Главная страница
Навигация по странице:

  • persona

  • Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту (третьего поколения)


    Скачать 1.16 Mb.
    НазваниеСоответствует Федеральному государственному образовательному стандарту (третьего поколения)
    Дата18.09.2022
    Размер1.16 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаSamygin.docx
    ТипДокументы
    #683038
    страница21 из 62
    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   62
    Образование, просвещение, наука. Развитие торговли и ре­месла, усложнение городской жизни, рост управленческого аппарата, интенсивность международных связей — все это требовало увеличения числа грамотных и образованных лю­дей. Расширялась система образования: открывались школы при монастырях, частные учебные заведения. Широкое рас­пространение среди знати получило домашнее образование. В 1687 г. в Москве была открыта первая высшая школа — Славяно-греко-латинская академия, в которой, наряду с клас­сическими языками и богословием, изучали и светские дис­циплины. Образование по-прежнему носило церковный харак­тер. Обязательным было заучивание наизусть церковных книг (часослова и псалтыри). В учебных планах преобладали бого­словские дисциплины. Со 2-й половины XVIII века образова­ние постепенно приближается к практическим нуждам, более широкое распространение получают светские дисциплины.

    Шел процесс развития научных знаний. Особенно быстро накапливались прикладные знания, связанные с решением конкретных задач при организации производства, строитель­стве, в торговле. Русские землепроходцы составляли карты, чертежи, обзоры, подробные описания. В 1648 г. экспеди­ция С. Дежнева вышла к проливу между Азией и Северной Америкой. В 1649 г. Е. Хабаров составил карту Приамурья, где были основаны русские поселения. Появляются первые опыты теоретического осмысления накопленных в процессе практической деятельности знаний. Интенсивный процесс накопления знаний и первые попытки их теоретического ос­мысления создавали благоприятные условия для становления российской науки в последующий период.

    При Петре I образование впервые было признано государ­ственной необходимостью, стало частью государственной по­литики. Основной целью образования являлось удовлетворе­ние потребности в кадрах. Главным отличием образования петровских времен стали его светский характер и связь обуче­ния с практикой. Богословские дисциплины в учебных заве­дениях уступили место арифметике, геометрии, тригономет­рии, фортификации, инженерному делу и другим наукам.

    Обязательным стало обучение грамоте дворянских детей, ко­торые могли учиться на дому, в частных или государственных школах. Указом 1714 г. уклонявшимся от учебы дворянам было запрещено жениться.

    Распространению грамотности способствовала проведен­ная в 1708—1710 гг. реформа алфавита: старославянская ки­риллица была заменена более простым гражданским печат­ным алфавитом, а сложная система буквенного обозначения чисел — арабскими цифрами. Ориентация системы образо­вания на подготовку кадров специалистов обусловила разви­тие системы профессиональных школ. В 1701 г. в Москве открыта Навигацкая школа, в которой изучали арифметику, геометрию, тригонометрию, астрономию, навигацию. При Посольском приказе была открыта школа для обучения ино­странным языкам. В это же время создаются Артиллерий­ская, Инженерная и Медицинская школы, на уральских за­водах — горнозаводские училища.

    Во второй половине XVIII века тенденция огосударствле­ния образования получила новый импульс. Если в первой чет­верти столетия главной целью образования было удовлетворе­ние государственной потребности в кадрах, то Екатерина II стремилась с помощью просвещения воздействовать на обще­ственное сознание. Крупнейшим культурным центром стал со­зданный в 1755 г. по проекту М.В. Ломоносова и И.И. Шу­валова Московский императорский университет. В 1764 г. открылся Смольный институт благородных девиц, при кото­ром существовало Училище для малолетних девушек недво­рянского происхождения (позже оно было преобразовано в Александровский институт). К концу XVIII в. в стране функ­ционировало 550 учебных заведений, в которых обучалось око­ло 60 тыс. учащихся; было положено начало женскому обра­зованию. Несмотря на значительные достижения в деле рас­пространения грамотности и развития сети учебных заведе­ний, образование по-прежнему оставалось сословным, оно не бьгло всеобщим, обязательным и одинаковым для всех ка­тегорий населения.

    Интенсивный процесс накопления знаний в предшествую­щий период обеспечил бурное развитие научной мысли, соче­тавшееся с овладением лучшими достижениями европейской науки и техники. Накопленные в предшествующие периоды разрозненные знания в большинстве областей начали превра­щаться в науку. Академия наук, созданная в 1725 г., распола­гала физическим кабинетом, химической лабораторией, аст­рономической обсерваторией, анатомическим театром, меха­нической и оптической мастерскими, граверной школой, ти­пографией, библиотекой и архивом. В 1719 г. при Академии была открыта Кунсткамера — первый в России естественно- исторический музей. В первой половине столетия в России ученых было очень мало, поэтому в Академию наук пригла­шались иностранцы. С середины XVIII в. под влиянием М.В. Ломоносова, ставшего в 1745 г. первым русским акаде­миком, в Академии начался постепенный рост числа отече­ственных ученых. Академиками стали физик Г.В. Рихман, географ и этнограф С.П. Крашенинников.

    Постепенно утверждалась картина мира, противоположная средневековой. Понимая важность развития науки для укрепления экономики и обороноспособности страны, Ека­терина II поддерживала различные научные исследования. Продолжалось активное освоение и описание новых земель. Под влиянием исторических работ М.В. Ломоносова и В.Н.Татищева во 2-й половине столетия М.М. Щербатовым и И.Н. Болтиным впервые были предприняты попытки выра­ботать общую концепцию российской истории.

    Литература характеризовалась усилением светского нача­ла, связью с общественной мыслью. Господство религиозно­го мировоззрения сменялось более реалистическим видением действительности. Новые черты приобретает историческая повесть. Утрачиваются церковные элементы, героями стано­вятся обычные люди, описываются реальные события. По­являются новые литературные жанры и области литературно­го творчества: драматургия, стихосложение, демократическая сатира, бытовая повесть.

    В XVII в. широкое распространение получает сатира, в которой проявили себя новые черты в литературе (появле­ние вымышленного героя, использование простого народно­го языка). Объектом критики стала даже церковь, авторитет которой был весьма высок. К сатире была близка бьгговая по­весть, отражающая реальную жизнь представителей различ­ных социальных слоев, те изменения, которые происходили в их быте, мировоззрении. В устном народном творчестве по-прежнему преобладала героическая тематика — события Смуты и борьбы с интервентами. Большое распространение получили исторические песни о разбойниках и о Степане Ра­зине.

    Важнейшим направлением в литературе середины XVIII в. был классицизм. Особенностями этого стиля являются граж­данская тематика, преклонение перед человеческим разумом. Классицизм нашел выражение в поэзии А. Кантемира, В.К. Тредиаковского, М.В. Ломоносова и А.П. Сумарокова. Самым выдающимся российским поэтом конца XVIII в., пи­савшим в стиле классицизма, стал Г.Р. Державин. Во 2-й половине XVIII в. складывается сентиментализм, для кото­рого было характерно внимание к внутренним переживаниям и чувствам человека.

    В архитектуре отражался противоречивый переходный характер эпохи, традиционалистской, но уже содержавшей ростки нового. Происходит усиление светских мотивов. От­каз от строгих церковных канонов приводит к постепенному сближению культового и гражданского каменного зодчества. Появляется большое количество общественных зданий. Осо­бое развитие 1ражданское каменное строительство получило в Москве. Архитектура характеризуется переходом от строгости и простоты к декоративности, тщательной проработке мно­жества мелких деталей.

    В XVII в. господствовало шатровое строительство. В кон­це столетия появляется новый стиль — московское (нарыш­кинское) барокко, поскольку большинство храмов этого на­правления было построено по заказу московских бояр Нарыш­киных. Его отличали четкость и симметричность композиции, многоярусность, тщательная проработка деталей, декоратив­ная резьба по белому камню, устремленность здания вверх, сочетание красного и белого цветов. Переживает расцвет де­ревянное зодчество. Образцом деревянного зодчества явля­ется дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском, на­званный современниками восьмым чудом света.

    Архитектура в XVIII в. характеризовалась общей демокра­тизацией, преобладанием гражданского и фортификационного строительства, формированием новых стилей, господством принципа регулярности в русской градостроительной практи­ке и заметным сближением русской архитектуры с архитекгу- рой Западной Европы. Важным направлением гражданского строительства становится возведение административных и об­щественных построек.

    В градостроительстве под влиянием западноевропейской архитектуры произошел переход от радиально-кольцевой к регулярной планировке. Впервые в России этот принцип был использован при строительстве Петербурга. В создании ар­хитектурного облика столицы значительную роль сыграли швейцарский архитектор Д. Трезини и русский зодчий М. Земцов. Под руководством Трезини был построен собор Петропавловской крепости.

    Господствующим архитектурным стилем стало барокко (с итальянского — причудливый, странный) — один из глав­ных стилей в архитектуре и искусстве Западной Европы того времени. Для барокко характерны монументальность постро­ек, пышность, обилие колонн, декоративных лепных укра­шений и скульптур. К середине века барокко достигает своего расцвета. Крупнейшим мастером зрелого барокко в России был Растрелли (Зимний дворец и Смольный монастырь в Петер­бурге, Екатерининский дворец в Царском Селе, Большой дворец в Петергофе).

    Обмирщание искусства наиболее заметно проявилось в жи­вописи. Процессы становления и развития реалистической на­правленности, возрастающего интереса к человеческой лич­ности коснулись всех ее видов. В 1-й половине XVII в. гос­подствовали два художественных направления: годуновский стиль (большинство известных произведений этого направ­ления выполнено по заказу царя Б. Годунова и его род­ственников) и строгановское письмо (большинство произ­ведений этого стиля связано с заказами купцов Строгано­вых). В иконописи усиливаются элементы своеобразного реализма. В последней четверти века зарождается жанр порт­ретной живописи. Портреты назывались парсунами (от лат. persona «личность»). Техника художников была аналогич­на иконописной — писали на досках, яичными красками. Только в конце века появились первые парсуны, написанные маслом на холсте.

    Изобразительное искусство XVIII в. характеризуется окон­чательной победой светского направления, появлением новых жанров, тесной связью с западноевропейским изобра­зительным искусством. Светская живопись развивалась на ос­нове национальных традиций живописной мастерской Оружей­ной палаты. В то же время отечественные мастера активно осваивали лучшие западноевропейские традиции: в Россию приглашали иностранных художников, а молодых русских живописцев посылали учиться в Италию и Нидерланды. Ве­дущим жанром становится портрет, окончательно вытеснив­ший икону (И.Н. Никитин, А.М. Матвеев).

    Предпринимается попытка создания профессионального театра. В 1672 г. в Москве возник придворный театр. В нем играли немецкие актеры, все роли исполняли мужчи­ны, в репертуаре были пьесы на библейские и легендарно­исторические сюжеты. Театр просуществовал четыре года и не оставил заметного следа в русской культуре, но способ­ствовал расширению сферы духовной жизни русского обще­ства. При Славяно-греко-латинской академии сложился школьный театр.

    Первый драматический профессиональный театр возник в 1750 г. в Ярославле по инициативе купца Федора Волкова. В 1752 г. театр переехал в Петербург, а в 1756 г. указом императрицы был преобразован в Российский театр для пред­ставления трагедий и комедий (с 1832 — Александринский). Первым директором театра стал П.А. Сумароков. Широкое распространение получил крепостной театр: крупнейшие рус­ские вельможи создавали у себя в вотчинах или в столичных домах театры, актерами которых были крепостные. Наиболь­шую известность приобрел возникший еще в XVII в. театр Шереметевых.

    В музыке продолжали развиваться традиционные направ­ления — народная музыка, богослужебное и светское пение. Наибольшее развитие получила народная музыка. Наряду с традиционными обрядовыми и бытовыми песнями широкое распространение получили разбойничьи, бурлацкие, рекрут­ские песни. Профессиональная светская музыка находилась под влиянием итальянской музыкальной школы.

    Большие изменения произошли в образе жизни. Пётр I стремился к тому, чтобы Россия как можно скорее лреодолела разобщённость с Европой. С 1700 г. приказано было вести летоисчисление не по старому обычаю — от «сотворения мира», а по-европейски — от Рождества Христова, и начало нового года праздновать не 1 сентября, а 1 января. Так, 7208 год по старому стилю стал 1700 годом по новому.

    По инициативе Петра происходили важные изменения в быту российских подданных, прежде всего дворян. Заметно менялся городской образ жизни. В 1717 г. был переведен и издан специальный учебник «Юности честное зерцало», где излагались элементарные правила поведения в обществе. В 1718 г. учреждаются ассамблеи, в них предписывалось при­нимать участие и женщинам. Здесь можно было встретиться, обменяться новостями и весело провести время (карты, шах­маты, европейские танцы). Обстановка на ассамблеях долж­на была быть непринуждённой, лёгкой. За нарушение уста­новленных полушутливых правил провинившийся обязан был выпить «большого орла» — кубок с изображением российско­го государственного герба, наполненный крепким вином. Од­нако многие новшества проводились «сверху», нередко путём навязывания чуждых обществу европейских бытовых тради­ций, которые только раздражали подданных. Бритьё бороды не делало русского европейцем, а лишь оскорбляло его рели­гиозные чувства. Происходящие перемены затрагивали толь­ко верхушку общества.

    В целом культура XVII в. представляла собой переходный этап от Средневековья к Новому времени. Она еще сохраняет основные черты средневековой культуры, но уже намечаются новые элементы и новые тенденции. Переоценка ценностей, происходившая в этот период во всех сферах жизни, способ­ствовала обмирщанию культуры и искусства, что проявилось в стремлении к реализму, возрастании интереса к человече­ской личности, возникновении новых жанров и направлений.

    1. в. стал временем дальнейшего развития культуры. Были заложены основы системы образования. Рационализм начал вытеснять религиозную средневековую систему мышле­ния, что придало импульс формированию науки. Совершен­ствовались методы художественного творчества. Расширение международных связей обусловило сближение отечественно­го искусства с западноевропейским, о чем свидетельствует появление общих художественных направлений. Во всех об­ластях культуры победило светское направление, что способ­ствовало расширению сферы художественного творчества.

    Большие изменения произошли в городском образе жизни. Вместе с тем, в пространстве культуры произошло разграни­чение двух ее форм — народной и элитарной дворянской, ори­ентирующейся на западноевропейские ценности. Социокуль­турный раскол оказал негативное воздействие на дальнейшее развитие общества и культуры, в целом на последующие судь­бы России.

    Глава 13

    Традиционные общества Востока в XVI-XVIII вв.

    Т Османская империя. Индия. Китай: империя Цин. Япония.

    Османская империя

    В начале XIV в. в составе султаната сельджукидов выде­лился Османский эмират, который получил свое название от правителя Османа I (1282—1326). В XV в. Османский эми­рат превратился в могущественную империю. В 1453 г. ос­маны взяли штурмом Константинополь. По своему полити­ческому устройству это была военно-феодальная деспотия. В нее вошли почти все земли прежнего арабского халифата, а также Балканы и Крым. Османская Турция стала угрозой для Европы, в том числе и России. Ее флот господствовал в Сре­диземном море, ее войска совершали набеги на европей-ские города.

    Успехи турок в войнах, обеспечивших рост их политиче­ского могущества, во многом были обусловлены динамичной системой социальной организации, восходившей к привыч­ным родо-племенным связям кочевников. Оседая, вчераш­ние воины-кочевники превращались в несущих регулярную воинскую службу кавалеристов-«сипахи», каждый из которых получал за свою службу «тимар» — условное наследственное владение.

    Османское войско состояло из трех частей: конное феодаль­ное ополчение; легкая конница; янычары — корпус регуляр­ной пехоты (от «йени чери» — «новое войско»). Особенно важ­ную роль играл корпус янычар, возникший в XIV в. Перво­начально он набирался из пленных детей и юношей, затем — и через принудительный набор из христианского населения Балкан, Малой Азии и Кавказа. Дети и молодые люди вос­питывались при султанском дворе под опекой дервишей в духе мусульманского фанатизма. Все было подчинено воинскому

    мастерству. Им даже запрещали жениться. Это были муже­ственные и совершенно бесстрашные воины, не боявшиеся смерти, так как были уверены, что попадут в рай, где их ждет вечное блаженство.

    По мере роста империи ее внутренняя структура усложня­лась. Менялась и внутренняя система управления. Государ­ственный аппарат, как и вся система администрации, был близок к тому классическому эталону, который соответствует генеральной схеме командно-административной структуры традиционного Востока. Все земли империи считались госу­дарственными, а распоряжался ими от имени султана аппарат власти. На завоеванных территориях формы землевладения частично изменялись, частично оставались прежними, но при этом приводились в соответствие с порядками, которые были приняты в империи.

    Однако власть самого султана была наиболее слабым зве­ном системы. Отсутствие неоспоримого права старшего сына на трон вело к конфликтам, нередко перерастающим в оже­сточенную борьбу за власть. У любвеобильных правителей были огромные гаремы и, соответственно, много наследников. Поэтому при дворе чуть ли не официально закрепилась жесто­кая практика убийства всех своих братьев и ближайшей родни воцарившимся султаном.

    Возглавлявшаяся великим везиром военно-административ­ная система являла собой костяк всей структуры империи. Страна к XVI в. была разделена на 16 крупных областей, воз­главлявшихся губернаторами, подчиненными великому везиру и отвечавшими за положение дел в своих областях. Губерна­торам, в свою очередь, подчинялись уездные военачальники- управители, ответственные за свои уезды.

    В судебно-религиозной системе важную роль играли кади- аскеры, на местах — мусульманские судьи-кади, которые от имени ислама и по поручению властей решали все судебные дела, касавшиеся мусульман. Кроме того, кади выступали в роли нотариусов, фиксировавших документы и сделки, а так­же посредников, разрешавших торговые, финансовые и про­чие споры, контролеров, следивших за регламентацией дохо­дов и т.д.

    «Золотым веком» империи стало правление
    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   62


    написать администратору сайта