Главная страница
Навигация по странице:

  • Влияние этнополитических конфликтов на этнополитическою стабильность в современном государстве

  • Современные этнополитические конфликты содержание


    Скачать 158.79 Kb.
    НазваниеСовременные этнополитические конфликты содержание
    Дата27.04.2023
    Размер158.79 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСÐ2¾Ð²Ñ€ÐµÐ¼ÐµÐ½Ð½Ñ‹Ðµ этнополитические конÑ.docx
    ТипДокументы
    #1093416
    страница5 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9
    ГЛАВА 3. ЭТНОНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

     КАК ФАКТОР ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ

    Влияние этнополитических конфликтов на этнополитическою стабильность в современном государстве

    В настоящее время эффективность этнического федерализма определяется критериями легальной и легитимной нейтрализации этнополитических конфликтов в рамках существующих политических и правовых институтов[79]. Его отличительная черта, это отказ от применения вооруженного насилия участниками противоборства, проведении референдумов, приглашении к участию и сотрудничество в диалоге с сепаратистами иных этнических групп, руководства других регионов. Факторами и условиями выбора этой политики служат выработанная многими годами культура мирного разрешения этнополитических конфликтов, ограниченность ресурсов самих сепаратистов, не идущих на вооруженную борьбу.

    На наш взгляд целесообразным является рассмотрение опыта урегулирования этнополитических конфликтов в государствах с различной формой территориального устройства: в территориальных федерациях, унитарных государствах, этнотерриториальных федерациях и конфедерациях.

    Урегулирование этнополитических конфликтов в территориальных федерациях.

    Считается, что первым государством и федераций, перед которой встала проблема предотвращения и нейтрализации этнических конфликтов, в первую очередь в их политическом аспекте, стала Швейцария[80].

    Согласно исследованиям А. Лейпхарта[81], можно выделить следующие факторы и условия этнополитической стабильности в Швейцарии.

    К первому фактору можно отнести культуру мирного разрешения конфликтов между кантонами и этническими общинами страны, выработанную в ходе урегулирования междоусобных войн, опыта борьбы с сепаратизмом, требовавших от кантонов и этносов поиска оснований консенсуса, мирного сосуществования в одном государстве. Итог этого поиска нашел выражение в конституции 1848г. Согласно ее положениям, из непрочного союза государств Швейцария превратилась в единое союзное государство. После принятия конституции в Швейцарии не было никаких серьезных столкновений на национальной почве.

    Второй фактор стабильности отношений национальных общин федерации – равенство статусов трех национально-языковых групп. Все три этнические общины имеют равные права, и не одна из них не рассматривается как государствообразующая. Поэтому ни одна этническая группа не может считаться национальным меньшинством и подвергаться дискриминации.

    Третий фактор – ограничение власти путем децентрализации государственного управления и широкого распространения прямой демократии.

    Четвертый фактор – сбалансированное развитие кантонов с разной степенью социально-экономического развития без чрезмерного вмешательства государства в экономику.

    Пятый фактор - предоставление права на самоопределение не этнической группе кантона, а всем гражданам, проживающим на его территории независимо от их этнической принадлежности.

    Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы: предотвращению этнополитических конфликтов в Швейцарии способствует децентрализация государственного управления, передача полномочий субъектам федерации, этнический и религиозный плюрализм, прямая демократия, контроль граждан за властью. Опыт Швейцарии имеет большое значение для других государств, но, тем не менее, в политической практике его применение едва ли возможно где-либо, кроме самой Швейцарии, так как не в каждом государстве внутриполитическая обстановка настолько стабильна, чтобы реализовать подобный политический механизм.

    Еще одним ярким примером урегулирования этнополитического конфликта является Канадская федерация. По степени регионализации массового сознания Канада занимает одно из первых мест в мире. Согласно имеющимся данным, большинство канадцев в первую очередь ощущают себя жителями тех или иных провинций, а потом уже канадцами[82]. Естественно, что в случае с Квебеком, где большинство населения составляют выходцы из Франции в противоположность остальным англоязычным провинциям, эта особенность выражена наиболее сильно.

    Размывание         квебекской        идентичности   используется националистами как средство этнополитической мобилизации в борьбе за
    независимость провинции. Межэтнические отношения в провинции обостряются и заинтересованностью большинства индейцев, проживающих на территории Квебека, говорящих на английском языке и ориентирующихся на федеральное правительство, в создании самоуправляемой автономии в рамках Канадской федерации, занявшей бы 40% территории самого Квебека. Федеральное правительство приветствует такие устремления индейцев, что вызывает еще большие протесты сепаратистов[83].

    Кроме того, в основе мотивации организаторов сепаратистского движения лежит комплекс социально-экономических проблем. Среди этих проблем - длительное по времени доминирование англофонов в крупном бизнесе Квебека и начавшееся с 1960-1970-х гг. увеличение влияния франкоканадской буржуазии, которой был бы выгоден полный уход англоканадцев из крупного бизнеса; доминирование франкофонов в мелком и среднем бизнесе, который ориентирован не столько на остальную Канаду, сколько на рынки США.

    Несмотря на указанные выше экономические причины сепаратистских настроений в Квебеке, провинции пока еще экономически целесообразнее оставаться в федерации. Однако ситуация могла бы значительно измениться в пользу сепаратистов, если оправдались их надежны на открытую поддержку США. Выход Квебека из состава Канады означал бы весьма вероятный распад федерации. С уходом Квебека Канада потеряла бы 25,3% (6,9 млн.) граждан и 15,5% территории[84]. Потеря Квебека поэтому обострила бы проблему территориальной целостности всей Канадской федерации и разрушила бы политические и экономические связи между отдельными частями страны.

    Таким образом, этнополитический конфликт в Квебеке не вышел в стадию вооруженной борьбы, поскольку большинство квебекцев так или иначе выступает против отделения провинции от Канады. Вследствие этого обстоятельства, канадское правительство осознает, что применение силы может только усилить неприязнь франкофонов к англоязычным канадцам, а, кроме того, все канадское общество преданно относится к демократическим принципам и не представляет себе возможным применение насилия в отношении сограждан.

    Пример политики разрешения конфликта в Квебеке показывает правоту тех сторонников федерализма, которые указывают на необходимость его поддержки ненасильственными мерами, позволяющими нейтрализовать причины столкновения в экономической, культурной, образовательной и иных сферах.

    Урегулирование этнополитических конфликтов в унитарных государствах.

    Причинами, послужившими возникновению курдского этнополитического конфликта в Турции и Ираке, государствах, где проживают крупные курдские общины, принято считать следующие:

    -исторические (прецеденты существования курдской государственности в античное время, раннее средневековье, обосновывавшие право курдов на национальное самоопределение);

    - политические (устойчивое стремление курдских этнических движений, элит, значительного большинства курдского народа к обретению собственной государственности);

    - экономические (вступающие в противоречие с устремлениями курдов интересы США и ведущих региональных государств по контролю над Курдистаном как богатым природными ресурсами, энергоносителями районом потенциальных транспортных и энергетических коммуникаций).

    Наиболее остро проблема курдского сепаратизма стоит перед Турцией, проводящей дискриминационную национальную политику и стратегию подавления борьбы курдов за самоопределение. Турция не идет на уступки в области национальных прав курдов, отрицая существование самой этой этнической общности, ведет вооруженную, дипломатическую, экономическую борьбу с курдскими сепаратистами. Политическое урегулирование конфликта не устраивало Турцию, ответившую категорическим отказом в 1995г. на предложение лидеров курдского движения о предоставлении Курдистану статуса автономии в составе этой страны.

    Диаметрально противоположно складывалась ситуация в Ираке, где в 1974 г. курдам была предоставлена автономия, более того, в 1992г парламент района Южный Курдистан воспользовался разногласием Ирака и ООН и объявил об образовании государства Курдистан в составе «Иракской Федерации».

    В 2003 г. руководство Курдистана поддержало американское вторжение на территорию Ирака, но сохраняло приверженность территориальной целостности Ирака. Однако в декабре 2003 г. представители курдов в правительственном совете Ирака потребовали включить в новое законодательство страны на переходный период ряд положений, предусматривающих широкую автономию курдских территорий: полный контроль над добычей нефти на севере Ирака, в Киркуке (объявленный столицей Курдистана) и Мосуле; создание Совета курдских министров, имеющего право одобрения решений центральной администрации Ирака в отношении курдских территорий; возврат курдских территорий, отнятых при президенте С. Хусейне; возмещение финансовых средств, конфискованных с курдских банковских счетов партией «Баас». В случае невыполнения хотя бы одного из них курды проведут референдум об отделении от Ирака[85].

    Федерализация курдо-иракских отношений служит подтверждением позиции критиков смешанного и этнического федерализма о том, что данные формы урегулирования нуждаются в дополнении другими, инструментальными факторами.

    Урегулирование этнополитических конфликтов в этнотерриториальных федерациях.

    Этнополитический конфликт в Бельгии связан с появлением в этом государстве этнолингвистических, культурных и политических проблем между общинами фламандцев и валлонов.

    Противоречия между общинами возникло по окончании Второй мировой войны. До войны Валлония занимала лидирующее место по социально-экономическому, политическому и культурному развитию благодаря своей горнодобывающей промышленности, но в результате кризиса в этой отрасли национальной экономики Фландрия стала ведущим регионом. Во Фландрии накаляются антиваллонские настроения. В 1979 г. организованно оформляется движение фландрских сепаратистов – Влаамс блок, представляющих собой ультраправую националистическую партию, целью которой являлось создание независимого государства Фландрии. В противовес Фламандскому блоку, валлонские партии являются сторонниками сохранения территориальной целостности федеративного государства.

     Согласно доминирующей точке зрения, этнополитика бельгийского правительства не носит характер урегулирования, поскольку в силу слабости сепаратистского движения переговоры между ним и центром пока не начинались[86].

    Эффективность политики урегулирования этнополитического конфликта в смешанной Бельгийской федерации остается низкой в связи с сохранением противоречий лежащих в его основе. Это исторические причины - принадлежность обеих общин к разным государствам – Франции и Нидерландам, социокультурные - борьба фламандцев за сохранение собственной этнической идентичности и языкового своеобразия и экономические противоречия - наличие разных уровней развития регионов, недовольство фламандской общины отведенной ей ролью региона-донора в федерации.

    Пример Бельгии подтверждает правоту сторонников подхода о необходимости взаимного дополнения политико-институциональных и инструментальных факторов для урегулирования этнополитических конфликтов и, соответственно, необоснованность позиции тех сторонников федерализма, которые сводят урегулирование лишь к его политической форме федерализации отношений центра и этнических регионов.

    Урегулирование этнополитических конфликтов в конфедерациях.

    Урегулирование этнополитических конфликтов в межгосударственных союзах типа конфедераций осуществляются в настоящее время в Европейском Союзе и Содружестве независимых государств, причем в рамках последнего образования роль конфедерации, ее надгосударственных органов управления, ведущего государства-участника – России – является даже более значимой, чем ЕС и ее ведущих держав.

    Приднестровско-молдавский конфликт обусловлен следующими причинами:

    - историческими – включение по решению светского руководства в Молдавскую ССР земель Левобережья, населенных славянскими народами и ранее относившихся к Украине. Это решение обусловило возникновение с распадом СССР проблемы разделения власти между этническими общинами страны;

    - политическими – курс молдавского руководства на вхождение независимой Молдавии в состав Румынии, с чем не были согласны русскоязычное население – украинцы и русские, приднестровские молдаване и гагаузы;

    - экономическими – борьба молдавской и приднестровской этнических элит за контроль над приднестровской промышленностью, составляющей ядро промышленного потенциала Молдавии.

    В качестве своего основного источника этот конфликт имеет советскую политику размещения трудовых ресурсов в СССР. Большинство промышленных предприятий Молдавской ССР было сосредоточено на территории Приднестровья, в то время как экономика остальной части Молдавии имела в основном аграрный характер.

    До 1991 г. Приднестровье было частью Молдавской ССР, не обладавшей особым статусом. После распада СССР среди общественности района стали появляться требования о предоставлении автономии. Требования приднестровцев возникали относительно планов политической элиты Молдавии вернуться в состав Румынии. Это стремление, имеющее в качестве одного из своих следствий дискриминацию этнических меньшинств, проявилось в 1989 г., когда молдавское руководство объявило молдавский (румынский) язык официальным языком в республике и начало переговоры об объединении с Румынией [87].

    Обе стороны конфликта аппелируют к России и Украине как гарантам мирного урегулирования. Однако стороны по разному видят роль указанных стран в разрешении конфликта: представители Приднестровья считают, что Россия и Украина могут выступать гарантом мирного сосуществования двух независимых государств, в тоже время молдавское руководство призывает российские и украинские силы, контролирующие, по их мнению, внутриполитическую ситуацию в Приднестровье, повлиять на подконтрольное правительство самопровозглашенной республики.

    Рассмотрев различные этнополитические конфликты, которые существуют в различных по своему устройству современных государствах, можно заключить, что, реализация государствами тех или иных политических способов урегулирования этнополитических конфликтов - предоставления этническим регионам статуса автономии, широкой автономии, субъекта федерации - в условиях глобализации во многом зависит не столько от содержания самих институциональных политических мер, сколько от реализации других инструментальных - силовых, экономических, информационных, психологических, культурных, образовательных, территориальных и иных - факторов, сужающих возможности этнических элит и движений по эскалации столкновений.





    Пути сохранения этнополитической стабильности в полиэтнических регионах многонационального государства

     

    На современном этапе истории нашей страны, когда еще не преодолены кризисные явления, охватившие многие стороны жизни общества, этнополитические отношения представляют один из наиболее важных и значимых типов социальных отношений. Этнические факторы как составная часть присутствуют во всех экономических, социальных, политических, духовных и интеграционных процессах, происходящих в многонациональных субъектах Российской Федерации.

    Начало 90-х годов прошлого столетия ознаменовалось сложными и противоречивыми событиями. С карты мира исчез СССР, оставив после себя полтора десятка самостоятельных государств, среди которых была и Российская Федерация. Серьезным препятствием в движении России по направлению к выходу из кризиса стало обострение этнополитических противоречий внутри страны и проблемы взаимоотношений с бывшими советскими республиками. Этнические конфликты на постсоветском пространстве возникали из-за неподготовленности государств к восприятию и правовому разрешению проблем национальностей, национальных меньшинств, оказавшихся в различном социально-психологическом положении после распада Союза, а так же из-за отсутствия концепции национально-государственного устройства, и четкой программы национальной политики.

    Как известно, стабильность, в том числе и этнополитическая, является одной из важнейших составляющих любого государства. Под стабильностью государства понимается тенденция основных элементов его политической системы оставаться в рамках определенных и заранее установленных ограничений, даже если система испытывает воздействие со стороны среды[88]. Оптимальными в современных условиях формами поддержания этнополитической стабильности при соблюдении принципа государственно-территориальной целостности служат включение государственным центром этнических регионов в систему федеративных отношений, пропорциональное распределение власти в регионах между этническими общинами, формы ограниченного экономического самоопределения этнических регионов, институт национально-культурной автономии этнических групп.

     На современном этапе этнополитическая ситуация на постсоветском пространстве далека от стабильности. Чечня, Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье - лишь неполный перечень известных зон этнополитических конфликтов. Тем не менее, известны регионы, которые по нашему мнению с большой долей уверенности можно назвать этнополитически стабильными. Это, например, республика Башкортостан, Оренбургская область. Одной из особенностей поддержания этнополитической стабильности в этих регионах стало распространение практики межэтнического разделения власти. Широкое использование подобной практики на федеральном уровне, способствовало бы поддержанию этнополитической стабильности, и во многом позволило бы использовать более эффективный механизм принятия политических решений. Нельзя не согласиться с мнением тех исследователей, которые считают, что в полиэтническом обществе стабильность обеспечивается путем создания демократических политических институтов с учетом этнического представительства в целях реализации их интересов и предупреждения конфликтов легитимными средствами. Неразвитость институтов представительства народов ведет к неустойчивости демократии в многонациональном обществе, к этноконфликтной ситуации[89].

    Современный Башкортостан – одну из крупнейших по численности населения республику России – сегодня можно считать моделью межнационального согласия и этнополитической стабильности. Более четырех миллионов жителей республики составляют уникальное для России многообразие этносов, конфессий, культур, языков[90].

    Национальная политика, реализуемая властью республики - это политика мультикультурализма, явления уникального для постсоветского общества, где решаются вопросы, связанные с развитием национальных культур, изучением родных языков, то есть языковым, культурным, этническим многообразием. В условиях противоречивых процессов, происходящих в стране во всех сферах человеческой жизнедеятельности: экономике, политике, культуре, при усилении межэтнической напряженности, снижении толерантности у граждан России, - утверждение политики мультикультурализма сегодня можно рассматривать, как один из путей к этнополитической стабильности цивилизованного развития общества.

    Выражение Президента России В. В. Путина «...в Башкортостане, как в капле воды, отразилась вся Россия» адекватно передает сущность этнополитического развития республики в качестве региона, который является оптимальной моделью реализации современной концепции национальной политики, осмысления проблем этнокультурного развития народов России, межнационального сотрудничества и становления общероссийской гражданской идентичности.

    Этому высказыванию можно найти подтверждение и с исторической точки зрения. Принято считать, что с XVI века, с момента вхождения некоторых башкирских родов в состав Русского государства, территория Башкортостана развивается как мультикультурное пространство. Но если заглянуть в историю еще глубже, то мы убедимся в том, что народы Урала, Поволжья, Сибири, Центральной Азии с древнейших времен существовали и существуют здесь в тесном взаимодействии, находясь в едином геополитическом пространстве. И огромная империя Юань, созданная Чингисханом, и Золотая Орда, и Российская империя, и Советский Союз - все эти государства административно и политически объединяли различные народы, культуры, системы, неизменной частью которых был Башкортостан[91].

    Многовековой опыт народов является важнейшим залогом сохранения межнационального согласия и этнополитической стабильности Башкортостана, залогом успешного противостояния негативным, деструктивным тенденциям, наблюдаемым в современном обществе. Сохранение и укрепление исторически сложившегося в республике благоприятного климата межнациональных отношений - одна из приоритетных задач национальной политики, проводимой в Башкортостане.

    Другая стратегическая задача - создание благоприятных условий для удовлетворения прав и потребностей народов Республики Башкортостан, для обеспечения запросов и интересов граждан, связанных с их этнической и конфессиональной принадлежностью, с их этнокультурной идентичностью. Эти потребности могут быть весьма разнообразными, но наиболее важные из них касаются культуры, образования, информации и, конечно же, сохранения и развития родного языка. В Башкортостане сложилась оптимальная система сохранения межнационального согласия, основой которой является диалог общества и государства.

    Прежде всего, необходимо отметить, что в республике сформирована законодательно-правовая база, позволяющая удовлетворять этнокультурные потребности ее народов и вместе с тем регулировать этносоциальные процессы, обеспечивая стабильность. Целый комплекс законов республики, таких как «О национально-культурных объединениях граждан в Республике Башкортостан», «О свободе совести и религиозных объединениях», гарантирует правовое решение любых проблем в области национальной политики и этноконфессиональных отношений.

    Учитывая всю важность проблемы сохранения и поддержания этнополитической стабильности в многонациональном обществе, в августе 2001 года Президент Республики Башкортостан Муртаза Рахимов подписал Указ о создании Министерства культуры и национальной политики Республики Башкортостан, которое является главным механизмом реализации государственной концепции национальной политики.

    Среди других механизмов реализации государственной национальной политики в Республике Башкортостан необходимо отметить интенсивно развивающиеся институты гражданского общества. К ним относятся различные общественные организации и в первую очередь - национально-культурные объединения. Представляя интересы конкретных народов, национально-культурные объединения осуществляют законодательно закрепленное право народов на самоуправление, регулируют внутриэтнические процессы, с одной стороны, а также выполняют очень важную функцию «посредника» в диалоге между государством и этническими сообществами. В Башкортостане функционируют около сотни национальных общественных организаций, которые имеют свои отделения в городах и районах республики. Всем им государство оказывает финансовую, методическую и организационную поддержку. Государство оказывает помощь национально-культурным объединениям и в выпуске национальных средств массовой информации. В республике издаются газеты на шести языках: на башкирском, русском, татарском, чувашском, марийском и удмуртском, что способствует укреплению национальной солидарности, повышает национальное самосознание. Позитивное самосознание, в свою очередь, является базой для формирования толерантных взаимоотношений у народов России.

    Проводимая в Башкортостане национальная политика имеет глубоко продуманный и научно обоснованный характер. Оптимизации национальной политики большое внимание уделяет Президент Башкортостана Муртаза Рахимов, что находит отражение в его ежегодных посланиях народу и Госсобранию - Курултаю - Республики Башкортостан. Принятые в республике законодательно-правовые акты, долгосрочные программы, в том числе Государственная программа «Народы Башкортостана», - первая в России программа разработанная для полиэтничного региона, ориентированная на создание социальной и межнациональной стабильности. Также важно отметить, что эффективные меры по обеспечению этнополитической стабильности – это результат многолетних научных исследований коллективов ученых Академии наук Республики Башкортостан, институтов Уфимского научного центра Российской академии наук, вузов республики.

    Помимо этого довольно стабильного региона, механизмы урегулирования этнических конфликтов и поддержания этнополитической стабильности существуют и в некоторых не являющихся республиками многонациональных субъектов Федерации, где совместно с представителями национальных организаций этнический фактор используют для успешного решения национальных вопросов и налаживания межнационального сотрудничества. Так, например, в Оренбургской области, где проживают более 80 национальностей органами власти проводится официальная государственная политика многокультурности, использующая все институты для культивирования взаимного уважения и социальной терпимости в отношении всех этнических групп, проживающих в регионе и удовлетворению их национально-культурных запросов. Помимо этого позитивную роль в укреплении межнациональных отношений и сохранении этнополитической стабильности в регионе играет наличие программы по национальной политике, основными направлениями которой являются:

    - сохранение и развитие национальных культур народов Оренбуржья;

    - меры по развитию национальной системы образования;

    - межнациональное культурное сотрудничество;

    - система мер по развитию средств массовой информации для удовлетворения духовных запросов народов, проживающих в области;

    - научное обеспечение программы.

    Через различные общественные структуры осуществляетсяется политическое участие различных национальных групп в жизни общества. Это участие реализуется не только в общественных структурах, но и в законодательных, исполнительных органах, отраслях хозяйства.

    Распределение основных этнических групп в руководящем составе Оренбургской области (русских, татар, казахов, украинцев, мордвы, башкир, чувашей и др.) реализовано пропорционально на всех уровнях: среди глав администраций сельских, поселковых советов; начальников отделов внутренних дел; прокуроров городов и районов; заведующих отделов образования; депутатов областного Законодательного Собрания; директоров школ, акционерных обществ; студентов, профессорско-преподавательского состава[92].

    В Пермской, Саратовской, Ярославской, Курганской областях, также разработаны программы по удовлетворению национально-культурных запросов представителей национальных групп. Через различные общественные структуры осуществляется политическое участие различных национальных групп в жизни общества. Это участие реализуется не только в общественных структурах, но и в законодательных, исполнительных органах, отраслях хозяйства.

    Институт уполномоченного представителя коренных малочисленных народов Севера учрежден и при законодательной Думе Хабаровского края. Уполномоченные представители избираются во всех сельских и поселковых муниципальных образованиях, где проживают данные народности, и формируют районные Советы уполномоченных представителей, действующих на общественных началах при администрациях районов и решающих вопросы своих территорий. Районные Советы направляют своих представителей в органы государственной власти края и местного самоуправления на слушания по вопросам, затрагивающим интересы малочисленных народов. Подобный Совет, в соответствии с краевым законом, может быть образован и при главе администрации края, в состав которого вошли председатели районных Советов уполномоченных представителей[93].

    Продуктивный опыт предупреждения этнополитических конфликтов, вызванных неравенством в этническом представительстве в региональных органах государственной власти, может быть заимствован для всех полиэтничных регионов Российской Федерации.

    Неравенство в представительстве этнических общин в органах государственной власти отдельных республик с учетом этнодемографических факторов, вероятно, не вызовет конфликтов на базе противоречий в разделении власти между этносами, но может способствовать их трансформации в перспективе в новый виток сепаратизма уже преимущественно моноэтнических республик.

    Как уже было замечено выше, этническое представительство в органах государственной власти регионов России как политическая форма поддержания этнополитической стабильности представляется более реализуемой и продуктивной, чем в органах государственной власти федерального уровня. По мнению ряда исследователей именно «мизерное представительство нерусских в высших эшелонах исполнительных органах России и их слишком слабый голос в законодательном органе становится типичной чертой доминирования унитарно-шовинистических представлений при решении этнополитических вопросов в стране»[94].

    Принятие нового закона о политических партиях Российской Федерации, формирует политическую форму разрешения этнополитических противоречий по поводу неравенства этнического представительства в органах государственной власти субъектов Федерации. В новых условиях проблема пропорционального представительства из плоскости договоренностей между элитами различных этнических групп переходит в плоскость внутрипартийного обсуждения с учетом реальных качеств претендентов на власть и потенциальной величины соответствующего этнического электората. Причем свободные выборы на многопартийной основе выводят проблему представительства той или иной этнической группы в органах государственной власти из области этнической принадлежности, опирающейся на численность населения, в область идеологических, партийных предпочтений этнического электората.

    Таким образом, представительство в органах государственной власти и органах местного самоуправления становится, с одной стороны, результатом реальной конкуренции партийных программ - выбором электората, освобожденным от спекулятивной этнической составляющей. Такая практика создает условия для смены этнополитических элит. С другой стороны, проблема неравенства представительства, находившаяся в исключительном ведении элит соответствующих этнических групп субъекта РФ, становится частью федеральной политики взаимодействия федеральных партийных органов и их региональных партийных организаций.

    Становление многопартийной системы выборов, является залогом успешного проведения реформы постсоветского административно-территориального деления страны. Причем становление многопартийной системы снимает проблему межэтнического разделения и на федеральном уровне. Очевидно, что в условиях реальной демократии и зрелого гражданского общества доминирующее положение русского народа в органах государственной власти вытекает из его электорального доминирования на выборах высших органов исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

    Наконец, названный механизм позволяет обеспечить малочисленным этническим группам представительство в федеральных органах власти, равно как и обеспечить достойное представительство русского народа в органах государственной власти национальных субъектов Российской Федерации.

    Еще одним важным элементом поддержания этнополитической стабильности является процесс фор­ми­ро­ва­ния об­ще­рос­сий­ской по­ли­ти­че­с­кой эли­ты, вклю­ча­ю­щей в се­бя пред­ста­ви­те­лей эт­ни­че­с­ких элит на­ро­дов Рос­сии. Ос­нов­ной ин­ст­ру­мент это­го про­цес­са - ин­кор­по­ра­ция эт­ни­че­с­ких элит в фе­де­раль­ные ор­га­ны вла­с­ти[95]. Следует учитывать тот момент, что речь идет не о вы­де­ле­нии же­ст­ко за­креп­лен­ных за­ко­ном на­ци­о­наль­ных квот или про­цент­ных норм, а о раз­ви­тии по­ли­ти­че­с­кой куль­ту­ры, тре­бу­ю­щей уче­та мно­го­об­ра­зия эт­ни­че­с­кой струк­ту­ры об­ще­ст­ва при фор­ми­ро­ва­нии ор­га­нов вла­с­ти. Ра­зу­ме­ет­ся, учет эт­ни­че­с­ко­го фак­то­ра, как и по­ла, воз­ра­с­та, воз­мо­жен толь­ко по­сле оп­ре­де­ле­ния де­ло­вых ка­честв пре­тен­ден­тов.

    Как отмечает в своих исследованиях Э.А. Паин, важ­ным эле­мен­том в про­ве­де­нии по­ли­ти­ки эт­но­по­ли­ти­че­с­кой ин­те­г­ра­ции долж­на стать ро­та­ция ка­д­ров. При этом речь идет не толь­ко о «вер­ти­каль­ной» ро­та­ции, при ко­то­рой спо­соб­ных чи­нов­ни­ков из на­ци­о­наль­ных ре­ги­о­нов при­гла­ша­ют на ра­бо­ту в Центр, но и о «го­ри­зон­таль­ной». Пе­ре­ме­ще­ние фе­де­раль­ных чи­нов­ни­ков из од­них ре­ги­о­нов на ра­бо­ту в дру­гие долж­но стать не эпи­зо­ди­че­с­ким яв­ле­ни­ем, а об­щим пра­ви­лом.

    Не следует также забывать то, какую роль в подержании стабильности в полиэтнических регионах при­зва­ны играть СМИ. Прав­ди­вое и про­фес­си­о­наль­ное ос­ве­ще­ние куль­ту­ры, бы­та, жиз­ни на­ро­дов Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции яв­ля­ет­ся од­ним из су­ще­ст­вен­ных ус­ло­вий меж­на­ци­о­наль­но­го мира и этнополитической стабильности.­

     
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта