Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту (третьего поколения)
Скачать 1.16 Mb.
|
5 129 . Зак. 318 спасение человека зависит от его собственной воли, открывала больше возможностей для самостоятельности, а, следовательно, и внутренней свободы человека. Православие, воспринимая общество как единое целое, которому каждый человек обязан служить, побуждало личность жертвовать своими интересами во имя общего. Более требовательно оно относилось и к человеку, ориентируя его не на внешнее обустройство мира, а на достижение морального совершенства. Еще одно отличие православия и католицизма заключалось в разных отношениях между церковью и властью. На Западе церковь соперничала с королевской властью, вступая с ней в различные соглашения, что во многом способствовало формированию гражданского, договорного в своей основе, общества. Православная же церковь исторически занимала подчиненное положение и не только не ограничивала, но, скорее, укрепляла светскую власть, доказывая ее божественное происхождение. Культура и быт Древней Руси Культура — это совокупность созданных обществом материальных и духовных ценностей. Принято в связи с этим говорить о материальной и духовной культуре. Однако это деление носит условный характер, поскольку каждое произведение материальной культуры является результатом осознанной человеческой деятельности, и, в то же время, практически любое произведение духовной культуры (литературное произведение, икона, картина, архитектурное сооружение) выражается в конкретной материально-вещественной форме. Развитие древнерусской культуры происходило в непосредственной связи с эволюцией общества и человека, становлением государства, укреплением связей с другими странами. В этот период культура Древней Руси достигла высокого уровня, создав основы для культурного развития последующих эпох. Древнерусская культура складывалась на основе древнеславянской культуры, сохраняя многие ее черты. Вследствие того, что Русь испытывала сильное влияние Византии, ее культура формировалась как синтез культур и традиций двух государств. Сказывалось также влияние культуры степняков. Пер воначально культура развивалась под влиянием язычества. С принятием христианства положение изменилось — новая религия стремилась изменить представления людей о морали, долге, красоте. Начинает формироваться православное самосознание. Однако продолжительное время на Руси сохранялось двоеверие, т.е. христианство сосуществовало с язычеством, что сыграло заметную роль в складывании культурного потенциала, отражавшего в себе подобную двойственность. Появление письменности — качественный скачок в развитии культуры. Уже договоры Руси с Византией (1-я половина в.) имели копии на славянском (древнеболгарском) языке. Христианизация дала новый толчок развитию письменности. Появились переводы греческих богослужебных книг, исторических сочинений, жизнеописаний святых. На Русь стали приезжать церковные грамотеи, переводчики из Византии и Болгарии. Появились переводы греческих и болгарских книг церковного и светского содержания. При церквях открывались школы, начинает развиваться грамотность. Вскоре после принятия христианства появляется летописание. Создание центров письменности и грамотности, появление образованных людей в княжеско-боярской и церковномонастырской среде определили развитие древнерусской литературы, которая складывалась вместе с развитием летописания, ростом образованности общества, становлением общественной мысли. Первым известным автором литературного произведения на Руси стал митрополит Иларион. В 40-х гг. в. он создал «Слово о законе и благодати», в котором в публицистической форме изложил свое понимание места Руси в мировой истории. В письменной культуре доминировало летописание. Русские летописи были оригинальной формой литературно-исторического произведения. Русь Изначальная была деревянной. Деревянную архитектуру отличала многоярусность строений, увенчивание их башенками и теремами, наличие пристроек. С приходом христианства Русь восприняла из Византии сооружение церквей по образцу крестово-купольного храма. Первым каменным храмом стала церковь Успения Богородицы (989—996, разрушена в 1240) В 1037 г. Ярославом Мудрым был заложен каменный Софийский собор в Киеве, который отразил сочетание славянских и византийских традиций. В XI в. выросли Софийские соборы в других крупных центрах Руси — Новгороде, Полоцке, Чернигове. Большого расцвета архитектура достигла в годы правления Андрея Боголюбского во Владимире. С его именем связаны постройка Успенского собора во Владимире, расположенного на крутом берегу Клязьмы, белокаменного дворца в селе Боголюбове, Золотых ворот во Владимире. При нем же был создан храм Покрова на Нерли. Одновременно строились храмы в Новгороде, Смоленске, Чернигове, закладывались новые крепости, сооружались каменные дворцы. Древнерусское искусство — живопись, скульптура, музыка — с принятием христианства начинает переживать перемены. Церковное искусство было подчинено одной цели — воспеть Бога, подвиги апостолов, святых, деятелей церкви. Если в языческом искусстве утверждалось все земное, олицетворяющее природу, то церковное искусство воспевало победу духа над плотью, утверждало высокие подвиги человеческой души ради нравственных принципов христианства. Необходимым атрибутом храмов были иконы, которые появляются в X в. Они были привезены на Русь из Византии, и русская иконопись находилась под влиянием византийской школы. Самой почитаемой на Руси иконой было изображение Богоматери с младенцем на руках (Владимирская Богоматерь), выполненное неизвестным греческим живописцем на рубеже XI—XII вв. В XII в. складываются местные иконописные школы, отличающиеся друг от друга манерой исполнения. Наиболее известными были новгородская, псковская, ярославская и киевская школы. Характерными особенностями иконописи, независимо от местных традиций, было плоскостное изображение, обратная перспектива, символика жестов и цвета. Главное внимание уделялось изображению лица и рук. Все это должно было способствовать восприятию иконы как божественного изображения. Развивалась фреска (живопись красками по сырой штукатурке) и мозаика (изображения, выполненные из цветных камней). Появление письменных памятников привело к возникновению книжной миниатюры. Совершенствовалось искусство резьбы по дереву, позднее — по камню. Деревянные резные украшения стали характерной чертой жилищ горожан и крестьян, деревянных храмов. Резьбой славились утварь и посуда. Изящные украшения создавали золотых и серебряных дел мастера. На Руси получили развитие три музыкальных направления: народная музыка, богослужебное пение и светское пение. Пиршества князей, как правило, сопровождались плясками, песнями, игрой на музыкальных инструментах. При многих княжеских дворах появились скоморохи — первые профессиональные актеры, соединявшие в себе певца, музыканта, плясуна, сказителя, акробата. Скоморохи играли на гуслях, рожках, свирелях, волынках, бубнах. Они участвовали в поминках, свадьбах, в сезонных празднествах крестьянского календаря. Богослужебное пение распространилось после принятия христианства и сразу становится профессиональным занятием. Православная религия не знает игры на музыкальных инструментах. В первое время в церковных службах участвовали греческие и южнославянские певцы. Постепенно в пении все ярче проявлялись отличительные свойства, присущие древнерусским народам. Важным элементом культуры был фольклор — песни, сказания, былины, пословицы, поговорки, сказки. В свадебных, застольных, похоронных песнях отражались черты жизни людей того времени. Особое место в устном народном творчестве занимал былинный эпос, в котором выразилось общественное сознание, отразились нравственные идеалы народа. Таким образом, впитав в себя и творчески переработав разнообразные художественные влияния, древнерусская культура на основе формирующегося православного самосознания выдвинула систему ценностей и духовных установок, которая во многом предопределила развитие культуры отдельных земель Руси в период политической раздробленности и оказала влияние на последующее культурное развитие. Политическая раздробленность Политическая дезинтеграция (дробление) Древнерусского государства связана с комплексом причин: а) отсутствие четкого порядка наследования власти великого князя; б) перерастание родового владения Рюриковичей в семейное, т.е. владение отдельных ветвей рода, приводило к оседанию князей на территориях (будущих уделах); князь все больше думал не о получении более престижного и доходного стола, а о закреплении за собой собственного владения; этому же способствовало нарастание междоусобиц, стремление князей укрепить и расширить свои владения, порой за счет соседей; в) усиление местной феодальной аристократии — боярства; г) отсутствие экономического единства в условиях господства натурального хозяйства; д) развитие ремесла и торговли, что приводило к росту и укреплению городов, где была сосредоточена местная княжеская администрация и которые становились центрами сепаратизма. Центробежные тенденции стали проявляться в эпоху правления Ярославичей и, постепенно нарастая, вылились в конце XI в. в княжеские междоусобицы. Несколько замедлил процесс распада страны Владимир Мономах. Но в 30-е гг. XII в. начинается новый этап разделения. Военно-полити- ческая элита превращается в разобщенное феодальное сословие местных князей и бояр-вотчинников. На месте некогда единой державы возникает множество независимых государств. Но при этом целостность Русской земли в определенной степени сохранялась. Связи между землями поддерживались благодаря общей вере, языку, действию общей системы права. Со временем династический центр Рюриковичей перемещается на север, в Суздаль, Ростов и Владимир, население которых представляло собой смесь славян и угро-финнов. История Северо-Восточной Руси, расположенной в бассейне Оки и Верхней Волги, вызывает интерес потому, что именно эта земля стала ядром Московского государства. Здесь развивалось пашенное земледелие, появились монастырские и боярские вотчины. На Северо-Востоке, который сравнительно поздно подвергся славянской колонизации (с X в.), наряду со старыми городами (Ростов, Суздаль), появлялись новые: Вла- димир-на-Клязьме, Переяславль-Залесский, Галич. В 1147 г. летопись впервые упоминает Москву. Здесь сформировалось крупное Владимиро-Суздальское (Ростово-Суздальское) княжество. Удаленность от степных кочевников на юге, обладание верховьями водных артерий (Волга, Ока), через которые шли богатые новгородские купеческие караваны, сеть городов — все это делало княжество богатым и могущественным. Со становлением и развитием княжества связаны имена Владимира Мономаха и его сына Юрия Долгорукого (1090—1157), отличавшегося стремлением расширить свою территорию, подчинить Киев. На долю внука Владимира Мономаха Андрея Боголюбского (1111— 1174), прозванного так за значительную опору на церковь в борьбе за власть, выпало объединение русских земель и перенос центра всей русской политической жизни из богатого боярского Ростова сначала в небольшой городок, а затем с небывалой пышностью застроенный Владимир-на-Клязьме. Его брат Всеволод Большое Гнездо, прозванный так за свое большое семейство, еще больше укрепил Владимиро-Суздальское княжество, ставшее сильнейшим на Руси и одним из крупнейших феодальных государств в Европе, ядром будущего Московского государства. Экономический подъем Владимиро-Суздальского княжества некоторое время продолжался и при сыновьях Всеволода. Однако этот процесс был прерван в 1238 г. нашествием татаро-монгол. Галицко-Волынская земпя—юго-западная окраина Руси. Она отличалась плодородными почвами и благоприятным климатом. Поэтому здесь рано появилось пашенное земледелие, а затем — частное землевладение. Обширные земельные боярские вотчины давали местным боярам силу для борьбы с княжеской властью за свои привилегии. Если на Северо-Во- стоке княжеская власть полностью подчинила себе боярство, а в Новгороде боярство практически стало самостоятельным, сведя роль князя к минимуму, то в Юго-Западной Руси долго продолжалось соперничество этих двух сил. Галицкое княжество достигло наибольшего могущества при Ярославе Осмомысле (1153—1187). В 1199 г. Галиция была объединена с Волынью в единое Галицко-Волынское княжество во главе с князем Романом Волынским (Галицким), который стремился подчинить себе мятежных галицких бояр. После его смерти Галицко-Волынскую землю охватили усобицы, в которых активно участвовали венгры, поляки, князь Мстислав Удалой из смоленского княжеского рода, черниговские князья. Галицко-Волынское княжество, отличавшееся весьма благоприятными природно-климатическими условиями, богатством, многолюдностью и красотой городов (Галич, Владимир-Волынский, Холм, Берестье (Брест), Львов, Пе- ремышль), пересекаемое важнейшими торговыми путями общеевропейского значения, оказалось весьма заманчивым для захватчиков. Сначала монголо-татары, затем Великое княжество Литовское (Волынь) и Польша (Галич) лишили независимости эти земли. Владения Новгорода простирались от Финского залива до Урала и от Северного Ледовитого океана до верховьев Волги. Географическое положение, суровые природные условия, смешанный этнический состав населения наряду с рядом исторических особенностей определяли специфику хозяйственной жизни, социальной структуры и политической организации северо-западной земли. Удобное местоположение превращало Новгород в крупнейший торговый центр, поставляющий европейским странам пушнину, мед, кожи, продукты морского промысла, ремесленные изделия. Торговлю вело купечество, но продукцию купцы получали из боярских промысловых сел. Бояре контролировали и высокоразвитое ремесленное производство. При этом, в отличие от остальных русских земель, новгородское боярство происходило не из верхов княжеской дружины, а из местной племенной знати, сформировавшись как наследственная аристократия еще в догосударственный период. В Новгороде так и не появилась собственная княжеская династия. Высшим органом власти было вече, которое выражало интересы верхов города (триста богатых семейств) и являлось основой аристократической системы правления. Вече выбирало посадника, который происходил из наиболее знатных бояр и выполнял функции главы исполнительной власти, тысяцкого, ведавшего сбором налогов, руководившего ополчением новгородцев, а также контролировавшего торговлю, и владыку — главу новгородской церкви; им был епископ (потом архиепископ), обладающий и светскими полномочиями: судебными, финансовыми, внешнеполитическими. Князей новгородцы приглашали. Князь являлся не только верховным военачальником, но и высшей судебной инстанцией. Он считался символом единства Новгородской земли. С ним заключался «ряд», ограничивающий круг полномочий князя служебными функциями — военными, полицейскими, судебными. При этом он не имел права вмешиваться во внутренние дела городского управления, приобретать земельную собственность, сменять должностных лиц, вершить расправу без суда, а в случае нарушения соглашения князь изгонялся из Новгорода. Держава Чингисхана и монгольские завоевания В XIII в. на развитие Руси существенное влияние оказали монголо-татарское нашествие и установившаяся вскоре зависимость от Золотой Орды. Монголо-татарское государство возникло в Центральной Азии, вдалеке от границ Древней Руси. Его основу составили монгольские кочевники, у которых в начале XIII в. начинается процесс образования государственности, пережитый восточными славянами в IX в. Монгольские племена, кочевавшие в степях Центральной Азии, переживали во второй половине XII в. период разложения родовых отношений. Формирующаяся знать (нойоны и их дружинники-нукеры) вела борьбу за пастбища и скот. Экстенсивный характер кочевого скотоводческого хозяйства, быстрое истощение пастбищ толкали кочевников к захватам чужих земель. К тому же становление новой кочевой знати усиливало потребность в предметах роскоши, призванных подчеркнуть ее высокое социальное положение, выделить из рядов обычных кочевников. Но у скотоводов не происходило выделения собственного ремесленного производства, поэтому предметы роскоши, качественную одежду и оружие верхушка кочевого общества могла получать или в результате торгового обмена, или вооруженного грабежа. В результате, как и все государственные образования такого рода, молодое монголо-татарское государство оказалось крайне воинственным не только по духу, но и по своей структуре. В исторической науке есть и другое объяснение причин монгольской экспансии. Так, известный отечественный историк JI.H. Гумилев объясняет ее воздействием природной среды, в которой периодически происходят энергетические взрывы (пассионарные импульсы), обрушивающиеся на те или иные народы. В результате происходит этническая мутация, резко меняется стереотип поведения, возрастает активность этноса, выливающаяся в завоевания. Такими пассионариями и были монголы — представители самых разных племен (люди длинной воли), собравшиеся вокруг Чингисхана и подчинившие себе вначале кочевой мир, а затем, передав ему свою энергию, и другие народы. Столкновения среди кочевых племен закончились победой племенного вождя Темучина (в 1206 г. на курултае — съезде монгольской знати — ему был присвоен титул |