Главная страница

Ответы на ГОСы. Социальная структура современного общества. Социальные институты


Скачать 0.58 Mb.
НазваниеСоциальная структура современного общества. Социальные институты
Дата14.04.2023
Размер0.58 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаОтветы на ГОСы.docx
ТипДокументы
#1062958
страница4 из 13
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Стабильные – характеризующиеся институциональными формами политических отношений и поведения политических акторов, отработанными механизмами принятия социально-политических решений;

  • Нестабильные – возникающие в условиях кризиса власти, характеризуются ярко выраженным противоборством, использованием политическими акторами нелегальных и безнравственных форм политической борьбы.

    После Октябрьской революции 1917 г. в России была установлена политическая система советского типа, характеризовавшаяся рядом отличительных признаков.

    • 1. Она была закрытой с точки зрения характера взаимоотношений с внешней средой и функционировала на основе классового принципа: декларировалось, что политическая система отражает интересы трудящихся, в первую очередь пролетариата.

    • 2. В осуществлении властных функций преобладали методы революционного насилия.

    • 3. Политическая система советского типа основывалась на принципах совмещения и концентрации политических ролей и функций в руках правящей коммунистической партии, неприятия политического плюрализма и запрета деятельности оппозиции.

    • 4. Связующим звеном политической системы советского типа, ее несущей конструкцией являлась монопольно властвующая партия, которая объединяла государственные органы, общественные движения и подчиняла их решению конкретных задач.

    • 5. В основе механизма формирования и функционирования власти в политической системе советского типа лежал номенклатурный принцип. Номенклатура была закрытой системой, попасть в которую было не просто, но очень престижно.

    Формирование новой политической системы в России в 1990-х гг. связано с именем Б. Н. Ельцина. Этот процесс происходил одновременно с приватизацией: государственная собственность концентрировалась в руках узкой группы лиц. Сформировалась политическая система конкурентной олигархии, имевшая ряд отличительных особенностей.

    Институциональный дизайн властной пирамиды характеризовался акцентом в перераспределении властных полномочий в пользу исполнительных органов и существенным ограничением функций законодательных институтов власти, которые практически были лишены возможности осуществлять контроль за деятельностью исполнительных органов.

    В новой российской политической системе был низкий удельный вес политических партий, их слабое влияние на власть, общество. Эти особенности свидетельствуют о противоречии между политической структурой и ее культурным основанием

    Демокра́тия — политическая система, в основе которой лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса[2] или на его существенные стадии[3].

    Исторические формы демократии

    На на­чаль­ных эта­пах раз­ви­тия че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ст­ва пре­об­ла­да­ла не­по­сред­ст­вен­ная Д.. Вы­де­ле­ние в отд. груп­пу воо­руж. муж­чин, при­няв­ших на се­бя от­вет­ст­вен­ность за безо­пас­ность пле­ме­ни, при­ве­ло к то­му, что имен­но они ста­ли иг­рать гл. роль в при­ня­тии ре­ше­ний (во­ен. де­мо­кра­тия, во­ж­де­ст­во).

    Сле­дую­щей ис­то­рич. фор­мой де­мо­кра­тич. об­ществ. уст­рой­ст­ва ста­ла по­лис­ная Д., по­лу­чив­шая наи­боль­шее раз­ви­тие в греч. го­ро­дах-го­су­дар­ст­вах с сер. 1-го тыс. до н. э. В это вре­мя по­яв­ля­ет­ся и сам тер­мин «Д.». Так же, как при ро­до­вом строе, др.-­греч. Д. бы­ла не­по­сред­ст­вен­ной: осн. во­про­сы гос. жиз­ни ре­ша­лись нар. со­б­ра­ни­ем, в ко­то­ром при­ни­ма­ли уча­стие все гра­ж­да­не; со­б­ра­ние из­би­ра­ло гл. долж­но­ст­ных лиц и ор­га­ны вла­сти, осу­ще­ст­в­ляв­шие управ­ле­ние по­ли­сом в про­межут­ках ме­ж­ду нар. со­б­ра­ния­ми; гра­ж­да­не об­ла­да­ли рав­ны­ми пра­ва­ми, но в их чис­ло не вклю­ча­лись ра­бы, жен­щи­ны, де­ти.

    Про­цес­сы мо­дер­ни­за­ции и скла­ды­ва­ния нац. го­су­дарств в Но­вое вре­мя из­ме­ни­ли ус­ло­вия по­яв­ле­ния и воз­мож­но­сти су­ще­ст­во­ва­ния Д., сти­му­ли­ро­вав воз­ник­но­ве­ние пред­ста­ви­тель­ной Д., в ко­то­рой на­род осу­ще­ст­в­ля­ет власть опо­сре­до­ван­но – че­рез сво­их пред­ста­ви­те­лей в ор­га­нах го­су­дар­ст­ва. Со­от­вет­ст­вен­но гл. ин­сти­ту­та­ми Д. ста­но­вят­ся вы­бо­ры и пар­ла­мент.

    В рос. ис­то­рии име­ли ме­сто отд. эле­мен­ты Д. (Нов­го­род­ская рес­пуб­ли­ка; Зем­ские со­бо­ры в 16–17 вв.), ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния (вой­ско­вой круг у ка­за­ков, кре­сть­ян­ская об­щи­на, зем­ст­ва во 2-й пол. 19 – нач. 20 вв.). Од­на­ко в ос­но­ве по­ли­тич. соз­на­ния во 2-й пол. 15 – кон. 19 вв. ле­жа­ла идея еди­но­го цен­тра­ли­зов. го­су­дар­ст­ва во гла­ве с аб­со­лют­ным мо­нар­хом. В нач. 20 в., в пе­ри­од кри­зи­са са­мо­дер­жав­ной вла­сти, в Рос. им­пе­рии на­ча­лось дви­же­ние к Д., бы­ли за­ко­но­да­тель­но за­кре­п­ле­ны по­ли­тич. пра­ва и сво­бо­ды гра­ж­дан, раз­ре­ше­на дея­тель­ность по­ли­тич. пар­тий и об­ще­ст­вен­но-по­ли­тич. ор­га­ни­за­ций, соз­дан пред­ста­ви­тель­ный ин­сти­тут – Го­су­дар­ст­вен­ная ду­ма. В ре­зуль­та­те Фев­раль­ской ре­во­лю­ции 1917 в Рос­сии ли­к­ви­ди­ро­ва­на мо­нар­хия и на по­ве­ст­ку дня встал во­прос о кон­сти­туи­ро­ва­нии но­вой де­мо­кра­тич. го­су­дар­ст­вен­но­сти (см. Уч­ре­ди­тель­ное со­б­ра­ние). Од­на­ко в ре­зуль­та­те ост­рой по­ли­тич. борь­бы эти тен­ден­ции бы­ли пре­рва­ны по­сле Окт. ре­во­лю­ции 1917.

    Основные теории демократии:

    • протективная («защищающая») демократия (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье) Главным смыслом собственного существования такая демократия считает защиту граждан как от произвола властей, так и от беззакония частных лиц. Важным для этой модели демократии является отделение государства от гражданского общества и невмешательство власти во многие сферы жизни, прежде всего в экономику.

    • развивающая демократия (Ж.-Ж. Руссо)  демократия, являющаяся не только государственным механизмом, но и через непосредственное участие всех граждан в политической жизни общества развивающая, совершенствующая людей. Руссо был убежденным противником фабричного производства и сторонником мелкой собственности, которую, по его мнению, следует равномерно распределять между всеми гражданами, каждый из которых станет ответственным за собственное дело, которое также будет способствовать его развитию.

    • «отмирающее государство» Карла Маркса свободу связывал с прекращением экономической эксплуатации одним из правовых агентов, которым, по его мнению, является государство. «Настоящая демократия» — это безгосударственный строй, при котором государственное управление уступает место самоуправлению. Такого порядка можно достичь лишь путем социальной революции, которая уничтожает частную собственность. 

    • соревновательный элитизм (М. Вебер, Й. Шумпетер)  Это — метод отбора талантливой и компетентной властной элиты, способной взять на себя ответственность как за законодательство, так и за администрирование. Эта модель предполагает сильную исполнительную власть, довольно жесткий контроль правящей партии за парламентом, независимую от политического строя компетентную бюрократию. Массам разрешается только участие в выборах.

    • плюралистическая демократия (Д. Трумэн, Р. Даль) усматривают главное значение демократии в защите прав меньшинств. Общество — это совокупность многочисленных малых групп, каждая из которых стремится удовлетворить собственные интересы. Правительство выступает как посредник в сложных процессах взаимодействия этих групп. Главный недостаток этой модели ее оппоненты видят в том, что она предоставляет организованным группам слишком большого значения и недооценивает возможность концентрации власти в руках могущественных из них (так называемый «корпоративизм»).

    • легальная демократия (Ф. Хайек, Р. Нозик)  Ее основополагающий принцип — закон имеет преимущество над волей народа. Как и «протективная», «легальная» демократия предполагает обособление государства от гражданского общества (прежде всего в экономике). В экономическом плане модель «легальной» демократии соотносится с неолиберальной моделью, сторонники которой выступают за возвращение к «свободной конкуренции» и неограниченного господства рыночных сил.

    Важнейшее условие стабильности демократического режима — наличие в его распоряжении достаточных материальных и духовно-психологических ресурсов. 

    Связи между правами человека и демократией глубоки и при этом носят двусторонний характер: одно в определенной степени зависит от другого и является неполным без другого.  

    Прежде всего, ценности равенства и самостоятельности – это и ценности прав человека, а право принимать участие в управлении является само по себе правом человека. В статье 21 Всеобщей декларации прав человека (ВДПЧ) говорится, что «Воля народа должна быть основой для власти правительства»: таким образом, демократия, в действительности, является единственной формой правления, которая соответствует правам человека.

    Однако «демократия» неполна без тщательного соблюдения прав человека. Настоящее участие в управлении практически невозможно без того, чтобы не соблюдались основные права людей.

    7. Познание как процесс. Роль образования в познавательной деятельности

     Процесс познания — это восприятие объективных закономерностей реального мира в сознании человека и выражение воспринятого в форме знания.

    Познание – это процесс  получения человеком знаний о мире, обществе и самом себе.

    Субъект познания – это тот, кто занимается познанием как видом деятельности, то есть человек, группы людей или всё общество в целом.

    Объект познания —  это то, на что или на кого направлен процесс познания. Это может быть материальный или духовный мир, общество, люди, сам человек, познающий самого себя.

    Формы чувственного познания:

    1. Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств. С помощью этих органов человек ощущает отдельные свойства предмета — форму, цвет, запах и т. п.

    2. Восприятие — чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств. Восприятие служит также основной формой формирования представлений.

    3. Представление — чувственно-наглядный, обобщённый образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств. Проще говоря — то, что сохранилось в памяти человека после знакомства с предметом.

    Чувственное познание всегда субъективно, но именно этот уровень познания осуществляет связь человека с внешним миром.

    Интуиция — вид познания, в котором проявляется способность непосредственного постижения истины без опоры на логические обоснования и доказательства.

    Основные признаки: внезапность, частичная осознанность, непосредственный характер возникновения знания.

    Рациональное познание — познание, осуществляемое разумом.

    Рациональное познание, присущее только человеку, является более сложным способом отражения действительности, который осуществляется посредством мышления.

    Основные механизмы (мыслительные операции) рационального познания: сравнение, уподобление, обобщение, отвлечение.

    Формы рационального познания:

    1. Понятие — мысль, утверждающая общие и существенные свойства объекта. Понятия, выраженные в речи отдельным словом, связываются между собой и образуют суждение.

    2. Суждение — мысль, утверждающая или отрицающая что-либо об объекте. 

    3. Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения. 

    Целью познания является достижение истины. Но не надо забывать, что познание — сложный и противоречивый процесс, не свободный от заблуждений.

    Заблуждения и ошибки в познании неизбежны и задача состоит в том, чтобы они были выявлены и вытеснены из сферы знания.

    Проблема истины включает в себя и поиски ее критерия, т.е способа, позволяющего отличить истину от заблуждения.

    По мнению Кастельса, распространение и развитие информационных технологий формируют «культуру реальной виртуальности». Коммуникация «кодирует» восприятие реальности. Только через эти коды человек и воспринимает мир. Мир таков, каков язык его описания. Соответственно, изменение формы «кодирования» вызывает изменение культуры и образа мира, создаваемого ею. «Появление новой системы электронной коммуникации характеризуется её глобальными масштабами, интегрированием всех средств массовой информации, и её потенциальная интерактивность уже меняет нашу культуру и изменит её необратимо»1 — утверждает Кастельс.

    Объяснение и понимание -это мыслительные операции, взаимно дополняющие друг друга. Их логические формы остаются в значительной мере едиными для естественных и общественных наук, раскрывая свою роль на обыденном, научном и ненаучном уровнях познании.

    Понимание - непременное условие познания. Проявляя себя в виде субъективной активности в духовной сфере человеческой деятельности, понимание выполняет двойственную роль. С одной стороны, оно связано с актуализацией имеющихся знаний с целью их пополнения, с другой, внутреннего мира личности, ее ценностносмысловой сферы и опыта. Понимание стимулируется познавательной потребностью и непосредственно сказывается на ее развитии. В контексте герменевтической традиции понимание проявляет себя как фундаментальный метод познания мира, представленного через различные тексты (знаки, законы, символы, теоремы, произведения культуры, формулы, человеческие слова, действия и пр.).

    Герменевтика (в пер. с греч. – разъясняющий, растолковывающий) - методология «наук о духе», главной задачей которых является понимание — постижение смысла. Это философский подход и принцип научного исследования, требующий всестороннего, конкретно-исторического осмысленного и глубокого понимания сущности воспитания и обучения.

    Феноменология – это учение о феноменах, под которыми философы понимали какое-либо событие, опыт или явление, основанное на принципе трансцендентального Я, включающего в себя первичный опыт сознания. Феноменология близка нам сегодня тем, что она выводит педагогику на диалогизм как способ мышления, соответствующий глубинным основаниям человеческого бытия.

      Образование как социальный феномен - это относительно самостоятельная система, функцией которой является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированная на овладение определенными знаниями (прежде всего научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых в конечном счете определяется социально-экономическим и политическим строем данного общества и уровнем его материально-технического развития.

    Образование как система — это совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием.

    Современная система образования в Российской Федерации строится на основании Закона РФ «Об образовании», принятого в 1992 г.

    Ведущим критерием для формирования и логического выделения образовательных общностей выступают виды образовательной деятельности и соответствующие им социальные статусы в системе образования. Профессиональные общности дифференцируются по ряду взаимосвязанных оснований:

    • — по должностным позициям (начальники — подчиненные, основные — вспомогательные и т. д.);

    • — по специальным профессиональным направлениям (физики, гуманитарии, биологи и прочие предметные специализации);

    • — по уровням квалификации (академики, профессора, доценты и т. д.);

    • — по положению в отраслевой и уровневой структуре системы образования (включенности в образовательные учреждения разных типов).

    Как социальная организация система образования характеризуется иерархической структурой управления: от аппарата министерства, департаментов образования до завучей и директоров школ, ректора и деканов в вузах. Кроме того, существует иерархия преподавательских должностей и званий в вузе (от ассистента до профессора), а в школе – учителей по категориям.

    Главная особенность социальной структуры образования связана с процессом социального взаимодействия двух основных групп – учителей и обучающихся.

     К субъектам системы образования и образовательной политики относятся: а) учреждения и организации, осуществляющие образовательную деятельность; б) органы управления образованием; в) предприятия и организации, образующие инфраструктуру системы образования; г) физические лица, занимающиеся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью, родители и обучающиеся.


      1. Дискурс-анализ как методология

    Дискурс-анализ – представляет собой подход к изучению природы языка в связи с центральными концептами социальных наук.

    Правила формирования дискурса (М. Фуко Археология знания)

    1) формирование объектов, для определения которого нужно рассмотреть поверхности возникновения объектов, т. е. социальную среду, инстанции разграничения (социальные институты) и проанализировать решетки спецификации, т. е. систему, в соответствии с которой «мы разделяем, противопоставляем, сближаем, перегруппировываем, квалифицируем, выводим друг из друга» различные виды объектов.

    2) формирование модальностей высказывания, которые связаны с ролью субъекта, его местонахождением и позицией.

    3) формирование понятий. Фуко считает, что систему формирования понятий образует «пучок отношений», который реализуется только в высказываниях, в связи с этим он описывает организацию поля высказываний (формы последовательности, формы сосуществования, процедуры вмешательства и др.).

    4) формирование стратегий. Стратегиями в его понимании являются те темы и теории, которые формируются под воздействием определенной организации понятий, определенной перегруппировки объектов, определенных типов актов высказывания в том или ином дискурсе. Таким образом, в понимании М. Фуко к базовым элементам дискурса относятся объекты, модальности акта высказывания, понятия, тематические выборы (стратегии).

    Шесть основных подходов (О.Ф. Русакова)

    1. лингвистический, рассматривающий языковую сторону дискурса;

    2) кратологический, связанный с именем М.Фуко и анализирующий дискурс как мощный ресурс, обладающий властно-принудительной силой;

    3) семиотический, определяющий дискурс как знаково-символическое образование

    4) социально-коммуникативный, выделяющий коммуникативные цели и социальные функции дискурса;

    5) постмодернистский, рассматривающий дискурс как сетевое коммуникативное пространство, в котором происходит переформатирование реальности и конструирование новой;

    6) комбинированный, соединяющий различные трактовки дискурса.

    Подходы к изучению дискурса (Л.С. Бейлинсон)

    1) с позиции социологии и социолингвистики, кто организует общение и участвует в нем;

    2) с позиций прагматики и коммуникативной теории, как осуществляется общение;

    3) с позиций семантической теории, о чем идет речь;

    4) с позиций структурной лингвистики, языковые способы выражения смысла в высказываниях, составляющих дискурс (формально-языковой параметр)

    Критический дискурс-анализ (Норман Фэркло).

    Основной областью интереса является исследование изменений дискурса, которые происходят благодаря интертекстуальности-механизму, с помощью которого отдельный текст привлекает элементы и дискурсы других текстов. Комбинация элементов различных дискурсов ведёт к изменению определённого дискурса, и, 

    следовательно,к изменению социо-культурного  мира.

    ДИ занимаются фактическим употреблением письменного и устного языка и других символических форм в общественных практиках;

    ДИ подчеркивают, что при практическом употреблении знаков содержание значения конструируется социальными феноменами, которые тем самым конструируются в своей общественной реальности;

    ДИ допускают, что некоторые интерпретации понимаются как части всеохватывающей дискурс-структуры, которая в определенный временной отрезок формируется и стабилизируется при помощи специфичных институционально-организационных контекстов;

    ДИ исходят из того, что употребление символических порядков подлежит реконструируемым правилам толкования и функционирования. (Keller R, S.8).

    • Дискурсы убежища, иммиграции, гуманитаризма, суверенитета способствуют наделению понятия «беженец» особыми значениями.

    • Используем , например, мультипликационные фильмы, газетные статьи и международные конвенции.

    • Изучаем социальный контекст – войны, природные катастрофы, судебные решения – определяем степень их вовлеченности в изучаемые дискурсные события.

    Трехаспектный подход.

    «направлен на анализ текстов в рамках дискурсов, локализуя их в историческом и социальном контексте, в связи с чем мы вынуждены прибегать к изучению конкретных акторов, отношений и практик, характеризующих предмет исследования».




    Социологические методы, используемые в дискурсивных исследованиях.




      1. Глобализация как фактор развития российского общества

    Глобализация и модернизация.

    Под модернизацией в широком смысле слова принято понимать исторически детерминированный процесс контроля людей над протеканием природных процессов. В более узком смысле под модернизацией подразумевается процесс изменения социально-экономической и политической составляющей всех государств планеты в соответствии с типом западного общества эпохи модерна, то есть общества, построенного на принципах либерализма и использующего достижения индустриального производства.

    Глобализация трактуется как процесс охватывания экономическими, политическими, социальными и культурными взаимоотношениями всего человеческого сообщества.

    Типы глобализационных теорий

    • Теория мировой политии

    • Теория мировой культуры

    • Теория мировой системы

    Современная мир-экономика, согласно И. Валлерстайну, состоит из трех типов государств-участников: «ядерные» высокоразвитые государства , «периферийные» государства , служащие преимущественно сырьевой базой мир-экономики, управляемые слабыми правительствами и экономически зависимые от «ядра»; «полупериферийные» страны, занимающие промежуточное положение по степени политической автономии внутри мир-системы, производящие менее технологичную продукцию и в какой-то степени зависящие от «ядерных» государств экономически.

    Теория глобальной системы Э. Гидденса и Л. Склэра. Э. Гидденс рассматривает глобализацию как прямое продолжение модернизации. Выделяет четыре измерения глобализации: 1. Мировая капиталистическая экономика; 2. Система национальных государств; 3. Мировой военный порядок; 4. Международное разделение труда.

    Теория "обществ, основанных на знании" (Н. Стер). Глобализация – форма расширения или «процесс растягивания», особенно в сферах экономической и политической деятельности. Процессы глобализации стали возможными в связи с возрастанием роли знания в обществе.
    Государство и процессы глобализации

    – усиление мирового неравенства.

    – исключение целых обществ из процесса глобальной модернизации увеличивает риск этнонациональных конфликтов, терроризма, вооруженных конфликтов;

    – перенесение развитыми странами загрязняющих веществ для захоронения в бедные страны

    Торжество глобализации означает, прежде всего, историческое поражение левой части политического спектра практически в каждой стране. Возникает новое планетарное разделение труда, которое очень четко отделяет страны «золотого миллиарда» от всех прочих. Эти «прочие» оплачивают благополучие «золотого миллиарда».

    Государственная власть и транснациональные процессы (ТНК)

    Когда монополистический капитал становится транснациональным, внешнеэкономическая политика государства начинает совпадать с экономическими интересами ТНК.

    В передовых странах их двоевластие приняло характер симбиоза. Развитые государства активно поддерживают собственные ТНК, которые, в свою очередь, обеспечивают сюзеренам поступление налоговых средств от международной деятельности и, что, возможно, более важно, распространение их экономического и политического влияния.

    Тенденции объединения суверенитета государств с многосторонними соглашениями (НАТО, ОПЕК, ООК, МВФ)

    Данная модель порождает проблему соотношения государственного суверенитета с устойчивостью интеграционного объединения. Так, с одной стороны, интеграционное объединение предполагает унификацию законодательства в определенных сферах, согласованность политик по ряду областей. А это фактически означает, что государства часть своего суверенитета отдают межгосударственным структурам, вследствие чего возникает угроза государственного суверенитета, наиболее актуальная для малых участников интеграции. С другой стороны, чрезмерные опасения потери государственного суверенитета препятствуют ускорению интеграции, в результате чего конечная цель не реализуется. Примерами центричных интеграционных объединений выступают НАФТА, МЕРКОСУР, АЛБА и др.

    Формирование базиса для возникновения наднационального государства ("всемирного правительства").

    Движение к всемирному государству должно быть постепенным, так чтобы не разрушались устоявшиеся традиции и обычаи народов, хотя важно, чтобы амбиции политиков не препятствовали этому движению. Более того, одно государство не должно оказывать давление на другие.

    Новая политическая культура ("мир без границ").

    Глобальные тенденции трансформации современного мира отражают необходимость формирования единого мира как единого пространства, «мира без границ». В результате таких транснациональных процессов явно обозначилась потребность в создании глобального права, права «гражданина мира». Действительно, в мире происходят процессы всеобщего, транснационального значения, которые, размывая границы, требуют ответной реакции от политиков всемирного уровня, и с этим уже никто не спорит. Мировая политика современного мира вынуждена если не решать, то учитывать эти процессы глобализации. Однако, реальная, а не теоретическая современность такова, что наряду с мировыми интеграционными и интернациональными процессами усиливается (и этому способствует реальная мировая политика) тенденция установления новых границ, разделения государств, требований признания новых суверенитетов.

    Модель "макдональдидации" Дж.Ритцера.

    Макдональдизация общества – это концепция в социологии, новое переосмысление рационализации – переход от традиционных моделей мышления к рациональным в направлении всё более научно структурированного и обоснованного управления.

    Ритцер характеризует макдональдизацию по пяти основным аспектам:

    эффективность – оптимальный способ решения задачи;

    возможность количественного подсчёта – цель должна быть количественной (например, цифры продаж), а не только субъективно определяемой (например, вкус);

    предсказуемость – единые методы прогноза;

    контрольединые и подконтрольные сотрудники;

    иррационализация рационального.

    XXI век как век потребления.

    На конец XX века и начало XXI пришёл самый расцвет транснациональных корпораций. Если в XX веке в мире преимущественно шла война идеологий, и война эта шла путём вооружённых столкновений, то к концу XX века началась новая эпоха — эпоха бесструктурного управления обществом, эпоха войны, которая идёт не на полях сражений, а в умах людей. Сегодня гонка вооружений ведётся не в плане оружия в традиционном понимании этого слова. Главным оружием нашего века стала реклама и другие методы манипуляции массовым сознание.

    И именно так работает эта система: человека ничего не заставляют делать напрямую, никто не указывает ему, как надо жить, просто ему мягко и ненавязчиво внушают, в какую сторону ему нужно двигаться.

    Постмодернистское измерение консумеризма и его американские варианты

    Консьюмери́зм, — движение граждан или государственных организаций за расширение прав потребителей и усиление их воздействия на продавцов и производителей, обеспечение качества потребительских товаров (услуг) и честной рекламы.

    Идея о возможности достижения социального превосходства через потребление порождает в сознании покупателя веру в точто сам акт покупки способен доставить большее удовлетворениенежели собственно продукткоторый приобретается

    Последствия американизации России: реальные и планируемые.

    Американизация — процесс постепенного изменения общественных отношений и культуры в сторону норм и образцов, принятых в Соединённых Штатах Америки. Основным ориентиром подобных перемен является так называемый «Американский стиль жизни». Заимствования у США при этом интегрируются в существующую систему и меняют ценности, традиции, поведенческие и правовых нормы и институты отдельных обществ. Процесс американизации возник в XX веке в связи с обретением Соединёнными Штатами статуса сверхдержавы. Особую динамику он приобрёл после Второй мировой войны в политической сфере влияния США. С момента распада СССР американизации подвергаются также многие страны бывшего социалистического лагеря.

    • перенятие американских правил и стиля в менеджменте крупных компаний

    • более агрессивный маркетинг

    • растущее применение англицизмов в лексиконе национальных языков

    • преобладание англоязычной поп-музыки

    • перенятие американских форм музыкальной культуры: джаза, рок-музыки, рэп-музыки и хип-хоп, поп-музыки

    • преобладание продукции Голливуда в кино и на телевидении

    • перенятие типично американских жанров в кинематографии

    менталитет потребления. Влечёт за собой появление соответствующих психических растройств: шопоголизм, фан-истерия накануне выхода очередного фильма, книги или товара

    Глобализация образования в современной России.

    Глобализация образования началась в конце 90-х годов. Она представляет собой создание единого информационного поля, позволяющего получать все необходимые данные. Здесь следует выделить государственную и частную инициативу. Например, к первым относятся программы «Российские электронные библиотеки» и «Национальная сеть компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы».

    Важную роль во всех случаях играют информационные технологии. Достаточно иметь электронно-вычислительную машину и доступ в интернет – и перед человеком открываются буквально неограниченные возможности для обучения.

    Актуальны риски глобализации образования и для массовой информации. Они выражаются в виде так называемого культурного империализма. Например, активизируется борьба за свободный доступ к информации и культурному наследию. С одной стороны, это весьма неплохо. Но с другой, учитывая значительные потоки мигрантов, растущую многоэтничность и мультикультурность, это ведет к росту напряжения в обществе.

    10. Историзм: этапы становления и его принципы.

    Историзм – историческое сознание, т.е. сопровождающее всякое познание сознание того, что все является ставшим, даже духовное бытие. Принцип познания вещей и явлений в их становлении и развитии, в органической связи с порождающими их условиями. Историзм означает такой подход к явлениям, который включает в себя исследование их возникновения и тенденций последующего развития, рассматривает их в аспекте как прошлого, так и будущего. Историзм предполагает признание необратимого и преемственного характера изменений вещей.

    Становление И. как интеллектуального течения было связано с переходом от представлений о циклическом характере исторического развития и неизменности человеческой природы к пониманию необратимости процесса развития и качественного различия его этапов и эпох. И. как «правильный» метод изучения прошлого появился в Германии в рамках идеалистического мировоззрения.

    Провиденциализм – система взглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет божественное провидение. Господствующим пониманием мира и типом философствования был теоцентризм (греч. Theo - Бог), где источником и причиной всего сущего выступает бог. Проблема Бог и человек стала центральной в средневековой философии. Все сотворено всевышним из ничего. Божественный надзор над миром называется божественным промыслом, провидением. При этом философия стала в основном своего рода рационализацией священного писания.

    Эпо́ха Просвеще́ния — одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие.

    Начавшись в Англии под влиянием научной революции XVII века, это движение распространилось на Францию, Германию, Россию и охватило другие страны Европы. Особенно влиятельными были французские просветители, ставшие «властителями дум». 

    В эпоху Просвещения происходил отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества. Впервые в истории был поставлен вопрос о практическом использовании достижений науки в интересах общественного развития.

    Учёные нового типа стремились распространять знание, популяризировать его. Знание не должно быть больше исключительным владением некоторых посвящённых и привилегированных, а должно быть доступно всем и иметь практическую пользу. Оно становится предметом общественной коммуникации, общественных дискуссий. В них теперь могли принимать участие даже те, кто традиционно был исключён из учёбы — женщины. Появились даже специальные издания, рассчитанные на них

    Позитиви́зм — философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Основной тезис позитивизма — «Всё подлинное (позитивное) знание есть совокупный результат специальных наук».

    Основная цель позитивизма — получение объективного знания.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


  • написать администратору сайта