Главная страница
Навигация по странице:

  • Жанна д’Арк.

  • Уот Тайлер.

  • (война Алой и Белой Розы

  • Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту (третьего поколения)


    Скачать 1.16 Mb.
    НазваниеСоответствует Федеральному государственному образовательному стандарту (третьего поколения)
    Дата18.09.2022
    Размер1.16 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаSamygin.docx
    ТипДокументы
    #683038
    страница8 из 62
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   62
    Столетняя война 1337—1453 гг. между Францией и Англией из-за графства Фландрии и пре­тензий англичан на французский престол. Во время Столет­ней войны Франция стремилась отобрать у англичан их послед­ние владения на континенте (остатки Аквитании на юго-запа- де и Нормандии на севере), а англичане хотели не только со­хранить их, но и вернуть утраченные ранее земли.

    Основу английской армии составляли пехотинцы, набран­ные из свободных крестьян. Рыцарская конница получала жалованье из королевской казны, а потому беспрекословно выполняла приказы короля и военачальников. Основу фран­цузской армии составляли конные рыцарские отряды, воз­главляемые знатными сеньорами. В бою рыцари плохо слу­шались команды, действовали самостоятельно, старались вы­делиться личной доблестью. Они презирали пехоту, состоя­щую из чужеземных наемников. Таким образом, английская армия обладала преимуществами — высокой воинской дис­циплиной, многочисленной боеспособной пехотой, умением согласовывать действия пехоты и конницы в бою.

    Начало войны ознаменовалось поражениями французов. В 1346 г. произошло поражение французов в битве близ се­ления Креси (север Франции), в 1356 г. — разгром француз­ской армии при Пуатье. Несмотря на численное превосход­ство, французы были разбиты, их король попал в плен. В 1360 г. был заключен мирный договор, по которому треть земель Франции переходила под управление англичан. В 1369 г. военные действия возобновились. Одержав ряд побед на суше и на море, французы освободили значительную часть захваченных англичанами земель, но в 1415 г. при Азен- куре французская армия потерпела сокрушительное пораже­ние и в 1420 г. по условиям унизительного для французов мирною договора наследником французского престола был объявлен король Англии. Франция и Англия должны были стать единым королевством. Однако вопреки договору после смерти короля Франции его сын бежал на юг страны и про­возгласил себя королем Карлом VII (1422—1461). Военные действия возобновились, англичане осадили город Орлеан (1428). Его падение открыло бы им путь на юг страны.

    1429 г. оказался переломным в ходе Столетней войны. Ко двору Карла VII явилась юная крестьянка по имени Жанна д’Арк. Она утверждала, что ей предназначено Богом освобо­дить город Орлеан и изгнать англичан из Франции. Жанна убедила Карла VII предоставить ей военный отряд, во главе которого она и прибыла в Орлеан. Через девять дней англи­чане вынуждены были снять осаду с этого города. Слух об Орлеанской Деве, посланной Богом для освобождения Фран­ции, распространился по стране: в армию стали стекаться го­рожане и крестьяне, вооружавшиеся на свои средства. Коро­левская армия двинулась в глубь территории, занятой англи­чанами. Города открывали ворота без боя. Судьба самой Жан­ны д’Арк оказалась трагичной: она попала в плен, после чего англичане устроили суд и заживо сожгли ее на костре в Руане в 1431 г.

    Тем временем народная освободительная война французов продолжалась: они одерживали победу за победой. В 1453 г. англичане были вынуждены окончательно покинуть француз­скую землю, им удалось сохранить за собой еще на сто лет толь­ко порт Кале.

    Войны не разрешили проблем феодальною общества, но со­здали новые. Союз короля с городами позволил сформиро­вать постоянную наемную армию, надобность в служилом ры­царстве отпала. А с появлением огнестрельного оружия и ар­тиллерии рыцарство окончательно потеряло монополию на военное дело. События Столетней войны продемонстрирова­ли преимущества наемных войск, что подорвало авторитет всей сословной системы. Столетняя война принесла бедствия на­родам Франции и Англии. Французским крестьянам прихо­дилось десятки лет жить на землях, где проходили военные действия. В Англии, где эти действия не велись, правитель­ство вводило все новые налоги на содержание армии. К тому же тысячи крестьян, составлявших ядро армии, вынуждены были оставлять свои хозяйства, отправляясь походом за море. Следствием оказались массовые народные возмущения.

    В 1381 г. в юго-восточной Англии вспыхнуло восстание крестьян. Поводом к нему послужил новый налог, введен­ный для продолжения войны с Францией. Повстанцы пере­били сборщиков налогов (которые при выколачивании денег не забывали о собственных интересах). Добыв оружие, вос­ставшие двинулись на Лондон. Их руководителем стал участ­ник Столетней войны, деревенский кровельщик Уот Тайлер. Большое влияние на крестьян имели бедные священники (Джон Болл и другие). Они выступали против церковного зем­левладения, дорогостоящего богослужения, требовали равен­ства всех перед законом. Боевым лозунгом восставших стала поговорка: «Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто тогда был дворянином?» Бедняки Лондона открыли повстанцам ворота города. Крестьяне разгромили дома королевских приближен­ных, наиболее ненавистных убили. Гибли ни в чем не повин­ные люди — всех, носивших на поясе перо и чернильницу, принимали за судей, которых повстанцы считали продажны­ми и безжалостно убивали.

    Король Ричард II вынужден был встретиться с восставши­ми, которые предъявили ему следующие требования: отме­нить личную зависимость и барщину («никто не должен нико­му служить иначе, как по своей воле»); за пользование землей следует давать ее владельцу только небольшую денежную пла­ту. Король обещал выполнить требования и простить всех уча­стников мятежа. Большинство восставших покинуло Лондон. Но некоторые из них во главе с У. Тайлером и Дж. Боллом остались. Во время переговоров с королем Тайлер был преда­тельски убит. Лишившись предводителя, крестьяне растеря­лись. Отрядам рыцарей и богатых горожан удалось вытеснить их из Лондона. После этого королевские войска учинили же­стокую расправу над восставшими по всей стране.

    В 1358 г. во Франции вспыхнуло восстание, в котором приняло участие до ста тысяч человек. Вождем повстанцев был избран крестьянин Гильом Каль, знакомый с военным делом. Восставшие разгромили и сожгли десятки рыцарских

    замков. Они убивали всех подряд — самих рыцарей, их жен и малолетних детей. При этом восставшие, уничтожая рыца­рей, заявляли о своей преданности королю и помещали на знаменах королевский герб. К крестьянам присоединялись городские бедняки, многие города открыли ворота повстан­цам. Восстание получило название Жакерия — от распростра­ненного в народе имени Жак (Яков), которое дворяне упо­требляли как презрительную кличку крестьянина — «Жак-про- стак». Французские дворяне объединились. В их войске были и отряды англичан, готовых помочь в борьбе с «жаками». Перед сражением дворяне вызвали для переговоров Г. Каля, обе­щав ему безопасность. Поверив рыцарскому слову, тот явил­ся во вражеский лагерь, но был схвачен и казнен. Оставшие­ся без предводителя повстанцы были разгромлены. После поражения восставших дворяне перебили десятки тысяч кре­стьян.

    Эти восстания серьезно обеспокоили сеньоров Англии и Франции. Положение крестьян постепенно улучшается. По­давляющее большинство освобождается за выкуп от личной зависимости. Землевладельцы больше не требовали от них бар­щины, заменив ее фиксированными денежными платежами за пользование землей. В течение XIV века практически все крестьяне Франции, Англии, Западной Германии получили личную свободу.

    Кризис в Англии, вызванный поражением в войне с Фран­цией, привел к раздорам среди представителей аристократии (война Алой и Белой Розы 1455—1485 гг.). После завершения Столетней войны, потерпев поражение и лишившись источ­ников обогащения, английские феодалы вернулись на роди­ну. Каждый барон содержал в своих владениях большой отряд воинов, всегда готовых к грабежам и разбоям, а король Ген­рих VI Ланкастер (1422—1461) не пользовался уважением. За власть боролись два могущественных семейства — Ланка­стеров и Йорков, вражда между их сторонниками переросла в длительную кровавую междоусобицу, которая получила назва­ние войны Алой и Белой Розы. В стране шли грабежи и кро­вавые расправы, в которых принимали участие представители обеих группировок. Война отличалась крайним ожесточением и привела к физическому истреблению большей части англий­ской знати. Королем в результате стал дальний родственник

    Ланкастеров — Генрих Тюдор. При нем произошло усиление королевской власти: он запретил феодалам содержать воен­ные отряды, приказал разрушить замки непокорных; земли и титулы герцогов и графов, погибших в ходе войны, передал своим сторонникам — новые феодалы полностью зависели от короля.

    Во Франции, воспользовавшись победами над англичана­ми, король Карл VII добился от Генеральных Штатов учреж­дения ежегодного налога на содержание армии. Создается по­стоянное войско — конница и пехота, оплачиваемые из госу­дарственной казны. В результате власть короля усилилась. Объединение Франции в основном завершилось при сыне Кар­ла VII Людовике XI (1461—1483). Располагая постоянным вой­ском и регулярно пополняемой казной, король перестал нуж­даться в поддержке Генеральных Штатов (он созывал их всего один раз). Людовик XI поставил под свою юрисдикцию вла­дения, захваченные знатными феодалами во время Столет­ней войны. К концу XV в. вся Франция была подчинена еди­ной центральной власти — власти короля.

    Процессы централизации проходили и в других странах Европы. В Испании и Португалии королевская власть укреп­лялась в борьбе с арабами. Между тем, средневековая Европа дала и примеры полицентризма: итальянские государства, ав­тономия которых являлась фактором их экономического про­цветания, и германские княжества, формально входившие в состав Священной Римской империи, но фактически являв­шиеся вполне самостоятельными.

    Следствием централизации стало постепенное оформление в Европе абсолютных монархий. Абсолютная монархия заро­дилась в странах Европы примерно в одно время (конец XV в.): во Франции при Людовике XI, в Англии при Генрихе

    1. Тюдоре, в Испании при Фердинанде и Изабелле. В рамках абсолютной монархии вся полнота власти принадле­жала королю. Его слово было законом для всей страны. Все ее население — в том числе прежде независимые герцоги и графы, жители городов-коммун — считалось подданными ко­роля. Он распоряжался государственной казной и армией, на­значал судей, военачальников, сборщиков налогов. Знатные феодалы шли на службу к королю и становились его придвор­ными. Абсолютная монархия складывалась постепенно, в полной мере ее признаки проявились в странах Европы только в Новое время.

    Культура и искусство в Средние века

    Гибель Римской империи и начало новой эпохи сопровож­дались упадком созданной в Античности культуры. В странах Европы на протяжении всего Средневековья было немного образованных или даже просто грамотных людей. Школы су­ществовали лишь при монастырях и больших кафедральных со­борах. Постепенно в процессе возникновения городов появ­ляются также и городские школы. Кроме того, владельцы замков часто приглашали для своих детей учителей, которые обычно бывали священнослужителями. Обучение шло не на родном, а на латинском языке. Во всех школах обучали семи свободным искусствам. Сначала учили трем искусствам, или трем наукам о слове, — грамматике (умению читать и писать), риторике (умению связно выражать свои мысли), диалектике (умению рассуждать и спорить). Затем ученик переходил к изучению четырех искусств, или наук. Это были науки о чис­лах — арифметика, геометрия, астрономия, а также музыка. В городских школах учили и основам естествознания. Учеб­ников не было, обучение было построено на заучивании слов учителя, отрывков из Библии и других книг, почитаемых цер­ковью. При этом ученик не должен был толковать и объяс­нять заученные тексты, — это право принадлежало исключи­тельно учителю.

    В конце XI-XII вв. в Европе возникли первые высшие школы. Название такой школы — университет — взято из латыни, где слово «университас» означает «совокупность, общность». Высшая школа — это сообщество учителей и уча­щихся. В университетах изучалось богословие (изложение и толкование христианского вероучения), право (наука о зако­нах и их применении), медицина. Занятия университетах ве­лись на латинском языке. Студенты нередко перебирались из города в город, из страны в страну и учились то в одной, то в другой высшей школе, привлеченные славой ученых. Распро­страненными формами занятий в университетах были лекции (по-латински «лекцио» — чтение) — преподаватель, называв­шийся профессором или магистром, читал отрывки из книг и пояснял их содержание, а студенты записывали высказанные им мысли. Подобная форма занятий объяснялась тем, что рукописные книги стоили дорого и далеко не все студенты их имели. Применялись также диспуты (по-латински «диспута- ре» — рассуждать, спорить) — словесные споры на заранее объявленную тему.

    В XV в. в Европе было более 60 университетов. Препода­ванием права славился университет в Болонье (Италия), ме­дицины — университет в Салерно (Италия), богословия — университет в Париже. Приобрели известность также универ­ситеты в Оксфорде (Англия), Праге (Чехия), Кракове (Польша).

    Большинство жителей средневековой Европы были негра­мотны, поэтому важное место в литературном творчестве за­нимали передаваемые из уст в уста песни, сказки, стихотвор­ные рассказы о подвигах героев легенд. Такие произведения обычно исполняли жонглеры (бродячие актеры), выступав­шие в замках, на рыцарских турнирах, на крестьянских свадь­бах, на городских площадях во время празднеств. Самые лю­бимые и известные произведения устного народного творче­ства со временем стали записываться.

    В процессе возникновения городов их обитатели создава­ли свою литературу: небольшие поэмы, фарсы (пьесы), где высмеивались грубые рыцари, жадные монахи, даже короли и наследные принцы. Над всеми ними одерживают верх на­ходчивые горожане. К произведениям городской литерату­ры относится стихотворный «Роман о Лисе», в котором под видом кровожадного Волка выведен рыцарь, а под видом Лиса — изворотливый и умный горожанин.

    Одним из самых знаменитых поэтов Средневековья стал итальянец Данте Алигьери (1265—1321). Он создал поэму, названную им «Комедия» (позднее «Божественная комедия»). В ней описано воображаемое путешествие Данте в загроб­ный мир — ад, чистилище (где находятся души тех, кто ждет решения Господа о свое судьбе) и рай. Данте знал и любил древнеримскую литературу, в поэме его проводни­ком по аду и чистилищу представлен прославленный рим­ский поэт I в. до н. э. Вергилий. В ад Данте помещает же­стоких правителей, скупцов-стяжателей, своих личных вра­гов. Самое страшное наказание в описании ада Данте угото- нано предателям (убийце Цезаря Бруту, предавшему Христа Иуде и другим) — их грызет Дьявол.

    До XI в. в средневековой Западной Европе почти не ве­лось каменное строительство. В XI—XII вв. повсеместно воз- иодятся каменные замки, монастыри, храмы. Все эти пост­ройки имеют толстые, гладкие стены с небольшими окнами, массивные колонны, поддерживающие перекрытие, мощные башни, полукруглые арки. Не только замки, но храмы и мо­настыри напоминали собой крепости и служили убежищем окрестному населению во время военных действий. В новое время такие постройки назвали романскими (от латинского слова «Рома» — Рим). Действительно, средневековые строи­тели изучали развалины древнеримских сооружений и заим­ствовали у римлян некоторые строительные приемы (напри­мер, полукруглую арку). До наших дней сохранились десятки романских построек, например: замок Тауэр в Лондоне, со­бор в Шпайере — место захоронения германских императо­ров, собор Сен-Лазар в Отене (Франция), украшенный зна­менитым рельефом, изображающим Страшный суд.

    С возникновением и ростом городов стал складываться но­вый стиль в архитектуре — готический. Название возникло в эпоху Возрождения (XV—XVI вв.), оно происходило от име­ни германского племени — готов — и носило уничижитель- ный характер, готический, — то есть варварский, непохо­жий на античные постройки, которые людям Возрождения казались образцовыми. Готические постройки считаются за­мечательными произведениями средневекового искусства. Готические соборы, к примеру, отличались более тонкими, чем в романских сооружениях, стенами, увенчанными ост­роконечными башенками, большими окнами, стрельчаты­ми арками. Готический собор являлся самым высоким зда­нием города и главным его украшением. В строительстве собора обычно участвовало все население города. Большие окна готических соборов заполнялись витражами — картина­ми на библейские темы, собранными из кусков цветного по­лупрозрачного стекла.

    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   62


    написать администратору сайта