Главная страница
Навигация по странице:

  • Музыкальное искусство

  • Итоги развития культуры.

  • Отношения Запада и Востока принимают форму господства- подчинения.

  • Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту (третьего поколения)


    Скачать 1.16 Mb.
    НазваниеСоответствует Федеральному государственному образовательному стандарту (третьего поколения)
    Дата18.09.2022
    Размер1.16 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаSamygin.docx
    ТипДокументы
    #683038
    страница29 из 62
    1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   ...   62
    Изобразительное искусство отличалось динамизмом, раз­нообразием стилей и направлений. Усилилась государствен­ная регламентация изобразительного искусства. В 1802 г. был принят новый устав Академии художеств, который узаконил ее главенствующую роль во всех сферах художественной жиз­ни. Деятельность Академии способствовала расцвету класси­цизма, ставшего официальным направлением в искусстве, и препятствовала развитию других направлений. К середине века Академия превратилась в консервативное учреждение, на­саждавшее казенное, отвлеченное от жизни искусство.

    Ведущим жанром оставался портрет. Расцвет портретной живописи связан с поиском новых принципов художествен­ного творчества и распространением в России романтизма, выступившего против свойственной классицизму чрезмерной регламентации искусства и провозгласившего свободу твор­ческого самовыражения художника. Романтизм присущ пор­третам художников О.А. Кипренского, В.А. Тропинина, К.П. Брюллова. Лучшими произведениями исторического жанра стали работы Ф.А. Бруни, К.П. Брюллова, А.А. Ива­нова. Родоначальником жанровой живописи стал А. Г. Вене­цианов. Традиции Венецианова продолжил П.А. Федотов.

    С течением времени в живописи началась борьба двух на­правлений — академизма и реализма. Академия художеств ос­тавалась высшим правительственным учреждением, регламен­тировавшим художественную жизнь России, однако ее авто­ритет среди творческой интеллигенции падал. Академизму противостояли демократические тенденции, выражавшиеся в утверждении в живописи реализма и национального начала. В 1870 г. по инициативе И. Крамского в Петербурге было создано «Товарищество передвижных художественных выста­вок», которое объединило художников-реалистов, сторонни­ков демократического направления: Н. Ге, Г. Мясоедова,

    В. Перова, А. Саврасова, И. Шишкина. Передвижники стремились приблизить искусство к народу. С этой целью они организовывали выставки в провинциальных городах.

    Скульптура развивалась в тесной связи с архитектурой, являясь неотъемлемой частью архитектурного декора или городских ансамблей. Это обусловило господство монумен­тально-декоративной скульптуры. Тематические особенности были связаны с преобладанием героических и национально­патриотических тем (И.П. Мартос, Б.И. Орловский).

    Архитектура является неотъемлемой составной частью об­щеевропейской архитектуры. В ее развитии проявились об­щие закономерности архитектурных процессов этого перио­да, переосмысленные в соответствии с традициями нацио­нального зодчества и особенностями переживаемого Росси­ей исторического момента. Большое значение приобрела общая композиция, популярным стало создание крупных архитектурных ансамблей: ансамбли Дворцовой и Сенат­ской площадей архитектора К.И. Росси; Манежной площа­ди, созданный архитекторами Д.И. Жилярди (здание Уни­верситета) и О.И. Бове (здание Манежа); ансамбль Биржи на стрелке Васильевского острова архитектора Ж. Тома де Томо- на; Александровский сад у Кремлевской стены и ансамбль Те­атральной площади, созданные О.И. Бове.

    В развитии театрального искусства в 1-й половине XIX века проявились две тенденции: освобождение от европейского влияния, достаточно заметного в XVIII в., и укрепление на­циональных традиций; отход от традиций классицизма и сен­тиментализма и становление романтизма и реализма. Веду­щее место окончательно занял профессиональный театр. Были основаны два знаменитых драматических театра: Малый в Москве (1824) и Александринский в Петербурге (1832) Во 2-й половине столетия в театральном искусстве окончательно утвердились реалистические тенденции. Театр приобрел боль­шое воспитательное и общественно-политическое звучание, на его сцене нашли отражение насущные проблемы россий­ского общества. Главными центрами драматического театраль­ного искусства оставались театры Малый в Москве и Алексан­дринский в Петербурге, продолжавшие сложившиеся ранее реалистические традиции.-

    Музыкальное искусство развивалось в русле общих культур­ных процессов. Композиторы А.А. Алябьев, А.Е. Варламов, A.JI. Гурилев создали замечательные произведения камерно­го жанра. С их именами связано рождение русского городско­го романса. М.И. Глинка заложил основы двух важных на­правлений отечественной оперной классики: народной музы­кальной драмы и сказочно-эпического жанра. Во 2-й поло­вине века в музыке преобладали реалистические тенденции, возросло влияние национальных народных мелодий. Значи­тельное развитие получило музыкальное образование. По ини­циативе пианиста и дирижера Н.Г. Рубинштейна в 1866 г. была открыта Московская консерватория. Реалистические и демократические тенденции в музыке развивал один из вели­чайших русских композиторов П.И. Чайковский.

    Итоги развития культуры. В целом культура XIX в. отли­чалась высокими темпами развития всех ее областей, поиском новых художественных методов, сочетанием различных сти­лей, направлений и жанров, дальнейшим сближением с за­падноевропейской культурой при сохранении национального характера. Были сделаны выдающиеся открытия в науке и тех­нике, имеющие мировое значение. Многие шедевры русской литературы, живописи, музыки стали достоянием общечело­веческой культуры.

    В то же время сложный социальный фон, на котором раз­вивалась отечественная культура, обусловил нарастание в ней к середине столетия противоречий, отразивших кризис обще­ства. С одной стороны, возрастание социально-политической значимости и воспитательной роли литературы и искусства способствовало огосударствлению культуры. С другой — бур­ные исторические события этого времени способствовали ее общей демократизации. В тематике художественного творче­ства важное место стали занимать социальные проблемы. Не­смотря на углубление раскола между элитарной и народной формами культуры, наметилась тенденция их синтеза: творче­ство А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя, М.И. Глинки и А.С. Дар­гомыжского впитало в себя многовековые традиции народ­ной культуры, стало достоянием всего народа, а не только социальной верхушки.

    Демократизация стала доминирующей тенденцией в раз­витии всех областей отечественной культуры, оказав влияние как на тематику, методы и принципы художественного твор­чества, так и на социальный состав представителей творче­ской интеллигенции. Возросли не только культурные запросы народа, но и возможности их удовлетворения. Сформирова­лась широкая духовная оппозиция существующему режиму.

    Значительно расширилась система образования, сформирова­лись зачатки бессословного образования; в социальном соста­ве образованных людей заметно усилился разночинный слой. Тем не менее, несмотря на достигнутые успехи, система об­разования по-прежнему не соответствовала потребностям вре­мени, в области просвещения Россия заметно отставала от стран Западной Европы.

    Отечественная наука вышла на уровень мирового призна­ния. Неразрывная связь культурной жизни с общественно- политическими процессами обусловила социальную заострен­ность искусства, повысила его нравственно-этическую, фи­лософскую и политическую значимость. Под влиянием обще­ственного движения во 2-й половине XIX в. господствующее положение в искусстве занял реализм. Реалистическое искус­ство было максимально приближено к повседневной жизни, его отличительной чертой стало умение показать типические черты жизненных явлений, многие произведение имели не только реалистический, но и критический характер.

    Сократился, хотя по-прежнему оставался значительным, разрыв в уровне культурной жизни центра и провинции; рас­ширилась сфера духовной жизни всех социальных слоев рос­сийского общества; музеи, картинные галереи, выставки, библиотеки стали неотъемлемой частью культурной жизни зна­чительной части российского общества, а не только его соци­альной верхушки. Творчество многих русских писателей и по­этов, художников-передвижников, композиторов Могучей кучки впитало в себя многовековые традиции народной куль­туры, становилось достоянием все более широких масс.

    Глава 16

    Страны Востока в период колониализма

    t Колониализм и традиционный Восток. Британская Ин­дия. Китай. Япония.

    Колониализм и традиционный Восток

    Основное содержание Новой истории Востока — превра­щение многих его стран в колонии и полуколонии Запада, реакций на вторжение европейцев, реформаторское движе­ние и ранние буржуазные революции (Синьхайская, Иран­ская, Младотурецкая).

    На Востоке колониализм начался с колониальной торгов­ли, причем этот период торговой экспансии, сопровождав­шийся лишь в заключительной своей части захватом террито­рий, занял длительный промежуток времени. За эти века, (XVI—XVIII вв.), многое переменилось. Изменилась, преж­де всего, сама Европа. Ограбление Нового Света обогатило ее, заложив основу первоначального накопления капитала. Капитал был пущен в оборот в широких масштабах транзит­ной колониальной торговли, что сыграло свою роль в ускоре­нии темпов капиталистического развития Европы, а это раз­витие, прежде и активнее всего в Англии, в свою очередь настоятельно требовало еще большего увеличения товарообо­рота, в том числе, колониальной торговли.

    С конца XVIII в. Европа вступает в эпоху промышленного капитализма, соответственно, возникают новые формы ко­лониальной экспансии. На смену торговому колониализму и примитивному внеэкономическому принуждению приходит активная промышленная экспансия и территориальные за­хваты в различных регионах Востока, экономические мето­ды эксплуатации колоний. В Европе промышленный капи­тализм стал движущей силой развития. Здесь происходит про­мышленная революция. На Востоке промышленный капи­тализм отсутствует, восточные общества остаются аграрными, традиционными. Восток все больше отстает от Европы. Ев­ропейские ценности начинают навязываться ему силой.

    Отношения Запада и Востока принимают форму господства- подчинения.

    Европейская колониальная экспансия оказывала все более существенное воздействие на внутреннюю структуру восточ­ных обществ. Их традиционная структура с ее системой влас­ти-собственности и экономически неэффективным хозяйство­ванием была не способна противостоять напористой колони- ально-капиталистической экономике. Могучее давление ин­дустриального потенциала и политической силы европейского колониального капитала поставило под вопрос дальнейшее су­ществование привычной традиционной структуры и образа жизни на Востоке. В традиционном обществе постепенно вызревает протест.

    Британская Индия

    Индия была первым государством столь крупного масшта­ба, которое было превращено в колонию. Воспользовавшись слабостью административно-политических связей, англичане сравнительно легко, без особых потерь, в основном руками самих индийцев, захватили власть и установили здесь свое гос­подство. Присоединение Индии к Британии было не столько актом политическим, результатом войны либо серии войн, сколько следствием сложных экономических и социальных про­цессов во всем мире, суть которых сводилась к образованию мирового капиталистического рынка и к насильственному во­влечению в мировые рыночные связи колонизуемых стран.

    Со временем колониальная торговля перерастала перво­начальные рамки, ее подстегивало то, что быстро развива­ющаяся английская промышленность на рубеже XVIII—

    1. вв. остро нуждалась в рынках сбыта фабричных това­ров. В XIX в. Индия окончательно попала под контроль ан­гличан. К 1819 г. Ост-Индская компания установила свой контроль над центральной и южной Индией, в 1849 г. раз­громила армию Пенджаба. Индийские князья были вынуж­дены признать ее власть.

    Но вмешательство администрации Ост-Индской компании во внутренние дела страны и прежде всего в веками склады­вавшиеся аграрные отношения (английские администраторы явно не разобрались в реальных и весьма непростых взаимоот­ношениях владельческих и невладельческих слоев в Индии) привело к болезненным конфликтам в стране. Приток фаб­ричных тканей и разорение многих из привыкших к престиж­ному потреблению аристократов сказались на благосостоянии индийских ремесленников. Огромная страна не желала ми­риться с этим. Росло недовольство новыми порядками, не­сшими угрозу привычному существованию практически всех. И хотя из-за слабости внутренних связей и господства мно­гочисленных разделявших людей кастовых, языковых, по­литических и религиозных барьеров это недовольство не было слишком сильным, оно все же быстро увеличивалось и пре­вращалось в открытое сопротивление английским властям. В 1857 г. началось знаменитое восстание сипаев.

    К началу XIX в. Ост-Индской компании удалось создать в Индии сильное и боеспособное войско из местных жителей под командованием английских офицеров. Индийцев, кото­рые служили в этом войске, называли сипаями. Центром военной мощи компании была бенгальская армия сипаев. Сипаи из высоких каст болезненно ощущали свое принижен­ное положение в армии по сравнению со служившими рядом с ними англичанами. Брожение в их рядах постепенно возра­стало в связи с тем, что после завоевания Индии компания, вопреки обещанному, не только снизила им жалованье, но и стала использовать в войнах вне Индии — в Афганистане, Бирме, даже в Китае. Непосредственным поводом к восста­нию послужило введение в 1857 г. новых патронов. Они были завернуты в бумагу, пропитанную свиным или говяжьим жи­ром. Обкусывая ее, осквернялись как почитавшие священ­ную корову индусы, так и не употреблявшие в пшцу свинину мусульмане.

    10 мая 1857 г. недалеко от Дели, древней столицы Ин­дии, восстали три полка сипаев. К восставшим присоедини­лись другие части и вскоре сипаи подошли к Дели и заняли город. Англичане частично были истреблены, частично в па­нике бежали, а сипаи провозгласили императором престаре­лого могольского правителя Бахадур-шаха II, доживавшего свои дни на пенсию компании. Целью восстания было воз­вращение Индии к доанглийским порядкам. Восстание дли­лось почти два года и было подавлено англичанами.

    По праву оценив восстание как мощный народный взрыв недовольства не только правлением колонизаторов, но и гру­бой ломкой традиционных форм существования, английские колониальные власти вынуждены были существенно изменить свою политику. Еще до окончательного подавления восста­ния сипаев английский парламент в 1858 г. принял закон о ликвидации Ост-Индской компании. Индия перешла под прямое управление английского правительства, а королева Виктория была провозглашена императрицей Индии. Управ­лять страной должен был генерал-губернатор, вскоре полу­чивший официальный титул вице-короля Индии. Деятель­ность его и всей администрации Британской Индии контро­лировалась и направлялась ответственным перед парламентом министерством по делам Индии. Вслед за тем последовал ряд важных реформ. Сипайские полки были ликвидированы, а число англичан в армии заметно увеличилось. В специаль­ном обращении к индийским князьям, ее вассалам, королева Виктория пообещала уважать их традиционные права. В ча­стности, было введено право передачи княжества по наслед­ству приемным сыновьям (если линия прямого наследования прерывалась). Британская корона обязалась со вниманием от­нестись к существованию в Индии традиционной кастовой системы. Вся эти реформы ставили своей целью уважать при­вычные нормы и избежать в дальнейшем недовольства и про­тестов со стороны жителей Индии.

    Англичане начинают делать ставку на формирование со­циального слоя индийцев, лояльно настроенных к Англии. Еще в 1835 г. генерал-губернатор Маколей провел реформу образования, смысл которой заключался в том, чтобы начать подготовку кадров колониальной администрации из индий­цев, создать из них «прослойку, индийскую по крови и цвету кожи, но английскую по вкусам, морали и складу ума». В 1857 г. англичане открыли в Индии первые университеты — в Калькутте, Бомбее и Мадрасе. В дальнейшем число уни­верситетов и колледжей с преподаванием на английском язы­ке и по английским программам обучения все возрастало, не говоря уже о том, что многие из индийцев, особенно из чи­сла зажиточной социальной верхушки, получали образование в самой Англии, в том числе в ее лучших университетах — Кембридже и Оксфорде.

    В 1861 г. английский парламент принял закон об органи­зации в Индии законосовещательных советов при генерал-гу- бернаторе и губернаторах провинций. Хотя члены этих сове­тов назначались, а не избирались, законом оговаривалось, что половина их должна состоять из лиц, не занятых на служ­бе и тем самым не зависящих от администрации. Была также проведена судебная реформа по английскому образцу. Ак­тивное внедрение элементов европейской (британской) по­литической культуры и практики европейского образования способствовало проникновению в Индию европейских идей, знаний и опыта. Со временем нормой становится использо­вание английского языка как официального и объединяю­щего представителей различных этносов. Английский язык стал основным для всей образованной Индии.

    Рост влияния англичан и европейской культуры происхо­дил на общем фоне усиления в стране позиций колониально­го капитала и соответствующих изменений в ее экономике. Из Индии вывозились хлопок, шерсть, джут, чай, кофе, опиум и особенно индиго и пряности. Для обеспечения быс­трого увеличения количества вывозимого сырья англичане создавали плантационные хозяйства капиталистического типа. Наиболее важное значение для трансформации экономики имело промышленное развитие Индии и стимулировавший его вывоз капитала.

    Англичане активно занимались строительством железных дорог и созданием начальной промышленной инфраструкту­ры — сети банков, предприятий связи, плантаций и т.д., что способствовало возникновению многочисленных национальных промышленных предприятий, включая ремесленное производ­ство на предприятиях мануфактурного типа. В XIX в. по­явились первые индийские рабочие: к концу столетия числен­ность их составляла от 700 до 800 тыс. Условия труда были очень тяжелыми, рабочий день продолжался 15—16 часов, что способствовало активизации рабочего движения. Многочи­сленные стачки рабочих, выступления привели к появлению примитивного фабричного законодательства: в 1891 г. было запрещено использовать на фабриках труд детей до 9 лет, дли­тельность рабочего дня понемногу сокращалась (в начале

    1. в. до 12—14 часов).

    Ориентирующаяся на Англию и европейские ценности об­разованная часть населения, выступавшая против устаревших пережитков и за реформу традиционных основ религиозной культуры, постепенно консолидировалась. Выразителем ин­тересов этой индийской интеллектуальной элиты стал создан­ный в 1885 г. Индийский национальный конгресс (ИНК). Со временем он стал знаменем борьбы за демократическую трансформацию традиционной Индии.

    Китай

    Открытие Китая для европейцев после Первой опиумной войны (1839—1842) и разгрома китайского флота англичана­ми означало вступление огромной империи Цин в новый этап своего существования — в период колониализма. К этому вре­мени маньчжурская династия уже пережила период своего рас­цвета и клонилась к упадку. Поражение цинского Китая в вой­не было наглядным проявлением этого упадка, а навязанная стране система неравноправных договоров, предоставлявшая иностранному капиталу торговые, таможенные и прочие льго­ты и привилегии, стала символом нового этапа в ее истории.

    Чтобы выплатить контрибуцию, китайское правительство пошло на повышение налогов, основная тяжесть которых при­шлась на крестьян. Недовольство налоговым гнетом и в це­лом властью маньчжуров вылилось в 1850 г. в мощное кре­стьянское восстание, вошедшее в историю как
    1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   ...   62


    написать администратору сайта