет преступлениям и наказаниям, чему посвящён четвёртый вопрос семинара. Все упомянутые в тексте преступления можно распределить по четырём группам: преступления против личности, имущественные преступления, преступления против порядка правосудия, нарушение постановлений королевской власти. Выясните, какие именно преступления относятся к этим группам. Основная цель наказания – возмещение убытков и денежный штраф в пользу короля за нарушение королевского мира. Приведите примеры различных штрафов, установите, была ли по Салической правде такая мера наказания, как смертная казнь. Большая часть норм Салической правды посвящена также процессуальному праву, что является предметом пятого вопроса занятия. Судебный процесс носил обвинительно-состязательный характер. Деятельность судьи относительно пассивна. Активную роль играют стороны, прежде всего истец, который разыскивает ответчика, доставляет его в суд и пытается доказать его виновность. Судебные дела рассматривались на собраниях свободных людей под председательством выборного судьи. Приговор выносили присяжные. Стороны имели равные права. Процесс отличался строгим формализмом. Например. присягу надо было выговаривать точно слово в слово, иначе сторона проигрывала дело. Найдите в тексте виды судебных доказательств. Салическая правда стала выдающимся правовым документом, отдельные нормы которого действовали даже тогда, когда государство франков давно прекратило существование. Самый знаменитый случай произошёл в 1328 году, когда во Франции пресеклась мужская линия династии Капетингов, и пэры нашли аргумент против женщины на троне, сославшись на §5 титула L1Х «Об аллодах», по которому земельное наследство ни в коем случае не должно доставаться женщине. Тема №11. Кутюмы Бовези. (2 ч.) Вопросы для изучения. 1. Общая характеристика кутюмов Бовези. 2. Правовой статус основных групп населения по кутюмам. 3. Преступления и наказания по кутюмам. 4. Суд и судебный процесс по кутюмам. Источники. Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы. М., 1961. Хрестоматия, указанная к теме 1. Литература. Батыр К.И. История феодального государства Франции. М., 1975. Право в средневековом мире. М., 1996. Хачатурян Н.А. Возникновение Генеральных штатов во Франции. М., 1976. Хачатурян Н.А. Сословная монархия во Франции (Х111 – ХV вв.) М., 1984. При рассмотрении первого вопроса следует отметить, что в период средневековья во Франции отсутствовала единая правовая система. Право было раздроблено по территориальному и сословному признаку. Кутюмы Бовези – один из наиболее известных сборников обычного права средневековой Франции, составленный около 1283 года королевским чиновником Филиппом де Бомануаром, когда начинался очень важный период централизации государства. Кутюмы Бовези, описывавшие обычаи округа Бове, состояли из пролога и 70 глав, содержали систематизированный обзор самых различных сфер обычного права, определявший, в частности, порядок судопроизводства, структуру судебных органов, формы земельной собственности, правовой статус различных категорий населения, варианты крепостного состояния, брачно-семейные и имущественные отношения и т. д. Достоинством сборника являлись ссылки на кутюмы других областей, на нормы канонического и римского права, дополненные собственными авторскими идеями и обобщениями. Не ограничившись изложением норм кутюмного права, Бомануар уделил значительное внимание характеристике правового положения королевской власти, определению статуса городских коммун, правам и обязанностям участников правоприменительного процесса. При ответе на второй вопрос необходимо тщательно изучить главу 45, в которой Бомануар выделяет три состояния людей: знатное, свободное и крепостное. Определите основания приобретения того или иного статуса, возможности его изменения, выясните, какие имущественные и неимущественные права и обременения связаны с каждым из статусов, как решался вопрос о праве выбора места жительства. При подготовке третьего вопроса следует определить, что понимается под преступлением в кутюмах Бовези. Преступлениям и наказаниям специально посвящена 30 глава кутюмов. Следует обратить внимание на достаточно высокий для того времени уровень юридической техники данного раздела, выражающийся в отходе от казуистики и попытке создания абстрактных понятий. Исходя из текста указанной главы, можно выделить отдельные институты так называемой общей части уголовного права: формы вины, соучастие, отягчающие и смягчающие обстоятельства. Установите критерии, по которым классифицируются преступления, охарактеризуйте отдельные виды преступлений. Определите цель и виды наказаний. Выясните, имелась ли связь между тяжестью наказания и социальным статусом или имущественным положением потерпевшего и преступника. Для ответа на четвёртый вопрос необходимо определить виды судебных органов, разграничение их юрисдикции. В кутюмах Бовези закрепляется существование различных видов судов со своей подсудностью. Различались светские и церковные суды. Светские суды в свою очередь делились на королевские и сеньориальные. Охарактеризуйте различия между королевской и сеньориальной юстицией, в чём проявлялась разница между «низшей» и «высшей» юрисдикцией. Выявите основания возбуждения судебного процесса, порядок вызова ответчика в суд, правила участия в процессе адвокатов и представителей. Особое внимание следует уделить доказательствам. Тема №12. Сословно-представительная монархия в Англии (2 ч.) Вопросы для изучения 1. Общая характеристика Великой хартии вольностей. 2. Правовое положение различных групп населения по хартии. 3. Конституционные статьи хартии. 4. Возникновение английского парламента, его структура и полномочия. Источники. Петрушевский Д.М. Памятники истории Англии Х1-ХIII вв. М., 1936. Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы. М., 1961. Хрестоматия, указанная к теме 1. Литература. Берман Г. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1994. Гутнова Н.Д. Происхождение английского парламента. М., 1960. Крашенинникова Н.А. Великая хартия вольностей 1215 г. (Современная интерпретация) //Вестник МГУ. Серия «Право». 2002. №3. Чиркин С.В. Вступительная статья к Великой хартии вольностей //Документы по истории зарубежного права. М., 1987. Штокмар В.В. История Англии в средние века. СПб., 2000. Рассмотрение первого вопроса должно ввести в обстановку социально-политической борьбы в Англии в начале ХIII века и привести к выявлению предпосылок принятия Великой хартии вольностей. Великая хартия вольностей представляет собой яркий документ, который свидетельствует о начале формирования в Англии сословно-представительной монархии. Она была принята в 1215 г. вследствие выступления баронства, рыцарства и горожан против политики короля Иоанна Безземельного. Король произвольно установил высокие налоги, в частности, дополнительный денежный взнос с феодалов, которые отказались принимать участие в войне за возвращение захваченной французами Нормандии. Кроме того, он мог без судебного рассмотрения конфисковать имение у своего вассала, к тому же вступил в конфликт с римским папой. Из-за всех этих событий феодалы выступили против короля. Их поддержала большая часть духовенства и горожан, которые в наибольшей степени страдали от финансовых злоупотреблений короны. Иоанн Безземельный был вынужден подписать составленную баронами хартию и принёс присягу на верность положениям хартии. Великая хартия вольностей 1215 года состоит из вступления (преамбулы) и бессистемно расположенных 63 статей (нумерация дана исследователями). По содержанию хартия напоминает иные кодексы феодальных привилегий, известные многим странам. Но, в отличие от них, она содержит также права и свободы иных слоёв населения. Второй вопрос посвящён правовому положению различных групп населения. Большинство статей Великой хартии вольностей связано с регулированием вассально-ленных отношений между королём и феодалами. Иоанн Безземельный подтвердил права и вольности церкви. Он отказывался от произвольных и несправедливых взысканий с баронов и рыцарей. Король отказывался от лесов и речек, объявленных заповедными. Найдите и проанализируйте статьи хартии, посвящённые этим вопросам. Наиболее открыто претензии баронов на власть отражены в 61 статье хартии. Бароны избирали из своей среды совет в количестве 25 человек, который постоянно должен находиться рядом с королём. В случае нарушения королём хартии совет имел право призвать к общему неповиновению. В хартии были и статьи относительно правового положения свободного, но непривилегированного населения. Подтверждались старинные вольности и обычаи Лондона и иных городов, гарантировалась свобода передвижения по стране для купцов, запрещались незаконные взыскания пошлин и произвольные поборы со стороны чиновников. Хартия устанавливала одинаковую систему измерения для всего государства, что имело большое значение для развития торговли, содержала гарантии нерушимости частной собственности. Найдите и проанализируйте статьи хартии, которые касаются правового положения горожан. Великая хартия вольностей содержала ряд статей, которые имели конституционный характер. Эти статьи являются предметом третьего вопроса семинара. Король был лишён права самостоятельно назначать новые налоги и неналоговые повинности. Они должны были одобряться общим советом королевства. Эту государственную институцию считают прототипом английского парламента. Найдите в тексте хартии порядок формирования общего совета королевства. Король обещал праведный суд для всех. Особенно важным было положение о том, что арест, конфискация имущества, изгнание, заключение, объявление вне закона возможно только на основании законного приговора суда. Официально признавались различные варианты правосудия для представителей разных сословий, но само признание в статье 39 принципа «нет наказания без суда» стало краеугольным камнем гарантий неприкосновенности личности в Англии. Великая хартия вольностей осталась бы только на бумаге, если бы в Англии не был создан эффективный гарант её исполнения – парламент. История его создания и развития является предметом четвёртого вопроса семинара. Первый парламент был созван в 1265 году после очередного восстания баронов и рыцарей, поддержанных горожанами, против короля. Парламент в Х1V веке приобрёл ту структуру, которая сохраняется и сейчас. Он состоит из палаты лордов и палаты общин. Лорды лично приглашались королём, а члены палаты общин избирались графствами и городами на основе достаточно высокого имущественного ценза для избирателей. Сначала возможности парламента в делах управления государством были сравнительно невелики. Но постепенно парламент закрепил за собой существенные полномочия, в числе которых право законодательной инициативы и принятия законов (с обязательным одобрением короля), право установления новых налогов, право контроля над высшими должностными лицами королевства. Англия заслуженно считается родоначальницей европейской парламентской демократии. До сих пор Великая хартия вольностей включается в состав некодифицированной британской конституции. |