Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту (третьего поколения)
Скачать 1.16 Mb.
|
Нидерланды в XVI в. включали территории современных Нидерландов, Бельгии и Люксембурга и являлись частью Священной Римской империи. Карл V, глава этой империи, был одновременно и королем Испании. Голландия являлась лишь одной из 17 провинций Нидерландов, однако она входила в число наиболее экономически развитых. В стране нарастал протестантизм. Власти Испании ввели в Нидерландах инквизицию и беспощадно преследовал «еретиков». В 1566 г. в южных провинциях Нидерландов вспыхивает иконоборческое восстание. В 1572 г. всеобщее восстание охватывает северные провинции. В 1576 г. восстают южные провинции. В 1579 г. Утрехтская уния оформила союз семи северных провинций Нидерландов в борьбе против Испании. После революции и обретения независимости Нидерланды быстро выходят на 1 место в Европе по уровню экономического развития. Основным источником первоначального накопления была внешняя торговля. Большое развитие получили также судостроение, суконная промышленность, производство полотна, шелка, предметов роскоши, кожевенное дело. Крупным центром мировой торговли стал Антверпен, где была открыта первая в Европе товарная биржа. Этот город, насчитывающий в первой половине XVI в. лишь 150 тыс. населения, стал самыми богатым городом Европы, где были сосредоточены конторы всех крупнейших финансовых домов Европы. Однако во второй половине XVII в. Нидерланды начинает обгонять Англия. Мощным стимулом экономического развития Англии стали Великие географические открытия и перемещение центра мировых торговых путей. Кроме того, резко возрос спрос на английскую шерсть, повысились цены на английское сукно, что позволило развивать собственное производство шерстяных тканей и расширить экспорт. Важнейшим путем накопления капитала была и колониальная экспансия. Англия обогащалась за счет вывоза золота и серебра из колоний, грабительской торговли, пиратства. Английский мореплаватель Ф. Дрейк совершал пиратские набеги на Вест-Индию, а впоследствии стал вице-адмиралом королевского флота. Но по мере экономического роста обострялись противоречия между вековыми традициями и новой реальностью. Политическая власть в Англии находилась в руках дворянства, интересы которого представлял король. Он считал, что власть дана ему Богом и ее нельзя связывать никакими земными законами. Но власть короля была ограничена парламентом, в частности, без его разрешения король не имел права собирать налоги. К концу XVI в. конфликт между королем и парламентом обострился. Все это происходило на фоне широкого распространения в обществе идей пуританизма, т.е. очищения англиканской церкви от всего того, что роднило ее с католицизмом: от власти епископов, от торжественных богослужений, пышных облачений священников и т.д. Это было своеобразным продолжением Реформации. Начало революции положила война, объявленная Англии Шотландией. Обе эти страны были самостоятельными государствами, но, начиная с Якова I Стюарта, имели одного короля. У жителей Шотландии, в большинстве своем пуритан, попытка ввести богослужение по англиканскому образцу вызвала возмущение. Королю пришлось созывать один за другим два парламента, второй из которых получил название Долгого, так как заседал 12 лет. Долгий парламент стал добиваться ограничения королевской власти. Король Карл I в 1642 г. уехал на север Англии собирать войска для войны против парламента. Началась гражданская война (1642—1648). Сначала удача сопутствовала королевской армии. Перелом произошел, когда армию парламента возглавил Кромвель. Королевская армия была разгромлена. Решающая битва произошла при Нейзби (1645) В 1649 г. король Карл I был обезглавлен. Парламент упразднил монархию, палату лордов и провозгласил Англию республикой. После смерти Кромвеля в 1660 г. в стране была реставрирована монархия. Новый король Карл II подписал документ, подтверждающий все привилегии нового дворянства и буржуазии. В 1688—1689 гг. был совершен государственный переворот, который историки называют «славной революцией». Английская корона передается правителю Голландии протестанту Вильгельму Оранскому. В числе наиболее важных итогов Английской революции — уничтожение абсолютизма и серьезный удар по феодальной собственности. Революция провозгласила свободу торговли и предпринимательства. Политическим итогом революции стало начало складывания в Англии правового государства. В конце XVIII в. революция произошла во Франции, где правил король Людовик XVI. Глубинной причиной роста социальных противоречий было то, что феодально-абсолютистский строй уже не соответствовал потребностям развития страны. 99% населения страны составляло третье сословие и только 1% — духовенство и дворянство. В третье сословие входили: буржуазия, крестьянство, городские рабочие, ремесленники, беднота. Их объединяло отсутствие политических прав и желание перемен в обществе. В 1789 г. король созвал Генеральные штаты, которые не собирались уже 175 лет. 17 июня собрание депутатов от третьего сословия провозгласило себя Национальным собранием, а 9 июля Учредительным собранием. Король отказался признать это решение. В ответ восстал народ Парижа, пала Бастилия. 26 августа Учредительное собрание приняло Декларацию прав человека и гражданина, в которой провозглашались свобода личности, свобода слова, право на безопасность и сопротивление угнетению. Право собственности объявлялось священным, церковное имущество национализировалось, уничтожалось сословное деление, отменялись титулы дворянства и духовенства, упразднялись феодальные повинности. В Великой французской революции можно выделить три этапа. Первый — с 14 июля 1789 г. по август 1792 г.; второй — с августа 1792 г. по июнь 1793 г.; третий — с июня 1793 г. по июль 1794 г. На первом этапе власть захватила крупная буржуазия и либеральное дворянство, выступавшие за конституционную монархию. В сентябре 1791 г. король Людовик XVI утвердил новую конституцию, установившую в стране конституционную монархию. Учредительное собрание уступило место Законодательному собранию. Франция начала войну против Австрии и Пруссии. Второй этап начался с народного восстания в августе 1792 г. Законодательное собрание приняло решение об отстранении короля от власти и созыве Национального собрания {Конвента). На этом этапе политическое руководство перешло к жирондистам (правые), представляющим торгово- промышленную и земледельческую буржуазию. Им противостояли якобинцы (левые), среди которых выделялись М. Робеспьер, Ж. Дантон, Ж.-П. Марат. Последние выражали интересы демократических слоев буржуазии, выступавшей в союзе с крестьянством и плебейством. В сентябре г. Франция была провозглашена республикой. 21 января 1793 г. установленная на площади Революции (ныне Площадь Согласия) гильотина отрубила голову гражданину Луи Капету, как в приговоре Конвента был назван французский король, а в октябре того же года была казнена бывшая королева Мария Антуанетта. С июня 1793 г. начался третий этап Французской революции. Власть перешла в руки якобинцев. Для спасения революции якобинцы предложили ввести в стране чрезвычайный режим, оформивший якобинскую диктатуру. В подчинении Конвента, который остался высшим законодательным органом, находился Комитет общественного спасения — правительство из 11 человек, возглавляемое Робеспьером. В июне г. Конвент принял новую Конституцию. Была реорганизована и укреплена армия, что обеспечило победу в войне с Пруссией и Австрией. Конвент ввел революционный календарь, отменил церковные праздники, заменив их республиканскими. Однако после победы в войне и подавления мятежей внутри Франции среди якобинцев обостряются разногласия. Нарастает якобинский террор. Якобинская диктатура приобретала все больше врагов не только среди верхов обще ства, но и среди низов. 9 термидора (27 июля) 1794 г. Робеспьер и его соратники были арестованы и на следующий день гильотинированы. Этот термидорианский переворот ознаменовал конец революции. Французская революция стала значимой вехой в истории Нового времени. Она смела все сословные барьеры, ввела новое государственное устройство — парламентскую республику, способствовала развитию парламентской демократии, сделала государство гарантом равных прав для всех граждан. В целом, буржуазные революции XVII—XVIII вв. положили конец феодальным порядкам в Европе. Политический, экономический, социальный облик мировой цивилизации испытал кардинальные изменения. Западное общество трансформировалось из феодального в буржуазное. Война за независимость североамериканских колоний и образование США Развитие капитализма в колониях и складывание североамериканской нации вступали в противоречие с политикой метрополии, рассматривавшей колонии только как источник сырья и рынок сбыта. После Семилетней войны 1756— 1763 гг. английское правительство усилило нажим на колонии, всячески препятствуя дальнейшему развитию в них промышленности и торговли. Была запрещена колонизация земель к западу от Аллеганских гор, введены новые налоги и пошлины, что ущемляло интересы колонистов. В 1774 г. в Филадельфии собрался 1-й Континентальный конгресс представителей колоний, который призвал к бойкоту английских товаров и в то же время попытался добиться компромисса с метрополией. Зимой 1774—1775 гг. стихийно возникли первые вооруженные отряды колонистов. В боях у Конкорда и Лексингтона в апреле 1775 г. английские войска понесли большие потери. Вскоре 20 тыс. повстанцев образовали у Бостона «лагерь свободы». В обстановке начала вооруженных действий Континентальный конгресс, возобновивший свою работу 10 мая 1775 года, принял на себя функции центрального правительства колоний, объединив в одном лице законодательную и исполнительную власть. Одним из первых решений Континентального конгресса было создание регулярной армии и избрание ее главнокомандующим Дж. Вашингтона. 4 июля 1776 г. Континентальный конгресс принял носившую революционный характер Декларацию независимости, автором которой был Т. Джефферсон. Декларация объявляла об отделении 13 колоний от метрополии и образовании независимого государства — Соединенных Штатов Америки (США). Она была первым в истории государственно-правовым документом, формально провозгласившим суверенитет народа и основы буржуазно-демократических свобод. Важнейшими мероприятиями явились постановления о конфискации собственности лоялистов, а также земель короны и государственной англиканской церкви. Военные действия в 1775—1778 гг. развернулись главным образом на севере страны. В войне встретились армии, отличавшиеся друг от друга по своему составу, материальной оснащённости и боевому опыту. Американская повстанческая армия первоначально представляла собой малообученную и плохо организованную народную милицию. Однако морально-политический уровень её солдат, сражавшихся на своей земле, за свои кровные интересы, бьш значительно выше, чем в наемной английской армии. Совершенствуя тактику ведения войны, повстанцы сумели добиться значительных преимуществ. Избегая крупных сражений, американская армия во взаимодействии с партизанскими отрядами изматывала противника внезапными ударами. Американские войска впервые применили тактику рассыпного строя, против которого оказались бессильными линейные боевые порядки англичан. На море, в условиях господства английского флота, американские суда также применяли тактику внезапных рейдов, не только нападая на британские суда, но и совершая походы к берегам Великобритании. Немалую роль в том, что война затянулась, играла слабость централизации власти в республике. Первая конституция США «Статьи конфедерации» (принята конгрессом в 1777 г., ратифицирована штатами в 1781 г.) сохраняла суверенитет штатов в важнейших вопросах. Война за независимость была в то же время классовой борьбой в самих колониях. Десятки тысяч лоялистов (сторонников монархии) сражались в английской армии. Буржуазия и плантаторы, возглавившие борьбу за независимость, противились осуществлению демократических требований солдат, фермеров, рабочих. Победа революции оказалась возможной только благодаря участию в ней широких народных масс. Война за независимость была буржуазной революцией, которая привела к свержению колониального ига и образованию независимого американского национального государства. Отпали прежние запреты английского парламента и королевской власти, стеснявшие развитие промышленности и торговли. Были уничтожены земельные латифундии английской аристократии, феодальные пережитки (фиксированная рента, неотчуждаемость наделов, майорат). В северных штатах было ограничено и постепенно уничтожено рабство негров. Превращение западных земель, экспроприированных у индейцев, в общегосударственную собственность (ордонанс 1787 г.) и последующая распродажа их создали базу для приложения капитала. Таким образом, были созданы существенные предпосылки для развития капитализма в Северной Америке. Однако не все задачи, объективно стоявшие перед американской революцией, были решены. На Юге страны не было уничтожено рабство. Во всех штатах сохранялся высокий имущественный ценз для избирателей. Поместья лоялистов и земли на Западе распродавались крупными участками и попадали в руки спекулянтов. Культура Европы Ренессанс (Возрождение) — общепринятое название эпохи с середины XV в. до начала XVI в. Главное, чем характеризуется эта эпоха, — возвращение в архитектуре к принципам и формам античного, преимущественно римского, искусства, а в живописи и ваянии, кроме того, — сближением художников с природой, ближайшим проникновением их в законы анатомии, перспективы, действия света и других естественных явлений. Движение в этом направлении возникло в Италии, где первые его признаки были заметны еще в XIII и XIV вв. (в деятельности семейства Пизано, Джотто, Орканьи и других). После Возрождения и Реформации Просвещение совершило новый духовный переворот, практически полностью покончивший со средневековой системой ценностей. Осмысление времени, его новых целей, поиск путей для их осуществления — все это воплощало в себе Просвещение как идейное течение. Преобладающим умонастроением становился оптимизм, вера в прогресс. Человек ощущал себя хозяином судьбы и именно в себе искал ответы на многие вопросы. Идеи личной активности и личного успеха как нельзя более соответствовали настроениям и интересам развивающейся буржуазии, которая претендовала на роль новой элиты. И хотя новые буржуа нередко не отказывали себе в покупке дворянских титулов или стремились получить их каким-либо иным путем, право на элитарность давало в новых условиях не благородное происхождение, а личные достоинства. Важнейшим принципом жизни человека стало трудолюбие, ежедневное и упорное. Средневековьем этот принцип отвергался, и не только дворянством, но и низшими слоями населения (медленный темп труда, при этом количество праздников в году доходило до ста). Одной из проповедуемых идей стало требование, что пути достижения целей, в том числе богатства, должны быть нравственны, т.е. зависеть, прежде всего, от трудолюбия, ума и воли самого человека. Но история показывает, что далеко не всегда человек соблюдал этот принцип. Менялись устои быта. В брак вступали поздно, нормой стал брак по расчету. Семьи были большими, по 5—7 человек. Детей стремились иметь столько, сколько могли вырастить и воспитать. Менялись представления о нормах поведения, поощрялись сдержанность, самоконтроль, подчинение чувств разуму. Сам быт становится несколько более комфортным. Стали пользоваться часами, зеркалами, зонтиками, носовыми платками, отдельными приборами за обеденным столом. В общественно-политической и философской мысли в центре внимания оказались вопросы о природе человека: человек — воплощение добра или зла, почему праведник страдает, а порочный человек счастлив, человек — животное, которому нужен господин, или человек, которому нужен господин — животное, каковы естественные права человека? Мыслители Просвещения (Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, Ш. Монтескье) утверждали, что люди от природы наделены естественным правом на жизнь, свободу и равенство, что имеющиеся в обществе различия между людьми установлены не Богом, не природой, а самими людьми. И поэтому люди могут изменять то, что создали сами. Общество справедливо и нравственно, если оно соблюдает права человека, ибо только такое общество развивается по естественным законам. Просветители считали, что сделать человека счастливым можно, обеспечив его естественные права. Был сделан значительный шаг в секуляризации сознания. Если мыслители XVII в. были религиозными людьми, то просветители оставались равнодушными или даже враждебно настроенными к религии и церкви. Таким образом, Просвещение было третьим духовным переворотом после Возрождения и Реформации. Это была необходимая ступень цивилизационного развития любой страны, расстающейся со средневековым образом жизни. Идеи просветителей были направлены против старого строя, который не отвечал современным требованиям. Укреплялась основа дальнейшего развития Европы. Подвергались сокрушительной критике феодальные порядки, провозглашались идеи установления царства разума, приветствовался прогресс науки и просвещения, выдвигались требования свободы частного предпринимательства. Просвещение политизировало общественное сознание, побуждало понимание необходимости модернизации социальной организации общества, способствовало росту крайних проявлений подобных революционных настроений. Деятельность и идеи просветителей нанесли серьезный удар по устоям «старого порядка». Они сформулировали абсолютно новую, конструктивную альтернативу общественного устройства. Их политические и социальные теории легли в основу многих современных общественно-политических течений, стали идеологической предпосылкой грандиозных изменений в развитии мировой цивилизации. Глава 11 Россия в XVI - начале XVII вв. ^ Венчание на царство Ивана IV. Опричнина и ее последствия. Смутное время. Земский собор 1613 г. и начало правления династии Романовых. Венчание на царство Ивана IV |