Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту (третьего поколения)
Скачать 1.16 Mb.
|
Освободительное движете 60-х— начала 70-х гг. XIXв. Период начала 60-х гг. XIX в. в истории русского освободительного движения получил наименование «прокламационного периода». Прокламации, выпускаемые в виде обращений к различным слоям общества, стали ответом на крестьянскую реформу 1861 г. В этих обращениях, авторами которых чаще всего были разночинцы, студенты, участники различных подпольных кружков, разъяснялся грабительский смысл реформы, содержался призыв к борьбе за права и свободы. Хотя большинство прокламаций носили относительно умеренный характер, появляются обращения, призывающие к насильственному свержению власти, экстремистским акциям, организации режима революционной диктатуры (наиболее известной из таких прокламаций была «Молодая Россия», составленная в мае 1862 г. студентом П. Заичневским). В конце 1861 г. в Санкт-Петербурге сложилась общерусская революционная группировка «Земля и воля». Программа ее носила умеренный характер: в нее входили требования передачи крестьянам тех наделов, которыми они владели до реформы, замена правительственных чиновников выборными, избрание центрального народного представительства. Реализация данных положений должна была произойти в результате крестьянской революции, которая, как предполагалось, очень скоро наступит. Когда надежда на скорейшее восстание крестьян не оправдалась, организация самоликвидировалась (начало 1864 г.). Во второй половине 60-х — начале 70-х годов в России (прежде всего в университетских городах) возникают многочисленные революционно-демократические кружки интеллигенции. Наиболее известными среди них были кружок НА Ишутина, один из членов которого — Д.В. Каракозов — совершил 4 апреля 1866 г. покушение на Александра И, и кружок С.П. Нечаева, программа которого носила наиболее радикальный характер. Организатор данного общества С. Нечаев создал так называемый «Катехизис революционера», в котором обосновывал необходимость самых крайних методов в процессе борьбы с самодержавием: террора, шантажа, разрушений и т.д. Впервые вводится такое понятие, как революционная необходимость, ради которой следовало отказаться от существующих моральных и нравственных норм. К началу 70-х гг. большинство этих кружков было раскрыто и разгромлено властями. Русское народничество 70 —80-х гг. Главным направлением освободительного движения пореформенной России становится народничество. Приверженцы данной идеологии считали, что интеллигенция в долгу перед народом и должна посвятить себя его избавлению от гнета и эксплуатации. Будучи социалистами, народники полагали, что Россия перейдет к социализму, минуя капиталистическую стадию; опорой для этого послужит крестьянская община, в которой народники видели социалистические черты. Среди народников не было единства по вопросам теории и тактики революционной борьбы. Можно выделить три крупнейших течения в народничестве. Теоретиком так называемого «бунтарского течения» был М.А. Бакунин. Он доказывал, что русский мужик является социалистом и бунтарем «по инстинкту», учить его этому не надо, нужен лишь призыв к бушу. М. Бакунин являлся одним из основателей русского анархизма, считая, что любая государственная власть, даже самая демократическая, есть «источник эксплуатации и деспотизма». Любой форме государства он противопоставлял принцип «федерализма», т.е. федерацию самоуправляющихся сельских общин, производственных ассоциаций на основе коллективной собственности орудий и средств производства. Основателем и теоретиком пропагандистского направления был П.Л. Лавров. Он считал, что народ необходимо готовить к революции и социализму посредством долгой пропаганды. П.Н. Ткачев являлся главным идеологом так называемого «заговорщицкого течения». Согласно его теории, власть должна была бьггь захвачена хорошо организованной революционной партией, которой затем следовало внедрить социализм в русскую жизнь. В середине 70-х гг. XIX в. в среде народников распространилась практика «хождений в народ». Ряд активных деятелей этой организации двинулись в деревню, пытаясь путем революционной пропаганды разжечь крестьянский бунт. Однако кре-стьяне весьма настороженно относились к таким призывам и не проявляли стремлений к восприятию социалистических идей. Второе хождение в народ, в рамках которого интеллигенты селились в деревне, планомерно агитируя крестьян за революцию, завершилось не более удачно, чем первое. В 1876 г. народники изменили свою тактику. Создается крупная революционная организация, получившая название «Земля и воля». Организацией руководили А.Д. Михайлов, Г.В. Плеханов, О.В. Антекман и прочие. Это была хорошо законспирированная организация, имевшая свои филиалы («общины») в провинции. В качестве программных установок организации рассматривались требования передачи всей земли крестьянам, введения мирского самоуправления, свободы слова, собраний, совести и т.д. Основным направлением деятельности «Земли и воли» стала пропаганда среди различных слоев общества. Террор рассматривался лишь как средство самозащиты или конкретно направленного возмездия, но не как основной метод борьбы. В 1879 г. внутри организации развернулась острая борьба между сторонниками тактики террора (группа А. Желябова) и Г. Плехановым, ставившим во главу угла пропаганду. Результатом этих споров стало возникновение двух новых организаций — «Народной воли», которая перешла к прямой борьбе против самодержавия, и «Черного передела», стоявшего на прежних, землевольческих позициях. Основной целью народовольцев стало цареубийство, которое должно было явиться сигналом для всеобщей революции. После ряда неудачных покушений 1 марта 1881 года Александр II был убит взрывом бомбы, брошенной студентом-террористом И. Гриневицким. Гибель царя, вопреки ожиданиям террористов, не вызвала революции и крушения самодержавия. Вскоре большая часть членов «Народной воли» была арестована и казнена, а сама организация разгромлена. Начало социал-демократического движения в России в 80— 90-е гг. XIX в. 80—90-е гг. в России были временем увлечения марксизмом. Это учение, проникавшее из Европы, стало основой социал-демократического движения общественной мысли страны. Первой русской марксистской группой стала организация «Освобождение труда», основанная Г. Плехановым в 1883 г. в Швейцарии. Г. Плеханов доказывал неспособность крестьян к революции. Движущей силой революционного движения будущего, по его мнению, должен стать рабочий класс. С середины 80-х гг. марксистские кружки стали возникать и в России. Их лидеры — Д. Благоев, П. Точисский, М. Бруснев и другие — вели марксистскую пропаганду среди рабочих, организовывали стачки, маевки, забастовки. В 1895 году в Санкт-Петербурге В.И. Лениным и Ю.Л. Мартовым был создан «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», представлявший собой широкомасштабное социал-демократическое объединение, в состав которого. входило около 20 кружков. Эти организации явились предпосылкой создания социал-демократических партий; в их рамках происходил рост политической грамотности рабочих, закладывались основы дальнейшей революционной борьбы. Либерально-оппозиционное движение. Либеральная оппозиция, действовавшая в пореформенной России в составе земских учреждений, выражала свое недовольство произволом властей, требовала совершенствования государственного строя (представительного учреждения), но в то же время выступала за мирное разрешение проблем, опасаясь революционного взрыва. Оппозиционные настроения интеллигенции нашли свое отражение на страницах таких периодических изданий, как «Голос», «Вестник Европы», «Русская мысль». Земское либерально-оппозиционное движение функционировало в форме нелегальных собраний земцев, осуществлявших разработку и посылку царю так называемых «адресов», в которых высказывались предложения различных реформ. В 80—90-е гг. земское движение претерпело заметную эволюцию: происходит сближение либеральной и легально-марк- систской идеологий. В 1899 г. возник кружок «Беседа», поставивший своей целью борьбу против бюрократии за свободу местного самоуправления. В эти годы закладываются основы либеральной идеологии, формируются политические доктрины и концепции русского либерализма. Таким образом, в качестве ядра освободительного движения второй половины XIX в. можно выделить деятельность народн иеских организаций и групп. Несмотря на политическую незрелость и многочисленные заблуждения, участники этого движения становятся реальной силой, оказывающей заметное влияние на политическое развитие страны. В этот период власть, опираясь на свою карательно-репрессивную машину, с трудом справляется с революционерами. В целом, вторую половину XIX в. можно охарактеризовать как подготовительный этап в освободительном движении. Закладываются теоретические и практические основы революционной деятельности. Объективно все это постепенно вело к росту разрушительного потенциала в обществе. Культура России XIX в. Особенности развития культуры. XIX в. получил название «Золотого века» русской культуры, которая заняла выдающееся положение в общемировой культуре. Начало XIX в.— время культурного и духовного подъема в России. Отечественная война ускорила рост национального самосознания. Культурному подъему содействовала также политика «просвещенного абсолютизма», которой придерживался Александр I в начале своего правления. Особенности социально-политического развития России в первой половине XIX в. обусловили одновременное развитие двух взаимосвязанных и в то же время противоречивых тенденций. С одной стороны, культура верхушки общества все больше отрывалась от интересов народа. С другой — нарастал интерес общества к народной культуре, под влиянием которой были созданы многие художественные произведения. Русская культура второй половины XIX в. испытывала на себе огромное влияние реформ 60—70-х гг. С падением крепостного права происходит духовное раскрепощение народа, расширяется круг лиц творческого труда — носителей культуры. Простой народ со своими традициями, нравами, ценностями и запросами становится центральной темой в культуре и искусстве. Немаловажное значение имел и научно- технический прогресс, который служил и фактором, и показателем уровня культурного развития. В то же время сложная социально-политическая обстановка, подъем общественного движения, развернувшаяся идеологическая борьба, ужесточение режима при Александре III обусловили сложность, противоречивость и неравномерность культурного развития. Образование и просвещение. Окончательно сложилась система начального, среднего и высшего образования. В 1802 г. создано Министерство народного просвещения. Изданное в 1803 г. Положение об устройстве учебных заведений предусматривало создание четырех ступеней бессословной системы образования: приходские школы, уездные училища, гимназии, университеты. Позднее, в соответствии с Уставом учебных заведений 1828 г. учреждалась трехступенчатая система образования: для детей самых нижних состояний (кроме крепостных крестьян) предназначались приходские училища; для детей городских обывателей — уездные училища, для дворянских детей — гимназии. Значительно выросла сеть высших учебных заведений. Открыты Дерптский, Виленский, Казанский и Харьковский университеты; Главный педагогический институт в Петербурге (с 1819 г. — университет) и другие. Университетский устав 1804 г. предоставлял университетам значительную автономию. Однако при Николае I университетский устав 1835 г. полностью уничтожил автономию и регламентировал все стороны университетской жизни, для контроля над которой учреждалась должность попечителя учебного округа. Продолжалось развитие системы женского образования. Новые институты для дворянских дочерей были открыты в Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани, Саратове, Иркутске. Перед этими институтами ставилась цель воспитывать «добрых жен, попечительных матерей, примерных наставниц для детей, хозяек». В 1864 г. было утверждено Положение о начальных народных училищах, предоставившее общественным учреждениям и частным лицам право открывать начальные школы. Развитие среднего образования регламентировалось Уставом гимназий и прогимназий. Устав провозглашал принцип бессословности среднего образования, но устанавливал значительную плату за обучение. В соответствии с уставом семиклассные гимназии разделялись на классические и реальные. Значительные изменения произошли в высшем образовании. В 1863 г. был утвержден самый либеральный университетский устав. В соответствии с этим уставом в полтора раза увеличивалось число штатных профессоров, вводились новые дисциплины и создавались новые кафедры; университетам предоставлялась широкая автономия. Позднее Университетский устав 1884 г. ликвидировал автономию университетов. Был усилен надзор за поведением студентов, а для его облегчения вновь вводилась форменная’студенческая одежда. В несколько раз повысили плату за обучение. Образование по-прежнему не было всеобщим, обязательным и бессословным. Особенно остро ощущалась нехватка начальных и средних школ. И все же по сравнению с предшествующим периодом уровень грамотности населения существенно вырос: согласно переписи 1897 г., удельный вес грамотных среди россиян составлял 21%, в то время как до реформ среди государственных крестьян грамотных было не более 4—6%, а среди крепостных — 1—2%. Наука. Мировую известность приобрела русская математическая школа. Открытая в 1826 г. Н.И. Лобачевским неевклидова геометрия радикально изменила научные представления о пространстве. Большой вклад в изучение прикладной математики внес П.Л. Чебышев, М.В. Остроградский проводил исследования в области математической физики, аналитической и небесной механики. В.В. Петров заложил основы электрохимии и электрометаллургии, П.П. Аносов — основы металлографии. Химик Н.Н. Зинин разработал технологию синтеза анилина, употреблявшегося в текстильной промышленности в качестве закрепителя красок. Значительных успехов достигла медицина. Н.И. Пирогов заложил основы военно-полевой хирургии. Он первый применил при операциях эфирный наркоз и антисептические средства, ввел неподвижную гипсовую повязку. А. М. Филомафитский разработал теорию переливания крови. В ходе первой русской кругосветной экспедиции под командованием Н.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского (1803—1806) были изучены острова Тихого океана, побережье Китая, остров Сахалин, полуостров Камчатка. Экспедицией Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева (1819—1821) была открыта Антарктида. В 1895 г. А.С. Попов продемонстрировал первый радиоприемник. Электротехник П.Н. Яблочков создал дуговую лампочку, А.Н. Лодыгин изобрел лампу накаливания; Возможность создания летательных аппаратов изучали А.Ф. Можайский, Н.Е. Жуковский. Д.И. Менделеев создал периодическую систему химических элементов; Н.Н. Зинин и А.М. Бутлеров заложили основы современной органической химии. К.А. Тимирязев исследовал явление фотосинтеза. Создатель русской физиологической школы И.М. Сеченов внес большой вклад в развитие Микробиологии, патологии, анатомии и хирургии. И.П. Павлов создал учение о высшей нервной деятельности. В это время жили и творили выдающиеся историки С. М. Соловьев и В.О. Ключевский. Значительное развитие получила русская философия, представленная различными направлениями. Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, Г.В. Плеханов отстаивали в своих трудах материалистические традиции. Им противостояли религиозные мыслители B.C. Соловьев, К.Н. Леонтьев, В.В. Розанов. Формировавшаяся в условиях начавшегося кризиса крепостнической системы и подъема национального самосознания литература отличалась высокими гуманистическими идеалами, политической заостренностью, гражданственностью, пропагандой освободительных идей и поиском социальной справедливости. В начале XIX в. сохранились лишь отдельные черты классицизма. Влияние этого направления прослеживается в одах Г.Р. Державина и Н.М. Карамзина, в раннем творчестве В.А. Жуковского и А.С. Пушкина. Зародившийся на исходе XVIII в. сентиментализм существовал недолго. Романтизм начал формироваться накануне Отечественной войны и развивался в значительной степени под ее влиянием. Во 2-й четверти XIX в. зарождается реализм, характеризующийся отражением реальной жизни различных социальных слоев России и широкой постановкой социальных и нравственных проблем (А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь). Литература отражала распространенные в обществе социально-политические, философские и религиозные идеи, оказывала огромное влияние на развитие театра, живописи, музыки. Ведущим направлением в литературе был реализм, характеризующийся не только правдивым отражением действительности, но и глубоким психологизмом, живым откликом на социально-политические события. |