Шипицына - необучаемый ребенко. Шипицына Л. М. Необучаемый ребенок в семье и
Скачать 5.77 Mb.
|
Глава 10 Значительное число всех реабилитационных программ для умственно отсталых лиц по улучшению качества жизни направлено преимущественно на младенческий, детский и подростковый возраст. Это понятно: если их проблемами начинают заниматься в раннем возрасте, то можно достичь ощутимых результатов в социализации. Но как только дети достигают юношеского возраста и вступают во взрослую жизнь, они перестают быть предметом пристальной заботы со стороны нашего государства. В лучшем случае им предлагают психоневрологические интернаты, где их жизнь очень быстро «скатывается» до низкого уровня. Получается, что огромный труд педагогов, врачей, психологов, родителей, разного рода обслуживающего персонала, — словом, всех, кто участвовал в начальном становлении этих детей, — сводится на нет. Возникает вопрос: «А может быть, эти люди с проблемами психического развития действительно социально безнадежны? Их уделом могут быть лишь только примитивные условия жизни, они должны быть преданы социальной изоляции, а значит, человеческому забвению?» Здесь, во-первых, нужно заметить, что эти люди — тоже личности и относиться к ним нужно по-человечески. Они не больные. Они другие. И мы тоже все разные. Хорошо известно, что если человека изолировать от нормального общения, он теряет человеческие навыки. Наглядным примером является Каспар Хаузер. Во-вторых, если рассмотреть, например, вопрос о динамике умственной отсталости, то еще И. Мержевский (1901) наблюдал детей с «безнадежным идиотизмом», у которых наступало заметное улучшение. Можно утверждать, что у большинства умственно отсталых подростков к окончанию специальной школы многие патологические состояния снижаются (психомоторная возбудимость, церебрастенические проявления, импульсивность и т. д.). Однако наряду с по- 329 ложительной динамикой возможна и отрицательная. Ей способствуют дополнительные вредности: соматические заболевания, злоупотребление алкогольными напитками, травмы головы, психические травмы, негативная микросреда, эффективные лечебно-коррекционные мероприятия и др. Таким образом, наличие положительной и отрицательной динамики умственной отсталости у детей и подростков снимает вопрос об их «социальной безнадежности». Возникает другой вопрос: где та социальная среда, которая наиболее благоприятна для лиц с проблемами психического развития? 10.1. ПРИНЦИПЫ И ФОРМЫ РЕАБИЛИТАЦИИ В КЕМПХИЛЬСКИХ ОБЩИНАХ Оптимальной социальной нишей для лиц с умеренной степенью умственной отсталости является семья (особенно в сельской местности, члены которой заняты сельскохозяйственным трудом) или учреждения социального обеспечения. В этом плане весьма интересен опыт совместного проживания и деятельности умственно отсталых лиц со здоровыми людьми в Кемпхильских общинах, руководствующихся антропософским учением Рудольфа Штейнера. Основоположником Кемпхильского движения является врач-психиатр Карл Кениг (1902-1966), который основал в 1939 г. в Шотландии свой первый лечебно-педагогический центр в местечке Кемпхил. Поэтому движение называется Кемпхильским. Первые общины были открыты для детей с проблемами психического развития и представляли собой место для жизни и школьного обучения. Все дети в этих центрах жили в семейных домах. Первой Кемпхильской деревней для взрослых инвалидов была деревня «Бот-тон» в Шотландии, на севере графства Йоркшир, в сельской местности. Она была основана в 1955 г. по просьбам родителей (Т. Келлер, 1997). Р. Штейнером был сформулирован основной социальный закон, который гласит: «Благо сообщества работающих вместе людей будет тем больше, чем меньше отдельный человек притязает на результаты своего труда, то есть чем больше он передает эти результаты своим сотрудникам и чем больше его собственные потребности удовлетворяются не за счет результатов его собственных усилий, а за счет результатов усилий других людей». На основе этого закона доктор Кениг провозгласил «Три главных принципа» Кемпхила: 1) внимание к духовной природе отдельного человека; 2) развитие внутренней жизни; 3) учреждение истинного сообщества. Признание духовной природы всех людей, по мнению К. Кенига, особенно важно, когда имеешь дело с людьми с проблемами психического развития. Раз- 330 вивая учение Р. Штейнера о перевоплощении (реинкарнации) и карме, К. Кениг утверждал, что «инвалид» есть в каком-то смысле просто завеса на пути духовного совершенствования. С его точки зрения, каждый индивидуум имеет свою духовную индивидуальность и свой путь развития, которые представляют собой основу существования каждого конкретного человека, неизменную и вечную. Эта духовная основа вновь и вновь возрождается в каждом из последующих перевоплощений, испытывая в этом процессе преобразования. Отказавшись рассматривать таких людей как неспособных внести достойный вклад в общество, К. Кениг считал, что инвалидность имеет особое значение для индивидуума в контексте его последовательных земных жизней. Короче говоря, это заложено в нашей судьбе. Второй принцип был основан на представлении о том, что человек обладает некоей творческой силой. По утверждению К. Кенига, эта сила не является ни интеллектом, ни интеллигентностью (образованностью); это способность преобразовывать природу — «сила, которая разрыхляет землю, изобретает гончарное колесо и ткацкий станок». К. Кениг видел в культивировании этой творческой силы самое важное средство работы с людьми с проблемами. Он полагал, что через самопожертвование и развитие «духовной смелости» отношения между людьми будут очищены так, что «гора инвалидности» будет снесена. Третий принцип связан непосредственно с социальной жизнью сообщества. К. Кениг сосредоточил внимание на том, что он считал потребностью в сочувствующей и благосклонной окружающей среде, в которой люди с проблемами могли бы развить веру в себя. Он называет такую среду «социальной матерью с соответствующими слоями сообщества, живущего для инвалидов — детей и взрослых». Эти принципы стали основой для будущего Кемпхила. Они характеризуют как общины для детей, так и молодежные и взрослые общины, независимо от формы, организации и местоположения. Кемпхил — это образ жизни. Каждый человек выбирает его самостоятельно. В настоящее время насчитывается около 100 Кемпхильских центров и деревень в 20 странах мира. Наибольшее их число в Англии, Шотландии и Германии. Существуют разные формы Кемпхильских сообществ: □ школы для детей, нуждающихся в особом уходе; О колледжи для образования и обучения молодежи; О ученические мастерские; О общины взаимопомощи для взрослых всех возрастов с умственными и физическими заболеваниями различной степени; П деревни для взрослых. Общины находятся: в отдаленной сельской местности; провинциальных городках; индустриальных областях; в новых строящихся городах. В самой первой Кемпхильской деревне «Боттон» в настоящее время живут и работают совместно около 400 человек, из них около 200 лиц (селян) с психическими нарушениями. У них шесть ферм, различные ремесленные мастер- 331 ские, включая типографию. Во многих деревнях мастерские уже переросли в производственные цеха по выпуску конкурентноспособной продукции, которая продается в специально организованной сети магазинов. Обычно в Кемп-хильских деревнях есть следующие мастерские: столярная, слесарная, ювелирная, по плетению корзин, керамическая, по изготовлению свечей, бетонная, ткацкая, кукольная, пекарня и т. д. В деревнях существуют производства по переработке молочных и других сельскохозяйственных продуктов. 10.2. ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИДЕЙ ОБЩИННОГО ПРОЖИВАНИЯ В РОССИИ Зародившееся еще в домонгольские времена социальное устройство деревенской общины было настолько жизнеспособным и так хорошо соответствовало самой сущности русского народа, что смогло, практически без ущерба для себя, пережить 250-летнее татаро-монгольское иго. Это устройство продолжало существовать и в условиях жесточайшего крепостничества — юридически земля и работавшие на ней крестьяне оставались собственностью помещика, но управление той и другими осуществлялось самой крестьянской средой по общинным законам. Помещик же регулярно получал от общины (мира) оброк натуральными продуктами либо деньгами в установленном размере. Хотя о деревенской общине начали писать уже первые славянофилы, широкую известность она получила лишь после того, как немецкий путешественник барон А. фон Гакстгаузен, посетивший Россию в первой половине XIX в., подробно описал поразившее его социальное учреждение в своей книге «Studien uber die inneren Zustande das Volkleben und insbesondere die landlichen Einrich-tungen Russlands» (1847—1852). Мнение славянофилов о деревенской общине сводилось, в общем, к тому, что в России «сохранилась община (мир), основанная на идее коллективной собственности на землю, а значит, на принципе братской солидарности, благодаря чему именно русский народ сохранил особенную восприимчивость к духу первоначального христианства» (С. Прокофьев, 1995, с. 394). Во второй половине XIX в. интерес к деревенской общине у славянофилов перенимают народники. Так, например, Т. Ткачев (1844—1886) писал о ней: «Конечно, народ наш очень необразован, но зато он всецело проникнут принципом общественной собственности; он, так сказать, коммунистичен из инстинкта, из традиции». И далее: «Из этого следует, что наш народ, несмотря на свою неграмотность, гораздо ближе к социализму, чем народы Западной Европы, даже если последние и более образованы» (С. Прокофьев, 1995. С. 394). Каждая отдельная семья получала во временное пользование часть общего надела в зависимости от своего численного состава и индивидуальных способностей. Время от времени (в установленном самой общиной ритме) участки 332 земли перераспределялись. Это исключало возможность получения на длительное время одними членами общины лучшей земли, чем у других, а также давало право каждой семье при увеличении или, наоборот, уменьшении ее численности получить больший или меньший надел. Управлялась же община регулярными собраниями (сходами) всех ее членов, сильно напоминавшими новгородское народное собрание. Славянофилы видели в таком социальном устройстве, равно как и в глубокой религиозности русского народа, реальные предпосылки «специфически русского пути развития», лишь следуя которому Россия могла осуществить предначертанную ей свыше миссию. И действительно, глубоко своеобразный характер русской деревенской общины, как связанный с ней принцип народного самоуправления (вече) — это ярчайшее проявление природных задатков русского народа. Князь П. Кропоткин (1842-1921), русский революционер и анархист, а также известный ученый, географ и геолог, написал книгу под названием «Взаимопомощь среди животных и людей как двигатель прогресса». В ней он противопоставил принципу «борьбы за существование», изложенному Дарвином в его «Происхождении видов», всеобщий принцип «взаимопомощи» как основы биологической эволюции всех живых существ. В этом противопоставлении «помощи» и «борьбы» проявилось, можно сказать, само истинное существо русской народной души и ее изначальное неприятие основного направления новейшей западной цивилизации. Как известно из истории России, помощь односельчанам, оказавшимся в трудном положении, занимала особое место в общественной жизни деревни. Случалось, что мир направлял здоровых людей топить печи, готовить еду и ухаживать за детьми в тех дворах, где все рабочие члены семьи были больны. Вдовам и сиротам община нередко оказывала помощь трудом общинников: во время сева, жатвы, на покосе. Иногда всем миром обрабатывали участок сирот в течение ряда лет. В русской деревне XVIII—XIX вв. существовало такое понятие, как миро-платимые наделы. Это означало, что община (мир) брала на себя оплату всех податей и выполнение повинностей, которые полагались за использование данного надела. Отводя участок леса для погорельца, община могла по решению схода и вырубить лес, и вывезти бревна на место стройки. Гораздо реже встречаются упоминания «мирской» помощи обедневшему крестьянину без чрезвычайных обстоятельств; считалось, что в обычных условиях хозяин сам виноват, если дела у него не ладятся. Отзывчивость, соседская и родственная взаимопомощь наиболее открыто проявлялась на так называемых помочах. Это обычай приглашать знакомых людей для помощи в срочных работах, с которыми семья не успевала справиться самостоятельно (М. М. Громыко, 1991). Порожденный самим народным существом, живой организм деревенской общины являлся единственным социальным учреждением в России начала XX в., которое могло бы послужить основанием для соответствующего духу времени нового социального порядка, каковым а нашу эпоху является социальный закон Р. Штейнера. О ней в связи с общей ситуацией в России он говорил сле- 333 дующее: «Там (на Востоке Европы), несмотря ни на что, возникла деревенская община. Только тот, кто понимает существо отдельных деревенских общие может понять, что хочет возникнуть на Востоке как социальная структура. Деревенская община — вот единственная реальность на Востоке Европы. Все остальные учреждения там обречены на гибель. И Запад должен будет понять, каким образом может быть организовано это многообразие деревенских общин...» (С. О. Прокофьев, 1995. С. 229). Когда совхоз «Алексино» выделил участок в 57 га земли Санкт-Петербургскому благотворительному фонду им. К. Кенига для строительства реабилитационного центра «Деревня Светлана», никому и в голову не могло прийти, что это то историческое место, на котором революционер М. В. Петрашевский возводил 150 лет назад постройки для своей крестьянской общины. Интересно, что М. В. Петрашевский хотел построить именно общину, и важно, что крестьянскую, то есть связанную с сельским хозяйством. Поэтому можно сказать, что место, на котором возведен центр «Деревня Светлана», имеет социально-исторические корни строительства общины. Правда, разница в подходе создания общины есть. М. В. Петрашевский хотел создать общину ради общины. В основе идеи строительства центра «Деревня Светлана» лежит помощь людям с нарушениями психического развития в их социально-психологической реабилитации. Для интеграции их общество, в своем большинстве, еще не готово к принятию таких людей, да и сами эти люди не могут войти в него, необходимо искать возможности создать такую социальную среду, в которой люди с проблемами психического развития могли бы чувствовать себя защищенными, в котором к ним будут относиться как к людям, как к личностям. В то же время создание деревенской общины на русской земле имеет исторические основания, как имевшая место в народе деревенская община — «мир». Для улучшения жизни инвалидов с психическими нарушениями важным является опыт организации общин, в которой они овладевают необходимыми навыками для полноценной и независимой жизни. Так, в «Деревне Светлана», по желанию и с согласия родителей, молодые люди с умственной отсталостью учатся жить самостоятельно в рамках единой большой семьи, в которой на равных условиях живут и больные, и здоровые люди. Они занимаются сельскохозяйственным трудом, животноводством, сами готовят себе еду, осуществляют уборку помещений, планируют расходы — в общем, делают все то, что необходимо для максимально автономного проживания. Центр «Деревня Светлана» был организован и построен с помощью наших норвежских друзей. Его инициатором и вдохновителем является доктор Маргит Энгель, а первым директором — М. В. Михайлов. М. В. Михайлов, работая в центре, понял необходимость иметь специальное образование, которое он и получил в ИСПиП. Данная глава монографии — результаты его дипломной работы, выполненной под нашим руководством (Л. М. Шипицына) непосредственно в ходе его деятельности в качестве директора и психолога центра «Деревня Светлана». 334 10.3. СТРУКТУРА ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ «ДЕРЕВНЯ СВЕТЛАНА» Управление Центра осуществляется коллегиальным органом, выбираемым из членов Центра, который представляет собой Совет Центра. Совет Центра выбирает из числа своих членов директора Центра, который представляет Центр как юридическую организацию во всех официальных инстанциях и осуществляет организацию всей текущей деятельности Центра; административно-финансовой, социально-трудовой, социально-психологической,социально-культурной. На рис. 62 представлена схема структуры Центра и его разных видов деятельности. Социально-психологическая реабилитация Центра «Деревня Светлана» представлена тремя основными формами деятельности (рис. 63). Социально-психологическая деятельность 1. Работа с родителями: групповая (родительские собрания, дни открытых дверей); индивидуальная. 2. Интегрированное проживание людей с нарушениями и без нарушений интеллекта: проживание в семейных домах; совместная работа; совместный отдых. 3. Обучение социально-бытовым навыкам: самостоятельное одевание; санитарно-гигиенические навыки; пользование столовым прибором при еде; умение накрывать на стол; застилание постели; самостоятельное мытье в бане. 4. Развитие личности: корректировка характера; формирование новых и поддержание старых значимых познавательных интересов; корректировка потребностей; формирование полезных привычек и отучение от вредных. 5. Развитие психических процессов: двигательной сферы (лыжные и пешие прогулки, работа); ощущения (использование в Центре предметов из натуральных материалов); восприятия (экскурсии, картины на стенах в жилых помещениях, окраска различными цветами стен домов); внимания (активного и пассивного, повышение внешней концентрированности при выполнении трудовых операций, во время экскурсий); речи (развитие активного и пассивного словаря фразовой речи); мыслительной деятельности (анализа и синтеза при выполнении трудовых и социально-бытовых операций, совершенствование понятий). 6. Формирование и развитие межличностных отношений: отношение селянина с его мини-социумом (узкий круг людей, с которыми он ежедневно общается: семья, мини-коллектив) и макро-социумом (общение с людьми из внешней среды Центра); развитие доброго отношения к людям, эмпатии. 335 336 337 7. Совершенствование коммуникативных навыков: вербальных (разговор во время работы, отдыха); невербальных (жесты, мимика, позы тела); снятие коммуникативных барьеров (социальных, психологических — этому способ-/ ствует, например, общее собрание Центра). 8. Психотерапевтическое воздействие: П слово (во время еды за столом, во время работы, общие собрания Центра, Евангельские вечера); О жесты (поглаживание селянина по голове); □ обстановка (психологическая атмосфера (дух Центра): доброжелательность окружающих (эмоциональный фон), социальная защищенность селян; жизнерадостные тона стен жилых домов, в помещениях на стенах картины и рисунки селян); О специальные занятия: музыкотерапия (пение, слушание музыки); эвритмия (искусство движения, способствующее восстановлению ритмов жизненных процессов); арт-терапия (живопись, лепка, народные танцы, постановки спектаклей); библиотерапия (Евангельские вечера); ипоте-рапия (катание на лошадях); трудотерапия (работа с животными на ферме, изготовление молочных продуктов, огород, работа в мастерских, работа по дому). □ психопрофилактика социального окружения Центра: встречи с жителями соседних деревень и городов; формирование социально-психологического имиджа Центра через средства массовой информации (газеты, радио, телевидение); □ расширение социальных связей селян с внешней социальной средой: постановка спектаклей и музыкальных концертов для жителей района, Санкт-Петербурга и Ленинградской области; участие селян в реализации продукции Центра во время ярмарок; □ общие собрания: снятие эмоциональной напряженности (здесь можно выговориться, посмеяться, выплакаться); снятие социальных и психологических барьеров общения; выработка терпения и умения выслушать другого человека. |