Главная страница
Навигация по странице:

  • Кар­фагеном.

  • Гай Юлий Цезарь

  • Октавиан Август

  • Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту (третьего поколения)


    Скачать 1.16 Mb.
    НазваниеСоответствует Федеральному государственному образовательному стандарту (третьего поколения)
    Дата18.09.2022
    Размер1.16 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаSamygin.docx
    ТипДокументы
    #683038
    страница3 из 62
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   62
    Древняя Греция (3 тысячелетие до н. э. — 30 г. до н. э.). Древнейшая цивилизация в Европе возникла на островах Эгей­ского моря и на Балканском полуострове и известна как кри- то-микенская (по названию центров — острова Крит и Ми­кен, города на юге Греции). Крито-микенская цивилизация являлась типичной древневосточной цивилизацией, существо­вавшей во 2 тыс. до н. э. Крит, как и Финикия, прославил­ся как морская держава с могучим флотом. Гибель крито-ми- кенской цивилизации связана с рядом природных катаклизмов и нашествием в Грецию и на острова Эгейского моря северных племен. Это нашествие привело к установлению на развалинах цивилизации более отсталых родоплеменных отношений.

    В VIII—VI вв. до н. э. в Греции начинает формироваться античная цивилизация. Большую роль в ее развитии сыграло появление железа и соответствующих орудий. В Греции недостаточно земли для возделывания, поэтому широкое раз­витие здесь получило скотоводство, а затем и ремесло. Гре­ки, знакомые с морским делом, активно занимались торгов­лей, что постепенно привело к освоению ими окружающих территорий, расположенных вдоль побережья. Вследствие катастрофической нехватки земельных ресурсов, 1реки были вынуждены основывать колонии в Италии, Малой Азии, Причерноморье.

    Греки осознавали свое единство, они называли свою ро­дину Элладой, а себя — эллинами. У них был единый пантеон богов-олимпийцев и общеэллинские спортивные состязания. Однако все это не мешало им регулярно воевать между собой.

    Одной из главных черт эллинской культуры является прин­цип состязательности и стремление к первенству, что неха­рактерно для цивилизаций Востока. В полисе сложилась си­туация, когда его могущество находилось в зависимости от 1раждан, на которых, в свою очередь, налагались определен­ные обязанности, но вместе с этим предоставлялись и значи­тельные права.

    По мере развития производства и обмена появляются но­вые рабочие руки — рабы. Ремесло отделилось от земледе­лия. Появляются новые группы населения — судовладельцы, собственники ремесленных мастерских, которые с течением времени все больше определяют не только экономический, но и политический характер городов-государств (полисов), возникших в VIII—VI вв. до н.э. в Греции.

    Полис включал в себя город, а также прилегающую сель­скую территорию и считался независимым государством. Са­мым крупным полисом были Афты в Аттике, занимавшие территорию 2 500 км2. Другие полисы были намного мень­ше. Большинством полисов управляли аристократы, а систе­мой правления была олигархия (власть немногих), но по мере расширения торговли начинает усиливаться и процветать сред­нее сословие торговцев, ремесленников и банкиров. В по­лисах начинается ожесточенная борьба между родоплеменной знатью и демосом — незнатными членами общины. Лишен­ный политических прав, демос начинает добиваться возмож­ности участия в принятии решений. В стране возникают бес­порядки, и для восстановления мира греки выбирают одного правителя, наделяя его всей полнотой власти. Такого прави­теля стали называть тираном.

    В 621 г. до н. э. афиняне, недовольные системой прав­ления и законами, назначили на должность тирана Драконта, создавшего первый в истории Греции писаный и очень жест­кий свод законов. Драконт ввел публичный суд, чтобы люди могли видеть результаты правосудия. Свои реформы он ос­новал на уже существовавших устных законах, но записал их и ужесточил, ввел смертную казнь за многие правонаруше­ния, даже такие мелкие, как кража еды. Вот почему и се­годня излишне жесткие меры и законы мы нередко называ­ем драконовскими. Знаменитый античный историк Плутарх пишет: «Когда Драконта спросили, почему он за большин­ство преступлений назначил смертную казнь, он, как гово­рят, отвечал, что мелкие преступления, по его мнению, заслуживают этого наказания, а для крупных он не нашел ничего большего».

    В VI в. до н. э. драконовский свод законов был перера­ботан Солоном, предложившим афинянам целый ряд мер: он воспрепятствовал продаже зерна за границу, освободил всех граждан от земельных долгов, прекратил практику продажи должников в рабство. Проданные за границу афиняне были выкуплены государством. Солон также укрепил частную соб­ственность, а политические права граждан стали зависеть не от родовитости, а от имущественного положения. В результа­те всех этих реформ в Афинах сложилось рабовладельческое го­сударство в форме демократической республики. Окончатель­но афинская демократия оформилась к середине V в. до н. э., когда Эфиальт и Перикл усовершенствовали законы Солона, усилив позиции демоса. Отныне все граждане полиса полу­чили право избираться на высшие должности.

    Другим крупным полисом была Спарта, которая распола­галась на юге Пелопонесского полуострова в Лаконике. Эта территория была завоевана племенем дорийцев в конце 2 тысячелетия до н. э. Покоренное местное население со вре­менем завоеватели превратили в государственных рабов-ило- тов. Необходимость держать в повиновении и постоянном стра­хе илотов, численность которых намного превосходила чис­ленность самих спартанцев, вынуждала последних всеми си­лами поддерживать дисциплину и единство в своей среде.

    Поэтому искусственно сдерживался рост частной собственно­сти, не допускалось накопление излишних богатств в одних руках. Спартанцам запрещалось заниматься торговлей, что­бы у них не было золота и серебра. По этой же причине в Спарте долгое время сохранялась власть наследственной ари­стократии. Огромное внимание спартанцы уделяли поддер­жанию боеспособности своего войска.

    В начале V в. до н. э. греческий мир столкнулся с огром­ной персидской державой. В это время Греция была раздроб­лена. Для ведения войны с персами образовался временный союз, но он был слабым. Во главе союза стояла Спарта, са­мое сильное в военном отношении государство в Греции, во­ины которого славились своей дисциплиной и храбростью.

    В 490 г. до н. э. персидское войско высадилось с кораб­лей в 40 км от Афин в местечке Марафон. Греки напали на персов и разгромили их. Но вскоре новый персидский царь Ксеркс собрал большую армию и флот и вторгся в Грецию с суши и моря. В 480 г. до н. э. персы перешли через пролив Дарданеллы по плавучему мосту, построенному из кораблей. Чтобы преградить персам путь в Среднюю Грецию, отряд гре­ков под командованием спартанского царя Леонида занял уз­кий Фермопильский проход между морем и горами, но был окружен и погиб. Персы захватили всю Аттику, разрушили Афины, оставленные жителями. Было очевидно, что на суше греки не могли победить персов. Тогда афинский стратег Фе- мистокл собрал весь греческий флот у острова Саламин и дал бой огромному флоту противника. Персы были разбиты. Год спустя эллины сумели нанести поражение персам и на суше.

    После этого наступает время могущества Афин. Его назы­вают «золотым веком». В этот период благодаря торговле Афины стали очень богатыми. Как крупный центр культуры Афины привлекали лучших скульпторов, гончаров, архитек­торов, драматургов, историков и философов. В Афинах окончательно сложилась демократическая система, выдаю­щимся представителем которой был Перикл. Талантливый, прекрасно образованный, блестящий оратор, он умел силой красноречия убедить слушателей в своей правоте. Он упро­чил экономику и военно-политическую мощь Афин, превра­тил город в центр просвещения Эллады, в культурную столи­цу Греции.

    При Перикле получили развитие все сферы экономики Афин — строительство, ремесла, торговля, судостроение и морские перевозки, текстильное производство. Это позво­лило увеличить занятость населения, активизировать его уча­стие в труде и заработке. Все это потребовало больших трат, и Перикл поставил государство на новую финансовую осно­ву. Огромные расходы на укрепление и украшение Афин по­крывались из денежных запасов храмовых сокровищ, обра­зовавшихся из доходов со священных земель, из долей воен­ной добычи и из частных вкладов и дарений. По реформе Перикла, эти сокровища перестали быть неприкосновенным запасом. Кроме того, использовались средства военного бюд­жета, включавшего поступления союзников.

    Однако благополучие Афин рухнуло с началом Пелопон­несской войны между Афинами и Спартой (431—404 гг. до н. э.) Спартанцы неоднократно вторгались в Аттику, в результате ее население уменьшилось вдвое. Военные дей­ствия сказались и на экономике Афин. По требованию побе- дителей-спартанцев демократия в Афинах сменилась аристок­ратией.

    В середине IV в. до н. э. на севере Греции возвысилась Македония. В 340 г. македонский царь Филипп II потре­бовал, чтобы греки признали его власть и под его руковод­ством вступили в войну с Персией. Отказавшиеся подчи­няться фиванцы и афиняне были разбиты в битве с маке­донцами в 338 г. до н. э. В этом сражении отличился 18-лет- ний сын Филиппа Александр, ставший через два года царем Македонии и вождем всей Эллады. Александр встает на путь военных завоеваний, результатом чего стала огромная импе­рия и титул Александра Великого. Он был военным гением, обладал необыкновенной энергией и мужеством, соратники и воины были ему безгранично преданы. В 323 г до н. э. Александр умер от лихорадки и его военачальники поделили империю между собой, что привело к войнам, продолжав­шимся с 323 г. по 281 г. до н. э.

    В конечном итоге Греция была покорена Римом. В 30 г. до н.э. римские войска заняли Египет — последнее из эллинистических государств, возникших ранее на развали­нах империи Александра Македонского. Но Римское государ­ство, покорившее Грецию, испытало на себе сильное влия­

    ние ее культуры и многое заимствовало у греков. Достижения греческой цивилизации позднее были положены в основу ев­ропейской цивилизации, а знаменитая греческая философия навечно вошла в сокровищницу мировой интеллектуальной мысли.

    Древний Рим

    Древний Рим (VIII в. до н. э. — V в. н. э.). В свое время древние греки, пораженные богатой растительностью Апен­нинского полуострова и обилием скота, назвали южную часть полуострова «страной телят» — Италией. В дальнейшем это название распространилось на весь полуостров. Согласно пре­данию, Рим был основан в 753 г. до н. э. братьями Ромулом и Ремом. Древнейший период его истории называется царс­ким. В это время уже оформляется первичная социальная организация в Древнем Риме. Население проживало родами, которыми управляли старейшины. Полноправными членами общины считались лишь те, кто принадлежал к старинным родам. Это была привилегированная часть общества — пат­риции. Все остальные — пришлые люди, освобожденные рабы или их потомки, переселенцы из других городов — именова­лись плебеями.

    В 509 г. до н. э. римляне изгнали последнего царя Тарк- виния Гордого и решили, что отныне управление не будет находиться в одних руках, а станет общественным делом. Так возникла республика (от лат.: общественное дело), которая просуществовала пять столетий. Вместо наследственной вла­сти царя появились два консула, избираемые на год. Вскоре после изгнания последнею царя в Риме вспыхнуло восстание плебеев против патрициев, следствием которого явилась ре­форма государственного управления: кроме двух патрициан­ских консулов было решено ежегодно избирать двух плебей­ских трибунов, обладавших правом «вето» на распоряжение консулов и сената, касающееся плебеев. Позднее в результате борьбы патрициев и плебеев появились законы, по которым плебеи получили право занимать консульские и другие долж­ности и получать землю на общинном поле. Было запрещено отдавать римских граждан в рабство за долги.

    В III в. до н. э. начинаются столкновения Рима с Кар­фагеном. К этому времени впадения Рима подступили к остро­ву Сицилия, но здесь интересы римлян натолкнулись на про­тиводействие Карфагена, который представлял собой сильную морскую державу Средиземноморья. С 264 по 241 гг. до н. э. проходила 1-я Пуническая война, закончившаяся поражени­ем пунийцев (карфагенян), вынужденных отдать Сицилию и Сардинию и заплатить большую контрибуцию Риму. Но рим­ляне остались недовольными итогами войны, так как их це­лью был самый богатый в то время город Карфаген. В ходе 2-й Пунической войны (218—201 гг.), несмотря на первона­чальные успехи знаменитого Ганнибала, Карфаген потерпел поражение, лишился всех своих владений и роли великой державы. Самой короткой была 3-я Пуническая война (148— 146 гг.), в ходе которой Карфаген после долгой осады был взят, разграблен, сожжен и по постановлению римского се­ната стерт с лица земли. За эти же годы римляне разгромили Македонию, разбили войска сирийского царя, а позднее под­чинили своей власти Грецию и Западную часть Малой Азии. Так к концу II в. до н. э. Рим стал центром Средиземноморья.

    Но Римская держава уже клонилась к упадку, поскольку с развитием крупного землевладения на основе труда рабов было разрушено хозяйство мелких землевладельцев. В середине I в. до н. э. республиканский Рим переживает кризис: его со­трясают восстания в покоренных провинциях, тяжелые войны на Востоке, гражданские войны в самом Риме. В 82 г. до н. э. полководец Сулла устанавливает единоличную власть. К этому времени все более важную роль в общественно-поли­тической жизни Рима начинает играть армия и военачальни­ки. Удачливый и популярный полководец, от успехов кото­рого зависело благосостояние легионеров, становился круп­ной политической фигурой.

    Основы империи, сменившей республику, заложил Гай Юлий Цезарь, избранный в 59 г. до н. э. консулом. Пони­мая необходимость серьезных реформ, Цезарь стал платить во­инам своей армии вдвое больше жалованья, чем другие вое­начальники; союзникам Рима он щедро раздавал права римс­кого гражданства. Цезарь, объявленный в 45 г. до н. э. по­жизненным диктатором, провел законы, изменившие политический строй государства. Народное собрание потеряло свое значение, сенат был увеличен до 900 человек и попол­нен сторонниками Цезаря. Сенат даровал Цезарю титул им­ператора с правом передачи его потомкам. Его противники организовали заговор во главе с Марком Брутом и Гаем Кас­сием. В 44 г. до н. э. Цезарь был убит, но восстановления аристократической республики, на что надеялись заговорщи­ки, не произошло.

    В 43 г. до н. э. внучатый племянник Цезаря Октавиан, а также полководцы Марк Антоний и Лепид заключили между собой союз и нанесли поражение сторонникам республикан­цев. Однако, стремясь к личной власти, Антоний и Октави­ан в 31 г. до н. э. начали новую гражданскую войну, окон­чившуюся победой Окгавиана, получившего от сената титул Августа («священный») и провозглашенного с 27 г. до н. э. императором. После себя Октавиан Август оставил огром­ную Римскую империю, владения которой простирались до Армении и Месопотамии, до Сахары и берегов Красного моря.

    Но вскоре в Римской империи начинаются кризис эконо­мики, упадок сельского хозяйства, ремесел, торговли, воз­врат к натуральным формам хозяйства. Зарождается новая форма земельных отношений — колонат. Крупные землевла­дельцы сдавали в аренду участки земли, скот, необходимые для работы орудия труда. Мелких арендаторов, постепенно попадающих из-за долгов в зависимость от землевладельцев, называли колонами. Они платили продуктами арендную пла­ту хозяевам земли и налоги государству. Колоны постепенно превращались в крепостных крестьян, не имеющих права по­кидать свою деревню, а городские ремесленники потеряли право менять профессию и место жительства. Огромные за­траты на содержание армии и двора императоров, на зрели­ща, подачки свободной бедноте заставляли римских правите­лей увеличивать подати с населения провинций. В разных частях империи вспыхивали восстания населения и бунты во­инов, недовольных тяжелой службой.

    В последний период Римской империи параллельно раз­виваются два процесса: распространение христианства и регу­лярные вторжения варваров. Христианство зародилось в рим­ской провинции Иудее в I в. н. э. на основе религиозно­социального учения о духовном спасении людей через веру в искупительную силу спасителя, сына божьего. В основе идеи

    христианства лежит искупительная миссия Христа, его казнь, воскресение и второе пришествие к людям, страшный суд, воздаяние за грехи, установление вечного царства небесного.

    В условиях национального гнета и идеологического раз­брода в Римской империи это учение было воспринято боль­шими массами населения, так как провозглашало равенство всех людей перед богом, разрушало социальные перегородки в обществе. После долгой и безуспешной борьбы с христиан­ством императоры разрешили исповедовать веру в Иисуса Хри­ста (Миланский эдикт Константина, 313 г.). С течением вре­мени сами правители приняли крещение (Константин, 330 г.) и объявили христианство единственной государствен­ной религией (Феодосий I, 381 г.).

    В 395 г. Римская империя окончательно разделилась на Западную и Восточную. В 476 г. командующий император­ской гвардией германец Одоакр сместил с престола послед­него римского императора. Так закончилась история могу­щественной Римской империи. Началась история «варвар­ской Европы».

    Согласно одному известному выражению, римляне триж­ды покоряли мир: первый раз — легионами, второй раз — христианством, третий — правом. Действительно, христи­анство овладело чуть ли не полмиром, а римское право клас­сического периода было воспринято многими феодальными государствами Западной Европы и лежит в основе многих со­временных институтов права.

    Культурное наследие Античности

    Античный мир отделен от нынешней эпохи тысячелетия­ми, но до сих пор многих привлекают его культура, религия, философия.

    В
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   62


    написать администратору сайта