Хвостов Вениамин Михайлович. Система римского права. Семейное право. Наследственное право (конспект лекций). - Москва, типографи. Хвостов Вениамин Михайлович. Система римского права. Семейное пр. Система римского права. Семейное право. Наследственное право
Скачать 2.87 Mb.
|
§ 23. Прекращение опеки и попечительства. Опекунские властиI. Tutela и cura прекращаются по обстоятельствам, касающегося опекаемого и опекуна. А. Опекаемого касаются следующие обстоятельства: 1) Всякая опека или попечительство прекращается, когда подопечный умирает, терпит capitis dem. maxima, media или minima *(521). 2) Tutela impuberum прекращается, когда опекаемый достигает pubertas; cura minorum оканчивается по достижении опекаемым 25 лет или по получении им venia aetatis *(522); cura furiosi и prodigi приходят к концу по выздоровлении опекаемого *(523) или по прекращении его расточительности *(524); cura debilium personarum прекращается по просьбе этих лиц, которая приводит к изданию особого декрета магистрата. В этих случаях tutela и cura уничтожаются вполне и не требуются их возобновления. B. Основания прекращения опеки или попечительства могут касается личности опекуна; в этих случаях требуется назначение нового опекуна или куратора. Это бывает: 1) когда опекун или куратор умирает, терпит cap. dеm. magna, делается неспособным к опеке *(525); 2) когда наступает резолютивное условие, под которым был назначен данный опекун, когда наступает установленный для его опекунства dies ad quem, или оканчивается та специальная потребность, для коей был назначен данный опекун (для ведения тяжбы пупилла с опекуном *(526); 3) когда опекун получает возможность отказаться от принятой уже опеки и пользуется этой возможностью; это имеет место при приглашении в тайный совет principis *(527), в случае тяжкой болезни, крайней бедности *(528), отправлении через море rei publicae causa *(529), изменения местожительства с разрешения императора (знающего об опеке *(530); 4) когда опекун устраняется от должности за допущенную им при ведении опеки culpa lata, dolus *(531) или вообще за полную неспособность к опекунству *(532); это устранение производится магистратом или ex officio *(533), или по особой жалобе (ассusatio suspecti tutoris), которая может быть предъявлена каждым гражданином, даже женщиной *(534). II. В предыдущем изложении не раз упоминались опекунские власти. Так называются те магистраты, которым вверено заведывание опеками и попечительствами, т.е. участие в назначении опекунов и попечителей, надзор за их деятельностью *(535), распределение administrationis между несколькими опекунами, контроль за отчуждениями и принятиями платежей, устранение подозрительных опекунов, и т.д. В качестве опекунских властей в Риме в разное время являлись разные магистраты, начиная с lex Atilia и Julia et Titia, т.е. с законов, которые ввели впервые надзор магистратов за опеками. При Юстиниане в Риме и Константинополе опекунскими властями являлись praefeсtus urbi для опеки над personae illustres и clarissimi, и praеtor tutelaris - для опеки над остальными лицами; в провинциях опекунскими властями были praesides и их легаты, которые заведовали опеками над богатыми лицами, и муниципальные магистраты, которым подлежало заведование опеками над лицами, имущество которых не превышало 500 солидов *(536). - Ответственность этих властей очень ограничена. Мы уже говорили ( § 22, II), на каком месте они отвечают. Остается сказать, какие из этих магистратов несут эту ответственность и за что они отвечают. Отвечают только муниципальные магистраты и притом только в следующих случаях: 1) если они совсем не назначали опекуна; 2) если они не потребовали от опекуна надлежащей satisdatio; 3) если они сами назначили негодное лицо опекуном или рекомендовали таковое для назначения высшему магистрату (nominatio) *(537). - Иск пупилла к магистрату называется a. tutelae utilis *(538). Наследственное правоВведение§ 1. Сущность и значение наследованияI. Если субъект прав умирает, то вместе с его гибелью уничтожаются далеко не все принадлежавшие ему субъективные права и обязанности. Уничтожаются безусловно только семейные права и обязанности; большая же часть имущественных правоотношений умершего продолжает существовать после смерти их субъекта; они переходят на какое-либо другое лицо, и этот переход прав и обязанностей умершего лица на нового приобретателя называется наследованием. - В основе института наследования лежат соображения разного рода: они вызваны как вниманием к индивидуальным интересам, так и общественными соображениями. Прежде всего, индивидуальная личность каждого субъекта прав выигрывает, благодаря существованию наследования, так как у каждого лица является сознание, что имущество приобретается им не только на время жизни: право делать распоряжения на случай смерти дозволяет обращать имущество и после смерти на служение тем целям, которые были дороги наследователю при его жизни; в своем завещании субъект прав имеет средство продолжить значение своей личной воли за пределы своей жизни *(539). В общественном отношении искусно построенная система наследования является также весьма важным институтом. Прежде всего, интересы кредита не позволяют считать имущественные права и обязанности окончательно погибающими со смертью их носителя. Если бы, напр., обязанность платить долги прекращалась со смертью должника, то кредитование сделалось бы очень рискованным предприятием. Необходимо, следовательно, установить принцип, согласно которому можно было бы в случае смерти одного лица перенести его имущественные правоотношения на другое лицо. Далее, институт наследования оказывает еще и иные выгоды. Если право признает завещательные распоряжения, если нормы о наследовании при отсутствии завещания выработаны в соответствии с потребностями и воззрениями общества, то наследование служит сильным побуждением для каждого индивидуума к увеличению своего имущества и к производительному труду, ведущему к этой цели. Для кого была бы недостаточной приманкой усиленная работа для самого себя или для общего блага, тот может быть привлечен к работе на пользу своей семьи и вообще близких лиц либо особенно дорогих интересов. От такого усиления личной производительности выигрывает экономически все общество. Кроме того, система наследования может иметь и важное политическое значение. При известном регулировании порядка наследования государство может влиять на распределение богатств между отдельными гражданами в смысле желательном для правительства. Напр., могущественная английская аристократия поддерживает свое существование, главным образом, благодаря особому порядку наследования в имуществе. - Эти соображения, между прочим, могут объяснить нам, почему наследственное право, наряду с семейным, весьма сильно по своему содержанию стоит в зависимости от индивидуальных особенностей каждого данного народа, его национального состава и исторических судеб. Поэтому и римское наследственное право уже далеко не является таким космополитичным по содержанию, каким является, напр., римское обязательственное право, и рецепция этой части римского гражданского права в Западной Европе совершена была далеко не в такой полноте и не так безусловно, как рецепция обязательственного права. II. Римляне представляли себе наследование возможным в двоякой форме - в форме универсального преемства - наследование, hereditas в тесном смысле, - и в форме сингулярного преемства - legatum и fideicommissum. III. Универсальное преемство состоит в том, что новый приобретатель, который в этом случае именуется наследником - heres, одним актом приобретает всю совокупность уцелевших после умершего прав и обязанностей *(540). Он приобретает, вступая в наследство, все части активного имущества, как вещные, так и обязательственные права. Для этого он не должен совершать актов приобретения каждого права в отдельности. Достаточно того события, которое считается актом приобретения всего наследства. В составе наследства heres может приобрести даже такие права, о существовании которых он не знал, или же такие, к приобретению которых в отдельности он не был способен *(541). В то же время, по римскому воззрению, наследник с актом приобретения наследства, делается субъектом всех тех обязанностей, которые уцелели по смерти наследодателя. На наследника, другими словами, переходят долги наследодателя, и притом переходят в полном объеме, хотя бы их сумма превышала активное имущество наследодателя. Наследство может даже состоять из одних долгов. L. 119 D. 50, 16. Pomponius. Hereditatis appellatio sine dubio continet etiam damnosam hereditatem: juris enim nomen est sicuti bonorum possessio. Только Юстиниан создал для наследника особое средство, чтобы тот мог избавиться от этой ответственности за долга наследства в их полном размере (т.наз. beneficium inventarii см. ниже § 24). IV. Если таких наследников является несколько, то они называются сонаследниками - coheredes. Они тогда конкурируют друг с другом, и каждый получает лишь идеальную часть всего наследственного имущества, т.е. актива и ответственности за долги. Но эвентуально каждый из таких coheredes считает призванным ко всему наследству: это выражается в том, что при уничтожении кого-либо из сонаследников его часть в наследстве разделяется между всеми остальными сонаследниками; римляне говорят в этом случае о приращении между сонаследниками (jus accrescendi см. ниже § 22). V. Для получения наследства необходима наличность двух моментов: открытие наследства (delatio hereditatis) и приобретение наследства (acquisitio hereditatis). Открытием наследства называются такие факты, которые дают право известному лицу сделаться субъектом наследственного имущества, если он этого пожелает *(542). Приобретение наследства состоит в изъявлении воли сделаться наследником; после этого изъявления призванное к наследству лицо делается субъектом наследственного имущества, входящих в его состав прав и обязанностей. - Есть, впрочем, случаи, когда наследство приобретается помимо воли наследника, так что особый акт приобретения наследства не является необходимым; такие наследники называются heredes necessarii, в отличие от vоluntarii; сюда относятся непосредственно подвластные наследодателю нисходящие (heredes sui et necessarii), а также рабы, назначенные в завещании их собственника наследнниками (см. ниже § 19, I, В.) . - Следует здесь отметить одно основное правило римского наследственного права. Согласно этому правилу, наследник, раз он приобретает наследство, должен навсегда остаться наследником. Нельзя было, напр., в завещании назначать наследника ad diem, т.е. от или до известного срока, или под резолютивным условием. Это правило выражается теперь афоризмом: "semel heres semper heres". VI. Отсюда следует, что под наследственным правом в субъективном смысле следует разуметь двоякого рода понятие. В момент призвания к наследству - delatio hereditatis - лицо получает право приобрести наследственное имущество; оно делается способным к приобретению наследства (Общ. ч. § 13, IV, 5). После совершения акта приобретения наследства - acquisitio hereditatis - призванное лицо получает уже право на самое наследство, оно делается его хозяином. Мы уже знаем, что конструкция этого последнего права спорна (см. Общ. ч. § 13, IV, 5). Но, исходя из этого соображения, что имущество, как целое, не есть особый объект права, а только особое юридическое понятие (Общ. ч. § 29, III), мы должны безусловно отвергнуть ту конструкцию, согласно которой объектом права наследника, совершившего acquisitio heredes, является наследство, как целое. Правильнее всего нам кажется воззрение, согласно которому наследник, приобретая наследство, не получает какого-либо особого субъективного права sui generis: он просто делается субъектом тех отдельных прав и обязанностей, которые принадлежали наследодателю; но все эти права и обязанности приобретает одним общим актом и соответственно с этим получает и один общий иск о защите этих прав и обязанностей (hereditatis petitio). Конструкция, которая видит в наследовании переход на наследника имущественно-правовой личности наследодателя, нам кажется слишком противоестественной, ибо допускает, что в юридическом отношении личность переживает физическое существование ее носителя, как бы отделяется от самого лица. В этой конструкции заключается метафора, удачно поясняющая суть дела, но не настоящая жизненная характеристика реального положения отношений. Такая метафора содержится и в выражениях источников, приводимых в подкрепление этой конструкции (напр., Nov.48 praefatio: "nostris videtur legibus una quodammodo persona heredis et illius qui hereditatem in eum transmittit"). VII. Призвание к наследству (delatio hereditatis) совершается пo двум основаниям: 1 ) завещание умершего лица - testamentum, и 2) закон. Призвание по закону наступает или в том случае, когда не осталось вполне действительного завещания, или же в том, когда наследство дается некоторым лицам вопреки оставшемуся завещанию. Согласно с этим различаются три порядка наследования: 1 ) наследование по завещанию - successio ex testamento, 2) наследование по закону в тесном смысле, т.е. при отсутствии завещания - successio ab intestato и 3) наследование против завещания или т. наз. необходимое наследование *(543). Существует у римлян общее правило, что наследование против завещания может иногда иметь место рядом с наследованием по завещанию (некто вчиняет querela inofficiosi testamenti и одерживает победу только против одного из нескольких наследников, назначенных в завещании *(544). Но наследование ab intestatо никогда не может иметь места рядом с наследованием по завещанию. Это выражается старинной поговоркой "nеtо pro parte testatus pro parte intestatus decedere potest" *(545). На основании этого правила, если умерший оставил завещание и в нем распорядился только о части своего имущества, в остальной части не происходит наследования ab intestato, но она дается тому же наследнику, который назначен в завещании ( § 9, II). Далее, если из нескольких наследников, назначенных в завещании, один не приобретает своей части, то она также не идет к наследникам ab intestato, но прирастает (accrescit) к частям остальных наследников по завещанию ( § 22, II). Тут мы вторично встречаемся с jus ассrescendi. Только к завещаниям солдат это правило не применяется: здесь наследование совершается по завещанию настолько, насколько это определено завещателем, a в остальной части имущества возможно наследование ab intestato *(546). - Делалось много попыток объяснить происхождение этого странного правила, которое не существует в русском праве и откинуто в большинстве западно-европейских законодательств. Кажется, самым удачным нужно считать объяснение *(547), которое видит основание правила в буквальном толковании римскими юристами только при том условии: "si intestato moritur". Этот текст был истолкован древними юристами в том смысле, что лицо, оставившее завещание, хотя бы о части имущества, не было уже intestatus, и потому в его имуществе по букве закона не должно было открываться наследование ab intestato. Это буквальное толкование закона привилось на практике, потому что значительно упрощало задачи суда при урегулировании наследования в каждом данном случае: суд просто отдавал все имущество лицу, указанному в завещании. Когда же римский судья стал способнее к совершению сложных расчетов, правило уже получило слишком прочную почву под ногами и было сохранено только в силу старого обычая. При выработке нового солдатского завещания - testamentum militis - оно было, как мы уже заметили, отброшено. VIII. Мы познакомились, в общих чертах, с первым видом наследования, с наследованием в форме универсальной сукцессии. Наследование возможно и в форме сингулярного преемства. Тогда мы говорим об отказе, по римской терминологии - legatum и fideicommissum *(548). В этих случаях лицо получает не все имущество наcледодателя или определенную квоту его, но известные, указанные наследодателем части активного имущества наследодателя. За долги наследодателя лицо, получившее отказ, не отвечает, хотя бы оно получило в результате больше имущества, нежели сам наследник. Но зато, с другой стороны, отказы, сделанные наследодателем, действительны лишь тогда, когда активное имущество наследодателя превышает его долги. Кроме того, наследник имеет право удержать в свою пользу из наследственного имущества четвертую часть - quarta Falcidia, которую он может вычесть из назначенных наследодателем отказов. Впрочем, есть и такие отказы (fideicommissum hereditatis), которые, пo исключению, устанавливают в результате их исполнения универсальное преемство получающего их лица во всем наследстве или в его части (см. § 2, III). |