Главная страница
Навигация по странице:

  • Социально-экономические предпосылки.

  • Социально-политические предпосылки.

  • Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту (третьего поколения)


    Скачать 1.16 Mb.
    НазваниеСоответствует Федеральному государственному образовательному стандарту (третьего поколения)
    Дата18.09.2022
    Размер1.16 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаSamygin.docx
    ТипДокументы
    #683038
    страница9 из 62
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   62
    Средневековые богословы не только толковали Библию, но и высказывали собственные мысли. Выдающийся мыслитель Пьер Абёляр (1079—1142) имел свою школу в Париже. Как и другие богословы, он считал, что Священное Писание лежит в основе всякой мудрости. При этом Абеляр полагал, что че­ловек может с помощью разума добывать и новые знания. Он учил, что мысли и утверждения, высказанные папами и зна­менитыми богословами, должны быть проверены логически­ми рассуждениями. В своем сочинении «Да и нет» Абеляр собрал противоречащие друг другу высказывания наиболее по­читаемых католической церковью богословов («отцов церк­ви»). Своей книгой Абеляр доказывал, что при оценке чу­жих мыслей и мнений, нередко противоречивых, следует полагаться на свой разум и умение рассуждать. Чтобы ве­рить, утверждал он, надо понять то, во что ты веришь. Абе­ляр, таким образом, поставил разум выше слепой веры. Против Абеляра выступили многие богословы и священно­служители. Его сочинения были осуждены, а самого Абеля­ра вынудили уйти в монастырь. Главным противником Абе­ляра был богослов Бернар Клервосский (1090—1153). Он не верил, что слабый человеческий разум может познать тайны мироздания. Людям, по его мнению, остается только мо­литься и ждать, когда Бог дарует им озарение и приоткроет частичку этих тайн. Бернар полагал, что «нерассуждающая» вера в Бога выше разума.

    Крупнейшим и наиболее почитаемым церковью мыслите­лем был сын итальянского графа Фома Аквинский (1225— 1274). Его главное произведение «Сумма богословия» содер­жит изложение и обобщение основ вероучения христиан-ской церкви. Фома утверждал, что вера не может противоречить разуму: если выводы, к которым приходит человек путем соб­ственных рассуждений, противоречат учению церкви, зна­чит эти рассуждения неверны. По мнению Фомы, одни по­ложения христианской религии можно понять разумом (на­пример, существование Бога, бессмертие души), другие же разуму недоступны, в них можно только верить (например, в Троицу — то есть, в то, что Бог один и одновременно суще­ствует в трех лицах: Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой). По мнению Фомы, все земные государи должны повиновать­ся папе римскому. Руководители церкви называли Фому Ак­винского «всеобщим наставником».

    Споры ученых богословов друг с другом были непонятны простым верующим. Большее влияние на них оказывали не богословы, а странствующие монахи, выступавшие с пропо­

    ведями на площадях городов и деревень. Самым знаменитым из них был уроженец итальянского города Ассизи — Фран­циск (1182—1226). Он был сыном зажиточного торговца, но ушел из семьи, отказался от богатства и стал жить за счет по­даяний. Франциск проповедовал в Италии, Франции, Испании. Он призывал к смирению, отказу от имущества, любви ко всем Божиим созданиям — людям, зверям, пти­цам, растениям. Ученики и последователи Франциска стран­ствовали по Европе, призывая следовать заповедям Христа. Папа Иннокентий III имел встречу с Франциском Ассизским и дал ему свое благословение; он разрешил создать орден (орга­низацию) странствующих монахов — францисканцев.

    Глава 7

    От Древней Руси к Московскому государству

    ^ Специфика становления цивилизации в Восточной Ев­ропе. Формирование древнерусской государственно­сти. Принятие христианства. Культура и быт Древней Руси. Политическая раздробленность. Держава Чингис­хана и монгольские завоевания. Нашествие на Русь. Объединение русских земель вокруг Москвы и станов­ление Московского государства. Иван III. Культура в XIII—XV вв.

    Русь появляется на страницах истории сравнительно по­здно — в 1Х.веке. Но территория будущего Древнерусского государства была заселена издавна. Уже древнегреческие ис­торики упоминают о многочисленных племенах и народах, на­селявших обширные пространства на север от Черного моря и северо-восток от Дуная. Греки, имевшие колонии в Причер­номорье, поддерживали отношения с этими племенами и вели с ними торговлю. Историки в разные эпохи называли это на­селение разными именами: киммерийцы, скифы, сарматы, анты, славяне.

    Специфика становления цивилизации в Восточной Европе

    Славяне — крупнейшая в Европе группа родственных на­родов, объединенная близостью языков и общностью проис­хождения. С течением времени славяне разделились на три большие группы — западные, южные, восточные (предки рус­ских, украинцев, белорусов). Первые сведения о восточных славянах содержатся в античных, византийских и арабских ис­точниках.

    Древнейшей общеславянской прародиной большинство историков считают верховья Дуная, Вислы, Одера и Эльбы (Лабы). Отсюда славяне постепенно продвигаются на Днепр, а также к берегам Волхова и Ладоги. В VII—VIII вв. славяне составляли значительную часть населения Восточной Европы, смешиваясь с балтскими и угро-финскими племенами. Та­ким образом, предками русских, украинцев и белорусов были не только славяне, но и эти народы.

    Летопись «Повесть временных лет» (ПВЛ) повествует о сле­дующих восточнославянских племенных союзах: поляне, по­селившиеся на среднем и верхнем Днепре «в полях» и потому так прозвавшиеся; древляне, жившие к северо-западу от них в лесах; северяне, обитавшие к востоку и северо-востоку от полян; дреговичи — между Припятью и Западной Двиной; полочане — в бассейне реки Полоты; кривичи — в верховьях Волги и Днепра; радимичи и вятичи на реке Соже (приток Днепра) и реке Оке; ильменские словене — на севере в бас­сейне озера Ильмень и реки Волхов; белые хорваты — в При­карпатье; уличи и тиверцы — между Днестром и Дунаем и другие.

    Соседями славян были кочевые народы (степняки) — бул­гары, половцы, хазары, аланы, печенеги. На севере славя­не соседствовали с варягами (скандинавами). На юге возвы­шалась могущественная Восточная Римская империя (Визан­тия), с которой славяне и воевали, и торговали. Важнейшим торгово-хозяйственным путем был Днепр. Античный исто­рик Геродот называл Днепр «самой производительной рекой не только в Скифии, но и во всем мире, за исключением Нила». Основой хозяйственного уклада являлось земледелие. Осваивая лесные и лесостепные пространства Восточной Ев­ропы, славяне несли с собой земледельческую культуру. По­мимо подсечного и залежного земледелия, с VIII в. получа­ет распространение пашенное земледелие, основанное на ис­пользовании плуга с железным лемехом и тяглового скота. Основными зерновыми культурами были пшеница, просо, ячмень, гречиха. Большую роль играло скотоводство. Зани­мались славяне и промыслами: охотой, рыболовством, борт­ничеством (сбор меда диких пчел). Развивались ремесла. Большое значение имела внешняя торговля, развивающаяся как на Балтийско-Волжском пути, по которому в Европу по­ступало арабское серебро, так и на пути «из варяг в греки», связывающем византийский мир через Днепр с Балтийским регионом.

    Изобилие природных богатств Восточно-Европейской рав­нины не помешало отечественному историку С. М. Соловьеву сделать вывод, что природа западноевропейских стран была для их народов заботливой матерью, в то время как природа России оказалась для ее жителей мачехой. Это проявлялось во всем: в малом плодородии северных почв, в континентальном характере климата, в суровости и длительности зимы, в крат­кости сельскохозяйственного сезона, не позволявшего каче­ственно обрабатывать землю и заготавливать достаточно кор­мов для скота, в удаленности от морских коммуникаций, в нападениях врагов (прежде всего степных кочевников), в обширности территории, что столетиями заставляло русский народ существовать в режиме не завершившейся внутренней колонизации.

    В VIII—IX вв. восточные славяне переживали период рас­пада родоплеменною строя. Основным социальным институ­том была община — вначале родовая, затем соседская. Боль­шие патриархальные семьи, объединявшие несколько поко­лений родственников, столетиями сохранялись в славянском мире. В соседской общине участки земли перешли в пользо­вание отдельных семей; появилась частная собственность на скот, орудия и результаты труда.

    Политической основой союзов племен были институты «во­енной демократии». Во главе союзов стояли князья, которые осуществляли управленческие и военные функции. Сведения

    о первых князьях содержатся в ПВЛ. Каждый племенной союз управлялся системой из трех властей: вождем-военачальником (князем), советом племенных старейшин, народным собра­нием — вече. Многие историки считают, что княжеская власть, с которой традиционно связывают развитие отече­ственной государственности средневекового периода, зароди­лась в форме власти военного предводителя в недрах племен­ной эпохи.

    Таким образом, славяне в VI—IX вв., сохраняя основы общинного строя (общинную собственность на землю и скот, вооружение всех свободных людей, регулирование социальных отношений с помощью традиций, т.е. обычного права, ве­чевую демократию), претерпевали как внутренние изменения, так и давление внешних сил, что в своей совокупности созда­вало условия для образования государства.

    Формирование древнерусской государственности

    Государство — это организация политической власти в об­ществе, которая защищает общественные интересы и регули­рует отношения между людьми, опираясь на законы (право)

    1. I аппарат принуждения. Становление государственности свя­зано со стремлением общества к упорядочению отношений между людьми. У восточных славян государство сложилось в результате взаимодействия ряда факторов (предпосылок) — социально-экономических, политических, духовных.

    Социально-экономические предпосылки. Развитие земледе­лия в степном и лесостепном районе Среднего Поднепровья приводило к появлению избыточного продукта, что создава­ло условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки. Началась эволюция родовой общины, которая, благодаря тому, что теперь отдельная большая семья могла обеспечить свое существование, стала трансформироваться в соседскую (территориальную). Такая община, как и раньше, и основном состояла из родственников, но пашенная земля и продукты труда находились здесь в пользовании отдельных не­больших семей, владевших орудиями труда и скотом. Это со­здавало условия для имущественной дифференциации, по социального расслоения в самой общине не происходило, гак как производительность земледельческого труда оставалась слишком низкой. Кроме того, сохранялось подсечное земле­делие, из-за своей трудоемкости требующее усилий всего ро­дового коллектива.

    Социально-политические предпосылки. Усложнение внутри- илеменных отношений и межплеменные столкновения уско­ряли становление княжеской власти, повышали роль князей и дружины как обороняющих племя от внешних врагов, так и выступающих в качестве арбитров в спорах. Борьба между племенами приводила к складыванию межплеменных союзов по главе с наиболее сильным племенем и его князем. Эти со­юзы приобретали форму племенных княжений. В итоге, класть князя, которую он стремился превратить в наследствен­ную, все меньше зависела от вечевых собраний, укреплялась, а его интересы все более отчуждались от интересов соплемен- пиков.

    Духовные предпосылки. Становлению власти князя способ­ствовала и эволюция языческих представлений славян. По мере роста военного могущества князя, приносящего добычу пле­мени, обороняющего его от внешних врагов и регулирующего споры, возрастал его престиж и, одновременно, происходи­ло отчуждение от свободных общинников. Таким образом, в результате военных успехов, выполнения им управленче­ских функций, отдаления князя от привычного для общин­ников круга дел и забот, он как бы наделялся сверхъестествен­ными силами и способностями, в нем начинали видеть залог благополучия всего племени, а его личность отождествляли с племенным тотемом. Все это приводило к сакрализации кня­жеской власти, создавая духовные предпосылки для перехода от общинных к государственным отношениям.

    Историки располагают очень незначительной информаци­ей о начальном периоде становления государственности у вос­точных славян. ПВЛ говорит, что в 862 г. славяне решили обратиться к соседям-варягам, называвшимся русью, и их князю — Рюрику.

    «Изгнаша варяги за море, и не даша им дани, и почаша сами в собе володети, и не бе в них правды, и въста род на род, и быша в них усобице, и воевати почаша сами на ся. И реша сами в себе: «Поищем собе князя, иже бы володел нами и судил по праву». И идоша за море къ варягам, к руси. Сице бо ся зваху тьи варязи русь, яко се друзии зъвутся свие, друзии же урмане, анъгляне, друзии гьте, тако и си. Реша русь, чюдь, словени и кривичи и вси: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Да пойдете княжит и володети нами». И изъбрашася 3 братья с роды своими, пояша по собе всю русь, и придоша; старший, Рюрик, седе Новегороде, а другий, Синеус, на Беле-озере, а третий Изборьсте, Тру­вор. И от тех варяг прозвася Руская земля».

    Итак, среди племен новгородских словен, чуди, мери, веси, незадолго до этого прекративших платить дань варягам «из заморья», началась усобица. Закончилась она тем, что ее участники решили найти себе князя, который бы ими «воло­дел и судил по праву». По их просьбе на Русь пришли три брата-варяга: Рюрик, Трувор и Синеус. Рюрик начал княжить в Новгороде, Синеус — на Белоозере, а Трувор — в Ладоге.

    Так летописная традиция увязала начало Руси с призванием варягов.

    В 882 г. родственник Рюрика князь Олег с дружиной и малолетным сыном Рюрика Игорем захватил Киев, освобо­дил славянские племена от хазарской дани и подчинил своей власти, объединив, таким образом, Новгород и Киев. Так, согласно летописи, произошло образование древнерусского государства.

    Эти данные легли в основу норманнской теории, выдвину­той в 40—50-е гг. XVIII в. немецкими учеными, которые жили и работали в России, — Г. Байером и Г. Миллером. Норма- нисты считали, что государственность на Русь была принесена норманнами, скандинавскими воинами, которых здесь назы­вали варягами, и делали вывод об извечной отсталости сла­вян, якобы не способных к самостоятельному историческому творчеству. Современные исследователи считают: а) процесс формирования государства начался до варягов, сам факт их приглашения на княжение свидетельствует о том, что эта фор­ма власти была уже известна местным славянам и финно-угор­скому населению; б) Рюрик, скорее всего, реальная истори­ческая личность, приглашенный в Новгород на роль арбитра и, может быть, защитника от заморских варягов, захватил власть, подавив восстание под руководством местного пле­менного князя Вадима. Его появление в Новгороде (мирное или насильственное) никак не связано с зарождением госу­дарства; что касается его братьев Синеуса и Трувора, то это — результат недоразумения — летописец, читая скандинавский источник, принял «sinehus» (со своими родичами) за Сине­уса, a «truwaring» (верная дружина) за Трувора; в) норманн­ская дружина активно использовала насилие для сбора дани и объединения местных племенных союзов, что ускорило скла­дывание государства. Одновременно происходила консолида­ция местной княжеско-дружинной верхушки, ее интеграция с варяжскими дружинами и славянизация самих варягов; г) Олег, объединив Новгородскую и Киевскую земли и сведя воедино «путь из варяг в греки», как бы подвел хозяйствен­но-экономическую базу под складывающееся государство.

    Ряд историков полагают, что вставка о призвании появилась в летописи позднее и служила определенным политическим и идеологическим целям. Древнерусская лето­писная традиция «норманизма» не знала. Кроме сомнитель­ного единственного места в летописи о призвании Рюрика на княжение, ничего больше нет. К тому же аналогичные пре­дания, связанные с зарождением государственных институ­тов, есть и у других народов.

    Образование государства со столицей в Киеве имело важ­ное историческое значение для восточных славян, поскольку сложились более благоприятные условия для развития земле­делия, ремесел, торговли. Мощный импульс получает древ­нерусская культура. В рамках древнерусского государства про­исходило складывание единой древнерусской народности — основы трех восточнославянских народов: великорусского, ук­раинского и белорусского.

    Особенностью древнерусского государства было то, что оно являлось многоэтничным (многонациональным) по со­ставу с преобладанием славянского компонента. Во многом именно многоэтничность в дальнейшем будет способствовать тому, что главными силами, обеспечивающими внутреннее единство, станут государство (самодержавная власть) и пра­вославная религия.

    Важным источником, содержащим сведения о социальной и политической истории Древней Руси, является «Русская Правда». Этот первый записанный свод законов составлялся в течение полутора веков, отражая в своих нормах эволюцию общества. Известны 3 ее редакции: Краткая, состоящая, в свою очередь, из Правды Ярослава (1016) и Устава Яросла- вичей (1072); Пространная (XII в.) и Сокращенная (XIV— XV вв.)

    Появление «Русской правды» (РП) отражало сложные со­циальные процессы, протекающие в Древней Руси. Перера­стание родовой общины в соседскую приводило к потере мно­гими людьми своего социального статуса и социальной защи­ты со стороны родовых коллективов. Они вынуждены были искать покровительство у князя и его дружины, попадая при этом в ту или иную степень зависимости. Разложение рода, появление «социальных изгоев», увеличение числа преступ­лений против личности усилило власть князя, что и нашло отражение в самом появлении РП, пришедшей на смену тра­диционному, неписаному праву. РП регулировала отноше- иия между людьми в обществе с помощью законов, что по­зволяло поддерживать социальный порядок.

    В статье 1 Краткой редакции РП говорится о праве кров­ной мести за убийство свободного «мужа». С одной стороны, эта норма свидетельствует о сохранении значительных элемен­тов родоплеменных отношений. Но, с другой, — некоторые положения этой статьи (ограничение круга родственников, имеющих право мстить, введение штрафа-виры за убийство в 40 гривен) свидетельствуют об их распаде и усилении власти князя. В Правде Ярославичей кровная месть уже запрещена. Кроме того, она фиксирует и более сложную структуру обще­ства, в котором появились новые неравноправные группы людей. Помимо челяди (рабов), о которой говорилось еще в договоре Олега с Византией (907), — это смерды и холопы. Их жизнь, в отличие от свободных, защищается вирой в 5 гривен. Княжеские люди — тиуны, огнищане (управители хозяйств, которые могли набираться и из числа холопов — рабов) стоили 80 гривен. В Правде Ярославичей есть ста­тьи, стоящие на страже княжеской собственности и его зе­мельных владений.

    Какова была природа общественного устройства в Древней Руси? Одни историки считают, что там сложились рабовла­дельческие отношения, другие определяют это общество как переходное и доклассовое, в котором существовало несколько социально-экономических укладов, но преобладал общинный. Большинство сходится в том, что в рамках Древней Руси шел процесс зарождения раннефеодального общества, значитель­но отличающегося от зрелого феодализма. Для развитого фе­одального строя характерны монопольная собственность фео­далов на землю; наличие крестьянского хозяйства, в котором производитель владел орудиями труда, скотом и пользовался частью земли, передаваемой ему феодалом. За пользование землей крестьянин нес повинности — оброк, барщину или денежную ренту. При этом производитель находился в лич­ной зависимости от феодала.

    В Древней Руси основным населением являлись свобод­ные общинники — люди (в ед. числе — «людин», отсюда — «простолюдин»). Земледельческая община — вервь— состав­ляла экономическую и социальную основу общества. Она от­вечала за общественный порядок на своей территории перед государством, платила виру, владела землей, которую рас­пределяла между семьями. За владение, т.е. распоряжение и пользование землей, общинники платили дань князю, кото­рый постепенно воспринимался ими в качестве верховного собственника всей земли.

    Однако в начале XII в. появляется категория зависимых людей — закупы. Чаще всего это были разорившиеся общин­ники, шедшие в кабалу за получение какой-то ссуды — купы. Отрабатывая долг, закуп мог трудиться и на земле своего гос­подина, но при этом он сохранял свое хозяйство. Появляют­ся также рядовичи — люди, выполняющие в пользу феодала ряд (какой-либо вид работы). РП упоминает также смердов, зависимых от князя. Скорее всего, это люди, работающие в княжеских селах. Некоторые историки видят в них все зем­ледельческое население страны. (Термин «крестьяне» появит­ся на Руси лишь в XIV в.). Но за убийство смерда полагался штраф в 5 гривен, как и за холопа, а за убийство общинника — 40 гривен.

    Таким образом, в это время на Руси зарождаются ранне­феодальные отношения, чему способствовали следующие факторы: а) увеличение численности княжеско-дружинной верхушки; б) сокращение традиционных источников ее су­ществования (дань, вира, военная добыча); в) возрастание ценности пахотной земли; г) появление возможности обес­печивать землю рабочей силой в связи с разложением общи­ны и увеличением численности «социальных изгоев»; д) из­менения в сознании и поведении дружинников, которые, с одной стороны, все более стремились не к боевой славе и служению князю, а к богатствам, с другой — главной цен­ностью стали считать не движимое имущество (серебро, скот, рабов), а землю.

    Поэтому большинство историков определяют Древнерус­ское государство как раннефеодальную монархию во главе с великим князем киевским — защитником русской земли, ее устроителем и законодателем, верховным судьей и распреде­лителем дани. Особенности древнерусской раннефеодальной монархии проявлялись в сохранении элементов догосударствен- ной системы организации, пришедших из эпохи «военной демократии» и ограничивающих княжескую власть (вече). Пер­воначально основными источниками доходов князя и дружи­ны, помимо дани, продолжала оставаться военная добыча. Но уже в конце X в. появились княжеские села, хозяйство которых носило промысловый и коневодческий характер (до­бываемая пушнина продавалась на рынках Константинополя, а кони были нужны для военных целей).

    В Древней Руси власть Великого князя не обязательно пе­редавалась от отца к сыну. Существовало «лесгвичное право» наследования, т.е. передача власти по старшинству (напри­мер, от умершего князя не к его старшему сыну, а к старшему в роду следующему брату). Таким образом, согласно господ­ствующим представлениям людей той эпохи, князь имел власть только как представитель всего рода.

    С разрастанием рода Рюриковичей и умножением числа дру­жинников дани-полюдья начинает не хватать. Князья стали посылать своих наместников-бояр «на кормление», передавая им право сбора полюдья в какой-либо местности. В отдель­ных случаях в виде своеобразного вознаграждения за службу князю села закреплялись за кормленщиком, переходя по на­следству и превращаясь в вотчину.

    Время существования Древнерусского государства отмече­но развитием хозяйственно-экономической сферы. Прогрес­сирует земледелие, почти повсеместно применяется двуполье и трехполье. Развиваются садоводство и огородничество. Вто­рой по значимости отраслью сельского хозяйства стало ското­водство. Развиваются ремесла, появляется гончарный круг, совершенствуется металлургия. Часть ремесленников начина­ют работать на рынок. Активно строятся города.

    Таким образом, в Древнерусском государстве княжеская власть сосуществовала с органами управления вечевого строя, по постепенно формировалась тенденция к утверждению са­мовластия, что стало одной из причин разделения Руси на отдельные государства. В Древнерусском государстве разви­вались земледелие, ремесла, внешняя торговля, строились новые города, появились первые вотчины. Но в целом обще­ство оставалось еще относительно примитивным, а земледель­ческая община и свободные общинники преобладали как в эко­номической, так и в социальной сферах.

    Принятие христианства

    Основой миросозерцания восточных славян являлось язы­чество — обожествление сил природы, восприятие природ­ного и человеческого мира как единого целого. В древности был широко распространен культ Рода, связанный с покло­нением предкам. В дальнейшем славяне все более поклоня­лись Сварогу — богу неба и его сыновьям—Дажьбогу и Стри- богу — богам солнца и ветра. Со временем большую роль на­чинает играть Перун — бог грозы, творец молний, который особенно почитался как бог войны и оружия в княжеско-дру­жинной среде. В языческий пантеон входили также Велес (Волос) — покровитель скотоводства и хранитель подземного мира предков, Мокошь — богиня плодородия, и другие. С течением времени язычество уже не могло удовлетворить по­требностям зарождавшейся у славян государственности.

    С образованием и развитием древнерусского государства, формированием единой древнерусской народности язычество с его множеством божеств в каждом племени, традициями родового строя и кровной местью, человеческими жертво­приношениями перестало отвечать новым условиям обще­ственной жизни.

    «Крещение Руси», положившее начало становлению на Руси православной цивилизации, было связано со стремлением князя Владимира Святославича укрепить государство и его тер­риториальное единство. Попытка достичь этих целей с помо­щью создания единого пантеона языческих богов во главе с Перуном не привела к преодолению племенного сепаратизма. Только единобожие могло сплотить страну и освятить автори­тет единоличной княжеской власти. Принятие христианства вводило Русь в семью европейских народов, а язычество обре­кало на изоляцию и враждебность со стороны христианизиро­ванных соседей, относящихся к язычникам как к «нелюдям».

    Таким образом, «крещение Руси» было вызвано комплек­сом факторов и причин: а) стремлением Владимира укрепить власть, государственность, территориальное единство; б) не­обходимостью новой идеологии, которая помогла бы утверж­дению отношений господства-подчинения; в) стремлением преодолеть определенную изоляцию Руси от христианского мира Европы.

    Соседи Руси — Волжская Булгария, исповедовавшая ис­лам, Хазарский каганат, принявший иудаизм, католический Запад и центр православия — Византия, пытались обрести еди­новерцев в лице набирающего силы Русского государства. Со­гласно ПВЛ, в 986 г. к Владимиру в Киев явились представи­тели трех монотеистических религий: ислама, иудаизма и хри­стианства. Болгары-мусульмане, хазары-иудеи, посланники папы рассказывали о достоинствах своих религий. Великого князя привлекло описание мусульманского рая, так как, по словам летописца, «Владимир... любил жен и всякий блуд; поэтому слушал их всласть», но «было ему нелюбо» обреза­ние, воздержание от свиного мяса и от вина. Согласно ПВЛ, Владимир сказал, что «Руси веселие есть веселие пить, не можем без того быть». Христианство, пришедшее из Рима, было отвергнуто по той причине, что «отцы наши», предки Владимира, его не приняли. Иудейских послов Владимир ото­слал, ибо они признали, что у них нет «своей земли», что разгневался на них Бог и «рассеял по разным странам». Толь­ко проповедь представителя православной византийской цер­кви произвела на него благоприятное впечатление. Но Вла­димир не спешил с решением и отправил своих послов в раз­ные страны. Вернувшись, те назвали греческую веру самой лучшей, а греческие храмы и церковную службу — самыми красивыми. Так, согласно летописи, в 988 г. Русь выбирает православие.

    Что стоит за этим преданием? Каковы истинные основа­ния выбора веры? Историки считают, что здесь скрываются реальные факторы, остановившие выбор Руси на православ­ной форме христианства. Это, в первую очередь, прочные культурные и экономические связи с Византией, наличие соб­ственной влиятельной православной общины, сложившейся задолго до княжения Владимира. Кроме того, вероятно, учитывалась и международная обстановка, отношения церкви с государством, а также некоторые догматические различия. Например, притязания римского папы на светскую власть, нежелание католической церкви учитывать местные особен­ности и ее воинственность не могли не оттолкнуть главу моло­дого государства от этой формы христианства. Православная же церковь подчинялась светской власти. Это соответствова­ло восточнославянской традиции, где князь был и главой религиозного культа. Православие было более терпимым к ме­стным традициям, да и Византия в то время являлась цент­ром цивилизации, наследницей великого Рима, самой раз­витой и культурной страной.

    Первые достоверные сведения о проникновении христиан­ства на Русь относятся к XI в. Христиане были среди дружин­ников князя Игоря, христианкой была княгиня Ольга, кре­стившаяся в Константинополе и побуждавшая к этому сына Святослава. В Киеве имелись христианская община и цер­ковь Святого Ильи. К тому же давние торговые, культурные и даже династические связи (сам Владимир был женат на се­стре византийских императоров Анне) Киевской Руси и Ви­зантии сыграли в этом выборе не последнюю роль.

    В 988 г. по приказу Владимира жители Киева были кре­щены в Днепре. Христианство на Руси было принято в вос­точном, византийском варианте, позднее получившем назва­ние «православие», т.е. истинная вера. Христианизация Древней Руси протекала сложно и противоречиво. Если ки­евская община, подчиняясь авторитету княжеской власти, приняла новую веру безропотно, то другие регионы, напри­мер Новгород, приходилось крестить «огнем и мечом». Язы­чество еще долго сохраняло свои позиции. Недаром право­славная церковь, приспосабливаясь к местной среде, соеди­нила праздники поклонения языческим богам с культами свя­тых. В итоге происходил синтез православия и язычества, приведший к складыванию «двоеверия», или русского пра­вославия. Постепенно языческие элементы из него вытес­нялись, но многие из них сохранялись длительное время. Так, было принято давать новорожденному два имени — хри­стианское, имеющееся в святцах, и языческое. Считалось, что таким образом человеку будет обеспечено покровитель­ство христианского Бога и в то же время его будут оберегать языческие божества.

    Во главе русской церкви стоял митрополит, назначаемый константинопольским патриархом. В подчинении киевских митрополитов находились епископы, управляющие церковью на определенных территориях — епископсгвах. В их распоря­жении находились городские и сельские священники — белое духовенство. Наряду с белым, существовало черное духовен­ство — монахи, ведущие духовную жизнь, посвященную слу­

    жению Богу. В монастырях создавались летописи, разраба­тывались церковные уставы, регулирующие не только цер­ковную, но и семейную, бытовую жизнь русских людей. Пер­воначально церковь существовала за счет десятины — деся­той части от всех налогов, отчисляемой с эпохи Владимира в ее пользу, но затем у нее появляются собственные деревни и земли.

    Принятие Русью христианства имело большое историче­ское значение и сказалось на всех сферах жизни. Крещение помогло преодолеть языческий изоляционизм восточных сла­вян, объединило их в единое древнерусское общество, создав как бы духовную основу государственности. Став христиани­ном, человек переставал ощущать себя только частью какого- либо локального коллектива (семьи, общины, племени, в дальнейшем — сословия), все более осознавая себя право­славным. Христианская церковь, стремясь к стабильности, осуждала как социальные протесты и насилие со стороны ни­зов общества, так и чрезмерную тягу к богатствам и насилие со стороны верхов. При этом она формировала уважение к власти, так как «несть власти не от Бога», воспитывала тер­пимость к ближнему.

    Принятие христианства привело к положительным сдви­гам в культуре. Распространяются письменность и летописа­ние, появляются первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Благодаря Византии и Болгарии Русь познакомилась с достижениями античной культуры. Приня­тие христианства повлекло за собой зарождение каменного зодчества, возникновение иконописи, фресковой живописи. В монастырях велось летописание. Крупные церковные хра­мы становились центрами духовной жизни, символами могу­щества и «святости» Руси.

    Православная церковь не только просвещала, но и в опре­деленной степени воспитывала общество. Смягчая нравы, церковь боролась против многоженства, варварских нравов и обычаев, других языческих пережитков. В то же время свое­образие русского православия определило и отличия русской цивилизации от европейской. На Руси, в условиях сохране­ния общины и коллективистских принципов, идея личности не получила должного развития. В итоге, западноевропей­ская интерпретация христианства, исходящая из того, что
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   62


    написать администратору сайта