Главная страница
Навигация по странице:

  • Константин Великий

  • Юстиниане I

  • Франкского коро­левства.

  • Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту (третьего поколения)


    Скачать 1.16 Mb.
    НазваниеСоответствует Федеральному государственному образовательному стандарту (третьего поколения)
    Дата18.09.2022
    Размер1.16 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаSamygin.docx
    ТипДокументы
    #683038
    страница5 из 62
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   62
    система вассалите­та. Во главе иерархии стоял король — верховный сюзерен. На второй ступени феодальной лестницы находились непо­средственные вассалы короля. Это были крупные феодалы — герцоги, графы; архиепископы, епископы, аббаты. По гра­моте, полученной от короля, они обладали различными ви­дами иммунитета (от лат.: «неприкосновенность»). Феодалы такого уровня могли сами чеканить собственную монету, ко­торая нередко имела хождение не только в пределах данного поместья, но и вне его. Подчинение таких феодалов королю часто было просто формальным. На третьей ступени фео­дальной лестницы стояли вассалы герцогов, графов, епис­копов — бароны. Они пользовались фактическим иммуните­том в своих поместьях. Еще ниже располагались вассалы ба­ронов — рыцари. У некоторых из них также могли быть свои вассалы — еще более мелкие рыцари, у других — были в под­чинении только крестьяне.

    Еще одной характеристикой европейского средневекового общества была определенная ментальность людей, характер общественного мировоззрения и связанный с ним повседнев­ный уклад жизни. Наиболее существенными чертами средне­вековой культуры были резкие контрасты между богатством и бедностью, знатным происхождением и безродностью — все выставлялось напоказ. Особенностью общества было великое множество ограничений и условностей, но тот, кто мог их «прочитать», знал их код, получал важные дополнительные сведения об окружающей его реальности. Так, каждый цвет в одежде имел свое назначение: голубой трактовался как цвет верности, зеленый — как цвет новой любви, желтый — как цвет враждебности.

    В период раннего Средневековья (V—X вв.) значительно расширяется территория, на которой идет образование запад­ноевропейской цивилизации. Наиболее важным процессом в социально-экономической сфере было становление фео­дальных отношений, стержнем которых явилось формиро­вание феодальной собственности на землю. Формируются два основных класса феодального общества: феодалы, ду­ховные и светские, — собственники земли, и крестьяне — держатели земли.

    Византия. Основателем Византийской державы, ставшей составной частью христианской цивилизации, считается рим­ский император Константин Великий (306—337). Этот импе­ратор сочувствовал христианам и помогал распространению новой религии в Римской державе. Он и сам принял христи­анство, став первым христианским правителем Римской им­перии. Позже церковь причислила императора Константина к лику святых.

    В 395 г., когда после смерти римского императора Феодо­сия единая Римская империя разделилась на Восточную и За­падную части, начинается история Византии как самостоя­тельного государства. Впрочем, Восточно-Римскую империю только в XVII в., уже после ее гибели, историки стали назы­вать Византией. Сами подданные империи продолжали счи­тать себя римлянами (по-гречески: «ромеи»), а свое государ­ство — Римской (Ромейской) империей. Первоначально Ви­зантийская империя включала в себя Балканский полуостров, Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет и другие земли. Языком общения народов, населявших империю, был гре­ческий.

    Восточная империя меньше пострадала от опустошитель­ных набегов варваров. В ее пределы входили страны древ­нейшего земледелия, снабжавшие империю зерном, оливко­вым маслом, вином; во многих областях было развито ското­водство. В отличие от Западной Европы, где города обезлю­дели, в Византии продолжали существовать возникшие еще в

    древности оживленные города — центры ремесла и торговли. Византийская империя была христианским государством. Церковью управляли епископы крупнейших городов, которые назывались патриархами. С конца V в. главным из них стано­вится патриарх Константинополя. Богослужение, в отличие от Западной Европы, велось на греческом, но допускались и другие языки.

    Власть императора (василевса) Византии была огромной. Он являлся одновременно главой правительства, высшим су­дьей и главнокомандующим большого, хорошо обученного на­емного войска. В Византии про императора говорили, что он «ниже только Бога и следует сейчас же за Богом». Наи­большего могущества империя достигла при Юстиниане I (527—565). Он происходил из бедной крестьянской семьи. Его дядя Юстин выслужился из простых солдат до звания полко­водца и, силой овладев престолом, стал императором. Юс­тин приблизил своего племянника ко двору, дал ему хорошее образование. После смерти дяди Юстиниан I унаследовал престол. Император Юстиниан I обладал немалой политиче­ской мудростью и смелостью. Он значительно обновил жизнь империи реформами, оживил международную торговлю, став­шую не только средством пополнения государственной каз­ны, но и источником благоденствия всего народа. Важным достижением Юстиниана было создание свода римского пра­ва. Он приказал свести и упорядочить разнообразные учения и мнения знаменитых римских юристов, живших ранее. Рим­ское праю до сих пор лежит в основе гражданского права боль­шинства стран.

    Своеобразие византийской цивилизации заключалось в синтезе античных институтов и идей с восточно-христиан­ской картиной мира. Византия сумела сохранить все основ­ные элементы наследства предшествующей римской циви­лизации — крупные города с преобладанием ремесла и тор­говли, рабовладение в сочетании с общинным земледелием, развитую культуру, в которой преобладали греческие элемен­ты, сильное государство с развитым римским правом. Пере­ход Византии к феодальным отношениям был менее болез­ненным, чем на Западе. Здесь сохранялись ранее созданные культурные ценностей и города — центры цивилизационного

    развития. В основном, это был долгий процесс изживания рабовладения внутри самого византийского общества и столь же сложный процесс рождения новых социально-экономиче­ских отношений.

    Своеобразие византийской истории заключалось в наличии трех важнейших.факгоров развития. Первым из них была по­стоянная военная опасность. Византии приходилось отражать натиск сначала иранцев, арабов, тюркских кочевых племен; затем — славян, тюрок-сельджуков; наконец — европейцев- крестоносцев и турок-османов. Вторым фактором самобыт­ности византийской цивилизации явился синтез позднеантич- ных и восточных традиций. Духовным стержнем, определяв­шим целостность и своеобразие византийской цивилизации, явилось православие (восточная ветвь христианства). Право­славие провозгласило верность традиции и неизменность иде­алов. В основе православного вероучения положены Священ­ное писание (Библия) и Священное предание (постановле­ния Вселенских и Поместных Соборов, творения «отцов цер­кви», жития святых и т.д.) Православие учило, что земная жизнь коротка, а загробная — вечна. Чтобы обрести спасение в загробной жизни, человек в земной жизни должен строго следовать христианским догматам и предписаниям церкви. Православные традиции отразились в ментальности и культу­ре византийской цивилизации, оказали влияние на форми­рование и развитие государственности.

    Начиная с VI в., в пределы империи с севера вторгаются славянские племена. Постепенно они засеЛили ряд областей Балканского полуострова и приняли христианство. Для про­свещения славян в их земли из Византии прибыли братья-про­поведники Кирилл и Мефодий (863). Они создали на основе греческого славянский алфавит, которым мы пользуемся и по­ныне.

    В VII—IX вв. Византийская империя переживала глубо­кий кризис. С моря на Константинополь обрушились арабы. Более полувека отважные воины ислама не давали покоя Ви­зантии. Весь VIII век проходил в войнах с болгарами. Вос­точная Римская империя оставалась империей лишь по назва­нию. Но цивилизация устояла перед натиском варваров. Кон­стантинопольские чиновники пытались наладить управление

    и разделили страну на области — фемы — с сильной граждан­ской и военной властью стратегов. Но это лишь осложнило ситуацию: полуварварские фемы не желали подчиняться Кон­стантинополю и поднимали мятежи. Кроме того, империя была взбудоражена иконоборческим движением внутри хри­стианства, продолжавшимся более ста лет. Смута привела к тому, что попирались все законы, в запустении оказались мо­настыри, сожжен был университет. ВIX веке зародилось хри­стианское движение «павликиан» — последователей старца Константина, проповедовавшего Новый завет с посланиями апостола Павла. В середине IX века павликиане с оружием в руках прошли по Малой Азии, истребляя неверных. Импера­тор Василий I одолел павликиан, но принял многие из их требований. С этого времени началось возрождение цивили­зации и возрождение греческой учености.

    Конец IX в. ознаменовал восстановление империи: госу­дарство снова стало регулировать отношения между граждана­ми; Василий I переиздал законы Юстиниана; была создана сильная армия и укрепилась роль военной знати; началось воз­рождение древних наук и искусств; были восстановлены горо­да и ремесла; церковь поднялась на небывалую прежде высо­ту. Существенными были и изменения в общественном строе Византии. Огромную роль стало играть жестко централизо­ванное государство. Особая роль государственных начал по­лучила теоретическое обоснование, что способствовало фор­мированию специфической ментальности византийцев. Счи­талось, что наряду с единым Богом, единой истинной верой и единой истинной церковью, должна существовать и единая христианская империя. Императорская власть приобретала сакральные (священные) функции, ибо она самим своим су­ществованием обеспечивала спасение рода человеческого. Это был комплекс своего рода мессианских идей, где роль мес­сии, спасителя, закреплялась за империей.

    В VIII—IX вв. в Византии развернулось иконоборческое движение. Иконоборцы утверждали, что почитание креста и икон (т.е. изображений Иисуса, Девы Марии, святых) есть поклонение предметам, а не Богу. Иконопочитатели счита­ли, что в кресте и иконах присутствует божественная сила. Иконоборцев долгое время поддерживали императоры, по их приказу иконопочитателей казнили и ссылали, иконы унич­

    тожали, церковные земли забирали в казну. Причиной кон­фликта были огромные ценности, скопившиеся в руках церк­ви, что превращало ее в независимую от императора силу. В конце концов спор завершился тем, что почитание свя­щенных предметов (в том числе икон) было восстановлено, но при этом большую часть отобранных у церкви земель ей не вернули.

    Империя постепенно теряла принадлежащие ей земли (так, вскоре после смерти Юстиниана германское племя лангобар­дов захватило большую часть Италии, в VII в. арабы завладе­ли Палестиной, Сирией, Египтом, Северной Африкой). Периодически византийцам удавалось совершать удачные во­енные походы, отвоевывая часть земель (в VIII в. у арабов — часть Малой Азии, Сирии и Закавказья, в 1018 г.— завоева­ние Болгарии). Итогом всех этих войн было ослабление им­перии и сокращение территории сравнительно со временем Юстиниана в несколько раз.

    В середине XI в. Великая Степь выплеснула новую волну воинственных кочевников. Конная лавина тюрок прокатилась по равнинам Персии и хлынула через византийские границы. В первом же решающем столкновении римская армия была разгромлена. После этого тюрки-сельджуки заняли почти всю Малую Азию, а также Сирию и Палестину — Святую землю. Военная знать Византии подняла мятеж и посадила на пре­стол своего вождя Алексея I Комнина. Не в силах выдержать напора победоносных тюрок, император обратился за помо­щью к христианам Запада.

    В конце XII в. Византия слабеет и теряет Болгарию, Сер­бию, Венгрию, территории в Греции и Малой Азии. С 1096 г. начались крестовые похода, причем к началу XIII века внут­реннему миру среди христиан пришел конец. Богатая Визан­тия всегда привлекала западноевропейских рыцарей, смотрев­ших на нее с чувством зависти, презрения и недовольства. В 1204 г. объединенное войско крестоносцев из различных стран Европы штурмом овладело Константинополем (Четвер­тый крестовый поход) и разгромило ослабевшую Византий­скую империю. На землях Византии захватчики создали но­вое государство — Латинскую империю. Власть византийско­го императора сохранилась в Малой Азии. Византийцам по­степенно удавалось отвоевывать у Латинской империи некоторые области. В 1261 г. они освободили Константино­поль, но восстановленная Византия была тенью некогда мо­гущественной империи и уже не играла значительной роли в мировой политике.

    В XV в. Византия была завоевана турками. Осажденный двухсотгысячным войском султана Мехмета II, в мае 1453 г. пал Константинополь. Последний византийский император Константин XI Палеолог погиб в бою.

    Русь. Исторически феномен Руси-России в основных сво­их чертах сложился в эпоху Московского государства. Од­нако корни его носят более глубокий характер и являются общими для трех славянских народов — русских, украин­цев, белорусов.

    Важным рубежом в истории Руси стало появление государ­ственности. На складывание государства и его населения ока­зывает влияние ряд факторов, и, в первую очередь, таких, как географическое положение, климатические и природные условия. Восточная половина Европы представляет собой рав­нину, ограниченную четырьмя морями — Белым, Балтий­ским, Черным и Каспийским, и тремя горными хребтами — Карпатами, Кавказом и Уралом. К морям направляются мно­гочисленные реки с их притоками, которые в древние време­на служили главным средством сообщения людей. Тысячеле­тие назад вся северная часть Восточно-Европейской равнины отличалась суровым, холодным климатом, была покрыта дре­мучими хвойными и лиственными лесами, многочисленны­ми озерами и болотами. Климат в средней полосе Восточно- Европейский равнины континентальный: на смену жаркому, сравнительно короткому лету с непродолжительной активно­стью растительного покрова приходит долгая холодная и снеж­ная зима.

    Все эти природные условия оказывали разностороннее вли­яние на образ жизни народов Восточно-Европейской равни­ны. В лесной полосе, где после своего расселения в основ­ном и проживали восточные славяне, вся жизнедеятельность людей была связана с лесом. Его использовали как строитель­ный материал, топливо, для изготовления домашней утвари и т.д. С лесом были связаны основные промыслы: охота и бортничество — сбор меда диких пчел. Мясом животных, добытых на охоте, люди питались, из их шкур делали одеж- лу, а мед использовали для изготовления сладостей и напит­ков. В лесу же местные жители скрывались от нашествия вра­гов. Не менее благотворное влияние на жизнь людей оказы­вали и реки. Они служили средством сообщения между пле­менами, снабжали людей рыбой для еды и для обмена. По берегам рек шло расселение славянских племен, строи­лись поселения — вначале небольшие деревушки, а затем относительно крупные села и города. Речные пути со вре­менем приобрели международное значение, они соединяли не только отдельные племена, но и различные народы и страны.

    Наиболее важным был водный торговый путь из Сканди­навии в Византию — путь «из варяг в греки». Он шел с севера на юг, из Балтийского (Варяжского) моря по реке Неве в Ла­дожское озеро, далее по реке Волхов в озеро Ильмень, из него по реке Ловать, затем мелкими речками и волоком к верховь­ям Днепра и далее по Днепру вниз к Черному морю. Таким образом, у восточных славян осуществлялась связь с причер­номорскими греческими колониями, а через них с Византи­ей. Другой международный речной путь «из варяг в персы» шел на юго-восток по притокам Верхней Волги и дальше в земли волжских булгар, затем через Хазарский каганат — в Каспийское море.

    Социально-политическое развитие Европы

    Политическая история Европы началась с Франкского коро­левства. Первым известным нам правителем франков был Хлодвиг, потомок легендарного короля Меровея, по имени которого эту династию называли Меровингами. Им было со­здано в конце V в. крупнейшим в Европе государство фран­ков. Потомков Хлодвига, правивших Франкским государ­ством до середины VIII в., называют Меровингами. Объеди­нив под своей властью франков, Хлодвиг разгромил вой­ско римлян в битве при Суассоне (486) и подчинил себе Северную Галлию.

    Постепенно произошло сближение двух народов — франков и местных жителей (потомков галлов и римлян). Все населе­ние Франкского государства стало говорить на одном наре­чии, в котором латынь смешалась с германскими словами. Это наречие позже легло в основу французского языка. Однако в письме применялся только латинский язык, на нем при Хлод- виге была произведена первая запись судебных обычаев фран­ков
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   62


    написать администратору сайта