Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту (третьего поколения)
Скачать 1.16 Mb.
|
Лжедмитрия /. Личность этого человека остается загадкой. По официальной версии, им был беглый монах Григорий Отрепьев, хотя далеко не все историки эту версию принимают. В октябре 1604 г. с небольшим отрядом (4 тыс. человек, из которых 1 тыс. составляли поляки) Лжедмитрий перешел границу и оказался на юго-западной окраине, куда стекались холопы, беглые крестьяне, казачество. В январе 1605 г. царские войска нанесли поражение отрядам самозванца. Поляки его покинули, да и сам он собирался скрыться в Польше. Однако, считая самозванца законным наследником престола, а значит, и своим спасителем, население юго-западных окраин заставило его продолжить борьбу с Годуновым. Низы общества надеялись получить от него вознаграждение, а служилые люди, казачество — льготы и привилегии. Учитывая эти настроения, проникавшие в центральные районы и в войска, заколебались царские воеводы, а после смерти Годунова в апреле 1605 г. часть их перешла на сторону самозванца. Лжедмитрий въехал в столицу и летом 1605 г. венчался на царство. «Для нас важна не личность самозванца, а его личина, роль, им сыгранная, — пишет В. Ключевский. — На престоле московских государей он был небывалым явлением. Молодой человек, роста ниже среднего, некрасивый, рыжеватый, неловкий, с грустно-задумчивым выражением лица, он в своей наружности вовсе не отражал своей духовной природы: богато одаренный, с бойким умом, легко разрешавшим в Боярской думе самые трудные вопросы, с живым, даже пылким темпераментом. Он совершенно изменил чопорный порядок жизни старых московских государей и их тяжелое, угнетательное отношение к людям, нарушал заветные обычаи священной московской старины, не спал после обеда, не ходил в баню, со всеми обращался просто, обходительно, не по-царски». Реформаторские мысли царя Дмитрия представляют немалый интерес. Сохранившиеся грамоты свидетельствуют о широких замыслах, о направлениях задуманных реформ, которые не были реализованы из-за незначительности времени, отведенного Дмитрию. Новый царь показал себя, в отличие от предшествовавших монументальных и державных порфироносцев, человеком совсем иного склада. Весьма образованный по русским понятиям, обладавший живым умом, впитавший в себя элементы польской культуры и быта, отличавшиеся большей свободой и непринужденностью человеческого поведения, новый царь запросто появлялся на улицах, брал у людей челобитья и быстро, без проволочек решал дела, обедал без старомосковских полуазиатских пышностей и условностей. Меры, которые он успел принять в качестве царя, поражают своей реформаторской сущностью, конечно, если оценивать их опять же с позиций того времени. Он разрешил свободный выезд за границу русским людям, объявил о свободе конфессий в стране, смягчил положение крепостных крестьян и холопов. Он был намерен собрать выборных представителей от уездного дворянства с изложением нужд. При новом царе практически прекратились тяжкие репрессии. Это было неслыханно и невиданно. Многие современники передают его взгляды на власть: «У меня два способа удержать царство: один способ — быть тираном, а другой — всех жаловать; лучше жаловать, а не тиранить». А.Н. Островский в пьесе «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» представляет новизну политической концепции «Дмитрия» в диалоге царя и Басманова. Воевода излагает традиционную точку зрения: «Привыкли мы царевы грозны очи, Как божие всевидящее око, Над головой своей поклонной видеть И выполнять лишь грозные приказы, Грозящие неумолимой карой. Ты милостью себя навек прославишь, Но без грозы ты царством не управишь». Дмитрий отвечает: «Не диво мне такие речи править! Вы знаете одно лишь средство — страх! Везде, во всем вы властвуете страхом; Вы жен своих любить вас приучали Побоями и страхом; ваши дети От страха глаз поднять на вас не смеют; От страха пахарь пашет ваше поле; Идет от страха воин на войну; Ведет его под страхом воевода; Со страхом ваш посол посольство правит; От страха вы молчите в думе царской! Отцы мои и деды, государи, В орде татарской, за широкой Волгой, По ханским ставкам страха набирались, И страхом править у татар учились. Другое средство лучше и надежней — щедротами и милостью царить». По приказу царя началась работа по созданию единого кодекса законов — дьяки составили Сводный судебник, в основу которого был положен Судебник Ивана IV, включивший закон о праве крестьян уходить от помещика в Юрьев день. Возможно, Дмитрий думал о его восстановлении. Государственный совет, Боярская дума, получает новое название: Сенат. Он состоит, как и Дума, из четырех разрядов: первый — духовенство — патриарх, четыре митрополита, шесть архиепископов и два епископа; второй разряд — боярина, принадлежавших к знатнейшим фамилиям; третий разряд составили 17 окольничьих, а четвертый— 6 дворян. Реформа состояла, во-первых, во включении во второй разряд и опальных Годунова (княжат), и любимцев нового царя (в том числе Нагих); во-вторых, в изменении названия. Отброшенное после смерти Дмитрия, оно будет возвращено в государственную номенклатуру Петром I. Вступление Дмитрия на престол вызвало заметное оживление торговой деятельности в России. Купцы приезжают из Польши, из Германии, появляется несколько итальянских купцов. Особый интерес проявляют англичане, хорошо знающие Московию со времен Ивана Грозного. Костомаров пишет: «Всем было предоставлено свободно заниматься промыслами и торговлей, всякие стеснения к выезду из государства, к въезду в государство, переездам внутри государства уничтожены». «Я не хочу никого стеснять, — говорил Дмитрий, — пусть мои владения будут во всем свободны. Я обогащу свободной торговлей свое государство. Пусть везде разнесется добрая слава о моем царствовании и моем государстве». Англичане, посещавшие царство Дмитрия, отмечали, что он сделал свое государство свободным. Как свидетельствуют даже противники Дмитрия, он планировал введение свободной торговли, свободного въезда в страну и выезда. Мечтал он также о поощрении образования. В письмах он составлял планы: «Как только с Божьей помощью стану царем, сейчас заведу школы, чтобы у меня во всем государстве выучились читать и писать; заложу университет в Москве, стану посылать русских в чужие края, а к себе буду приглашать умных и знающих иностранцев». Дмитрий быстро завоевал себе славу хорошего и доброго царя: отменил казни, сделал суд бесплатным, начал борьбу с лихоимством, охотно раздавал дворянам земли и деньги, пытался даже ограничить холопство. Он находился под сильным впечатлением европейской культуры и в беседах с европейцами подчеркивал, что намерен направлять русских студентов в европейские учебные заведения, а также говорил о необходимости завести в Москве учебные заведения европейского образца. Он укорял бояр и князей за их невежество, необразованность и нежелание учиться новому. Но положение в стране было настолько сложным, что при всех своих способностях новый царь не смог распутать клубок противоречий. Духовенство и боярство настораживали его простота и элементы «западничества» во взглядах и поведении. В итоге самозванец так и не приобрел опоры в верхах общества. Не получили ожидаемого и многие служилые люди. Нежелание казачества возвращаться к производительному труду, жизнь за счет грабежей и стремление получить статус привилегированного служилого сословия заставили Лжедмитрия вывести казачьи отряды из Москвы, что ослабило его позиции. Простых же людей отталкивало его личное поведение. В результате боярского заговора в мае 1606 г. Лжедмитрий был убит, а царем на Земском соборе провозглашен боярин Василий Шуйский. Летом 1606 г. на юге под руководством воеводы князя Г. Шаховского и бывшего служилого холопа И. Болотникова начался мятеж против центральной власти. Нанеся ряд поражений правительственным войскам, армия восставших, насчитывавшая до 100 тыс. человек, осенью осадила Москву, к которой подошли также отряды рязанских и тульских дворян. В решающий момент дворянские отряды перешли на сторону правительства, что предопределило поражение восставших. Болотников отступил к Калуге, а потом к Туле. После длительной осады осенью 1607 г. Тула пала, а вожди восстания были казнены. Летом 1607 г. на юге объявился Лжедмитрий II. Его поддержали отряды польской шляхты и остатки войск Болотникова. Подойдя к столице, Лжедмитрий II укрепился в селе Тушино под Москвой (Тушинский вор). Его отряды разоряли страну, грабили население. Для борьбы с ними в феврале 1609 г. Шуйский пошел на соглашение со Швецией. Шведско-русские войска под командованием племянника царя князя Скопина-Шуйского нанесли ряд поражений «тушинцам», но вмешательство Швеции дало повод польскому коралю Си- гизмунду III для перехода к открытой интервенции. В сентябре 1609 г. польские войска осадили Смоленск. Летом 1610 г. у Можайска поляки нанесли поражение царским войскам. Царь В. Шуйский был смещен. Боярское правительство во главе с Ф. Мстиславским подписало договор с Сигизмундом III о возведении на московский престол его сына, королевича Владислава. В сентябре 1610 г. поляки вошли в Москву. В свою очередь, шведские войска захватили север России. В начале 1611 г. из отрядов В. Шуйского, Лжедмитрия II, дворян и казаков сформировалось Первое ополчение, осадившее Москву с целью изгнания поляков. Однако взять столицу не удалось. Вскоре из-за внутренних разногласий ополчение распалось. Казаки зарубили одного из руководителей созданного Совета всей земли П. Ляпунова. В ответ на это дворянские отряды покинули лагерь. В июне 1611 г. после почти двух лет обороны пал Смоленск. Сигизмунд III заявил, что не Владислав, а он сам станет царем России, что предполагало ее вхождение в состав Речи Посполитой. Возникла угроза суверенитету России. В июле шведы захватили Новгород и осадили Псков. Критическая обстановка, сложившаяся к осени 1611 г., ускорила создание Второго ополчения. Его инициатором стал нижегородский земский староста К. Минин, а военным руководителем — князь Д.М. Пожарский. Выдвинутая программа, предусматривающая освобождение столицы и отказ от признания на русском престоле государя иноземного происхождения, сплотила представителей большинства сословий. Второе ополчение в августе 1612 г. подошло к Москве. Его поддержали казаки под руководством князя Трубецкого, оставшиеся здесь после распада Первого ополчения. Отбив попытку поляков помочь осажденным, 26 октября 1612 г. ополченцы освободили столицу. Земский собор 1613 г. и начало правления династии Романовых В феврале 1613 г. на Земском соборе, в котором приняли участие представители почти всех сословий (кроме холопов и помещичьих крестьян), после долгих и бурных обсуждений новым царем был избран Михаил Федорович Романов, сын митрополита Филарета. Причины избрания Романова: он в наибольшей степени устраивал все сословия, что давало возможность достичь примирения; родственные связи с предшествующей династией, юношеский возраст и нравственный облик 16-летнего Михаила отвечали народным представлениям о царе-пастыре, заступнике перед Богом, способном замолить «грехи народа». В эти тяжелые годы Россия сумела сохранить свою независимость. Однако страна вышла из Смуты разоренной, с огромными материальными и людскими потерями. За годы безвластия и анархии в обществе притупилось чувство справедливости и законности. Россия оказалась в политической изоляции, ослаб ее военный потенциал, долгое время практически беззащитными оставались южные рубежи. Глава 12 Россия в XVII—XVIII вв. ^ Экономическое развитие в первой половине XVII в. Начало становления абсолютизма. Народные движения. Реформы Никона и церковный раскол. Преобразования Петра I. Северная война и ее итоги. Эпоха дворцовых переворотов. Правление Екатерины II. Павел I. Культура России. Экономическое развитие в первой половине XVII в. Смута привела к упадку и разорению многих городов, запустению центральных и южных земель. Во многих районах центральной России размер пашни уменьшился более, чем в 20 раз. Особенно пострадали территории активных военных действий. Первоочередной задачей самодержавной власти стало восстановление хозяйства, пополнение опустевшей казны. Основой экономики являлось сельское хозяйство, базирующееся по преимуществу на крепостном труде. Постепенно начинается расширение посевных площадей, распахивались земли Юга, Поволжья, Сибири. По-прежнему преобладало барщинное хозяйство. Его основные черты: а) господство натурального хозяйства; б) феодальная рента — барщина, оброк; в) личная зависимость крестьянина от господина; г) примитивные орудия труда и агротехника. Феодальное землевладение в XVII в. продолжало расширяться в результате пожалований служилым людям (дворянам) черносошных и дворцовых земель. Однако в сельском хозяйстве появляются элементы нового. Земледелие постепенно обретает черты товарности. Крайне медленно, но все же развивается помещичье предпринимательство. Отчетливее выявляется хозяйственная специализация — формируются районы по производству зерновых, разведению скота, выращиванию технических культур (лен, конопля). Более заметные изменения происходили в промышленности. Основной формой ее оставалось ремесло, однако изготовление продукции на заказ все более перерастает в мелкотоварное производство, т.е. ремесленник начинает в широких масштабах работать на рынок. Шире применяется наемный труд, появляются скупщики. Увеличивается количество мануфактур (от лат: манус — рука), предприятий, основанных уже на разделении труда, но при ручном, а не машинном, производстве. На многих из них применялся крепостной труд. Специализация хозяйства, рост производительности труда на мануфактурах, появление мелкотоварного ремесла — все это вело к расширению торговых связей. Постепенно начинает складываться всероссийский рынок. Преодолевается экономическая раздробленность, укрепляются экономические связи между различными регионами, начинает формироваться единая экономическая система. Для защиты купечества, значение которого быстро возрастало, принимаются Торговый (1653) и Новоторговый (1667) Уставы, отменившие ряд внутренних пошлин, установившие единую пошлину для купцов и ограничившие права иностранцев во внутренней торговле. Начало становления абсолютизма В 1613 г. на престоле утверждается новая династия. Для укрепления своей власти юный Михаил Романов стремился опираться на авторитет Земских соборов, так как нуждался в поддержке различных социальных групп. Много было сделано для пополнения опустевшей казны. Правительство сумело урегулировать и внешнеполитические вопросы. В 1617 г. со Швецией был подписан Столбовский мир, по которому к России возвращались новгородские земли, но сама она теряла выход к Балтийскому морю. В 1618 г., после поражения войск королевича Владислава, было заключено Деулинское перемирие с Польшей. Россия потеряла западные земли с главными городами Смоленском и Черниговом. В 1645 г. после смерти Михаила трон занял его сын Алексей Михайлович. Он был очень благочестив, ревностно соблюдал все религиозные установки. Двор при нем обрел невиданное раньше величие и пышность. Отношение к особе государя стало почти религиозным. Царь подчеркнуто отделялся от подданных и возвышался над ними. Каждое появление царя было событием, при выходах к народу его вели под руки бояре. Все это стало внешним проявлением формирования в стране абсолютизма. В 1649 г. Земским собором было принято Соборное уложение — свод законов, регулирующих все сферы общественной жизни, который оставался основным законом России вплоть до 30-х гг. XIX в. Но иностранцам Россия по-прежнему представлялась варварской страной. Все жители — рабы (холопы) монарха, даже вельможи. Быт и нравы Московии — дикость, невежество, пьянство, в праздники, каких было великое множество, разгул и разврат. Все это заметно отличало Россию от ведущих стран Европы, где нравы и уклад жизни были совсем другими. При Алексее Михайловиче окончательно законодательно оформилось крепостное право (форма феодальной зависимости крестьян в виде прикрепления их к земле и полного подчинения административной и судебной власти господина). Процесс закрепощения крестьян в России был длительным и прошел несколько этапов. Первый этап — конец XV — конец XVI вв. Еще в эпоху Древней Руси часть сельского населения теряла личную свободу и превращалась в смердов и холопов. В условиях раздробленности крестьяне могли покидать землю, на которой жили, и переходить к другому господину. Судебник 1497 г. упорядочил эти переходы, подтвердив право крестьян после выплаты «пожилого» уходить от помещиков в Юрьев день (неделя до и неделя после 27 ноября). Эта норма содержалась и в Судебнике 1550 г., увеличившем размер «пожилого». Однако в 1581 г. Иван IV ввел заповедные годы, запрещающие крестьянский выход на землях, наиболее пострадавших от бедствий. Эта мера была чрезвычайной и временной. В 1592 г. вышел указ, запрещавший выход уже по всей стране и без каких-либо временных ограничений. Указ 1597 г. установил урочные лета (срок сыска беглых крестьян, определенный в пять лет). Новый этап закрепощения начался в конце XVI в. и завершился изданием Соборного Уложения 1649 г. Были отменены урочные лета и введен бессрочный сыск беглых. Имущество крестьянина признавалось собственностью помещика. Крепостные крестьяне'стали юридически бесправными. В дальнейшем крепостное право развивалось по восходящей линии. Крестьяне потеряли остатки своих прав, например, по закону 1675 г. их можно было продавать без земли. Крепостничество привело к утверждению крайне неэффективной формы феодальных отношений, консервирующей отсталость русского общества. Оно легло в основу деспотической формы власти, предопределило бесправие не только низов, но и верхов общества. В сущности, крепостничество в России означало полную личную зависимость от господина, прикрепление к месту жительства и определенному сословию, социальную незащищенность; в этом — качественные различия России и Запада. Обрекая народ на патриархальность и невежество, крепостное право препятствовало проникновению культурных ценностей в народную среду. Оно отразилось и на моральном облике народа, породив в нем некоторые рабские привычки, а также резкие переходы от смирения до все- разрушающего бунта. Впрочем, по мнению некоторых историков, крепостное право было необходимо, поскольку русского человека с его традиционно-потребительской психологией нельзя было заставить работать иначе, чем внеэкономическим принуждением. Во второй половине XVII в. власть царя становилась менее деспотической по форме, но более сильной и неограниченной по существу. Усиление самодержавной власти вызывалось следующими факторами:, а) закрепощением крестьянского населения и обострением социальных противоречий; б) завершением формирования служилого сословия, находившегося под контролем государства; в) восстановлением экономики, развитием сельского хозяйства, ремесленного производства и внешней торговли, позволяющим увеличивать налоговые поступления; г) усложнением системы управления, ростом аппарата чиновников; д) появлением новых внешнеполитических задач, необходимостью совершенствования вооруженных сил, способных противостоять передовым европейским армиям. В официальном титуле царя окончательно закрепилось определение «самодержец». Самодержавная царская власть имела божественное происхождение, характеризовалась преемственностью от власти византийских императоров и римских цезарей. Важнейшая тенденция, проявившая себя в правление Алексея Михайловича, связана с началом становления в России абсолютизма. Характерные черты абсолютизма — сосредоточение законодательной, исполнительной и судебной власти в руках наследственного монарха; выстраивание унифицированной иерархической системы органов центральной и местной власти, непосредственно подчиненной монарху; унификация налоговой системы; становление и развитие чи- новничье-бюрократического аппарата; регулярная армия; регламентации всех видов службы и состояния сословий. В России того времени элементы абсолютизма начинают постепенно формироваться, но в полной мере они не сложились. В чем проявлялись элементы абсолютизма в России .?Во-пер- вых, в изменении титула царя. Вместо прежнего «Государь, царь и великий князь всея Руси», после присоединения Украины он стал: «Божией милостью великий государь, царь и великий князь всея Великие и Малые и Белые Руси самодержа- вец». Так в титуле подчеркивалась идея божественного происхождения царской власти и ее самодержавный характер. Во-вторых, в укреплении авторитета власти и престижа личности царя Соборным Уложением 1649 г. преступление против личности монарха приравнивалось к преступлению против государства, что являлось одним из признаков абсолютизма. В-третьих, в прекращении деятельности Земских соборов. Центральная власть настолько усилилась, что уже не нуждалась в поддержке этого сословно-представительного органа. В-четвертых, в развитии приказной системы. В-пятых, в укреплении позиций центральной власти на местах в связи с назначением из центра воевод, которым теперь подчинялись земские и губные выборные старосты. В-шестых, в начавшейся реорганизации армии: появились полки иноземного строя, вытеснявшие дворянское ополчение и состоявшие из русских наемных солдат под командой офицеров — иностранных наемников. В XVII в. в России окончательно установился сословный строй (сословие — это социальная группа, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями). Господствующими сословиями становятся бояре-вотчинники, дворяне, духовенство. Самым многочисленным сословием было крестьянство. Народные движения XVII в. в русской истории нередко именуют «бунташным»: он начался Смутой, середина его ознаменовалась городскими бунтами, последняя треть — восстанием Степана Разина. Важнейшими причинами такого размаха социальных конфликтов и бунтов явились развитие крепостничества, усиление государственных налогов и повинностей. В июне 1648 г. в Москве начался Соляной бунт, вызванный повышением цен на соль. Толпа остановила карету возвращавшегося с богомолья царя и потребовала сменить главу Земского приказа Леонтия Плещеева. Слуги Плещеева попытались разогнать собравшихся, что спровоцировало еще большее озлобление. Начались погромы боярских усадеб. Восставшие потребовали выдать на расправу ближайшего сподвижника царя — боярина Морозова, фактически руководившего всем государственным аппаратом, и главу Пушкарского приказа боярина Траханиотова. Не имея сил для подавления восстания, царь пошел на частичные уступки, приказав выдать Плещеева и Траханиотова, которые были на месте убиты толпой. Вслед за Соляным бунтом городские восстания прокатились по другим городам. Наиболее сильными были восстания в Пскове и Новгороде, вызванные вздорожанием хлеба из-за поставок его в Швецию. Городская беднота, которой угрожал голод, изгнала воевод, разгромила дворы богатых купцов и захватила власть. Летом 1650 г. оба восстания были подавлены правительственными войсками. В 1662 г. вновь произошло крупное восстание в Москве, вошедшее в историю как Медный бунт. Он был вызван попыткой правительства пополнить казну, опустошенную войнами с Польшей и Швецией. Правительство выпустило в оборот медные деньги, приравняв их по цене к серебряным. При этом налоги собирались серебряной монетой, а товары предписывалось продавать на медные деньги. Жалованье служилым людям также платилось медью. 25 июля 1662 г. часть горожан бросились громить боярские усадьбы, а другие двинулись в село Коломенское, где находился царь и потребовали выдачи наиболее ненавистных народу бояр. Однако за время переговоров в Коломенское прибыли стрельцы, которые обрушились на безоружную толпу и погнали ее к реке. Свыше 100 человек утонули, многие были изрублены или схвачены, а остальные разбежались. По царскому приказу 150 бунтовщиков были повешены, остальных били кнутом и клеймили железом. Однако медные деньги изъяли из обращения. Крупнейшее народное выступление 2-й половины XVII в. произошло на Дону и Волге. В советской историографии его называли антифеодальной крестьянской войной, идеализируя при этом ее вождя Степана Разина. Современные историки характеризуют это движение как казацко-крестьянское восстание с чертами русского бунта. Предпосылками восстания послужило окончательное утверждение крепостного права и усиление налогового бремени, что привело к ухудшению положения крестьянства и посадских людей, бегству их на окраины. В целом на положении в стране сказалось общее ухудшение ситуации, вызванной долгой русско-польской войной. Идейный раскол и духовный кризис породила церковная реформа патриарха Никона. Наконец, власть стремилась взять под контроль донскую казацкую вольницу, ограничить ее и включить в государственную систему, что способствовало росту недовольства казачества. Во главе недовольства встал атаман Степан Разин, человек большой физической силы, умный и волевой, но исключительно жестокий, обладающий свирепым и бешеным нравом. В своем развитии движение прошло ряд этапов. На первом этапе, в мае 1667 г., Разин привел казаков с Дона на Волгу. Миновав Астрахань и ограбив по дороге караван судов, разинцы вышли в Каспийское море. Затем, после зимовки в Яицком городке, казаки совершили удачные набеги на владения иранского шаха. Их возвращение в августе 1669 г. на Дон с богатой добычей произвело большое впечатление и укрепило известность Разина как удачливого атамана. Начало второму этапу положил захват разницами весной 1670 г. Царицына. Затем благодаря помощи местного населения и стрельцов они взяли Астрахань. Разин двинулся вверх по Волге и без боя захватил Саратов и Самару. Везде он вводил казачье устройство, жестоко расправлялся с боярами, дворянами и приказными людьми. Сознавая нависшую угрозу, власть мобилизовала все силы. В итоге царские войска нанесли поражение отряду Разина у Симбирска в октябре 1670 г. Атаман бежал на Дон, но после поражения он уже не пользовался прежним влиянием, вскоре был схвачен казаками, выдан властям и доставлен в Москву. Однако железная воля Разина проявилась и во время допросов и пыток. Даже когда его положили на горящие угли, он не проронил ни слова. Летом 1671 г. Разина четвертовали. Предание говорит, что он молчал даже после того, как ему отрубили руку и ногу. Причинами поражения восстания явились его стихийность и разрушительный характер, низкая организованность, плохое вооружение, разрозненность действий крестьян, как правило, ограничивавшихся разгромом имения собственного господина, отсутствие у восставших ясно осознаваемых целей. Однако, даже если бы восставшим удалось одержать победу и захватить Москву, они не смогли бы создать новое, справедливое общество. Ведь единственным образцом такого справедливого общества в их сознании был казачий круг. Но вся страна не может существовать за счет захвата и раздела чужого имущества. Любое государство нуждается в системе управления, армии, налогах. Победа неорганизованных крестьянских и казацких масс неизбежно привела бы к большим жертвам и нанесла значительный урон стране. Реформы Никона и церковный раскол При Алексее Михайловиче начинают меняться взаимоотношения государства и церкви: ограничиваются ее привилегии, накладывается запрет на приобретение церковью земель. В середине века, опираясь на поддержку царя, патриарх Никон начинает церковную реформу. Причины реформы коренились в социальном кризисе середины XVII в., который затронул и церковь. Невысокий уровень профессиональной подготовки духовенства, а также разночтения в священных книгах и различия в обрядах, искажения некоторых церковных служб — все это подрывало авторитет церкви. Духовный кризис, переживавшийся русским обществом, обострял проблему соответствия церкви требованиям времени. Внешне политические интересы страны также требовали подобной реформы. Россия пыталась объединить под своей эгидой все православные народы. Для этих целей необходимо было привести обряды в единство с греческими образцами, принятыми в украинской, а также сербской и других православных церквях. В ходе реформы произошли обрядовые изменения: крещение не двумя, а тремя перстами, замена земных поклонов поясными, троекратное пение «аллилуйя» вместо двукратного, движение верующих в церкви мимо алтаря не по солнцу, а против него. Иначе стали писать имя Христа — Иисус вместо Исус. Некоторые изменения были внесены в правила богослужения и иконописи. Все книги и иконы, написанные по старым образцам, уничтожались. Одновременно происходило экономическое укрепление церкви. Строились новые монастыри, к которым приписывались села. Осуществление реформы укрепило церковную иерархию и централизацию церкви. Однако реформа столкнулась с серьезным сопротивлением, прежде всего со стороны защитников старого. В итоге в России начался раскол. Раскол цредставлял собой религиозно-психологическое явление, содержащее в себе и социально-политические компоненты. Одним из наиболее сложных и противоречивых последствий реформы и раскола было старообрядчество. Противники Никона — старообрядцы — отказались признавать реформы. Наиболее видным сторонником раскола был протопоп Аввакум, талантливый публицист и проповедник. После 14-летнего заключения Аввакум был заживо сожжен за «хулу на царский дом». Церковный собор 1666—1667 гг. официально заявил, что реформы — это дело царя, государства и церкви, а не одного Никона. Собор проклял старообрядчество. Начались жестокие преследования раскольников. Сторонники раскола скрывались в труднодоступных лесах Севера, Заволжья, Урала. Здесь они создавали скиты, продолжая молиться по-старому, со- храняя свои обряды и ценности. Раскольники старательно хранили древние книги, осуждали пьянство, курение табака, почитали семейные отношения. В их среде сложилась своя мораль, основанная на почитании старших, скромности, честном труде. Немало русских предпринимателей в будущем выйдут именно из старообрядческих семей. Преобразования Петра I На рубеже XVII—XVIII вв. Россия оказалась перед вызовом модернизации. Начавшаяся в Англии в XVII в. модернизация охватывала все новые страны Западной Европы и вплотную приближалась к России. Страна самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди ведущих стран. Государство, осознавая военно-техническое и экономическое превосходство Запада, постепенно поворачивает огромную страну в русло «догоняющей модернизации»: внедряет мануфактурную промышленность, новую систему управления и организации вооруженных сил, светскую науку и образование. Однако западные идеи и процессы попали на не готовую для их восприятия социокультурную почву. В результате весь петербургский период российской истории характеризует культурный и психологический разрыв между быстрее меняющимся городом и традиционной деревней. Россия одновременно жила как бы в разных исторических эпохах. К моменту прихода Петра в стране произошли значительные сдвиги. Возникли первые промышленные предприятия мануфактурного типа, росли кустарные промыслы, ремесла, развивалась торговля сельхозпродуктами. Возрастало общественное и географическое разделение труда — основа развивающегося всероссийского рынка. Город отделялся от деревни. Выделялись промысловые и земледельческие районы. Развивалась внутренняя и внешняя торговля. Получили дальнейшее развитие русская культура и науки. Во 2-й половине в. начинает меняться характер государственного строя на Руси, появляется все больше элементов абсолютизма. Однако Россия отставала от передовых стран Европы, что представляло серьезную опасность для суверенитета страны. Войско в основном состояло из отсталого дворянского ополчения и стрельцов, плохо вооруженных и обученных. Неповоротливый государственный аппарат, во главе которого была боярская аристократия, не отвечал потребностям страны. Сохранялся патриархальный образ жизни. Южные границы России оставались незащищенными. Почти каждый год с наступлением весны крымские татары проникали в пределы русских земель, убивали, грабили, угоняли население и скот. Россия занимала в международных отношениях место, совершенно не соответствовавшее ее действительным силам и возможностям. Сфера ее участия в международных отношениях ограничивалась соседними странами Восточной и Юго- Восточной Европы — Польшей, Швецией и вассалом Османской империи — Крымским ханством. Политические контакты со странами Западной Европы носили эпизодический характер. Реформы были неизбежны. Важным условием начала реформ стала сама личность царя-преобразователя, сложившаяся в исторических условиях конца XVII в. Петр Алексеевич родился в 1672 г. и был четьфнадцатым ребенком в семье царя Алексея Михайловича, который скончался в 1676 г. На престол вступил сводный старший брат Петра, болезненный и набожный Федор Алексеевич. В годы его правления был проведены налоговая и военная реформы, отменили местничество. После смерти Федора в 1682 г. развернулась борьба различных придворных группировок за провозглашение царем 10-летнего Петра — сына Алексея Михайловича от второй жены — Н. Нарышкиной, или 16-летнего, слабого здоровьем Ивана, сына царя от первой жены — М. Милославской. Группировка Ми- лославских во главе с энергичной и властолюбивой царевной Софьей Алексеевной добилась утверждения на троне сразу двух братьев при фактическом регентстве Софьи. Петр и его окружение были удалены из Кремля и жили в селе Преображенском под Москвой. Страстью Петра стали военные забавы, в которых принимали участие дети служилых людей и простого люда. Именно из них формировались «потешные полки» — Преображенский и Семеновский, ставшие затем основой регулярной армии и первыми гвардейскими полками. На годы отрочества пришлось и первое знакомство Петра с иностранцами. Посещая Немецкую слободу, он узнал иной тип межчеловеческих отношений, познакомился с другой культурой и бытом. В 1689 г. царевна Софья была отстранена от власти и отправлена в Новодевичий монастырь. Непосредственная государственная деятельность Петра началась с организации в 1695 г. первого Азовского похода. Мощную турецкую крепость взять не удалось из-за отсутствия флота, способного ее блокировать с моря. Петр начал энергичную подготовку ко второму походу и, благодаря действиям построенных на верфях Воронежа галер, сумел в 1696 г. взять Азов. |