Главная страница
Навигация по странице:

  • Карл Мартелл

  • Карле Вели­ком

  • Священная Римская Империя

  • Церковь и власть.

  • court

  • Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту (третьего поколения)


    Скачать 1.16 Mb.
    НазваниеСоответствует Федеральному государственному образовательному стандарту (третьего поколения)
    Дата18.09.2022
    Размер1.16 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаSamygin.docx
    ТипДокументы
    #683038
    страница6 из 62
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   62
    (Салический закон). Появление писаных законов, обяза­тельных к исполнению на всей территории Франкского госу­дарства, способствовало его укреплению. Однако внутренние раздоры подорвали мощь королевства. Наследники Хлодвига вели длительную борьбу за власть, в результате которой власть королей из рода Меровингов стала ничтожной.

    Большое влияние надела государства стал оказывать май- ордом — высшее должностное лицо в государстве, власть ко­торого передавалась по наследству. Майордом Карл Мартелл правил страной, не считаясь с королем. В это время войско арабов-мусульман вторглось из Испании в Галлию, но было разгромлено франками в битве при Пуатье (732). Угроза араб­ского завоевания подтолкнула Карла Мартелла к созданию сильного конного войска. Пожелавшие служить в нем фран­ки получали от майордома земли с живущими на них крестья­нами. На доход от этих земель их владелец приобретал доро­гостоящее вооружение и коней. Земли отдавались воинам не в полную собственность, но лишь пожизненно и на том усло­вии, что владелец будет нести конную военную службу, в чем он давал майордому клятву. Позднее земельные владения на том же условии стали передаваться по наследству от отца к сыну. Преемники Карла Мартелла при поддержке римских пап отстранили от власти Меровингов и положили начало новой династии Каролингов.

    Своего расцвета это государство достигло при Карле Вели­ком (768—814). В 800 г. папа Лев III короновал Карла и про­возгласил его римским императором. Но его империя была крайне непрочной и в 843 г. ее поделили между собой потом­ки Карла Великого на три большие части, положив начало истории трех государств — Франции, Германии и Италии.

    Император становился символом единства германских тра­диций, римского императорского прошлого и христианс­ких начал. Идея объединения христианского мира стала оп­ределяющей для нескольких поколений европейцев. Карл Великий сумел создать огромную державу, куда, кроме Гал­лии, вошли часть территории Испании, Северная и Цент­ральная Италия, территории Баварии и Саксонии, Панно- ния (Венгрия).

    Период существования Каролингской державы (середина VIII — начало X вв.) был временем оформления целого ряда общественных институтов и основных черт культурно-истори- ческого типа, присущего средневековой европейской циви­лизации. В 843 г. империя была разделена между потомками Карла Великого на три королевства, которые стали основой будущих Франции, Германии и Италии. Имперская идея оста­валась привлекательной в Европе. Король Германии Оттон I захватывает Италию и в 962 г. провозглашает себя императо­ром. На политической карте Европы появляется Священная Римская Империя, центром которой стала Германия, вопло­щавшая европейскую имперскую идею вплоть до конца эпохи Средневековья.

    Военная реформа Карла Мартелла положила начало скла­дыванию в Европе нового общественного строя — феода­лизма.

    Феодализмом именуют общественный строй, название ко­торого происходит от слова «феод». Феод— это населенное крестьянами земельное владение, пожалованное господи­ном — сеньором (по-латински — «старшим»), своему васса­лу— подчиненному человеку, обязующемуся за владение фе­одом нести военную службу. Вассал приносил сеньору клятву верности. В некоторых странах отношения между владельца­ми феодов — феодалами — можно представить себе в виде лестницы (так называемая феодальная лестница,). На самом верху ее стоял король — верховный собственник всей земли в государстве; считалось, что свою власть он получил от Бога, который и был его сеньором. Ступенью ниже находились не­посредственные вассалы короля. Часть пожалованных им вла­дений они передавали собственным вассалам, стоящим еще одной ступенью ниже. А те, в свою очередь, выделяли из полученного феода земли для своих вассалов. Получалось, что почти каждый феодал (1фоме тех, кто находился на нижней ступени лестницы) был и вассалом и сеньором одновремен­но. Хотя над феодалом и главенствовал другой, более высо­копоставленный господин, он не имел права вмешиваться в его отношения с вассалами. Так, во Франции действовало правило «вассал моего вассала не мой вассал». Это означало, что даже король был лишен возможности через головы своих вассалов — графов и герцогов — отдавать приказания их вас­салам.

    Во времена установления феодализма в Западной Европе владение крупного феодала напоминало самостоятельное го­сударство. Такой феодал собирал налоги с населения, имел право судить, мог объявлять войну другим феодалам и заклю­чать с ними мир. Между сеньором и вассалом как бы заклю­чался договор. Вассал обязывался верно служить господину, а сеньор обещал вассалу поддержку и покровительство. Одна­ко договор нередко нарушался. Вассалы нападали друг на дру­га, на владения своего сеньора. Шли непрерывные междо­усобные войны. Их целью был захват земель, населенных кре­стьянами, или же знатного соседа, с которого требовали вы­куп за освобождение, захват добычи (грабеж чужих крестьян, церквей и т.д.). От междоусобных войн больше всего страда­ли крестьяне. У них не было укрепленных жилищ, где можно было бы укрыться от нападения.

    Важную роль в становлении феодализма сыграла волна на­шествий норманнов и кочевников на Западную Европу в IX— XI вв.

    Норманны — так в Западной Европе называли участников грабительских походов, выходцев из Северной Европы (нор­вежцев, датчан и шведов), которые приплывали к берегам Франции, Англии, Германии, поднимались по рекам в глубь этих стран. Они грабили, убивали, жгли, уводили пленных в рабство, иногда захватывали целые области.

    Выходцы с Южного Урала, кочевники-скотоводы мадья­ры, или венгры, вторглись в Европу и доходили в набегах до Парижа и Атлантического океана. Население Европы чувство­вало себя беззащитным перед нападениями норманнов и вен­гров. Жители Европы стали строить каменные замки, быв­шие крепостями и жилищами феодалов: во время нападения врага в таком замке пряталось окрестное население. В странах Европы повсеместно сложилось конное войско — рыцарство, пришедшее на смену ополчениям германцев.

    В цивилизационном развитии Европы в X—XI вв. про­изошел важный качественный скачок. По всей Европе появ­ляются города как центры ремесла и торговли. Уже в раннем Средневековье города выполняли политические и админист­ративные функции, являясь резиденциями государей и круп­ных феодалов. Но впоследствии они стали средоточием прежде всего ремесла и торговли.

    Политическая консолидация феодалов (дворянства и ду­ховенства) и горожан (бюргерства) привела к образова­нию сословно-представительных учреждений. Возникает сословная монархия. Впервые орган сословного предста­вительства — парламент — возник в Англии. В 1265 г. было созвано собрание крупнейших баронов и священнослужите­лей, а также по два рыцаря от каждого графства и по два го­рожанина от самых крупных городов. Вскоре произошло раз­деление парламента на палату лордов, где заседали предста­вители светской и духовной аристократии, и палату общин, где заседали представители рыцарства и горожан. Главной функцией парламента стало утверждение налогов и предо­ставление субсидий королю. Таким образом, в Англии уже в XIII в. установилась монархия, ограниченная парламентом.

    В 1302 г. во Франции королем Филиппом IV Красивым были впервые созваны Генеральные штаты — представитель­ный орган трех сословий: духовенства, дворянства и наиболее влиятельных и богатых представителей городов.

    Церковь и власть. В 313 г. христианство было признано государственной религией. После этого начинается превра­щение церкви в политическую силу. Христианство стояло у колыбели феодального общества как сложившаяся религиоз­ная идеология и социальная практика. Пользуясь слабостью раннефеодальных «варварских» государств и их взаимной борь­бой, папы присвоили себе административные и политические функции и стали выступать с претензиями на высший автори­тет в делах христианской церкви в целом. Реальной основой политической власти пап являлись богатейшие земельные вла­дения, сосредоточенные в их собственных руках и в подчи­нённых им монастырях.

    В 1054 г. окончательно оформились две самостоятельные христианские церкви — западная и восточная. Одним из ос­новных отличий западной церкви от восточной являлось (кро­ме различия в некоторых обрядах, «таинствах» и богослуже­нии) признание римского папы главой церкви. Как восточ­ная, так и западная христианские церкви претендовали на зна­чение единой вселенской церкви — «католической» по западному произношению, «кафолической» — по восточно­му. Западную церковь стали называть римско-католической, а восточную — греко-кафолической; восточная церковь, кро­ме того, присвоила себе наименование «православной», т.е. правоверной.

    Во времена феодальной раздробленности в Европе церковь была единственной сплоченной организацией. Подавляющее большинство крестьян, горожан и рыцарей верили в то, что вне церкви нет спасения (т.е. без помощи священников, без их молитв, без соблюдения церковных обрядов нельзя попасть в рай). Это позволило римским папам повести борьбу за вер­ховную власть в Европе. Важным оружием в борьбе с ослуш­никами было отлучение от церкви (отлученному запрещалось входить в храм, участвовать в церковных обрядах, никто из верующих не мог оказывать ему помощь и предоставлять при­ют); наложение интердикта (по-латински «интердикт» — за­прет) — отлучение от церкви населения города, области или целой страны, в которых прекращались богослужения и со­вершение всех обрядов: не крестили младенцев, не венчали новобрачных, не отпевали умерших.

    В XI в. папа Григорий VI провел важные церковные ре­формы, способствовавшие централизации и укреплению мо­гущества церкви: был введен обет безбрачия (целибата) для всех священников, выбирать нового папу теперь должны были кардиналы— высшие после папы священнослужители, что должно было исключить вмешательство светских правителей в дела церкви. Григорий VI вел борьбу за то, чтобы назначение епископов и аббатов не принадлежало никому, кроме самой церкви. Он заявлял, что папа выше всех прочих владык, вклю­чая королей и императоров. Реформы Григория VII вызвали противодействие со стороны императора Священной Римской империи Генриха IV, который объявил папу низложенным. В ответ Григорий VII отлучил императора от церкви, а всех его подданных освободил от данной ими клятвы на верность. Борьба римских пап с императорами шла с переменным успе­хом более 200 лет.

    Самым могущественным из римских пап был Иннокентий III (1198—1216). Если его предшественники называли себя пре­емниками св. Петра (поскольку первым епископом Рима был ученик Христа Петр), то Иннокентий III провозгласил себя «заместителем Христа, наместником Бога на земле». Он заявлял, что «папы призваны господствовать над всеми наро­дами и государствами». Он сумел заставить ряд государей при­знать себя вассалами папы. Среди них были короли Дании, Польши, Арагона (одного из христианских королевств в Ис­пании, созданных на отвоеванных у арабов землях). Стрем­ление пап к абсолютной светской власти над Европой приво­дило к столкновениям с христианской церковью в Византии, которая зависела от власти византийского императора и также претендовала на первенство в христианском мире.

    Вместе с могуществом церкви росли и ее богатства. Церк­ви принадлежала примерно треть всех возделывавшихся в Ев­ропе земель, населенных многими тысячами зависимых кре­стьян. Церковь взимала со всего населения десятую часть де­нежных и натуральных доходов (десятина), торговала долж­ностями епископов и аббатов, брала плату за совершение обрядов, за отпущение грехов (продажа индульгенции— гра­мот, освобождавших преступников от наказаний, от угрызе­ний совести за совершенные дурные поступки, обещавших прощение грехов и спасение души). Роскошь, в которой жили папа, епископы и аббаты, вступала в противоречие с учени­ем Евангелия, новозаветными образами Иисуса и его учени­ков — апостолов, живших в бедности призывавших к отказу от богатств. Множество верующих — горожан, крестьян, даже рыцарей — открыто заявляли, что церковь «испорчена», она исказила учение Иисуса, стала «дьявольской силой», а па­па — «наместником дьявола». Эти люди выступали за равен­ство всех верующих, против богатств церкви, десятины, платы за обряды, продажи индульгенций, торговли церковными должностями. Церковь называла этих людей еретиками, а их учение ересью.

    Церковь вела с еретиками ожесточенную борьбу. В начале XIII в. была учреждена инквизиция («расследование») — цер­ковный суд, занимавшийся разоблачением и преследованием еретиков. Подозреваемых часто пытали, стараясь вырвать у них признание вины. Распространенным наказанием было сож­жение на костре. В Южной Франции было распространено учение катаров, которое католическая церковь признавала ере­сью. Одним из центров распространения ереси стал город Альби, поэтому живших на юге Франции еретиков называли альбигойцами. Папа Иннокентий III призвал французского короля к военному походу против альбигойцев. После упор­ных боев юг Франции был разгромлен и разграблен. Тысячи человек погибли.

    Одним из способов борьбы с ересью было запрещение ве­рующим (кроме священников) иметь, читать и тем более тол­ковать Библию. Главная книга христиан оказалась запретной для большей части населения.

    Западноевропейское общество

    Подавляющее большинство населения Европы в Средние века составляли крестьяне. За их счет жили все категории фе­одалов — церковные (епископы, настоятели монастырей — аббаты, и другие) и светские (герцоги, графы, бароны и дру­гие). Большая часть земель, на которых работали крестьяне, к XI в. принадлежала феодалам. Во время непрерывных меж­доусобных войн крестьяне искали защиты у соседнего сеньора или монастыря. Найдя могущественного покровителя, кре­стьянин вынужден был признать свою зависимость от него, передать ему в собственность свой земельный надел. Зависи­мый крестьянин продолжал вести хозяйство на прежнем сво­ем наделе, но за пользование им господин требовал исполне­ния барщины и уплаты оброков.

    Барщиной называют все работы крестьян в хозяйстве фео­дала (обработка господской пашни, строительство домов и са­раев, возведение оборонительных сооружений, ловля рыбы, заготовка дров и т.д.). Оброком называют платежи крестьян владельцу земли продуктами (зерном, скотом, птицей, ово­щами) и изделиями своего хозяйства (полотном, кожами). Власть феодала над крестьянином проявлялась не только в том, что тот работал на барщине и платил оброк (поземельная за­висимость), крестьянин и лично был подвластен феодалу (лич­ная зависимость), землевладелец судил его в своем суде, кре­стьянин не имел права без позволения своего господина пере­селиться в другую местность.

    Однако, несмотря на поземельную и личную зависимость от феодала, крестьянин не был абсолютно бесправен. Сеньор не мог казнить его, согнать с надела (если тот выполнял свои обязанности), продать или обменять без земли и отдельно от семьи. Огромную роль в жизни средневековых людей играл обычай, который соблюдали как крестьяне, так и сеньоры. Размеры оброка, виды и продолжительность барщинных ра­бот не менялись из поколение в поколение. То, что было раз и навсегда установлено, считалось разумным и справедливым. Сеньоры не могли по своей воле увеличить крестьянские по­винности. Сеньоры и крестьяне были нужны друг другу: одни были «всеобщими кормильцами», от других трудовой люд ждал защиты и покровительства.

    В Средние века было распространено учение, согласно ко­торому все население Европы в соответствии с Божьей волей делится на три группы — три сословия (входящие в эти сосло­вия люди обладают разными правами и обязанностями). Слу­жители церкви (священники и монахи) составляли особый слой населения — духовенство, считалось, что оно руководит ду­ховной жизнью людей — заботится о спасении душ христиан; рыцари защищают страну от чужеземцев; крестьяне и горожа­не занимаются сельским хозяйством и ремеслом.

    Тот факт, что на первом месте стояло духовенство, вовсе не случаен, ведь главным для средневекового европейца были его отношения с Богом, необходимость спасения своей души после окончания земной жизни. Служители церкви в целом были образованнее рыцарей и, тем более, крестьян. Почти все ученые, писатели и поэты, художники и музыканты той эпохи были духовными лицами; они же часто занимали выс­шие государственные должности, оказывая влияние на своих королей. Духовенство делилось на белое и черное, или мона­шество. Первые монастыри — общины монахов — появились в Европе уже после падения Западной империи. Монахами в основном становились глубоко верующие христиане, желав­шие посвятить свою жизнь исключительно служению Богу. Они давали обеты (обещания): отказаться от семьи, не же­ниться и не выходить замуж; отказаться от имущества, жить в бедности; беспрекословно подчиняться настоятелю монасты­ря аббату (в женских монастырях — аббатиссе), молиться и трудиться. Многие монастыри владели обширными землями, которые обрабатывали зависимые крестьяне. При монасты­рях часто возникали школы, мастерские по переписке книг, библиотеки; монахи создавали исторические летописи (хро­ники). В Средние века монастыри были центрами образова­ния и культуры.

    Второе сословие составляли светские феодалы, или рыцар­ство. Важнейшими занятиями рыцарей были война и участие в военных состязаниях — турнирах; досуг рыцари проводили на охоте и на пирах. Обучение письму, чтению и математике не было обязательным. В средневековой литературе описа­ны правила достойного поведения, которым должен был сле­довать каждый рыцарь: быть беззаветно преданным Богу, верно служить своему сеньору, заботиться о слабых и безза­щитных; соблюдать все обязательства и клятвы. Феодалы жили в крепких каменных замках (в одной только Франции их было около 40 тысяч). Замок окружал глубокий ров, про­никнуть внутрь можно было только при опущенном подъем­ном мосте. Над стенами замка высились оборонительные башни, главная — донжон, состояла из нескольких этажей. В донжоне находилось жилище феодала, пиршественный зал, кухня, помещение, где хранились припасы на случай длительной осады. В замке, кроме феодала, жила его се­мья, воины и слуги.

    Основную массу населения Европы в Средние века состав­ляло крестьянство, проживавшее в небольших деревнях по 10— 15 дворов в каждой. Крестьянские дома строились из дерева, а в тех местах, где лесов было мало, из камня. Крыши крыли соломой, которая в голодные годы служила пищей скоту. Маленькие оконца закрывали деревянными ставнями, кожей, бычьим пузырем. Открытый очаг не имел трубы, дымоход заменяла зияющая в потолке дыра. Когда в доме топили, дым заполнял помещение, на стенах оседала копоть. В холода корову и прочий скот (если таковой был) переводили из сарая в отапливаемый дом, где животные зимовали вместе с кре­стьянской семьей.

    Рыцарство

    Значимым явлением Средневековья явилось формирование рыцарства и рыцарской культуры. Европейские рыцари (фе­одалы-воины) XII—XIV вв. выработали своеобразные нор­мы поведения, которым должен был следовать любой настоя­щий рыцарь. Рыцарь должен соблюдать верность сеньору, а тот обязан всячески защищать своего вассала и щедро его одаривать. Рыцарь — защитник обиженных и слабых, борец за христианскую веру. Он не может позволить себе коварство, хитрость в бою с противником. Да и уклониться от честного поединка — позор. Даже поверженный противник, если он тоже рыцарь, заслуживает всяческого уважения. Без ущерба для своего достоинства рыцарь не мог встретиться в поединке с тем, кто намного ниже его по общественному положению. Черты рыцарства отразились в героическом эпосе: «Песнь о Роланде», «Песнь о Нибелунгах», «Песнь о моем Сиде».

    Излюбленными развлечениями в Средние века были ры­царские поединки. Рыцари делали из них красочные и рос­кошные зрелища. На соревнование рыцарей в силе и мастер­стве — турнир, собирались толпы народа. Претенденты на победу съезжались порой из разных стран. Турнир мог по­чтить своим присутствием и даже участием король. Разумеет­ся, знатные дамы были на самых почетных зрительских мес­тах. Победа в турнире сулила счастливцу расположение его дамы. Главным событием турнира был поединок конных ры­царей в полном вооружении. Чаще всего нужно было выбить противника из седла ударом затупленного копья. Но бывало, что схватка становилась опасной для жизни.

    Распорядителями и судьями на турнирах были герольды. Одна из их обязанностей состояла в умении разбираться в гер­бах рыцарей. Каждый сеньор стремился выбрать себе особый знак, который украшал его боевой щит, знамя, ворота зам­ка. Герб получали за заслуги от короля или по наследству. Постепенно сложилась целая наука составления и чтения гер­бов — геральдика. Прочитать по гербу можно много: узнать не только, кто хозяин, но и чем известны его предки, с какими знатными семействами он в родстве. Со временем гербы ста­ли заводить себе духовные лица, города, отдельные горожа­не. Появились также гербы государств.

    С XII в. при дворах королей и крупных феодалов, в зам­ках начинает складываться рыцарская куртуазная (от слова court двор) культура, распространению которой способ­ствовали трубадуры и миннезингеры. В их песнях воспева­лась любовь, рыцарская верность, культ прекрасной дамы. Однако в действительности рыцари далеко не всегда следова­ли правилам чести.

    Города

    В период Средневековья возле замков, крепостей, мона­стырей, мостов, переправ через реки возникают и разраста­ются города, в том числе крупные, такие как Париж, Ми­лан, Флоренция, где проживало до 80 тыс. человек. Жизнь в средневековом городе была трудна и опасна — частые эпи­демии уносили жизни более половины горожан, как это слу­чилось, например, во время «черной смерти» — эпидемии чумы в XIII в. Частыми были и пожары. Однако люди все равно стремились в города, ведь, как свидетельствовала по­говорка, «городской воздух делал зависимого человека сво­бодным». В центре города лежала обычно просторная ры­ночная площадь. На нее выходило величественное здание ра­туши — здесь располагался магистрат, где «отцы города» ре­шали важные дела. Неподалеку возвышалась и главная городская церковь. Горожане собирались туда не только на мо­литву, но и для того, чтобы отметить важное событие или праздник, выслушать распоряжение властей, выбрать долж­ностных лиц.

    Вначале большинство городов находились в зависимости от своих сеньоров. Горожане вели борьбу за получение самосто­ятельности, т.е. за превращение в вольный город. Органы власти независимых городов были выборными и имели право собирать налоги, расплачиваться с казначейством, по своему усмотрению распоряжаться городскими финансами, иметь свой суд, чеканить свою монету й даже объявлять войну и заключать мир. Богатство городов основывалось на богат­стве их граждан. В числе наиболее богатых были ростовщи­ки и менялы, которые производили обмен денег и перевод их из одного города в другой, брали на сохранение свобод­ные капиталы и предоставляли кредиты. Эта деятельность была сосредоточена преимущественно в руках евреев, посколь­ку христианство официально запрещало верующим занятие ро­стовщичеством.

    Важным слоем городского населения были ремесленники. От работы на заказ ремесленники переходят к работе на ры­нок. Ремесло становится уважаемым занятием, приносящим хороший доход. Особенным почтением пользовались люди

    строительных специальностей — каменщики, плотники, шту­катуры. Зодчеством тогда занимались самые одаренные люди с высоким уровнем профессиональной подготовки. В этот период углубляется специализация ремесел, расширяется ас­сортимент изделий, совершенствуется ремесленная техника, оставаясь, как и раньше, ручной. Усложняются и становятся более эффективными технологии в металлургии, в выделке суконных тканей, и в Европе начинают носить шерстяную одеж­ду вместо меха и льна. В XII в. были изготовлены механи­ческие часы, в XIII в. — большие башенные часы, в XV в. — карманные часы.

    По мере того, как города росли, власть сеньоров начинала тяготить горожан. Многие города уже не нуждались в защи­те, в то же время сеньоры постоянно увеличивали поборы с богатевшего городского населения. В течение XII—XIII вв. происходит борьба городов с сеньорами за независимость. Одни города обрели ее за денежный выкуп, другие добились этого военной силой: горожане создавали военные отряды, состоявшие из ремесленников (которые обычно сражались це­хами) и наемников.

    В этой борьбе короЛи, стремившиеся ослабить власть круп­ных феодалов, были на стороне горожан. В свою очередь, города предоставляли королям крупные денежные займы, а иногда и военную помощь. Город, добившийся самоуправ­ления, во Франции и Северной Италии назывался коммуной. Большинство коммун платило королю налоги и находилось от него в зависимости. Но некоторые города сумели стать пол­ностью самостоятельными государствами и даже распростра­нить свою власть на окружающие город земли. Такими госу­дарствами, например, в Италии были Флоренция, Венеция, Генуя. Население коммун росло за счет бежавших от феодалов крестьян. Вся власть в коммунах принадлежала городскому совету, который ведал судом, казной, городской стражей и войском, издавал обязательные для горожан законы и уста­навливал налоги. Глава совета в Англии и Франции имено­вался мэром, в Германии — бургомистром. Во многих ком­мунах места в городских советах занимали выходцы из одних и тех же семей богатых купцов и банкиров. Но в ряде городов (например, во Флоренции) удалось изменить управление: в совете стали заседать выборные представители цехов.

    Картина мира

    Одно из наиболее сложных и противоречивых явлений сред­невековой западноевропейской цивилизации — менталитет, образ мышления человека той эпохи. Он не только отражал время с его контрастами, войнами, эпидемиями, но во мно­гом определил индивидуальное лицо своей эпохи. Корпора­тивные нормы, ценности, ритуалы поведения (вплоть до пред­писанного типа одежды), подкрепляемые христианским ми­роощущением, считались превалирующими над личными же­ланиями. И в то же время, мир человека этой эпохи соединял несоединимое: проповедь христианского милосердия и беспо­щадность войн и публичных казней, жажду чуда и страх перед ним, стремление оградиться от мира стенами собственного дома и движение тысяч и тысяч в неизвестные земли для ос­вобождения Гроба Господня.

    Христианское мироощущение и эмоциональное восприя­тие мира способствовали тому, что человек порой столь же реально воспринимал мир, окружавший его, как и мир не­видимый, в котором пребывали Бог и дьявол, ангелы и де­моны. Рай и ад для средневекового человека были так же реальны, как и земная жизнь. Он искренне верил, что мо­жет воздействовать на ход событий, совершив молитву или прибегнув к магии, которая была распространена и среди ари­стократов, и среди простолюдинов. С этим связана и симво­личность мировосприятия средневекового человека. Для него многое в окружающем мире было символом божественной воли или мистических сил, вера в которые уходила корнями в язы­ческое прошлое.

    Человек Средневековья абсолютно верил в возможность конца света, допускал его совершенно реально тогда, когда будет сказано и подсказано, конечно, церковью, ибо она вла­деет душами людей. Церковь учила, что история конечна и должна завершиться Вторым пришествием Христа и Страш­ным судом, на котором каждому воздастся «по делам его». Поэтому для человека самым мучительным был вопрос о том, что ожидает его после смерти. Страх смерти соединялся со страхом Божьего суда, когда придется отвечать за свои грехи. Неоднократно в Средние века людей охватывала массовая ис­терия, по дорогам бродили толпы бичующих себя людей, по­являлись пророки, предрекавшие Апокалипсис. Так сказы­вался ужас перед близким Страшным судом и возмездием.

    Ислам и халифат

    Ислам зародился в VII в. в Аравии среди арабов. Назва­ние этой религии — «ислам» — означает «покорность Богу», а принятое в Европе наименование «мусульманство» происхо­дит от арабского «муслим» — «покорный Богу». Арабы при­надлежали к группе семитских народов, как и ассирийцы, финикийцы, евреи. Большинство арабов к началу VII в. ос­тавались кочевниками, разводившими верблюдов, коз, овец. Именно арабы одомашнили верблюда, молоко и мясо которо­го шли в пищу, шерсть — на одежды и войлок, шкура — на обувь, навоз — на топливо.

    Среди немногочисленных городов выделялась Мекка — центр торговли на караванном пути из Йемена в Сирию и куль­товый центр многих арабских племен. В этом городе был храм кубической формы Кааба (куб), в стене которого находился священный черный камень — предмет поклонения. Арабы были язычниками.З-различных районах Аравии верили в разных богов. И в то же время у многих языческих племен существовало представление о верховном божестве, которого называли Аллах (Бог). Так, племя курейшитов, к которому принадлежал и пророк Мухаммад, верило, что их верховное божество, Аллах, воплощен в том священном черном камне, который вделан в стену храма Каабы.

    Торговые отношения арабов с соседними странами спо­собствовали проникновению в Аравию христианства и иуда­изма — двух первых в истории цивилизации монотеистиче­ских религий. Иудаизм принесли в Аравию евреи-торговцы, переселенцы из Палестины, бежавшие от притеснений рим­лян. Христианство стало известно арабам от торговцев, мо­нахов, священников из Византии и Эфиопии. Так складыва­лись духовные предпосылки для появления ислама.

    Потребность в новой вере приобрела особую остроту к

    1. в. В это время падает значение торговли в экономической жизни Аравии, так как торговые пути перемещаются в Иран. Потеря доходов от караванной торговли, в которой были за­интересованы не только жители арабских городов и сельское

    население, но и кочевники, продающие скот, потребовала искать новые источники существования. Земледелие не мог­ло удовлетворить существующие потребности: пригодных для этого земель в Аравии было недостаточно. Земли надо было завоевывать, что, в свою очередь, ставило вопрос о сплоче­нии арабских племен в единую силу. Духовной и политиче­ской основой такого сплочения стала новая религия.

    Создателем ислама был Мухаммад (Мухаммед) (570—632), торговец из Мекки. Мухаммад уверовал, что он — пророк единого Бога — Аллаха, и что Аллах избрал его для того, что­бы наставить людей на путь истинной веры. В 40 лет он вы­ступил в качестве проповедника. Однако окружающие посчи­тали его отступником, предавшим веру отцов. Мухаммад и его последователи вынуждены были бежать из Мекки в город Ясриб (позднее Медина). Эго событие именуется у мусульман «хиджра» (переселение). От года переселения (622) идет от­счет мусульманского летоисчисления. В Ясрибе Мухаммад встретил понимание и поддержку. Община его быстро разра­стается. Через несколько лет Мухаммад возвращается в Мек­ку. В 632 г. он умирает. Так, начав как гонимый всеми про­поведник, он закончил жизнь правителем мусульманской дер­жавы.

    Окончательное объединение Аравии произошло вскоре после смерти Мухаммада. Тогда же была составлена свя­щенная книга ислама — Коран (по-арабски — «то, что чи­тают»). Она содержит речи Мухаммада, записанные его сподвижниками. Для мусульман Коран — прямая речь Ал­лаха, обращенная к Мухаммаду, а через него — ко всем людям. Большая часть Корана написана стихами; эта книга является главным источником вероучения, содержит настав­ления, правила поведения, запреты и т.д. Пять главных обя­занностей мусульман: вера в то, что Аллах — единственное божество, а Мухаммад — его посланник, молитва, пост в месяц рамадан, хадж — паломничество в Мекку и посещение Каабы, налог на имущество и доходы, который распределя­ется среди бедных. К обязанностям верующего причисляют джихад, под которым понимается отдача всех сил и возмож­ностей ради торжества ислама, вплоть до «священной войны» против немусульман (называемой газават): Ислам возник под влиянием иудаизма и христианства. Бог, согласно исламу,

    посылал людям своих посланников — Моисея, Иисуса, кото­рые несли слово Божье. Однако люди забыли то, чему те учи­ли. Поэтому Аллах и направил людям Мухаммада, чтобы на­ставить их на праведный путь. Это было последнее преду­преждение Бога людям, после которого наступит конец мира.

    После смерти Мухаммада во главе государства встали бли­жайшие сподвижники пророка, избранные на собраниях наи­более авторитетных и знатных мусульман. Эти правители име­новались халифами (заместителями). Халиф соединял в сво­их руках светскую (эмират) и духовную (имамат) власть. Пер­выми четырьмя халифами были Абу Бакр, Омар, Осман и Али, правившие один за другим в 632—661 гг. За короткий срок первые халифы создали большое войско, главную силу которого составляла конница, и начали серию завоевательных походов. Они покорили Палестину, Сирию, Месопотамию, Персию. До конца VII в. под властью арабов оказались стра­ны Ближнего Востока, Персия, Кавказ, Египет и Тунис. В VIII в. были захвачены Средняя Азия, Афганистан, За­падная Индия, Северо-Западная Африка. В 711 г. арабские войска переплыли из Африки на Пиренейский полуостров. Быстро завоевав Пиренейские земли, они устремились в Гал­лию. Однако в 732 г. в битве при Пуатье потерпели пораже­ние от короля франков Карла Мартелла.

    Столицей созданного государства — халифата, первоначаль­но была Мекка, затем Дамаск в Сирии. Причиной побед стал, с одной стороны, ислам, сплотивший арабов, а с другой сто­роны, то, что главные противники арабов — Византия и Пер­сидское царство — были давними соперниками и истощили друг друга во взаимных войнах, население было разорено на­логами и не оказывало арабам серьезного сопротивления. В ходе завоеваний ислам превратился в мировую религию.

    А
    97
    рабский халифат постепенно сформировался в огромную державу, объединившую силой оружия ряд стран Азии, Аф­рики и Европы. Эти страны были населены народами, имев­шими различное историческое прошлое, с несходным обра­зом жизни и верованиями, языками и обычаями. Верхов­ным собственником всех земель халифата являлось государ­ство. Существовало несколько категорий землевладения, которые делились на облагаемые налогами общинные земли и условные землевладения, получаемые воинами за службу.
    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   62


    написать администратору сайта