Главная страница

Ответы на ГОСы. Социальная структура современного общества. Социальные институты


Скачать 0.58 Mb.
НазваниеСоциальная структура современного общества. Социальные институты
Дата14.04.2023
Размер0.58 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаОтветы на ГОСы.docx
ТипДокументы
#1062958
страница5 из 13
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Стадии истории человечества с позиции позитивизма (согласно Огюсту Конту)


  • Теологическая — в качестве объяснительной гипотезы используют понятие Бога, которому предписывают первопричины явлений и которого облекают в человекоподобный образ.

  • Метафизическая — люди по-прежнему стремятся постичь начало и назначение вещей, но место богов занимают абстрактные сущности. Место Единого Бога занимает Природа, которую Конт определяет как «смутный эквивалент универсальной связи».

  • Позитивная — единственной формой знания по Конту становится научное знание. Человечество становится достаточно взрослым, чтобы мужественно признать относительность (релятивность) нашего познания.

Модерн и постмодерн взаимосвязанные термины, означающие, что постмодерн – это культурная и идеологическая конфигурация, заменившая или заменяющая модерн; а посимодернизм – теории (включая новые движения в архитектуре и искусстве, а также философские, социальные концепции, в частности, посиструктурализм), объясняющие замену модерна (и модериизм) постмодерном.

Принцип историзма является одним из важнейших в познании общества и заключается в признании закономерной связи между прошлым и настоящим. Таким образом, общественное развитие рассматривается не как циклическое, а как последовательное. Любое событие, происходящее сейчас, имеет свои корни в прошлом.

Сплетение разнообразных событий становится причиной нынешнего положения дел, а то, что происходит сегодня, станет основой для будущего. Таким образом, исторический процесс – цепь взаимосвязанных событий, где нет ничего произвольного и лишнего.

Принципы историзма:

  1. Принцип различия между прошлым и настоящим. Чтобы понять сущность исторического явления, надо знать развитие, ход событий, но чтобы это осуществить, необходимо иметь хотя бы некоторое представление о его сути. Рассматривать явления в развитии — значит показывать их преходящий характер: их возникновение, динамику (периоды, этапы) и завершение, финал. Подобное положение в любом случае требует выхода мышления за хронологические рамки свершившегося. Первоначальный выход связан с выявлением причин, породивших изучаемое;

  2. Принцип исторического контекста. Исторический контекст подразумевает изучение периода времени, в котором происходит изучаемое явление, событие.;

  3. История как процесс. Исторический процесс — последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей. Исторический процесс универсален, он охватывает все проявления человеческой жизнедеятельности от добывания «хлеба насущного» до изучения планетарных явлений.

Действительный мир населен людьми, их сообществами, поэтому и отображение исторического процесса должно быть, по определению Н. Карамзина, «зерцалом бытия и деятельности народов». Основу, «живую ткань» исторического процесса составляют события, т. е. те или иные прошедшие или проходящие явления, факты общественной жизни. Всю эту бесконечную череду событий в их неповторимом, присущем каждому из них обилие изучает историческая наука

 История относится к группе гуманитарных и социальных наук, которые с разных сторон изучают человека и сообщество людей как сложнейший феномен всего мирового развития. У политологов, экономистов, социологов, этнологов, социальных психологов и других специалистов гуманитарно-социального цикла есть свой предмет исследования. Но многие проблемы прошлого и современности могут быть решены только на основе исторического подхода и исторического ана­лиза. Поэтому огромную работу по сбору, систематизации и обобщению обширного фактического материала, позволяющего представить всю совокупность жизни общества на протяжении всего исторического процесса, проводят, прежде всего, профессиональные историки.

В то же время каждая из существующих наук (общественных, экономических, технических) за время развития человеческого общества прошла свою историю. И на современном этапе все науки и виды искусства обязательно включают исторический раздел, например, история физики, история музыки, история кино и т.д. На стыке исторических и других наук создаются междисциплинарные науки - такие, как историческая география, историческая геология и др.
11. Исторический источник. Проблема классификации исторических источников.

Истори́ческие исто́чники — весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлёкших за собой те или иные исторические события.

Единственный способ изучения прошлого – это изучение фактов, нашедших отражение в исторических источниках. Однако при этом следует понимать, что факт исторического источника не является тождественным реальному историческому факту, так как, во-первых, в источнике реальный факт преломляется и искажается через призму личности автора – создателя источника, его взглядов, убеждений и целей; во-вторых, исторический источник отражает далеко не полную картину, а лишь фрагменты прошлого, часто кажущиеся несвязанными друг с другом; в-третьих, затруднена адекватная интерпретация источника современным исследователем в связи с изменившимися культурно-историческими реалиями.

Видовая классификация разработана преимущественно к системе письменных источников, в общем корпусе которых можно выделить следующие виды: летописи, законодательные акты, делопроизводственная документация, частные акты, статистические источники, периодическая печать, источники личного происхождения (мемуары, дневники, письма), литературные памятники, публицистика и политические сочинения, научные труды.

Классификация источников

Делопроизводственные

Повествовательные

картографические

статистические

актовые

канцелярские

личные

художественные

исторические

научные

Карты; планы исторические

Экономическая статистика

акты политические

грамоты

Письма

очерки (корреспонденция)

Исторические повести

Исторические труды

Карты; планы политические

Статистика народонаселения

акты социально-экономические

Реестры, книги, указы

Дневники

лирика,

драма;

хронографы

Философско-социологические труды

Карты, планы экономические

политическая и культурная статистика

акты юридические

деловая переписка

мемуары

романы, рассказы, повес

летописи

географические описания


Исторический факт — это действительное событие, имевшее место и обладающее всегда следующими характеристиками: локализованностью во времени и пространстве, объективностью и неисчерпаемостью.

Многие ученые выделяли 3 категории исторических фактов:

  1. Объективно существующие факты действительности, находящиеся в определённых пространственно-временных рамках и обладающие материальностью (исторические события, явления, процессы);

  2. Факты, отраженные в источниках, информация о событии;

  3. «Научные» факты, добытые и описанные историком.

Случайное или преднамеренное искажение действительности в историческом источнике требует определения его достоверности. При этом следует различать понятия «подлинность», «достоверность», «историческая правда». Подлинность – это действительное происхождение источника в соответствующее время и от того автора, который обозначен (или подразумевается) в тексте. Достоверность – необходимая и достаточная степень соответствия между историческим явлением и его отображением в источнике (то есть источник может быть подлинным, но не достоверным в силу различных причин).

Формы работы с историческими источниками:

На первом этапе (воспроизводящем) учащиеся вырабатывают умение, направленное на узнавание и поверхностный анализ источника. Им предлагается по предложенному отрывку из документа:

1. определить название источника, его вид, время создания;

2. назвать автора документа (если есть);

3. передать коротко его основное содержание;

4. выделить и дать определение основным понятиям, используемым в тексте;

5. определить основную мысль, главную проблему, представленную в тексте.

Второй этап работы предполагает более глубокое понимание текста и событий, описанных в нем, а также умение поместить предложенный текстовой отрывок в исторический контекст.

На третьем, творческом, этапе нужно научиться давать оценку историческому источнику и вписать его в общий массив документов по теме исследования: определять уровень его достоверности и объективности, объяснять позицию автора источника, аргументировать свою точку зрения. На этом этапе предлагается охарактеризовать источник по следующему плану:

1. Репрезентативность и полнота источника (насколько в нем отражены наиболее значимые исторические факты);

2. Цели создания документа;

3. Позиция автора: личная, политическая, социальная;

4. Достоверность источника (насколько точно в нем отражены исторические факты и явления);

5. Точность информации, представленной в документе (т.е. степень отражения деталей в нем).

12.Историческая память и политика памяти: особенности взаимодействия.

Историческая память – сложный социокультурный феномен, связанный с осмыслением исторического опыта, но одновременно она может выступать как продукт манипуляций массовым сознанием в политических целях. Одна из важнейших проблем, касается изучения представлений о происходивших в прошлом глубоких социальных трансформациях и конфликтах, поскольку эти представления играют ключевую роль в идейной полемике и политической практике.

В последние десятилетия «историческая память» стала рассматриваться, наряду с традицией и политизированными версиями истории, в качестве фактора, обеспечивающего идентификацию политических, этнических, национальных, конфессиональных и статусных групп, формирующегося у них чувства общности и достоинства. Иногда можно встретить допущение, что «историческая память» в какой-то мере восстанавливает необходимую для социума связь с прошлым. Для формирования «исторической памяти» существенной является задача научиться у прошлого, опереться на прошлое, оправдаться или самоутвердиться с помощью прошлого.

Историческая память и историческая политика в странах Западной Европы и США.

Американские исследователи противопоставляют подход к прошлому со стороны «социальных наук», в котором акцентируются проблемы современности, диктующие интерес к прошлому, и «традиционному» историческому подходу, продолжающему видеть в изучении прошлого воспитание патриотизма и гражданских доблестей. Исследователи из Европы, напротив, готовы исследовать американские споры вокруг прошлого с помощью знакомой «сетки координат».

«Нация иммигрантов», Америка объединена скорее идеалами, чем общим прошлым. Собственные варианты исторического нарратива выработали различные сообщества, и существует большой набор тем, по-разному (иногда антагонистически) описываемых афроамериканцами и мексикано-американцами, коренными американцами и потомками итальянских иммигрантов, феминистками и консерваторами. Вместе с тем, доминирующий «режим памяти» остается англо-американским и евро-американским, он, по выражению европейского исследователя, утверждает свои правила «железной рукой», примерами чего являются ритуалы поднятия национального флага, гражданская клятва верности и прочие «изобретенные традиции» гражданской публичности. Частью этих ритуалов является обращение к военному прошлому, полям битв и к памяти павших.

Надо отметить, что появление «войн памяти» в США относится к тому же периоду, когда отношение к прошлому стало политизироваться в Европе. Любопытно, что память о Второй мировой войне, послужившая во многих частях Европы поводом к началу «войн памяти» и лежащая в основе большинства «исторических политик» старого континента, в Соединенных Штатах воспринимается как способ объединения.

Историческая память и историческая политика в странах Центральной и Восточной Европы.

Тенденция к политизации истории имеет место во многих странах, однако именно в Восточной Европе использование истории в политических целях приобрело в начале XXI века ярко выраженный характер. Это связано в первую очередь с проблемами, возникающими при попытках ускоренного создания новых национальных идентичностей в процессе строительства национальных государств.

организация институтов национальной памяти и учреждений, схожих с ними по функциям и принципам организации (в Польше, на Украине и других странах);

создание специальных музеев под прямым патронатом определённых политических сил (Дом террора в Будапеште, Музей советской оккупации Украины в Киеве);

использование финансовых рычагов;

ограничение доступа к архивам;

использование контроля над СМИ;

использование контроля над системой образования;

Историческая память и политика в СССР и России.

Россия относится к числу стран, для которых прошлое, по выражению Э. Нольте, «так и не прошло», для которых исторические события остаются актуальными и актуализированными в политические, идейные и общественные битвы дня сегодняшнего. Историю по мере сил пытаются использовать власть и оппозиция, «левые» и «правые», «интернационалисты» и «националисты», «коммунисты», «либералы» и «консерваторы». Прямое воздействие истории на сегодняшнюю ситуацию в России, да и на всем постсоветском пространстве, не так велико, как может показаться, но тем не менее требует специального исследования.

Историческая политика в современной России проявляется, главным образом, в четырех связанных между собой формах. Первая – формирование новой историографической ортодоксии для «внутреннего употребления», творцы которой формально независимы от правительства, но дают понять, что их деятельность одобряют «на самом верху». Вторая – проведение разного рода «юбилеев», т.е. торжественных мероприятий, связанных с историческими событиями и персоналиями, под руководством или по инициативе представителей властных структур различного уровня. Третья – борьба с «фальсификациями истории», объявленная на государственном уровне. Четвертая – ответ на «внешние вызовы», на историческую политику и политику памяти других стран, для чего используются и историографическая ортодоксия, и «юбилеи», и борьба с «фальсификациями». Однако нас в данном случае интересуют не столько содержание и формы этой политики, о которых немало написано, сколько ее взаимодействие с миром профессиональных историков – с теми, кто занимается реальными историческими исследованиями, а не обслуживанием государственных и частных пиар-кампаний, компиляцией и фальсификацией.

13. Историческая память и исторический факт: принципы соотнесения.

В 1984 г. французский историк П. Нора предложил концепцию «мест памяти». Под термином «места памяти» он понимал «музеи, архивы, кладбища, коллекции, праздники, годовщины, трактаты, протоколы, монументы, храмы, ассоциации — все эти ценности в себе — свидетели другой эпохи, иллюзии вечности... Места памяти рождаются и живут благодаря чувству, что возможности человеческой памяти ограничены, спонтанной памяти нет, значит — нужно создавать архивы, нужно отмечать годовщины, организовывать празднования, произносить надгробные речи, нотариально заверять акты. Иначе прошлое удаляется, ускользает, исчезает».

Одним из дискуссионных остается вопрос о соотношении истории как науки и исторической памяти: история и память, история или память, история как память?

М. Хальбвакс, который ввел в научный оборот термин «социальная память», отождествлял ее с исторической памятью. По мнению Хальбвакса, индивиду доступны два типа памяти: «С одной стороны, его воспоминания вписываются в рамки его личности или личной жизни… С другой стороны, в определенные моменты он способен вести себя просто как член группы, вызывая в памяти и поддерживая безличные воспоминания в той мере, в какой они затрагивают его группу». Эти два типа памяти часто проникают друг в друга: индивидуальная память может опереться на память коллективную, чтобы подтвердить или уточнить то или иное воспоминание или восполнить пробелы, а коллективная память сосредоточена вокруг индивидуальных памятей, но не смешивается с ними: «Коллективная память развивается по собственным законам, и даже если иногда в нее проникают и некоторые индивидуальные воспоминания, они видоизменяются, как только помещаются в целое, которое уже не является сознанием личности». Таким образом, по мнению Хальбвакса, существуют основания различать две памяти: внутреннюю (личную, автобиографическую) и внешнюю (социальную, или историческую). История — форма коллективной памяти.

Исторический факт – это объективно существовавшее событие или явление, т. е. которое реально было. Он объективен и локализован во времени и пространстве. Специфика исторического факта заключается в том, что его невозможно наблюдать или воспроизвести.

При этом нужно отметить, что в исторических исследованиях мы говорим о научно-историческом факте, т. е. результате умозаключения ученого, реконструкции факта, основанной на следах, оставленных прошлым. Объективные исторические факты историки получают из исторических источников (не путать с литературой) с помощью критического анализа исторических источников, которым занимается целая отрасль исторической науки – источниковедение. Используются данные археологии, вспомогательных исторических дисциплин и т. д. Установив исторический факт, мы можем сказать только о том, что какое-то историческое явление, событие или процесс на самом деле было.

Виды исторических фактов:

– Событие. Это четко локализованные во времени и пространстве единичные, неповторимые факты. Например, Битва на Калке.

– Явление. Это общие, многократно повторяющиеся факты не локализованные во времени и пространстве, без привязки к конкретным людям. Например, «барщина».

– Процесс. Это цепь фактов, выстраиваемая на основе причинно-следственных связей. Закономерная, последовательная смена состояний чего-либо. Занимает длительный промежуток времени. Например, «промышленный переворот», «закрепощение крестьян».

Исторические источники – это материальные объекты, которые являются носителем исторической информации. Здесь важно отметить, что информация, содержащаяся в исторических источниках, может быть не достоверна и всегда требует проверки, критического анализа. Например, если мы встречаем в летописи описание какого-то события, то достоверно определить происходило ли это событие на самом деле и в таком ли виде, как описал автор, мы сможем только после того, как проанализируем этот источник и сравним его с данными других источников.
14. Проблема «деления» древней истории: периодизация как метод исторического познания.

Периодизация – это процесс деления исторического времени на периоды на основе определенного критерия, позволяющего выявить качественные состояния изучаемого явления. Деление основывается на теоретических и методических процедурах. Причем теоретическое обоснование периодизации будет иметь приоритетное значение, т.е. схема деления всегда выступает как отражение представлений автора о сущности и характере протекающих процессов. В этом смысле периодизация несет на себе налет субъективности, т.к. связана с личностным видением и пониманием истории. Но, вместе с тем, она содержит объективизированное научное знание о течении событий.

Границы между этапами выступают традиционной темой для дискуссий. В частности, с конца IV тыс. до н.э. в истории человечества начинается новый этап – появляются первые цивилизации, резко отличающиеся от первобытных обществ. Важнейшей характерной чертой новой ступени развития стало создание государств, которые в IV-II тыс. до н.э. возникают на обширной территории от Средиземного моря до Тихого океана. История этих государств с конца IV тыс. до н.э. приблизительно до середины 1 тыс. н.э. называется историей Древнего мира и условно делится на три этапа:

-          конец IV тыс. до н.э. – конец II тыс. до н.э. (эпоха ранней Древности);

-          конец II тыс. до н.э. – конец 1 тыс. до н.э. (эпоха расцвета древних государств);

-          первая половина 1 тыс. н.э. (эпоха поздней Древности).

Хронологические рубежи периода ранней Древности (конец IV – конец II тыс. до н.э.) практически совпадают с эпохой бронзы, или бронзовым веком.

Самые первые государства на земле появляются в долинах крупных рек Нила, Тигра, Евфрата, там, где возможно было создать оросительные (ирригационные) системы – основу поливного земледелия. В долинах этих рек люди гораздо меньше, чем в других местах, зависели от природных условий, получали стабильные урожаи. 

В эпоху расцвета древних государств возникают так называемые мировые державы, или империи, которые в отличие от государств ранней древности представляют собой гораздо более прочные объединения с центральным управлением, единой внутренней политикой. В это время наибольшего развития достигает деспотическая форма государственного устройства. В мировых державах сельская территория постепенно оказывается в составе государственного сектора, общинный сектор экономики сохраняется в городах, где наряду с центральной властью существуют органы самоуправления. Именно в городах, в ремесленном производстве, в это время начинает преобладать рабский труд; в сельском хозяйстве по-прежнему в основном заняты крестьяне-общинники, хотя и здесь труд рабов начинает использоваться гораздо шире, особенно государством.

В эпоху поздней Древности (первая половина 1 тыс. н.э.) в истории человечества все более важную роль начинают играть племена и народы периферии древних государств. В это время они достигают того уровня развития, когда активно идет процесс социального расслоения, создаются предпосылки появления государств. В III-V вв. начинается Великое переселение народов, охватившее почти все окраины древних государств и во многих случаях ставшее непосредственной причиной их крушения.

В историческом развитии Древней Греции принято выделять следующие периоды: гомеровский (XI-IX вв. до н.э.); архаический (VIII-VI вв. до н.э.); классический (V-IV вв. до н.э.); эллинистический (конец IV–I вв. до н.э.). История Древнего Рима делится на три основных этапа: ранний, или царский Рим (VIII–VI вв. до н.э.); римская республика (V–I вв. до н.э.); римская империя (I–V вв. н.э.).

Теоретический контекст периодизации включает понимание природы и внутренних закономерностей изучаемого явления, определение критериев, позволяющих провести деление и отбор исторических событий, которые были «поворотными» в изучаемом процессе, т.е. повлияли на направленность, интенсивность изменений, стали причиной появления нового качества. Все эти вопросы нуждаются в обосновании с опорой на глубокое знание изучаемых явлений.

Периодизация выполняет две основные функции в исследовании: во-первых, систематизирует исторический материал; во-вторых, отражает на основе аналитического обобщения историко-динамические закономерности. В первом случае периодизация используется как инструмент для организации, упорядочения исторических сведений и фактов, и осуществляется, преимущественно, эмпирическим путем. К эмпирическим периодизациям относятся те, которые опираются на внешние временные ориентиры, позволяющие организовать материал, однако они не обеспечивают возможности полноценного анализа этого материала. Эмпирические схемы создаются на ранних стадиях исследования и требуют дальнейшего уточнения и теоретического обоснования.

15. Правовые системы современного мира. Проблема классификации национальных правовых систем.

Система права — это внутреннее строение права, являющееся совокупностью правовых норм, находящихся в единстве и согласовании и объединённых в отрасли права.

Отрасль права — это совокупность правовых норм, составляющих самостоятельную область права, регулирующая однородную сферу общественных отношений.

Институт права — это совокупность правовых норм, регулирующих относительно самостоятельную часть общественных отношений в рамках одной отрасли права.

Норма права — общеобязательное правило поведения, санкционированное государством, подкреплённое государственным принуждением и содержащееся в нормативно-правовом акте.

Норма права может совпадать со статьёй закона, может быть изложена в нескольких статьях, или же в одной статье могут содержаться несколько правовых норм.
Норма права может содержаться не только в ряде статей, но и в нескольких нормативно-правовых актах.

Право — особый вид общественных отношений. Поскольку развитие общества является непрерывным процессом, то и право также находится в постоянном развитии. В ходе этого развития оформилось деление права на две большие группы:

Частное право — регулирует частные правоотношения, в которых участвуют преимущественно частные лица, но могут участвовать и юридические лица.

Публичное право — регулирует публичные правоотношения, в которых хотя бы одной из сторон всегда является носитель власти, публичный субъект.

При регулировании отношений между частными лицами право исходит из принципов равенства правового положения участников и их свободной воли в отношениях (диспозитивность).

Если хотя бы одной стороной правоотношений является публичный субъект, то есть в правоотношениях участвует тот, кто затрагивает интересы всего общества и государства, правового равенства между участниками правоотношения не будет, потому что одной из сторон выступает носитель государственной власти.

Для частного права характерны:

  • свободная воля участников правоотношения;

  • договорная форма регулирования правоотношения;

  • равенство сторон;

  • широкий выбор стратегии поведения в рамках дозволенного законом, то есть диспозитивность;

  • стремление удовлетворить личные, частные интересы.

Для публичного права характерны:

  • одностороннее волеизъявление;

  • субординация участников правоотношения (субъектов правоотношения);

  • иерархия нормативно-правовых актов;

  • жёсткая регламентация и однозначность допустимого поведения — императивность;

  • задача удовлетворить общественный интерес.

Международное право — сложный комплекс юридических норм, создаваемых государствами и межгосударственными организациями путем соглашений и представляющих собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой являются межгосударственные и иные международные отношения, а также определенные внутригосударственные отношения.

В основе разграничения лежит прежде всего метод правового регулирования: внутригосударственное право создается в результате властных решений компетентных органов государства, международное право — в процессе согласования интересов различных государств.

Существенное значение имеет и предмет правового регулирования: у внутригосударственного права— это отношения в пределах юрисдикции соответствующего государства; у международного права — это преимущественно межгосударственные отношения и иные отношения, выходящие за рамки юрисдикции отдельного государства.

В современном правоведении в целом обычно различают – национальные правовые системы, правовые семьи, группы правовых систем.

Национальная правовая система представляет собой конкретно-историческую совокупность права, юридической практики и преобладающей правовой идеологии отдельного государства

Правовая семья – это совокупность национальных правовых систем, основанная на общности источников, структуры права и исторического способа его формирования.

Романо-германская правовая семья (континентального права)

Романо-германская правовая семья (Италия, Франция, Германия, Испания и др.) сложилась в Европе в средние века, на основе кодификации византийского императора Юстиниана. Рецепция римского права привела в Европе к тому, что правовые системы континентальных стран приобрели определенное сходство. Во всех странах закон является основным источником права, есть писаные конституции, обладающие высшей юридической силой. «Романо-германскую правовую семью отличает ряд особенностей, среди которых следует отметить принцип верховенства закона, акты регламентарной (или исполнительной) власти. Законы и подзаконные акты не должны противоречить конституциям. В романо-германской юридической доктрине различают три основных разновидности обычного закона: кодексы, специальные законы и сводные тексты норм.

Доктрина по-прежнему оказывает весомое влияние на законодательную и правоприменительную деятельность. Обычай может действовать в этой системе лишь в дополнение к закону, т.е. определяющего значения не имеет. В ряде случаев (прежде всего в частном праве) обычаи преобладают над иными источниками права. Судебная практика также относится к числу вспомогательных источников. В ряде случаев судебное решение, закрепленное на уровне высших судебных инстанций, приобретает фактическое значение прецедента. Но суд не имеет права на правотворчество. В тоже время судебная практика и в этой системе в ряде случаев стала рассматриваться как источник права.

Англосаксонская правовая семья (общего права)

Англосаксонская правовая семья является самой распространенной в мире. Если в романо-германской правовой семье основным источником права является нормативно-правовой акт, в странах англо-американской правовой семьи основным источником права является судебный прецедент (норма, сформулированная судьями), судебное решение по конкретному юридическому делу, которому придается общеобязательное юридическое значение. «К источникам английского права помимо судебного прецедента относятся также законы (статуты), доктрина, обычай и разум». Акты правотворчества здесь отличаются сложной структурой и тщательной регламентацией деталей, норма права ассоциируется с конкретным судебным решением. \

Общее право (единая система прецедентов) исторически оформилось в Англии (английское право является ядром этой системы) и в настоящее время включает в себя собственно право Англии, англоязычных стран и американское право. Оно основано на праве судей (юридической практики) и на праве справедливости (королевский суд). «Общее право по своей природе и содержанию является «судейским правом». Это означает, что в основу общего права изначально были заложены и остаются там до сих пор решения королевских (вестминстерских) судов – в Англии, решения Верховного Суда по вопросам конституционности или неконституционности обычных («текущих») законов – в США, вердикты высших судебных инстанций по аналогичным вопросам – в Канаде, Австралии и других англоязычных странах».

Специфика общего права состоит в отсутствии кодифицированных отраслей права, норма общего права носит индивидуальный (казуистический) характер, нормы общего (абстрактного) характера имеют вторичное значение. При этом приоритет отдается процессуальным нормам перед материальными нормами права (формы судопроизводства, источники доказательств, механизм правореализации). Общее право «по сравнению с другими правовыми семьями имеет ярко выраженный «казуальный» характер», является системой «доминирования «прецедентного» права и полного или почти полного отсутствия кодифицированного права». Важным признаком общего права выступает автономия судебной власти (высокий уровень независимости, судейский иммунитет), что в частности проявляется в отсутствии прокуратуры и административной юстиции.

Таким образом, английское право приобрело тройную структуру: общее право – основной источник, право справедливости – дополняющее и корректирующее этот основной источник и статутное право – писаное право парламентского характера. Сохраняют свое регулирующее значение нормы обычаев.

В английском праве отсутствует деление права на публичное и частное, отрасли права выражены нечетко. Но это в свою очередь обусловлено тем, что все суды имеют общую юрисдикцию (разделенная юрисдикция основана на различении отраслей права) и тем, что английское право развивалось путем судебной практики. Доктрина здесь также не имеет значения в силу приоритета практики перед теорией. В тоже время здесь преобладает доктрина прецедента, которая отличается принудительным характером. Прецедентный способ судопроизводства состоит в том, что прежде разрешения дела выясняется наличие прецедента по данному вопросу. Однажды вынесенное решение является обязательной нормой для всех последующих рассмотрений аналогичных дел.

Итак, основным источником английского права являются судебные прецеденты, которые носят индивидуальный (казуистический) характер, определяющее значение имеет процессуальное право перед материальным, отсутствуют кодифицированные отрасли права и отсутствует классическое деление права на частное и публичное, статутное право и юридические обычаи являются дополнительными (субсидиарными) источниками права, юридическая доктрина носит прикладной характер.

16. Личность, государство, право: проблемы взаимоотношений в современных условиях.

Личность – это человек обладающий совокупностью определенных социально значимых свойств, проявляющихся в его отношениях с другими людьми.

Отношение личности и государства, а так же значительная часть отношений с другими людьми и их объединениями регулируется правом. При этом личность, вовлеченная в сферу правовых отношений и попавшая под воздействие права становиться субъектом права.

Правовой статус личности.

Правовой статус – это юридически закрепленное положение субъекта в обществе.

В структуре правового статуса выделяют следующие элементы:

1)Субъективные права, свободы и обязанности субъектов.

2)Законные интересы.

3)Правосубъектность.

4)Гражданство.

Виды:

1)Общий – это статус лица как гражданина государства, закрепленные в конституции

2)Специальный – фиксирует особенности положения определенных категорий граждан и обеспечивает возможность выполнения ими определенных функций

3)Индивидуальный – представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей конкретного человека.

Правовая культура – часть общей культуры общества или отдельного человека, которая тесно связана с его политической, нравственной, духовной, поведенческой и другими видами культур, адаптированностью к порядку, самодисциплине, организованности, уважение к законам и правовым процедурам. Под правовой культурой следует понимать качественное состояние правовой организации жизни людей, которое состоит в достигнутом уровне развития правовой деятельности, в качестве нормативно–правовых актов, в уровне правосознания, а также в степени реализации прав и свобод личности и ее правовой активности.

 Структура правовой культуры состоит из трех основных элементов, которые образуют систему: 1) познавательного (правовые воззрения, масштаб и глубина юридического образования и профессиональной подготовки, объем и качество знаний, принципов и норм права, элементы правовой психологии); 2) ценностно–ориентационный элемент (правовые ценности, установки, ориентации носителя правовой культуры); 3) деятельностный компонент культуры (практическое отношение субъектов к праву и правовым явлениям, которые проявляются в их правовой активности и интенсивности деятельности в правовой сфере).

Правовая культура выполняет несколько функций: познава­тельную, регулятивную, правовой социализации, оценочную, коммуника­тивную и прогностическую.

Познавательная функция правовой культуры заключается в освое­нии правового наследия прошлых эпох и достижений отечественного и зарубежного права. Эта функция тесно связана с формированием правового государства и развитием гражданского общества.

Регулятивная функция правовой культуры направлена на обес­печение эффективного функционирования всех элементов правовой системы и создания устойчивого правопорядка.

Функция правовой социализации состоит в способности правовой культуры обеспечивать передачу накопленных правовых знаний, ценностей, принципов, норм правовой жизни от одного поколения к другому, «по вертикали» и между субъектами «по горизонтали».

Оценочная функция правовой культуры состоит в "измерении" индивидуального поведения, законности, правопорядка и действующего законодательства путем сопоставления с образцами поведения, ориентирами которого являются нормы позитивного права и нормативные установки естественного права.

Коммуникативная функция правовой культуры способствует со­гласованию общественных, групповых и личных интересов, обес­печивает социальное сплочение людей. Коммуникативная функция реализуется в правовом общении, в процессе получения образова­ния, опосредуется средствами массовой информации, литературы и других видов искусства.

Прогностическая функция правовой культуры охватывает тен­денции развития правотворчества и реализации права, проблемы укрепления законности, правопорядка, правовой активности на­селения и другие изменения правовой системы.

Правосознание — чисто субъективное явление: оно состоит из представлений людей о праве; из субъективного отношения к самому феномену права, его ценностям; из правовой психологии и даже из индивидуальной или массовой эмоциональной реакции на право, подчас интуитивной, подсознательной.

Правосознание является одной из форм субъективного сознания, влияющего на выработку позитивной или негативной реакции людей по поводу требований права. При этом оно предполагает:

  • — осмысление сущности права;

  • — соотнесение правовых ценностей с иными (моральными, религиозными, политическими и др.);

  • — оценку права с точки зрения его социальной значимости;

  • — осознание необходимости правомерного поведения;

  • — субъективное восприятие результатов реализации права.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


написать администратору сайта