Главная страница
Навигация по странице:

  • Первый этап

  • Гражданское общество

  • Гражданское общество и государство: специфика взаимодействия

  • 5. Культура. Диалог и конфликт культур в современном обществе Культура

  • Материальная культура

  • Социальные функции культуры. Интегративная и дезинтегративная функции

  • Социальные функции

  • Доиндустриальная культура

  • Постиндустриальная культура

  • Различие между восточной и западной культурами

  • Элитарная (высокая)

  • Народная культура

  • Неофициальная культура

  • Маргинальность культурная

  • Политическая система современной России

  • Структура политической системы

  • Ответы на ГОСы. Социальная структура современного общества. Социальные институты


    Скачать 0.58 Mb.
    НазваниеСоциальная структура современного общества. Социальные институты
    Дата14.04.2023
    Размер0.58 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОтветы на ГОСы.docx
    ТипДокументы
    #1062958
    страница3 из 13
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

    М. Вебер придавал большое значение изучению ценностей и считал их важнейшим фактором социализации.

    Французский юрист и социолог Габриэль Тард открыл такой феномен, как публика, и провозгласил XX век «эрой публики». Он изучал психологию толпы, публики и социальные процессы в обществе и обнаружил феномен подражания, с помощью которого пытался объяснить все общественные процессы. Подражание, по его мнению, является основным механизмом социального взаимодействия.

    Г. Тард называет этапы формирования толпы. Первый этап — это люди, идущие по улице, каждый по своим делам, просто гуляющие. Эти люди образуют тесное скопище. Второй этап начинается с того момента, как появляется общая цель, которая взволнует и объединит их вместе. Так зарождается первая ступень социального агрегата — толпа. Как только люди увлекутся общей идеей или страстью, они составят публику. 

    Общественное мнение как фактор формирования гражданского общества (П. Шампань, П.Бурдье).

    По мнению П. Шампаня, современная ему политическая игра реорганизовалась и структурировалась вокруг общественного мнения. Таким образом, общественное мнение стало центральным, формообразующим объектом виртуальной, символической политики.

    Политическая борьба начала все более и более сводиться к битве за завоевание общественного мнения.

    Называя общественное мнение «машиной идеологической войны», П. Шампань видит в нем продукт деятельности разнообразных элит, объединенных потребностями политической правомерности.

    СМИ называют «четвертой властью», т. к. СМИ оказывают мощнейшее влияние на общественное сознание, что в свою очередь играют одну из определяющих ролей в формировании общественного мнения и формулировании общественных интересов граждан.

      1. СМИ дают огромную возможность человеку получить самые свежие и актуальные новости из любой части света, узнать об обстановке в мире. Естественно, что сам человек не в состоянии самостоятельно проверить полученные факты на достоверность.

      2. СМИ являются посредником, который формирует у граждан определенное политическое сознание.

      3. СМИ имеют грандиозные и колоссальные возможности для сплочения и сближения людей ради определенного действия, или получения определенной выгоды.

    Гражданское общество - это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений (нравственных, семейных, религиозных, национальных, социально- экономических и др.), обеспечивающих условия для реализации интересов и потребностей индивидов и коллективов для жизнедеятельности экономической, политической, социальной, культурной и духовной сфер.

    Концепции:
    В общественных науках выделяют следующие основные подходы к определению сущности гражданского общества: 

      1. как противопоставление анархии; 

      2. как противопоставление церкви;

      3.  как противопоставление государству;

      4.  как конкретный феномен западной цивилизации.

    Можно выделить четыре основные идейно-политические доктрины гражданского общества:

    • либерально-демократическую (доктрина "рыночной демократии")

    • социал-демократическую (концепция "демократического социализма" и "социалистического гражданского общества")

    • авторитарно-буржуазную (доктрина «государственного капитализма»)

    • авторитарно-социалистическую (доктрина "государственно-бюрократического социализма").

    Гражданское общество и государство: специфика взаимодействия

    Гражданское общество и государство взаимно дополняют друг друга. Без зрелого гражданского общества невозможно создание правового государства, поскольку только свободные граждане, обладающие высокой политической культурой, способны формировать наиболее рациональные формы человеческого общежития.

    Взаимоотношения между гражданским обществом и государством в решающей степени зависят от типа политического режима.

    При тоталитарном режиме государство, контролируя все сферы и уровни жизни общества, почти не оставляет пространства для гражданского общества. Последнее существует, но в неразвитом виде и на ограниченном социальном пространстве. И только демократический режим в рамках конституционного порядка создает условия для функционирования и развития зрелого гражданского общества, равно как и для правового государства.

    Социальное партнерство, таким образом, представляет собой форму социального взаимодействия многообразных государственных институтов и общественных групп гражданского сообщества, которое позволяет им свободно выражать свои интересы и находить цивилизованные способы их гармонизации и реализации.

    Одним из ключевых моментов модели социального партнерства является принцип субсидиарности, под которым подразумевается максимально возможное удовлетворение самостоятельности низших инстанций,  обеспечение мотивации выполнения ими серьезных задач, с которыми они могут справиться самостоятельно, без передачи их для выполнения вышестоящей инстанции. Суть принципа субсидиарности заключается в переходе функций государства, во-первых, на региональный уровень и, во-вторых, на уровень общественных институтов, активность которых - убедительный признак гражданского общества.

    5. Культура. Диалог и конфликт культур в современном обществе

    Культура – обобщение искусственных объектов, созданных человеком, которые обладают общими и специальными закономерностями (структурными, динамическими и функциональными).

    Диалог культур – это общение с культурой, реализация и воспроизводство ее достижений, это обнаружение и понимание ценностей других культур, способ присвоения последних, возможность снятия политической напряженности между государствами и этническими группами

    Материальная культура включает физические объекты, созданные человеческими руками. 

    Нематериальная культура -это результаты деятельности людей, но сотворены не руками, а скорее разумом. (правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии)

    Социальные функции культуры. Интегративная и дезинтегративная функции культуры: Культура сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность сообщества. Нo сплачивая одних на основе какой-либо субкультуры, она противопоставляет их другим, разъединяет более широкие сообщества и общности. Внутри этих более широких сообществ и общностей могут возникать культурные конфликты. Регулирующая функция культуры. Можно сказать, что культура в целом определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека, выдвигая систему предписаний и запретов. Социальные функции, которые выполняет культура, позволяют людям осуществлять коллективную деятельность, оптимальным способом удовлетворяя свои потребности. 

    Динамика культуры - это “изменение внутри культуры во взаимодействии разных культур, для которых характерна целостность, наличие упорядоченных тенденций, а также направленный характер”.

    Изменения в культуре, т.е. формирование новых для данного общества идей, ценностей, способов деятельности и норм поведения происходит путем саморазвития.

    Культурные изменения происходят также в результате диффузии -взаимного проникновения элементов культуры из одного общества в другое при их соприкосновении (культурных контактах).

    Культурное воспроизводство представляет собой процесс эволюционного развития культуры в форме ее циклического воспроизведения, сочетающего устойчивость, преемственность, изменение и развитие.

    Типология – научный метод, цель которого не описать полностью культуру как она есть, а выявить самое главное, то, что определяет лицо культуры, ее своеобразие. Кроме того, типологический метод позволяет установить причинно-следственные зависимости между различными явлениями культуры, выявить их внутренние, особенные связи.

     Доиндустриальная культура: общество с аграрной экономикой и патриархальной, традиционной культурой. Экономическое и культурное развитие осуществляется замедленными темпами. В некоторых районах Азии, Африки и на островах Океании общества этого типа можно встретить и поныне.  

    Индустриальная культура характеризуется ускоряющимся ростом промышленного производства, увеличением городского населения, формированием и развитием национальных культур. Общества этого типа динамичны, в них велика миграция населения. Возрастает роль умственного труда. Религия утрачивает свое доминирующее положение, а наука и искусство выходят из-под ее контроля.

    Постиндустриальная культура. В таком обществе главным объектом человеческой деятельности становится информация — человек получает, перерабатывает, распространяет и управляет информационными потоками. Возрастает роль личности и техники. Появляется глобальная проблема «информационного шума», когда человек не в силах переработать то количество информации, которое производится всем человечеством.

    Различие между восточной и западной культурами усматривалось в том, что Восток просто отстал в своем культурном развитии от Запада. В настоящее время стало ясно, что развитие культуры в различных регионах идет разными путями. С этой точки зрения Восток и Запад — это не расположенные одна над другой ступеньки культурного прогресса, а две мощные ветви человеческой культуры, развивающиеся одновременно, но по-разному.

    Восточная цивилизация

    На Востоке разные культуры возникли раньше, чем на Западе. Они отличались наличием деспотии в качестве государственного строя и высоким уровнем контроля государственной властью большинства аспектов жизни людей – экономики, торговли и так далее. При этом цивилизации восточного типа развивались медленно и плавно, тяготея при этом к консервативности и неохотно принимая всё новое.

    Западная цивилизация

    Западные культуры, в отличие от восточных, развивались быстро и стремительно, постоянно прогрессируя и охотно впитывая всё новое. Они отличались стремлением к равноправию всех граждан (как в Древнем Риме и Древней Греции, например), к частной собственности, конкуренции в политике и экономике, к гражданским правам и свободному предпринимательству.

    Элитарная (высокая) культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами.

    Массовая (популярная) – понятие, используемое для характеристики современного культурного производства и потребления. 

    Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. (создается народом нацией)

    Официальная культура — это культура, нормы и ценности которой провозглашаются и санкционируются (от лат. sanctio — строжайшее постановление) властными структурами того или иного конкретного сообщества.

    Неофициальная культура (народная культура, андеграунд, контркультура, субкультура)

    Субкультура — особая сфера культуры внутри официальной культуры общества, отличающаяся собственным ценностным строем, обычаями и нормами. Под субкультурой часто понимается культура какой-либо социальной или демографической группы; выделяются также субкультуры основных этапов жизненного цикла: детская, молодежная, культура пожилых. К субкультурам также принадлежат и маргинальные культуры.

    Маргинальность культурная — понятие, характеризующее положение и особенности жизнедеятельности групп и отд. личностей, чьи установки, ценностные ориентации, модели поведения одновременно соотнесены (реально или в интенции) с разл. культурными системами и проистекающими из них требованиями, но ни в одну из к-рых они не интегрированы полностью.

    Культура – значимый фактор социальных изменений. Она остро отвечает на все изменения, которые происходят в обществе, а сама культура оказывает существенное воздействие на социальную жизнь, формируя и определяя множество общественных процессов.

    Ни одна культура не существует изолированно. В процессе своей жизнедеятельности она вынуждена постоянно обращаться или к своему прошлому, или к опыту других культур. Это обращение к другим культурам получило название «взаимодействие культур». В этом взаимодействии очевидным фактом является общение культур на разных «языках».

    Межкультурная коммуникация–особая форма коммуникации представителей разных культур, направленная на достижение взаимопонимания.

    Культурный код - это способ хранения, накопления и передачи культурно-значимой информации.

    Смена этапов развития культуры определяется сменой средств коммуникации, которые являются «продолжением» человеческих органов чувств и определяют специфику культуры той или иной эпохи. Выделяет три основных средства коммуникации - три социокультурных кода, которые соответствуют трем основным этапам развития культуры:

    • 1) дописьменный социокультурный код, характерный для архаичного, племенного общества. Господствуют устные средства коммуникации, которые связывают людей крепкими узами общественной, коллективной культуры; обеспечивают образность, нерасчлененность, мифологичность сознания, а вместе с тем локальность и замкнутость этого мира. Главным органом коммуникации является УХО;

    • 2) письменный социокультурный код.  Главным органом коммуникации становятся ГЛАЗА. Знание и опыт передаются письменными, визуальными средствами. Это ведет к формированию национальных языков и национальных государств, распространению рационализма и индивидуализма, развитию образования, творческой деятельности и т.д.;

    • 3) экранный социокультурный код, характерный для современного общества. Его появление связано с появлением электронных средств связи: азбуки Морзе (1844 год), радио, телевидения, компьютера и т.д.



        1. Политическая система современной России

    Политическая система — это целостная совокупность политических институтов, политических отношений, принципов политической организации общества.

    Теория Д. Истона. Он рассматривает политическую систему как механизм формирования и функционирования власти в обществе по поводу распределения ресурсов и ценностей.

    Теория Г. Алмонда. Автор характеризует политическую систему, с одной стороны, как способность осуществлять в обществе преобразования при поддержании стабильности; с другой стороны – как совокупность взаимозависимых элементов, при этом каждый элемент целого (государство, партии, элиты) выполняет жизненно важные функции для всей системы.

    Теория К. Дойча (кибернетическая теория). Он рассматривал политическую систему как кибернетическую, в которой политика понималась как процесс управления и координации усилий людей по достижению поставленных целей. Формулировка целей и их коррекция осуществляется политической системой на основе информации о положении общества и его отношения к данным целям.

    Структура политической системы означает, из каких элементов она состоит, как они между собой взаимосвязаны. Выделяют следующие компоненты политической системы:

    • организационный (институциональный) компонент — политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы, группы давления, профсоюзы, церковь, средства массовой информации.

    • культурный компонент — политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы (политическая культура, политические идеи/идеологии).

    • нормативный компонент — социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти, традиции и обычаи, моральные нормы.

    • коммуникативный компонент — информационные связи и политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти, а также между политической системой и обществом.

    Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в её функциях. Выделяют следующие функции политической системы:

    • Обеспечение политической власти для определённой социальной группы или для большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования — демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т. п.).

    • Управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ в деятельности политических институтов).

    • Мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение).

    • Выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без селекции, чёткого определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна).

    • Удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей).

    • Интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии).

    • Политическая социализация (посредством которой формируется политическое сознание индивида и он включается в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путём обучения всё новых членов общества и приобщения их к политическому участию и деятельности).

    • Легитимация политической власти (то есть достижение определённой степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам).

    По устойчивости взаимосвязей политических структур и взаимоотношений политических субъектов выделяют процессы:


    написать администратору сайта