Главная страница

Готовая работа 07.05.2020. Система синтаксических структур, передающих (представляющих, обозначающих) эмоциональное состояние (и отношение) Содержание


Скачать 313.75 Kb.
НазваниеСистема синтаксических структур, передающих (представляющих, обозначающих) эмоциональное состояние (и отношение) Содержание
Дата28.08.2021
Размер313.75 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаГотовая работа 07.05.2020.docx
ТипРеферат
#228133
страница2 из 19
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ



    1. Характеристика научной парадигмы современной лингвистики


По мнению языковедов на данный момент лингвистическая наука подверглась коренным изменениям, которые заключаются в изменении точки зрения рассмотрения языка: от независимой от индивидуума обособленной системы к так называемому «антропологическому феномену».1 Наблюдается смена ориентиров в процессе лингвистических исследований и переход к новой парадигме – антропоцентрической. Ю. В. Дорофеев полагает, что «смена лингвистических приоритетов, разработка новых стратегий лингвистического поиска и привели к преобразованию сложившейся системы воззрений на язык и принципам лингвистических исследований и формированию новой научной парадигмы в лингвистике».2

В изучении языка обычно выделяются три традиционные научные парадигмы:

- сравнительно-историческая (близкая к языкознанию 19 века и базирующаяся на сравнительно историческом методе);

- системно-структурная (акцентирующая внимание на слове);

- антропоцентрическая, «возвратившая человеку статус «меры всех вещей» и вернувшая его в центр мироздания».3

В области этой научной парадигмы исследовательский интерес «переключаются с объектов познания на субъекта, т.е. анализируется человек в языке и язык в человеке».4

Во все времена язык являлся наиболее яркой характеризующей чертой этноса. В 19 веке вопросы «язык и человек», «язык и культура» стали центральной темой языкознания и были освещены во многих трудах таких ученых, как Г. Штейнталь, Э. Бенвенист, В. фон Гумбольдт, А.А. Потебня и многих других. Но уже в первой половине 20 столетия они уходят на второй план, и язык начинает изучаться «в самом себе и для себя». Ю. К. Волошин очень справедливо отмечает, что «многие десятилетия лингвисты изучали «человека молчавшего» (язык был как бы сам по себе, а человек – сам по себе). Осознание необходимости изучать язык и человека комплексно, т.е. «говорящего человека», побудило исследователей уделить серьёзное внимание всем аспектам этой сложной проблемы».5

Выходит, что современная лингвистика акцентирует внимание именно на антропоцентричном характере языка. Данная парадигма выдвигает идею о том, что этот мир познается человеком «через осознание себя, своей теоретической и предметной деятельности в нем», и это придает ему право «творить в своем сознании антропоцентрический порядок вещей», который определяет его «духовную сущность, мотивы его поступков, иерархию ценностей».6

В 20 веке лингвистика разделила антропоцентрическую парадигму на четыре основных, как взаимосвязанных, так и отличных друг от друга направления. Первое концентрируется на языке как на «зеркале» человека, основой для него служит определение языковой картины мира, а главной задачей – рассмотрение того, каким образом индивидуум отражает свою личность в языке. Вторым направлением является коммуникативная лингвистика, характеризующаяся заинтересованностью в человеке, главным образом, как участнике коммуникационного процесса. Третье направление – это изучение, использующее данные иных наук, функций языка в процессе познания и когнитивной организации людей. Четвертое направление данной области, не обладая собственным названием, определяет то, как язык существует в самом индивидууме. Со стороны С.Г. Васильевой выступает предложение определения названия данного раздела языкознания как внутрисубъектной лингвистики или теории носителя языка.7 Её основателем считается И. А. Бодуэн де Куртенэ, который писал, что «язык существует только в индивидуальных мозгах, только в душах, только в психике индивидов или особей, составляющих данное языковое общество».

Язык представляет собой довольно многогранное и сложное явление. Ю. С. Степанов проецирует его на несколько образов, чтобы отобразить это: 1) язык как язык индивидуума; 2) язык как часть языковой семьи; 3) язык как структура; 4) язык как система; 5) язык как тип и характер; 6) язык как компьютер; 7) язык как пространство мысли и «дом духа». Ближе к концу 20 века язык начинает рассматриваться и как «продукт культуры, как ее важная составная часть и условие существования, как фактор формирования культурных кодов».8 Формируются новые цели и установки изучения языка, новые важные методики и понятия.

Таким образом, становление антропоцентрической парадигмы спровоцировало «разворот лингвистической проблематики в сторону человека и его места в культуре, ибо в центре внимания культуры и культурной традиции стоит языковая личность во всем ее многообразии: Я-физическое, Я-социальное, Я-интеллектуальное, Я-эмоциональное, Я-речемыслительное».9 «Все языкознание пронизано культурно-историческим содержанием, ибо своим предметом имеет язык, который является условием, основой и продуктом культуры».10

Культура обладает коммуникативно-деятельностной, символической и ценностной природой. Язык не только связан с ней или соприкасается каким-либо образом, он «прорастает в нее, развивается в ней и выражает ее».11 Общедоступно известно, что «все тонкости культуры народа отражаются в его языке, который специфичен и уникален, т.к. по-разному фиксирует в себе мир и человека в нем».12 По мнению Ю.К. Волошина «культура зачастую сама по себе нема, и в этих случаях ей без языка не обойтись».13

Теория о тесной связи данных понятий была отражена и раскрыта в лингвокультурологии – науке, которая возникла на пересечении культурологии и лингвистики и исследующая деятельность культуры народа, отразившуюся и закрепившуюся в языке. Категориальный аппарат этой научной дисциплины базируется на таких терминах, как «концепт» и «языковая личность».

На сегодняшний день представлены разные подходы к исследованию языковой личности. В первую очередь, данный термин рассматривает индивидуума как носителя языка, изучаемого с точки зрения его способностей к деятельности речевого плана. В том числе под ним подразумевается ряд особенностей вербальной деятельности человека, прибегающего к использованию языка как средства коммуникативного процесса – коммуникативная личность. И, наконец, под «языковой личностью» может пониматься закрепленный преимущественно в лексической системе базовый национальнокультурный прототип носителя определенного языка, своего рода «семантический фоторобот», составляемый на основе мировоззренческих установок, ценностных приоритетов и поведенческих реакций, отраженных в словаре – личность словарная, этносемантическая.14

Итак, антропоцентрическая парадигма выводит на первое место человека, а язык считается его главной характеристикой, важнейшей составляющей. Культура и язык – «антропоцентрические сущности, они в человеке, служат человеку и без человека не имеют смысла».15 Лингвокультурология является «продуктом» антропоцентрической парадигмы в современной лингвистике. Языковая личность и концепт – ее базовые категории, «отражающие ментальность и менталитет обобщенного носителя естественного языка и предоставляющие этой научной дисциплине исследовательский инструмент для воссоздания прототипического образа «человека говорящего».16
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


написать администратору сайта