Главная страница
Навигация по странице:

  • Англия, Франция и Испания.

  • Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту (третьего поколения)


    Скачать 1.16 Mb.
    НазваниеСоответствует Федеральному государственному образовательному стандарту (третьего поколения)
    Дата18.09.2022
    Размер1.16 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаSamygin.docx
    ТипДокументы
    #683038
    страница15 из 62
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   62
    модерни­зация, т.е. разрушение самих устоев традиционной цивилиза­ции. Модернизация включала в себя: урбанизацию — быст­рый рост городов, которые впервые получили экономическое преобладание над деревней, оттесняя ее на второй план, фор­мирование городской культуры и городского образа жизни; индустриализацию — нарастающее использование машин в производстве — начало которой связано с промышленным пе­реворотом в Англии на рубеже XVIII—XIX вв.; демократиза­цию политических структур, когда закладывались предпосыл­ки становления гражданского общества и правового государ­ства; рост знаний о природе и обществе; секуляризацию, т.е. обмирщание сознания и радикальный отход от вмешательства религии в общественную жизнь.

    Стала формироваться новая система представлений о пред­назначении и роли человека. Человек предшествующей тра­диционной цивилизации был уверен в стабильности окружав­шей его природы и общества, которые воспринимались как нечто неизменное, существующее согласно божественным за­конам и установлениям. Человек индустриальной цивилиза­ции уже считает, что общество и природу возможно и даже желательно контролировать, более того, изменять. Другим становится отношение к государственной власти. В глазах людей она лишается божественного ореола. О власти судят по результатам ее действий.

    Не случайно переход к индустриальной цивилизации — это эпоха революций, сознательных попыток насильственным путем перестроить мир. «Революция» стала ключевым словом новой эпохи.

    Формируется новый тип человека, который ощущает себя частью крупной общности — класса или нации, в то время как человек Средневековья был ограничен рамками своего сосло­вия, корпорации; города, деревни. Происходят изменения и в системе ценностей массового сознания. Пропасть между массовым сознанием и сознанием интеллектуальной элиты

    уменьшается за счет роста грамотности и развития средств мас­совой информации. Продолжаются процессы этнической кон­солидации и, прежде всего, формирования крупных народ­ностей и этнических групп. Там, где ростки капитализма были наиболее устойчивыми, шло формирование наций, которое в XVII в. либо завершилось, либо бьгло близко к заверше­нию. Этому способствовало также образование крупных цен­трализованных государств. Сложились английская и француз­ская нации, становление наций происходило в Испании, Гер­мании, Италии.

    Политическими центрами Европы в XVI—XVII вв. явля­лись Англия, Франция и Испания. Политика этих стран, все больше подчиняясь национальным интересам, зачастую при­водила к конфликтам. Причинами их были пограничные спо­ры, связанные с процессом становления независимых госу­дарств и определением их границ; династические притязания как результат монархических браков, государственных и лич­ных союзов-уний; торгово-экономические противоречия. Одним из самых острых бьгло противоречие между феодаль­ной Испанией и находящимися под властью испанской коро­ны Нидерландами, страной нарождающейся буржуазии. Именно это противоречие привело к первой в Европе буржу­азной революции 1566—1609 гг., которая приняла форму борь­бы Нидерландов за независимость.

    Глава 10

    Страны Европы в XVI-XVIII вв. Образование США

    ^ Реформация и Контрреформация. Абсолютизм. Откры­тия в науке и технике. Европа на пути модернизации и перехода к индустриальному обществу. Европейские революции. Война за независимость североамерикан­ских колоний и образование США. Культура Европы.

    Реформация и Контрреформация

    Изменяющийся западноевропейский мир неизбежно пере­сматривал свое отношение к церкви. Если Возрождение — это обновление светской жизни, то Реформация — это об­новление церкви, которое сопровождалось крушением мно­гих религиозных установок и догматов, и в то же время всплес­ком религиозных чувств и эмоций. В XVI в. римско-католи- ческая церковь переживала глубокий кризис, вызванный по­явлением сильных централизованных государств, потерей монополии церкви на образование, успехами научной мыс­ли. Немалую роль сыграло также и поведение самих церков­ников, жадность многих пап и кардиналов, окружавшая их роскошь, вымогательства, поборы, продажа индульгенций (от­пущение за определенную плату грехов).

    В ходе Реформации в XVI в. возникло третье направле­ние христианства — протестантизм. Родиной Реформации стала Германия, где возникло лютеранство — христианское вероучение, названное по имени его основателя. Уже с XV века католическая церковь переживала кризис народного доверия: происходило переосмысление теории о «единоспасающей» роли католической церкви, значения различных церковных таинств, Священного предания. Огромную роль в пересмот­ре многих догматов сыграли европейские писатели-гумани­сты, прежде всего Эразм Роттердамский, которые стали сво­еобразной предтечей Реформации. Большое раздражение вызывает роскошь папского двора, нравы, царящие там, «стяжательство» церкви, владевшей обширными земельны­ми наделами и огромными богатствами. В этих условиях в Германии начинается Реформация, распространившаяся за­тем на всю Европу. Почему именно в Германии?

    В то время как в крупных централизованных монархиях (Англии, Франции) короли противостояли стремлению рим­ских пап к верховенству над светскими властителями, в раз­дробленной Германии роль духовенства была огромной. Цер­ковные сборы были здесь крайне высоки, что негативно ска­зывалось на экономическом развитии многих областей. Ан- тицерковные позиции занимали князья и рыцарство, претендовавшие на земли духовенства. Здесь зарождается дви­жение за пересмотр устаревших религиозных догм и реорга­низацию церкви, идеологом которого стал профессор Вит- тенбергского университета, богослов Мартин Лютер (1483— 1546).

    1. октября 1517 г. он провозгласил свои «95 тезисов про­тив индульгенций», в которых оспаривалось право папы на отпущение ipexoe. Развернувшаяся полемика между Лютером и папой переросла в конфликт, после того как немецкий бо­гослов в 1520 г. публично сжег буллу (указ) папы о его отлу­чении от церкви. В это время формируется лютеранское уче­ние, основные положения которого можно сформулировать следующим образом: Священное Писание является единствен­ным источником веры; только вера делает человека праведни­ком; следует сохранить только два церковных таинства — кре­щение и причащение; чистилища не существует; необходимо отказаться от почитания Богородицы и святых и т.д.

    Еще дальше Лютера в своем учении пошел Жан Кальвин, француз-эмигрант в Женеве. Он обосновал основной догмат кальвинизма — учение об абсолютном предопределении. Со­гласно Кальвину, участь человека в земной и загробной жиз­ни предопределена изначально. Избранных ждет спасение, остальные обречены на вечные муки. Поэтому человек не дол­жен пассивно ждать свершения судьбы, но постоянно трудить­ся, ибо труд — это божий дар, а лень — один из величайших пороков. Трудовая этика протестантизма, сочетавшая набож­ность, самоограничение и бережливость с активным предпри­нимательством и оправданием богатств, соответствовала на­рождающейся капиталистической системе. Идеи Кальвина пользовались большим успехом у городского населения и быс­тро распространились в Нидерландах, Англии, Шотландии и на юге Франции.

    Англия еще до революции пережила свою Реформацию, которая привела к образованию самостоятельной англикан­ской церкви. Поводом для разрыва с Ватиканом послужил развод короля Генриха VIII с Екатериной Арагонской и его женитьба на фрейлине королевы Анне Болейн в 1533 г., что не получило одобрения у Ватикана. Через три года Анна Бо­лейн была казнена по обвинению в супружеской измене, но независимая англиканская церковь с ее идеей «Один Бог, один король, одна вера, одно исповедание» осталась.

    Реформация обновила христианскую церковь, сделала ее более соответствующей времени, поставила в центр челове­ческую личность, энергичную, устремленную на преобразо­вание мира и способную принимать на себя ответственность за собственные деяния. При этом, поощряя индивидуализм, она стремилась ввести его в строгие рамки морали, основан­ной на религиозных ценностях.

    Успехи протестантизма, его повсеместное распространение в Европе заставило папство предпринять ряд мер по борьбе с «протестантской ересью». Совокупность этих мер получила название «Контрреформация». В 1542 г. происходит реорга­низация инквизиции, безжалостно расправлявшейся с «ере­тиками». Составляется «Индекс запрещенных книг», расши­ряется церковная цензура. Одним из наиболее действенных средств в религиозной борьбе становится Орден иезуитов, основанный в 1540 г. Игнацием Лойолой (1491—1556). Глав­ной задачей Ордена являлась защита и распространение като­лицизма в Европе и во всем мире. Деятельность иезуитов была самой разнообразной: от участия в политической жизни евро­пейских дворов до создания школ, приютов, отправки своих миссионеров в Азию и Америку. В католической церкви не было единства: наиболее дальновидные ее представители были готовы принять часть критики в адрес папства и духовенства. Однако на Тридентском соборе (1545—1563) победила кон­сервативная линия развития церкви: католические догматы признавались неоспоримыми, подтверждалось главенство папы над всей «паствой», укреплялась инквизиция. В резуль­тате, активные меры, предпринятые католической церковью, позволили сохранить ей доминирующее положение в Европе и затормозить наступление протестантизма.

    Религиозные изменения в Европе, носившие революци­онный характер, затронули все сферы жизни общества — от сельского хозяйства до геополитики. Столкновение Рефор­мации и Контрреформации приводит к многочисленным ре­лигиозным войнам, в которые втягиваются в той или иной степени практически все европейские государства. Зачастую религиозные вопросы были лишь прикрытием для решения иных проблем: национального освобождения (Нидерландское восстание 60—70-х гг. XVI века), борьбы феодальных семей и группировок за власть (французские религиозные войны вто­рой половины XVI в.), соперничество за европейскую геге­монию (войны между Францией и Габсбургами XVI—XVII вв.).

    Абсолютизм

    Наиболее распространенной формой правления в эту эпоху оставалась монархия. Но расстановка сил между властью и обществом изменилась. На смену сословной монархии посте­пенно приходит абсолютизм. Появились централизованные государства, нуждающиеся в больших средствах, сильной ар­мии, чиновничьем аппарате. Абсолютизм начал складывать­ся еще в XV в., но расцвет его пришелся на XVII в.

    Характерными признаками абсолютизма были: сосредото­чение законодательной, исполнительной и судебной власти в руках наследственного монарха; отсутствие сословно-предста- вительных учреждений; выстраивание целостной иерархиче­ской системы органов центральной и местной власти, непо­средственно подчиненной монарху; наличие мощного чинов- ничье-бюрократического аппарата; регулярная армия.

    Образцом европейского абсолютизма являлась Франция. Важной вехой в становлении абсолютизма стало правление Франциска I, указы и распоряжения которого сопровожда­лись фразой: «Ибо такова наша воля». При Генрихе IV Бурбо­не процесс централизации власти усилился. При его сыне, короле Людовике XIII, два десятилетия пост первого мини­стра занимал кардинал Ришелье, который был фактическим правителем Франции. Ему принадлежит особая роль в укреп­лении абсолютизма.

    С 1302 г. во Франции избирались Генеральные штаты — сословно-представительное учреждение, состоящее из депу­татов духовенства, дворянства и третьего сословия. По мере укрепления абсолютизма роль этого учреждения уменьшалась. В 1614 г. при Людовике XIII (1601—1643) Генеральные шта­ты были распущены, так как депутаты от третьего сословия высказались за распространение налогов на ранее не облагае­мые земли дворянства и духовенства, отмену других привиле­гий высших сословий и ограничение административного про­извола. 175 лет Генеральные штаты не собирались. Абсолю­тизм во Франции достиг апогея при «короле-солнце» Людови­ке XIV (1643—1715). Его власть была настолько велика, что предание приписывает ему изречение «Государство — это я».

    В Англии королевская власть также значительно усили­лась. Английский абсолютизм приобрел законченные формы при Генрихе VIII Тюдоре (1509—1547) и достиг своего рас­цвета при его дочери Елизавете I, которая правила страной 45 лет с 1558 по 1603 гг. Подобную политику продолжал и Яков I Стюарт (1603—1625), вступивший на престол после смерти Елизаветы I. Но он, как и его сын Карл I, все свое царствование провел в борьбе с парламентом, не считаться с которым короли уже не могли. В Палате общин большинство состояло из представителей нового дворянства, купечества, буржуазии, которые стремились направить политику государ­ства в своих интересах.

    Самой деспотичной была абсолютная монархия Испании, сложившаяся после объединения Арагона и Кастилии и за­вершения Реконкисты (отвоевание у мавров своей террито­рии). Ее опорой являлось мелкое и среднее дворянство — идальго. Роль сословно-представительных органов — корте­сов — была незначительной. Окончательное утверждение аб­солютизма произошло при испанском короле и императоре Свя­щенной римской империи Карле V Габсбурге, когда Испания стала сильнейшим государством в Европе. Однако к началу

    1. в. Испания утратила свое лидерство в Европе.

    По пути абсолютизма пошли также Дания и Швеция. Но здесь он так и не достиг устойчивых форм: периоды усиле­ния королевской власти чередовались с усилением отдельных феодальных ipynn. В Италии и Германии также складывался своеобразный региональный абсолютизм.

    В эпоху европейского абсолютизма на всей территории дан­ного государства существовали единые законы, власть осуще­ствлялась из одного центра. Это способствовало складыванию единого стиля жизни, общего языка, обычаев и нравов, при­вычек людей независимо от их социального и имущественно­го положения. Абсолютизм и присущая ему государственно­правовая система усиливали ощущение государственно-поли­тической общности у людей различных социальных групп и сословий и способствовали формированию наций.

    Открытия в науке и технике

    ВГО явились мощным стимулом новых научных открытий и изобретений, многие из которых были связаны с ремеслен­ным и мануфактурным производством. Наибольшее значение имело горное и литейное дело, кораблестроение, производ­ство тканей. Там, наряду с ручными орудиями труда, начи­нают применяться некоторые механизмы и элементы машин: водяное колесо, ветряные мельницы, в горном деле появи­лись помпы, вентиляционное оборудование, в металлургии доменные печи на каменном угле, в металлообработке меха­нический молот, токарный и сверлильный станки. На вер­фях строились новые типы кораблей. Военный флот попол­нился трехпалубными судами с мощным вооружением. В тек­стильном производстве распространялись самопрялки, а вер­тикальный ткацкий станок заменяется горизонтальным. Развилось производство шелка в Италии и Франции, тонкого сукна в Англии.

    «Великий прорыв» Европы был обусловлен также взлетом научной мысли, разрушившей привычную картину мира. Огромный рывок произошел в технике и естественных науках, что определялось потребностями практики — Великие геогра­фические открытия, развитие военного дела, предпринима­тельства и торговли требовали применения новых машин. Для развития военного дела были необходимы знания законов механики, для целей навигации — точные приборы. Именно в этот период опытным путем было доказано, что Земля име­ет форму шара. Началось изучение явлений магнетизма, за­конов преломления света. В XVI—XVII вв. появились гид­рометр, ртутный барометр, телескоп, микроскоп, которые расширили сферу познаваемой реальности: стало возможным изучение явлений, которые раньше были недоступны нево­оруженному глазу. Появились машины, заменявшие ручной труд, был изобретен печатный станок.

    Наступил перелом в развитии математики, физики и ме­ханики. Немалых успехов достигли химия, биология, физи­ология, медицина. Появилась новая философия, объединяв­шая в то время естественные и гуманитарные дисциплины (Френсис Бэкон, Рене Декарт). Никколо Макиавелли, ита­льянский писатель и политический мыслитель, в своей работе «Государь» искал пути превращения Италии в сильное госу­дарство. Макиавелли считал, что ради общего блага прави­тель вправе свернуть на звериную тропу, проявлять жестокость, хитрость, коварство (отсюда: макиавеллизм — политика, пре­небрегающая нормами морали). Чешский мыслитель-гуманист Ян Амос Коменский заложил основы педагогической науки. Ведущими европейскими университетами Европы становятся Сорбонна (Франция), университеты в Падуе (Италия), где преподавал Галилей, Саламанке (Испания), который назы­вали Иберийскими Афинами, в Кембридже и Оксфорде (Ан­глия), Упсале (Швеция).

    Европа на пути модернизации и перехода к индустриальному обществу

    Особенность экономического развития Европы в XVIII в. состояла в том, что наиболее быстрый рост промышленности наблюдался на двух ее полюсах — на крайнем Западе, в ранне­буржуазных государствах, а также во Франции с ее уже разви­тым буржуазным укладом, с другой стороны — на крайнем Востоке, в России, где, несмотря на господство феодального строя, происходило ускоренное развитие крепостнической мануфактуры.

    В начале XVIII в. мануфактурное производство в Европе вступило в последний этап своего развития, предшествующий промышленной революции. Это относится, прежде всего, к Англии, Голландии и Франции. Наиболее развитой в про­мышленном отношении страной была Англия. Ее победа в экономическом соревновании с Голландией стала победой английского промышленного капитализма над голландским торговым капитализмом, капиталистической домашней про­мышленности — над городской мануфактурой. Именно Анг­лия стала родиной промышленного переворота, ознаменовав­шего переход от мануфактур с ручным трудом к фабрикам, основанным на применении машин. Внедрение машин в про­изводство означало огромный рывок вперед. Постепенно со­вершенствуясь, машины проникали во все важнейшие отрас­ли производства — добычу угля, производство железа и т.д. В 1784 г. англичанин Джеймс Уатт изобрел первый универ­сальный двигатель — паровую машину, приводящую в дви­жение различные механизмы. Это изобретение открывало путь к дальнейшему совершенствованию машинного производства.

    И все же Европа оставалась в значительной степени аграр­ным континентом. Развитие сельского хозяйства, повыше­ние его эффективности было необходимым условием суще­ствования и нормального функционирования общества. Даже в наиболее развитых странах большинство населения было за­нято в сельском хозяйстве. При этом в классическом виде переход к поместью нового типа, характерному для капитали­стического производства, совершался только в Англии, где наблюдалось трехчленное деление сельского общества: наем­ный рабочий — капиталистический арендатор — лендлорд. На большей части территории Европы господствовало мелкое крестьянское землепользование.

    1. столетие было веком торговли. Англии удалось пре­вратить свои владения в Америке в обширный, быстро рас­ширяющийся рынок для мануфактурных товаров. Британ­ские товары проникали на рынки Португалии и ее владений. Серьезным торговым конкурентом Англии в XVIII в. остава­лась Франция, которая по численности населения более, чем вдвое превосходила Англию.

    Европейские революции

    Грандиозные изменения в социально-экономической сфе­ре, происходившие в Европе в Новое время, разложение сред­невековых институтов, начавшиеся преобразования в рели­гиозной жизни, длительное время являвшейся духовной ос­новой общества, привели к серии серьезных социальных ка­таклизмов, выразившихся в столкновении старых и новых явлений. В ряде европейских стран произошли революции, решающую роль в которых сыграли новые, буржуазные слои общества. Эти события, затронувшие наиболее развитые стра­ны — Нидерланды, Англию и Францию, привели не только к социально-экономическим изменениям, но и кардинальным образом трансформировали политический строй этих госу­дарств. Третье сословие, до сих пор бывшее полностью бес­правным, после этих революций становится ведущим; его права закрепляются в Конституциях, в политическую жизнь начи­нают внедряться новые правовые элементы, основанные на идеологии гуманизма и Просвещения.

    Таким образом, в XVI—XVIII вв. Европа пережила три крупных социальных катаклизма: Нидерландскую (1566— 1609), Английскую (1640—1660) и Французскую (1789 —1794) революции.

    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   62


    написать администратору сайта