Главная страница
Навигация по странице:

  • Минский Китай

  • Ода Нобунага

  • Токугава Иэясу

  • Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту (третьего поколения)


    Скачать 1.16 Mb.
    НазваниеСоответствует Федеральному государственному образовательному стандарту (третьего поколения)
    Дата18.09.2022
    Размер1.16 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаSamygin.docx
    ТипДокументы
    #683038
    страница13 из 62
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   62

    (). Зак. 318 поместьями, крупное и среднее частное землевладение, мел­кокрестьянскую земельную собственность и поместья держа­телей государственных земель. Развитию торговли способ­ствовало введение в конце VI в. эталонов мер и весов и вы­пуск медной монеты установленного веса. Налоговые поступ­ления с торговли стали ощутимой статьей государственных доходов.

    В китайском средневековом обществе эпохи размежевание шло по линии аристократов и не аристократов, служилого сословия и простолюдинов, свободных и зависимых. Пик влияния аристократических кланов приходится на VII—VIII вв. Но уже к началу XI в. власть аристократии слабеет и начина­ется процесс сращивания ее с чиновной бюрократией. В средневековом Китае существовали три религиозные докт­рины: буддизм, даосизм и конфуцианство. Со временем уси­ливались гонения на буддизм и утверждалось неоконфуциан- сгво, которое претендовало на роль единственной идеологии, обосновавшей общественную иерархию и соотносившей ее с понятием индивидуального долга.

    В 1280 г. Китай полностью оказался во власти монголов. С вступлением на престол хана Хубилая (1215—1294) ставка была перенесена в Пекин. В 1271 г. все владения великого хана были объявлены империей Юань по китайскому образцу. Монгольское господство в основной части Китая продолжа­лось более века и отмечено китайскими источниками как наи­более тяжелое для страны время. Несмотря на военную мощь, империя Юань не отличалась внутренней прочностью, ее со­трясали междоусобицы, а также сопротивление местного ки­тайского населения, восстание тайного буддийского общества «Белый лотос».

    Характерной особенностью было разделение населения стра­ны на четыре неравные категории. Китайцы севера и жители юга страны считались соответственно людьми третьего и чет­вертого сорта после самих монголов и выходцев из исламских стран западной и центральной части Азии. Таким образом, этническая ситуация эпохи характеризовалась не только наци­ональным угнетением со стороны монголов, но и узаконен­ным противопоставлением северных и южных китайцев. Гос­подство империи Юань держалось на мощи армии. Каждый город содержал гарнизон, а в Пекине стояла ханская гвардия

    из 12 тыс. человек. В вассальной зависимости находились Тибет и Корея.

    Минский Китай (1368—1644). Вспыхнувшие в середине

    1. века антимонгольские восстания очень быстро обнаружи­ли внутреннюю слабость юаньского режима. Среди повстан­цев наибольшую угрозу для юаньского двора представляли от­рады так называемых «красных войск». Их предводителю уда­лось, разгромив монгольские войска, провозгласить себя им­ператором новой династии — Мин (1368—1644).

    В эту эпоху было окончательно ликвидировано монголь­ское господство и заложены основы хозяйственной и полити­ческой систем, отвечающих традиционным китайским пред­ставлениям об идеальной государственности. В эпоху Мин господствующее положение в религии занимает неоконфуци­анство. С конца XIV в. прослеживается стремление властей поставить ограничения буддизму и даосизму, что вело к рас­ширению религиозного сектантства. Другими чертами рели­гиозной жизни страны были китаизация местных мусульман и распространение локальных культов в народной среде.

    Пик могущества империи Мин приходился на 1-ю треть

    1. в., но к концу столетия начинают нарастать негативные явления. Нарастание кризисных явлений начинается с по­степенного ослабления императорской власти, концентрации земель в руках крупных частных владельцев, обострения фи­нансового положения в стране. Императоры были слабыми правителями, а всеми делами при дворах заправляли времен­щики. Центром политической оппозиции стала палата цен- зоров-прокуроров, члены которой требовали реформ и обви­няли произвол временщиков. Деятельность такого рода встре­чала суровый отпор со стороны императоров. Типичной была картина, когда очередной влиятельный чиновник, подавая обличительный документ, одновременно готовился к смер­ти, ожидая от императора шелкового шнурка с приказом уда­виться.

    Период XVI — 1-й половины XVII вв. характеризовался затяжным кризисом, приобретшим к концу эпохи всесторон­ний характер. Начавшийся с изменений в экономике и со­циальной структуре, кризис наиболее зримо проявлял себя в области внутренней политики. Переломный момент в ис­тории Минского Китая связан с мощным крестьянским восстанием 1628—1644 гг. во главе с Ли Цзычэнем. В 1644 г. его войска заняли Пекин, а сам он объявил себя импера­тором.

    Таким образом, история средневекового Китая представ­ляет собой настоящий калейдоскоп событий: частую смену правящих династий, длительные периоды господства завое­вателей, как правило, приходивших с севера и скоро раство­рявшихся среди местного населения, восприняв не только язык и образ жизни, но и классический китайский образец управ­ления страной. Ни одно государство средневекового Востока не смогло достичь такого уровня управляемости страной и об­ществом, какой был в Китае. Не последнюю роль в этом сыг­рала политическая замкнутость страны, а также господство­вавшее в среде управленческой элиты идейное убеждение об избранности Срединной империи, естественными вассалами которой являются все другие державы мира.

    С XVI в. начинается проникновение в страну европейцев. Как и в Индии, первенство принадлежало португальцам. Их первым владением на одном из южнокитайских островов ста­ло Макао (Аомэнь). Со второй половины XVII в. страну на­водняют голландцы и англичане, которые оказывали маньч­журам помощь в покорении Китая. В конце XVII в. в приго­роде Гуанчжоу англичане основали одну из первых континен­тальных факторий, ставшую центром распространения английских товаров.

    Япония в Средние века

    Историю средневековой Японии условно можно разделить на два периода: Нара и Хэйан (VII в. — первая половина

    1. в.) и эпоху сегуната (конец XII в. — середина XIX в.).

    На первом этапе Япония развивалась как классическое во­сточное государство. Многие институты сознательно перено­сились сюда из соседнего более могущественного в то время Китая. Первоначально Япония многое взяла у высокоразви­той цивилизации Китая. Именно оттуда через Корею на япон­ские острова пришел буддизм, который, слившись с мест­ным синтоизмом, стал господствующей религией японцев, и конфуцианство, а вместе с ним китайские идеи централи­зованного государства. Важным приобретением стала пись- менносгь. Переняв китайское иероглифическое письмо, япон­цы приспособили его к родному языку, и еще долгие века признаком образованности считалось владение и, более того, сочинение стихов на китайском языке, престиж которого мож­но сравнить со статусом латыни в истории Западной Европы.

    Японский император так же, как и китайский, концент­рировал в своих руках верховную светскую и религиозную власть. При его дворе была аристократия — высший слой об­щества, выполнявший бюрократические функции. Крестья- не-общинники трудились непосредственно в пользу казны го­сударства, которое по своему усмотрению распоряжалось эти­ми средствами. Политическая система Япония характеризо­валась централизацией власти, верховной собственностью государства (в лице императора) на землю при непосредствен­ном общинном землепользовании.

    Однако уже в это время происходит формирование фео­дальных отношений. В XI—XII веках окончательно утвержда­ется новая форма землевладения — феодальное поместье. В 1192 г. император теряет светскую власть, уступая ее сегу­ну. В стране окончательно утверждается феодальный поря­док. Низшей хозяйственной ячейкой была община. Сосло­вие феодалов в целом делилось на крупных князей и их васса­лов — рядовых самураев. Выделялась также наиболее прибли­женная к сегуну прослойка влиятельных самураев, имевшая большие привилегии. В дальнейшем структура японского общества стала характеризоваться делением на четыре основ­ных разряда: торговцев, ремесленников, крестьян и дворян. По отношению к представителям низших слоев общества фео­дал обладал исключительными правами: если поведение кре­стьянина казалось самураю неугодным, он имел право зару­бить его тут же, без всяких разбирательств, что являлось отго­лоском традиционных восточных общественных отношений.

    Однако в целом Япония пошла по пути развития собствен­нических институтов, являясь своеобразным исключением из традиционной схемы развития восточных обществ. Причи­ны этого кроются в специфике географических условий и ис­торического развития страны. Государство здесь сразу сло­жилось из общинно-родового строя, минуя стадию рабовла­дения; географические условия не требовали постоянного всеобщего напряжения сил для поддержания хозяйства (ирригация), наоборот, дробление территории горными хреб­тами и речками на долины способствовало обособлению и вы­делению индивидуального хозяйства.

    Китайское влияние достигло своего апогея в VII—VIII вв., когда в Японии была предпринята попытка создания центра­лизованного государства по китайскому образцу — с сильным чиновничьим аппаратом для сбора налогов с каждого земель­ного надела. Однако этому помешала раздробленность. Вос­ходившее к недавнему племенному прошлому, общество раз­диралось междоусобицами. Удельные правители-аристократы присваивали себе различные привилегии — от освобождения от налогов до контроля над чиновниками в своих владениях. Этот процесс тянулся несколько веков, и, наконец реальная власть была разделена между главами феодально-аристокра- тических кланов, имевшими собственных преданных слуг и сильное войско.

    В 1192 г. верховным правителем Японии с титулом сегун стал Минамото — глава влиятельного аристократического дома. Сегунат Минамото продолжался до 1335 г. Это было время расцвета городов, ремесел и торговли. Как правило, города росли вокруг монастырей и ставок крупных аристокра­тов. С приходом к власти сегуна изменился аграрный строй страны. Ведущей формой становится мелкое самурайское зем­левладение, хотя продолжали существовать крупные феодаль­ные владения влиятельных домов, императора и всесильных вассалов семейства Минамото. При сегунах императорский двор и правительство не были ликвидированы, так как воен­ная власть не могла управлять страной без авторитета импера­тора. Япония приобрела форму военно-феодального государ­ства с культом воина-самурая, о котором судили не только по мастерству владения мечом, но и по преданности своему вла­дыке, готовности к самопожертвованию и умению стойко пе­реносить боль. Японские мечи, изготовлением которых зани­малась каста искусных ремесленников, были настолько совер­шенны, что даже стали предметом мистического культа.

    В период Асикага (1336—1568), ознаменовавшийся разгу­лом анархии, преобладающую роль начали играть личные и местные феодальные связи. Сегуны из рода Асикага никогда не правили всей страной, а иногда их власть вообще была но­минальной. Целых полвека сосуществовали две соперничаю­щие императорские династии, давая феодалам возможность переходить из лагеря в лагерь в угоду личным интересам. Один за другим вспыхивали крупные и мелкие междоусобные кон­фликты, и, постоянно нуждаясь в средствах на ведение вой­ны, около десятка крупнейших военных феодалов (дайме) ввели в своих владениях строгую административную систему сбора податей.

    Политическая раздробленность поставила на повестку дня задачу объединения страны. Эту миссию выполнили три вы­дающихся политических деятеля страны: Ода Нобунага (1534—1582), Тоетоми Хидэеси (1536—1598) и Токугава Иэясу (1542-1616).

    Таким образом, исторический путь Японии в Средние века был не менее напряженным и драматическим, чем у соседне­го Китая, с которыми островное государство периодически поддерживало культурные и экономические контакты, заим­ствуя у более зрелого и опытного соседа образцы политиче­ского и социально-экономического устройства. Однако по­иск своего национального пути развития привел к становле­нию самобытной культуры, режима власти, общественного строя. Отличительной чертой японского пути развития стали сравнительно высокий динамизм всех процессов, высокая со­циальная мобильность при не столь явных формах социально­го антагонизма, способность нации воспринимать и творче­ски перерабатывать достижения других культур и цивилизаций.







    Вопросы и задания второго модуля

    1. Укажите особенности политического развития Европы в ран­нее Средневековье.

    2. В чем заключаются особенности европейского феодализма? Как соотносятся понятия «Средневековье» и «феодализм»?

    3. Какие факторы обусловили своеобразие византийской ис­тории?

    4. Что обеспечило превращение ислама в мировую религию?

    5. Охарактеризуйте роль церкви в Средние века.

    6. Назовите основные черты европейской культуры в Средние века.

    7. Чем был вызван кризис средневекового мира в XIV веке?

    8. Где обитали и как назывались наиболее значительные союзы восточнославянских племен в VII—IX веках?

    9. Что известно о социально-экономическом развитии, обще­ственных отношениях восточных славян?

    10. Что такое «норманнская теория»?

    11. В чем состояла специфика политического строя Киевской Руси эпохи расцвета (конец X — середина XI вв.)?

    12. Как строились взаимоотношения Руси и Византии при первых киевских князьях?

    13. Когда начался распад Киевской Руси и какими явлениями и про­цессами он сопровождался?

    14. Что такое политическая раздробленность, каковы ее предпо­сылки и сущность на Руси?

    15. Дайте сравнительную характеристику политического строя во Владимиро-Суздальском, Галицко-Волынском княжествах, Нов­городской земле.

    16. Как повлияло монголо-татарское завоевание на Русь?

    17. Почему возвысилась Москва?

    18. Какие этапы в своем становлении прошло Московское княже­ство, прежде чем оно стало центром государства?

    19. Укажите условные хронологические рамки эпохи Средневеко­вья на Востоке. Назовите специфические черты политическо­го строя средневековых обществ Китая, Индии и Японии.

    Модуль третий

    История Нового времени

    О

    Комплексной целью модуля является формирование профессио­нальных компетенций студентов, связанных с: пониманием Нового времени как важного этапа всемирной истории; уяснением тенден­ций и основных событий новоевропейской истории XVI—XIX веков; знанием основных событий, связанных с историческим развитием России в XVI—XIX веках; осмыслением основных тенденций истори­ческого развития традиционных обществ Востока в XVI—XIX веках; овладением способами логического анализа исторических текстов и систематизации учебного материала.

    Глава 9 Начало эпохи Нового времени

    ^ Понятие «Новое время». Проблемы периодизации ис­тории Нового времени. Великие географические откры­тия и начало европейской колониальной экспансии. Переход ведущих стран к индустриальному обществу.

    Понятие «Новое время»

    Для европейской, а во многом и мировой, истории эпо­ха Нового времени имела исключительно важное значение. Недаром многие историки называют ее «временем великого прорыва», когда общество перешло оттрадиционного к ин­дустриальному. Именно в эту эпоху Европа (и европейская цивилизация в целом) превратилась в экономического, технологического и военно-политического лидера мирового сообщества. Этот прорыв Европы к мировому доминирова­нию был достигнут, в отличие от предшествующих эпох, на принципиально новой технологической основе и обуслов­лен
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   62


    написать администратору сайта