Главная страница
Навигация по странице:

  • Государственная национальная политика как способ поддержания этнополитической стабильности в современной России

  • Современные этнополитические конфликты содержание


    Скачать 158.79 Kb.
    НазваниеСовременные этнополитические конфликты содержание
    Дата27.04.2023
    Размер158.79 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСÐ2¾Ð²Ñ€ÐµÐ¼ÐµÐ½Ð½Ñ‹Ðµ этнополитические конÑ.docx
    ТипДокументы
    #1093416
    страница3 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9
    ГЛАВА 2. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ФЕДЕРАТИВНОГО ГОСУДАРСТВА

    Государственная национальная политика как способ поддержания этнополитической стабильности в современной России

    Совершенно очевидно, что переходный период, связанный с модернизацией российской политической системы в силу многих объективных и субъективных факторов неоправданно затянулся. Несмотря на то, что в начале 2000-х годов удалось стабилизировать этнополитическую ситуацию в стране и преодолеть негативные последствия распада СССР, в обществе наблюдаются кризисные явления, связанные с этническим самоопределением. Важным компонентом стабилизации политической системы является национальный вопрос, так как Россия – это, прежде всего совокупность наций и многочисленных этносов, а российская национальная самобытность заложена не в имперских традициях, а в исторически сложившемся межкультурном взаимодействии и в единстве многонационального сообщества народов[47].

    С подписанием Б.Н. Ельциным Указа «Об утверждении Концепции государственной национальной политики», впервые предпринимается попытка определить ориентиры национальной политики Российской Федерации. Национальная политика – это система мер, направленная на создание условий для полноправного социально-экономического и национально-культурного развития всех народов России, упрочения общероссийской гражданской и духовно-нравственной общности на основе соблюдения прав и свобод человека и гражданина и признание его высшей ценностью[48]. Национальная политика вырабатывается на основе тщательного научного анализа и обобщения этнополитической исторической практики развития наций и национальных отношений. Основной задачей национальной политики на современном этапе является разрешение межнациональных противоречий, а также выработка стратегических решений по обеспечению принципов общенародного единства, подлинного равноправия и демократического сотрудничества, обеспечение профилактики в сфере нарушения прав и свобод человека. «Национальная политика может быть консолидирующим фактором лишь в том случае, - утверждает Н.П. Медведев, - если она будет отражать все многообразие интересов народов России, иметь в своем арсенале четкие механизмы их согласования»[49].

    Концепция государственной национальной политики являлась важнейшим программно-политическим документом, предопределившим основные направления государственной национальной политики и государственного строительства страны на ближайшие годы. В Концепции были зафиксированы приоритеты России в области межнациональных отношений, урегулированы вопросы координации законотворческой деятельности на всех уровнях: от федерального - до местного.

    При этом учитывалось, что без выделения в качестве субъектов национальной политики этнических групп, нуждающихся в специальных мерах государственной защиты (малочисленные народы, национальные меньшинства, репрессированные народы), невозможно решение проблем поддержания межнационального мира и согласия в России.

    Следует признать, что Концепция в 90-е годы была ориентирована на решение лишь отдельных задач, вырванных из общеполитического контекста, имела фрагментарный характер, поэтому сегодня она требует подкрепления и уточнения в федеральном законодательстве. Главная проблема создания новой концепции по решению национальных и этнических проблем заключается в ее универсальности, способности разрешить те многочисленные проблемы, которые стоят перед Россией сегодня.

    Правовую основу государственной национальной политики составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

    Главной целью национальной политики в Российской Федерации должно являться обеспечение оптимальных условий для развития всех этнических общностей, составляющих многонациональный народ России.

    Среди приоритетных целей:

    - сплочение представителей всех национальностей для решения задач, направленных на укрепление государственного единства и демократических основ России;

    - формирование в обществе уважения к правам человека, непримиримости к проявлениям национализма, ксенофобии и этнорелигиозного экстремизма;

    - объединение усилий государства и институтов гражданского общества по утверждению в общественном поведении установок толерантного сознания, ценностей гуманизма, отвечающих традициям солидарности и гражданского согласия;

    - создание правовой, идейной и политической базы для деятельности разных ветвей власти, политических сил и общественных организаций.

    Национальная политика, прежде всего, должна обеспечивать реализацию предусмотренных Конституцией прав и свобод граждан, связанных с их национальной принадлежностью. Реализация этих прав и свобод может осуществляться на основе многовариантных форм самоопределения народов в Российской Федерации с учетом разрозненного проживания многих народов на своей территории.

    Органы государственной власти призваны оказывать содействие по созданию правовой базы становления и функционирования различных форм национально-культурных автономий на федеральном, региональном и местном уровнях, решению проблем различных национальных общностей.

    Принципиальное значение для поддержания этнополитической стабильности в обществе имело принятие закона «О национально-культурной автономии» в 1996 году, что означало признание того, что национальная политика охватывает все народы, в том числе не имеющие своих административно-политических образований и возможность самоопределения народов без изменения сложившегося государственного устройства. Этот закон позволил самоорганизоваться этническим группам и сообществам вне зависимости от места их проживания. Удовлетворение культурных, социально-экономических, политических интересов в равной мере всех этнических групп и общностей, невозможно добиться без национально-культурной автономии, которая является дополняющим фактором федеративного устройства страны, формой самоопределения, которая представляет собой общественное объединение граждан России, относящих себя к определенным этническим общностям на основе их добровольной самоорганизации в целях сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. Мы солидарны с мнением директора института этнологии и антропологии РАН В.А. Тишкова, выраженным следующим образом: «Не вместо, а вместе с национально-государственными образованиями национально-культурная автономия является важнейшей формой самоопределения народов Российской Федерации»[50].

    В последние годы для поддержания этнополитической стабильности и сохранения межнационального мира предпринято немало шагов, таких как наведение конституционного порядка, обеспечение равноправия народов, противодействия экстремизму и ксенофобии, решение этнокультурных проблем при взаимодействии органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений и других субъектов этнокультурной деятельности.

    Помимо этого необходимо учитывать этническое и религиозное многообразие страны, при формировании общероссийской идентичности у всех граждан России вне зависимости от их национальной и конфессиональной принадлежности. Согласимся с мнением К.В. Калининой, которая полагает, что «…именно констатация непреложного исторического факта, что все народы России в равной степени являются государствообразующими, может и должна стать консолидирующей идеей, которая будет способствовать упрочению федеративного государства, снижению этнической напряженности, преодолению различного рода деструктивных «национальных идей», возникших в результате центробежных процессов»[51].

     Таким образом, отметим, что внимание к вопросам, определяющим содержание государственной национальной политики, со стороны государственных и общественных организаций остается все еще недостаточно полным. Отдельные социальные противоречия в обществе по-прежнему приобретают этноконфессиональную окраску, что создает угрозу для внутренней стабильности государства. Законодательные акты в сфере национальной политики, принятые более 10 лет назад, уже не в полной мере учитывают особенности современного периода, что не способствует эффективному регулированию национальных отношений в Российской Федерации, поддержанию этнополитической стабильности и сохранению межнационального мира и согласия.

    Делая выводы, согласимся с мнением Н.П. Медведева, который справедливо отмечает, что: «…для создания эффективной системы мер, направленной на развитие национальной государственной политики  очень важно не повторять прежних ошибок, совершенных союзным руководством, а также четко осознавать, что национальная проблема не может быть решена волевыми актами, когда подрывается идея национального самосознания, когда столь быстрыми темпами начинает развиваться деструктивная ситуация»[52].

     





    Влияние конфликтогенных факторов этнополитических отношений на развитие федеративных отношений в современной России

    Проведенная в 2002 году перепись населения подтвердила, что Российская Федерация – одно из крупнейших в мире полиэтничных государств, где проживают представители около ста шестидесяти этнических общностей (и двадцати пяти субэтнических групп) разной численности, происхождения и обладающих особенностями материальной и духовной культуры[53]. Среди них есть народы численностью более миллиона – татары, чуваши, башкиры, мордва, большие диаспорные группы украинцев, белорусов и народы, насчитывающие всего несколько сот человек (орочи, энцы и др.).

    Для сохранения России как целостного полиэтничного государства, необходима выработка политики, которая позволила бы согласовать интересы, личности и государства, этнических групп большинства и национальных меньшинств. Для выработки такой политики необходимо четко представлять причины вызывающие обострения этнических чувств, и соответственно появление обстоятельств, вызывающих этнополитические конфликты.

    К числу основных конфликтогенных факторов можно отнести стремление ряда народов, в свое время добровольно вошедших в состав Российской империи или насильственно к ней присоединенных, добиться политической самостоятельности, ограниченного или полного суверенитета.

    Причиной тому является: исторически сложившееся и возросшее в постсоветской России правовое неравенство между двумя основными группами субъектов Федерации - национальными республиками и областями; неспособность федерального центра оказывать действенную помощь регионам в условиях тяжелого социально-экономического кризиса; проведение некоторыми государствами геополитики, направленной на отрыв от России территорий с преимущественно мусульманским населением.

    Вследствие этого Россия, как многонациональное государство, вынуждена решать две основные проблемы – во-первых, борьба с этническим сепаратизмом и, во-вторых, урегулирование межэтнической напряженности в республиках Северного Кавказа и в ряде других регионов, перерастающей порой в межреспубликанские противоречия[54].

    Следующим конфликтогенным фактором, дестабилизирующим этнополитическую обстановку, является нерешенная проблема коренных малочисленных народов, заключающаяся и в их этническом самосохранении. К малочисленным народам (таковых примерно 60) относятся народы, насчитывающие не более 50 тыс. человек. В отношении малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока на первый план выступает задача, обеспечения гарантий их выживания. Она должна основываться на разработке специальных программ, приспособления законодательства о бюджете, приватизации, предпринимательстве, о закреплении за семейно-родовыми объединениями промысловых угодий и пастбищ и т. п. Это очень сложный круг вопросов, поскольку нужно принимать взвешенные решения, позволяющие разрешить противоречия между сохранением привычного родового быта и созданием инфраструктуры цивилизации.

    Некоторых исследователи считают, что этноконфликтные ситуации создаются из-за нерегулируемых этнических иммиграций. Как справедливо отмечает Л.Л. Хоперская, «Проблема миграции и изменения этнических пропорций населения страны, является долгосрочным дестабилизирующим фактором»[55].

    По мнению В.А. Тишкова в России резкий рост миграционных потоков произошел в результате вооруженных конфликтов и изменившейся политической и социально-психологической ситуации. В результате чеченской войны около половины населения Чечни выехало в другие регионы России. Также в России произошел огромный прирост мигрантов из стран бывшего СССР, при резком сокращении обратного потока[56].

    Следует признать, что неконтролируемые миграционные процессы уже внесли существенные коррективы в структуру этнического разделения труда, отразились на криминогенной обстановке, в ряде случаев приводят к столкновениям на межэтнической и межконфессиональной основе.

    Появление беженцев-неславян из зон этнополитических конфликтов в сочетании с отсутствием полной и адекватной информации нередко ассоциируется наиболее радикально-настроенной частью общества с повышением уровня криминогенности, что вызывают соответствующую негативную реакцию.

    Еще одним из опасных конфликтогенных факторов является «этнократизация власти» в национальных республиках. Этнократические элиты продолжают держать курс на возвышение титульных этносов до статуса однозначно доминирующих. Так, например, идет замена кадров на национальные (Тува, Саха-Якутия, Башкортостан и др.), увеличивается миграция славян из ряда республик (Северная Осетия-Алания, Тува, Саха-Якутия и др.), дает о себе знать бытовой национализм, противостояние языков общения, особенно в сфере образования.

    В унизительном положении оказались русские на территориях бывшего Советского Союза. Уже широко известно, что дискриминации подвергаются русские и русскоязычные группы в странах Балтии. Так в Латвии помощник премьера по национальной безопасности официально заявляет, что «русская община не вписывается в концепцию национального Латвийского государства»[57]. Даже в Казахстане, где русское и русскоязычное население составляет большинство (более 50%) и где официальная пропаганда и политическое руководство страны заверяют о полном уважении прав всех народов, особенно русских, русское и русскоязычное население чувствует себя неуютно.[58] По мнению Р.Г. Абдулатипова именно положение русских в ближнем зарубежье стало главным стимулом для возбуждения русского национализма. И затем это явление перенеслось на территорию России[59].

    Опасным конфликтогенным фактором является также ставка на монополизацию политического господства в руках доминирующей русской нации. М. Мнацаканян отмечает, что: «С распадом СССР исчезает имперский имидж России в лице Российской Федерации и более отчетливо проявляется ее характер как национального государства русских. Требования к нерусским народам вполне соответствуют статусу такого государства, и традиционный великодержавный национализм часто приобретает черты и выражения обиженного судьбой народа . В этих условиях национализм принимает форму и выражение патриотизма. И в России повторяется то, что мы неоднократно видели в различных странах: носители национальной вражды, ненависти, экстремистской и фашистской идеологии считают себя истинными патриотами, спасителями родины»[60].

    Еще один фактор, угрожающий этнополитической стабильности государства – это средства массовой информации, которые активно участвуют в формировании общественного сознания и способствуют в определенной мере разжиганию этнополитических конфликтов. Явно негативную роль играют не всегда компетентные, оскорбительные публикации и передачи в СМИ, возбуждающие национал-экстремизм, за которые журналисты не несут никакой ответственности. Исходя из этого, представляется важным определить приоритеты в информировании населения, пропагандировать примеры не вражды, а дружбы, взаимопомощи, нацеленные на формирование этнотолерантного массового сознания и поведения. В целом же этническая проблематика требует от журналистов большей ответственности, высокого уровня компетентности и профессионализма.

    Начиная с 2000-х гг. в России произошли серьезные позитивные изменения, а именно, укрепление российской государственности, формирование приоритетов государственного строительства и национального развития России, постепенное осознание необходимости консолидации различных этнических и религиозных (этнокультурных) сообществ, вокруг задачи национального масштаба – формирования единой российской нации. Это формирование, как справедливо отмечает В.А. Тишков, не отменяет наличия в России этнических общностей («народов» или «национальностей»), и с учетом давней традиции использования термина «нация» на данном историческом этапе вполне возможно сохранить двойной смысл этого словоупотребления: российский народ, или российская нация как согражданство – и народы, или этнонации как этнические сообщества[61].

    Также для поддержания этнополитической стабильности, развития межкультурных связей и решения проблемы социально-экономического, этнокультурного и духовного развития народов России Министерством регионального развития была разработана Концепция федеральной целевой программы «Этнокультурное развитие регионов России (2006-2008 гг.)». В программе предусматривается содействие межкультурному и межрелигиозному диалогу и сотрудничеству, направленному на противодействие экстремизму и различного рода нетерпимости.

    Разработчики Концепции исходили из того, что не только национальный аспект, но и религиозный - как важный и неотъемлемый элемент социокультурных традиций и образа жизни народов России – входит в понятие этнокультурное. Это соответствует подходам, реализуемым в Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, в которой государственно-конфессиональные отношения рассматриваются как часть национальной политики.

    Еще одним шагом на пути сохранения целостного, полиэтничного государства и снятия этнополитической напряженности является принятие мер по воспитанию толерантности с детского возраста. Представляется, что включение в региональные стандарты среднего, средне-специального и вузовского образования учебных программ по этнологии позволит качественно изменить духовно-нравственное воспитание молодежи, что в свою очередь приведет к повышению этнотолерантности и терпимости в обществе.

    Сегодня проблема этнической толерантности настолько актуальна и глобальна, что ЮНЕСКО работает над разъяснением философии мира между народами, уважения всех этносов и этнических групп. Особое внимание уделяется проблемам терпимости, плюрализма и культурного мира[62].

    Сегодня, в условиях обновления высшей политической власти, перед новым руководством страны стоит задача выработать действенные меры противодействия этнополитическому и религиозно-политическому экстремизму, снизить уровень конфликтности в межнациональных и этноконфессиональных отношениях, сформировать надежные механизмы функционирования этносистем в условиях полиэтничного и поликонфессионального государства, представить новые модели политического поведения и новые средства воздействия на массовое политическое сознание, которые могли бы служить основой для формирования стабильной политической жизни в России.

    Достичь этого можно лишь сохраняя и развивая национальную специфику народов, создавая условия для равноправного их участия в управлении государственными и общественными делами, развивая традиционные отрасли хозяйства, духовное возрождение, сохраняя и развивая национальную культуру и язык, воспитывая в обществе толерантность и терпимость, культивируя ценности индивидуальной свободы.

    Достижению этих целей неоспоримо способствует лишь демократическое, федеративное государство, провозглашающее новые формы толерантности между этническими и культурными группами на федеральном, региональном и местном уровне.

     
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта