Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту (третьего поколения)
Скачать 1.16 Mb.
|
65 ыдающимся памятником крито-микенской (III — II тыс. до н. э.) архитектуры был Кносский дворец царя Миноса. Главной достопримечательностью этого дворца была фресковая живопись. Древние греки создали величайшие эпические произведения — «Илиаду» и «Одиссею». Значительным открытием греков было создание своей системы письменности. Заимствовав алфавит у финикийцев, они значительно усовершенствовали его посредством добавления гласных. Зак. 318 Древнегреческая архитектура характеризуется наличием двух направлений, или стилей, — дорического и ионического. Дорический стиль — строгий, торжественный и массивный. Дорическая колонна не имела базы, вырастая непосредственно из основания храма. Ионический ордер отличали более легкие пропорции, изящество и широкое применение декоративных элементов. Ионическая колонна всегда имела базу, была легче и тоньше дорической. Вьщающимся достижением греков было искусство изготовления керамики и вазовой росписи. В ней выделялись чернофигурный и краснофигурный стили. Огромное значение имеют греческий театр и аттическая трагедия. Некоторые произведения, созданные древнегреческими драматургами, до сих пор занимают важное место в репертуаре современных театров. Античная культура явила поражающее воображение богатство форм, образов и способов выражения, заложив основы эстетики, представления о гармонии и выразив, таким образом, свое отношение к миру. Античная цивилизация заложила основы европейской культуры и цивилизации. Недаром для многих из нас знакомство с мировой культурой начинается с великолепных произведений греческого и римского гения — с поэзии, драматургии, архитектуры, скульптуры, философии, науки, права. Вопросы и задания к первому модулю Какие виды периодизации истории первобытного общества используются в науке? Каковы их основные критерии? Назовите основные этапы антропогенеза. Что такое «неолитическая революция»? Каковы ее последствия? Чем скотоводческая цивилизация отличается от земледельческой? Каковы последствия внедрения металла в производство? С чем связана та огромная роль, которую государство играло в жизни восточного общества? Каковы характерные черты полиса? Какие достижения можно считать самым значительным вкладом древних греков в сокровищницу мировой культуры? Модуль второй История Средних веков О Комплексная цель модуля — формирование профессиональных компетенций студентов, связанных с: пониманием Средневековья как этапа всемирной истории; уяснением процесса становления христианской цивилизации; знанием основных событий, связанных с переходом от Древней Руси к Московскому государству; умением выявить основные тенденции исторического развития Индии и Дальнего Востока в Средние века; овладением способами логического анализа исторических текстов и систематизации учебного материала. Глава 5 Место Средневековья во всемирно-историческом процессе ^ Средневековье как этап всемирной истории. Происхождение и значение понятия «Средние века». Проблемы периодизации средневековой истории. Средневековье как этап всемирной истории Период Средневековья — исключительно важное время для западноевропейской цивилизации. Именно в эту эпоху формируется культурно-религиозная общность Европы и возникает протестантизм, новое направление в христианстве, способствующее в том числе и становлению новых, буржуазных отношений; складывается городская культура и городской образ жизни; возникают первые парламенты; закладываются основы современной науки и системы образования; готовится почва для промышленного переворота и перехода к индустриальному обществу. Как удачно подметил один из историков, Средневековье двулико. Один его лик — романтический. Это идеал рыцарской любви, прекрасных дам и благородных рыцарей, это замки и турниры, готические соборы и загадочные гобелены. Такой романтический взгляд эстета на Средневековье — порождение воображения историков XIX в. Однако у Средневековья есть и другой облик. Выступая на телеканале «Культура» в сентябре 2010 г., известный отечественный историк Наталья Басовская говорила: — Откуда взялось это Средневековье, которое никто сознательно не проектировал, не строил? Кто породил, какие силы породили Средневековье? Почему оно было именно таким? Одни историки говорили: Средние века — это трансформированный Рим, это великая античная цивилизация, которая под воздействием обстоятельств, времени, под давлением собственных грехов, ошибок, переродилась. В общем, Рим определил Средневековье. А все вот эти германцы и еще большие дикари, такие как гунны, которые накатывали на поздний Рим, они не могли с собой ничего принести, только разрушение. Школа, объясняющая рождение Средневековья трансформацией римских институтов, называлась «романистической». И была противоположная школа — германистов, которые говорили, что Рим оскудел в конце своей жизни и талантами, и победами, стал терпеть поражения варваров, сменил религию, отказался от своего язычества, пришел к христианству. Он за свои грехи был наказан, он вообще ни на что не повлиял. Пришла молодая раса германцев, молодые дикари. Они оказались на территории Рима, слились с ним. Все же в итоге историки пришли к выводу о том, что нельзя однобоко объяснить Средневековье — или эти его породили, или эти. На самом деле, это была картина соединения миров, картина колоссального цивилизационного сдвига, синтеза, слияния. Происхождение и значение понятия «Средние века» Средние века, Mediumaevum — так гуманист Флавио Бьондо окрестил этот безрадостный отрезок европейской истории, не найдя иного, более выразительного названия. Ведь Средние века — это время «глада и мора». Это эпоха, когда на протяжении трех веков свирепствует черная смерть, чума, только за три года XIV в. скосившая чуть ли не половину населения тогдашней Европы. Это мир постоянного голода, от которого вымирают целые области. Современному человеку трудно представить его чудовищную техническую отсталость и страшную бедность беспросветной жизни подавляющего большинства населения. Это города, по узким улочкам которых текут зловонные помои. Это время нескончаемых набегов и междоусобных войн, сделавших мародерство нормой повседневности. Это мир, в котором нет лекарств и медицины, и любая болезнь становится роковой даже для его властителей. Средние века — это глубокий упадок античной традиции философии и науки, массовая безграмотность населения, отношение к знанию, в том числе и к медицине, как к «богопротивному», греховному делу, с которым надо бороться как с ведовством и ересью. Слабый огонек учености, ревностно оберегаемый от «толпы», теплился лишь в нескольких крупных монастырях. И все же многие явления в жизни современных народов и государств уходят своими корнями именно в средневековое прошлое: складывание социальной структуры общества, формирование наций и национальных культур и т.д. В эту эпоху возродились к жизни многие античные города и возникли новые. Культура стала более доступной широким массам благодаря изобретению печатного станка, открытию университетов и множества школ. Со времен Средневековья люди стали пользоваться фарфоровой посудой, зеркалами, вилками, мылом, очками, пуговицами, механическими часами и многими другими вещами, без которых обыденная жизнь сегодня немыслима. Для развития военного дела решающее значение имел переход к огнестрельному оружию. Значительные изменения произошли в представлении людей о мироздании. Замечательные произведения искусства Средних веков до сих пор остаются непревзойденными шедеврами и побуждают человеческий дух к новым творческим исканиям. В историографии обычно нижней границей Средних веков считается V в. н. э. — падение Западной Римской империи, а верхней — XVII в., когда в Англии произошла буржуазная революция. Однако в последнее время все больше историков относят верхнюю границу Средневековья к рубежу XV— XVI вв., так как открытие «Нового света» (Америки), падение Константинополя и начало Реформации означали, что Европа вступила в иную эпоху, когда начался переход к Новому времени. Географические границы Средневекового мира — это Западная и Центральная Европа. Ведь Средневековье — это, прежде всего, время зарождения и становления европейской средневековой христианской цивилизации. Именно в Средние века возникает Европа как социокультурная общность. Но история Средневековья неизбежно включает также историю Византии (Восточно-Римской империи), исламского мира, Руси-России, восточных государств и цивилизаций. Проблемы периодизации средневековой истории Проблемы периодизации Средних веков давно волнуют исто- риков-медиевистов (специалистов Средневековья). Ж. Ле Гофф, один из крупнейших исследователей истории Европы, вплоть до 80-х годов XX века определял понятие «Средние века» как период с V по XV вв., от рождения варварских королевств в Европе до кризиса и трансформации средневековой христианской цивилизации. В 1970-е гг. Ф. Броделем была выдвинута идея «длительного Средневековья», которую впоследствии разделял и Жак Ле Гофф. «Долгое Средневековье» охватывало историю с первых веков христианского летоисчисления и вплоть до конца XVIII или даже начала XIX столетия, разрушение ментальности средневекового общества. Советские историки датировали «Средние века» (феодальную формацию) со времен падения Западной Римской империи (476) до Английской буржуазной революции (1640), открывшей путь к формированию капитализма. Современные зарубежные и отечественные специалисты чаще всего под «Средними веками» понимают эпоху с Великого переселения народов, давшего жизнь многим цивилизациям Запада и Востока, до Великих географических открытий, способствовавших формированию глобальной океанической цивилизации, взаимопроникновению восточных и западных культур. Известный востоковед JI.C. Васильев отмечает, что понятие «Средних веков» более подходит для Европы. На Востоке развитие обществ и государств до XIX века сохраняло значительные традиционные черты. Только колониальная политика западных государств привела в движение стабильную и во многом статичную систему цивилизаций Востока. Глава 6 Христианская Европа и исламский мир ^ Кризис античной цивилизации. Становление христианской цивилизации: Западная Европа, Византия, Русь. Социально-политическое развитие. Западноевропейское общество. Рыцарство. Города. Картина мира. Ислам и халифат. Крестовые походы. Преодоление политической раздробленности и формирование национальных государств. Культура и искусство в Средние века. Кризис античной цивилизации Переход от Древности к Средневековью занимает немалый промежуток времени. Период поздней Римской империи стал во многом предысторией Средних веков, поскольку мир Средневековья формировался в процессе сложного и противоречивого взаимодействия двух миров — позднеримского и варварского. Войны между Римом и варварами, известными под общим названием германцев, начались еще во II в. до н. э. Некоторые германские племена перешли Рейн и пытались осесть в римской провинции Галлии. Гай Юлий Цезарь в середине I в. до н. э., в ходе длительных и упорных сражений сумел оттеснить их за Рейн. Во II—III вв. н. э. все больше усиливается натиск варваров на границы Римской империи. В это время античная цивилизация переживала кризис. Государство подчинило и поглотило общество. Свободные люди превратились в подданных императора и зависимых от государства налогоплательщиков. Произошло разделение единой Римской империи на Западную и Восточную. В эпоху Великого переселения народов множество племен покинули края, где они жили из поколения в поколение, и отправилась на завоевание новых земель. Карта Европы изменилась до неузнаваемости. Волны нашествий стерли с нее Западную Римскую империю, на месте которой возникли варварские королевства. Рухнул великий Рим и под его обломками — весь античный мир. В 476 г. варварами-наемниками был низложен последний римский император юный Ромул Авгусгул и Западная Римская империя прекратила свое существование. Восточная Римская империя, которую позже стали называть Византией, просуществовала еще тысячу лет — до середины XV в. Становление христианской цивилизации: Западная Европа, Византия, Русь С падением Западной Римской империи завершается история Древнего мира и начинается история Средних веков. На политическую арену Западной Европы выходят новые народы. Они уступали римлянам в политико-правовой культуре, но сумели создать новые формы экономического, общественного и политического мироустройства. Главное содержание начального этапа Средневековья — становление христианской цивилизации. Идеология в ее религиозной форме впервые стала доминирующим фактором в обществе. Пожалуй, за всю историю человечества не было времени, когда бы роль религии и церкви была столь значительна. Теологическому мировоззрению были подчинены мораль, философия, наука, искусство. Средневековье христианизировало Европу, что во многом определило характер европейской цивилизации. Западная Европа. Вначале Западная Европа состояла из ряда разобщенных и неустойчивых варварских королевств, образовавшихся на территории бывшей Римской империи. На Британских островах — это англо-саксонские королевства, в континентальной Европе — Вестготское, Бургундское, Вандальское, Лангобардское, Франкское и другие королевства. Становление нового общества осуществлялась через синтез римского и варварского миров. Западноевропейское Средневековье — это период господства натурального хозяйства и слабого развития товарно-денежных отношений. Промышленность в этот период существовала в виде ремесла и мануфактуры. Эпоха Средневековья характеризуется исключительной ролью церкви и высокой идеологизацией общества. Если в Древнем мире каждый народ имел свою веру и религию, которая отражала его национальные особенности, историю, образ мыслей, то в средневековой Европе существует одна религия для всех — христианство. Средневековье — это время образования национальных государств в виде абсолютных или сословно-представительных монархий. Особенностями политической власти были ее раздробленность, а также соединение с условной собственностью на землю. Если в античной Европе право владеть землей определялось для свободного человека его национальностью и гражданством, то в средневековой Европе право на землю зависело от принадлежности человека к определенному сословию. Основных сословий было три: дворянство, духовенство и народ (под этим понятием объединялись крестьяне, ремесленники, торговцы). Сословия обладали разными правами и обязанностями, играли разную общественно-политическую и хозяйственную роль. Важной чертой средневекового западноевропейского общества была его иерархическая структура — |