Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту (третьего поколения)
Скачать 1.16 Mb.
|
2 33 . Зак. 318 но и внутренне многообразный, плюралистический характер. В этой цивилизации усиливающаяся однородность социальных, экономических и политических форм сочетается с культурным многообразием. Исследователи отмечают, что в этом диалоге на современном этапе преобладает западное влияние и, следовательно, основу диалога составляют ценности западной техногенной цивилизации. Однако в последние десятилетия все более заметным становится возрастание значения результатов социально-экономического и культурного развития восточных и традиционных обществ. Глава 2 Первобытный мир и рождение цивилизаций ф. Источники сведений о первобытных людях. Периодизация древнейшей истории. Антропогенез. Общество первобытности. Переход от первобытности к цивилизации. Происхождение государства и права. Культура первобытности. Источники сведений о первобытных людях Историки воссоздают первобытность по самым разнообразным источникам. Решающую роль при этом играют изыскания ученых-археологов. В земле, на месте стоянок и поселений древних людей, ученые находят остатки жилищ, орудия труда, черепки посуды, монеты, ремесленные поделки, ювелирные изделия, оружие. Предметы, изготовленные человеком, несут в себе информацию о нем самом, о его занятиях и обществе, в котором он жил. По материальным останкам человека можно получить сведения о его духовном мире. Сложность работы с этим видом источников заключается в том, что до нас дошли далеко не все предметы, связанные с человеком и его деятельностью. Предметы из органических материалов (дерево, кость, рог, одежда), как правило, не сохраняются. Поэтому историки выстраивают свои концепции развития человеческого сообщества в первобытную эпоху на основании дошедших до наших дней материалов (кремневых орудий, глиняной посуды, жилищ и прочего). Археологические раскопки способствуют приобретению знаний о самом начале человеческого существования, потому что орудия труда, изготовленные человеком, явились одним из главных признаков, отделившим его от животного мира. Д 2* 35 ругой ввд источников — этнографических, позволяют ученым при помощи сравнительно-исторического метода реконструировать культуру, быт, общественные отношения людей прошлого. Этнография исследует жизнь реликтовых (отсталых) племен и народностей, а также пережитки прошлого в современных обществах. Для этого используются такие научные методы, как непосредственные наблюдения специалистов, анализ записей древних и средневековых авторов, способствующих приобретению некоторых представлений об обществах и людях прошлого. К этнографическим источникам также относятся фольклорные памятники, по которым исследуют устное народное творчество. Антропология изучает костные останки первобытных людей, восстанавливая их физический облик. По костным останкам мы можем судить об объеме мозга первобытного человека, его походке, строении тела, болезнях и травмах. Антропологи могут реконструировать весь скелет и облик человека по маленькому фрагменту кости и, таким образом, восстановить процесс антропогенеза — происхождение человека. Лингвистика занимается исследованием языка и выявлением в его рамках древнейших пластов, которые сформировались в далеком прошлом. По этим пластам можно не только восстановить древние формы языка, но и узнать многое о жизни прошлого — материальной культуре, общественном устройстве, образе мышления. Реконструкции лингвистов трудно датировать, и они всегда отличаются известной гипотетичностью. Периодизация древнейшей истории Периодизация — это условное деление истории человечества в- соответствии с определенными критериями на временные этапы. Существуют различные принципы периодизации первобытной истории. Наиболее распространенной является археологическая периодизация, критерием которой являются различия в материале и технике изготовления орудий труда. По этой схеме , первобытную эпоху делят на каменный, бронзовый и железный века. В свою очередь, каждая из этих эпох подразделяется на ряд этапов. Мы не имеем возможности анализировать эти этапы. Все они составляют эпоху дикости человеческого сообщества. Для становления цивилизации принципиальное значение имеет период неолита (VIII—V тыс. лет назад), когда началось формирование экономики, основанной на земледелии и скотоводстве. Этот период английский археолог Гордон Чайлд предложил назвать неолитической революцией. Сущность неолитической революции заключалась в переходе части населения от присваивающих форм хозяйства (охоты, рыболовства, собирательства) к производящему хозяйству — земледелию и скотоводству. Каковы же последствия перехода от присваивающего к производящему хозяйству? В результате перехода к земледельческо-скотоводческой экономике резко возрастают численность и плотность населения, а следовательно, и рост земледельческих поселков, улучшается их благоустройство. Некоторые из них в VII—V тыс. до н. э. превращаются в протогородские центры (Чатал-Хьюк, Иерихон, Джармо и другие). Концентрация населения и его хозяйственная стабильность создают условия для зарождения, накопления и развития культурных традиций, без чего невозможно зарождение цивилизации. Сформировался и новый образ жизни, свидетельством которого была не только оседлость, но и благоустроенные каркасные дома, нарядная расписная керамика, разнообразные украшения из раковин и полудрагоценных камней. В древних пофебениях встречаются и первые зеркала, сделанные из блестящего обсидиана — вулканического стекла. У населения оставалось больше свободного времени, необходимого для духовного творчества. В сфере художественного творчества широкое распространение получают прикладные искусства, особенно изготовление разнообразной декоративной керамики. Многие узоры отражают представления космогонического характера (о небесных телах), иллюстрируя разного рода мифы. В целом, со вступлением в земледельческую эпоху духовный мир человека стал богаче и разнообразнее. Появились излишки продуктов питания, подлежащие длительному хранению, в отличие от скоропортящихся продуктов первобытной охоты и рыболовства. Наличие избыточного продукта позволяло содержать освобожденных от производства пищи людей, исполнявших различные административные функции. Иными словами, на основе новых производственных возможностей возникли первые очаги цивилизации с надобщинными социальными структурами и ранними формами политической администрации. Таким образом, возникновению первых цивилизаций предшествовала неолитическая революция. Связанный с нею переход к новым формам хозяйства способствовал кардинальным изменениям в культуре, образе жизни и духовной сфере. Теперь в бескрайнем мире охотников, рыболовов и собирателей, освоивших почти все природно-климатические зоны Земли, на авансцену истории выдвигаются общества земле- дельцев-скотоводов. Именно в их среде создается значительный прибавочный продукт и соответственным образом накапливаются материальные и духовные ценности. Истоки первых цивилизаций уходят в период существования раннеземледельческих обществ. Благодаря строительству грандиозных по тем временам ирригационных сооружений, резко повысилась производительность сельского хозяйства. В обществах, вступивших на путь цивилизации, ремесло отделилось от сельского хозяйства. Появились города — особый тип поселений, в которых жители, по крайней мере частично, были освобождены от сельского хозяйства. Начали возводиться монументальные сооружения: храмы, усыпальницы, пирамиды и т.д., имеющие непосредственно хозяйственное назначение. Началось социальное расслоение общества. В нем появились разные социальные группы, отличающиеся друг от друга по профессиональным признакам, по социальному статусу, по материальному положению, по объему прав и привилегий. Сформировались государства — системы органов организации и управления жизнедеятельностью общества, защиты социальных интересов одних групп и подавления других. Была создана письменность, благодаря которой люди могли зафиксировать в материальной форме достижения своей культуры: идеи, верования, традиции, законы — и передать их потомству. Антропогенез Антропогенез — это процесс выделения человека из мира животных. Существует несколько теорий происхождения человека. Эволюционная теория стремится доказать, что человек произошел от высших приматов — человекообразных обезьян, путем постепенного видоизменения под влиянием внешних факторов и естественного отбора. Эта теория антропогенеза имеет обширный набор разнообразных доказательств. Однако многие из этих доказательств могут трактоваться неоднозначно, что позволяет противникам эволюционной теории оспаривать ее. Теория творения (креационизм) — утверждает, что человек сотворен Богом, богами или божественной силой. Наиболее известна библейская версия, согласно которой первые люди — Адам и Ева — были сотворены из глины. Эта версия имеет более древние египетские корни и аналоги в мифах других народов. Ортодоксальная теология считает теорию творения не требующей доказательств. Тем не менее, выдвигаются различные доказательства этой теории, важнейшее из которых — сходство мифов и легенд разных народов, повествующих о сотворении человека. Современная теология привлекает для доказательства теории творения новейшие научные данные, которые, однако, в большинстве своем не противоречат и эволюционной теории. Теория внешнего вмешательства: появление людей на Земле так или иначе связано с деятельностью иных цивилизаций. Согласно наиболее устоявшейся точке зрения, антропогенез прошел четыре стадии: антропоидные предки человека: дриопитек, австралопитек; древнейшие люди: питекантроп; древний человек: неандерталец; современные люди (неоантропы): кроманьонец. Процесс появления человека на Земле явился результатом долгого исторического развития. Примерно 45 млн лет назад в экваториальных районах Африки и Азии началось формирование семейства древних человекообразных обезьян. Развитие некоторых их видов привело к появлению современных горилл и шимпанзе. Развитие других пошло по пути очеловечивания. Сначала приматы вели растительный образ жизни и питались растительной пищей. 10 млн лет назад в Африке произошло резкое изменение климата. На месте густых лесов образовались открытые пространства саванны. Это заставило человекообразных обезьян переселиться на землю и постепенно обрести способность к прямохождению. Передние конечности стали служить только для хватательных действий, выполняя функцию руки. Около 5—6 млн лет назад в Южной Африке появились представители австралопитеков (обезьянолюдей), которые являли собой переходную форму от древних человекообразных обезьян к древнейшим людям. Растительной пищи не всегда хватало, и они перешли отчасти к пище животной, стали охотиться. Постоянное употребление мяса животных способствовало их ускоренному развитию. Особенно большое влияние мясная пища оказала на развитие мозга, объем которого у австралопитеков составлял уже 600 см3. Они жили стадами, где, как правило, имели место жестокие и даже кровавые столкновения из-за пищи и самок. Второй этап антропогенеза связан с питекантропом. Впервые ископаемые останки этих древнейших людей (их называют еще архантропами) были обнаружены на острове Ява в 1890 г. Питекантропы — существа прямоходящие, среднего роста и плотного телосложения, сохранившие, однако, еще много черт от обезьяны, как в форме черепа, так и в строении лица. Они жили первобытным стадом от 20 до 40 особей, вели бродячую жизнь, передвигаясь по берегам рек, озер и в глубине лесов. Постепенно питекантроп начал осваивать и приспосабливать для своих нужд готовые природные жилища: пещерные навесы и гроты. Как правило, он обходился без одежды или же ограничивался накидками из шкур животных. С течением времени его образ жизни менялся. Начали возникать первые более или менее постоянные поселения. С изготовлением орудий труда начинается человеческий труд. Осмысленными становились охота и собирательство, поскольку в этих видах деятельности человек обучался предвидеть результаты, хоть примитивно, но планировать свои действия. Охота была коллективной и требовала координации действий. Так возникла древнейшая речь, которая была в основном звуковой (гортанные звуки и выкрики). Примерно 200 тысяч лет назад возник новый физический тип человека — неандерталец, в котором человеческое начало явно преобладало над животным. Неандертальцы жили оседло в пещерах, пользовались огнем, который добывали, ударяя камень о камень или растирая дерево. Они делали каменные орудия. Коллективная форма охоты, общее жилище, общий огонь, защита от крупных хищников объединенными усилиями способствовали консолидации стада. Именно неандертальцы впервые начали хоронить умерших, смерть которых, возможно, еще не осознавалась полностью и воспринималась как временное явление. Примерно 40 тыс. лет назад сформировался новый вид человека. Впоследствии ему дали название человек разумный (Homo sapiens). Человек разумный обладал физическими и психическими способностями, позволявшими ему быстрее совершенствовать все стороны жизни. Изучение находок останков кроманьонцев показывает, что его внешний облик не отличается от человека нашего времени. Уже вполне сформировались прямая походка и современная человеческая рука, обладающая способностью точных и сложных движений. Его мозг, если судить по строению черепа, был близок нашему. Он способен был воспринимать информацию, перерабатывать ее, делая различные умозаключения и обобщения. Вместо стадной организации появился род и родовая община. Конфликты и столкновения из-за женщин уменьшились, заметно меняя жизнь первобытных людей. Внутри рода браки окончательно запрещались, а его члены составляли родовую общину. Первой формой брака в истории человечества был групповой брак, когда женщины всех поколений одного рода являлись реальными или потенциальными женами мужчин всех поколений другого рода. Первоначально родство считалось лишь по женской линии. Человек знал свою мать, бабку, но не знал, кто его отец и дед. Такой род назывался материнским. Происхождения языка и мышления. Мышление и речь взаимосвязаны между собой, поэтому их нельзя рассматривать обособленно друг от друга. Эти два явления возникли одновременно. Их развитие было востребовано трудовым процессом, в ходе которого постоянно развивалось мышление человека, а потребность в передаче приобретенного опыта способствовала возникновению речевой системы. Основой для развития речи послужили звуковые сигналы обезьян. На поверхности слепков внутренней полости черепов синантропов обнаружено увеличение частей мозга, ответственных за речь, что позволяет с уверенностью говорить о наличии развитой членораздельной речи и мышлении у синантропов. Это вполне согласуется с тем, что синантропы практиковали развитые коллективные формы труда (загонную охоту) и успешно пользовались огнем. У неандертальцев размеры мозга иногда превосходили соответствующие параметры у современного человека, но слабо развитые лобные доли мозга, отвечающие за ассоциативное, абстрактное мышление, появились только у кроманьонцев. Поэтому система языка и мышления, скорее всего, окончательно оформилась в эпоху позднего палеолита одновременно с появлением кроманьонцев и началом их трудовой деятельности. Общество первобытности Первобытнообщинный строй—своеобразная отравная точка в истории человечества. Это самая длительная по времени общественно-экономическая формация существовала у всех народов на ранней стации развития. В истории первобытного строя выделяется несколько этапов по степени развития производительных сил, общественной организации, а также форм хозяйства и движения от более низкой ступени к более высокой. Важным этапом в истории первобытного человека стала неолитическая революция, когда произошел переход от присваивающего хозяйства к производящему. В эпоху неолита произошло первое общественное разделение труда — земледелие и скотоводство выделились в отдельные виды деятельности. Скотоводство отделилось от земледелия, и появились оседлые земледельческие и кочевые скотоводческие племена. Земледелие и скотоводство, выделившись в отдельные виды деятельности, пока еще не стали ведущими и основными отраслями хозяйства, а носили только подсобный характер. Высокоорганизованная охота и рыболовство еще долго были основным или даже единственным видом хозяйства. В неолите люди научились резать камень, сверлить и полировать его. При помощи новой техники обработки были созданы орудия труда, которые человек неолита мог использовать в земледелии: мотыги, ступки, зернотерки. Все это облегчало и улучшало жизнь неолитического человека. И хотя по физическим данным он не ушел далеко от своих предков, но это был уже человек новой культуры. В эпоху неолита произошло также и второе общественное разделение труда — ремесло стало отделяться от земледелия. Вскоре это выразилось в появлении особых ремесленных поселений в городах, что привело к отделению города от деревни. Неолит возродил и закрепил оседлость, ведь занятие земледелием предполагало оседлый образ жизни. С появлением ремесла улучшились бытовые условия людей, возникли первые более или менее стационарные поселения, а затем и поселения городского типа. Переход от первобытности к цивилизации Со временем началось разложение первобытного общества. Среди факторов, способствующих этому, помимо неолитической революции, важную роль сыграли совершенствование земледелия, развитие специализированного скотоводства, появление металлургии, становление специализированного ремесла, развитие торговли. С развитием плужного земледелия земледельческий труд перешел из женских рук в мужские. Мужчина-земледелец и воин стал главой семьи. Продукт постепенно перестает делиться среди членов общины, а имущество начинает переходить от отца к детям. Так закладываются основы частной собственности. Постепенно меняется форма семейных отношений; возникает патриархальная семья, основанная на частной собственности. Человечество переходит от матриархата к патриархату. С развитием пахотного земледелия сельскохозяйственные работы перешли из рук женщины в руки мужчины. Мужчина (земледелец и кормилец) стал главой семьи. Степное скотоводство стало также преимущественно делом мужчин. Оно обогащало людей, давая реальный доход, несравнимый с результатом труда женщины-домохозяйки. Мужчина постепенно становится господином не только скота и всего хозяйства, но и самой женщины. Подчиненное положение женщины сказывается, в частности, в том, что обязательность единобрачия устанавливается только для женщины, для мужчин же допускается полигамия (многоженство). Индивидуализация производства и укрепление семьи означали ослабление первобытного коллективизма и общины в целом. По мере развития производительных сил (переход к медным, бронзовым и железным орудиям труда) и укрепления территориальных (соседских) связей между семьями на смену ранней первобытной общине приходит первобытная соседская, а позднее — земледельческая община. Для нее характерно сочетание индивидуального парцеллярного производства с общей собственностью на землю, частнособственнического и общинного начал. Развитие этого внутреннего противоречия создает условия для возникновения классового общества и государства. На смену каменному веку приходит век металла. Переход от камня к металлу занял тысячелетия: на Ближнем и Среднем Востоке 5—3 тыс. до н.э., в Европе с 3-го тыс. до н.э. Наступило время, когда изделия из камня уже не были единственными, а медные еще не получили широкого распространения. Этот переходный период называют энеолитом, т.е. медно-каменным веком. Появление металла сыграло существенную роль в развитии всех ввдов хозяйственной деятельности человека и сопровождалось крупными изменениями в технологии, в экономической и социальной жизни, в усилении торгового обмена и, вместе с тем, военных столкновений между племенами. В итоге раннеземледельческий мир стал постепенно переходить к цивилизации. Развитие земледельческо-скотоводческого труда обеспечивало возможность накопления излишков и высвобождения времени и средств для изготовления предметов потребления. Значительно повысился жизненный уровень людей. Часть работоспособных людей, освобождаясь от сельскохозяйственных работ, посвящала себя ремеслу, продукция которого была востребована раннеземледельческим миром. ВIV тыс. до н.э. появляется одно из крупнейших достижений древности — гончарный круг. Усложнение ремесла требовало все больше трудовых затрат, умения и опыта. Стали выделяться особенно искусные умельцы. Начавшийся переход к цивилизации сопровождался ростом объема информации, когда традиционные формы ее передачи — устная и художественная, уже не справлялись. На рубеже 4—3 тыс. до н.э. в Шумере были предприняты первые шаги по созданию письменности. Для этого использовали пиктограммы (рисунчатое письмо), которые позднее переросли в иероглифическое письмо. Нужная информация записывалась заостренными тростниками на сырых глиняных табличках в виде вертикальных колонок. Затем стали писать горизонтальными строками, что значительно ускорило процесс письма. Первобытное общество — это общество догосударственное, доклассовое, дошродское, дописьменное. Цивилизация — это общество, имеющее государственность, классы, города, письменность. В ходе становления цивилизации постепенно меняется взаимодействие человека и природы, усложняется структура общества, создаются государство и право, возникает письменность, появляются города, где часть людей освобождена от сельского труда, появляется религия и начинают возводиться монументальные сооружения (пирамиды, храмы), не имеющие непосредственного хозяйственного назначения. Происхождение государства и права Формирование государственности происходило различными путями и было тесно связано с социальными, экономическими и властными процессами, протекающими в первобытном обществе позднего времени. Уже с древних времен понятие «власть» предполагало установление порядка и согласия между людьми, урегулирование человеческих отношений. Основными органами власти родового строя являлись: старейшины, совет старейшин, вождь (военный предводитель), совет вождей, жрецы, народное собрание. Это была власть догосударственная (потестарная). Старейшины возглавляли родовые общины и оказывали большое влияние не только на дела рода, но и племени. Их властное положение обеспечивалось такими личными качествами, как жизненный опыт, знание традиций и обычаев, умение предвидеть развитие событий. Старейшина осуществлял функцию общего руководства и контроля хозяйственной и социальной жизни рода, разрешал споры. Совет старейшин рассматривал вопросы, касающиеся всех родовых общин, проживающих по соседству, или целого племени. Он разрешал споры между родами, согласовывал их хозяйственную деятельность, обсуждал важные вопросы совместной жизнедеятельности. Вождь возглавлял племя. Как правило, вождями становились люди, отличавшиеся особыми качествами: умением воевать, храбростью, силой, хитростью, сильной волей. Жречество представляло особую группу людей, осуществлявших функции посредников между людьми и богами. Жрецы контролировали соблюдение обрядов, ритуалов, предсказывали различные природные события, оказывали помощь больным. Народное собрание состояло из взрослых членов племени или рода. Во многих случаях на его заседания собирались лишь воины. Вопросы, выносимые на собрание вождем или старейшинами, отличались особой важностью и требовали совместного решения: о юйне и мире, о перемещении стоянки, о наказании провинившихся соплеменников и т.д. По мере разделения общества на социально-классовые структуры, появления частной собственности и развития частно-собственнических отношений, возникновения различных интересов начинает формироваться государство. Всякое государство, в отличие от родового строя, имеет свои признаки: публичная власть, территориальное деление жителей, письменность, право, налоговая система и т.д. Причины происхождения государства: Необходимость единого руководства обществом в условиях возрастающего разнообразия форм деятельности как следствие постоянного роста потребностей. Потребность в масштабных работах, что характерно для восточного пути возникновения государства. Необходимость поддержания общественного порядка и социальной стабильности. Необходимость ведения военных действий и организации защиты от внешних врагов. Ранние государства формировались не на базе классового господства, а складывались в ходе естественного развития общинного строя. Период разложения первобытности отличался существенными изменениями в организации общества. Имущественное неравенство порождало неравенство общественное. Из общей массы членов рода (соплеменников) выделяется группа вождей, военачальников, жрецов, которая становится все более обособленной. Появление войны уже как постоянного занятия способствовало развитию боевой техники, вооружения, военной организации. Особо важную роль стал играть военный предводитель. Начался период «военной демократии». Со временем из общинников выделяются знатные люди. Разбогатевшие вожди и старейшины считают себя и членов своих семей не простыми людьми, а знатными, т.е. знаменитыми. Они передают по наследству свои богатства, должности, знаменитость. Стала складываться верхушка родовой знати, ведавшая практически всеми делами. Знатные общинники становились вождями, жрецами, заседали в совете племени. Внутри племени выделялись богатые и сильные роды, в подчинении которых оказались роды обедневшие и ослабевшие. С течением времени власть становится пожизненной, а затем и наследственной. Так оформляется протогосударство — политическая структура общества с социальным и имущественным неравенством, развитым разделением труда и обменом, возглавляемая правителем-жрецом, обладающим наследственной властью. Формируются новые органы управления, которые опираются на силу во имя социального порядка: армию, законодательство, суд, бюрократию. Власть вождя становится царской, власть родовых старейшин — властью богатых и знатных над родом, власть народных собраний — властью меньшинства. Вождь-лидер с течением времени принимает на себя и жреческие функции. Его личность объявляется священной, появляются особая одежда, специфические атрибуты власти, ритуал, формируются прижизненный и заупокойный культ. Одновременно с возникновением государственности появляется право, выполняющее функцию социального регулирования общественных отношений. В первобытном обществе существовали обычаи, которые регулировали отношения между людьми. Обычаи — это общие правила поведения, вошедшие в привычку из-за их длительного применения. Они отражали понятные для всех нравственные устои и установки. Право — это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, отражающих интересы и волю определенных социальных сил или всего общества и призванных регулировать общественные отношения. Со временем общественные отношения усложнялись. Происходило общественное разделение труда, возникало социальное расслоение, появлялось богатство. Все это вело к возникновению разнообразных и противоречивых интересов людей. Обычай уже не справлялся со своим социальным предназначением. На определенной стадии общественного развития проявляется потребность охватить общим правилом повторяющиеся акты деятельности и позаботиться, чтобы отдельный индивид подчинялся общим требованиям общественной жизни. Правовые обычаи и законы постепенно оформляются в систему права. Так возникает право как продукт развития и усложнения общественных отношений. Уже в древнейших законодательных памятниках встречаются обобщающие положения, затрагивающие цель и смысл существования права. В Законах царя Хаммурапи так обосновывалось их издание: «Для того чтобы дать сиять справедливости в стране, чтобы погубить беззаконных и злых, чтобы сильному не притеснять слабого». Таким образом, возникновение государственности и права явилось важным шагам на пути становления цивилизации. Культура первобытности В ходе своего развития и в процессе трудовой деятельности человек осваивал новые знания. В первобытную эпоху знания носили исключительно прикладной характер. Человек очень хорошо знал окружающий мир природы, так как сам являлся его частью. Основные сферы деятельности определяли области знания древнего человека. Благодаря охоте он знал повадки зверей, свойства растений и многое другое. Уровень знаний древнего человека находит отражение в его языке. Так, в языке австралийских аборигенов есть 10 ООО слов, среди которых почти нет абстрактных и обобщающих понятий, а только конкретные термины, обозначающие животных, растения, явления природы. Человек умел лечить болезни, ранения, накладывать шины при переломах. Древние люди применяли в лечебных целях такие процедуры, как кровопускания, массаж, компрессы. С эпохи мезолита были известны ампутация конечностей, трепанация черепа, а чуть позже и пломбирование зубов. Счет первобытных людей был примитивным, — считали обычно с помощью пальцев и разных предметов. Расстояния измеряли посредством частей тела (ладонь, локоть, палец), дней пути, полета стрелы. Время исчисляли днями, месяцами, сезонами. Вопрос о происхождения искусства до сих пор сопровождается спорами исследователей. Среди ученых преобладает точка зрения о том, что искусство возникло как новое эффективное средство познания и осмысления окружающего мира. Зачатки искусства появляются еще в эпоху нижнего палеолита. На поверхности каменных и костяных изделий обнаружены насечки, орнаменты, рисунки. В верхнем палеолите человек создает живопись, гравюру, скульптуру, использует музыку и танцы. В пещерах обнаружены рисунки животных (мамонтов, оленей, лошадей), выполненных в цвете с помощью черной, белой, красной и желтой красок. Пещеры с рисунками известны в Испании, Франции, России, Монголии. Найдены также графические рисунки животных, вырубленные или вырезанные на кости и камне. В верхнем палеолите появляются статуэтки женщин с ярко выраженными половыми признаками. Появление статуэток связано, возможно, с культом праматери и установлением материнской родовой общины. Большую роль в жизни первобытных людей играли песни и танцы. В основе танца и музыки лежит ритм, песни также возникли как ритмическая речь. Глава 3 Древний Восток ^ Становление цивилизаций Древнего Востока. Восточные государства-деспотии. Становление цивилизаций Древнего Востока КIII тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке возникли первые очаги цивилизации. Некоторые историки называют древние цивилизации первичными, чтобы подчеркнуть, что они выросли непосредственно из первобытности и не опирались на предшествующую цивилизационную традицию. Одна из характерных особенностей первичных цивилизаций состоит в том, что в них присутствует значительный пласт первобытных верований, традиций и форм общественного взаимодействия. Первые государства появились в дельте Тигра и Евфрата (на рубеже 5—4 тыс. до н.э.) и в долине Нила (в начале 4 тыс. до н.э.) — в областях с сухим и жарким климатом. В долинах «великих рек древности» основой земледелия была ирригация. Создание системы дамб и каналов в Египте диктовалось необходимостью подвести к полям и как можно дольше удержать там воду с плодородным илом во время разливов Нила. В болотистом Южном Двуречьи с помощью каналов отводили воду с полей. Первичные цивилизации возникли в сходных климатических условиях. Их зона охватывала территории с тропическим, субтропическим и отчасти умеренным климатом, среднегодовая температура которых была достаточно высокой. Лишь несколько тысячелетий спустя зона цивилизации стала распространяться к северу, где была более суровая природа. Родиной первичных цивилизаций, как правило, являются долины рек. В III тысячелетии до н. э. цивилизация возникла в долине Нила в Египте, между реками Тигр и Ефрат — в Месопотамии, в III—II тысячелетии до н. э. в долине реки Инд зародилась индийская цивилизация, во II тысячелетии до н. э. в долине реки Хуанхэ — китайская. Возникновение древнейшего мирового очага цивилизации произошло в южном Двуречье — долине рек Ефрата и Тигра. Жители Двуречья сеяли пшеницу, ячмень, лен, разводили коз, овец и коров, возводили ирригационные сооружения — каналы, водохранилища, с помощью которых осуществлялось орошение полей. Здесь в середине IV тысячелетия до н. э. появляются первые надобщинные политические структуры в форме городов-государств. Эти города-государства долгое время воевали друг с другом. Но в XXIV в. до н. э. правитель города Аккада Саргон объединил все города и создал крупное шумерское государство. В XIX в до н. э. Шумер был захвачен семитскими племенами — аморитами, на развалинах древнего Шумера было создано новое восточное государство — Вавилонское. Во главе этого государства стоял царь. Личность царя обожествлялась. Он одновременно являлся руководителем государства, верховным главнокомандующим и верховным жрецом. В древневавилонском государстве общество было социально неоднородным. В него входили родовая и военная знать, жрецы, чиновники, купцы, ремесленники, свободные общинники-крестьяне и рабы. Все эти социальные группы располагались в строгом иерархическом порядке в виде пирамиды. Каждая группа занимала строго определенное место и отличалась от других своей социальной значимостью, а также обязанностями, правами и привилегиями. Господствующей в Вавилоне была государственная форма собственности на землю. Жители Древнего Двуречья внесли огромный вклад в мировую культуру, Это, во-первых, шумерское иероглифическое письмо, трансформировавшееся в массовой документации царско-храмовых хозяйств в упрощенную клинопись, что сьпрало решающую роль в возникновении впоследствии алфавитной системы. Во-вторых, это постоянно развивающаяся усилиями жрецов система календарного счета и элементарная математика. Тот алфавит, те сведения о календаре и звездном небе с его знаками зодиака, та десятиричная система счета, которыми мы пользуемся и сегодня, восходят именно к Древнему Двуречью. К этому можно добавить развитое изобразительное искусство, первые географические карты и многое другое. Словом, шумеры и вавилоняне были первыми, кто шел по пути становления государственности. Их вариант развития хозяйства и форм собственности во многих отношениях был эталонным для тех, кто шел вслед за ними. Каковы особенности древней восточной цивилизации? Прежде всего, это высокая степень зависимости человека от природы, которая накладывала существенный отпечаток на мировоззрение человека, его ценностные ориентиры, тип хозяйствования, социальное и политическое устройство. В духовной жизни восточного человека господствовали религиозно-мифологические представления и канонизированные стили мышления. В мировоззренческом плане в восточных цивилизациях отсутствует разделение мира на мир природы и социума, естественный и сверхъестественный. Поэтому восприятию мира восточным человеком присущ синкретический подход, выражающийся в формулах «все в одном» или «все во всем». С точки зрения религиозной жизни, восточной культуре присущи нравственно-волевая установка на созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природными и надприродными силами. В восточных мировоззренческих системах человек абсолютно несвободен, он предопределен в своих действиях и судьбе космическим законом. Наиболее распространенный символ восточной культуры «человек в лодке без весел». Он свидетельствует о том, что жизнь человека определяет течение реки, т.е. природа, общество, государство — поэтому человеку весла не нужны. Восточные цивилизации обладают удивительной стабильностью. А. Македонский покорил весь Ближний Восток, построил громадную империю. Но однажды все вернулось на круги своя — к своему извечному порядку. Восточная цивилизация сориентирована, прежде всего, на воспроизводство сложившихся социальных структур, стабилизацию сложившегося образа жизни, господствовавшего на протяжении многих столетий. Характерной чертой восточной цивилизации является традиционализм. Традиционные образцы поведения и деятельности, аккумулирующие опыт предков, рассматривались как важная ценность и воспроизводились в качестве устойчивых стереотипов. Поскольку в восточных обществах изменения происходили крайне медленно, то несколько поколений людей могли существовать в одних и тех же условиях. Отсюда проистекает уважение к опыту старших поколений, культ предков. Восточные цивилизации не знают так называемой проблемы «отцов и детей». Там существовало полное взаимопонимание поколений. Общественная жизнь восточных цивилизаций построена на принципах коллективизма. Личностное начало не развито. Личные интересы подчинены общим: общинным, государственным. Коллектив общины определял и контролировал все стороны жизнедеятельности человека: нравственные нормы, духовные приоритеты, принципы социальной справедливости, форму и характер труда. Восточные государства-деспотии Политическая организация жизни восточных цивилизаций получила в истории название деспотий. Одним из характерных признаков восточного деспотизма является абсолютное преобладание государства над обществом. Государство предстает здесь как сила, стоящая над человеком, которая регулирует все многообразие человеческих отношений в семье, обществе, государстве, формирует общественные идеалы и вкусы. Глава государства — фараон, халиф — обладает всей полнотой законодательной и судебной власти, он назначает и смещает чиновников, объявляет войну и заключает мир, осуществляет верховное командование армией, творит суд как по закону, так и по произволу. Важный признак восточного деспотизма — политика принуждения. Основной задачей насилия было не наказание преступника, а нагнетание страха перед властью. Один из мыслителей эпохи Просвещения Ш. Монтескье (1689—1755) отмечал, что народы Азии управляются палкой, которая всегда должна быть прочной и постоянно находиться в руках правителя. Страх — единственное движущее начало этого образа правления. И если правитель хотя бы на миг опускал карающий меч, все шло прахом. Режим начинал медленно распадаться. Во всех деспотиях Востока страх перед верховной властью, как это ни парадоксально, сочетался с безграничной верой в ее носителей. Подданные одновременно трепещут и веруют. Тиран в их глазах предстает как грозный защитник народа, карающий зло и произвол, царящие на всех ступенях продажной администрации. Единство страха и любви создавало внутренне непротиворечивую систему восточного деспотизма. Для восточного деспотизма характерна общественно-государственная собственность (прежде всего на землю). Согласно религиозно-нравственным учениям, земля, вода, воздух и другие природные ресурсы были дарованы всему человечеству. За частными лицами признавались владельческие права, в некоторых случаях — права на мелкую собственность, в основном на жилье и хозяйство. В условиях восточного деспотизма ни одно частное лицо не имело хозяйственной свободы. Над всем хозяйством был административно-бюрократический контроль. Структурной основой восточного деспотизма была уравнительность, полное отсутствие или крайне незначительная роль сословных различий, горизонтальных связей вообще. Все древневосточные общества имели сложную иерархическую социальную структуру. Низшую ее ступень занимали рабы и зависимые люди. Однако большую часть населения первых государств составляли земледельцы-общинники. Они находились в зависимости от государства, уплачивали подати и регулярно привлекались к общественным работам (несли государственные повинности) — строительство каналов, крепостей, дорог, храмов и т.д. Над производителями возвышалась пирамида государственной бюрократии — сборщики налогов, надсмотрщики, писцы, жрецы и т.д. Венчала эту пирамиду фигура обожествляемого царя. Политически основу восточного деспотизма составляло абсолютное господство аппарата государственной власти. Идеальная деспотия состояла только из чиновников и подчиненной им безмолвной толпы. От чиновников требовалось только одно — беспрекословное повиновение. Государственный бюрократически организованный аппарат власти состоял из трех ведомств: 1) военного; 2) финансового и 3) публичных работ. Военное ведомство поставляло рабов-иностранцев, финансовое — изыскивало средства, необходимые для содержания армии и управленческого аппарата, для пропитания массы людей, занятых в строительстве, и т.д. Ведомство публичных работ занималось строительством и поддержанием оро сительных систем, дорог и прочего. Как видим, военное и финансовое ведомства служат дополнениями ведомства публичных работ, а все три ведомства являлись главными ведомствами управления на Древнем Востоке. Характерной чертой политической системы восточного деспотизма было существование на низовом уровне автономных и большей частью самоуправляемых коллективов. Это были сельские общины, цеховые организации, касты, секты и другие корпорации, как правило, религиозно-производственного характера. Старейшины и руководители этих коллективов выступали как связующее звено между государственным аппаратом и основной массой населения. Именно в рамках этих коллективов определялись место и возможности каждого человека: вне их жизнь индивида была невозможна. Вместе с тем, исторические памятники свидетельствуют, что деспотическое правление в чистом виде существовало далеко не во всех странах Древнего Востока и не на всех этапах их длительного развития. В государствах Древнего Шумера власть правителя была значительно ограничена элементами республиканского правления. Правители избирались советом старейшин. Деятельность правителей контролировалась советом знати или народным собранием. Таким образом, власть носила выборный и ограниченный характер. В Древней Индии даже в период наивысшего укрепления центральной власти значительную роль играл Совет царских чиновников, что свидетельствует об ограниченности власти монарха. Более того, в Древней Индии наряду с монархиями существовали государства и с республиканской формой правления (демократические — «ганы» и аристократические — «сингхи»). Глава 4 Античный мир t Античная цивилизация. Древняя Греция. Древний Рим. Культурное наследие Античности. Античная цивилизация Античность сыграла выдающуюся роль в мировой истории: впервые в области экономики, политики, социальных отношений, государства, права, культуры сложились и развились такие отношения, были сформулированы такие концепции, понятия, идеи, которые составили основу будущей европейской цивилизации и которым была уготована долгая жизнь в мировой истории и культуре. Античная цивилизация прошла д лительный путь развития. На юге Балканского полуострова в силу различных причин раннеклассовые общества и государства зарождались не менее трех раз: во 2-й половине III тыс. до н. э. (уничтожено ахейцами); в XVII—XIII вв. до н. э. (уничтожено дорийцами); в IX—VI вв. до н. э. последняя попытка удалась — возникло античное общество. Античная цивилизация, так же как и восточная, является первичной цивилизацией. Она выросла непосредственно из первобытности и не могла воспользоваться плодами предшествующей цивилизации. Поэтому в античной цивилизации, по аналогии с восточной, в сознании людей и в жизни общества значительно влияние первобытности. Господствующее положение занимает религиозно-мифологическое мировоззрение. Однако в этом мировоззрении имеются существенные особенности. Античное мировоззрение космологично. Космос по-гречески — это не только мир, Вселенная, но и порядок, мировое целое, противостоящее Хаосу своей соразмерностью и красотой. В основе этой упорядоченности лежат мера и гармония. Таким образом, в античной культуре на основе мировоззренческих моделей формируется один из важных элементов западной культуры — рациональность. Именно в античной цивилизации на первый план вышли частнособственнические отношения, проявилось господство частного товарного производства, сориентированного преимущественно на рынок. Здесь также появился первый в истории образец народовластия — демократия как олицетворение свободы. Демократия в греко-латинском мире была по-прежне- му прямой. Предусматривалось равенство всех граждан как принцип равных возможностей. Существовали свобода слова, выборность органов власти. В античном мире были заложены основы гражданского общества, предусматривающего право каждого гражданина участвовать в управлении, признание его личного достоинства, прав и свобод. Государство не вмешивалось в частную жизнь граждан или это вмешательство было незначительным. Торговля, ремесла, сельское хозяйство, семья функционировали независимо от власти, но в рамках закона. Римское право содержало систему норм, регулирующих частнособственнические отношения. Граждане были законопослушны. Однако демократия в античном мире носила ограниченный характер: обязательное наличие привилегированного слоя, исключение из ее действия женщин, свободных иноземцев, рабов. Древняя Греция |