Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту (третьего поколения)
Скачать 1.16 Mb.
|
П. С. Нахимова в ноябре 1853 г. в сражении в бухте Синоп уничтожила турецкий флот. Турция оказалась на грани поражения. Это подтолкнуло европейские державы к активным действиям, поскольку они не могли допустить контроля России над проливами. Война приобретает общеевропейский характер. В марте 1854 г. Англия и Франция заключили союз против России и вступили в войну на стороне Турции. В сентябре англо-французская армия высадилась в Крыму. Русская армия, возглавляемая генералом А. С. Меншиковым, потерпела поражение на р. Альма и оставила Севастополь беззащитным. Оборону крепости взяли в свои руки моряки во главе с адмиралами В.А. Корниловым, П.С. Нахимовым и В.И. Истоминым. В октябре 1854 г. началась героическая оборона Севастополя, который был взят союзными войсками лишь в августе г. И хотя русские войска вели успешные военные действия на кавказском фронте, где одержали ряд побед, а в ноябре 1855 г. захватили крупную турецкую крепость Карс, с падением Севастополя исход войны был предрешен. В марте г. в Париже начались мирные переговоры. Условия Парижского мирного договора: Россия теряла Южную Бессарабию с устьем Дуная, Карс возвращался Турции в обмен на Севастополь; Россия лишалась права покровительствовать христианам Османской империи; Черное море объявлялось нейтральным, и Россия теряла право иметь там военный флот и укрепления. Таким образом, она разоружалась на южном направлении, уменьшались ее возможности в решении восточного вопроса; устанавливалась свобода плавания по Дунаю, что еще больше открывало Балканский полуостров для проникновения европейских стран в ущерб России. Причины поражения России в Крымской войне: дипломатические просчеты, приведшие Россию к изоляции и войне с коалицией Англии, Франции, Турции, при враждебном отношении Австрии и Пруссии; экономическая и техническая отсталость, которая особенно проявлялась в вооружении и транспортном обеспечении русских армий; бездарность командования, добивавшегося чинов и званий за счет интриг, лести и бездумного подчинения указаниям свыше. Крымская война была проиграна прежде всего дипломатически. Ведь на фронтах Россия не потерпела ни одного серьезного поражения, за исключением локального сражения на Черной речке и сдачи Севастополя. Общественно-политическая мысль Факторы, определявшие эволюцию общественного движения: кризис крепостнического строя, сдерживавшего развитие страны, что все яснее понимали мыслящие люди; неготовность государства осуществлять коренные реформы; влияние опыта общественного развития европейских стран. Общественное движение развивалось в условиях жесткого правления Николая I, подавлявшего всякое инакомыслие. В этих условиях представители различных направлений не имели возможности реализовать свои идеи на практике. Отсутствие возможности свободной общественной деятельности вело к тому, что основной формой стали малочисленные кружки с небольшим количеством участников. Однако большое общественное значение приобрели художественная литература и литературная критика. Консервативное направление в идейном отношении оформилось раньше других течений общественной мысли. Его наиболее значительными представителями были М. П. Погодин, С.П. Шевырев, журналисты Н.И. Греч и Ф.В. Булгарин. Опираясь на некоторые мысли Карамзина о преимуществах в России самодержавия и православия, о вреде немедленного освобождения крестьян, Погодин в середине 20-х гг. XIX в. предложил концепцию самобытности России. История нашей страны, считал он, основана на «вечном начале, русском духе», обеспечивающем отсутствие борьбы в общественной жизни. Этот народный дух воплощается в православии и самодержавии, его корни лежат в ненасильственном создании русской государственности в результате добровольного приглашения варягов древними славянами. Действительную народность представители этого направления видели в приверженности православию и самодержавию, характерной для русского народа. В 1832 г. министр народного просвещения С.С. Уваров сформулировал основы «теории официальной народности»: самодержавие, православие и народность как основы русской истории обеспечивают благоденствие и могущество России, мир между сословиями и защиту от пагубных революционных идей Запада. Либеральными течениями в общественной мысли стали славянофильство и западничество. Славянофильство как течение общественной мысли появилось в начале 40-х гг. XIX в. Его идеологами были литераторы и философы А.С. Хомяков, братья И.В. и П.В. Киреевские, К.С. и И.С. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин. Развивая идею самобытности русской истории, славянофилы главной движущей силой считали не самодержавие, а православный народ, сплоченный в сельские общины. Славянофилы считали, что Петр I насильственными методами внедрял опыт, механически заимствованный у Запада, что привело к нарушению естественного развития России, законсервировало крепостничество и породило социальные конфликты. Славянофилы говорили, что крепостное право необходимо ликвидировать, сохранив общину и патриархальный уклад жизни; при этом речь шла лишь о духовном укладе, славянофилы не выступали против современной техники, железных дорог и промышленности. Западничество оформилось как идейное течение в работах историков, юристов и литераторов Т.Н. Грановского, К.Д. Кавелина, П.В. Анненкова, Б.Н. Чичерина, В.П. Боткина. Как и славянофилы, западники стремились к превращению России в передовую державу, к обновлению ее общественного строя. Основные идеи западничества: Россия, развивающаяся по универсальным законам истории, отстает от Запада; необходимо ликвидировать историческое отставание, восприняв опыт и духовные ценности Запада; в России следует утвердить либеральные идеалы свободы личности, гражданское общество и, в перспективе, установить конституционную монархию; важно развивать рыночные отношения, предпринимательство, промышленность и торговлю; необходимо отменить крепостное право, передать крестьянам землю за выкуп; следует развивать образования и распространять научные знания; западники основными методами своей деятельности считали формирование общественного мнения для подготовки преобразования России путем реформ «сверху». Особенностями революционной демократии как идейного течения было совмещение ряда идей западничества (свобода личности, гражданские права и свободы, единые законы мирового исторического развития), славянофильства (идеализация общинного строя, русское и славянское мессианство, коллективизм) и европейского социализма. Цель движения заключалась в создании общества социальной справедливости — социализма. Метод достижения цели — радикальные реформы или массовая революция. Основоположниками теории «русского социализма» (народничества) выступили А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.П. Огарев, Н.А. Добролюбов, М.А. Бакунин. Они ставили своей целью «достижение социализма как общества справедливости». Так, основные идеи Герцена заключались в следующем: достичь цели можно, используя сельскую общину с ее коллективизмом и самоуправлением; России необходимо миновать капитализм, пороки которого разъедают Европу, а потому ей следует двигаться по некапиталистическому пути: от крепостничества — к социализму; желательно избежать кровавой революции, а преобразования провести с помощью радикальных реформ сверху. Правда, одно время Герцен считал, что Россию надо «звать к топору». Но в итоге он осознал всю опасность крестьянской революции, которая в условиях России с неизбежностью приняла бы формы разрушающего бунта, и рассчитывал лишь на радикальные реформы под давлением общества: ликвидировать крепостничество, дать землю крестьянам без выкупа, сохранить общину, ввести гражданские свободы и демократическое правление. Общественно-политическое развитие России в 30—50-е годы века проходило в сложных условиях усиления правительственного контроля. Это обусловило некоторый пессимизм и аполитичность многих теорий. Тем не менее, в обществе вырабатывались идеи, концепции, приоритеты, ставшие основой либеральной, революционно-демократической идеологий второй половины века. Духовное и общественное движение этого периода подготовило социальную базу, ставшую опорой реформ 60—70-х годов; благоприятно повлияло на русскую науку и культуру. Александр II и реформы 60-70-х годов Великая реформа 1861 г., ликвидировавшая крепостное право, стала следствием комплекса факторов, и, в первую очередь, кризиса, который охватил все сферы жизни российского общества к середине XIX в. Вследствие незаинтересованности работника в результатах производства в дореформенной России сохранялась низкая производительность труда. При этом крепостничество, предопределяя низкие темпы развития страны, обрекая ее на застой и растущее отставание от стран Европы, в середине в. еще не демонстрировало явных признаков своего краха, что создавало иллюзию его прочности, а у многих — и необходимости сохранения как основы стабильности, самобытности и даже гарантированного благополучия крестьян и помещиков; наметилось социальное расслоение крестьянства, обнищание одних и успешное вхождение в рыночные отношения — других; происходило обезземеливание крестьян — их превращение в отходников, либо — чрезмерное увеличение работы на барщине; росла помещичья задолженность государству. Промышленный переворот, начавшийся в 40-х гг. XIX в., порождал необходимость в свободной и квалифицированной рабочей силе, а также в рынке сбыта промышленной продукции. Однако крепостное право, сохраняя личную зависимость крестьянина от помещика, затрудняло его переход в категорию наемных рабочих. Кроме того, отходник оставался сезонным, малоквалифицированным рабочим, чей труд был несовместим с потребностями машинного производства; крепостная система консервировала бедность подавляющей массы населения, ее низкую покупательную способность, а это тормозило развитие рынка сбыта промышленной продукции; ухудшилось финансовое положение, вырос дефицит бюджета, особенно в результате Крымской войны. Положение в социальной сфере характеризовалось нарастанием социальных конфликтов, крестьянских волнений (в 1850—1856 гг. их было 215, а в 1856—1860 гг. — 833), что вселяло в верхи страх перед угрозой «новой пугачевщины». Активизировалась общественно-политическая жизнь. Сложились три общественных течения: консервативное, не предполагавшее серьезных преобразований; либеральное, предлагавшее освободить крестьян с землей; радикальное, призывавшее к революционной ликвидации существующего строя. Либеральные идеи проникали и в правящую элиту, часть которой все более сознавала безнравственность крепостничества, его пагубное воздействие на общество. В результате поражения в Крымской войне выявилась отсталость России, была подорвана иллюзия о превосходстве российских порядков по сравнению с Западом, остро осознавалась необходимость возвращения России утраченного статуса великой державы. Восстановить свое международное значение могла лишь обновленная Россия. Основные принципы и условия отмены крепостного права были сформулированы в Манифесте и Положениях, которые Александр II утвердил 19 февраля 1861 г. Крестьяне получали личную свободу, статус сельских обывателей и элементарные экономические и гражданские права: на собственность, на защиту своих прав в суде, свободу торговать, основывать фабрики, торговые и ремесленные заведения, вступать в купеческие гильдии и ремесленные цехи; вступать в брак без согласия помещика. Земля предоставлялась крестьянам за выкуп. Крестьяне становились после завершения выкупной операции собственниками земельного надела. Размеры надела, выкупа, повинностей определялись с согласия помещика и крестьянина и фиксировались в уставной грамоте. Размер выкупа полевого надела исчислялся, исходя из размера оброка, который прежде выплачивался крестьянином и существенно превышал рыночную цену земли. Помещику крестьянин выплачивал 20—25% выкупа. Государство оплачивало 75—80% выкупа, но эту сумму крестьянин получал в виде ссуды и должен был ее возвратить государству в течение 49 лет, выплачивая хроме того 6% годовых. До перехода на выкуп крестьянин считался временнообязанным и исполнял фиксированные повинности (оброк, барщину) в пользу помещика. Освобожденные крестьяне оставались членами общины, которая становилась юридическим собственником земли крестьян, распределяла землю между общинниками, занималась хозяйственными вопросами, принимала решения о выходе крестьян из общины или приеме новых членов, отвечала за административный, полицейский порядок, а также сбор налогов, который совершался с помощью системы круговой поруки. Реформа положила начало ускоренной модернизации страны, т.е. переходу от аграрного к индустриальному обществу. Великая реформа дала свободу миллионам людей. При этом ее проведение доказало возможность и плодотворность мирных преобразований в России, совершающихся по инициативе власти. Реформа дала мощный импульс экономическому и социальному прогрессу страны, открыла возможности для развития рыночных отношений, создала условия для либеральных преобразований в сфере управления, суда, образования. Освобождение крестьян изменило нравственный климат в обществе, повлияло на развитие общественной мысли и культуры в целом. Вместе с тем, сохранились пережитки крепостничества и элементы традиционных структур. Сохранилось крупное помещичье землевладение. В пореформенный период нарастала нехватка земли, приводящая к крестьянскому малоземелью, тяжесть выкупных платежей мешала процессу вхождения крестьянского хозяйства в рыночные отношения. Наличие сельской общины консервировало патриархальный характер деревни, затрудняло появление предпринимательских хозяйств. Община превращалась в оплот традиционализма, стоявшего на пути модернизации России. Земская реформа началась в 1864 г. В ходе ее создавались всесословные, выборные, представительные органы местного самоуправления в уездах и губерниях. Земские учреждения ведали местными хозяйственными и социальными вопросами: строительство и эксплуатация дорог, устройство лечебных и благотворительных учреждений, народное образование, продовольственное снабжение, пожарная охрана, статистическая служба, попечение местной торговли и промышленности, а также распределение податей. Политическая деятельность земств не допускалась. Выборы в земские органы проводились раз в три года по куриям. По первой курии крупные землевладельцы без различия сословий и владельцы крупной недвижимости в сельской местности избирали выборщиков на свой уездный съезд. По второй — избирались представители крупных городских торгово-промышленных заведений и городской недвижимости. Выборы по третьей — крестьянской курии — имели еще больше ступеней: сельский сход — волостной сход — уездный съезд выборщиков по курии. Уездные земские собрания были распорядительными органами и выбирали исполнительные органы — земские управы, а также гласных в губернские земские собрания, которые строились по такому же принципу, избирая губернские земские управы. Председателем земских собраний автоматически становился предводитель уездного или губернского дворянства. Земства способствовали развитию хозяйства, активизации общественной жизни на местах. Земства создавали школы и больницы, улучшали жизнь русской деревни. Земства становились ячейками гражданского общества, некоторые из них пытались влиять и на политику правительства. |