Ответы на ГОСы. Социальная структура современного общества. Социальные институты
Скачать 0.58 Mb.
|
Трансформация социального института.В зависимости от целей и задач, выполняемых функций в обществе можно выделить следующие основные социальные институты: · Институт семьи и брака, выполняющий наиболее важную функцию – биологическое воспроизводство населения; Если раньше преобладали многочисленные семьи, то сейчас на первое место выходят малочисленные городские семьи. Это малые нуклеарные семьи, по размерам близкие к европейским семьям. · Экономические институты, занимающиеся производством и распределением благ и услуг, регулированием денежного обращения, организацией и разделением труда (собственность, предприятия, банки, торговая система, хозяйственные объединения различного типа); · Политические институты, связанные с завоеванием, осуществлением и распределением политической власти, с выполнением функций управления и мобилизации ресурсов, обеспечивающих социальный порядок, безопасность общества и его функционирование как целостной системы (государство, политические партии, армия, правоохранительные органы, профсоюзы, общественно-политические объединения и т. д.); · Социокультурные и воспитательные институты, ориентированные на создание, развитие и распространение научных знаний, духовных и культурных ценностей, на образование и воспитание молодого поколения (образование, наука, искусство, религия и др. 2. Социальная мобильность как основная категория исследования современного общества Социальная мобильность — возможность смены человеком своего социального слоя. Социальная мобильность, по Сорокину, представляет собой социальную перегруппировку элементарных и кумулятивных групп в обществе. Другими словами, социальная мобильность – это перемещение индивидов, групп и ценностей. Сорокин выделял следующие виды социальной мобильности: горизонтальная (переход индивида из одной социальной группы или сферы жизни в другую, при этом сохраняется его социальный статус, но происходит смена социальной роли); вертикальная (перемещение индивида из одного социального слоя в другой с изменением и социального статуса, и социальной роли. Бывает двух видов: восходящая и нисходящая).Виды социальной мобильности:
Вертикальная мобильность — продвижение индивида по служебной лестнице вверх или вниз.Помимо вертикальной и горизонтальной, социальную мобильность можно делить на виды по другим критериям: Индивидуальная мобильность - это перемещение одного человека. Например, отъезд студента на стажировку за границу или присвоение ученого звания. Групповая мобильность - это перемещение целого коллектива. На мобильность больших социальных групп могут влиять революции, войны, смена политического режима и т.п. Например, в Советской России после 1917 года резко упал статус бывших дворян, купцов, священнослужителей. Межпоколенная мобильность - это сравнительное изменение статуса у представителей разных поколений. Например, если сын рабочего становится профессором - это межпоколенная мобильность. Внутрипоколенная мобильность - это смена статуса в рамках одного поколения. Например, когда бывший рабочий получает высшее образование и становится инженером. Организованная социальная мобильность - это перемещения человека и групп под управлением государства. Например, раскулачивание в Советском Союзе - разорение и уничтожение богатых крестьян. Или наоборот - создание рабфаков для обучения пролетариев в университетах. Структурная социальная мобильность вызывается изменениями в структуре экономики, происходит помимо воли отдельных индивидов. Например, автоматизация производства приводит к тому, что неквалифицированные заводские рабочие становятся безработными, вынуждены менять профессию. Социальную мобильность регулируют социальные "ситы" ("фильтры") и социальные "лифты" ("каналы социальной циркуляции"). Так, с помощью социальных фильтров проводится отбор и распределения по социальным слоям в зависимости от возможностей и способностей индивидов. Социальные лифты помогают ускорить процессы вертикальной социальной мобильности. В то же время следует отметить, что процессы социальной мобильности могут сопровождаться маргинализацией и люмпенизацией общества. Под маргинальностью понимается промежуточное, «пограничное» состояние социального субъекта. Маргинал (от лат. marginalis - находящийся на краю) при переходе из одной социальной группы в другую сохраняет прежнюю систему ценностей, связей, привычек и не может усвоить новые (мигранты, безработные). В целом маргиналы как бы утрачивают свою социальную идентичность и потому испытывают большое психологическое напряжение. В современном употреблении "маргинальность" означает промежуточное положение индивида в отношении различных групп в социуме. Маргинал, в свою очередь, человек который находится на границе различных систем, культур или групп в обществе и испытывает их влияние. Но при этом не принимает ни одну из культур. Можно выделить основные черты маргинальности: мобильность — появляется при отсутствии привязанности к месту, собственного жилья или постоянной работы, психологические проблемы — человек не может найти свое место в социуме, враждебность к обществу и выработка собственных идеалов, легкость вовлечения в незаконную деятельность. По мнению Д. Урри, современный мир находится в постоянном перемещении: все социальные проблемы и вопросы решаются через мобильность того или иного рода — перемещения либо в физическом пространстве, либо в пространстве виртуальном, связанном с IT-технологиями. Мобильность превращается в точку отсчета, в инерциальную систему измерения социальных процессов, и тот, кто не движется в социальном и географическом пространстве, обречен на деградацию. Урри считал, что нужно анализировать не социальную мобильность вообще, а подразделять ее на множество разновидностей, которые вместе и придают обществу новое качество. Он выделяет следующие виды мобильности: реальная, воображаемая, виртуальная, туристическая, мобильности для поддержки своих диаспор и избежания риска, автомобилизированная мобильность. По мнению Урри мобильность в большей степени горизонтальна, чем вертикальна. В своей мобильной социологии Урри пересматривает такие социальные категории, как класс, семья, гендер и др. Потоки людей определяются их различными стремлениями найти работу, жилье, развлечения, религию, семью вне границ национального государства. При этом они перемещают не только себя, но и материальные объекты — символы, в том числе информацию. Для анализа мобильности в современном обществе Урри вводит понятия «скейпы», «потоки» и «русла». «Скейпы» — это сети машин, технологий, организаций, текстов и действующих лиц, образующие различные взаимосвязанные узлы, но которым могут осуществляться те или иные потоки. В противоположность структурированным «скейпам» «потоки» образуют люди, образы, информация, деньги и отходы, которые бесконтрольно пересекают национальные границы. «Русла» мобильности — это каналы перемещения людей, ресурсов, информации, образов, символов и др. Урри выделяет следующие русла мобильности: системы морского, железнодорожного, автомобильного и авиационного транспорта; • системы грузоперевозок, в том числе почтовая система; • телефонная, телевизионная и компьютерная системы, которые передают информацию и транслируют образы; • наземные и околоземные радиоволновые передачи информации, изображений и звука; • спутниковые или внеземные радиоволновые и другие передачи символов. Урри считал, что доступ к руслам мобильности влияет на уровень социального неравенства в обществе. В местах, удаленных от основных русел и узлов, находится достаточно много людей, которые не установили с этими руслами и узлами никакой связи. Это порождает новый вид неравенства между людьми, пользующимися различными потоками. Таким образом, участие индивидов в процессе перемещения указывает на их статус в данном обществе, а отсутствие вовлеченности в мобильность становится показателем социальной исключенное. Таким образом, в теории мобильного общества Урри усиливается функциональный аспект социальной мобильности. Он расширяет представление о видах мобильности, указывает на взаимосвязь между ними и на их роль в формировании глобального общества. Расширяется представление о роли субъектов и социальных институтов в перемещении, что позволяет рассматривать их как акторов мобильности, а связи между ними — как факторы динамики социальной системы. 3. Социализация. Влияние информационного общества на процесс социализации школьников Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определённую систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества. Социализация по своему содержанию есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека. Выделяются три сферы, в которых осуществляется прежде всего это становление личности: Деятельность, на протяжении всего процесса социализации индивид имеет дело с расширением «каталога» деятельностей, т.е. освоением всё новых и новых видов деятельности. При этом происходит ещё три чрезвычайно важных процесса. Во-первых, это ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между её различными видами. Она осуществляется через посредство личностных смыслов, т.е. означает выявление для каждой личности особо значимых аспектов деятельности, причём не просто уяснение их, но и их освоение. Как следствие этого возникает и второй процесс – центрирование вокруг главного, выбранного, сосредоточение внимания на нём и соподчинения ему всех остальных деятельностей. Наконец, третий процесс – это освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости. Общение, рассматривается в контексте социализации также со стороны его расширения и углубления, что само собой разумеется, коль скоро общение неразрывно связано с деятельностью. Самосознание. В самом общем виде можно сказать, что процесс социализации означает становление в человеке образа его «Я» . Установлено, что образ «Я» не возникает у человека сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. Есть несколько различных подходов к структуре «Я». Наиболее распространённая схема включает в «Я» три компонента: познавательный (знание себя), эмоциональный (оценка себя), поведенческий (отношение к себе). Самый главный факт, который подчёркивается при изучении самосознания, состоит в том, что оно не может быть представлено как простой перечень характеристик, но как понимание личностью себя в качестве некоторой целостности, в определении собственной идентичности. Теория социализации Ч. Кули основана на концепции "зеркального Я". В соответствии с ней образ Я индивида является отражением того, как его воспринимают другие, или того, как это ему представляется. В соответствии с Кули, мы думаем, что мы остроумны, потому что друзья смеются нашим шуткам, мы думаем, что мы талантливы, потому что наши учителя хвалят нас, мы думаем, что мы являемся значительными людьми, потому что наши родители беспокоятся о нас. Мы проявляем тенденцию признавать мнение других как свое собственное, и их мнение о том, что мы собой представляем, формирует пашу собственную идентичность. Таким образом, наше Я развивается в социальном взаимодействии. Направления теории развития личности: Психодинамическое (З.Фрейд). По мнению Фрейда, главным движущим фактором развития личности являются врожденные инстинкты, все многообразие которых объединено в две основные группы инстинкты жизни (Эрос) и инстинкты смерти (Танатос). Наиболее значимыми для развития личности Фрейд считал сексуальные инстинкты, энергию сексуальных инстинктов он назвал либидо. Фрейд выделил три основные структуры личности: Оно (Id), Я (Ego) и Сверх-Я (Superego). Эго-психология (Э.Эриксон). К особенностям теоретической ориентации Эриксона относятся следующие: 1) акцент на изменениях, происходящих в процессе развития на протяжении всей жизни человека; 2) упор на «нормальном», или «здоровом», а не на патологическом; 3) особое значение, придаваемое им достижению чувства идентичности; Диспозициональное (Г. Олпорт). Данное направление часто называют теорией черт, так как его представители предполагали, что люди обладают некими предрасположенностями (диспозициями) к реагированию определенным образом на различные ситуации, эти диспозиции были названы чертами. Другими словами люди постоянны в своих действиях, мыслях и чувствах вне зависимости от обстоятельств, событий и жизненного опыта. Научающе-бихевиоральное (Б.Ф. Скиннер). Личность, с точки зрения научения, — это тот опыт, который человек приобрел в течение жизни. Это накопленный набор изученных моделей поведения. Научающе — бихевиоральное направление занимается открытыми действиями человека, как производными от его жизненного опыта. Социально-когнитивное (А. Бандура). Бандура определил, что функции личности разделены в повседневности по трем основным направлениям, с учетом следующих факторов: Поведенческих Когнитивных Средовых Когнитивное (Дж. Келли). Основной упор Келли сделал на исследовании влияния интеллектуальных и мыслительных процессов на поведенческие изменения личности. Специалист полагал, что каждый отдельно взятый человек — это, по своей сути, исследователь, который стремится понять, осмысливать и предвидеть мир, осуществляя контроль за личными переживаниями. Гуманистическое (А. Маслоу). Сторонники Маслоу предлагают придерживаться следующих основополагающих, по их мнению, принципов: Человек – существо мыслящее, свободно выбирающее способ действия. Каждый индивид находится в постоянном развитии. Каждый человек сам выбирает, как прожить свою жизнь. Бытие каждого отдельно взятого человека уникально и неповторимо. Феноменологическое (К. Роджерс). Роджерс продолжил развивать теорию личности и в результате проделанной работы были сделаны соответствующие выводы: Каждый человек конструктивен, его сущность реалистична и направлена на постоянное развитие. Каждый человек – это позитивное, нацеленное на гармонию существо. Развитие каждого человека осуществляется на основе врожденных возможностей. У каждого отдельно взятого человека выражено естественное стремление к движению по направлению к независимости и социальной ответственности. Все это – на основе творчества и зрелого подхода к самой жизни! Агенты социализации: Педагогическая теория подразделяет агентов социализации на агентов первичной социализации и агентов вторичной социализации. Агенты первичной социализации: это все социальные структуры, которые непосредственно взаимодействуют с личностью, оказывая на него прямое влияние – родители, родственники, друзья, детский сад, школа и пр. Здесь в основном речь идет о ранних этапах жизни человека. Агенты вторичной социализации: социальные структуры, оказывающие влияние на человека опосредованно – армия, религиозные общины, СМИ, государство. Агенты вторичной социализации воздействуют на личность в более поздние этапы развития: зрелость и старость. Социальный детерминизм впервые был изучен Эмилем Дюркгеймом — французским философом, который считался «отцом» данной социальной науки[2]. На социальные действия индивида могут влиять силы, контролирующие поток идей. Создавая идеологию в обществе индивида, его действия и реакции на стимулы предопределены для соблюдения социальных норм, навязанных человеку. Идеологии могут быть созданы с использованием социальных институтов, таких как: школьное образование, которое «стало той территорией, на которой противоборствующие силы выражают свои социальные и политические интересы»[3]; СМИ, которые «имеют значительную силу в формировании социальной повестки дня и разработке общественного мнения в поддержку этой повестки дня» 4. Общественное мнение. Гражданское общество. Общественное мнение — это совокупность суждений, представлений, оценок, отражающих отношение общества или его части к событиям, фактам, явлениям общественной жизни. Все социологические концепции ОМ можно разделить на 2 категории: 1) классические теории, содержащие общие методологические установки относительно изучения общественного мнения (О. Конт, Т. Парнс, М. Вебер и др.); 2) теории социально-психологической направленности (Г. Тард, Г. Лсбон, Ф. Теннис, Ч. Кули, Дж. Мид и др.). Основоположник социологии О. Конт полагал, что главной целью общественного развития должно быть достижение консенсуса, т. е. единства общественного мнения и гармонизация интересов различных социальных групп. А путь к консенсусу пролегает через постоянно сменяющие друг друга фазы стабилизации и кризиса. Т. Парсонс как и О. Конт, он считает высшей целью общества достижение консенсуса. Оригинальным же элементом концепции Парсонса является идея о том, что консенсус может быть достигнут только обществом, представляющим собой четкую структуру, все составляющие которой дополняют друг друга и имеют согласованные функции. Существенный вклад в развитие социологической науки внес М. Вебер. Именно он впервые сформулировал концепцию социальной стратификации, а также ввел в употребление такие понятия, как социальный класс, социальный статус, бюрократия и т. п. |