Главная страница
Навигация по странице:

  • Чем объясняется утверждение самодержавной тенденции

  • Устное народное творчество.

  • Летописание, литература.

  • Архитектура.

  • Общественная мысль.

  • Делийский султанат

  • Могольской империи

  • Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту (третьего поколения)


    Скачать 1.16 Mb.
    НазваниеСоответствует Федеральному государственному образовательному стандарту (третьего поколения)
    Дата18.09.2022
    Размер1.16 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаSamygin.docx
    ТипДокументы
    #683038
    страница12 из 62
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   62
    Иван III (1462—1505) полностью подчинил Ярославское княжество, ликвидировал остатки независимости Ростовского княжества, в 1478 г. при­соединил Новгород, в 1485 г. — Тверь. Подавление двух фе­одальных центров — Новгорода и Твери — длительное время соперничавших с Москвой, было решающим шагом в объе­динении русских земель вокруг Москвы. Так в основном

    завершилось формирование территории государства, что на­полнило реальным содержанием используемый московском князем титул — государь всея Руси.

    Одним из главных достижений Ивана III становится полное освобождение от ордынской зависимости. В 1480 г. ордын­ский хан Ахмат решил заставить Русь выплатить дань. Для этого он собрал огромное войско и, заключив военный союз с ли­товским князем Казимиром, двинулся к юго-западным ру­бежам Руси. Иван III закрыл дорогу ордынцам, встав на бе­регу р. Угры — притоке Оки (Стояние на Угре). Попытки хана переправиться через Угру были отбиты русскими войска­ми. Опасаясь ранних холодов, Ахмат отступил. Вскоре Орда распалась на ряд самостоятельных ханств, борьбу с которыми Русское государство вело на протяжении XVI—XVIII вв., по­степенно включая их в свой состав.

    Активизируется процесс становления самодержавной вла­сти. Главой государства являлся Великий князь. Его власть была ничем не ограничена, являлась деспотической, не под­чинялась никакому закону.

    Чем объясняется утверждение самодержавной тенденции? Во-первых, сложившейся геополитической ситуацией. Рав­нинный характер ландшафта, отсутствие естественных границ и открытость недругам как на Западе, так и на Востоке требо­вали огромного напряжения сил для обеспечения безопасно­сти. К тому же, постоянное расширение территории, свя­занное с колонизацией, приводило к расселению населения по огромным пространствам. В этих условиях требовалась же­сткая организация всех сословий общества, закрепление их обя­занностей и подчинение единому центру, т.е. государству, приобретающему деспотические формы.

    Во-вторых, экстенсивным характером хозяйственной дея­тельности. В условиях низкого плодородия почв и достаточ­но сурового климата увеличение производства можно было обеспечить только за счет освоения новых земель, что и пре­допределяло колонизационные процессы. Однако в любом случае объем производства оставался крайне низким, и для изъятия части продукта, необходимого для содержания армии, управленческого аппарата, строительных работ, приходилось прибегать к крайним мерам, что также создавало условия для складывания самодержавия.

    В-третьих, отсутствием общественных механизмов, огра­ничивающих самодержавие. Сказался разгром в результате та- таро-монгольского нашествия относительно независимого бо­ярства и городов. В итоге, горожане стали союзниками ве­ликокняжеской власти, а не противостояли ей, как в Запад­ной Европе, бояре же формировались как служилый слой.

    Основную массу служилых людей составляли дворяне. В первой половине XV в. так именовали управителей кня­жеской вотчины. За службу они получали небольшие владе­ния, позднее ставшие поместьями. В XVI в. дворянами ста­ли называть верхушку служилых людей, а остальные именова­лись «детьми боярскими». Порядок прохождения службы ос­новывался на системе местничества, когда назначение на должности зависело от заслуг и знатности рода.

    До середины XVI в. существовало только два общегосу­дарственных ведомства — Казна и Дворец. Казна являлась го­сударственной канцелярией и вед ала также сношениями с дру­гими государствами. Дворец управлял имуществом великого князя, прежде всего — землями. С присоединением новых земель создавались новые дворцы: нижегородский, тверской и т.д. Основу местного управления составляла система корм­лений. Страна делилась на уезды, уезды на волости. Уездом управлял наместник, волостью — волостель. Они не получа­ли жалования за свою управленческую и судебную деятель­ность. Сама эта деятельность была лишь дополнением к глав­ному — к праву получать «кормление», т.е. собирать в свою пользу часть налогов и судебные пошлины.

    В 1497 г. был принят Судебник — первый свод законов единого государства, который пришел на смену правовым нор­мам «Русской Правды». Он разграничивал компетенцию ве­ликокняжеского и боярского судов, определял нормы наказа­ния за те или иные преступления. Кроме того, вводилось об­щее для всех земель правило, регулирующее выход крестьян от своего господина. В Юрьев день (за неделю до 26 ноября и неделю после) крестьянин мог перейти на другие земли, вы­платив своему прежнему хозяину «пожилое» — плату за про­житые годы.

    Православие — решающая сила оформления древнерусской культуры, которая, в свою очередь, формировала мировоз­зрение людей, их поведение и бытовые установки.

    В формировании поведения и менталитета участвовали и материальные факторы: форма земледелия, требовавшая ча­стых переходов на новую территорию после истощения прежней; перемены места требовала также необходимость уходить от опас­ности. Важнейшим фактором культуры, духовной и матери­альной жизни было единодержаь ие московских государей.

    Тем не менее, несмотря на значительный масштаб власти, русские государи до начала XVIII в. не стали абсолютными монархами. Они правили страной посредством феодальной аристократии, что поддерживало ее политическое значение. Не только на рубеже XV—XVI вв., но и в дальнейшем отноше­ния московских государей с аристократией учитывали древне­русский обычай совета князя с дружиной, доживший до эпо­хи единого государства и воплотившийся в деятельности Бо­ярской думы, в практике «сидения царя со бояры». Важней­шие вопросы внешней и внутренней политики решались по формуле: «царь указал, а бояре приговорили». В сохранении престижа феодальной аристократии определенную роль играл и институт местничества, в соответствии с которым назначе­ния на государственные должности должны были учитывать родословную.

    Культура в XIII—XV вв.

    Монголо-татарское нашествие и зависимость от Орды за­тормозили ход развития древнерусской народности. Наблю­далось падение ремесла: исчезли навыки изготовления шифер­ных пряслиц, сердоликовых бус, стеклянных браслетов, ам­фор-корчаг, полихромной (многоцветной) керамики. На пол­века прекратилось каменное строительство. Было разрушено немало архитектурных сооружений, сгорели многие литера­турные памятники. Летописание стало немногословным и практически во всех русских землях (кроме Новгорода) пре­рвалось.

    И все же высокий уровень русской культуры дал ей воз­можность выстоять в этот трудный период истории. Культура сохранила свой самобытный характер. Большую роль в пере­даче традиций и культурно-исторического опыта сьцрали тер­ритории, не подвергшиеся военному разгрому (Псков, Нов­город).

    В русской культуре XIII—XV вв. отчетливо прослежива­ются два этапа. Внутренним рубежом в развитии культуры XIII—XV вв. явилась Куликовская битва (1380). Если для пер- ного этапа характерны стагнация и падение после страшного удара монгольских полчищ, то после 1380 г. начинается ее динамичный подъем, в котором прослеживается начало сли­яния местных художественных школ в общерусскую культуру.

    Устное народное творчество. В период борьбы с монголь­скими завоевателями и золотоордынской зависимостью обра­мление к былинам и сказаниям киевского цикла, в которых яркими красками описывались битвы с врагами Древней Руси и славился ратный подвиг народа, придавало русским людям новые силы. Древние былины обрели глубокий смысл, за­жили второй жизнью. Новые легенды (такие, как, напри­мер, «Сказание о невидимом граде Китеже» — городе, ушед­шем на дно озера вместе со своими храбрыми защитниками, не сдавшемся врагам и ставшем для них невидимым), звали русских людей на борьбу за свержение ненавистного золотоор­дынского ига. Складывается жанр поэтических исторических несен. К их числу относится «Песня о Щелкане Дудентьеви- че», которая рассказывает о восстании в Твери в 1327 г.

    Летописание, литература. Благодаря хозяйственному подъему все более необходимыми становятся деловые запи­си. С XIV в. начинается использование бумаги вместо доро­гого пергамента. Рост потребностей в записях, появление (>умаги повлекли за собой ускорение письма. На смену «уста­ну», когда буквы квадратной формы выписывались с геомет­рической точностью и торжественностью, приходит полу­устав — более свободное и беглое письмо, а с XV в. появля­ется скоропись, близкая к современному письму. Наряду с Пумагой в особо важных случаях продолжали использовать пер­гамент, различные виды черновых и бытовых записей дела- ннсь, как и раньше, на бересте.

    С 1325 г. летописные записи стали вестись и в Москве. И период складывания единого государства с центром в Мос- KUC возросла роль летописания. В 1408 г. был составлен об­щерусский летописный свод, так называемая Троицкая лето­пись, погибшая в московском пожаре 1812 г., а к 1479 г. относят создание Московского летописного свода. В основе их идея общерусского единства, исторической роли Москвы в государственном объединении всех русских земель, преем­ственность традиций Киева и Владимира.

    Распространенным литературным жанром того времени были исторические повести. В них рассказывалось о деятель­ности реальных исторических лиц, конкретных исторических фактах и событиях. Широкую известность до Куликовской победы получили повесть «О битве на Калке», «Повесть о ра­зорении Рязани Батыем» (в ней рассказывалось о подвиге ря­занского богатыря Евпатия Коловрата), повести об Алексан­дре Невском. Победе Дмитрия Донского в 1380 г. был по­священ цикл исторических повестей. В период объединения русских земель вокруг Москвы расцвел жанр житийной лите­ратуры. Талантливые писатели Пахомий Логофет и Епифа- пий Премудрый составили жизнеописания крупнейших цер­ковных деятелей Руси: митрополита Петра, перенесшего центр митрополии в Москву, Сергия Радонежского, основателя Тро- ице-Сергиева монастыря, поддержавшего великого москов­ского князя в борьбе с ордынцами.

    «Хождение затри моря» (1466-1472) тверского купца Афа­насия Никитина — первое в европейской литературе описание Индии. Свое путешествие Афанасий Никитин совершил за 30 лет до открытия пути в Индию португальцем Васко да Гама.

    Архитектура. Раньше, чем в других землях, возобнови­лось каменное строительство в Новгороде и Пскове. Исполь­зуя предшествующие традиции, новгородцы и псковичи воз­водили десятки небольших по размеру храмов. Среди них та­кие значительные памятники архитектуры и живописи того времени, как церкви Федора Стратилата на Ручье (1361) и Спаса на Ильине улице (1374) в Новгороде, церковь Васи­лия на Горке (1410) в Пскове. Обилие декоративных украше­ний на стенах, общая нарядность, праздничность характерны для этих построек. Яркая и самобытная архитектура Новгоро­да и Пскова практически не изменялась в течение столетий. Эту устойчивость архитектурно-художественных вкусов специ­алисты объясняют консерватизмом новгородского боярства, стремившегося сохранить независимость от Москвы. Отсюда ориентация главным образом на местные традиции.

    Первые каменные постройки в Московском княжестве от­носятся к XTV—XV столетиям. Дошедшие до нас храмы: Ус­пенский собор в Звенигороде (1400) и собор Саввино-Сторо- жевского монастыря (1405), Троицкий собор Троице-Серги- ева монастыря (1422), собор Андроникова монастыря в Мос­кве (1427) — продолжали традиции владимиро-суздальского белокаменного зодчества. Накопленный опыт позволил ус­пешно выполнить важнейший заказ великого московского князя создать могучий, полный величия, достоинства и силы Московский Кремль.

    Первые белокаменные стены Московского Кремля были возведены еще при Дмитрии Донском в 1367 г. Однако после нашествия Тохтамыша в 1382 г. кремлевские укрепления силь­но пострадали. Столетие спустя грандиозное строительство в Москве с участием итальянских мастеров, занимавших тогда ведущее место в Европе, завершилось созданием в конце XV начале XVI вв. ансамбля Московского Кремля, сохранив­шегося до наших дней.

    Территория Кремля была защищена стеной из красного кирпича, длина которой достигала 2,25 км, толщина стен 3,5— 6,5 м, а их высота 5—19 м. Тогда же, в XV в., были возведе­ны 18 башен из ныне существующих 20. Башни имели четы­рехскатные крыши. Кремль занимал место на мысу при впа­дении реки Неглинной (заключенной сейчас в коллектор) в Москва-реку. Со стороны Красной площади был сооружен ров, соединивший обе реки. Таким образом, Кремль оказал­ся как бы на острове. Это была одна из крупнейших в мире крепостей, построенная по всем правилам тогдашней форти­фикационной науки. Под укрытием мощных стен были воз­ведены дворцы великого князя и митрополита, здания госу­дарственных учреждений, монастыри.

    Сердце Кремля — Соборная площадь, на которую выхо­дят главные соборы; его центральным сооружением является колокольня Ивана Великого (окончательно достроена при Борисе Годунове, достигает в высоту 81 метр). В 1475— 1479 гг. был сооружен главный собор Московского Кремля Успенский. Храм начали строить еще псковские мастера (1471). Небольшое землетрясение в Москве разрушило стены здания. Возведение Успенского собора поручили талантливо­му зодчему итальянского Возрождения Аристотелю Фиорован- ги. Образцом ему послужил Успенский собор во Владимире. В Успенском соборе Московского Кремля Фиорованти сумел органично соединить традиции и принципы русского (прежде всего владимиро-суздальского) зодчества и передовые техни­ческие достижения европейской архитектуры. Величествен­ный пятиглавый Успенский собор являлся крупнейшим об­щественным зданием того времени. Здесь цари венчались на царство, собирались Земские соборы, объявлялись важней­шие государственные решения.

    В 1481—1489 гг. псковские мастера возвели Благовещен­ский собор — домовую церковь московских государей. Непо­далеку от него, также на Соборной площади, под руковод­ством итальянца Алевиза Нового была сооружена усыпальни­ца московских великих князей — Архангельский собор (1505— 1509). Если план здания и его конструкции выполнены в традициях древнерусской архитектуры, то внешнее убранство собора напоминает настенные украшения венецианских двор­цов. Тогда же была построена Грановитая палата (1487-1491). Она стала частью царского дворца, его тронным залом. Здесь представляли царю иностранных послов, проводили приемы, принимались важные решения.

    Живопись. Слияние местных художественных школ в об­щерусскую наблюдалось и в живописи. В XIV в. в Новгороде и в Москве работал замечательный художник Феофан Грек, приехавший из Византии. Дошедшие до нас его фресковые росписи в новгородской церкви Спаса на Ильине улице отли­чаются необычайной выразительной силой, экспрессией, воз­вышенностью человеческого духа. Высший подъем иконопис­ного искусства связан с творчеством современника Феофана Грека — знаменитого художника Андрея Рублева. Его «Трои­ца» (хранится в Третьяковской галерее), ставшая одной из вершин мирового искусства, воплощает основные черты и принципы живописной манеры Андрея Рублева. Совершен­ные образы «Троицы» символизируют мысль о единстве мира и человечества. Кисти А. Рублева принадлежат также дошед­шие до нас фресковая роспись Успенского собора во Влади­мире, иконы Звенигородского чина (хранятся в Третьяков­ской галерее), Троицкого собора в Сергиевом Посаде.

    Общественная мысль. XIV—XV вв. были на Руси временем острых религиозных споров. В 70-х гг. XIV в. возникла ересь стригольников. Эта ересь пыталась обосновать вероучение ра­зумными аргументами и отвергнуть догматы, не выдержива­ющие критики с позиций разума. Стригольники фактически

    отрицали необходимость церковной иерархии, считая, что свя­щенником может быть каждый образованный и праведный че­ловек. В 1375 г. новгородские стригольники были казнены. Иван III долгое время терпимо относился к ереси, проник­шей и в Москву, так как государство было не прочь изъять обширные земельные владения церкви. В самой церкви по этому вопросу существовали два течения. Нестяжатели во главе с Нилом Сорским отказывали церкви в праве владеть дерев­нями с крестьянами. Их противники — иосифляне, сторон­ники игумена Иосифа Волоцкого, настаивали на праве церк­ви владеть землями с крестьянами для того, чтобы церковь могла вести широкую благотворительность. Иосифлянское духовенство стремилось утвердить превосходство церковной власти над светской. Обоснованию этой идеи была посвяще­на «Повесть о белом клобуке», которая утверждала превосход­ство церкви над царской властью. В противовес «Повести о белом клобуке» было создано «Сказание о князьях владимир­ских», провозгласившее происхождение великокняжеского рода от самого Августа-кесаря.

    Глава 8

    Индия и Дальний Восток в Средние века

    t Страны Востока в Средние века. Индия в эпоху Средне­вековья. Средневековый Китай. Япония в Средние века.

    Переход к Средневековью на Востоке в одних случаях осу­ществлялся на основе уже существующих политических обра­зований (Иран, Индия), в других — сопровождался соци­альными потрясениями, как это было в Китае, и почти по­всеместно процессы получали ускорение благодаря участию в них племен кочевников. Жизнь средневекового Востока была очень неспокойной. Его политическая карта неоднократно пе­рекраивалась. Орды кочевников разрушали древние очаги куль­туры и ставили под вопрос само существование цивилизации. На исторической арене в этот период появились и возвыси­лись такие народы, как арабы, тюрки-сельджуки, монголы. Рождались новые религии и на их основе возникали цивили­зации.

    Страны Востока в Средние века

    Употребление термина «Средние века», впервые применен­ного по отношению к Европе, вызывает немало вопросов в случае с Востоком. Очевидно, что развитие восточной циви­лизации в принципе отличается от европейского аналога. Ев­ропейское Средневековье — синоним «феодализма», это пе­риод хронологически занимающий промежуток между Антич­ностью и Новым временем, эпохой формирования капитали­стических отношений.

    На Востоке не было феодализма в его классическом, марк­систском понимании, не было Античности. Развитие восточ­ной цивилизации характеризуется цикличностью: периоды рас­цвета сочетаются здесь с периодами спада. При этом нельзя не отрицать факт поступательного развития восточного общества, в частности, прогрессивные элементы проявляются в усовер­шенствовании технологий, развитии ремесел, росте городов, совершенствовании социально-политической структуры.

    Политическое развитие Востока не отличалось стабильно­стью. Роль дестабилизирующего фактора сыграли исламские завоевания, приводившие к крушению старых империй, воз­никновению новых государств. Кочевые племена соседство- пали с оседлыми культурами, родовые общества с древними цивилизациями, имеющими тысячелетнюю историю. Даже при наличии определенных совпадений, связанных с ислами- зацией, которая была общей и для Ближнего Востока, и для Индии и Юго-Восточной Азии, существовал и ряд отличий: исламизация в Индии совсем не похожа на то, что было1 на Ближнем Востоке, так как индийская кастовая система оказа­лась несовместимой с исламом. Только в Юго-Восточной Азии, где сильной кастовой структуры не было, успех ислама был более ощутим, да и то с оговорками. Своеобразие вос­точных государств складывалось под влиянием множества фак­торов, среди которых важнейшую роль играли религиозно­философские учения и выработанные ими системы ценно­стей, влияющие на политическое развитие, официальную иде­ологию, мировоззрение людей и их поведение.

    В случае с Востоком невозможно выработать единую пери­одизацию, опирающуюся на объективные критерии. Остает­ся лишь путь принятия условной хронологической грани. На­чало восточного Средневековья условно датируется началом, иервыми веками нашей эры. Окончание эпохи происходит в XIX веке и совпадает с периодом активной колониальной эк­спансии европейских капиталистических держак, вызвав­шей ломку и перерождение традиционной общественной струк­туры Востока.

    Мир средневекового Запада в основном совпадал с грани­цами христианской Европы. Мир Востока — это была огром­ная территория, включающая различные культурно-цивили­зационные общности. Ведущей тенденцией исторического процесса в эту эпоху как на Востоке, так и в Европе бьгло утверждение феодальных отношений. Однако восточные об­щества отличались меньшей степенью динамизма. Почему? Среди факторов, определивших «запаздывание» восточных обществ, историки выделяют следующие: сохранение, на­ряду с феодальным укладом, медленно распадавшихся пер­вобытнообщинных и рабовладельческих отношений; устой­чивость общинных форм, сдерживавших дифференциацию крестьянства; преобладание государственной собственности и власти над частным землевладением; крайне медленное фор­мирование городской культуры и образа жизни.

    В хозяйственно-экономическом, политическом и цивили­зационном отношении средневековый Восток не представлял собой единого целого. Значительно различались между собой кочевые племена и оседлые земледельческие культуры. Одни цивилизации на Востоке возникли еще в древности: индо-буд­дийская, китайско-конфуцианская. Гораздо более молодой была мусульманская цивилизация, которая зародились в Сред­ние века.

    Индия в эпоху Средневековья

    Средневековая политическая структура Индии характери­зуется постоянной неустойчивостью власти как на севере, так и на юге страны. Возникавшие династии и государства были кратковременными и откровенно слабыми. Просуществовав определенный промежуток времени, они распадались на от­дельные районы и княжества, продолжавшие ожесточенную борьбу за сферы влияния, Политические изменения не затро­нули внутреннюю структуру общества: здесь по-прежнему до­минировало государство, имеющее право распоряжаться все­ми ресурсами страны и осуществлявшее централизованный сбор налогов.

    Социально-экономическое развитие Индии в эпоху Сред­невековья характеризовалось ростом феодальных владений. Наиболее богатыми среди феодалов, наряду с правителями, были индусские храмы и монастыри. Если первоначально им жаловались только необрабатываемые земли и при непремен­ном согласии владевшей ими общины, то с VIII в. все чаще передаются не только земли, но и деревни, жители которых обязаны были нести натуральную повинность в пользу полу­чателя. Однако в это время индийская община все еще оста­валась относительно независимой, крупной по размерам и обладавшей автономным самоуправлением. Полноправный общинник наследственно владел своим полем. .

    Возле дворцов феодалов, где селились ремесленники, об­служивающие потребности двора и войска землевладельца, возникают новые города. Развитию городской жизни способ­ствовало усиление обмена между городами и возникновение группировок ремесленников по кастам. Как и в Западной Ев­ропе, в индийском городе развитие ремесла и торговли со­провождалось борьбой граждан против феодалов, облагавших ремесленников и торговцев новыми налогами. Причем вели­чина налога была тем выше, чем более низким было сослов­ное положение каст, к которым принадлежали ремесленники и торговцы.

    В начале XIII в. на севере Индии утверждается крупное мусульманское государство — Делийский султанат (1206— 1526), окончательно оформляется господство мусульманских военачальников из среднеазиатских тюрок. Политико-адми- нистративная организация государства была типично ислам­ской. Государственной религией становится ислам суннит­ского направления, официальным языком — персидский. Войска султанов совершали завоевательные походы в Централь­ную и Южную Индию, а покоренные правители вынуждены были признавать себя вассалами Дели и платить султану дань.

    Переломным моментом в истории Делийского султаната стало нашествие на Северную Индию в 1398 г. войск средне­азиатского правителя Тимура (Тамерлана). Здесь была осно­вана новая династия Сайидов. Представители этой династии правили уже как наместники от лица тимуридов. В период существования Делийского султаната начинается проникно­вение в Индию европейцев. В 1498 г. под началом Васко да Гамы португальцы впервые достигли побережья Западной Индии. Монополия португальцев на морскую торговлю по­дорвала торговые связи Индии со странами Востока, изоли­ровала глубинные районы страны и задержала их развитие.

    Система экономических отношений претерпевает в мусуль­манскую эпоху изменения. Возрастает государственный зе­мельный фонд за счет владений покоренных индийских фео­дальных родов. Основная его часть раздавалась в условное слу­жебное пожалование — «икта» (небольшие участки) и «мукга» (крупные «кормления»). Их держатели — иктадары и мукта- дары — собирали с пожалованных деревень налоги в пользу казны, часть которых шла на содержание семьи держателя, поставлявшего в государственную армию воина. Частными зе­мельными собственниками, распоряжавшимися имением без государственного вмешательства, были мечети, владельцы имущества для благотворительных целей, хранители гробниц шейхов, поэты, чиновники и купцы.

    В 1526 г. военачальник тимурид Бабур положил начало Могольской империи, просуществовавшей почти двести лет. Ислам был объявлен государственной религией. В моголь- скую эпоху Индия вступает в стадию развитых феодальных от­ношений, расцвет которых шел параллельно усилению цент­ральной власти государства. Повысилось значение главного финансового ведомства империи (дивана), обязанного сле­дить за использованием всех пригодных земель. Долей госу­дарства была объявлена треть урожая. В государственный зе­мельный фонд поступали все завоеванные территории. Из него раздавались «джагиры» — условные военные пожалования, продолжавшие считаться государственной собственностью.

    Развал империи Великих Моголов совпал по времени с началом активной колонизации европейцами Индии и приле­гающих к ней районов Азии. Колониальная экспансия, имев­шая следствием ломку традиционной структуры индийского общества, завершила эпоху Средневековья в истории Индии.

    Таким образом, средневековая Индия олицетворяет собой синтез разнообразных социально-политических устоев, рели­гиозных традиций, этнических культур. Переплавив внутри себя все это множество начал, она к исходу эпохи предстала перед европейцами страной сказочного великолепия, манив­шей к себе богатством, экзотикой, тайнами. Внутри нее, однако, начинались процессы, сходные с европейскими, при­сущими Новому времени. Формировался внутренний рынок, развивались международные связи, углублялись обществен­ные противоречия. Но для Индии, типичной азиатской дер­жавы, сильным сдерживающим началом капитализации было деспотическое государство. С его ослаблением страна стано­вится легкой добычей европейских колонизаторов, деятель­ность которых прервала естественный ход исторического раз­вития.

    Средневековый Китай

    Большинство историков полагают, что с падением импе­рии Хань на рубеже II—III вв. в Китае происходит смена эпох: заканчивается древний период истории страны и начинается

    Средневековье. Первый этап раннего феодализма вошел в ис­торию как время Троецарствия (220-280). На территории стра­ны сложилось три государства, власть в которых приближа­лась к военной диктатуре. Но уже в конце III в. политиче­ская стабильность в Китае вновь утрачивается, и он становит­ся легкой добычей хлынувших сюда кочевых племен, преимущественно оседавших в северо-западных районах стра­ны. С этого момента в течение двух с половиной веков Китай был разделен на северную и южную части, что сказалось на последующем его развитии.

    Политические изменения в Китае III—VI вв. тесно связа­ны со сдвигами в этническом развитии. Хотя иноплеменни­ки проникали и прежде, но именно IV в. становится време­нем массовых вторжений, сопоставляемых с Великим пересе­лением народов в Европе. Пришедшие из центральных райо­нов Азии племена оседали не только на северных и западных окраинах, но и на Центральной равнине, смешиваясь с ко­ренным китайским населением. На юге процессы ассимиля­ции некитайского населения шли быстрее и менее драматич­но, оставляя значительные пространства не колонизирован­ными. Это нашло отражение во взаимной обособленности сторон, а также в том, что сложились два основных диалекта китайского языка.

    Процесс этнической консолидации китайцев, начавшийся в VII в., в начале XIII в. приводит к формированию китай­ского народа. Этническое самосознание проявляет себя в вы­делении китайского государства, противостоящего иноземным странам, в распространении универсального самоназвания «хань жэнь» (люди хань). Вырос бюрократический аппарат. Высшим правительственным учреждением было Управление ведомств, возглавлявшее шесть ведущих органов исполнитель­ной власти страны: Чинов, Налогов, Ритуалов, Военное, Судебное и Общественных работ. Наряду с ними учреждались Имперский секретариат, Имперская канцелярия. Власть гла­вы государства, официально именовавшегося Сыном Неба и императором, была наследственной и юридически неограни­ченной.

    Экономика Китая VII—XII вв. основывалась на аграр­ном производстве. Система землепользования включала в себя государственный земельный фонд с императорскими
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   62


    написать администратору сайта