Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту (третьего поколения)
Скачать 1.16 Mb.
|
Советско-финская война. 30 ноября 1939 г. Советский Союз, рассчитывая на легкую победу, начал боевые действия против Финляндии, которая отказалась принять его территориальные претензии. Однако война оказалась неожиданно тяжелой. 2 декабря Красная Армия начала штурм «линии Ман- нергейма», которой удалось овладеть только в середине февраля 1940 г. Война продемонстрировала слабую подготовленность Красной Арммии к ведению современной войны. Советское военное командование допустило грубые просчеты. Налицо был низкий боевой дух армии (дезертирство, «самострелы»). В результате трехмесячной войны Красная Армия потеряла убитыми, ранеными и обмороженными около 300 тыс. военнослужащих. По договору, заключенному в марте 1940 г., Финляндии пришлось уступить СССР часть своей территории. Советско-финская война имела негативные последствия. Советский Союз осудили как агрессора и исключили из Лиги Наций. Англия и Франция всерьез рассматривали вопрос о вооруженной помощи Финляндии. После этой войны Финляндия, мечтая о реванше, склонялась к полному военному союзу с Гитлером. Война сьпрала свою роль и в сроках принятия германским руководством решения напасть на Советский Союз, так как обнаружила очевидные слабости в боевой подготовке Красной Армии. В июне 1940 г. советское правительство обвинило прибалтийские республики в нарушении договоров о взаимопомощи и потребовало создания в Литве, Латвии и Эстонии коалиционных правительств, подконтрольных Москве. Затем в этих странах были проведены выборы наподобие тех, что недавно прошли в СССР с безальтернативным «голосованием» за кандидатов, подобранных из местных коммунистов. Избранные таким способом парламенты обратились в Верховный Совет СССР с просьбой о принятии этих республик в состав союзного государства. В августе 1940 г. эта просьба была удовлетворена. В июле 1940 г. СССР, угрожая Румынии войной, потребовал передать ему провинцию Бессарабию. В итоге в 1940 г. и состав СССР входило уже 16 союзных республик. Российская империя была восстановлена практически в ее прежних границах. Достижения и противоречия советской культуры Партийный курс в области культуры. Партия после прихода к власти начинает претендовать на то, чтобы бьгть единственным идеологическим ориентиром и руководителем культуры. Постепенно нарастает ее идеологизация. Вся культурная и идеологическая работа в это время была направлена на утвержде- ше марксистско-ленинской идеологии и превращение ее в мировоззрение всех советских людей. Начинается разгром православной церкви. В 1917—1923 гг. были расстреляны тысячи священников, изымались церковные ценности, уничтожались храмы. Сформировался авторитарно-бюрократический стиль руководства культурой. Были созданы органы отраслевого управления культурой — Союзкино (1930), Всесоюзный комитет но радиофикации и радиовещанию (1933), Всесоюзный комитет по делам высшей школы (1936), Всесоюзный комитет но делам искусства (1936). На культурное строительство распространялось общегосударственное пятилетнее планирование. Проводилась унификация и регламентация культуры, ее подчинение общим идеологическим, а подчас и творческим принципам. Унификация распространялась на национальные культуры народов СССР. Образование. Основными направлениями становится борьба с неграмотностью, образование, просвещение. Обучение грамотности рассматривалось как часть общей культурно-просветительная работы в СССР. В 1928 г. был объявлен всесоюзный культпоход за грамотностью: «Грамотный, обучи неграмотного!» Всего к 1940 г. грамоте было обучено 50—60 млн человек. К 1939 г. процент грамотности среди городского населения достиг почти 90%. В то же время в сельской местности оставалось еще много неграмотных. В 1932—1937 гг. в стране открылось более 20 тыс. школ (число учителей при этом составило 1230 тыс. против 260 тыс. в дореволюционной России). С 1930 г. в стране вводилось всеобщее обязательное начальное образование. В годы второй и третьей пятилеток вводится всеобщее семилетнее (неполное среднее) образование. В 1939 г. была поставлена задача перехода к всеобщему среднему образованию (десятилетке). Происходил бурный рост вузов. Новая высшая школа формировалась по классовому признаку и подлежала жесткому государственному контролю. Наука также была поставлена под контроль партии и государства. Важнейшей задачей признавалось выдвижение членов партии в научных учреждениях, о чем в 1929 г. было принято специальное постановление. Одновременно развивалась борьба с консерватизмом, аполитичностью и даже реакционностью старой научцой интеллигенции. С 1929 г. усилилось давление на Академию наук, куда в качестве ученых был избран ряд партийных идеологов. К 1933 г. Академия была подчинена Совнаркому, значительно изменился ее состав, оказались репрессированы ряд ее членов — видных ученых. Это была уже новая, социалистическая академия, которая внедряла в науку социалистическое соревнование и марксистско- ленинскую методологию. При этом руководство страны осознавало значение науки. В развитие науки вкладывались значительные средства. Действовали научные школы академиков С.В. Лебедева (производство синтетического каучука), И.М. Губкина (геологическая разведка нефти). Значительными были научные разработки В.И. Вернадского, физиолога И.П. Павлова; физиков А.Ф. Иоффе и Д.С. Рождественского, математиков Н.Н. Лузина и А.Н. Колмогорова, биологов И.В. Мичурина и Н.И. Вавилова, исследования Арктики О.Ю. Шмидта. Велись исследования в области ядерной физики. В 1933 г. был создан Реактивный научно-исследовательский институт. Литература в 20-е гг. XX в. обладала широкими возможностями для своего развития. Творили А. Белый, В. Хлебников, В. Пильняк, И. Бабель, О. Мандельштам, Б. Пастернак, М. Цветаева. Но вскоре она была подчинена задачам социалистического строительства. В соответствии с постановлением ЦК ВКП (б) от 23 апреля 1932 г. «О перестройке ли- тературно-художественных организаций» все существовавшие прежде литературные объединения (Пролеткульт, РАПП и другие) ликвидировались, творческая интеллигенция объединялась в Союзы советских архитекторов, композиторов (1932), писателей, художников (1934). В 1934 г. состоялся Первый съезд советских писателей. После него массовыми тиражами стали издаваться произведения А.М. Горького, А.Н. Толстого, Н.А. Островского, А.С. Фадеева, А.С. Макаренко, М.В. Исаковского, Б.Л. Горбатова, Д. Бедного, А.Е. Корнейчука, Н.Ф. Погодина. Писатели, чье творчество не соответствовало принципам «партийности», были подвергнуты критике и многие из них были репрессированы. Перестали издаваться произведения Е. Замятина, Б. Пильняка, А. Платонова, О. Мандельштама, М. Булгакова, А. Ахматовой, М. Цветаевой. Ведущим советским писателем становится Максим Горький. В своих выступлениях, статьях, письмах иностранным друзьям Горький разоблачал «легенду» о принудительном труде в СССР и о терроре, разоблачал «ложь» о насильственной коллективизации, о голоде. На Первом съезде советских писателей он говорил: «Товарищ Сталин — мощный гений рабочего класса», «вождь, самый любимый из вождей всех эпох и народов». Первый съезд завершил процесс национализации литературы. Окончательно утвердился метод социалистического реализма, призванный «отражать действительность в ее революционном развитии в сочетании с задачей воспитания трудящихся в духе социализма». Его главными идеологическими принципами были провозглашены народность, партийность и социалистический гуманизм, предполагавший любовь к людям труда и ненависть к врагам трудового народа. Приветствовались лишь произведения, восхвалявшие строительство нового общества и борьбу с его врагами. В изобразительном искусстве также происходил процесс объединения и унификации под партийным контролем. В 1934 г. был создан Союз советских художников. В живописи в годы первых пятилеток главной оставалась революционная тематика: К.С. Петров-Водкин «Смерть комиссара», А. Дейнека «Оборона Петрограда», Б. Иогансон «Допрос коммуниста» и другие. Метод социалистического реализма уже не был совместим с авангардистскими исканиями. В 1932 г. прошла последняя выставка художников-авангардистов во главе с Малевичем и Филоновым, в дальнейшем их работы надолго исчезли из экспозиций музеев. Архитектура и градостроительство. В 1932 г. возник Союз советских архитекторов. Разработанный в 1920-е гг. в советской архитектуре новый тип общественного здания — рабочие клубы, стали композиционными и общественными центрами застройки городов. Братья Веснины (Дворец культуры ЗИЛа, Днепрогэс), К.С. Мельников и другие продолжали развивать идеи конструктивизма и функционализма. В практику внедрялись скоростные методы возведения зданий с элементами их стандартизации. В 1930-е гг. в кинематографе произошли значительные изменения, к числу которых относится появление звукового кино. Несмотря на некоторую однобокость тематики, в советском кинематографе того времени было создано немало картин, проникнутых историческим оптимизмом, — «Семеро смелых» и «Комсомольск» (С. Герасимов), «Чапаев» (Васильевы), «Депутат Балтики» (И. Хейфиц и Л. Зархи). Очень популярны были музыкальные комедии Г. Александрова — «Волга-Волга», «Цирк», «Веселые ребята». В январе 1935 г. создается Союз кинематографистов. Кино становится объектом самого пристального внимания Сталина, который усматривал в нем важный инструмент пропаганды. Пересмотр истории. Важное значение Сталин придавал истории. В октябре 1931 г. журналы «Пролетарская революция» и «Большевик» публикуют статью-письмо Сталина «О некоторых вопросах истории большевизма». Вождь указывал, что следует делать историкам и как следует им работать. Первая задача — переделка истории партии, затем — пересмотр русской истории. Стержнем новой истории партии должны быть: непогрешимость Ленина, который никогда не ошибался, и наличие двух вождей партии, двух ее руководителей. «Марксистско-ленинская история» объявляется «научной правдой о прошлом». Если первой ее функцией была легитимизация власти Сталина как человека, воплощающего партию и революционный пролетариат, то вторая ее функция — воспитание «нового человека». Советская история, препарированная Сталиным, приобретает вид гибрида: национализм и марксизм. В учебнике по истории разрешается упоминание введения христианства на Руси, так как оно было «прогрессом по сравнению с языческим варварством», разрешается говорить о прогрессивной роли монастырей в первые века после крещения Руси, поскольку они насаждали грамоту и были «базами колонизации». Прогрессивным объявляется строительство могучего государства, его стремление к морю. Проект нового государственного устройства вырастал у охваченных «революционным нетерпением» большевиков до проекта «новою мира». Как всеобъемлющее понятие мир охватывает не только внешнюю реальность, но и внутренний строй мыслей, сознания. Новый мир предполагает изменение нравственных установок, моральных категорий. «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью» — эти слова из известной песни стали олицетворением веры в свою избранность, в исключительную миссию в деле преображения мира и человека. Побывавшие в 1930-е годы в СССР писатели Андре Жид и Лион Фейхтвангер были единодушны в том, что здесь выращен особый сорт людей, во многом отличающихся от западного человека. Тем самым был реализован грандиозный проект большевистских вождей. Октябрьская революция, как утверждали советские идеологи, открыла новую эру и была феноменом, неизвестным в прошлом. Октябрьский переворот бьгл совершен с целью осуществления проекта — плана достижения цели. Цель эта может быть достигнута только при условии создания нового человека. Глава 24 Восток в 1918-1939 гг. Т Революция и реформы в Турции. Британская Индия. Китай. Япония. Основные события и процессы первых двух десятилетий XX столетия определили многие последующие тенденции мирового развития, в том числе на Востоке, Революция и реформы в Турции Важные события происходили в Турции. После поражения Османской империи в Первой мировой войне и ее распада Турции грозила национальная катастрофа. Началась освободительная революция против Антанты, войска котрой оккупировали часть страны. Во главе освободительного движения встал генерал Мустафа Кемаль (Ататюрк). Его сподвижников стали называть кемалистами. К концу 1922 г. войска кемалистов освободили почти всю территорию собственно Турции. Султанат был упразднен, а Турция в 1923 г. провозглашена республикой со столицей в Анкаре. Кемалисты начинают проводить радикальные преобразования. Ко времени завершения борьбы за независимость Турция представляла собой экономически слаборазвитую страну, ее экономика носила аграрный, полуколониальный характер. Реформаторы развернули большую работу по преодолению отсталости. Главным содержанием экономической политики кемалистов стал этатизм, т.е. ведущая роль государства, политика государственного капитализма. Наряду с этим, всемерно поощрялась и частная инициатива. Религия была отделена от государства. В 1926 г. свод норм мусульманского права (шариат) был заменен современными кодексами. Запрещалось многоженство. Из ведения мулл была изъята система судопроизводства. Выходной переносится с пятницы на воскресенье. Началась реформа системы образования. Женщинам были предоставлены избирательные права. Внутренняя политика кемалистов носила авторитарный характер. Были запрещены все политические партии, кроме правящей — Народно-республиканской партии. Сохранялся запрет на создание профессиональных союзов. Уже к середине 1930-х гг. преобразования дали существенный результат — политическое и экономическое положении государства укрепилось, повысился уровень жизни, вырос авторитет Турции на международной арене. Британская Индия В начале 1920-х гг. в Индии возникли профсоюзы, была создана Коммунистическая партия Индии. Но радикально-ре- волюционное направление в национально-освободительном движении не имело большого влияния на массы. Общиннокастовая деревня и индийский город не воспринимали идеи, призывавшие к восстанию, тем более, к насильственному свержению существующего строя. Идеи ненасилия были традиционно гораздо ближе индийцу, чем призывы к радикальным действиям, так как религиозная «концепция кармы» веками направляла социальную активность индивида в русло его личного самоусовершенствования, но никак не на баррикады. Иное дело — действовавший медленно, но неуклонно стремившийся к поставленной цели и, главное, умело учитывавший реалии традиционной общинно-кастовой системы, Индийский Национальный конгресс (ИНК), созданный еще в 1885 г. и представлявший собой массовое общественно- политическое движение. В 1920-е гг. к руководству ИНК пришел Махатма Ганди, чья доктрина, в основе которой лежала идея ненасильственного сопротивления и неповиновения, стала теперь официальной идеологией движения («гандизм»). Ганди вводит в практику проведение всеиндийских акций гражданского неповиновения: бойкот всего английского — товаров, учебных заведений, судов, администрации, выборов и т.д. Проходившие в форме митингов и демонстраций кампании неповиновения сыграли важную роль в формировании и сплочении национального движения, что содействовало превращению ИНК в массовую организацию, насчитывавшую миллионы сторонников. Англичане предпринимают ряд шагов по пути предоставления Индии ограниченного самоуправления. Принятый в 1919 г. закон усилил значение выборных законодательных собраний при вице-короле и губернаторах провинций и предоставил индийцам право занимать второстепенные министерские посты в системе колониальной администрации. На протяжении 20-х гг. XX в. при явном поощрении колониальных властей оживилась деятельность |