Главная страница
Навигация по странице:

  • 1-4 день "Русская народная культура"

  • 5-8 день "Башкирская народная культура"

  • 9-12 день "Татарская народная культура"

  • НАЗВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ЦЕЛЬ МЕРОПРИЯТИЯ

  • 16-20 день "Игры народов России"

  • Виртуальная экскурсия «Семь чудес Башкортостана»

  • Краткое содержание мероприятия.

  • Традиции башкирского народа Цель

  • Программа лагеря дневного пребывания. МАОУ Лицей 42 Программа ЦДП 2022 лето. Согласовано Начальник отдела образования Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан Г. М. Адуллина 2022 г. Утверждаю


    Скачать 3.59 Mb.
    НазваниеСогласовано Начальник отдела образования Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан Г. М. Адуллина 2022 г. Утверждаю
    АнкорПрограмма лагеря дневного пребывания
    Дата02.08.2022
    Размер3.59 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаМАОУ Лицей 42 Программа ЦДП 2022 лето.doc
    ТипДокументы
    #639584
    страница2 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    Краткое описание основных мероприятий смены

    Каждые 4 дня участники смены будут изучать промыслы разных народов России.

    1-4 день "Русская народная культура"


    НАЗВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

    ЦЕЛЬ МЕРОПРИЯТИЯ

    1. Беседа "Чем играли наши бабушки"

    Познакомить с историей и разнообразием народных игрушек.

    2. Дидактическая игра "Поможем художнику"

    Развивать умение составлять узор из элементов хохломской росписи, на основе заданной схемы основного узора.

    3. Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка»


    Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка»; помочь определить сказочные эпизоды в сказке; обогатить словарь детей словами: (пуд, межа, соха, дары.)

    4. Русская народная игра "Чурилки"


    Воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту.

    5-8 день "Башкирская народная культура"


    НАЗВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

    ЦЕЛЬ МЕРОПРИЯТИЯ

    1. Беседа "Быт древних башкир"

    Познакомить детей с бытом древних башкир (скотоводство, изготовление кумыса, изделия из кожи, ковроделие)

    2. Виртуальная экскурсия в башкирский краеведческий музей "Башкирский национальный костюм"

    Познакомить детей с башкирской национальной одеждой; с новыми терминами; показать детям отличительные особенности башкирского костюма; развивать эстетический и художественный вкус;
    развивать творческую активность; воспитывать бережное отношение к культурному и историческому наследию и традициям национальной культуры башкир.

    3. Презентация "Башкирская кухня". Мастер - класс родителей "Национальные башкирские блюда"

    Познакомить детей с традициями гостеприимства башкирских семей; расширить знания об особенностях национальной кухни.

    4. Башкирская народная игра "Юрта"

    Развивать умение ориентироваться в пространстве.

    9-12 день "Татарская народная культура"


    НАЗВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

    ЦЕЛЬ МЕРОПРИЯТИЯ

    1. Беседа "Традиции татарского народа"

    Познакомить детей с традициями татарского народа; приобщать детей и взрослых к проявлению уважения к обычаям и традициям народа России;
    способствовать развитию интереса у детей к изучению истории родного края.

    2. Чтение татарских народных сказок

    Продолжать знакомить со сказками других народов.

    3. Рассказывание детям о татарских народных праздниках

    Познакомить детей с татарскими народными праздниками.

    4. Просмотр презентации "Татарские народные музыкальные инструменты"

    Познакомить детей с татарскими народными инструментами, формировать представление о строении музыкальных инструментов, расширить знания детей о татарских народных инструментах: кубыз, гармонь, мандолина и курай.

    13-16 день "Культура чувашского народа"

    НАЗВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

    ЦЕЛЬ МЕРОПРИЯТИЯ

    1. Беседа "Кто такие чуваши?"

    Формировать у детей интерес к получению знаний о Чувашии; познакомить детей с историей чувашского народа, с его прошлым и настоящим;

    формировать умение рассказывать об истории и культуре своего народа; воспитывать чувство принадлежности к определённой культуре.

    2. Презентация "Чувашский национальный костюм"

    Продолжать знакомить детей с костюмами народов России; расширить представление детей о народных костюмах России, народном творчестве; познакомить детей с чувашским национальным костюмом; воспитывать патриотическое чувство посредством ознакомления с национальным костюмом; развитие интереса к чувашской национальной культуре.

    3. Чтение чувашских народных сказок

    Продолжать знакомить детей со сказками других народов.

    4. Просмотр презентации "Чувашская посуда"

    Познакомить детей с посудой и утварью чувашей; ввести в словарь детей названия известной им посуды на языке чувашей.

    16-20 день "Игры народов России"


    НАЗВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

    ЦЕЛЬ МЕРОПРИЯТИЯ

    1. Знакомство с удмуртскими народными играми.

    Познакомить детей с играми удмуртского народа.

    2. Знакомство с армянскими народными играми.

    Познакомить детей с играми армянского народа.

    3. Знакомство с народными играми чукчей.

    Познакомить детей с играми чукчей.

    4. Знакомство с народными играми других народов России (якуты, казака, украинцы, удмурты и т.д.)

    Продолжать знакомить детей с народными играми других народов России.

    Виртуальная экскурсия «Семь чудес Башкортостана»

    Цель – формирование у участников смены понятий о «7 чудесах Башкортостана», выяснение легенд и преданий, связанных с ними, приобщение к культуре и традициям своей родины.

    Краткое содержание мероприятия.Включение в мероприятие начинается с принятия совместного решения отправиться в путешествие по интересным и значимым местам Башкортостана. В ходе виртуальной экскурсии запланировано 7 остановок, связанных с семью «чудесами Башкортостана». Объекты экскурсии:

    • памятник Салавату Юлаеву;

    • цветок курая;

    • башкирский мед;

    • пещера Шульган-таш;

    • красноусольские минеральные источники;

    • эпос «Урал-батыр»;

    • гора Янган-тау.

    Знакомство с объектами экскурсии реализуется через различные формы практической работы. Пример: «В Салаватском районе есть другое чудо – гора "Янган-тау", которая находится на высоте 413 метров над уровнем моря. В переводе с башкирского языка означает «Горящая гора». На различных участках склона горы выходит горячий воздух, насыщенный водяными парами. А у подножья горы растут лекарственные растения и травы. Давайте вместе с вами попробуем сделать ароматические мешочки «саше», наполненные этими травами (участники смены наполняют заранее подготовленные мешочки из ткани разнообразными травами и самостоятельно украшают их).Пусть они внесут в нашу жизнь частицу тепла и уюта, ведь «саше» – отличный подарок и способ продемонстрировать близкому человеку вашу заботу и дружбу).

    По такому же принципу осуществляется знакомство и с остальными объектами виртуальной экскурсии.

    Ожидаемые результаты

    Овладение навыками культуры общения; развитие лидерских качеств, творческих способностей, артистизма; приобретение навыков взаимопонимания, взаимоподдержки в условиях детского коллектива, приобретение знаний об организаторской деятельности; максимальное раскрытие детского творческого потенциала, массовое участие детей в развлекательных программах.

    Традиции башкирского народа

    Цель:

    • Познакомить воспитанников с традициями башкирского народа. (Быт, питание, правила личной гигиены, национальные особенности.)

    • Расширить представления детей о прошлом нашей Родины, о жизни наших предков.

    • Воспитывать интерес к истории, бережное отношение к родному краю, прививать любовь к Родине.

    (Звучит башкирская народная песня «Урал»)

    Ребята, сегодня мы будем говорить о традициях башкирского народа. У каждого своя культура: свои праздники, национальная одежда и блюда, свой язык. Мы с вами будем изучать культура края, в котором живем. Для этого нам придется заглянуть в прошлое.

    Сейчас мы сядем в машину времени и переместимся в то время, когда древние башкиры только начали осваивать эти прекрасные места. Познакомимся с их бытом, питанием. Узнаем, что помогло этим сильным и мудрым людям выжить, в то далекое трудное время.

    III. Основная часть.

    Пропуском в «машину времени» являются вопросы и загадки, которые я приготовила:

    1. Что означает по-башкирски Урал? (Пояс)

    2. Какие животные обитали в наших краях миллионы лет назад?

    3. Какие народы живут в Башкортостане?

    4. На берегу какой реки раскинулась Уфа?

    5. А как ее называют по-башкирски?

    Загадки.

    М олодцы! Все проходят в «машину времени»

    Путешествие начинается!

    Мы приземлились в красивом живописном месте.

    (Картины о природе родного края)

    -Чем это место привлекательно для жилья?

    (ответы детей)

    Правильно ребята. Башкиры вели кочевой и полукочевой образ жизни, поэтому имели крепкое физическое здоровье, высокую выносливость, терпеливость и т. д. Эти качества позволяли кочевникам приспособиться к суровым условиям существования. Башкиры жили на лоне природы и хорошо изучали ее.

    Экологическая культура и воспитание были определяющими факторами выживания этноса. Сложилось народное правило: «если добра будет больше, трать на землю, ибо всё, что потратить на землю, от земли и получить». В самом происхождении слова «башкир» находит отражение тесная взаимосвязь человека с природой:

    « баш» – главный, глава,

    «корт» – волк, пчела.

    Башкиры жили в соответствии с принципом природосообразности. Ибо жить вопреки законам природы, значит, обрекать себя на вымирание.

    П оселение башкир располагались на возвышенных местах, вдоль рек, с учетом розы ветров. Такой подход позволял выбрать для жилья наилучший микроклимат, а также наблюдать за пасущимся скотом. Принималось во внимание и эстетическая сторона вопроса. Живописность расположения башкирских деревень отмечалась многими известными писателями – Л.Н.Толстым, Д.М. Маминым-Сибиряком и другими.

    - Место для жилья мы выбрали.

    - Как вы думаете: что нужно делать дальше?

    (Строить дом)

    -Правильно, ребята! Какое жилье строили древние башкиры?

    (Ответы детей)

    Ж илища строились постоянные и временные. В расположении летних кочевий сооружались временные юрты, кибитки, шалаши. Постоянные жилища строились из дерева, самана и другого естественного материала. В юртах всегда были дымовые отверстия, что способствовало циркуляции воздуха.

    В целях дезодорации широко практиковалось окуривание помещения путем сжигания веток можжевельника, травы чабреца, душицы.

    (Во время рассказа показываю картинки или фотографии жилья)

    Все эти растения лечебные. При сжигании они выделяют приятный запах, от которого погибают различные микробы и воздух становится чище.







    -Мужчины пасли скот, строили дома, ходили на охоту.

    -А что делали башкирские женщины?

    (Ответы детей)

    -А женщины были отличными хозяйками.

    Поэтому они строго следили за чистотой:

    Жилище убиралось при помощи мочалки и мыла, бельё стиралось в горячем щелоке, все вещи тщательно проветривались. Особо следили за чистотой тела. Мытьё рук, еженедельное мытьё в бане со сменой белья, для мытья головы использовали только мягкую воду (дождевую или снеговую), вместо мыла при мытье головы использовали катык или коротную сыворотку.

    Волосы женщины заплетали в косы и содержали под платком. Хождение без платка считалось неприличным и греховным. В данном случае под религиозным запретом прослеживалось разумное гигиеническое требование, исключающее попадание волос в пищу в процессе её приготовления. У мужчин было принято бритьё волос.

    В сильные холода и ветер на кожу лица наносили гусиное или конское сало, которое защищало её от обморожения и обветривания.

    При уходе за полостью рта обязательным было полоскание её после приёма пищи, сна и посещения бани. Зубы чистили мелко источенным древесным углем или поваренной солью в отдельных местах практиковалось протирание зубов корнем мордовника. В целях дезодорации рот полоскали отваром душицы.

    - Чем мыли голову женщины?

    (Катыком или сывороткой)

    Поэтому волосы были густые и шелковистые.

    - Почему женщины носили платок?

    (чтобы волосы не попадали в пищу во время готовки)

    - Как раньше спасали свою кожу от сильных холодов?

    - Почему у башкир были хорошие, здоровые зубы? Как они ухаживали за зубами?

    - Молодцы. А как и из чего башкиры готовили себе еду?

    (ответы детей)

    Просмотр видеопособия «Башкирские блюда».

    Для приготовления пищи башкиры обычно пользовались родниковой водой. При отсутствии её употреблялась вода речная, причём забор её осуществлялся ранним утром и преимущественно у истока, справедливо полагая, что вода в этом месте наиболее чистая. «Живущий у истока реки пьёт воду, а у устья – яд»; «В воду, что пьют, не плюют»; «Если дна посуды не видно, воду не пей» - гласят башкирские поговорки.

    Башкирская кухня включала большой ассортимент разных блюд, хотя в повседневной жизни рацион питания отличался разнообразием. Башкиры ежедневно употребляли мясо (бишбармак, куллама). Из мяса предпочтение отдавалось конине, баранине и мясу домашней птицы. По мнению башкир – аксакалов, при употреблении конского мяса, особенно жирного, человек меньше мерзнет.

    Приём пищи осуществлялся неторопливо, её тщательно пережёвывали, Осуждалось переедание, излишества в еде и нечистоплотность.

    «Не живи ради еды, а ешь ради жизни»;

    «Питающийся умеренно – здоров»;

    «Не пережевывающий пищу умрёт, подавившись»;

    «В меру мясо – лекарство, через меру – яд» – гласит народная мудрость.

    Основным источником витаминов была дикорастущая зелень: борщевик, различные виды дикого лука и чеснока, кислица, свербига восточная, щавель, саранка и другие. Широко использовались дикорастущие ягоды и плоды: земляника, клубника, брусника, малина, черная и красная смородина, вишня, черёмуха, черника и другие.

    В осенне-зимнее время от состояния авитаминоза в какой-то мере защищали мясо-молочная пища и своеобразно консервированные растительные продукты (черёмуховое масло, вишня в масле, красный сушёный творог, пастила, конская домашняя колбаса, сушёное мясо и т.д.).

    Перечисленные традиции питания позволяли избегать развития у коренного населения таких известных заболеваний связанных с авитаминозом, как рахит, цинга и т. д.

    Из напитков особой популярностью пользовались чай, молочные напитки: катык, айран, кумыс, и другие. Кобылье молоко использовали при лёгочных заболеваниях, истощении, малокровии.

    - Какую воду надо брать для приготовления пищи?

    -Какие башкирские пословицы вы запомнили?

    - Почему башкиры больше всего любили конину?

    -Почему кобылье молоко очень полезно?

    - А как башкиры относились к созданию семьи?

    (Ответы детей.)
    Исторически башкирский народ чрезвычайно ответственно относился к созданию семьи. Большое внимание уделялось выбору супруги, что было необходимым условием рождением здорового ребёнка. Невесту стремились брать из отдалённых мест – за 100 и более километров. Если же иногда женились на девушке из своей деревни, то она должна была быть из другого рода (аймака).

    Обе стороны интересовались наличием в роду невесты и жениха умственно отсталых, туберкулёзных и других больных.

    Много наставлений и нравственных назиданий говорилось молодым на свадьбе. «Богатство девушки в примерном поведении, богатство мужчины – в решительности», «Умная женщина – сокровище», «Если жена хорошая, то рай не нужен» и так далее.

    Честь, совесть, скромность, сдержанность и стыдливость во взаимоотношениях между девочками и мальчиками воспитывались с детства.

    Законами шариата оговаривается и возраст вступления в брак. Для девушки 16-17 лет, иногда 14-15 лет и даже 12-13 лет, для юношей 16-18 лет. Мужу полагалось быть старше жены на 3-5 лет. Ранние браки не поощрялись.

    Прежде чем получить согласие на брак, жених должен был пройти ряд испытаний, чтобы показать свою смелость, физическую силу, стойкость, храбрость и выносливость.

    Известие о предстоящем ребёнке всегда принималось с радостью. Беременной рекомендовался душевный покой, полноценное питание, не разрешалось поднимать тяжести, подвергать себя физической нагрузке.

    Так же был обычай: беременным запрещалось пить сырую воду и долго находиться у горячего очага – якобы ребёнок может умереть в будущей жизни от воды и огня. В этих суевериях есть рациональное зерно, так как в сырой воде могут быть вредные микробы, а перегревание вредно для развивающегося плода.

    Создавался культ ребёнка, о котором беспокоились не только родители, но и ближайшее окружение взрослых.

    Башкиры не скупились на поощрение и были сдержаны в наказании. «Много не брани – безвольным сделаешь», «Не хвались сыном, хвались его делами», «Ребёнка будешь медленно гнуть – своим сделаешь, будешь разом гнуть – сломаешь», «Хорошему сыну отцовское богатство ни к чему, плохому – наследство оставлять ни к чему».

    В семье ребёнок постигает нормы поведения в обществе. Важнейшее моральное качество, которое прививают детям – уважение к родителям и старшим. «Золото, серебро не стареют, отец и мать цены не имеют», «Что знает старик, того не знает даже пери» (Пери – добрая фея, охраняет людей от злых духов).

    В семье дети могут наблюдать такие примеры нравственного поведения, как взаимопомощь и коллективное сотрудничество, ибо, «Где единство, там и спасение», «Богатство – не богатство, единство – настоящее богатство», «В единстве – спасение, в разобщенности – гибель», «У кого много друзей, у того много силы», «Слившиеся воды образуют реку, а разлившиеся – капли».

    Так, изо дня в день, находясь рядом с родителями и взрослыми, дети вбирали в себя стиль и уклад семейной жизни, следовали обычаям и традициям своего народа, передовая их новым поколениям.
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта