Готовая работа 07.05.2020. Система синтаксических структур, передающих (представляющих, обозначающих) эмоциональное состояние (и отношение) Содержание
Скачать 313.75 Kb.
|
1.2. Общая характеристика категории «эмоции»Современная нейробиология и психологическая наука стали свидетелями бурного развития исследований и теоретических разработок в области эмоций, затрагивающих такие разнообразные (и важные) темы, как то, что такое эмоции, откуда они берутся, как они сознательно переживаются и как они реализуются в мозге и теле. Тем не менее, в области аффективной науки все еще существует мало единого мнения относительно фундаментальной природы эмоций. 1.2.1. Изучение эмоций в разных наукахФИЛОСОФСКИЙ ФОН В «Республике» Платона (428-347 до н. э.) эмоции присутствуют через такие термины, как боль и удовольствие. Избыток любого из этих элементов влияет на разум человека, и в то же время общество должно заставить старших научить младших открывать удовольствие без преувеличения в конкретных задачах. Уже в «Пиру» Сократ делает апологическое размышление о любви. Более того, наиболее последовательный и сложный вклад в эмоции возникает из исследований Аристотеля. Для Аристотеля (384-322 до н. э.) эмоция определяется как состояние, в соответствии с которым человек трансформируется до такой степени, что он остается с затронутым суждением, которое сопровождается удовольствием и болью. Ключевые слова, которые Аристотель связывает с эмоциями, - это зависть, гнев, жалость и страх. Тем не менее, фокус исследования Аристотеля на эмоциях сосредоточен на холере. Таким образом, он обращается к факторам, которые порождают то же самое, признавая некоторые физиологические и поведенческие реакции, анализируя моральные и социальные убеждения. Впоследствии в «Этике Никомаха» Аристотель отмечает, что эмоции могут быть воспитаны и в то же время использованы в пользу хорошего сосуществования. С другой стороны, вклад стоиков в изучение эмоций основывается на совершенно негативной точке зрения, они рассматривали их как ненужную пертурбацию настроения. Сенека уже осуждал волнение как нечто, способное превратить разум в рабство. Крисипо рассматривал эмоции как нечто тревожное, основываясь на своей теории противоположностей, утверждал, что «зло состоит из того, что противоречит воле разума мира, разрушает и нарушает равновесие». Стоики приписывали вину человеческих проблем эмоциям в результате суждений человека о мире. Таким образом, стоики считаются предшественниками в изучении эмоций, исходя из когнитивной оценки. Впоследствии в Средние века считалось, что рациональная сторона души борется за контроль над желаниями и аппетитами, которые порождают страсти. Согласно церковным заповедям, люди, которые не способны контролировать страсти, будут грешить и поэтому должны быть наказаны через покаяние. Большинство средневековых теорий связывали эмоции со страстями, аппетитами и желаниями, рассматривая их как нечто, что нужно контролировать. Из философской традиции, как правило, эмоции отождествляются с метафорой хозяина и раба. Хозяин – это разум и контроль, которые противопоставляются рабу, который является эмоциями и страстями. В этой метафоре присутствует дуализм разума и тела. Как мы видим, в Средние века эмоция ассоциировалась с термином страсти, которая имела уничижительный оттенок. Считали, что это связано с иррациональной частью человека и что разум должен контролировать страсти. Декарт отмечает, что связь между телом и разумом сосредоточена в мозге, более конкретно в шишковидной железе. По словам Декарта, в этот момент обнаруживается душа, и именно там расположены эмоции, определяемые как пассивные изменения, вызванные животными духами, которые активируют тело. ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПОДХОД Чарльз Дарвин (1872) был одним из пионеров в изучении человеческих эмоций. В своей знаменитой работе «Выражение эмоций у животных и человека». Он сосредоточил внимание на адаптивной и наследственной роли эмоций, описав, как эмоции связаны с выражениями лица. Он отметил, что эмоции проявляются различными способами, через жесты или движения фракций, общих для людей и животных.17 По словам Дарвина, эмоциям придается наследственный и функциональный характер. Основываясь на различных эмпирических наблюдениях, эмоциональные выражения проявляются одинаково у детей и взрослых, в том числе у субъектов разных культурных групп. В своем исследовании Дарвин показывает нам, что выражения эмоций важны для благополучия человеческого рода и что подавление этих эмоций может привести к разграничению, учитывая, что через эмоциональные выражения часто передаются наши мысли более правдиво, чем наши слова. Это указывает на то, что эмоциональное выразительное поведение выполняет свою социальную функцию, поскольку оно помогает подготовке к действию, а также передает общение. «Дарвин и более поздние психологи, пытающиеся объяснить возникновение эмоций в эволюционных терминах, очень скоро поняли, что эмоциональные выражения имеют адаптивно-социальную ценность у видов животных. Агрессивные или умиротворяющие сигналы, призывающие к появлению, сигналы страха и просьбы о помощи от детеныша к матерям и т. д.... - это поведение, которое способствует регулированию социальной жизни».18 Таким образом, мы понимаем, что эволюционное течение проявляло интерес к изучению эмоций, основываясь на двух подходах: генетическом (изучение наследственности эмоций) и социальном (социальная функция эмоций). Вклад исследований эволюционной теории, начатых с Дарвином об эмоциональном выражении, имел много аспектов, выраженных в более поздних исследованиях, например, в бихевиоризме. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД Основу психофизиологической теории представляет Уильям Джеймс, который в 1884 году опубликовал статью под названием «Что такое эмоции?», вызвав шок в научном сообществе того времени, поскольку он выступал против того подхода, который до этого применялся по отношению к эмоциям. Джеймс19 отметил, что «телесные изменения непосредственно следуют за восприятием триггерного факта ( ... ) наше ощущение этих изменений по мере их возникновения – это эмоция». Джеймс утверждал, что реакции физиологических изменений являются триггером для некоторого изменения психологического порядка, таким образом, эмоция рассматривается как восприятие индивидом автоматических физических изменений. Эту теорию разделил другой ученый по имени Ланге, который изучал эту тему примерно в то же время. Для Фернандеса-Абаскаля20 телесные изменения, как физиологические, так и двигательные, которые мы называем «эмоциональной реакцией», на самом деле составляют и порождают эмоциональный опыт. Чувство, которое эти изменения вызывают у нас, в тот момент, когда они происходят, является эмоцией; следовательно, это аффективный опыт отраженного поведения. Глядя на результаты, становится ясно, что психофизиологический подход рассматривает эмоции как восприятие физиологических изменений. Мы можем понять, что существующая ситуация необходима для стимулирования телесных изменений, вызывающих эмоциональные реакции. БИХЕВИОРИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД Согласно Леду21, на протяжении большей части середины 20 века психология доминировала под влиянием бихевиористов, которые считали, что внутренние и субъективные состояния ума, такие как восприятие, воспоминания и эмоции, не являются подходящей темой изучения психологии. В соответствии с утверждением и обзором некоторых работ, которые мы приводим ниже, мы констатируем, что эмоции строго изучались бихевиористами, которые долгое время фокусировали свои исследования на формировании личности и процессах обучения. Внимание бихевиористов было основано исключительно на наблюдаемых явлениях. «Выражение эмоциональной жизни и мотивации ума было описано как одно из величайших достижений в истории человеческой мысли, но, возможно, это была одна из великих катастроф. В своем стремлении к внутреннему объяснению, опираясь на ложное чувство причины, связанное с сентиментализмом, он затмил экологический фон, который привел бы к более эффективному анализу».22 Несмотря на резкую критику, сделанную Скиннером в отношении изучения эмоций с другого подхода, не «поведенческого», он внес свой вклад в процесс оперантного кондиционирования для изучения эмоциональных слов. Что касается работ, начатых Уотсоном23, он в основном фокусируется на трех эмоциях в людях: страхе, гневе и любви. В этом случае бихевиористы уделили больше внимания изучению фобий, поскольку это явление восприимчиво к конкретным стимулам, вызванным факторами окружающей среды. Впоследствии некоторые исследования были проведены Уотсоном и Рейнером24, которые исследовали реакции эмоционального кондиционирования через процессы обучения сигналов. Фернандес-Абазкаль25 определяет, что бихевиористы рассматривали эмоциональное поведение как набор наблюдаемых реакций (моторных и физиологических), которые могут быть обусловлены так же, как и любой другой ответ. Эмоциональное поведение может быть вызвано новыми стимулами, которые ранее не вызывали ответа, при условии соблюдения классической процедуры кондиционирования. Мы пришли к выводу, что поведенческая теория отдает приоритет изучению наблюдаемых и измеримых явлений, идя вразрез с течением когнитивной психологии, которая, как известно, выступает за взаимодействие субъекта и среды. То есть эмоция – это интерпретация внешнего явления субъектом с его собственного восприятия. |