Главная страница

Курсовая. Составление математических квестов в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности


Скачать 70.5 Kb.
НазваниеСоставление математических квестов в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности
АнкорКурсовая
Дата02.04.2023
Размер70.5 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаvlasova_kursovaya_vneurochka (1).docx
ТипКурсовая
#1031682
страница1 из 3
  1   2   3

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Анапский филиал

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

«Московский педагогический государственный университет»

(Анапский филиал МПГУ)

Регистрационный №________________________________________________

Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах

(шифр) (название)
Студент Власова Татьяна Владимировна Курс 3

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: СОСТАВЛЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ КВЕСТОВ В РАМКАХ ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дата выполнения « » 2022 г.

Преподаватель – рецензент Григорян Зулал Завенович

Результат выполнения (оценка)

Подпись преподавателя – рецензента

Анапа

2022

Оглавление
Введение…………………………………………………………………..……….3

Глава 1. Теоретические основы составления математических квестов в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности……………..7

1.1. Характеристика общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности………………………………………………………………………7

1.2. Методические основы использования квест-технологии………………13

Глава 2. Практическая работа по составлению математических квестов в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности……22

2.1. Проведение математического квеста в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности ………………………………………..22

2.2. Анализ проведенного математического квеста в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности ……………29

Заключение……………………………………………………………………….33

Библиографический список……………………………………………………..35

Введение

В современном образовательном процессе появляются новые технологии и формы взаимодействия педагогов с активизация самостоятельной деятельности и непосредственное участие детей в образовательном процессе.

Последние пять лет квесты стали повсеместно использоваться в дошкольных детских образовательных организациях, в школе и средних профессиональных учреждениях, в вузах, в военных учебных заведениях, в системе дополнительного образования и др. - и процесс этот развивается поистине стремительно.

Особое место квесты стали занимать в области духовно-нравственного воспитания, в том числе, в воскресных школах. И если еще 5 лет назад в педагогическом сообществе велись жаркие споры о допустимости использования этих технологий в образовании, поскольку полностью происходило их отождествление с компьютерными и ролевыми играми (что уже само по себе вызывало неоднозначное отношение), то в области духовной некоторые педагоги говорили о недопустимости использования даже самого термина в этой тонкой образовательной области.

Сегодня уже признано положительное значение реализации названной интерактивной технологии в образовательном процессе, замены названия «квест» не найдено: игра по станциям, приключения, экскурсии, фото-кроссы, мозговые штурмы и т.п. являются самостоятельными формами организации учебного и воспитательного процесса. В связи с этим образовательная квест-технология прочно заняла свою особую педагогическую позицию

Квест-технология – это инновационная форма организации образовательной деятельности учеников, так как она способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка в ходе решения поисковых задач. Становятся интерактивные формы, позволяющие задействовать всех участников, реализовать их творческие способности, воплотить имеющиеся знания и навыки в практической деятельности. К таким формам организации образовательной деятельности мастер-класс, проектная деятельность, создание проблемных ситуаций, экспериментирование. Все эти формы могут существовать как отдельно взятые элементы, а могут сочетаться между собой и варьироваться педагогом при планировании того или иного вида детской деятельности или совместного мероприятия с родителями и детьми.

Особенно хорошо они сочетаются в квест-технологии, или как его еще называют образовательный квест, который чаще всего пользуется взрослых, благодаря неординарной организации образовательной деятельности и захватывающего сюжета. В основе концепции данной технологии лежит идея организации самостоятельной деятельности обучающихся с целью их личностного развития в команде при решении главной проблемы квеста (центрального задания), выполнении дополнительных заданий и продвижения по сюжету с использованием навигаторов, подсказок, информационных ресурсов сети Интернет. При реализации технологии необходимо создавать дружескую атмосферу, стимулировать обучающихся к самостоятельному поиску и творчеству.

Внеурочная деятельность по предмету – это важная часть образовательного процесса, ресурс, позволяющий максимально использовать системно-деятельностный подход в обучении и ИКТ –технологии. Как организовать внеурочное занятие так, чтобы всем детям было интересно? Конечно, образовательный квест! Данная технология является инструментом для достижения предметных и метапредметных результатов, повышает мотивацию к учению, развивает универсальные учебные действия и творческий потенциал личности ребенка. В данной технологии можно оценить не только полученные знания, но и педагогический эффект от включения школьников в «добывание знаний», их логическое и практическое применение, то есть включение их в информационную деятельность, формирование ИКТ-компетентностей обучающихся.

Чтобы занятия не были однообразны, использую элементы технологии образовательного квеста. Конечно, не на каждом занятии есть возможность продумать сюжетную линию, связанную с прохождением темы.

Объект исследования – реализация общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности.

Предмет исследования – составление математических квестов в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности.

Цель исследования – составить и провести математический квест в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности во 2 классе.

Задачи исследования:

  1. Охарактеризовать общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности.

  2. Проанализировать методические основы использования квест-технологии.

  3. Провести математический квест в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности.

  4. Проанализировать проведенный математический квест в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности.

Теоретической базой исследования послужили работы таких авторов как: Попова И.Н., Пяткина, Н. П., Равен Дж. и другие.

Методы исследования: общетеоретическое исследование психолого-педагогической литературы и педагогическая разработка.

База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 муниципального образования город-курорт Анапа имени Героя Российской Федерации Вячеслава Михайловича Евскина. 2 «Ж» класс. Классный руководитель: Тептерева Евгения Валерьевна.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих 4 параграфа, заключения, библиографического списка.

Глава 1. Теоретические основы составления математических квестов в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности

    1. Характеристика общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности

Под «внеурочной деятельностью» в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Содержательным дополнением к пониманию сути внеурочной деятельности является определение внеучебной деятельности, сформулированное в методических рекомендациях по организации внеучебной деятельности учащихся начальной и основной школы (1–9-х классов): это «понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Таким образом, внеурочная деятельность понимается преимущественно как деятельность, организуемая во внеучебное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.

Сегодня внеурочная деятельность определяется как составная часть учебно-воспитательного процесса и одна из форм организации свободного времени учащихся, цель которой — создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением её в учебный план (пока это учебный план 1–4-х классов), но и новым взглядом на образовательные результаты.

В соответствии с ФГОС внеурочная деятельность, кроме образовательных, призвана решить целый ряд очень важных задач: обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка в школе; снизить его учебную нагрузку; улучшить условия для развития; учесть возрастные и индивидуальные особенности.1

Во внеурочной деятельности выделяются следующие направления развития личности: спортивно – оздоровительное, духовно нравственное, социальное, общеинтеллектуальное и общекультурное.2

Общеинтеллектуальное направление базируется на организацию научно-познавательной и проектной деятельности обучающихся.

Внеурочная познавательная деятельность школьников может быть организована в форме факультативов, кружков познавательной направленности, научного общества обучающихся, интеллектуальных клубов (по типу клуб «Что? Где? Когда?»), библиотечных вечеров, дидактических театров, познавательных экскурсий, олимпиад, викторин и т. п.

Приобретение обучающимися социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни можно достичь лишь в том случае, если объектом познавательной деятельности детей станет собственно социальный мир, т. е. познание жизни людей и общества: его структуры и принципов существования, норм этики и морали, базовых общественных ценностей, памятников мировой и отечественной культуры, особенностей межнациональных и межконфессиональных отношений.

В связи с этим педагогам рекомендуется инициировать и организовывать работу школьников с воспитывающей информацией, предлагая им обсуждать её, высказывать своё мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, нравственных и безнравственных поступках людей, героизме и малодушии, войне и экологии, классической и массовой культуре и других экономических, политических или социальных проблемах нашего общества. Поиск и предъявление школьникам этой информации не должны затруднять педагога, так как её можно найти в самых разных предметных областях познания.

При обсуждении такой информации эффективны внутригрупповые дискуссии.

В рамках работы клуба любителей книги или вечеров семейного чтения можно проводить социально ориентированные акции по сбору книг для библиотеки сельской школы, находящейся в глубинке.

В кружках по предметам школьники могут изготавливать наглядные пособия или раздаточный материал для учебных занятий в школе и передавать их в дар учителям и ученикам. Деятельность предметных факультативов может стать социально ориентированной, если его члены возьмут индивидуальное шефство над неуспевающими школьниками младших классов.

Деятельность членов научного общества учащихся рекомендуется в этой связи ориентировать на исследование окружающего их микросоциума, его злободневных проблем и способов их решения.

Особое внимание уделяется исследовательским проектам школьников.

Задачи внеурочной деятельности в рамках общеинтеллектуального направления:

Контролирующая. Выявление состояния знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития, изучение степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда. Сравнение планируемого результата с действительным, установление эффективности используемых методов, форм и средств обучения.

Обучающая. Совершенствование знаний и умений, их обобщение и систематизация. Школьники учатся выделять главное, основное в изучаемом материале. Проверяемые знания и умения становятся более ясными и точными.

Диагностическая. Получение информации об ошибках и пробелах в знаниях и умениях и порождающих их причинах. Результаты диагностических проверок помогают выбрать более интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования методов и средств обучения.

Прогностическая. Получение опережающей информации: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения следующей порции учебного материала. Результаты прогноза используют для создания модели дальнейшего поведения учащегося, допускающего сегодня ошибки данного типа или имеющего определенные пробелы в системе приёмов познавательной деятельности.

Развивающая. Стимулирование познавательной активности учащихся. Развитие их речи, памяти, внимания, воображения, воли, мышления.

Ориентирующая. Получение информации о степени достижения цели обучения отдельным учеником и классом в целом. Ориентирование учащихся в их затруднениях и достижениях. Вскрывая пробелы, ошибки и недочеты, указывать направления приложения сил по совершенствованию знаний и умений.

Воспитывающая. Воспитание у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, честности, настойчивости, привычки к регулярному труду, потребности в самоконтроле.3

Плодотворным для общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности является математический материал, в частности, различные математические задачи: арифметические, логические, комбинаторные, геометрические. Овладение учащимися способами решения математических задач способствует не только развитию логического, алгоритмического мышления и воображения учащихся, но и эффективно в плане формирования универсальных учебных действий (УУД). В начальном математическом образовании постоянно возрастает роль логических задач, так как в них заложены большие возможности для формирования УУД, развития мышления учащихся и их математических способностей, а также подготовки учащихся к решению проблем, возникающих в повседневной жизни.

В начальной школе внеурочная работа занимает важное место. Ориентирование на расширение и углубление базовых знаний и умений, развитие способностей и познавательного интереса, организация социальной деятельности школьников - в этом и заключается актуальность внеурочной работы. У внеклассной работы больше возможностей в реализации воспитательных функций каждой дисциплины. В современной школе очень важно заинтересовать учащихся преподаваемой дисциплиной, повысить мотивацию к обучению. Достичь этого можно только лишь через продуманную систему внеурочной деятельности, поэтому внеклассная работа была и есть важное звено в учебно-воспитательном процессе. Реформа школы требует усиления связи между обучением, воспитанием и развитием детей. Большими резервами в решении поставленной задачи обладает взаимосвязанная урочная и внеурочная работа учащихся по разным предметам, в частности, по математике. Учащиеся начальных классов нуждаются в том, чтобы их первоначальное и последующее знакомство с математическими истинами носило не сухой характер, а порождало бы интерес и любовь к предмету, развивало бы в учащихся способность к правильному мышлению, острый ум и смекалку и, тем самым, вносило бы оживление в преподавание предмета.

Внеурочную деятельность можно рассматривать, как здоровьесберегающее внеурочное пространство, в котором ребёнок в комфортной и безопасной эмоционально-благополучной атмосфере становится субъектом собственного образования, полноценно проживает детство, делает открытия, выбирает то, что близко его природе, что отвечает его потребностям, удовлетворяет его разнообразные интересы. В этом пространстве он сможет максимально проявить свои личностные качества в совместной деятельности со своими сверстниками.

Таким образом, использование данных технологий позволяют равномерно во время занятия распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, создавать комфортные психолого-педагогические условия для всестороннего раскрытия и реализации творческих способностей учащихся, что дает положительные результаты в обучении.4

    1. Методические основы использования квест-технологии



Образовательный квест – интегрированная технология, объединяющая идеи проектного метода, проблемного и игрового обучения, взаимодействия в команде и ИКТ; сочетающая целенаправленный поиск при выполнении главного проблемного и серии вспомогательных заданий с приключениями и (или) игрой по определённому сюжету.

Образовательный квест является интерактивной технологией, позволяет решить следующие задачи:

1. Образовательную - вовлечение каждого обучающегося в активный познавательный процесс через организацию индивидуальной и групповой деятельности;

2. Развивающую - развитие интереса к предмету, творческих способностей, воображения учащихся; формирование навыков исследовательской деятельности, умений самостоятельной работы с информацией, расширение кругозора, эрудиции, мотивации;

3. Воспитательную - воспитание личной ответственности за выполнение задания, воспитание уважения к достижениям математики.

Изменения, происходящие в современном информационном обществе, влияют на все сферы жизни человека, безусловно, и на образование. Наблюдается трансформация целей и смыслов образования от передачи постоянно накапливающейся информации от поколения к поколению к освоению способов, средств мышления и умений разносторонне работать с большими потоками информации (уметь найти, анализировать, аргументировать, оценивать, интерпретировать, «уплотнять» информацию и др.), на основе чего самостоятельно и ответственно делать выбор.

Квест (заимствование англ. Quest) - «поиск, предмет поисков, поиск приключений, исполнение рыцарского обета». В обиход это слово пришло из мифологии и литературы, где оно изначально обозначало один из способов построения сюжета - путешествие персонажей к определенной цели через преодоление многочисленных трудностей (миф о Персее, 12 подвигов Геракла и др.). При этом герои встречают множество персонажей, которые либо помогают, либо мешают им.

Часто выполнение квестов связано с решением нравственно-этических задач, мотивы могут быть разными: от личной выгоды, поиска приключений, до государственного служения, защиты правительства и Родины («Три мушкетера» А.Дюма и др.). Большую популярность подобные сюжеты получили в рыцарских романах, в частности, один из наиболее знаменитых квестов рыцарей Круглого Стола - поиски Святого Грааля.

Особенно активно этот прием стал использоваться с начала XX века в жанре фэнтези, который весьма тесно связан сегодня с ролевыми играми, в которых термин «квест» немного изменил свой смысл. Таким образом, по сути, квесты существовали еще в эпоху древних цивилизаций. Но привлечением квеста в школу мы обязаны развитию компьютерных технологий в конце XX века. Таким образом, прародителями реальных квестов являются компьютерные игры, в которых игрокам приходилось решать головоломки, преодолевать препятствия, чтобы их компьютерный герой дошел до конца игры в виртуальном мире.

В разное время люди пытались отыскать клад, зарытый пиратами и оставившими зашифрованную карту или верили, что можно найти сказочное дерево или какой-либо предмет, которые могут принести счастье и т.п.

До определенного времени квесты и педагогика существовали параллельно и не были связаны между собой. Революция в этом вопросе произошла благодаря компьютерным технологиям.

В педагогику квесттехнология пришла из мира компьютерных игр в конце XX века. Компьютерная компания «Sierra» в 90-е годы прошлого века выпустила серию игр King's Quest, Space Quest, Police Quest и т.п., которые пришлись по вкусу геймерам.5

Все начиналось с квестов, в которых главный герой должен был решить определенную задачу, к примеру, обезвредить дракона. Для достижения этой (или какой-либо другой) цели герою необходимо было выполнить ряд второстепенных заданий (скажем, найти меч или раздобыть снотворное, чтобы усыпить дракона), а выполнение этих задач было в свою очередь сопряжено с рядом следующих действий и т.д. Также по всему миру начали появляться невиданные до этого развлекательные учреждения, где клиентам было предложено попытаться выйти из запертой комнаты, разрешив множество трудных задач. Такие заведения стали называться «эскейп-румами».

Таким образом, квесты стали завоевывать сердца людей. Эскейп-рум (Real-life room escape) – это интеллектуальная игра, в которой игроков запирают в помещении, из которого они должны выбраться за время, ища предметы и решая головоломки. Некоторые представители жанра также включают в себя детективный или иной сюжет, чтобы погрузить игроков в уникальную атмосферу. 6

Игры такого типа возникли из идеи перенести в реальность браузерный квест типа escape the room, которые были популярны в начале 2000-х гг. (например, Crimson Room).

Впервые термин «квест» в качестве образовательной технологии был предложен летом 1995 года Берни Доджем (Bernie Dodge), профессором образовательных технологий Университета Сан-Диего (США). 7

Ученый разрабатывал инновационные приложения Internet для интеграции в учебный процесс при преподавании различных учебных предметов на разных уровнях обучения. Квестом он назвал сайт, содержащий проблемное задание и предполагающий самостоятельный поиск информации в сети Интернет.

Попытки расширить и дополнить определение Берни Доджа были предприняты Томасом Марчем, которой значительно детализировал понятие и представил ряд теоретических формулировок, помогающих глубже проникнуть в суть технологии квеста.

Квест (или веб-квест), - по мнению Т. Марча, - это построенная по типу опор учебная структура, использующая ссылки на существенно важные ресурсы в Интернете и аутентичную задачу с тем, чтобы мотивировать учащихся к исследованию какой-либо проблемы с неоднозначным решением, развивая тем самым их умение работать как индивидуально, так и в группе (на заключительном этапе) в ведении поиска информации и ее преобразовании в более сложное знание (понимание). Лучшие из квестов достигают это таким образом, что учащиеся начинают понимать богатство тематических связей, легче включаются в процесс обучения и учатся размышлять над собственным познавательным процессом.

Важно понимать, что реформы в сфере образования и модернизация современного общества неизбежно ставят педагога в ситуацию необходимости совершенствования собственных знаний, пересмотра профессиональных взглядов на поиски новых форм, приемов и технологий при организации образовательного процесса, расширения жизненного опыта во взаимодействии с детьми, их родителями и своими коллегами. Но при этом необходимо помнить, что нельзя увлекаться квестом как формой в ущерб содержанию. Применение в духовно-нравственном воспитании квестов с бездуховным и антинравственным содержанием, пусть даже реальных путешествий по лабиринтам страха и комнатам ужасов, недопустимо.

Подводя краткий итог, можно сказать, что в отличие от компьютерных квестов, квесты в «реальности» еще только развиваются, их история не насчитывает и десятилетия.

Структура образовательного квеста.

Очевидно, что квест-технологии, созданные на основе компьютерных игр, обязательно имеют ряд сходств с ними (вспомним при этом идеи программированного подхода в обучении).

Во-первых, это достижение конечной цели через поиск промежуточных решений задач самого разного уровня сложности.

Во-вторых, это система подсказок, которая помогает определять способ решения, или его направление. Но они встречаются не всегда, что зачастую осложняет поиск правильного решения. Часто требуется на определенном этапе самому найти и сформулировать подсказку, которая поможет двигаться дальше.

Очевидно, что важен как первый, так и второй подход, который может служить стимулом для творческого мышления и поиска нестандартных решений. При этом рассмотрение этих подходов следует применять не к отдельно взятому участнику, а, наверное, даже к целой команде, ведь на современном этапе в подобной деятельности только совместные действия могут обеспечить наилучший результат.

В-третьих, наличие четкой структуры самого квеста. Несмотря на то, что отечественные педагоги по-разному понимают квест как образовательную технологию, почти все они сходятся во мнении, что квест должен выстраиваться по строгой модели.

Можно заметить, что выделяются четкие этапы квеста:

- постановка образовательной задачи (введение) и распределение ролей;

- список заданий (этапы прохождения, список вопросов и заданий, подсказки, найти которые можно только на месте и т. д.);

- порядок выполнения поставленной задачи (маршрут, который может быть представлен в самой разной форме, при этом определятся штрафы и бонусы);

- конечная цель (приз как индивидуальный, так и командный, рефлексия по итогам совершенной деятельности).

В-четвертых, исходя из вышесказанного, можно заметить, что квест-технология для дошкольников или точно такой же процесс для подростков и студентов, или даже для взрослых, вполне совместимы между собой. Разница будет заключаться лишь в сложности поставленных заданий и их содержания, а также в методике поиска оптимального решения по достижению конечной цели.

Очевидно, что данное замечание весьма важно для определения универсальности образовательной квест-технологии, которая позволит разрабатывать разные методики применительно к самым разным группам участников.

Этапы подготовки, организации и проведения образовательных квестов.

В литературе, посвященной разработке образовательных квестов, уже выработалась определённая логика в изложении последовательности этапов их подготовки, организации и проведения.

Уже понимая структуру реального образовательного квеста, педагогу, который разрабатывает его, необходимо определить, в первую очередь, цель - получить удовольствие и познавательную пользу от игры на всех ее стадиях: составлении задания, решении, обсуждении результатов.

Задачи в квесте – это проблемные ситуации с явно заданной целью, которую необходимо определить с помощью разнообразных действий (умозаключения, вычисления, перемещения элементов и т.п.), не предполагающие инструкций по их выбору и выполнению. Решение задач обычно требует определённых знаний и размышлений. Требуемое решение промежуточных задач может содержать: получение нового знания; установление неких связей (отношений) между элементами ситуации и прочее.

Надо отметить, что составление заданий для образовательного квеста - довольно нелегкое дело.

Общие рекомендации, которые способны предупредить составителей о возможных ошибках, проблемах, которые могут потом сказаться на ходе решения квестов, вызвать непонимание, раздражение, вопросы тех, кто квесты отгадывает:

1. Характер самого задания.

2. Знания – они либо уже есть, либо их запас будет пополняться в процессе.

3. Уровень интеллекта (придется мириться с тем, что есть – не стоит подходить со своими мерками к другому человеку – то, что легко для тебя, может быть сложно для другого – если тебе было просто решить задачу, не ожидай, что она будет также легка для другого).

4. Эмоциональное (мотивационное) состояние (предшествующая неудача снижает эффективность решения; наилучшие результаты имеют место при средней интенсивности мотивации; чрезмерная или недостаточная мотивация приводит к ухудшению результатов – психологический закон закон Йеркса — Додсона).

5. Личностные качества – гибкость, инициатива, уверенность, нонконформизм и другое».

Виды квестов.

Образовательные квесты различаются:

- по форме проведения (компьютерные игры-квесты, веб-квесты, QR-квесты, медиаквесты, квесты в замкнутом помещении, в классе; квесты в музеях, внутри зданий, в парках; квесты на местности (городское ориентирование - «бегущий город»); квесты на местности с поиском тайников (геокэшинг) и элементами ориентирования (в т.ч. GPS) и краеведения; квесты на природе, комбинированные);

- по типу заданий (интеллектуальные, поисковые, экстремальные); • по режиму проведения (в реальном режиме; в виртуальном режиме; в комбинированном режиме);

- по сроку реализации (краткосрочные; долгосрочные); • по форме работы (групповые; индивидуальные);

- по предметному содержанию (моноквест; межпредметный квест);

- по структуре сюжетов (линейные; нелинейные; кольцевые);

- по информационной образовательной среде (традиционная образовательная среда; виртуальная образовательная среда).

- по назначению основной деятельности участников:

Веб-квест – это проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.

Тематический образовательный квест. Данная форма предполагает организацию квеста по определенной изучаемой теме, памятной дате, дате календарных праздников и т.д.

Смешанный квест интегрирует в себе признаки отдельных форм квеста для максимального выполнения поставленных задач в образовательном процессе. При планировании смешанных образовательных квестов педагоги используют все многообразие вариативных заданий для учащихся, включают и перемещение участников, и поиск, и использование информационных технологий, и сюжет, и опережающее задание – легенду.

Творческий квест требует от учащихся создания какого-либо продукта в заданном формате (картина, пьеса, постер, игра, песня, веб-сайт, мультимедийная презентация, проект и так далее).

Педагогическое значение образовательных квестов.

Применение интерактивных технологий, особое место в которых сегодня прочно заняли образовательные квесты, призвано решить ряд задач, среди которых на первых план выдвигаются следующие:

- развитие коммуникативных универсальных учебных действий (далее- УУД), установление эмоциональных контактов между учащимися;

- развитие познавательных УУД, общеучебных умений и навыков (анализ, синтез, постановка целей, поиск информации, структурирование знаний и пр.); обеспечение формирования умений самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения;

- плодотворно общаться и взаимодействовать с коллегами по совместной деятельности, учитывать позиции другого (совместное целеполагание и планирование общих способов работы на основе прогнозирования, контроль и коррекция хода и результатов совместной деятельности), результативно разрешать конфликты;

- обеспечение релаксации участников образовательного процесса, устранение нервной нагрузки, переключения внимания, смена форм деятельности и т.д.

Таким образом, методический потенциал квестовых технологий определяется рядом особенностей, о которых уже частично было сказано выше: образовательная задача осуществляется через игровую деятельность и носит поисковый характер; самовыражению ребенка способствует внедрение новых технических средств обучения; целенаправленно мотивируется эмоциональная и интеллектуальная активности ребенка. Образовательный процесс может быть организован в форме обучающей игры, творческой деятельности, познавательной и поисковой деятельности обучающихся; может быть как индивидуальным, так и коллективным.8

  1   2   3


написать администратору сайта