Главная страница
Навигация по странице:

  • Первый поход

  • П 4 *

  • Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту (третьего поколения)


    Скачать 1.16 Mb.
    НазваниеСоответствует Федеральному государственному образовательному стандарту (третьего поколения)
    Дата18.09.2022
    Размер1.16 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаSamygin.docx
    ТипДокументы
    #683038
    страница7 из 62
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   62

    Зак. 318

    Во второй половине VIII—IX вв. Арабский халифат пережи­вал кризис, вызванный внутриполитической борьбой за власть среди потомков Мухаммада, значительным социальным рас­слоением и неравноправным положением мусульман неараб­ского происхождения. В результате, к концу IX века халифат распался на ряд независимых государств.

    В итоге арабских завоеваний возникла цивилизация, ко­торая впитала достижения византийской, иранской, средне­азиатской, индийской, закавказской и римской культурных традиций. Арабская астрономия, медицина, алгебра, фило­софия, бесспорно, были на порядок выше европейской на­уки того времени. Система орошения полей, некоторые сель­скохозяйственные культуры были заимствованы европейцами у арабов. Широкое распространение получил оформившийся классический литературный арабский язык и письменность на основе арабского алфавита. Многие города халифата стали крупнейшими научными и культурными центрами Средневе­ковья. Города Багдад, Басра, Дамаск, Иерусалим, Мекка, Медина, Бухара, Самарканд, Александрия, Кордова и другие восхищали своей архитектурой и на весь мир славились как круп­нейшие центры ремесленного производства и торговли.

    Крестовые походы

    Могущество пап и католической церкви в XI—XIII вв. про­явилось в организации завоевательных походов на Восток, прежде всего, в Святую Землю. Так христиане называют Па­лестину, где, согласно Евангелиям, был распят и воскрес Иисус Христос. Главной предпосылкой крестовых походов явилось стремление римских пап распространить свою власть на новые страны.

    В 1095 г. папа Урбан II призвал освободить от неверных Иерусалим, обещая всем участникам похода богатую добычу, отпущение грехов, а павшим в бою — райское блаженство. На призыв Урбана II откликнулись рыцари, для которых вой­на ради наживы была привычным и главным занятием, кре­стьяне, мечтавшие вырваться из нищеты, освободиться от долгов (папа дал отсрочку от платежей до возвращения из по­хода), избежать голода, вызванного рядом неурожайных лет; городские бедняки, а также воры, нищие, бродяги, кото­

    рым нечего было терять. Эти люди стали нашивать на одежду кресты из материи в знак того, что они отправляются в Свя­тую Землю. Отсюда принятое историками наименование по­ходов на Восток — крестовые походы.

    Первыми в Святую Землю двинулись отряды крестьян (так называемый «поход бедноты»). По пути они грабили поселе­ния, считая, что все это — Божье и принадлежит им. Вопре­ки совету византийского императора, который предлагал дож­даться основных сил, состоявших из хорошо вооруженных рыцарей, они переправились в Малую Азию, где почти все были уничтожены тюрками-сельджуками.

    Первый поход (1096—1099). Единого командования рыцар­ское ополчение не имело. Разными путями крестоносцы при­были в Константинополь. Византийцы, в свою очередь, по­спешили переправить крестоносное войско в Малую Азию. На пути к Гробу Господню мусульмане постоянно тревожили европейцев стычками, между вождями крестоносцев вспыхи­вали ссоры, в результате чего к Иерусалиму подошла лишь пятая часть войска. После месячной осады город был взят штурмом. На завоеванных землях было создано Иерусалим­ское королевство. Значительная часть крестоносцев, забрав добычу, вернулась в Европу. Постоянной военной силой, защищающей Святую Землю, стали духовно-рыцарские орде­на (в переводе с латинского «орден» — организация, сообще­ство). Это были орден Госпитальеров (другое название — иоан- ниты), орден Тамплиеров (в переводе с французского — «хра­мовники»), а также Тевтонский орден (в переводе — «немец­кий», поскольку большинство его членов были из Германии). В ордена входили рыцари, которые давали как монашеские обеты (бедности, безбрачия, послушания), так и обет бороться с оружием в руках с «врагами христианской веры». Жители покоренных крестоносцами стран ненавидели завоевателей. Мусульмане создали сильное государство, объединившее Еги­пет и Сирию, во главе которого встал Салах-ад-Дин. Он объя­вил крестоносцам джихад — священную войну — и сумел от­бить Иерусалим в 1187 г.

    П
    4*

    99
    оследующие крестовые походы,
    организованные разными европейскими королями с целью вернуть Иерусалим, успеха не имели. Город остался в руках мусульман. Крестовые похо­ды превращались в грабительские предприятия европейских

    феодалов, направленные на захват новых земель и богатств. Это ярко проявилось в ходе четвертого похода (1204), когда крестоносцы вмешались в распрю между членами византийс­кой императорской семьи и взяли штурмом христиан-ский город Константинополь, разграбили его дома, торговые скла­ды и храмы (включая храм Святой Софии). Завладев бога­тейшим городом Европы, крестоносцы не пошли в Палес­тину, а создали государство на землях Византии. После это­го крупных походов на восток уже не было, крестоносцы по­степенно теряли свои завоевания, а в 1291 г. пала крепость Акра — последний оплот крестоносцев на Святой Земле.

    В итоге закрепиться в восточных странах европейцам не удалось. В выигрыше оказались лишь купцы итальянских го­родов Венеции и Генуи, так как средиземноморская торгов­ля, контролировавшаяся ранее византийцами и арабами, те­перь почти полностью перешла в их руки. Но проникновение европейцев на Восток способствовало расширению их пред­ставлений о странах этого региона. Жители Европы стали выращивать новые для них полезные растения (рис, гречиху, лимоны, абрикосы, арбузы), заимствовали технические изоб­ретения (ветряные мельницы), особенности быта (горячие бани). Вернувшиеся из походов рыцари приобрели вкус к во­сточным товарам: пряностям, тонким тканям, оружию из высококачественной стали, коврам, что способствовало даль­нейшему развитию торговли.

    Преодоление политической раздробленности и формирование национальных государств

    В XIV—XV вв. Европа вступает в завершающий период средневекового общества. Население постоянно увеличива­лось. Прокормить такую массу людей становится все труднее. Между тем, неурожайные годы случались все чаще, потому что в Европе с начала XIV в. ухудшается климат — становится холоднее, часто идут дожди. Ослабленные частым недоеда­нием люди легко становились жертвами всевозможных болез­ней. В 1347 г. началась эпидемия самой страшной из них — чумы. За три года население Европы уменьшилось почти на треть. Много десятилетий спустя европейцы с содроганием вспоминали о временах «Черной смерти» — так стали называть эту страшную болезнь. В ряде стран вину за эпидемии стали возлагать на евреев. Начинает рост антисемитизма.

    Еврейские общины издавна существовали почти в каждом европейском городе. Еврейские купцы поддерживали тесные торговые связи между Западной Европой и Востоком. По этой причине многие европейские государи относились к евреям благосклонно. Порой за свое покровительство они собирали с евреев особый налог. Евреи были единственной заметной группой иноверцев в католической Европе. Они придержи­вались своей древней религии — иудаизма, жили обычно по собственному праву, сами избирали людей, отстаивавших интересы общины перед городскими властями, пользовались самостоятельностью в своих внутренних делах. Несли евреи и определенные обязанности перед городом, в котором жили.

    С XI в. положение евреев в Западной Европе начинает ухуд­шаться. Первый Крестовый поход сопровождался еврейски­ми погромами в городах вдоль Рейна и Дуная. Церковь и светские власти стали требовать, чтобы евреи носили осо­бую одежду, издалека бросавшуюся в глаза. Иноверцев-чу- жаков начинают бояться, от них ожидают тайного вреди­тельства. Со временем все больше занятий оказываются для евреев запретными, так как их не принимали ни в ремес­ленные цехи, ни в купеческие гильдии, а также запрещали приобретать землю. Многим евреям не оставалось ничего ино­го, как заняться ростовщичеством — профессией, необходи­мой обществу, но запрещенной христианской церковью.

    В конце Средневековья начался этап активной государ­ственной централизации, который имел прочную экономи­ческую основу в виде складывающихся национальных рынков и ускорившегося процесса консолидации наций. Одновремен­но с национальными государствами возникают и сословно­представительные учреждения.

    В XI в. Франция была разделена на ряд крупных феодаль­ных владений — Нормандию, Бургундию, Бретань, Аквита­нию и другие. Хотя герцоги и графы были вассалами короля, на деле они ему не подчинялись. Личные владения короля (домен), расположенные вокруг городов Париж и Орлеан, по размерам территории и численности населения уступали многим герцогствам и графствам. Часть территории страны принадлежала английским королям. Начиная с XII в. короли

    разными путями увеличивали домен: при помощи завоеваний, выгодной женитьбы, получения тех владений, сеньоры кото­рых умирали без наследников; случалось, короли отбирали земли вассала, если тот нарушил присягу. Главными союз­никами короля в борьбе с крупными феодалами были горожа­не, надеявшиеся, что сильная королевская власть положит конец произволу феодалов, отменит бесчисленные пошлины, препятствующие торговле, установит единую монету и меры веса и длины. Королевскую власть поддерживали также мел­кие обедневшие рыцари, рассчитывавшие поправить свое по­ложение, получив должность при дворе или участок земли.

    Король Филипп II Август (1180—1223) сумел отвоевать у английских королей и включить в свой домен почти все их вла­дения во Франции: Нормандию, Анжу, большую часть Акви­тании. Дальнейшее усиление королевской власти произошло при внуке Филиппа II Августа — Людовике IX Святом (1226— 1270). Он добился того, что только королевский суд, а не суды сеньоров, решал судьбу людей, совершивших тяжкие преступления (убийство, грабеж, разбой). При нем в коро­левском домене были запрещены междоусобные феодальные войны. Внук Людовика IX — Филипп IV Красивый (1285— 1314) почувствовал себя настолько могущественным, что об­ложил налогами церковные земли. Узнав о резком недоволь­стве папы, Филипп IV решил обратиться за поддержкой к сво­им подданным. В 1302 г. он созвал Генеральные штаты. Это собрание состояло из трех палат, в одну входили депутаты от духовенства, в другую — от дворянства (то есть не церков­ных феодалов), в третью — от третьего сословия (то есть, от всего остального населения страны). Генеральные штаты под­держали короля в его споре с папой. В дальнейшем короли Франции согласовывали свои действия по введению новых налогов с Генеральными штатами. При утверждении налога между представителями сословий возникали споры; Поскольку каждая из палат имела по одному голосу, а духовенство и дво­рянство часто были заодно, представителям третьего сосло­вия (богатые горожане) в большинстве случаев приходилось уступать.

    На территории современной Англии в ходе Великого пере­селения народов германские племена англов и саксов создали семь враждовавших друг с другом королевств. В IX в. они объединились. Однако Английское королевство было слабым, так как феодалы враждовали между собой и с королем.

    В 1066 г. герцог Нормандии Вильгельм разгромил англо­саксонского короля Гарольда в битве при Гастингсе. Он во­шел в Лондон и был провозглашен королем Англии. Нор­мандское завоевание Англии имело следствием усиление ко­ролевской власти. Вильгельм Завоеватель отобрал часть земель у англосаксонской знати и роздал их пришедшим с ним рыца­рям. Все феодалы Англии (включая англосаксонских) были вынуждены принести Вильгельму присягу на верность. Все они стали вассалами короля (правило «вассал моего вассала — не мой вассал» в Англии не действовало). Вильгельм прика­зал провести перепись всех феодальных владений и жившего в них населения. При переписи все должны были отвечать так же правдиво, как на Страшном Суде, поэтому книга с ре­зультатами переписи была названа «Книгой Страшного Суда». Положение многих крестьян ухудшилось — прежде свободные, они были записаны как поземельно и лично зависимые.

    Правнук Вильгельма Генрих II Плантагенет (1154— 1189) кроме Англии владел двумя третями Франции. Земли во Франции достались ему частично по наследству, частично в виде приданого при женитьбе на герцогине Аквитанской. Король учредил королевский суд, в который мог обращать­ся каждый рыцарь, горожанин, даже свободный крестья­нин (суды крупных феодалов теряли свое значение); позво­лил своим вассалам откупаться от военной службы деньга­ми; на эти «щитовые деньги» король нанимал рыцарей сра­жаться за плату.

    После смерти Генриха II Англия была охвачена смутой. Новый король Иоанн Безземельный потерял почти все свои владения во Франции. Против Иоанна подняли восстание ба­роны (так в Англии называли крупных феодалов), поддер­жанные рыцарями и горожанами. В 1215 г. король и его про­тивники пришли к согласию: была принята Великая хартия вольностей (по-латински «хартия» — грамота). Согласно Ве­ликой хартии вольностей, основные законы могли издаваться королем только с одобрения состоящего из знати Высшего совета, король не имел права требовать с подданных каких бы то ни было платежей без согласия Высшего совета.

    Кроме того, ни один свободный человек не мог быть аре­стован и заключен в тюрьму, или лишен имущества, или из­гнан «иначе как по законному приговору равных ему и по за­кону страны», подтверждались уже существовавшие вольно­сти городов. В 1265 г. был учрежден парламент. Парламент был собранием, куда вошли крупные феодалы (епископы, аббаты, бароны), а также по два рыцаря от каждой области и по два горожанина от каждого города. Постепенно парламент приобрел большие права: ни один налог не мог взиматься ко­ролем без согласия парламента, законы, предложенные ко­ролем, также должны были получить одобрение парламента.

    Усиление королевской власти в странах Европы привело к тому, что наиболее могущественные государи перестали счи­таться с волей пап. Французский король Филипп IV Краси­вый вынудил главу католической церкви перебраться из Рима (который более тысячи лет был местом пребывания пап) на юг Франции в город Авиньон. Почти 70 лет папам не удава­лось вернуться в Рим. В эти годы (1309—1377), названные «авиньонским пленением», папы выбирались по указке фран­цузских королей и были их покорными слугами. В годы Сто­летней войны, воспользовавшись ослаблением Франции, папа Григорий XI перебрался из Авиньона в Рим (1377). Однако после его смерти избранными оказались сразу два папы: один в Риме, другой в Авиньоне. Оба папы проклинали друг дру­га, отлучали от церкви своих противников. Церковный рас­кол продолжался около 40 лет. Авиньонское пленение пап и многопапство подорвали уважение верующих к католиче­ской церкви.

    Англичанин Джон Уиклиф (1320-1384) — профессор Окс­фордского университета — выступил за переустройство церк­ви. Уиклиф полагал, что монастыри и епископы должны от­казаться от накопленных богатств (прежде всего земель) и жить на добровольные пожертвования верующих. Священ­ники не обладают, как утверждает церковь, особой чудодей­ственной силой, данной им Богом, каждый верующий может общаться с Богом без посредников, а в особых случаях совер­шать обряды (крещение и другое). Продажа индульгенций — отпущение грехов за деньги — безнравственно и недопустимо; все люди вопреки запрету католической церкви имеют право читать Священное Писание; только Писание (а не толкование его священниками) является источником истинной веры. Чтобы дать возможность своим соотечественникам читать Биб­лию на родном языке, Уиклиф перевел ее на английский. Учение Уиклифа оказало огромное влияние на большое коли­чество бедных священников, которые приняли участие в кре­стьянском восстании Уота Тайлера.

    Последователем Уиклифа стал профессор Пражского уни­верситета чех Ян Гус (1371—1415). Он осуждал богатства цер­кви и продажу индульгенций, учил, что верующие в своих поступках должны исходить только из сказанного в Библии, не руководствуясь постановлениями римских пап и церковных соборов. Ян Гус осуждал продажу церковных должностей. Он выступал за равенство священнослужителей и остальных хри­стиан при исполнении важнейшего обряда — причащения. В 1415 г. Ян Гус был вызван на церковный собор в город Констанц (Южная Германия). Император Священной Рим­ской империи Сигизмунд дал Гусу охранную грамоту, обещая ему полную безопасность. Собор не пожелал даже выслушать Гуса, требуя, чтобы он отрекся от своего учения. Когда же Гус отказался это сделать, собор объявил его еретиком и при­говорил к смерти. Гус был сожжен на костре в 1415 г. На том же соборе было осуждено учение давно умершего Джона Уик­лифа, сам он был объявлен еретиком; позже его останки были извлечены из могилы и сожжены.

    Казнь Гуса вызвала общенародное возмущение в Чехии, способствуя распространению его учения. В 1419 г. в Праге вспыхнуло восстание, направленное не только против церк­ви, но и против городских властей. По всей стране гуситы стали громить монастыри, убивать служителей церкви и бога­тых людей. Папа и император Сигизмунд организовали пять походов против гуситов (1420—1431), но все они окончились неудачей.

    В XIV—XV веках Европа вступила в завершающий период эпохи Средневековья, сопровождавшийся кризисом и транс­формацией основ средневековой европейской цивилизации. Уже к концу XIII века прекратились внутренняя и внешняя экспансии европейских народов, освоение новых земель. С падением в 1291 г. Акры — последнего оплота крестоносцев на Востоке, окончилась история христианских государств в Палестине. С другой стороны, прекратились и нашествия кочевников.

    В середине XIV в. в странах Европы вспыхнула эпидемия чумы, которая унесла сотни тысяч жизней. В итоге в Европе оказалось слишком мало рабочих рук и слишком много невоз­деланных земель. Несмотря на обнищание крестьян, сеньоры требовали от них новых платежей. Аграрный кризис сопро­вождался целой серией выступлений в городах, бунтов, вос­станий против феодальной и городской знати. Ситуация усу­гублялась неурожаями: в 1315—1317 гг. ненастная погода по­влекла за собой гибель части посевов, рост цен, голод. Пора­женный кризисом, феодализм прибегнул к войне как средству облегчения положения господствующих классов.

    Наиболее известной стала
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   62


    написать администратору сайта